Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей «Восстановление» № 28

Хартвиг Хенкель

Апостольское служение

Глава из книги «Созидание церкви по Божьему плану»


На протяжении многих веков Церковь находится в процессе восстановления первоначального Божьего плана. Важный момент восстановления новозаветной Церкви касается апостольского служения.

Великую убедительность и силу первых церквей, о чем мы читаем в Деяниях и Посланиях апостолов, невозможно объяснить иначе как действием Духа Святого. Самым важным каналом, через который Дух Святой действовал в церквах, было апостольское служение. Без этого служения церкви никогда не смогли бы достичь той степени динамичности и влияния, которая до сих пор остается непревзойденной. Какой надеждой мы обогатимся, когда постигнем из пророческого Писания то, что Господь в последнее время завершит Свое дело восстановления, и Церковь совершит свое служение в той же славе, в какой она несла его в начале!

Некоторые считают, что Церковь была создана на основании только тех апостолов и пророков, которые существовали в древнее время. Но место Писания Ефесянам 4:11-15 показывает нам, что задача различных служений, дарованных Церкви Господом, состоит в том, чтобы подготовить верующих к тому, чтобы они были способны исполнить Божье дело и не оставались младенцами. Разве эта функция после основания первых церквей стала ненужной? Почему сегодня никто не утверждает, что время пастырей и учителей миновало, и эти служения в деле созидания Церкви нам больше не нужны? Потому что эти служения мы не только видим среди нас в действии, но без них вообще невозможно представить Церковь. Если мы увидим из Писания такую же необходимость в апостольском служении, то поймем, что без апостолов Церковь точно так же не сможет войти в Божий план. Поэтому давайте рассмотрим в этой главе служение апостола.

Ни от какого апостола мы так много не узнаем о его жизни, о его сражениях, о его мотивах и о его служении, как от Павла. Поэтому его по праву можно считать образцом апостольского служения. Благодаря его примеру наш взгляд может стать более отточенным, а подражание его служению вооружит нас против все более усиливающейся тенденции размывания и обмирщения нашей веры.

Сущность апостола

Жизнь человека скорее определяется его сущностью, чем внешними факторами. Поэтому Иаков придает такое большое значение тому, чтобы мы рассматривали себя в зеркале Слова Божьего, которое он называет совершенным законом свободы (Иак. 1:21-25). Стремление видеть себя так, как видит нас Бог, открывает путь к действию силы Божьей в нашей жизни, которая иначе действовать не может. Павел имел ясное представление о себе, которое он получил через общение с Господом и через Его Слово. В начале 1-го и 2-го послания к Коринфянам, а также 2-го послания к Тимофею он описывает себя как «волею Божией апостола». Павел знал, что на это служение его поставили не люди, а призвал Сам Господь. Это было необходимое основание для его столь оспариваемого служения.

В 13-й главе Деяний апостолов мы читаем о том, как Дух Святой призвал Павла и Варнаву на служение церквам. Духовные руководители, учителя и пророки, присутствовавшие в Антиохии, вняли и последовали словам Духа Святого. Но они не поставили Павла и Варнаву апостолами. Я лично не верю в то, что люди могут кого-то назвать или назначить апостолом. Писание ясно подчеркивает, что они были посланы Духом Святым. Начиная с этого момента, момента посланничества, Павел и Варнава стали называться апостолами.

В немаловажном месте Писания послания к Ефесянам, в котором речь идет о служениях в Теле Христовом, мы читаем о том, что превознесенный Господь Сам дает людям различные служения в качестве даров (Еф. 4:1-14).

Понятие «апостол» не является статусом или положением, титулом или знаком отличия, также как и понятие «учитель» или «пастырь». В упомянутом месте Писания говорится не о ступеньках иерархической лестницы, но описывается определенный вид служения, который получен от Господа. Пять даров служения выражают различные стороны служения Христа, которые все вместе соединяются Им только в Его личности.

Эта важная истина – Бог Сам дает различные служения в церкви – еще раз подчеркивается в 1-м послании к Коринфянам 12:28. Тот факт, что в этом перечислении, а также в Ефесянам 4:11 апостолы и пророки упоминаются на первом месте, говорит о том особом весе, который Господь придает обоим этим служениям. Церковь созидается на основании этих двух служений, хотя, несомненно, остальные три служения также важны и необходимы.

Внутренняя жизнь апостола

Жажда по Богу сопровождала Павла всю его жизнь. В конце своего служения он по-прежнему был объят желанием больше познать Господа (Фил. 3:10). Это страстное желание по Богу давало ему все более глубокое познание о Его чудесной сущности. Павел был захвачен глубокой любовью к Господу, которая была больше любви к своей собственной жизни. Таким образом, он представлял собой буквальное воплощение первой и величайшей заповеди. Дух Святой совершил в Павле глубокую работу, так что Христос стал для него важнее всего, а все остальное он считал второстепенным. То, что обычно много значит для нас, – должность, происхождение и социальное положение, – все это Павел оставил ради Господа, чтобы иметь защищенность только в своих отношениях с Богом. Поэтому со всей правдивостью он мог сказать о себе самом:

Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа. (Филиппийцам 3:7-8)

И в Деяниях апостолов мы читаем:

И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святой по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. (Деяния 20:22-24)

Затем мы находим следующее высказывание Павла:

… Что вы делаете? Что плачете и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. (Деяния 21:13)

То, что эти слова – не пустая похвальба человека, много возомнившего о себе, свидетельствует вся жизнь Павла. Любовь к Господу, которая сильнее смерти, давала Павлу и несметному количеству других верующих первого поколения христиан такую силу, против которой было бессильно оружие врага. В ней заключалась тайна неудержимого распространения христианской веры первых веков. И эта глубина любви проявится в последних поколениях истинных последователей Господа и приведет дьявола в беспомощность и ярость. Страх перед смертью и сама смерть являются сильнейшим оружием дьявола. Наше Христом совершенное спасение включает в себя освобождение от власти смерти.

А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. (Евреям 2:14-15)

Эта сторона спасения, на которую до сих пор обращалось так мало внимания, в скором будущем сыграет огромную роль в жизни посвященных последователей Господа. Только от провозглашения Слова может прийти вера, а затем и личное переживание. О верующих последних дней перед пришествием Господа, которые будут жить во времена власти антихриста, говорится:

Они победили его (дьявола) кровью Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. (Откровение 12:11)

Мотивация апостола

Павел пишет об «апостольстве во имя Его» (Рим. 1:5), и этой короткой фразой описывает самое важное в его служении, а именно: сердце, боящееся Бога и стремящееся во всем прославить Его. Павла заботила слава Божья, а не своя собственная. Высокое призвание Божьего народа всегда состояло в том, чтобы стать народом во имя Божье (Деян. 15:14). Апостольское служение особенно сильно содействует тому, чтобы Церковь вошла в это призвание. Это по большому счету происходит посредством того, что оно собой представляет, а не того, что оно делает. Страх Божий был не просто красивым учением, которое Павел хранил в своей голове, нет. Он сам слышал в духе сетование Бога на отсутствие благоговения, что оставило глубокий след в его сердце.

Сын чтит отца и раб – господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? И если Я Господь, то где благоговение предо Мною? – говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. (Малахия 1:6)

Когда Павел писал своему духовному сыну: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь» (1 Тим. 1:17), – для него это были не пустые религиозные слова, употребляемые для проформы и не имеющие ничего общего с его повседневной жизнью, но этим апостол выражал сердцебиение и устремление всего своего служения.

«Потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными» (2 Кор. 5:9) – высказывания, подобные этому, говорят нам о том, что Павел со всей решительностью старался жить во славу Божью. Дух Святой освободил Павла в самой глубине его сердца от сатанинского яда самоуверенности и самопревозношения. Отношение Иисуса, Который говорил о Своей жизни на земле, что Он всегда делает то, что угодно Отцу, стало внутренним настроем Павла. Этот признак являлся основанием его духовной власти. Глубокое внутреннее соответствие его слов и желаний его сердца делало Павла непритворным в глазах Бога, людей и сил тьмы. Поэтому он с большой убедительностью мог призывать церкви к святому образу жизни, не производя при этом проклятия и отчаяния.

Если Павел писал верующим в Коринфе, что он ревнует о них ревностью Божьей (2 Кор. 11:2), это была чистая правда. Павел знал ревность Божью не понаслышке как движущую силу в своем сердце. Чрезвычайное желание Отца заключается в том, чтобы произвести в верующих образ Своего возлюбленного Сына, чтобы прославить Его и обрадовать даром славной Невесты. Павел имел общение с Тем, Кто однажды сказал: «Ревность по доме Твоем снедает Меня», и эта ревность Сына Божьего передалась ему и овладела им. Если мы упустим этот важный момент служения Павла, мы потеряем шанс понять этого мужа. Любые слова об апостольском служении, лишенные реальности ревности Божьей, есть ничто иное, как пустословие. Когда немного позже я буду говорить в этой главе об очищении сердца, я постараюсь коснуться этого вопроса еще глубже.

Внутреннее знание Божьей святости было той силой, которая побуждала Павла призывать к чистоте. И она необходима сегодня каждому истинному служителю Божьему. Ощущаем ли мы через Духа Святого дыхание Божьего огня, когда читаем следующие пламенные призывы Павла к коринфянам?

Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его? (1 Коринфянам 10:20-22)

Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божьего с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. (2 Коринфянам 6:14-7:1)

Истинная ревность Божья ведет к отделению, к разделению со всем тем, что не от Бога и не для Его славы. Если мы будем искать восстановления апостольского служения и переживать в своем сердце Божью ревность в качестве движущей силы, тогда у нас есть все шансы стать Церковью по сердцу Бога, непорочной Невестой, которая принесет Царю и Жениху славу и честь, которых Он заслуживает. Благодаря апостольскому служению мы познаем Бога как огонь поедающий (Евр. 12:29), чья святая ревность не потерпит ничего такого, что лишает Его славы.

В заключение этой важной характеристики апостольского служения приведу еще несколько мест Писания, которые демонстрируют стремление Павла к славе Божьей в его обращении с церквами:

Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. (1 Тимофею 6:1)

Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. (1 Коринфянам 10:31)

Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа. (2 Фессалоникийцам 1:11-12)

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. (2 Тимофею 2:20-21)

Что значат для тебя, дорогой читатель, следующие слова Павла:

Не оскорбляйте Святого Духа Божьего. (Ефесянам 4:30)

Является ли это для тебя строгим приказом командира, которому нельзя возразить, или ты можешь почувствовать настоятельную мольбу о том, что нашего прекрасного Бога нельзя оскорблять или огорчать?

Апостол как борец за истину

Евангелие – это несущая радость весть о любви и милосердии Бога, Который, несмотря на то, что мы заслужили это, не определил нас на временную или, тем более, вечную погибель, но по Своей доброй воле возложил наше проклятие на Своего Сына. Иисус Христос, Бог в человеческом облике, занял наше место и вместо нас принял наказание от Отца, чтобы даровать нам свободу. Итак, благая весть в некотором смысле является довольно плохой вестью, которая выносит смертный приговор нашему моральному состоянию и отвергает все наши собственные усилия и старания показать себя с лучшей стороны: добрыми и праведными. Неудивительно поэтому, что такая весть встретит непонимание и попытки ее размыть. Крест является ужасным преткновением, и яд человеческой гордости не потерпит взгляд Бога на наше моральное состояние. Апостольское служение должно бороться со всей решимостью против попыток сделать послание Евангелия удобным для тех, кто хочет пребывать в гордости и собственной праведности. Спасительная благодать Божья подвергается риску. Каждый, кто не принимает обличения Духа Святого относительно своей окончательной развращенности, не может познать и принять Божью благодать. Отношение Бога к нам зависит не от состояния Его сердца, которое всегда расположено к нам, а от состояния нашего собственного сердца. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Если мы будем видеть все эти взаимосвязи, мы сможем понять решительность и бескомпромиссность апостолов как реакцию на искажение Евангелия. Не горделивая правота, но почитание Бога и большая любовь к погибшим выступали той движущей силой, которая стояла за защитой истинного Евангелия.

Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым. (Галатам 1:6-10)

Такие радикальные слова наводят на мысль только о двух возможных вариантах: или здесь говорит слепой человек, потерявший всякое ощущение реальности, сумасшедший, если хотите, или тот, кто, вне всякого сомнения, знает, что он говорит истину, за которую готов страдать. Точно так же, как Иисус, апостольское служение не оставляет места для нейтральной позиции, но оно побуждает к решению в пользу истины или против нее.

Человек, подверженный духу гуманизма, посчитает приведенные стихи ничем иным, как верхом гордости, нелюбви и нетерпимости, и будет соответственно реагировать, так как суть гуманизма заключается в отвержении Бога человеком. Гуманист не хочет подумать о том, что Павел защищает не свои взгляды, но весть вечного Бога к людям, которые без этой вести или с ее искаженной упрощенной версией обречены провести вечность в аду.

Евангелие, проповедуемое Павлом, – это не некий богословский взгляд, который с полным правом можно противопоставить другим взглядам, но его благовестие получено им лично прямо с небес от вечного Бога.

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. (Галатам 1:11-12).

И снова Павел подчеркивает свою роль и свою задачу следующим поразительным заявлением:

Я поставлен проповедником и апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине. (1 Тимофею 2:7)

Апостол Иуда также служит примером того, что борьба за истину является важной частью апостольского служения.

Возлюбленные, имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым! Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. (Иуды 1:3-4)

Кроме того, существует множество других подобных высказываний Павла и остальных апостолов об опасности, которая исходит от лживых учений, а также о том, как Церковь должна обращаться с теми людьми, которые приносят лжеучения. С помощью этих наставлений, данных Духом Святым, апостолы осуществляли защитную функцию для церквей. Народ Божий не сможет здраво возрастать в вере, пока не будет восстановлено апостольское служение, в обязанности которого входит оказание защиты для Церкви.

Жизнь апостола как образец для подражания

Павел призывал Тимофея быть образцом для верующих, так как он сам жил такой жизнью, которая по праву могла служить церквам примером истинной любви к Богу. Следующие места Писания являются только выборкой из множества подобных заявлений:

Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. (Филиппийцам 3:17)

Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами. (Филиппийцам 4:9)

Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас. (2 Коринфянам 1:12)

Оба слова – простота и искренность – в последнем из приведенных стихов являются теми выражениями, которые для нас сегодня, по всей видимости, потеряли всякий смысл. Вот их значение в греческом подлиннике: прямота и честность, чистота и неподдельность. Искренность и честность по отношению к Христу – это те качества, к которым должна стремиться Церковь как Невеста Господа. И Павел писал о том, что сатана ищет того, чтобы отвратить нас от этого (2 Кор. 11:3).

Основанием власти для Павла было не его положение или служение духовного руководителя, как это сегодня часто понимают и практикуют, но непритворность (подлинность) его собственной жизни. Эта непритворность (подлинность) проявлялась в его отношениях с Господом и верующими. Поскольку он сам не терпел лицемерия и фальши и платил высокую цену за бескомпромиссность, то мог призывать церкви: «Любовь ваша да будет непритворна».

В своем конфликте с Петром, который описывается во второй главе послания к Галатам, Павел не стал считаться с его известной и уважаемой личностью, но призвал к покаянию, к послушанию истине. Рассуждая по-человечески, он бросал своего рода вызов. Он отдавал себе отчет в том, что незрелые верующие могут не понять его и даже осудить, распуская о нем слухи и сплетни: «Ты уже слышал? Этот Павел, который никогда не был в числе первых апостолов, ходивших с Иисусом, а всего лишь примкнул к ним, посмел пойти на конфликт с великим Петром!» Но Павел не заботился о своем имени, имидже или репутации, – ему истина Евангелия была дороже. Это был момент истины. Если бы среди апостолов восторжествовал закон вместо благодати, – оправдание перед Богом по своим делам, – это означал бы конец динамичному евангельскому движению. Смелая позиция Павла подтверждает его слова о чистоте его мотивов. «Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других», – писал Павел фессалоникийцам (1 Фес. 2:6).

Как учитель церкви апостол устанавливает Божьи стандарты

Павел понимал, к каким разрушительным последствиям в духовном служении для Царства Божьего могут привести лживые, эгоистичные мотивы, и делал все возможное для того, чтобы уберечь от этого верующих. Он давал ясные наставления относительно мотивов сердца, чтобы верующие могли жить в чистоте.

Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. (Филиппийцам 2:1-11)

«Ничего не делайте из личных интересов или же из суетной жажды славы» (Фил. 2:3, Библия Эльберфельдера). В нашем хождении с Господом важны не только правильные дела, но и правильные мотивы. Ценность наших действий или поступков в глазах Господа заключается в правильных мотивах. От этого зависит, получит ли наша деятельность Его признание и награду, или нет.

И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца. (Колоссянам 3:17)

Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. (Колоссянам 3:22-24)

Но Павел не только устанавливал Божьи стандарты, но и указывал верующим путь к достижению внутренней чистоты. Путь следования за Христом дает возможность Духу Святому через Слово Божье произвести в сердцах верующих работу очищения.

Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. (1 Тимофею 1:5)

Чистое сердце – это цель Бога, и она будет достигнута в том случае, если у нас чистые мотивы. Бытует мнение, что очищение сердца происходит при обращении, т.е. покаянии. Но даже это одно упомянутое место Писания показывает нам, что подобное понимание является ложным. Чистое сердце – это цель, а не начало. Павел знал, что среди верующих есть такие люди, которые противятся процессу очищения сердца. Поэтому он говорит о мире с теми, кто призывает Господа от чистого сердца (2 Тим. 2:22).

Чистота происходит через образ жизни в постоянном послушании истине и правде. Только применение истины или правды, а не только ее слушание, производит очищение. В следующем месте Писания находится интересная параллель к 1 Тимофею 1:6 о том, что внутреннее очищение освобождает от лицемерия.

Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца. (1 Петра 1:22)

Дух Святой как острый меч должен через Слово проникнуть до глубины нашего сердца и осветить наши скрытые мотивы. Если мы соглашаемся с Его оценкой и каемся, происходит очищение. Этот процесс, который возможен при условии истинного ученичества, апостол описывает следующими словами:

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. (Евреям 4:12) Павел пережил этот процесс на себе и поэтому мог учить так, что Дух Святой касался сердец верующих. Он знал Бога, испытующего сердца.

Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства; но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других. (1 Фессалоникийцам 2:3-6)

Где истина о том, что Господь хочет и должен совершать дело очищения нашего сердца, остается без внимания, верующие не смогут достигнуть отношений истинной любви с Господом. Это неслучайно, что Давид, самый великий поклонник Бога в Ветхом Завете, так много пишет об очищении сердца.

Знаю, Боже мой, что Ты испытуешь сердце и любишь чистосердечие. (1 Паралипоменон 29:17)

Даже в Ветхом Завете внутреннее очищение было необходимым условием для служения, угодного Богу:

И сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. (Малахия 3:3)

Апостольское служение знакомит верующих с процессом переплавления сердца, в то время как на своем личном примере, в своем учении и в своем отношении к нечистоте в Церкви оно демонстрирует Божье желание обрести непорочную Невесту.

Апостолы предупреждают о лживых служениях

Поскольку любое служение без предварительного очищения принесет очень мало пользы и даже может причинить большой вред, апостолы предупреждают об этой опасности. В отличие от нашего времени, когда вопросу предостережения о фальшивых служениях едва ли придается какое-либо значение, Павел и другие апостолы уделяли ему должное внимание. Острота их слов говорит о большой опасности, исходящей от тех верующих и тех служений, которые не желают знать Господа, испытывающего их сердца. Павел пишет о тяжелых временах для Божьего народа в последние дни, потому что появятся люди, имитирующие благочестивую жизнь, но не хотящие знать силу Божью, которая освобождает от власти греха. Они производят впечатление таких людей, которые очень интересуются духовными вещами, но не применяют услышанное в своей жизни. Более того, они еще и противятся истине, затрагивающей их собственный образ жизни. Они водимы плотскими желаниями и похотями, а это значит, что они не готовы распять свою плоть (Гал. 5:24) и вместо этого предпочитают оставаться под ее властью (2 Тим. 3:1-8). Такие люди создают в Церкви большие проблемы, сеют недовольство, розни и разделения.

Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном. (Филиппийцам 3:18-19)

Петр предостерегает о лжеслужениях, которые будут приносить в Церковь губительные разделения, и описывает разрушительную силу их деятельности следующим образом:

И из корысти будут подкупать вас лживыми словами; суд их давно ждет, и погибель их не дремлет. (2 Петра 2:3, Библия Эльберфельдера)

Почему в их жизни обнаруживается корысть: эгоизм, личный интерес? Потому что они отъявленные негодяи? Нет, разница между ними и другими верующими заключается не в степени зла, а в том, что они противятся истине, а значит и Духу Святому. Они не искали правду о состоянии своего собственного сердца и поэтому не увидели опасности этой похоти, не объявили ей войну и потому не достигли победы над корыстностью: эгоизмом и личным интересом. Павел подчеркивает, что непобежденный эгоизм может привести к большим проблемам в церкви:

Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. (Римлянам 16:17-18)

Истинные апостолы не только находятся в конфликте с лживыми апостолами, но и предостерегают о них и описывают их признаки. Фальшивых апостолов интересует их собственное царство, слава, почет и власть. Они отличаются вызывающим, неправедным и властным стилем руководства, который не соответствует характеру Христа. Оценка, которую дает Павел таким служениям звучит шокирующей, и он употребляет такие слова, которые сегодня большинству верующих показались бы совершенно оскорбительными и нехристианскими:

Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их. (2 Коринфянам 11:13-15)

Если бы кто-то сегодня позволил себе подобные высказывания, он бы услышал неслыханные возмущения в свой адрес, что бы свидетельствовало только о том, как мало мы знаем Бога Библии. Любовь, которая не является любовью Божьей, любой ценой хочет терпеть и приветствовать в Церкви замешательство и отклонение от истины. Кажется, что едва ли кого-то волнует тот факт, что первые апостолы никогда бы не согласились на нечто подобное.

Лжеслужители – это такие служители, которые руководствуются нечистыми мотивами. Каким бы хорошим и правильным ни было их служение в начале, впоследствии они всегда будут привязывать людей к себе. Истинные служители привязывают человека к Господу. «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою», – писал Павел коринфянам (2 Кор. 11:2).

Стремление «увлечь учеников за собою» (Деян. 20:30) всегда будет производить разделение в Теле Христовом. Лжеслужение возводит невидимую стену вокруг своих людей, чтобы его сторонники не обнаружили истину и правду у других и не сбежали из тюрьмы, выстроенной им. Эта стена может представлять собой гордость, которая заявляет: «Мы истинные! Мы настоящая армия Христова!», или же она может представлять собой страх и запугивание, которые осуждают: «Все, кто идут к другим, предатели, и Божье проклятие постигнет их».

Духовное отцовство апостола

По отношению к тем людям, которые противятся Божьему порядку и ведут себя безрассудно, Павел мог быть очень строгим и непримиримым, но в то же время он мог быть любящим и кротким с братьями и сестрами по вере. В этом смысле он удивительным образом отражал сущность Бога, Который гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5). Следующий отрывок показывает впечатляющую картину отношения Павла в служении верующим. Эта картина абсолютно не имеет ничего общего с деятельностью функционера, важной персоны или начальника организации.

Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны. Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими, потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу. (1 Фессалоникийцам 2:5-12)

«Я имею вас в сердце» и «Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа», – пишет Павел своим возлюбленным братьям и сестрам в Филиппах.

Расставание со старейшинами из Ефеса свидетельствует о сердечной связи руководителей с Павлом:

Тогда немалый плач был у всех, и, падая на шею Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля. (Деяния 20:37-38)

Отцовское сердце, для которого нет ничего важнее, чем здоровый рост, крепость и успех своих детей, было характерной чертой апостола Павла. Он пишет христианам в Галатии так:

Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас. (Галатам 4:19-20)

Тимофея (а также Тита) Павел называет своим «истинным сыном в вере» и говорит с большой благодарностью и здравой отцовской гордостью о том, что Тимофей, как сын, послужил ему в проповедовании (Фил. 2:22). Его благодарность за то, что Бог вложил в сердце Тита такую же ревность о церквах (2 Кор. 8:16), говорит нам о плоде его отцовства, т.е. о молодых служителях Божьих, которые последовали его примеру. Своему сыну Тимофею Павел свидетельствует:

А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. (2 Тимофею 3:10-11)

Стойкость в страданиях

Цель Бога для людей состоит в том, чтобы установить на земле Его закон праведности. Итак, авангардная власть Бога в Его народе будет противостоять неправедности и неправде и победит. Каждый, кто хочет бороться с беззаконием по духу, т.е. с Божьей помощью, должен быть готовым сам пострадать от беззакония и отказаться реагировать на него по плоти. Из такой внутренней позиции произрастает настоящая духовная власть. Нагляднее всего мы видим это на примере Иисуса, Который был возвышен и облечен властью, потому что Он смирил Себя и перенес беззаконие с величайшим терпением (см. Фил. 2:5-11). Эту готовность страдать ради народа Божьего мы видим на образцовом примере Павла. Он понимал, что важная часть служения народу Божьему состоит в том, чтобы с правильным отношением переносить страдания.

Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь. (Колоссянам 1:24)

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим. (2 Коринфянам 1:3-6)

Апостольское служение церквам

Хотя Павел, будучи апостолом, в своем попечении о церквах обладал огромной властью, он не важничал перед ними. Его служение осуществлялось с позиции слуги на основании добровольности и доверия. Он не вел себя как начальник или важное лицо, но служил с отцовским сердцем. Благость и строгость Божья были ему хорошо знакомы в его собственной жизни, и это выражалось в его отношении к церквам.

Павлово служение церквам состояло в учении, ободрении, исправлении и ходатайстве.

Церковь Господа не может созидаться с помощью человеческой мудрости, более того, последняя является даже злейшим врагом мудрости Божьей.

Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом. Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою. Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний. (Притчи 24:3-6)

Мудрость заключается в том, чтобы знать Божьи мысли и понимать, как и когда их применять. Павел умел служить с Божьей мудростью как тот, кто глубоко знал Бога лично.

Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас. (2 Коринфянам 1:12)

Мудрость Божья происходит от Священного Писания, которое обладает силой сделать нас мудрыми (2 Тим. 3:15), а также от чистоты сердца. Только сердце, живущее в страхе Божьем, может достигнуть Божьей мудрости.

Начало мудрости – страх Господень, и познание Святого – разум. (Притчи 9:10)

Являясь апостолом, Павел был не просто консультантом церквей, – он давал ясные наставления в вопросах церковной жизни, например, как относиться к людям, которые не хотят покончить со своим греховным образом жизни, а также в других практических вопросах.

Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас. (1 Коринфянам 5:11-13)

Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас. (2 Фессалоникийцам 3:6)

Приведенные выше стихи говорят сами за себя, что это не какие-то необязательные рекомендации, когда каждый волен решать, следовать им или нет, но это четкие указания к исполнению. Апостол настаивал на их соблюдении.

Прочее устрою, когда приду. (1 Коринфянам 11:34)

При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. (1 Коринфянам 16:1)

Апостольское служение закладывает основание

Церковь – это духовное строение, которому, как и любому дому, требуется фундамент. Закладка прочного основания является задачей апостола, который как домостроитель имеет от Господа план строительства.

Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы. (1 Коринфянам 3:10-17)

Автор послания к Евреям описывает процесс закладки фундамента:

Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. (Евреям 6:1-2)

Пресвитерам из Эфеса Павел напоминает о том, что церковь, которую они возглавляют, принадлежит Господу (Деян. 20:28). Мы сегодня скажем, что это понятно, о чем не нужно напоминать, тем более мужам, наделенным духовной ответственностью. Но именно из-за того, что мы постоянно не уделяем внимания тому, что является основанием церкви и христианской жизни, у нас такие большие проблемы в народе Божьем. Нам необходимы такие служения, которые все время будут напоминать нам об основах основ Царства Божьего. Так много сегодня созидается и делается без заострения внимания верующих на таких фундаментальных вещах, как истинное покаяние, крещение и ученичество. Этот недостаток ведет к все более усиливающемуся смешению с чуждыми религиозными убеждениями. «Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно», – обращается к филиппийцам Павел. Людям, не водимым Духом Святым, нужно всегда что-то новенькое, чтобы их мотивировать и веселить. Однако в задачу апостольского служения входит не проведение временных мероприятий и создание ажиотажа вокруг них, а стабильное созидание церкви. Поэтому оно акцентирует внимание на фундаменте и следит за тем, чтобы основание было заложено.

Апостольское служение дает защиту

Духовные руководители церкви назначаются апостольским служением, а не решением демократического большинства собрания церкви. Этим назначением апостольское служение берет на себя ответственность за служение руководителей церкви и осуществляет за ними духовный присмотр. Так церковь получает защиту от возможных неправильных действий старейшин или пресвитеров.

Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. (1 Тимофею 5:19-21)

В этом очень разумном указании – как с помощью апостольского служения разобраться с возможным неправильным поведением духовных руководителей – мы видим существенную разницу между новозаветной и общепринятой традиционной церковью. К сожалению, в последней пастор часто оказывается обвиняемым, свидетелем и судьей в одном лице. Такая абсурдная структура, как ни печально, во многих случаях приводит к злоупотреблению духовной властью. Точно также формальное курирование кем-либо из представителей деноминации (союза или объединения) зачастую не приносит никакой пользы, так как все завязано на иерархической структуре организации, а не на настоящей мудрости и власти Богом поставленного апостольского служения. Организационная структура, объединяющая в себе многие церкви, очень быстро становится искушением для того (или для тех), кто возглавляет ее, самому (или самим) решать за всю организацию и действовать от ее имени, что приводит к потере понимания Царства Божьего. Я как раз вспомнил для примера об одном муже Божьем, который в течение многих лет подвизался за восстановление новозаветной церкви и служил в полноевангельской церкви. Но когда он присоединился к объединению церквей, а также к высшему руководству, которое это движение возглавляло, его мышление и поведение очень скоро изменились. Со своего локального призвания продвигать Царство Божье он переключился на продвижение этой организации. Он разорвал многолетние связи со служителями, с которыми дружил, когда понял, что его «агитация» за свою организацию не находит у них должного отклика.

Настоятельный призыв Павла к Тимофею решать конфликты не взирая на лица, не смотря на личные связи или дружбу, показывает нам, что апостольское служение без внутреннего правдолюбия невозможно. Апостольское служение не сводится к роли начальника, но состоит из духовного качества, которое характеризуется чистотой мотивов.

Следующие слова Павла, обращенные к старейшинам из Эфеса, описывает его служение как апостола для церкви:

Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. (Деяния 20:29-31)

Почему войдут волки, и почему восстанут люди, говорящие лживо, после расставания с Павлом? Потому что его служение защищало церкви от этой опасности.

Павел нисколько не сомневался, что с его стороны не было проявлением нелюбви его предостережения об опасных людях, когда он называл их по имени, или даже использование им данной ему Богом власти, когда он предавал Божьему суду неисправимо злостных людей.

Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам. (2 Тимофею 4:14-15)

Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать. (1 Тимофею 1:20)

После того как мы рассмотрели некоторые важные особенности апостольского служения, нам должно стать более понятно, почему оно для нас так необходимо. Поэтому возникает логичный вопрос: что мы сегодня можем сделать для того, чтобы содействовать Божьему делу восстановления этого в буквальном смысле полагающего основание служения?

Наклеивание новых этикеток на старших пасторов больших церквей и величание их апостолами отнюдь не является решением проблемы апостольства. Ведь дело не в названии, положении или регалии, но в самом служении, которое совершает дела с Божьей властью, которые до сих пор едва ли или вовсе не совершались.

1. Изучение

Мы должны изучать Слово Божье относительно Божьего плана для Церкви и значения апостольского служения. Так мы будем все больше понимать, что человеческие заменители в виде таких структур, как деноминации, объединения или союзы не могут произвести того, что может создать только Дух Святой Своим путем. Так мы будем пересматривать многие моменты по теме созидания церкви и развивать желание иметь апостольское служение.

2. Систематическая молитва

«Вы не имеете, потому что не просите». Как справедливо эти слова Иакова относятся к апостольскому служению! Большая часть сегодняшних пасторов совершенно не интересуется апостольским служением. Это видно из того, какую незначительную роль играет эта тема в их мыслях и проповедях, а также из того, как разрешаются конфликты в церквах. Зачастую пастор является обвиняемым, свидетелем и судьей в одном лице. То, что нечто подобное не может помочь установить истину и справедливость, понятно даже нехристианам, но мы позволяем таким сомнительным структурам существовать на протяжении многих столетий. Новозаветный принцип руководства церковью командой старейшин или пресвитеров, т.е. пастырей, за которыми присматривает апостольское служение извне, еще далек от того, чтобы быть для нас нормой.

«Воздай нам по правде перед лицом противников наших! Восстанови, Господи, что разграбил враг!» – это те молитвы, которыми день и ночь должна молиться церковь перед возвращением Господа. В притче о бедной вдове из Луки 18, которая неотступно молила, Иисус описывает молитвенное служение Церкви последнего времени, благодаря которому Церковь вступит в свои права, обещанные ей Господом. В последние дни Господь восстановит падшую скинию Давида, и Церковь станет Домом молитвы для всех народов. Ударное, освобождающее прославление в сочетании с глубоким поклонением, молитвой, ходатайством и пророческим провозглашением будет характерной особенностью собраний Церкви. Все дары и служения, описанные в Слове Божьем, будут возвращены Церкви.

3. Различение апостольского призвания и содействие ему

Церковь должна стать таким местом, где не только восполняются личные нужды каждого, но и достигается исполнение Божьего плана в жизни каждого человека через освящение личности. Мы должны создать такие духовные условия, чтобы верующие получили возможность обучаться в качестве учеников Христовых. Через это люди будут возрастать в стабильных, сознательных и ответственных работников, и из этого окружения Господь будет призывать людей и готовить их для служения Телу Христову, в том числе и для апостольского служения.

4. Работать с тем, что уже есть

«Где нам взять настоящего апостола?» – этот вопрос прозвучал после учения на тему устроения новозаветной церкви.

Духовные руководители церкви не могут служить сами по себе и ждать, когда зрелый апостол постучит в их дверь и предложит свое служение, но они должны понимать, что все находятся в процессе обучения и развития.

Несмотря на то, что духовные руководители сами еще не достигли уровня новозаветных пастырей, но уже служат церкви своими дарами, точно также служат на своем уровне и люди, призванные к апостольскому служению, хотя они все еще находятся в процессе обучения Духом Святым. Господь работает с теми людьми, которые отдали себя в распоряжение Ему, и Он учит их в процессе служения. Поэтому мудрые духовные руководители осознают свою потребность в апостольской помощи и апостольском попечении. Они стремятся найти таких людей, которые имеют подобное призвание и служат в апостольском помазании, хотя они еще не совсем зрелы в своем служении. Учащиеся духовные руководители во взаимодействии с учащимися апостолами достигнут большего и создадут более здравую церковь, чем лидеры, которые теоретически признают истину об апостольском служении, но еще ждут, пока не появится готовый апостол.

Эти практические шаги мы можем и должны предпринимать сегодня, чтобы апостольское служение поднималось, а церковь двигалась вперед по пути к зрелости.



Вернуться к содержанию журнала № 28


На главную О нас: О «Рука об руку»
Партнёрство
Что для нас важно
Материалы: Журнал «Восстановление»
Библиотека
Статьи и учения
Медиа
Рекомендуем: Книги
Ссылки
Контакты: Обратная связь
E-mail


Hosted by uCoz