Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей «Восстановление» № 28

Кори Рассел

Ответ Отца: Притчи 2

Глава из книги «Стремление к Святому»


Когда я пришел к осознанию того, насколько сильно я отстаю в познании Бога, я вместе с Елиуем, другом Иова, воскликнул: «Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его». Когда я столкнулся с библейским реальным Богом из Писания, то осознал, что не знаю Его так, как я думал, и начал взывать к Нему о настоящем познании. Я говорил как, возможно, говорите сейчас вы: «Я больше не могу так жить! Как может моя жизнь быть приведена к более глубокому и более близкому пониманию Бога? Как я могу обрести познание Бога?»

Это лучший вопрос, который мы можем задать. Мы должны иметь нищий дух, чтобы задать себе этот вопрос, – понимание того, что не можем получить это познание своими собственными силами. Существует взаимосвязь между нищетой духа и знанием Бога: Библия говорит нам, что нищие духом, то есть те, кто голодны по истинному познанию, наследуют Царство Небесное. Господь желает, чтобы крик о познании Бога внутри нас все возрастал, и возрастал, и возрастал, пока он полностью не захватит наши мысли. Мы должны желать познания Бога больше всего остального. Только голодные едят, и только жаждущие пьют.

Вторая глава Притч дает нам ответ на этот крик души. Как Майк Бикл написал в предисловии, осознание того, что мы нуждаемся в знании Бога, может быть болезненным процессом. Мы должны отказаться от всего и оставить мертвые формы религии, отвергающие силу благочестия и истинное познание. Мудрость в Притчах 2:1-5 окружена предупреждениями в Притчах 1 и во второй части Притч 2. Эти предупреждения придают вес мудрости этого славного отрывка.

«Народ Мой гибнет от недостатка ведения»

Притчи 1:20-33 изображают Мудрость (персонифицированное знание Бога), которая взывает на улицах и поднимает свой голос на площадях, говоря: «Доколе, невежды, будете любить невежество?» По сути, Мудрость призывала людей вытащить голову из песка и пробудиться к пророческому призыву своего времени, так как если они не сделают этого, то погибнут. Они больше не могли оставаться в «блаженном неведении».

Стих 24 описывает Мудрость в тот момент, когда она видит, что люди отвергли и проигнорировали ее предупреждение. Она объявляет им, что, поскольку они пренебрегли ее советом, она посмеется над ними в бедственный для них день. Это бедствие включает в себя личные периоды разрушения, но в конечном итоге оно является пророчеством о конце века и о том разрушении, которое придет на землю. Хотя люди будут взывать к Мудрости в тот день, она не ответит. Им не дано будет познать Бога, так как они возненавидели ее в прошлом. Они отвергли страх Господень, поэтому вкусят от того, что посеяли в годы пренебрежения советом Мудрости. Затем Мудрость завершает Притчи 1 провозглашением пользы для тех, кто послушает ее: «Слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла» (Пр. 1:33).

Мы видим то же самое в дни, когда Осия взывал к Израильскому народу, чтобы тот обратился от своего идолопоклонства и аморальности. Эти люди слышали призыв к познанию Бога, но отвергли его. Они пожимали плечами и продолжали заниматься своими делами, не веря в то, что будут судимы. Господь увидел, что народ отверг Его, и сказал: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною» (Ос. 4:6). Бог по Своей доброте взывал к Своим сыновьям, чтобы они услышали Его и обратили свои сердца к Нему, но они каждый раз отказывались это сделать. Это был их отказ, – не отсутствие Божьей заботы, – что сделало их уязвимыми к любым проискам сил тьмы.

Во второй части Притч 2 говорится, что целью стремления к мудрости, знанию, различению и пониманию является освобождение нас от нравственного разложения. Сегодняшняя Церковь буквально разрушается моральной нечистотой (порнографией, блудом, прелюбодеяниями, эмоциональными душевными связями), а также идолами доступных удовольствий и лживого познания Бога. Павел говорил во 2 Коринфянам 2:11, что нам должны быть известны умыслы сатаны против нас. Хотя этот стих в основном говорит о том, как прощение закрывает дверь для горечи и самоосуждения, мы знаем, что враг постоянно строит козни против нас. Мы гибнем из-за своего наивного или легкомысленного отношения к силе духа аморальности. Мы должны пробудиться и осознать силу соблазна того духа, который ведет войну против нас. Наполнение познанием Бога – это единственный безопасный путь жизни, как сказал Соломон:

Рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя … дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни. (Притчи 2:11,16-19)

Соломону следовало бы уделить внимание собственным словам. В конце его жизни аморальный дух увел его сердце от Бога, принеся суд на землю Израиля.

За многие годы до того, как Соломон отвернулся от Бога, он передал эти предупреждения своему сыну. Соломон сказал ему, чтобы тот не пренебрегал тревожными сигналами бедствия и силы аморальности, а искал познания Бога всем своим сердцем. Если он сделает это, то может быть уверен в том, что Бог обязательно ему ответит. Соломон ясно очертил путь достижения познания Бога в Притчах 2:1-5.

«Сын Мой»

Сын мой! Если ты примешь слова мои и сохранишь в себе заповеди мои как сокровище, так что ухо твое наклонишь к мудрости и обратишь сердце твое к разумению; если будешь взывать о различении и поднимать глас свой о разумении; если будешь искать ее, как серебра, и отыскивать ее, как спрятанное сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. (Притчи 2:1-5, King James Version)

Вот такой этот путь. Ничего мистического или сложного. Господь ясно показывает: если мы исполним три «если», то поймем страх Господень и найдем познание о Боге. У некоторых из вас вспышка откровения озарила сердце при чтении этих слов. Вы чувствуете облегчение оттого, что вам не нужно переворачивать мир вверх ногами, ища желаемого вами, – это прямо здесь, в Притчах.

Когда эта истина впервые поразила меня, я осознал, что подобно блудному сыну потратил уйму времени, тщетно пытаясь узнать и понять то, для чего я был сотворен, тогда как ответ все время находился здесь. Но я также почувствовал, как во мне поднимается смелость, которую я никогда не имел до этого. Я принял решение вернуться в дом Отца и найти познание о Боге.

Нам необходимо вернуться к Отцу. Нам необходимо встретиться с Отцом, Который видит нас в нашем сокрушении и чувствует к нам сострадание, – с Отцом, Который бежит, чтобы встретить нас в месте стыда и уязвимости, Который падает нам на шею и желанно целует. Отец страстно желает того, чтобы мы обратились и услышали призыв возвратиться к познанию Его.

Перед тем как мы пойдем дальше и рассмотрим значение трех «если», перечисленных в Притчах 2, давайте посмотрим на самую первую фразу этого потрясающего отрывка: «Сын мой!» Я читал, размышлял, молился и проповедовал Притчи 2:1-5 последние пять лет. Однако совсем недавно эта фраза буквально «озарила» меня. Эта фраза «Сын Мой!» жизненно важна, так как открывает сердце Отца по отношению к Его детям. Я убежден в том, что Бог призывает нас следовать по пути Притч 2, который ведет нас непосредственно к Его сердцу. Отец желает, чтобы Его дети не были увлечены блудницей, которой является дух нынешнего века – столь лукавый, столь лживый и алчный по своей природе. Отец хочет того, чтобы мы на протяжении всей жизни занимались поиском познания Бога, и Он хочет того, чтобы каждую сторону нашей жизни мы проживали с таким настроем.

Я ощущаю, как во мне растет сердце Отца по мере того, как я служу тысячам молодых людей по всей Америке. Сегодняшняя молодежь нуждается в чем-то большем, чем классный или крутой харизматический проповедник, умеющий много шутить, веселить и говорить о том, как быть важным и значимым. Им нужно больше, чем наставники. Им необходимы духовные отцы и матери, которые заботятся об их благополучии и посвящены тому, чтобы защитить их любой ценой от тех, кто хочет им навредить. Им необходимы лидеры и попечители, которые побуждают их иметь видение для своей жизни и призывают в их судьбу познания Бога.

Понимает или признает это молодежь или нет, но ей необходимо нечто реальное, стоящее, что удержит их от разрушения в грядущие дни. Это нечто есть знание Бога. Настало время призвать Дух Отца сойти на тех, кто осуществляет руководство нашей молодежью. Молодых людей необходимо обратить от того, чтобы они растрачивали свою жизнь на пустяки, и призвать их к жизни поиска Бога и следования за Ним.

Большинство из нас, даже в Церкви, тратит свою жизнь попусту, делая добро вместо самого лучшего: жизни в близости с Отцом в Его доме. Мы делаем тысячи вещей в Его имя, но истинное и живое знание Бога отсутствует в нашем опыте. Мы «сгораем», и нам наскучивает служение без настоящего познания Бога, без близких и личных взаимоотношений с Ним. Нам нужно что-то большее, чем наши служения. Мы нуждаемся в наполнении Богом.

В Луки 15 блудный сын пришел в себя и сказал: «Встану, пойду к отцу моему». Мы отчаянно нуждаемся в том, чтобы прийти в себя. Нам необходимо признать и удалить паразитические стороны нашей жизни, подвигающие нас жить без реальной встречи с Богом в сердце. Как только мы предпримем первые шаги по направлению к истинному познанию Бога, мы увидим Отца, Который встречает нас, хотя мы еще далеко от Него: «Когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Луки 15:20). Наш Отец откроет Свое сердце и проявит Свое посвящение нам, и это откровение сделает нас зрелыми и приведет к познанию Бога.

Когда мы начнем возрастать в знании Бога и постижении Его любви к нам, мы начнем понимать сердце, стоящее за словами Притч 2. Бог есть Отец, Который страстно желает, чтобы мы познали изобильную вечную жизнь. Он встречает нас в наиболее уязвимом для нас месте покаяния и поднимает нас до Своего уровня, чтобы мы были там, где Он. Иисус сказал, что Его Отец, Который отдал всех Своих детей (нас) Своему Сыну, есть больше всех, и никто не может похитить нас из Его отцовской руки (Иоан. 10:29). Иисус знал, что Его Отец жаждет быть со Своими детьми. Вот почему Он был послан на смерть – чтобы восстановить взаимоотношения между Богом и Его детьми: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Иоан. 17:11). Соломон призывал своего сына ценить личное знание Бога превыше всего остального:

Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец. (Притчи 4:7-9)

«Сын Мой» – это сердцебиение Притч 2. Оно открывает чувства Отца, Который жаждет защитить своего сына от зла и указать ему простой путь поиска и нахождения Бога. Притчи 2 дают нам возможность увидеть Бога и следовать за Ним всем своим сердцем.

Нам необходимо долгосрочное видение больше, чем когда-либо в наше время. Если у нас не будет видения или ведения, то мы не выживем (Ос. 4:6). Если мы не знаем, куда мы идем, то легко собьемся с пути, сдадимся и увлечемся чем-то другим. Так много людей не имеет ни направления, ни цели своей жизни. Возможно, мы ненадолго загоримся какой-либо конференцией или стихом, а затем снова возвращаемся к прежней жизни. Мы настолько зациклены на том, что происходит «прямо сейчас», живя лишь сегодняшним днем, что теряем из виду необходимость иметь долгосрочные цели. Это действует разрушительно не только на нас, но и на последующие поколения. Нам необходимо долговременное видение возрастания в познании Бога. Нам необходимо понять, что весь наш жизненный путь состоит в том, чтобы «найтись в Нем».

Слово учит нас, что избежать временных удовольствий этого века возможно только в том случае, если мы будем искать славы страха Господнего и познания Бога. Через Свое Слово Бог открывает Себя Своим сыновьям и дочерям и дает им видение на жизнь: простираться к Нему. Он подготавливает целое поколение людей, которые не отступят от своего видения вечности.

Видение пути следования за Богом в Притчах 2

Когда Иеремия призывал свое поколение искать Бога, он сказал ему, чтобы люди не искали новых путей: «Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6:16). Это древние, верные, проверенные и истинные пути нахождения Бога. Это прекрасные граничные пределы, сохраняющие нас от вражеского обольщения и западни. Это направления к Богу и к Его сердцу.

В Притчах 2:1-5 говорится о трех конкретных «если». Каждое из этих «если» представляет собой бездну истинной мудрости, на исследование которой уйдет целая вечность. Соломон ясно сказал, что если мы начнем практически отдавать себя этим «если», мы вырастем в познании Бога. Мы не обязаны ходить в совершенстве в каждой области нашей жизни, прежде чем достичь «тогда» – реальности обретения страха Господня и познания Бога. Но мы не обретем этой реальности и после нескольких дней изучения. Откровение познания Бога – непрекращающийся процесс. Бог определил это именно так. Когда мы начнем применять эти реальности в своей повседневной жизни, каждый раз мало-помалу будет расти наш опыт и понимание страха Господня и познания Бога. В некоторые периоды нашей жизни мы будем возрастать больше, в другие – меньше, но рост будет происходить постоянно. В те времена, когда следование кажется скучным и монотонным, мы должны крепче ухватиться за обетования Божьего Слова и знать, что, чувствуем мы или нет, мы изменяемся каждый день. Этот процесс требует времени, усердия и концентрации, но мы будем знать Бога.

Господь не изменяется, и Он всегда держит Свои обещания. Долгосрочное активное стремление к познанию Бога преобразует наш характер – оно производит в нас терпение, стойкость и смирение, делая нас способными принять и решительно защищать то, что Бог дает нам знать о Себе. Этот процесс не похож на сервис в ресторане быстрого питания, где мы заказываем еду под названием «наше познание о Боге», берем ее у стойки и проглатываем по пути. Поиск Святого поведет нас путями молитвы, поста, усердия и настойчивости, чтобы мы смогли получить великую награду познания Бога.

В своем втором послании Петр описывает те ценности сердца, которые должны быть произведены в нас, по мере того как мы ищем познания Бога.

Прилагая все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь. (2 Петра 1:5-10)

Эти добродетели умножаются в наших душах, по мере того как мы постигаем ценности из Притч 2. Все дело в видении. Петр утверждает, что если мы не достигаем этих качеств, это значит, что мы потеряли видение и можем прийти к окончательной духовной слепоте.

Страшно то, что многие люди начинают этот путь в юношеском возрасте, но когда они сталкиваются с некоторыми обстоятельствами или разочарованиями, их видение и усердие в познании Бога угасают. Они обнаруживают, что те добродетели, которыми они когда-то изобиловали, больше уже не изобилуют. Тогда в них просачивается горечь, которая разлагает всю внутреннюю жизнь.

Мы должны дисциплинировать себя, чтобы старательно приобретать те ценности, которые изложены в Притчах 2, независимо от того, с какими обстоятельствами мы можем столкнуться. Эти реалии просты, но не легки. Для нас может оказаться трудным встать на этот путь и оставаться посвященными этим ценностям из-за всевозможных отвлечений, которые окружают нас. Подобный образ жизни доступен каждому. Но этот путь близости с Богом воистину узок, и лишь немногие выбирают его.

Отец ищет и желает тех, кто не просто изберет путь познания лишь на некоторое время. Он с нетерпением ожидает целого поколения, которое начнет этот путь и останется посвященным ему до конца своей жизни. Если мы хотим быть частью этого поколения, мы должны продвигаться вперед подобно Павлу, стремясь получить награду познания Бога. Стремиться вперед значит быть решительным. Это значит жертвовать меньшими, сиюминутными удовольствиями ради больших, вечных блаженств. Это значит рисковать быть непонятыми окружающими нас людьми. Это значит следовать водительству Духа Святого, когда это кажется нашему человеческому разуму бессмысленным. Стремиться вперед значит полностью умереть для себя. Мы должны проходить мимо всякого нездорового ажиотажа: последней модной активности, последнего популярного посыла и последней модели церковной организации. Вместо этого мы должны возложить свои руки на плуг и устремить свои глаза на цель впереди, посвятив себя тому пути, который мы избрали с непоколебимыми сердцами.

Большинство из наших библейских героев понимали, как пробиваться вперед в познании Бога. Всю свою жизнь они жили в безызвестности, с тем чтобы в более поздние годы Бог мог доверить им что-то грандиозное. Посмотрите на Даниила. Этот человек провел семьдесят лет, молясь Богу три раза в день. Он остался верным Богу в чужой земле и не осквернил себя царскими деликатесами и вавилонской культурой, хотя это могло сделать его жизнь более комфортной и приятной. Тогда в свои восемьдесят лет он получил главное эсхатологическое видение. Он не увидел того, чтобы это видение осуществилось, но он знал, что это будет иметь значение в более позднее время.

Посмотрите на Анну и Симеона. Эти два человека провели всю свою жизнь в храме, служа Богу постом и молитвой и ожидая прихода Мессии. Все эти годы они терпели всевозможные насмешки и непонимание, но когда Дитя принесли в храм, они были единственными, кто узнал Его и встретил Его там. Они увидели Сына Божьего во плоти, Мессию, о Котором предсказывали пророки. Это стоило всех тех насмешек, которые им пришлось перенести во время долгих лет ожидания.

Посмотрите на Ноя, на Моисея, на Иоанна Крестителя. Все эти герои преданно жили среди людей, которые их не понимали, которые, вероятно, смеялись и издевались над ними. День за днем, день за днем они трудились над исполнением Богом данной миссии. Они боялись Бога, а не человека, чтобы им считаться Божьими друзьями. Они имели вечный взгляд, видение, которое превосходило их существование на земле. Именно такое вечное видение мы должны получить для себя. Призыв к познанию Бога и путь к его достижению, изложенный в Притчах 2, – это не новая идея. Это тот путь, который был предписан Богом для наших предков и для нас. Мы не преткнемся в познании Бога, если мы ищем Его больше всего. Нам необходимо старательно искать Его и двигаться за Ним.

Говоря о незыблемом посвящении, жертвенности и настойчивости, многие из вас могут задаться вопросом, есть ли у вас требуемые качества. Чтобы вы знали, – у вас этого нет. Но есть у Бога. Мы не одиноки на этом пути. Бог с нами, и Он более предан тому, чтобы мы пришли к Нему, чем мы сами. Псалом 62:9 отражает знание Давида о том, Кто ведет его по направлению к Богу: «К Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня». Весь этот путь сводится к Тому, «Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20), «Могущему соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости» (Иуд. 1:24). В этом состоит Божье сердце к нам и Его посвящение нам, если мы ищем истинного познания о Нем.

Тезисы Притч 2

Каждое «если» в Притчах 2 влияет на наше движение к познанию Бога. Опять же, требуется время для того, чтобы эти «если» укоренились в нашем сердце, но вместе с тем наша решительность в стремлении найти Святого окупится нам с лихвой, и наш опыт в познании и переживании Бога умножится.

В Притчах 2 изложены четыре реалии, которые ведут нас к страху Господнему и знанию Бога:

• Прими слова мои и сохрани в себе заповеди мои как сокровище.

• Так что ухо твое наклонишь к мудрости и обратишь сердце твое к разумению.

• Взывай о различении и поднимай свой голос о разумении.

• Ищи Мудрости, как серебра, и отыскивай ее, как спрятанное сокровище.

1. «Если ты примешь слова мои и сохранишь в себе заповеди мои как сокровище».

Первое «если» говорит о том, как мы относимся к Слову Божьему и как мы ценим его. Слово Божье содержит в себе познание о Боге и передает его нашим сердцам. Если мы примем Слово, будем хранить и ценить его как сокровище, то это Слово преобразует нас. Господь поднимает целое поколение людей, которые будут находить удовольствие в Его Слове, любить Его Слово и строить свою жизнь так, чтобы Слово жило и пребывало внутри них.

2. «Так что ухо наклонишь к мудрости и обратишь сердце твое к разумению».

Через встречу со Словом Божьим мы преобразуемся и приходим в согласие с тем, кто есть Бог и как Он ведет.

Наклонение уха и обращение сердца говорят о нашем практическом послушании и о том, как Слово начинает убирать все, что мешает нашему полному согласию с Богом. Слово проникает в самую сердцевину нашего естества и начинает войну против всего того, что враждует с Богом.

3. «Если будешь взывать о различении и поднимать глас свой о разумении».

Взывание и возвышение своего голоса о познании Бога необходимы для движения по этому пути. Первое «если» и «так что» говорят о принимающей части этого пути. Второе «если» описывает захватывающий процесс, когда мы ищем познания Бога всем тем, что у нас есть. Эта реалия характеризуется настоящим духовным голодом.

4. «Если будешь искать ее, как серебра, и отыскивать ее, как спрятанное сокровище».

Мы охотники за сокровищем, призванные найти такое сокровище, которое стоит больше любых сокровищ нынешнего века. Мы не наткнемся случайно на это сокровище. Мы найдем его только в том случае, если будем искать с мудрым сердцем. Мы не можем искать познания Бога с неуверенностью. Мы должны понимать, что это видение на всю жизнь, и что мы должны организовать свой стиль жизни, свое время, энергию, финансы и взаимоотношения уже сейчас, сегодня, таким образом, чтобы мы смогли на всю жизнь сохранить свое посвящение этому стремлению. Это драматическим образом повлияет на наш опыт и возрастание в познании Бога.

Мы должны серьезно задуматься о том, как эти тезисы из Притч 2 повлияют на нашу жизнь и наше познание Бога. В следующих четырех главах книги мы продолжим рассматривать путь Притч 2 к сердцу Отца и познанию Бога.


Кори Расселл входит в состав руководящей лидерской команды Международного Дома Молитвы в Канзас-Сити (IHOP-KC), в которой он служит на протяжении 11 лет. Кори является директором Программы Предтечи в университете Международного Дома Молитвы (IHOPU), взращивая и обучая молодых проповедников и лидеров. Он ездит по стране и всему миру, проповедуя на такие темы, как познание Бога, ходатайство и служение провозвестника. Кори живет в Канзас-Сити, штат Миссури, США, со своей женой Даной и их тремя дочерьми – Тринити, Мией и Хадассой.

www.coreyrussell.org

Вернуться к содержанию журнала № 28


На главную О нас: О «Рука об руку»
Партнёрство
Что для нас важно
Материалы: Журнал «Восстановление»
Библиотека
Статьи и учения
Медиа
Рекомендуем: Книги
Ссылки
Контакты: Обратная связь
E-mail


Hosted by uCoz