Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей «Восстановление» № 27

Хартвиг Хенкель

Созидание церкви по Божьему плану

Главы из одноименной книги «Созидание церкви по Божьему плану»


Призыв к полному послушанию, или Откуда берется план?

Когда грех полностью поразил человечество, Господу было угодно положить новое начало человеческому роду через Ноя. Бог поручил ему построить ковчег для спасения. Сказав Ною, чтобы тот построил его по определенному образцу, Господь показал ему все детали того, как должно было выглядеть это судно. Затем говорится очень просто: «И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал» (Быт. 6:22). Не является ли Церковь Божьим ковчегом для спасения утопающего человечества?

Позже Господь открывает Своему слуге Моисею Свое желание обитать среди израильского народа. С этой целью народ под руководством Моисея должен был построить святилище.

И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их. (Исход 25:8)

Здесь мы находим выражение очень важной истины, которая имеет решающее значение сегодня, когда мы говорим о Церкви: для того чтобы пришел Бог, люди должны создать необходимые условия. Божье присутствие и действие связано с человеческим сотрудничеством. Господу требуется обитель, созданная людьми. Но мы должны строить не что попало, а именно то, что соответствует Божьему плану. Вот повеление Господа Моисею:

Все, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте. (Исход 25:9)

Это значит, что Моисею было показано будущее строение. Описав все детали относительно материала, цвета, размера, а также качества работников, Господь снова заостряет внимание Моисея:

Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе. (Исход 25:40)

И еще несколько раз Господь напоминает Своему слуге Моисею о том, что он должен следовать Божьему плану:

И поставь скинию по образцу, который показан тебе на горе. (Исход 26:30)

Как показано тебе на горе, так пусть сделают. (Исход 27:8)

В описании работы над одеждой священников мы неоднократно встречаем выражение «как повелел Господь Моисею». И когда все работы по строительству святилища были завершены, Дух Святой несколько раз подчеркивает, что все было сделано в полном послушании Божьему замыслу:

Так кончена была вся работа для скинии собрания; и сделали сыны Израилевы все: как повелел Господь Моисею, так и сделали. (Исход 39:32)

Как повелел Господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы все сии работы. И увидел Моисей всю работу, и вот они сделали ее: как повелел Господь, так и сделали. И благословил их Моисей. (Исход 39:42-43)

И сделал Моисей все, как повелел ему Господь, так и сделал. (Исход 40:16)

Не хочет ли Господь сказать нам что-то этими повторениями? Посыл Моисею был ясным: «Это МОЕ жилище! Поэтому оно должно быть устроено так, как МНЕ угодно». Как только работа над скинией – местом встречи – закончилась, пришел Хозяин дома и поселился в ней.

И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию. (Исход 40:34)

Сотни лет спустя Господь вложил в сердце царя Давида желание построить святилище из камня в качестве места обитания Бога в Израиле. Но Господь показал ему, что это намерение исполнит его сын Соломон. Давайте прочитаем, как Давид наставлял своего сына на это строительство:

Смотри же, когда Господь избрал тебя построить дом для святилища, будь тверд и делай. И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его, и кладовых его, и горниц его, и внутренних покоев его, и дома для ковчега, и чертеж всего, что было у него на душе, дворов дома Господня и всех комнат кругом, сокровищниц дома Божия и сокровищниц вещей посвященных. (1 Паралипоменон 28:10-12)

Это план всего, что было показано Давиду Духом Божьим. В третий раз мы встречаем в Писании тот факт, что Господь сообщает Свой план для строительства святилища. Эту истину нельзя не заметить: люди строят святилище, а Господь дает для этого подробные указания.

Не напрашивается ли здесь мысль о том, что Бог действует подобным образом и при созидании святилища в Новом Завете, святилища новозаветной Церкви? Ведь новозаветная Церковь также является местом жилища Божьего в Духе (Еф. 2:21-22). Или мы полагаем, что Господу сегодня все равно, в каком месте Ему обитать? Кто дал нам свободу самостоятельно решать, как созидать церковь? Не раз от пасторов и духовных руководителей я слышал реплику: «Господь ничего не говорил о структуре церкви, и какой ей быть, – это дело (видение) каждого». Бытует мнение, что тип церкви определяется временем и культурой. Но находим ли мы этот взгляд в Слове Божьем?

Павел говорит о себе как о мудром домостроителе Церкви. Домостроитель не строит просто, наобум, но руководствуется планом. Этот план Павел получил сверхъестественным образом через откровение Духа Святого от Господа Церкви, Который сказал: «Я создам церковь Мою». Поэтому мы сегодня должны быть особенно внимательными к наставлениям Павла относительно практических вопросов созидания церкви, и не имеем ни малейшего права отбрасывать их, как просто устаревшие или больше не соответствующие духу времени. Такие вопросы, как деятельность духовного руководства, его функция, стиль его служения, или характер и цель собраний верующих, определяют облик и эффективность церкви.

Фундаментальные мысли о Божьем плане

Перед тем как мы рассмотрим некоторые детали Божьего плана для Церкви, которые содержатся в Священном Писании, мне бы хотелось кое-что уточнить. Несмотря на то, что большинство христианских церквей во многом не соответствуют Божьим критериям, Господь благословлял их в прошлом определенным образом. Мы можем и должны радоваться каждому Божьему благословению, покаянию, исцелению или росту. Мы прославляем Божью благость, которая проявляется в благословениях. Но Божьи благословения нельзя считать свидетельством того, что наше служение и наши дела на самом деле соответствуют Божьей воле. Поскольку Господь хочет благословлять людей, Он использует все возможные каналы, даже и те, которые не отвечали или не отвечают Его изначальному плану. Пытаясь в этой книге показать Божьи требования к нынешней ситуации в Царстве Божьем, я делаю это не для того, чтобы осудить других верующих или оспорить полученные благословения, а чтобы дать более ясное представление о грядущей реформации, которая откроет возможности для еще больших измерений Божьих благословений.

Наша задача состоит в том, чтобы познать Божий план через бескомпромиссную любовь к истине и затем открыть ему путь через посвящение, готовность страдать и многие молитвы. Прошлые благословения нельзя расценивать как подтверждение того, что Господь благоволит к нашей сегодняшней деятельности или к нашему сегодняшнему состоянию. В этом вопросе у нас царит полный хаос. Духовные благословения, такие как, например, истинные исцеления и даже величина служения, считаются сегодня признаком Божьего одобрения и признания.

Если мы посмотрим на всевозможные усилия по обновлению Церкви, создается впечатление некой спонтанности. Образно говоря, мы пытаемся отреставрировать существующее здание и улучшить его планировку. Мы занимаемся собственным обустройством: устанавливаем новую парадную дверь, чтобы показать людям, что их ждут, и они могут легко зайти; или сооружаем «зимний сад», наличие которого поможет посетителям лучше осознать, что у нас есть еще много красивых вещей. Мы направляем свои усилия на то, чтобы навести в здании марафет. Но кто позаботится о том, чтобы изучить первоначальный генеральный план Домостроителя? Кто позаботится о том, чтобы докопаться до самого основания и проверить фундамент дома: достаточно ли он прочен для того, чтобы выдержать грядущие потрясения? По большому счету сейсмостойкость здания зависит от его основания, а не от палитры фасадов или дизайна стульев.

Сразу шокирую: Господь не заинтересован в том, чтобы немного обновить церкви, конфессии или деноминации, так чтобы в них появились новые элементы прославления или служения благословения. Он просто хочет создать СВОЮ Церковь, ту Церковь, где Он может быть Господом. Так написано! Для того чтобы Церковь стала такой, какой она описана Им в Его Слове, т.е. сильной, побеждающей силы тьмы и предлагающей альтернативу людям, Он Сам должен быть ее Главным Домостроителем.

Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. (Псалом 126:1)

Мы должны трудиться, но только под наблюдением и руководством Господа, иначе все наши усилия окажутся напрасными. В Божьем Царстве сегодня слишком много активности с верными признаками того, что Господа там на самом деле нет.

Вопрос не в том, способен ли Господь обновить существующие духовные структуры, но в том, дают ли духовные руководители Ему безоговорочное право решать вопросы вплоть до фундаментальных основ. Если мы не хотим отвечать на фундаментальные вопросы в соответствии с позициями Священного Писания, мы не сможем создать Божий дом. Одним из таких основополагающих вопросов, от которых зависит все, является, например, вопрос духовной власти: кто, кого, когда и при каких условиях ставит на служение? Если мы всячески избегаем задавать вопросы относительно существующего церковного порядка или устава ради сохранения мира, нам не продвинуться далеко в процессе обновления.

За годы моего служения мне много раз приходилось встречать разочарование и замешательство среди верующих. С большим восторгом и рвением они брались за то, что при ближайшем рассмотрении и знании стиля работы Бога было обречено с самого начала! Если отсутствуют определенные условия для постоянного Божьего действия, не поможет никакой человеческий энтузиазм, который своей беспечностью – типа: «Для Бога нет ничего невозможного» – пренебрегает всеми правилами Царства Божьего. Ревность без познания бесполезна, и в перспективе всегда заканчивается разочарованием. Божий народ гибнет из-за недостатка познания (Ос. 4:6) и оказывается в плену (Ис. 5:13). Путь из плена к Божьей полноте возвращает нас к Божьим правилам, которые Он дал нам для наших благословений и защиты в Своем Слове. С тех пор Господь никогда не менял и не отменял эти правила.

Почему же мы пытаемся все сделать по-своему? На каком основании мы надеемся на свои принципы? Божью мудрость нам не превзойти никогда.

Для излияния Духа Святого Божественные требуются структуры, которые необходимы для того, чтобы потоки Духа не были поглощены песком человеческих форм и методов религиозной деятельности или болотом религиозных духов. Если новое вино не поместить в новые мехи, у него просто не будет шансов сохраниться. Оно неизбежно пропадет.

Иисус Сам нам это предвозвестил. Проблема не в вине, а в сосудах. За последние тридцать лет я был непосредственным свидетелем движения Духа Святого и на себе пережил некоторые Его прорывы, но каждый раз я наблюдал одну и ту же картину: имея самые благие намерения, верующие мешали Божьему действию. Наша человеческая мудрость может тормозить могучего Духа Святого и даже полностью воспрепятствовать Ему. Ни один строитель не начнет возводить дом на зыбком болоте. Только глубокая закладка фундамента, произведенная на твердом основании, делает дом надежным и устойчивым.

Для чего нам дальше пытаться строить дом Божий на шаткой почве человеческой мудрости, вместо того чтобы выстраивать на камне послушания Его Слову? Откуда у нас такая уверенность, что наше раздвоенное понимание, смешанное с мирскими понятиями, когда-нибудь найдет Божье подтверждение?

Главным фундаментом Церкви является библейское понимание сущности и власти Христа и Его искупления. Новый Завет предупреждает нас о другом Иисусе, и справедливость этого предостережения подтверждает история Церкви. Поэтому мы не должны быть наивными. Что бы мы ни слышали об Иисусе в проповедях или общении, чтобы бы мы ни читали о Нем в книгах, мы должны всегда спрашивать себя, о каком Иисусе идет речь? Тот ли это Человек Иисус из Назарета, Бог, пришедший во плоти, рожденный от девы силою Святого Духа, Который до Своего сотворения Земли был несотворенной Личностью вечно, Лицо триединого Бога? Идет ли речь о Том, Кто признавал Священное Писание как данное Духом Святым, и Кто никогда ни в чем не противился Писанию, но почитал и хранил его? Идет ли речь о Том, Кто по праву сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»? Тот ли это Иисус, Чье одно-единственное имя было дано с небес нам, людям, чтобы им спастись (Деян. 4:12)? Он один – никто ни до, ни после Него – был без греха, на кресте взял на Себя наши грехи, наше проклятие и наше разделение с Отцом, и вместо нас был наказан Отцом и умер, замещая нас. Только на основании Его крови мы можем приблизиться к Нему и насладиться Его драгоценным присутствием. Сейчас Он сидит одесную Отца, но Он снова придет как праведный Судья мертвых и живых (Деян. 10:42; 17:31; 2 Тим. 4:1). Затем Он установит то, к чему человечество напрасно стремится с давних времен: мир и справедливость на земле. Для этой цели живет и трудится Церковь Господа. Мы должны ждать этого чудесного дня и приближать его приход (2 Пет. 3:13).

Возможно, все эти тезисы об Иисусе некоторым читателям покажутся банальными и очевидными, чтобы лишний раз подчеркивать их, но именно они являются ТЕМ САМЫМ фундаментом для истинного Христианства и Церкви новозаветного образца. За этот фундамент идет борьба. Это становится очевидным вокруг нас – повсюду на духовной арене. Очень скоро необузданная ненависть духа антихриста выступит войной против этих вечных истин и со всей своей мощью обрушится против них. Не за горами то время, когда во имя гуманности и мира в мультикультурном обществе будет не только считаться дурным тоном, но и запрещено говорить об уникальности Христа и Его абсолютном праве на единоличное спасение. Мир бунтует против власти Христа. И так как верующие во многих местах Царства Божьего слишком мало противостоят этому мирскому духу, он распространяется в Церкви также. Мы видим признаки сопротивления праведному господству Христа и среди Божьего народа.

Мы не вправе отделять истинного Иисуса Библии от Его Слова. Если Он воистину Сын Божий, тогда все Его слова имеют силу. Иисус учил о необходимости покаяния и о том, что верить в Него означает покориться Его благому господству. Он ясно сказал, что человек может войти в Его Царство только через духовное рождение, и показал, что значит следовать за Ним. Мы не можем верить в Иисуса Библии и в то же время отвергать, сокращать или искажать Его Послание.

Где и как бы ни говорилось об Иисусе, если это идет вразрез с вышеописанными критериями, это значит, что мы имеем дело с иным Иисусом, с иным Евангелием и, следовательно, с иным духом (2 Кор. 11:4). Из своей любви к Господу, к верующим и к истине Павел считал необходимым предостеречь от искаженного Евангелия и другого Иисуса. Он никогда не продвигал адаптированные версии «своего» Евангелия, которые бы считались ценным духовным наследием, являлись неприкосновенными и заслуживали всяческой поддержки. Он смотрел на противоречия с истинным Евангелием как на угрозу и дьявольское обольщение, и относился к этому соответственно. Он не скрывал своего понимания и не избегал неприятностей с теми проповедниками, которые были уличены в лжеевангелии, но противостоял лжи и шел на конфронтацию с ней. Кроме того, он дал нам обязательные для исполнения указания о том, как мы должны реагировать на подобные расхождения с Оригиналом.

Каждый рожденный свыше христианин, который мирится с духовной атмосферой лжеевангелия, а значит и с иным духом, которого не различает в своем духе и не отвергает, наивно и доверчиво полагая, что «они так верят», рано или поздно окончательно потеряет духовную способность к различению и будет обольщен. Каждый человек во что-то верит, но хождение Божьими путями и пребывание в них зависит от веры в незыблемую Божью истину.

Наставление Павла своему ученику Тимофею как никогда относится к нам сегодня во времена отступничества:

Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. (2 Тимофею 4:2-5)

Фундаментальные истины веры подвергнутся массированной атаке. Уже слышен шум ветра, который вскоре превратится в мощный ураган, сносящий и разрушающий на своем пути все, что стоит непрочно. У нас есть еще время, чтобы укрепиться в основополагающих истинах о нашем Спасителе. Исполненные веры провозглашения Божественных истин через исповедание, прославление и проповедование являются мощным оружием против голоса демонических сил, которые пытаются побороть истину и размыть ее. Коллективные провозглашения исповедания веры обладают огромной силой в духовном мире.

Другими частями нашего фундамента являются слова Иисуса относительно спасения и следования за Ним, а также Его понимание Церкви. Никто из людей не имеет права давать новое понимание или толкование библейским основам веры. «Руки прочь от Моих святынь!» – предупреждает Господь Свой народ. Для апостолов первой церкви это было свято. Они предостерегающими словами давали понять, что Сам Господь и они не приемлют того, чтобы кто-либо дерзнул изменить Божье Благовестие:

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. (Галатам 1:8)

С той же решительностью апостол Иоанн, возлюбленный ученик Господа, проводит четкую границу и говорит каждому верующему о его позиции и о том, как ему вести себя с теми, кто никак не хочет понять, что Иисус является Господом Своей Церкви.

Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его. (2 Иоанна 1:8-12)

Подобный тон не вписывается в современный религиозный мир с его плюрализмом. И поэтому многие люди не воспринимают это. Единство, согласие, мир – вот те громкие слова, к которым все так стремятся. Если наши усилия служат этим целям, задаем ли мы себе вопрос: соответствует ли это на самом деле Божьей воле?

Некто Именей утверждал, что воскресение якобы уже произошло, и этим лжеучением подрывал веру некоторых людей (2 Тим 2:18). Апостолу Павлу здравое учение Евангелия было настолько дорого, что данной ему властью он производил суд во имя Господа над теми, кто, будучи верующим, нарушал Божью истину.

… таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать. (1 Тим. 1:20)

Только с помощью такой апостольской власти будет восстановлена и сохранена Церковь. Но какой была бы реакция верующих сегодня, если бы подобным образом Божий служитель начал обращаться с оскверняющими и бесчестящими Бога людьми, и затем предал это публичной огласке?

Гуманистическая позиция некоторых христиан и их сопротивление любому дисциплинированию живущих в грехе верующих (которые не хотят оставить свой грех) говорят о том, что подобные действия абсолютно не приветствуются. Но без апостольской власти не будет Божьего присутствия в Церкви. Поэтому мы должны осознать необходимость апостольского служения, изучить его роль, проповедовать о нем и бороться за восстановление этого служения. Позже мы рассмотрим тему апостольского служения.

Давайте же вернемся к нашему вопросу о фундаменте Церкви. В наших размышлениях о Церкви мы не будем основываться на том, что мы видим сегодня в христианском мире, и делать вид, что на все это есть воля Божья, и значит так должно быть. Вместо этого мы вернемся к самому началу – к замыслам и намерениям Господа Церкви. Божьи замыслы и намерения навсегда установлены в Библии. Каждый может и должен решить: или следовать Божьим замыслам, или ходить своими путями. Я могу представить себе, как одна лишь мысль о том, что только Писание дает нам понимание Церкви, может вызвать возражения тех, кто не хочет утруждать себя изучением Божьего плана или чувствует угрозу со стороны радикальной реформации: «Вы хотите поставить под сомнение нашу веру? Вы что, обладаете эксклюзивным правом на веру и истину? Вы хотите сказать, что Господь говорит только с вами? Вы хотите отвратить нас от дела Божьего?»

Я особо хочу подчеркнуть, что выражаемые здесь мысли направлены не против людей, живущих в доморощенных системах веры и желающих в них оставаться, но они адресуются тем, кто говорит: «Я хочу во что бы то ни стало узнать волю Божью для моей жизни!»

Ни один человек на земле (и, конечно же, автор этой книги) не обладает эксклюзивным правом на истину, которая открывается только шаг за шагом, чтобы мы могли возрастать в ней. Тот, Кто сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь», дал нам Свое Слово и Свой Дух, чтобы мы могли быть наставлены на ВСЯКУЮ истину, если только этого захотим. Для этого требуется смирение, смелость, открытость и готовность страдать. Такой настрой сердца, который не претендует на абсолютную правоту, но ищет продвижения Царства Божьего, способен отказаться от старых убеждений, если они оказываются сомнительными в возрастающем свете Божьем. Мы должны понимать, что познание истины зависит скорее не от эрудиции или интеллектуальных способностей, а от любви к истине и готовности платить за нее цену. Без готовности страдать мы не сможем углубиться в Божьи истины. Каждая истина имеет свою цену, которую должен будет заплатить тот, кто хочет жить в ее благословении. Страдание ради истины может помочь нам достичь еще большей ясности, потому что таким образом мы учимся лучше понимать духовные силы, которые оказывают яростное сопротивление Божьей истине. Все больше и больше будет возрастать наша решимость не давать места этим безбожным силам в нашей жизни и служении, а также освобождать от них Божий народ.

Познание Иисуса как Спасителя и чтение Библии не означают, что мы автоматически знаем Божий план относительно Церкви. Павел и его соработники систематически подвизались в молитве за то, чтобы верующие исполнялись познанием воли Божьей (Кол. 1:9 и далее; 4:12-13; Еф. 1:15 и далее). Только такая молитвенная борьба рассеивает окутывающий туман духа этого мира и делает наше духовное видение все более и более четким. (Речь идет о духовном познании, о котором более детально – что это такое, и как это достигается – говорится в моей книге «Подготовка к Божьему финалу».)

Чрезвычайно важно, чтобы мы понимали следующее: плюрализм мнений, когда разные противоречивые взгляды сосуществуют на равных и находят свое признание и одобрение, не свойственен Царству Божьему, так как подобный плюрализм противоречит Божьей природе.

Наш Бог имеет ОДИН взгляд на вещи, который Он называет ИСТИНА, и которую Он хочет сообщить нам. Во все времена и во всех культурах эта истина одна и та же. Чтобы оправдать плюрализм в Церкви, часто цитируют место Писания о том, что наше познание только отчасти. Но в данном отрывке Павел не говорит о понимании учения или о Божьем плане созидания Церкви.

Никто из нас не оставлен на произвол Господом или теми, кто возвещает истину. У всех нас есть шанс, но также и задача: испытывать фундамент своей веры и войти в Божью волю. Господь призывает нас на Свое дело. Ему недостаточно наших ревностных усилий, если мы не готовы сообразовывать наши планы и взгляды с Его вечным планом. Нет никакой пользы от ревности без познания. Но познание истины стоит своей цены. Более ясно мы увидим это на последующих примерах.

С этими мыслями мы переходим к теме созидания Церкви, которую рассмотрим еще раз с самого начала.



Вернуться к содержанию журнала № 27


На главную О нас: О «Рука об руку»
Партнёрство
Что для нас важно
Материалы: Журнал «Восстановление»
Библиотека
Статьи и учения
Медиа
Рекомендуем: Книги
Ссылки
Контакты: Обратная связь
E-mail


Hosted by uCoz