Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей «Восстановление» № 26

Хартвиг Хенкель

Ученичество

Глава из книги «Созидание церкви по Божьему плану»


После Своего воскресения Иисус дал апостолам ясные наставления. Они должны были проповедовать Евангелие всем народам и делать учениками тех, кто примет их послание (Матф. 28:19). Именно так и поступали апостолы: «Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию» (Деян. 14:21).

Существует огромнейшая разница между верующим и учеником, и эта разница определяет тот тип церкви, который будет выстраиваться с этими людьми. Новозаветная церковь состоит из учеников. Подлинность, чистота и сила церкви могут развиваться только тогда, когда мы понимаем и признаем, что ученичество – это назначенный Господом путь, идя которым мы обучаемся христианскому стилю жизни. Другого пути нет. Церковь, в которой верующие не становятся учениками, не соответствует Божьему плану.

Через познание, практику и проповедование качеств ученика мы создаем необходимые условия для того, чтобы значительно продвинуться на пути к созданию церкви по сердцу Божьему.

Ученик – это тот, кто учится, и его Учителя зовут Иисус Христос. Но ему также нужны более зрелые верующие, которые поддерживали бы его в процессе обучения.

Ученик Иисуса не только принимает учение Слова Божьего за абсолютную истину и считает его верным, но и практически направляется к тому, чтобы следовать учению Христа в своей повседневной жизни. Искусственное разделение жизни на духовную сторону (богослужение или служение в церкви) и недуховную сторону ежедневной жизни (например, работа, секс или трата денег) является религиозной ложью, что чуждо Новому Завету. В процессе восстановления церкви подобному делению жизни будет положен конец. Ученичество – это такой путь, с помощью которого Господь через церковь формирует Своих последователей. До тех пор, пока существует это ложное размежевание на духовное и недуховное, могущественная и чудотворная сила любви Божьей не может течь к неверующим. Все в жизни – будь то слова или дела – должно совершаться во имя Господа (Кол. 3:17).

Давайте, прежде всего, рассмотрим цели обучения процесса ученичества, а затем посмотрим на то, как можно достигнуть их на практике.

Цели ученичества можно обозначить следующим образом:

Учиться познавать и любить Бога

«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: эта есть первая и наибольшая заповедь». (Матфея 22:37-38)

Возрастающее сходство с Христом

В свое время апостол Павел с помощью учения и ходатайственной молитвы сражался за достижение этой цели в церквах (Гал. 4:19; Кол. 1:28-29), а сегодня, к сожалению, считается едва ли возможным реально приблизиться к данной цели.

Любовь

«Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры». (1 Тимофею 1:5)

«Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца». (1 Петра 1:22)

Послушание истине

Ученик берет на себя ответственность за свою жизнь и учится измерять ее в соответствии со Словом Божьим. С помощью благодати Божьей он учится отвращаться от того, что не угодно Господу.

Жизнь, прославляющая Бога

Проповедь Слова представляла первым христианам образ такого Бога, Который обладал сильными эмоциями. В отличие от далекого бога религии истинный Бог Библии очень близок к человеку и проявляет интерес к его делам и жизни. Его можно обрадовать, огорчить или оскорбить. Наше представление о Боге определяет наше отношение к Нему. Поэтому эта истина снова и снова приводилась в качестве напоминания новозаветным верующим, чтобы у них в повседневной жизни развивалась связь с живым Богом. Вот некоторые подобные места Писания:

«И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас». (Ефесянам 4:30-31)

«Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение». (1 Тимофею 6:1)

Точно так же давались наставления относительно не только норм поведения и образа действия, но и взаимоотношений между собой, «дабы не порицалось Слово Божье» (Титу 2:1-6).

«За этим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали». (1 Фессалоникийцам 4:1)

«Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». (1 Коринфянам 10:31)

«И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными». (2 Коринфянам 5:9)

«Итак, кто будет чист от этого, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело». (2 Тимофею 2:21)

«И провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения». (1 Петра 2:12)

Зрелость, способность к духовному суждению и оценке

«Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божьего, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения». (Ефесянам 4:13-14)

«Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном». (Филиппийцам 3:17-19)

«Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла». (Евреям 5:14)

Именно этот последний момент – зрелость и способность ученика духовно судить и давать оценку – играет весьма важную роль в созидании здоровых церквей. Сегодня большинство верующих неспособны или почти неспособны различать через внутреннее свидетельство духа и на основании Священного Писания такие духовные вещи, как служения или учения. Критерии оценки и чувствительность к Духу Святому просто отсутствуют, так как этому почти нигде не учат. Из-за этого снова и снова находят поддержку и даже поощряются вредоносные служения и учения. Подобное явление (одобрение и распространение) происходит с помощью таких верующих, которые сами не живут по критериям Божьим. Лжепророки и лжеучителя со своими разрушительными учениями гастролируют по многим объединениям и группам, которые живут без какого-либо настоящего духовного присмотра и подотчетности. Настало время, чтобы Божий народ пришел к пониманию своей защиты, которая содержится в установленном Богом порядке, и стал способен в духе различать служения и развивать в себе мужество отвергать нездоровые учения ради Господа.

Теперь перейдем к практическим шагам ученичества

О первых новообращенных, начиная со дня Пятидесятницы, мы читаем, что они пребывали в учении апостолов, в общении друг с другом и встречались по домам (Деян. 2:42). Почему они не удовлетворялись одним воскресным богослужением? Просто потому, что апостолы хотели сделать из них не обогревателей церковных стульев, а учеников Иисуса согласно поручению своего Господа. Обучение учеников в церкви происходит через личный пример, учение, ободрение и наставление. Ученик живет в обязывающих взаимоотношениях и позволяет им формировать его характер и стиль жизни. Павел говорит о своем духовном сыне Тимофее: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении» (2 Тимофея 3:10).

В процессе ученичества затрагиваются и заново формируются все стороны жизни, связанные с Божественными ценностями, такие как, например, здравое употребление наших слов, секс, взаимоотношения с другими людьми, деньги или работа. Многие верующие считают все это сугубо личными делом, к которому церковь и ее руководство не имеют никакого отношения. Бытует мнение, что жизнь верующего делится на две стороны: личную и церковную. Церковной жизнью считается то, что происходит в церковных помещениях или на церковных мероприятиях, а личной – все то, что происходит дома, т.е. «вне церкви». Такой взгляд очень далек от понимания Нового Завета.

Кто-то может спросить, выражая недовольство подобным обрезанием личной свободы: «Где же тогда свобода личности?» Ответ: в таких вопросах, как… «Какао или ваниль?». Другими словами: вопросы личного вкуса или индивидуального образа жизни не затрагиваются процессом ученичества в том случае, если они четко не прописаны для всех верующих в Новом Завете в качестве заповедей, наставлений или требований. Так, например, отношение мужа к своей жене или своим детям не является личным делом только потому, что это семейное дело. Слово Божье устанавливает обязательные стандарты и нормы для тех или иных вопросов. В тех случаях, когда Бог не определил Свой порядок, мы свободны поступать по нашим взглядам и желаниям. Но если Бог дал нам конкретные наставления и повеления, то мы свободны им повиноваться.

Для многих верующих понятие «ученичество» имеет отрицательный оттенок, так как они наслышались о том, что в этом плане бывают перегибы и крайности. Однако, несмотря на все прошлые проблемы, связанные с ученичеством, поручение растить учеников было дано Господом и никогда не упразднялось. Негативный опыт может стать для нас хорошим уроком, помочь нам отточить наш взгляд на Божий план и подать лучший пример. Впрочем, ученичество – дело совершенно добровольное: руководство церкви его предлагает, а здравые верующие этого желают.

В церкви, практикующей ученичество, помимо больших собраний будут практиковаться и другие формы общения, такие как взаимно обязывающие малые группы и обучение один на один, где Писание разбирается по буквам и затем претворяется в жизнь. Возрастающее уподобление Иисусу не может развиваться в условиях анонимности воскресного утреннего богослужения или библейских уроков.

Первоочередное в ученичестве – не потерять цель из виду

Изменение стиля жизни и характера требует регулярных переживаний любви и силы Божьей. Настоящая глубокая перемена невозможна без Божьей помощи. Два высказывания Павла о его духовном росте говорят нам о том, что является важным на пути к духовной зрелости:

«Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною». (1 Коринфянам 15:10)

«Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение». (1 Тимофею 1:12)

Сила для перемен, сила для нового образа жизни дается нам по благодати Божьей. Благодать в данном случае означает незаслуженное наделение Божественной силой. Господь хочет даровать Свою благодать всем Своим детям, но получить ее могут только смиренные (Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5).

Каждый, кто смиряется, занимает такое место перед Господом, где Он может дать ему благодать. Верность является особенно ярким выражением смирения. Таким образом, в приведенных выше стихах мы видим оба компонента духовного роста: Божью благодать и смирение ученика. Чрезвычайно важно, чтобы ученик понимал эту взаимосвязь. Мы должны дать место действию Божьему в нашей жизни через смирение себя и следование Божьим наставлениям вполне практическим образом.

Первое, чего мы должны желать достигнуть в жизни нового ученика, – это то, чтобы он был подсоединен к Божественному источнику силы. В общении с братьями и сестрами по вере он проводит всего лишь несколько часов в неделю, но большую часть своего времени он находится на работе или предоставлен самому себе в свое свободное время. Но Господь пребывает с ним все время и желает его благословлять, вести и оберегать. Ученик должен быстро научиться жить в присутствии Божьем и получать из Божественного источника все необходимое для своей жизни. Иисус использует виноградную лозу и ветви как образ отношений ученика с Ним и говорит: «Без Меня не можете делать ничего. Пребудьте во Мне!» Жизнь виноградной лозы питает ветви, чтобы они росли и приносили плод. Призыв пребывать в Нем подразумевает возможность оказаться отделенным от Него. Так, например, Павел говорит христианам в Галатии, которые начали уповать не на Божью милость, а на свои доморощенные религиозные правила, что из-за подобного законничества они отпали от благодати и оказались без Христа. Итак, можно быть на самом деле христианином, но в то же время в своей повседневной жизни быть отсеченным от Божественного обеспечения. Поэтому ученик обязательно должен научиться пребывать в живой связи с Господом, чтобы ничто не помешало процессу его роста и не прервало его.

Хотя наш Бог на небе (в другом измерении), но Духом Святым Он очень близок к нам, и Его поток любви, ободрения и укрепления течет к каждому из Его детей. Описания Давидом этого потока являются его личными переживаниями, а не просто красивыми поэтическими словами, лишенными всякого реального смысла:

«Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их». (Псалом 35:8-9)

Поэтому Иисус описывает веру в Него как процесс пития из источника, который утоляет всякую жажду (Иоан. 4:14). Когда Он говорит о нашем служении в Духе Святом в качестве благословения для других людей, мы являемся одними из тех первых, кто должен быть укреплен служением Духа.

«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен». (Иоанна 7:37-39)

Итак, если ученик хочет расти духовно здоровым, он должен быстрее научиться приходить прямо к Иисусу, чтобы пить из этого Источника.

В послании к Евреям, как нигде, наиболее ясно показана разница между Новым и Ветхим Заветом. Огромное и решающее преимущество Нового Завета заключается в том, что каждый верующий имеет привилегию приходить непосредственно в Божье присутствие. Устройство ветхозаветного святилища является прообразом Святого Духа:

«И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния – первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых», имевшая золотой жертвенник для каждения и покрытый со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, покрывающие тенью крышку примирения; о чем не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за заблуждения народа. Этим Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит первая скиния». (Евреям 9:1-8, ElberFld)

Только первосвященник мог входить в непосредственное присутствие Божье, и только один раз в год. Когда же Иисус, наш Первосвященник, умер на кресте за наши грехи, произошло сильное землетрясение, и завеса в храме разодралась. Внезапно открылась для обозрения задняя часть храма, которая раньше тщательно скрывалась. Символически Отец Небесный тем самым показал, что отныне путь в Его присутствие открыт. Иисус является путем к Отцу. Его кровь дает нам смелость и дерзновение приблизиться к Богу (Евр. 10:19-22).

Как известно, во Святом Святых, где было Божье присутствие, находился ковчег завета, покрытый золотом ящик из дерева акации. В этом Божьем ковчеге находились три вещи, имеющие огромное значение: золотой сосуд с манной, жезл Аарона и скрижали завета. Эти три драгоценных предмета находились в непосредственном присутствии Божьем. С тех пор, как после крестной смерти завеса в храме разорвалась, присутствие Бога не было больше привязано к храму, – более того, теперь оно стало местом в Духе, куда мы всегда можем приходить по вере. Но эти три таинственные предмета, выражаясь духовно, необходимо и сегодня искать в Божьем присутствии. Ученик должен быть обучен тому, чтобы жаждать и искать эти три вещи. Он найдет их, а вместе с ними и тайну насыщенной жизни во славу Бога.

Золотой сосуд с манной символизирует библейскую истину, что Господь является верным и щедрым Даятелем и Обеспечителем. Как народ Израильский каждый день в пустыне был обеспечен хлебом с неба, точно так же и сегодня Отец Небесный хочет давать нам все, в чем мы нуждаемся. Он дает с великим удовольствием. Да, Он радуется, когда что-то нам дает (Иер. 32:41; Иак. 1:5). Когда я говорю здесь о Божьем обеспечении, я не имею в виду прежде всего материальные нужды, хотя они подразумеваются тоже. Но наши внутренние нужды намного важнее материальных: жажда безусловной любви, принятия, защищенности, достоинства и тождества. Мы созданы с этими сильными потребностями, и мы созданы так, что эти потребности могут быть восполнены только в живых взаимоотношениях с нашим Творцом. Если удовлетворение этих нужд мы ищем где-то в другом месте, мы будем жить в идолопоклонстве, бесчестя нашего Творца и причиняя вред себе и другим людям.

Внутреннее чувство удовлетворения, принятия, защищенности и ценности – все это имеет огромное значение для созидания церкви. Если тот, кто является учеником, не знает этого (и таким остается), то, имея служение или положение власти в церкви, он не сможет поступать иначе, кроме как искать в своем служении и своей позиции признание, удовлетворение и собственное достоинство. Этот грех часто является источником неустройства в церкви, потому что из-за него возникают недоверие, зависть, ревность и соперничество. Всего этого никоим образом нельзя недооценивать. Как часто причиной возникновения в церквах напряженности, беспочвенных обвинений и розней является неудовлетворенное желание любви и безусловного принятия. Ибо каждый, кто борется за то, чтобы обратить на себя внимание и утвердиться, пытаясь добиться этого своими делами и достижениями, должен будет испытать на себе, что этот голод невозможно утолить подобным образом. Но так как такой человек не осознает обольщения в своем собственном сердце, он начинает подозревать и обвинять других людей. Духовное служение и благословения Божьи, проистекающие через нас к другим людям, не должны стать источником нашего насыщения. Источником радости в Господе должна быть радость не от Его благословений, но от Его чудесной природы и Его присутствия. Многие церкви больны потому, что их служители никогда сами не проходили процесс ученичества. Поэтому они никогда не сталкивались с реалиями своего собственного сердца и не испытывали на себе очищение своих мотивов.

Так как проблема греха связана с желанием ощутить удовольствие, грех невозможно победить надолго только усилием нашей воли. Тот, кто внутренне насыщен регулярным опытом общения с живым Богом, сможет намного легче противостоять искушениям греха. Грех привлекает желанием наслаждения и удовольствия. Но величайшим удовольствием является наслаждение Господом: переживание удовлетворения не от благословений, но от присутствия Самого Господа.

«Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды». (Иеремия 2:13)

Бог называет здесь грехом оставление Его удовлетворяющего присутствия, что тут же влечет за собой другой грех, а именно: напряженные усилия создать собственный источник удовольствия.

Следующим предметом в ковчеге завета был жезл Аарона. Согласно Божьему распоряжению Моисей должен был положить двенадцать жезлов перед скинией собрания. Чей жезл дал побеги, зазеленел и принес плод, тот и стал избранным Богом священником. Итак, жезл Аарона, который зазеленел, символизирует Божье избрание. Для каждого из нас у Господа есть чудесный и уникальный план того, как мы должны служить Ему. Этот особый план мы можем открыть только в присутствии Божьем. Если ученик не будет научен тому, чтобы ставить во главу угла развитие отношений с Господом, но вместо этого будет нацелен на свою деятельность и церковные программы, он рано или поздно «сгорит» и, самое главное, не найдет своего собственного призвания. Многие церкви обременяют своих членов разного рода деятельностью и утомляют их чрезмерной активностью. Часто люди нужны лишь для того, чтобы выполнять программы и заботиться о росте церкви. Я не хочу излишне подчеркивать важность поиска лица Божьего, чтобы у кого-то не сложилось впечатление, что практическое служение в церкви не столь важно. Тем не менее, приоритеты должны быть расставлены по своим местам. Служению для Господа должно предшествовать служение перед Господом. Ученик должен быть научен своему первоочередному делу, которым является служение священника, который служит Господу хвалой, поклонением, а также ходатайством.

Жезл Аарона является не только знамением Божественного избрания, но и содержит другое важное послание. Мертвое дерево расцвело и принесло плод, что является прообразом воскресения. Чтобы войти в свое предназначение, в план Божий для нашей жизни, требуется сила воскресения. Жизнь, которую дарует нам Бог, это жизнь из смерти. Эта Божественная жизнь должна быть источником и силой нашего служения. Поэтому Божий служитель должен каким-то особым образом, как это определил ему Господь, пройти через смерть. Этот важный принцип, на который сегодня обращают мало внимания и который мало кто понимает, мы видим в жизни Авраама, Иосифа, Давида или Павла и, конечно же, прежде всего Самого Сына Божьего.

Если эта мысль о силе воскресения и ее значении для истинного служения кажется кому-то слишком непонятной или менее практичной, ее можно спокойно отложить в сторону и полностью сосредоточиться на третьем аспекте послания ковчега. Когда для нас настанет время «умирания» и оставления (я говорю о служении), Дух Святой нам все Сам покажет.

Третьим посланием ковчега являются скрижали закона. Заповеди в Ветхом Завете были написаны на каменных дощечках Самим Богом. Суть же Нового Завета заключается не в том, что Бог больше не предъявляет к нам никаких требований. Многие считают, что ключевым словом в Ветхом Завете было «повиновение», а в Новом Завете таким словом является «благодать», под которой они понимают красивую альтернативу, нивелирующую обязанность послушания. Подобное вопиющее непонимание является причиной все более распространяющейся поверхностности христианской жизни. Многие верующие так и не поняли сути Нового Завета. Революционность Нового Завета заключатся не в том, что упраздняется необходимость послушания Богу, но в том способе, как это послушание осуществляется.

Добрая весть состоит не в том, что в Новом Завете Бог по Своей милости понизил Свои стандарты, и теперь стало легче с Ним ладить. Добрая весть состоит в том, что Бог Сам дает нам новое сердце, которое способно и готово исполнять Его волю. Давайте рассмотрим следующие места Писания, которые претендуют на описание сути Нового Завета. Возможно, кто-либо из читателей сейчас задастся вопросом: какое отношение к ученичеству имеют эти теологические рассуждения? Мой ответ: прямое! Продолжай следовать за ходом моей мысли, дорогой читатель, и все станет ясно.

«И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять». (Иезекииль 36:25-27)

«И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня. И буду радоваться о них, благотворя им, и насажу их на земле сей твердо, от всего сердца Моего и от всей души Моей». (Иеремия 32:40-41)

«Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом». (Иеремия 31:33)

В первом отрывке речь идет о новом сердце, которое Господь Сам хочет сотворить в нас. Благодаря этому новому сердцу мы будем жить в послушании. Во втором отрывке более точно описывается то, каким образом сердце становится послушным, а именно: через страх Господень. Страх Господень – это благоговейное и почтительное отношение сердца по отношению к Богу; это желание почитать Его, угождать Ему и не огорчать Его. «Страх Господень отводит от зла», – читаем мы в Притчах 16:6. Что побуждает нас к тому, чтобы удаляться от зла? Отвращение и ненависть ко злу:

«Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу». (Притчи 8:13)

Эта истина драматически недооценивается в наше время: в сердце Бога Библии есть сильная ненависть ко всякому злу. Об Иисусе написано:

«Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих». (Евреям 1:9)

Благая весть Евангелия состоит в том, что Господь изменяет наше сердце, наши ценности, наши предпочтения и нашу мотивацию. Он приводит наше сердце к согласию со Своим сердцем. Мы учимся ненавидеть то, что ненавидит Он, и любить то, что любит Он.

«Любящие Господа, ненавидьте зло!» (Псалом 96:10 )

«Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру». (Римлянам 12:9)

Мы будем избегать того, что ненавидим. Послушание, для которого искупил нас Иисус, – это не стискивание зубов, в то время как все в нас кричит по сладости греха. Нет, Он производит в нас новый взгляд и новый вкус.

И теперь мой драгоценный читатель узнает, что ход моих мыслей не был отклонением от темы ученичества, но являлся описанием сути ученичества.

Третье место Писания относительно сути Нового Завета описывает, как Господь производит в нас страх Господень. Давайте рассмотрим его еще раз:

«Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом». (Иеремия 31:33)

Слово Божье, воля Божья и принципы Божьи будут написаны на нашем сердце. Слово и сердце воссоединяются. Слово переделывает наше сердце. Это место Писания цитируется в Новом Завете дважды: Евреям 8:10 и 10:16. В первой цитате в 8 главе послания к Евреям последовательность корректируется и слово «внутренности» заменяется более точным словом «мысли». Употребленное здесь греческое слово «dianoia» означает «умственные способности, разум», а в буквальном смысле – «обдумывание». Здесь мы имеем очень важный ключ для процесса перемен ученика.

Ученичество – еще практичнее

О первых верующих говорится, что они пребывали в учении апостолов. Это означает не только то, что они много времени проводили на библейских занятиях, но и то, что после времени учебы они пребывали в том, чему научились. Они позволяли Слову изменять их мысли и взгляды. Они не делили свою жизнь на «духовную» часть (время служений и собраний) и «обычную» (будни). Они соблюдали Слово Божье и принимали его как свои собственные взгляды. Бог совершает сверхъестественную работу, наполняя нашу внутренность Своими мыслями, когда мы внимательно слушаем Слово и размышляем о нем. Мы меняем свое мышление, затем Он изменяет наше сердце, наши ценности, наши вкусы и желания.

Так жили не только первые ученики после дня Пятидесятницы, так живут все ученики Иисуса.

«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными». (Иоанна 8:31-32)

Основной характеристикой ученика является его преданность Слову Божьему. О какой свободе говорил Иисус в связи с этим? О свободе от принуждения ко греху.

«Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха». (Иоанна 8:33-34)

Освобождение от власти греха происходит в жизни ученика тогда, когда он учится пребывать в Слове, что означает созерцать Слово, принимать его и соблюдать. Именно Слово Божье, пребывающее в нас, совершает в нас глубочайшую работу по нашему изменению. Задачей ученика, к которой его необходимо ободрять и наставлять, является его старательное обращение со Словом Божьим.

Божья заповедь царю гласит:

«Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля». (Второзаконие 17:18-20)

Интенсивное и регулярное обращение со Словом Божьим учит нас страху Божьему и мотивирует к послушанию. Слова Божьи в нас имеют силу сохранить нас от гордости. Ученику снова и снова важно напоминать и говорить о значении и силе Слова Божьего, чтобы он самостоятельно каждый день упражнялся в Слове. Позволить Слову обильно пребывать в нас – это задача всей нашей жизни (Кол. 3:16).

Павел так описывает начало процесса перемен:

«И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». (Римлянам 12:2)

Мы выросли в этом мире и сформировались под влиянием его ценностей и законов. Мир находится под господством сатаны, который назван князем или богом этого мира. Мир является антиподом Царства Божьего, куда был введен ученик через посвящение себя истинному Богу. Но многие его взгляды и представления о жизни еще носят отпечаток этого мира. В процессе ученичества он должен освободиться от сообразования с этим миром. Его преобразование происходит с помощью того, что он обновляет свой ум, т.е. свои мысли он приводит в согласие с Божьими мыслями. Священное Писание, Слово Божье, дано нам для того, чтобы мы могли познавать мысли Божьи. Ученик познает естество Бога, Его взгляд на его жизнь и на все остальное, что ему нужно для того, чтобы здесь, на земле, вести добрую, богоугодную и благословенную жизнь. Обновление мышления является тем практическим началом, которое дает место господству Иисуса в жизни ученика. Миром правит ложь сатаны, и бунт человечества против Бога состоит в том, что люди предпочитают жить во лжи. Слово Божье – это истина, которая имеет силу освящать нас, т.е. отделять для Бога. Иисус молился за нас:

«Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина». (Иоанна 17:17)

Для большей ясности посмотрим на следующий пример. Даже если мы хотим быть честными и критичными по отношению к себе, внутри нас все же имеется тайная убежденность в некоторых личных достоинствах или хороших качествах нашей натуры, которые кажутся нам настолько положительными и ценными, что фактически производят неплохое общее впечатление о нас, несмотря на наш грех. Но Слово Божье смотрит беспристрастно на нашу мнимую благость и объявляет нам, что наш грех был настолько ужасен, что мы заслужили смертный приговор. Иисус понес наше наказание на кресте, где и было наше место. Мы заслужили наказание смертью и то, чтобы навсегда пребывать во внешней тьме и муках вечного разделения с нашим Творцом. В послании к Ефесянам Павел дает шокирующее описание нашей прошлой жизни до обращения.

«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие». (Ефесянам 2:1-3)

Итак, обновление ума означает для ученика принятие этого Божественного взгляда на его жизнь до спасения. Оскорбительное, но необходимое унижение для нашей собственной праведности! Мысленно ученик соглашается с точкой зрения Бога. Теперь Дух Святой может явить эту реальность в его сердце: сначала – в разуме, а затем в сердце. Апостол Петр описывает этот процесс изменения так:

«Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца». (1 Петра 1:22).

Любви от чистого сердца предшествует очищение через послушание истине.

«Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры». (1 Тимофею 1:5)

Наставление, учение Слова Божьего ведет к чистоте сердца. Апостолов не интересовала академическая библейская учеба, которая затрагивала лишь такие вопросы, от которых не было никакого толка в практической жизни. Они не стремились к бессмысленному накоплению библейских знаний учениками, чтобы те могли отличиться на очередной религиозной викторине, конкурсе или фестивале. Целью апостолов для церквей было практическое послушание истине, потому что они понимали, что искупление – это благодать, данная для овладения новым стилем жизни, через который прославится Господь. Апостолов интересовала не просто передача знаний, а практическое изменение мышления и стиля жизни. Например, новообращенные в Эфесе встретили взгляды Павла на колдовство не просто как любопытную точку зрения, которая представляла некий интерес, но они приняли ее как Божий взгляд на колдовство и сделали совершенно практические выводы. Они отказались от оскорбляющих Бога книг и сожгли их. Кстати, они проявили еще и мудрость. Они сначала сожгли свои книги, а затем подсчитали их общую стоимость. Она составила кругленькую сумму в 50 тысяч серебряных драхм, т.е. пятьдесят тысяч дневных заработков одного работника. Почему никому в голову не пришла мысль лучше выставить эти книги на продажу в сети eBay? Ведь многое говорило в пользу этого! Очень просто: они были убеждены в том, что то, что Бог говорит о колдовстве, – это истина. Колдовство является мерзостью для Господа. А истине надо повиноваться! Вот это ученичество! И Господь благословил их за это. Сразу после этого разрыва с демоническим прошлым мы читаем в следующем стихе:

«С такою силою возрастало и возмогало слово Господне». (Деяния 19:20)

Когда ученики отделились от того, что было связано с тьмой, Слово Божье стало мощно возрастать. Это значит, что еще более росла сила проповеди для обличения людей в грехе и сила совершать чудеса и знамения. Когда во время своих поездок я вижу в домах верующих книги о Гарри Поттере или оккультные видеофильмы, о чем говорит мне это? Настало время, чтобы снова из верующих делать учеников! Церковь, которая не интересуется ежедневной жизнью своих верующих, не предлагает практические шаги для изменения, может собирать по воскресным утрам большое количество людей, иметь огромное собрание, но новозаветной церковью она не является.

Апостолы использовали выражение «покорение (послушание) Евангелию» (Рим. 10:16; 2 Фес. 1:8; 1 Пет. 4:17). Если мы хотим людей делать учениками, мы должны начать снова употреблять непривычные, вышедшие из моды выражения. Павел высказывает галатийским христианам подобный вопрос:

«Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?» (Галатам 5:7)

Сегодня многих верующих возмутил бы подобный тон. Но их возмущение лишь подчеркивало бы, как далеки такие верующие от истинной христианской жизни и как еще глубоко они укоренены в независимом образе жизни.

Тимофей служит хорошим примером ученичества в Библии. Павел вдохновляет его следующими словами:

«А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». (2 Тимофею 3:14-17)

Здесь еще раз мы видим оба элемента ученичества: Слово Божье и человеческий пример. И то и другое требуется для здорового духовного развития ученика.

Итак, ученик обучается значению и функции Слова Божьего, а также ему демонстрируется, как он может дать место действию Слова в своей жизни. Абсолютно фундаментальным является наше отношение к Слову Божьему как к Слову, данному Самим Богом. Без этого основания настоящая вера, как ее описывает Библия, не сможет вообще развиваться (1 Фес. 2:13). Сила Слова Божьего будет раскрываться в нас только тогда, когда мы видим Слово и обращаемся с ним так, как это предписывает нам делать Сам Бог. Очевидно, что в настоящее время это убеждение все больше подвергается сомнению и пренебрегается. Сатана прекрасно знает, что он не сможет контролировать людей Слова и манипулировать ими.

«Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого». (1 Иоанна 2:14)

Поэтому ученик должен быть тщательно наставлен в этой важной теме, которая занимает в Библии огромное место. Подробнее об этом я написал в двух своих брошюрах: «Слово Божье – роль Священного Писания в жизни верующего» и «Благословение от размышления над Словом Божьим».

Опасность в обращении со Словом Божьим возникает тогда, когда мы используем его с той целью, чтобы умножить свои знания или заготовить «арсенал» для атаки на других людей. Тогда это будет производить не жизнь, но холод и смерть. Нашу собственную духовную слепоту и слепоту наших слушателей убрать таким образом не удастся. Книжники во времена Иисуса по роду своей деятельности занимались исследованием Писаний и поэтому знали обетования о пришествии Мессии лучше, чем кто-либо другой. Но когда обетование исполнилось, они не признали в Иисусе Сына Божьего и отвергли Его. Служение книжников Иисус описал следующими словами:

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». (Иоанна 5:39-40)

Поэтому важнейшим элементом духовной дисциплины в жизни ученика Христова является его ежедневное время с Господом. Главной целью этого времени является отдача сердца. Речь в первую очередь не идет о том, чтобы приносить Господу свои нужды, желания и планы и просить Его благословить все это. Господь должен получить возможность изменять наше сердце, когда мы приносим Слово Божье в Его присутствие. Ученик учится реагировать на Слово с хвалой и благодарением. Он делает его своим исповеданием и посвящает себя Божьим истинам. Наглядным примером молитвы Словом Божьим является Псалом 118. В нем Давид объявляет Господу, что значит для него Его Слово и чем он ему обязан. В это время, которое ученику лучше всего выделять утром, Господь получает возможность писать Свое Слово на его сердце. Ученик призван быть царем и священником. По мере овладения своими обязанностями священника он будет обретать власть, чтобы царствовать в жизни (Рим. 5:17). В течение этого времени Господь в зависимости от верности ученика будет увеличивать его сферу влияния. Та сфера, где он несет ответственность и является благословением для Царства Божьего, будет умножаться. Господь возлагает на Своих священников регулярную и особо неотложную обязанность:

«Заповедай Аарону и сынам его: вот закон всесожжения: всесожжение пусть остается на месте сжигания на жертвеннике всю ночь до утра, и огонь жертвенника пусть горит на нем; и пусть священник оденется в льняную одежду свою, и наденет на тело свое льняное нижнее платье, и снимет пепел от всесожжения, которое сжег огонь на жертвеннике, и положит его подле жертвенника; и пусть снимет с себя одежды свои, и наденет другие одежды, и вынесет пепел вне стана на чистое место; а огонь на жертвеннике пусть горит, не угасает; и пусть священник зажигает на нем дрова каждое утро, и раскладывает на нем всесожжение, и сжигает на нем тук мирной жертвы; огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике и не угасает». (Левит 6:9-13)

Трижды в этом коротком отрывке мы встречаем Божье распоряжение поддерживать огонь на жертвеннике. Ежедневной обязанностью священника было заботиться об огне. Эту задачу – тщательно хранить огонь – мы снова встречаем в Новом Завете в качестве наставления всем верующим, где говорится:

«В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите». (Римлянам 12:11)

«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа». (Ефесянам 5:18-20)

Таким образом именно Слово Божье становится формирующей силой в жизни ученика Христова. Слово приносит свет, так что ученик все больше сможет обнаруживать в себе ошибочные взгляды вместе с неправдами жизни и оставлять их (Еф. 5:8-14). Посредством Слова, пребывающего в нем, ученик будет все больше одерживать победу над грехом (Пс. 118:9-11), так как благодаря свету Божьему он сможет распознать искушения в повседневной жизни раньше, чем подвергнется им. Дух Святой действует в жизни тех, кто чтит Слово Божье. Ученик будет вполне реально переживать общение с Духом Святым, когда Тот будет научать и обучать его отвергать мирские похоти (Тит. 2:12). Отвергнуть значит сказать «нет». Благодаря Духу Святому мы получим проницательность, желание и силу противостоять манящим чувствам и привлекательным ощущениям, которые соблазняют нас к запретным действиям. Когда мы научимся противостоять искушениям и отвергать мирские похоти, мы сможем жить целомудренно, праведно и богобоязненно.

В мастерской жизни

Нам нужно ясно понимать, что учеников растят. Это значит, что церковь должна делать что-то совершенно практическое, чтобы поднимались ученики. Они не появятся через молитву или ожидание. Иисус повелел апостолам: «НАУЧИТЕ!», т.е. «Сделайте учениками». Именно это они и делали (Деян. 14:21).

Каждый мастер авторемонтной мастерской знает, что молодые люди не овладеют своей специальностью, если долгое время будут просто просиживать в мастерской. Необходим инструктор, который интенсивно и систематически будет заниматься с ними. В мастерской помимо теории решающее значение имеет ежедневная практика. Как только христианским лидерам могла прийти в голову мысль, что если люди будут достаточно долго собираться вместе и просиживать служения, то в результате они станут учениками? Разве опыт не говорит в пользу того, что верующие могут годами и даже десятилетиями ходить на собрания и при всем этом оставаться духовными младенцами? Самые элементарные вещи необходимо практиковать в жизни. Недостаточно только слышать о них, иначе они останутся голой теорией, с которой мы просто соглашаемся. Любой министр образования, директор школы и учитель знает, что ученики только тогда чему-то научатся, когда будут выполнять домашние задания и контрольные работы.

Давайте еще раз вернемся к примеру профессиональной подготовки. Поступление на учебу является делом абсолютно добровольным, к которому никто не принуждает. При подписании договора о профессиональном обучении студент знакомится с учебной программой и ее общими требованиями. Он знает, сколько будет рабочих дней в неделю, когда начинаются занятия и когда – заканчиваются. Он может согласиться или не согласиться на эту учебу. Чего он не может делать, – так это спорить с мастером, отклонять или менять какие-то части учебной программы. Те, кто однажды составил программу профессионального обучения, разбираются в овладении специальностью намного лучше, чем любой студент. Если бы после поступления на обучение учащийся попытался изменить или сократить программу, с ним бы никто не стал дискутировать по этому поводу. Ему бы любезно, но ясно указали на то, в чем заключается его роль как студента: он должен выполнять программу и окончить курс обучения. И никакому студенту, если он в своем уме, не придет в голову даже мысль попытаться это сделать. Он не станет обвинять мастера в его твердой позиции, а также в его черствости и нелюбви. Он также не будет считать притеснение то, что от него требуется каждый день приходить на свое рабочее место в назначенное мастером время. Но насколько иначе все выглядит в церкви! Люди думают, что они сами вправе определять для себя «нормы» и «учебные цели». Они хотят быть членами церкви, но на своих условиях. Они заявляют, что в церкви – все добровольно. Здесь налицо большое непонимание! Разумеется, принадлежность к церкви – дело добровольное, но такие практические вопросы, нужно ли пройти курс ученичества или своевременно приходить на собрания, или записаться в график дежурств, – это уже вопросы, которые требуют ясной постановки. Эти и некоторые другие вещи являются элементарной частью церковной жизни. Этот само собой разумеющийся порядок нигде в трудовой деятельности не ставится под сомнение, но сегодня в церкви, к сожалению, становится все менее привычным. Мы живем в такое время, когда беззаконие все более усиливается. Или мы сейчас сознательно противостанем этой стихии, или нам придется расстаться с идеей благословенной Богом церкви.

Когда мы будем смотреть на церковь как на школу или место учебы, у нас разовьется совсем другой менталитет, отличный от традиционного взгляда на церковь как на место для богослужений, которое можно посещать совершенно независимо от церковного обязывающего членства. Учебная дисциплина этой школы называется «Жизнь в Царстве Божьем».

Как и в любом обучении, учащемуся помогают наставники, и ему задают домашние задания, которые затем проверяют. Также существует обратная связь со стороны наставника: он говорит ученику, что было сделано хорошо, и что тот в будущем может сделать лучше. Например, наставляющий дает новообращенному задание прочитать Евангелие от Иоанна и обратить особое внимание на описания Иисуса и Его намерений. Если во время следующей встречи ученик из любопытства спросит наставника о значении «колес» в книге Иезекииля, тот с большой любовью, но решительно напомнит ему о том, что ему задано было прочитать Евангелие от Иоанна, а не книгу Иезекииля.

Ученик должен быть научен тому, как изучать определенные темы в Писании, и мы предложим ему такие темы, которые следует изучить в первую очередь. Вот некоторые примеры полезных тем для начального этапа ученичества, которые я хотел бы предложить здесь: характер Бога, Слово Божье, грех, крест, наши слова, благодарение, жизнь с Духом Святым.

Очень важный момент, которому нужно научить ученика, – это его обращение с чувствами. В мире все более популярным становится «принцип удовольствия». Люди ищут того, что нравится, и избегают того, что не нравится. «Живи в свое удовольствие!» – так звучит их лозунг. Например, растущие долги через кредиты, разводы, разрушение от употребления наркотиков или игромании – все это является следствием нереалистического взгляда на жизнь. Ученик Иисуса в своей новой жизни в Царстве Божьем учится совершенно другому взгляду на жизнь. Теперь вопрос не в том, нравится ему это или нет, но нравится ли это Богу, является ли это правильным и истинным. Такому стилю жизни он может научиться только тогда, когда согласится с тем, что Господь имеет право потребовать от него действовать против своего похотливого желания. Противостояние желаниям нашей эгоистической природы ветхой натуры поначалу вызывает чувство недовольства. Лишь затем, когда достигнут прогресс в отождествлении с новой природой, жизнью по духу, послушание истине высвобождает новые ощущения удовольствия. Иисус не хотел ничего другого, кроме как от всего сердца угождать Отцу и быть Ему послушным. «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его», – объявил Иисус Своим ученикам (Иоан. 4:34).

Чтобы жить в Царстве Божьем, мы должны победить всякое сопротивление в нас, исходящее от мира и сил тьмы. Истина, характер Бога и жизнь по Божьим принципам не приветствуются в этом мире. В конце концов, мир страдает оттого, что он лишен праведных стандартов Божьих. Но парадокс заключается в том, что мир больше всего отвергает то, что ему помогло бы лучше всего. Мы сделаем ученику плохую услугу, если в начале его пути утаим от него эту неприятную истину, что он должен быть готов столкнуться с недовольством и страданием. Первые христиане с самого начала доносили своим новообращенным реалистическое понимание новой жизни, в отличие от того, как это происходит сегодня.

«Они утверждали души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». (Деяния 14:22)

«И послали Тимофея, брата нашего и служителя Божьего и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено. Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете». (1 Фессалоникийцам 3:2-4)

«Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». (2 Тимофею 3:12)

Тот, кто не согласен страдать ради Иисуса, не может быть настоящим учеником и вскоре отпадет. Об этом учил Иисус в притче о четырех типах почвы.

«Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются». (Марка 4:16-17)

Скорбь или гонение возникает из-за Слова Божьего, которое мы приняли, и представляет собой сильнейшее искушение (Луки 8:13). Искушение звучит: «Оставь Слово, и давление прекратится». Но перед лицом противостояния отпавших верующих Павел вдохновляет Тимофея держаться истины и призывает его: «Переноси скорби!» (2 Тим. 4:2-5). Держаться истины в Божьих глазах важнее, чем иметь комфортную, приятную и красивую жизнь. Божьи ценности очень отличаются от ценностей большинства людей.

Только те, кто согласились на страдания ради Иисуса, устоят. Они избрали Иисуса своим драгоценнейшим сокровищем, ради которого готовы отдать все.

Только на основании личной готовности к страданиям можно победить сопротивление плоти, а тем самым мира и дьявола. Кто не победит свою плоть, свою ветхую природу, которая во вражде с Богом (Рим. 8:7), тот останется уязвимым для манипуляции мира и сил тьмы. Он не сможет войти в полноту и зрелость жизни веры.

Если ученик не прошел через это коренное преобразование от «принципа удовольствия» к послушанию истине, что является решением, которое требуется однажды принять, а затем снова и снова подтверждать, он не сможет продвинуться вперед в практических дисциплинах ученичества. Одним из основных элементов Царства Божьего является даяние. Мир учит: каждый, кто хочет иметь, должен брать. Вот так в мире алчность является господствующей силой. В Царстве Божьем все с точностью до наоборот: каждому, кто дает, будет дано. Ученик в церкви обучается стилю жизни даяния, потому что даяние является сущностью Бога. Даяние бывает разное, начиная с прощения, когда мы являем Божью благодать, вплоть до финансов и практического служения природными дарами и способностями, которыми мы наделены. При этом уместно и необходимо напоминать об обещанной Господом награде и ободрять этим. Иисус и апостолы укрепляли мотивацию людей перспективой воздаяния от Бога.

«Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам». (Луки 6:38)

«Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». (Галатам 6:8-10)

«Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым». (Евреям 6:10)

В процитированном выше стихе хорошо видна взаимосвязь между любовью к Господу и служением братьям и сестрам по вере. Любовь к Господу, которая не находит выражение в практическом служении людям и особенно братьям и сестрам по вере, является религиозной имитацией и самообольщением. Например, молодежная группа, которая жаждет пробуждения и говорит о «радикальном посвящении жизни Господу», но не заботится о повседневных нуждах своей церкви, не сможет долго удерживать огонь Духа. Поэтому мы должны наставлять учеников практически служить людям в своей церкви. Специалист по компьютерам служит своими знаниями, помогая намучившейся от вирусов секретарше очистить и защитить систему. Сильные молодые люди, которым некуда девать силу и которые едва передвигаются из-за их обилия, могут с пользой употребить свою излишнюю энергию в служении пожилым братьям и сестрам, вешая гардины или сгребая листья. Девочки-подростки могут взять на себя присмотр за маленькими детьми, чтобы жены старейшин (руководителей) могли принять участие в особых церковных собраниях или провести выходные с мужем, наслаждаясь отдыхом без детей. Каждая церковь предлагает предостаточно возможностей для практического служения. Итак, открывайте глаза и засучивайте рукава! Так восполняются ежедневные нужды и ученики входят в Божье благословение.

Многие церкви посылают своих молодых людей в библейские школы, а после возвращения они получают духовные служения, такие как проповедь, молодежное служение, прославление или воскресная школа, не послужив сначала практическим образом братьям и сестрам. Ничего хорошего из этого, по большому счету, не выйдет. Духовному служению всегда предшествует практическое служение. Только тот, кто в этом будет верен, может быть поставлен над большим. Вот пару практических примеров, которые для некоторых ушей могут прозвучать резко, но они являют собой ничто иное как Божью мудрость: кого нельзя встретить на молитвенных собраниях за нужды церкви, тому нечего делать за кафедрой; тот, кто своей регулярной десятиной не хочет брать на себя общую ответственность за церковь, не подходит для духовного служения в церкви. Я знаю многие церкви, которым подобные мысли кажутся верхом нелюбви. Но кто знает благость и строгость Божью из Писания и воспитывающую руку Божью на собственном опыте, согласится, насколько справедливы и необходимы подобные утверждения. Иногда кажется, что мы в церкви любой намек на свой жизненный опыт и здравость человеческого разума оставляем в гардеробе. Наши религиозные заявления об уповании на Господа, Который все обращает во благо, часто являются ничем иным, как обычной религиозной мудростью, за которой скрывается наш страх вести и направлять людей.

Божье благословение приходит на верных людей. Это чрезвычайно важный духовный принцип созидания церкви. Проповедь, душепопечительские беседы, ведение прославления или любое другое служение в церкви – все это должно совершаться под помазанием Духа Святого. Сверхъестественные дарования и способности приходят от Господа, не обязательно через посещение духовных учебных мест. Господь дает верным людям необходимое снаряжение на служение.

«И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить». (2 Тимофею 2:2)

Павел дает своему духовному сыну Тимофею наставления для успешного служения. Он должен подыскать таких людей, которые верны, а не таких, которые когда-то в будущем станут таковыми. О таких верных людях Павел говорит на основании знания и доверия Божьим действиям, что они будут усердными.

В заключение можно сказать, что ученичество – это процесс, в котором верующего обучают следить за своей повседневной жизнью, за тем, как он распоряжается своим временем, своей силой, своими деньгами, своими устами, своими глазами и ушами. Кстати, следует упомянуть, что в этом процессе изменения через практические действия важную роль играет соответствующий пост, т.е. добровольный отказ от пищи (Матф. 6:18).

Если церковь будет взращивать учеников описанным здесь образом, она приобретет стабильных, надежных и ответственных сотрудников и служителей, которых Господь в будущем поведет в их призвание. В такой церкви появятся многие служения, которые станут благословением для многих людей в церкви и далеко за ее пределами. Служения заключенным, сиротам, иностранцам, зависимым и социально ущемленным, миссионерство и гуманитарная помощь – все это есть у Бога на сердце. Его сильное желание состоит в том, чтобы все люди получили помощь, но, прежде всего, чтобы прославилось Его имя. (Перечисленные выше разные христианские служения никоим образом не умаляют и не делят на нехристианские другие профессии, такие как бизнесмен, архитектор, полицейский или журналист.) Ученик будет считать служением Господу свою работу на том месте, где его поставил Господь, согласно Колоссянам 3:17,23.

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Матфея 5:16)

Но такие служения появляются не благодаря умело смастеренным программам, которые придумывает церковное руководство, а затем старается протолкнуть их любой ценой, но благодаря людям, которые ощутили Божье призвание в своей жизни. У Бога никогда не бывает проблем с деньгами, но, скорее, бывает проблема с отсутствием преданных, верных людей, которые готовы проявить свою любовь к Господу через служение нуждающимся. Ученичество – это тот путь, идя которым церковь станет активной и не погрязнет в изнурительных программах, которые расходуют ее людей.



Вернуться к содержанию журнала № 26


На главную О нас: О «Рука об руку»
Партнёрство
Что для нас важно
Материалы: Журнал «Восстановление»
Библиотека
Статьи и учения
Медиа
Рекомендуем: Книги
Ссылки
Контакты: Обратная связь
E-mail


Hosted by uCoz