Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей «Восстановление» № 28

Боб Деффинбо

Новозаветная церковь – ее руководство

Из серии «Что есть новозаветная церковь»


Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. (Колоссянам 1:15-20)

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. (Матфея 23:8-12)

Введение

Когда мы подходим к вопросу руководства внутри поместной церкви, есть те, кто желает убедить нас в том, что для организации церкви и ее управления не существует новозаветного образца. Например, Дональд Дж. Миллер утверждает: «Нет ни одной конкретной структуры церковной жизни, которая бы была установлена Богом». Далее он пишет: «Любая форма … в которой может обитать Дух Святой и в которую Он может привнести жизнь Христову, должна быть принята как приемлемая для церкви. Как все формы жизни приспосабливаются к своему окружению, так и жизнь Христова адаптируется через Духа Святого в церкви».

Ошибка в мышлении господина Миллера, и я подозреваю, что это относится ко многим из нас, состоит в том, что он не понимает, что новозаветная форма организации поместной церкви основывается на новозаветном принципе. Именно этот основополагающий принцип выступает тем стандартом, которым должны измеряться всякое устройство поместной церкви и ее руководство, что я и хотел бы донести в данном послании. А затем мы рассмотрим такую организационную структуру церковного лидерства, которая соответствует этому стандарту.

Кстати, позвольте мне спросить вас, что, по вашему мнению, является основополагающим принципом, по которому определяется руководство в поместной церкви? Знаете ли вы его?

Иисус Христос – Глава Церкви

Фундаментальный принцип, на котором зиждется руководство и организация церкви, состоит в следующем: Иисус Христос есть Глава Церкви. Конечно же, я знаю, что практически каждая верящая в Библию церковь с готовностью согласится с этим принципом так, как я его сформулировал. Но я должен признаться, что еще несколько дней назад я и сам не понимал его, как следует, и убежден в том, что в будущем еще приду к осознанию того, что я все еще не пониманию его как должно. Боюсь, что лишь малое количество христиан понимает Главенство Христа в церкви, и еще меньше применяют этот принцип в жизни церкви.

Принцип Главенства Иисуса Христа настолько фундаментален, и о нем так мало учат, что я хочу уделить несколько минут для того, чтобы и вы в это утро его поняли. Хотя о Главенстве Христа говорится во всем Новом Завете, самое ясное учение на эту тему мы находим в послании к Колоссянам. Наилучшим образом можно показать

Главенство Христа в следующих трех фразах, начинающихся с предлогов:

• от Него – сотворение

• через Него – продолжение

• к Нему – завершение

Фраза «от Него» подчеркивает Главенство Христа в том, что Он является непосредственным источником или началом происхождения всего. Иисус Христос – Глава всего творения как его Творец: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (Кол. 1:16).

Подобно этому наш Господь Иисус является Главой Церкви, так как Он – ее Творец. Церковь берет свое начало в личности и деле Господа Иисуса: «И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1:18).

Фраза «через Него» представляет собой еще одну сторону проявления Главенства Христа. Христос – не только Глава творения как его Создатель, но Он также его Продолжатель: «И Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:17).

Можно не сомневаться, что творение никогда бы не начало своего существования в отрыве от своего Главы, Иисуса Христа. Точно так же вне Его оно бы не продолжило свое существование, так как «все Им стоит». Я не ученый, и не пройдет много времени, как вы убедитесь в этом, но мне говорили, что ученые не могут на самом деле понять, что же удерживает атом вместе и не дает ему разлететься в разные стороны. Какой бы ни была эта сила, мне говорили, что в научных кругах она называется «атомным клеем». Если я правильно понимаю Колоссянам 1:17, Иисус Христос является «атомным клеем» творения, так как именно Он продолжает поддерживать существование творения. В Нем творение находит единение, связь, направление и цель. Именно Он приводит в действие, направляет и ведет все творение к своему предназначению.

Подобно этому Христос является Главой Церкви как ее Попечитель, так и ее Источник. Иисус Христос, Глава Церкви, дает всему Телу единство и сплоченность. Как голова координирует и направляет физическое тело, согласовывая всякую активность, чтобы генерировать одну цельную личность, соотнося буквально тысячи функций и импульсов со всеобщим предназначением тела, так и Глава Церкви обеспечивает единство и порядок посреди огромного разнообразия. Павел говорит нам, что «в Нем все держится вместе» (Кол. 1:17, перевод с английского). Далее в Колоссянам мы читаем: «… и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол. 2:19).

Фраза «к Нему» показывает конечную цель Главенства Христа. Иисус Христос – не только Глава творения в том, что Он является Источником и Продолжателем творения, но Он также – конечная Цель существования этого творения. Он является целью творения: «... дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус есть Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:10-11). Даже Божье творение восхваляет славу своего Творца: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2). Вспомните триумфальный въезд Иисуса в Иерусалим, – если бы толпы людей не прославили Мессию, то это сделало бы творение (камни).

Конечное назначение Главенства Христа состоит в том, чтобы Ему иметь первенство во всем. Чтобы вся хвала, слава и честь воздавались Ему: «И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1:18).

Что означает Главенство Христа для церковного руководства

В том принципе, что Иисус Христос является Главой Церкви, в общем-то, нет ничего спорного. Но когда дело доходит до применения этого принципа, возникает много поводов для дискуссий. Вряд ли какая-либо верящая в Библию церковь посмеет отрицать то, что Иисус Христос – Глава Церкви, но вместе с тем лишь немногие делают хоть что-либо, чтобы показать это на практике. Мы уже говорили о том, что в Новом Завете, особенно в жизни апостола Павла, принцип и практика неразделимы (1 Кор. 4:11-17). Любой библейский принцип должен выливаться в библейскую практику. Итак, главный вопрос для нас звучит так: «Как на практике осуществляется Главенство Христа над Его Церковью?» Из этой великой истины, что Христос есть Глава Церкви, я вижу, по крайней мере, два основополагающих и фундаментальных принципа для Церкви. Они по большому счету диктуют тип церковного управления, который не совпадает с тем, что делает мир или большинство церквей сегодня.

1) Любая форма церковного управления, которая отдает первенство людям, а не нашему Господу, является небиблейской. Первенство – это фундаментальная часть принципа Главенства: «И Он есть глава тела Церкви, … дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1:18).

Божья цель для Иисуса Христа как для Главы Церкви состоит в том, чтобы Ему во всем иметь первенство. Любая форма церковного управления, которая сознательно или подсознательно склонна ставить людей на позицию первенства, противоречит Божьей цели. Не припомню, чтобы я слышал хотя бы одну проповедь по очень важным стихам из Евангелия от Матфея, где наш Господь осуждает ищущих высокого положения книжников и фарисеев: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Матф. 23:8-10).

Книжники и фарисеи любили известность и обожали титулы, делающие их достопочтенными людьми, и места почета на публичных собраниях (ср. Матф. 23:5-7). Первенство в церкви принадлежит одному нашему Господу. Он один является Учителем, Отцом и Наставником. Вот почему наш Господь запрещает Своим ученикам принимать на себя те титулы, саны и регалии, которые будут превозносить их над другими. Ошибка фарисеев была двойной, как явствует из Матфея 23:8-10:

• Они хотели превозноситься над людьми и не служить, но чтобы служили им.

• Они претендовали на то, что принадлежало только Христу.

Сейчас в наших мыслях мы можем быстро подумать о тех людях, которые так или иначе превозносятся в церквах Далласа и по всему миру. Но в данный момент меня не столько заботят они, как мы сами. А в нашей церкви есть ли место превозношению и восхвалению людей, которых делают светилами? Я молюсь, чтобы такого не было. Я знаю о себе, а также думаю о других, находящихся в руководстве церковью, что мы не стремимся чествовать людей. Вот почему у нас нет человека, который называется пастором церкви. В конечном итоге есть только Один Пастор Церкви Верующих Библейского Сообщества, а также любой другой церкви, исповедующей спасение через веру в Христа, и это Сам наш Господь. В церкви должно быть пастырское служение, и оно осуществляется нашим Господом через старейшин или пресвитеров, чьим делом является пастушеское служение (Деян. 20:28; 1 Пет. 5:2), а также через тех, кто имеет дар учителя (Еф. 4:11). Нигде в Новом Завете мы не видим ни одного признака «иерархического порядка», при котором один пастор является «старшим пастором», а остальные являются вторыми пасторами или помощниками пастора. Есть только один Пастыреначальник (1 Пет. 5:4), и даже великий апостол Павел осмеливается назвать себя лишь «сопастырем» (1 Пет. 5:1).

Недавно один из моих друзей рассказал мне о церковной табличке, которую он увидел недалеко отсюда. На этой вывеске было название церкви. Обычно, как вы знаете, внизу написано имя человека, которое следует за статусом «пастор». Но внизу этой вывески было выведено имя человека, следовавшее за статусом «слуга». Мне нравится это, так как это гораздо ближе учению Нового Завета. Кроме того, это именно то, что сказал наш Господь Своим ученикам после того, как предупредил их относительно званий, титулов, санов и прочих знаков отличия, которые обычно превозносят одного человека над другим в церкви. «И не называйтесь лидерами, ибо один у вас Лидер – Христос. Но больший из вас да будет вам слугой» (Матф. 23:10-11, перевод с английского).

Главенство Христа, таким образом, запрещает превознесение кого-либо, кроме Самого нашего Господа, так как Его Главенство требует того, чтобы Он имел первенство во всем.

2) Главенство Христа наиболее полно отражается в управлении церковью несколькими старейшинами или пресвитерами. Мы уже коснулись этой формы правления, но с обратной стороны, сказав о том, что руководство в лице одного человека склоняет его к превозношению над другими, тогда как должен быть превознесен только Христос, ведь Он является Главой Церкви. Чтобы сделать выводы из первого действующего принципа, мы должны сказать, что Главенство Христа наиболее полно проявляется тогда, когда церковь находится под руководством группы старейшин (пресвитеров).

Мы говорили ранее о том, что Главенство Христа над Церковью должно быть видно в Его деле, которое состоит в том, чтобы давать Телу, состоящему из многих различных членов, единство и целостность. Он является объединяющей силой, которая связывает Тело воедино. Но как это работает в практическом управлении и руководстве церковью? Как мы демонстрируем на практике Главенство Христа перед миром и ангельским воинством?

Помните, что мы не можем отделять принцип от практики. Мы должны практиковать Главенство Христа организованно, чтобы мир мог увидеть, что Иисус Христос направляет и ведет Свою Церковь, обеспечивая в ней необъяснимое единство. Наилучшим образом эта задача выполняется той церковью, в руководстве которой находится несколько человек, которые согласно Новому Завету называются старейшинами, или пресвитерами – согласно Синодальному переводу.

И все-таки, почему множественность руководства демонстрирует Главенство Христа? Прежде всего, это исключает превозношение одного человека над остальными и не дает ему того первенства, которое принадлежит одному нашему Господу. Во-вторых, это необходимо потому, что ни один человек не обладает всеми дарами, необходимыми для руководства церковью. Бог разнообразил Свои духовные дары, что делает необходимым множественное правление (ср. 1 Кор. 12:27-30). В-третьих, и это является самым важным, правление нескольких человек является наиболее очевидным свидетельством руководства Христа над Своей Церковью. Мы совсем не удивляемся, когда одно лицо твердо убеждено в том, что его взглядам необходимо следовать. Легко создавать единство, когда дело касается одного человека. У мужчины не возникает никакой сложности прийти к единогласному решению до женитьбы, но после нее к единству прийти бывает немного сложнее. Мы можем согласиться с тем, как не просто бывает достичь единства в группе людей. Если вы когда-нибудь были членом какого-либо комитета или совета, то вы понимаете, о чем я говорю. Когда команда старейшин встречается для того, чтобы определить направление от Господа, тогда будет больше вероятности в нахождении подлинной воли Божьей, если все приходят к единогласному мнению, чем когда один человек решает, что лучше.

Я могу слышать, как какой-нибудь деловой человек или бизнесмен говорит про себя: «Чепуха. Вы так никогда не сможете ничего сделать, вы никогда не сможете прийти к какому-либо общему решению!» Да, вы совершенно правы, говоря по-человечески. Но вот тут-то и содержится весь секрет: мы не говорим просто по-человечески. Иисус Христос жив, и Он является Главой Церкви. Он действует в Своей Церкви: управляет, направляет, объединяет и ведет к цели. Главенство Христа совершенно очевидно тогда, когда группа решительных, практичных и благочестивых христиан собирается вместе, и все ищут Божьего водительства по какому-либо вопросу, и все приходят к гармоничному решению.

Итак, какова же практика новозаветной церкви – вписывается ли она в то, что я только что сказал? Как осуществлялось руководство и управление в ранней церкви, чтобы ей исполнить волю Господа, Главы Церкви? Происходило ли это под руководством одного человека? Диктовал ли Павел, Петр или Иаков волю Божью, когда требовалось Его водительство? Нет! В 6 главе Деяний церковь столкнулась с проблемой относительно вдов, которые были пренебрегаемы в ежедневной раздаче пищи. Апостолы пришли к коллективному решению по этому жизненному вопросу, и их решение нашло одобрение у всего собрания. Главенство Господа было налицо. В 13 главе Деяний водительство Господа в жизни и служении Павла и Варнавы определялось не индивидуально, а коллективно. В 15 главе Деяний мы читаем о самом трудном вопросе, с которым столкнулись апостолы и пресвитеры в Новом Завете. Кто принимал решение? Как они распознали Божье водительство? Это Петр принимал решение? А может, Павел или Иаков? Нет, решение было принято группой апостолов и пресвитеров. Обратите внимание на стих 25 и на выражение «единодушно рассудили» (Деян. 15:25). Вот как лучше всего распознать водительство Главы Церкви и лучше всего продемонстрировать Его Главенство на практике – через руководство посредством группы старейшин.

И все же есть одно место Писания, которое сильнее всего подчеркивает необходимость наличия нескольких лидеров. Это такое место Писания, которое, по моему мнению, так и не было правильно понято большинством христиан: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18:20).

Большинство христиан полагают, что это некое обетование о том, что наш Господь будет присутствовать на собрании группы христиан, независимо оттого, насколько она мала. Многие (маленькие церкви) утешают себя этим стихом, особенно на вечернем молитвенном собрании, когда туда буквально приходит два или три человека. Но контекст этого стиха не описывает христиан, собранных как церковь для поклонения или какого-либо меньшего собрания христиан. Здесь имеется в виду собрание с целью дисциплинирования. В стихах 15-17 даются указания о том, как разбираться с согрешающим братом. В стихе 18 сказано: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Матф. 18:18). «Связывание» и «разрешение» относится к суду тех, кто собрался для обсуждения вопроса церковной дисциплины.

Когда мы подходим к стиху 20 и к обетованию присутствия нашего Господа, когда двое или трое собираются вместе, здесь имеется в виду собрание для обсуждения такой темы, которую требует церковная дисциплина. Почему наш Господь не обещал Своего особого присутствия тогда, когда только один человек приходит для решения дисциплинарного вопроса? Потому что Главенство Христа наилучшим образом демонстрируется тогда, когда Он убеждает группу людей в Своей воле.

Некоторые могут возразить на это на основании Ветхого Завета, приводя в пример единоличное лидерство Моисея, Давида. Но это было в Ветхом Завете, до появления Церкви. Эти люди были «прототипами» Христа, Который является Главой.

И все же остается еще один момент, который следует упомянуть относительно данного принципа Главенства Христа над Его Церковью. Не существует никакой другой главы церкви, кроме Христа, центральный орган Которого находится на небесах. Нет никакого центрального органа в Риме, а также не существует никаких деноминационных или союзных центральных органов. Иисус Христос есть Глава Церкви.

Я сделал достаточно большой акцент на Главенстве Христа над Его Церковью, но это такая доктрина, которая в сегодняшней церкви присутствует в лучшем случае на словах. Главенство Христа не позволяет какому-либо человеку главенствовать над служениями и требует, я верю, управления поместной церковью посредством множественности старейшин или пресвитеров.

Лидеры новозаветной церкви

Что касается руководства новозаветной церковью, в ней есть только два служения, связанных с позицией: старейшины (пресвитеры) и дьяконы. Нет положения или «служения» пастора; есть пастырское служение (труд) и пастырский дар, но нет такого поста или положения или сана. Ни одного человека в Новом Завете не называли пастором церкви.

СТАРЕЙШИНЫ (ПРЕСВИТЕРЫ)

Два слова, описывающих служение старейшины

В Новом Завете есть два греческих слова, которые употребляются для описания служения старейшины (см. Деян. 20:17, 28; Тит. 1:5,7). Это «presbuteros» (откуда происходят такие названия, как пресвитерия или пресвитерианский), которое обычно означает «старейшина», и «episcopos», которое означает «епископ», т.е. блюститель. Слово «старейшина» говорит о зрелости человека и о почетной позиции его служения, тогда как «епископ» или «блюститель» больше относится к функции этого служения.

Множественность старейшин (пресвитеров)

Хотя мы уже обсудили тот принцип, который требует наличия группы пресвитеров, позвольте мне сказать, что обычной практикой церквей в Новом Завете являлось руководство, состоящее из множества старейшин (Фил. 1:1; Титу 1:5; Иак. 5:14). В 1 Тимофею 3:2 единственное число этого слова используется в его «общем значении», где речь идет о пресвитерах как о категории.

Служение старейшин (пресвитеров)

Новый Завет довольно конкретен в отношении служения старейшин. Они должны учить (1 Тим. 3:2; 5:17; 1 Пет. 5:2; Деян. 20:28); охранять (Деян. 20:28-29; Титу 1:9-14); присматривать (1 Пет. 5:3; Евр. 13:7,17); давать совет (Деян. 21:23); разбираться с конфликтами (Деян. 15:2 и далее); посещать больных и молиться за них (Иак. 5:14) и следить за распределением денег (Деян. 11:30).

Критерии старейшин (пресвитеров)

Писание представляет ряд широких критериев для служения старейшины (пресвитера) (1 Тим. 3:1-7; Титу 1:5-9; 1 Пет. 5:2-3). Некоторые критерии, такие как «муж одной жены» являются обязательными, тогда как другие более относительны, например: «страннолюбив» или «учителен» (1 Тим. 3:2).

Поскольку у нас нет достаточно времени разбирать каждый критерий отдельно, позвольте мне выделить несколько категорий, на которые можно разделить эти критерии:

• Общественные качества: «не бийца» (1 Тим. 3:3); «страннолюбив» (1 Тим. 3:2).

• Наклонности: «учителен» (1 Тим. 3:2); «могущий наставлять … и обличать» (Титу 1:9).

• Жизненные качества, опытность: «не из новообращенных» (1 Тим.3:6); «зрелость» подразумевается под термином «старейшина», которая не ограничивается конкретным возрастом.

• Мотивационные качества: «желает» (1 Тим. 3:1; 1 Пет. 5:2); не мотивирован денежной выгодой или корыстью (1 Пет. 5:2), а также той властью, которую сулит эта позиция (1 Пет. 5:3).

• Семейные качества: «муж одной жены» (1 Тим. 3:2); «хорошо управляющий своим домом» (1 Тим. 3:4).

Наша ответственность перед старейшинами (пресвитерами)

Писание ясно говорит о том, что у нас есть определенные обязанности по отношении к старейшинам (пресвитерам). Эту ответственность можно изложить так:

• Нам следует повиноваться им (Евр. 13:17).

• Нам следует уважать их (1 Фес. 5:12; 1 Тим. 5:1).

• Нам следует защищать их от лживых обвинений (1 Тим. 5:9).

• Нам следует помнить их и подражать им (Евр. 13:7).

• Нам следует вознаграждать их (1 Тим. 5:17-18). Не только тех, кто трудится «полное время», но и других также.

• Нам следует признавать их (1 Фес. 5:13; 1 Кор. 16:15-18).

Как назначаются старейшины (пресвитеры)?

Главный вопрос в умах большинства христиан звучит так: «Как назначаются старейшины (пресвитеры)?» Есть несколько мест Писания, которые учат нас по этому поводу: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа» (Деян. 20:28). Здесь сказано, что в конечном итоге именно Дух Святой назначает старейшин (пресвитеров). Это то, что касается Божьей стороны. Но еще существует и наша сторона, когда мы читаем:

«Просим же вас, братия, уважать (букв. знать) трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас». (1 Фессалоникийцам 5:12)

Также в 1 Коринфянам мы читаем:

«Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте (букв. признавайте) таковых. (1 Коринфянам 16:15-18)

В этих отрывках нам просто сказано «признавать» тех, кто является старейшинами (пресвитерами). Мы будем знать тех, кто является старейшинами или пресвитерами, так как они будут отвечать требованиям, предъявляемым к пресвитеру, и они уже будут исполнять служение старейшины. Это, возможно, звучит довольно мистически, но мы можем распознать в человеке старейшину (пресвитера) так же, как мы признаем в людях дар учить или как мы признаем в Писании Слово, вдохновленное Богом.

Сам процесс, как вы заметите, не уточняется. Как я упоминал ранее, такое молчание Писания является знаковым, так как оно говорит нам о том, что не существует способа формально распознать старейшин (пресвитеров). (Примечание издателя: в отличие от подобной постановки вопроса автором данного послания, служение «Рука об руку» убеждено в том, что Писание не только не умалчивает, но и уточняет способ формально распознать старейшину или пресвитера, а именно: с помощью апостольского служения). Как я понимаю, подобное признание распространяется на всю церковь. Как только будут признаны первые старейшины (пресвитеры), эти люди будут чувствительны к назначению Духа Святого новых старейшин через мониторинг церкви, чтобы увидеть, появились ли новые пресвитеры. Возможно и то, что человек больше не исполняет функции старейшины, и это может произойти по многим причинам: семейные проблемы, проблемы в бизнесе или любая другая причина. В таком случае этот человек должен уступить свою позицию. Если пресвитеры систематически подвергаются своего рода ревизии, это даст простор к признанию новых старейшин или изменению в функции бывшего руководителя.

ДЬЯКОНЫ

Дьяконы – это помощники старейшин (пресвитеров) в исполнении их обязанностей. Писание не очерчивает конкретных задач, которые должны выполнять дьяконы, но греческое слово «diakonos» в основном передает идею служения. Если Деяния 6:1-6 необходимо понимать как разновидность прото-дьяконской ситуации (как я склонен ее понимать), тогда дьяконы призваны облегчить задачу старейшин и взять на себя выполнение тех задач, которые будут отвлекать пресвитеров от служения молитвы и учения (Деян. 6:4).

Самое интересное то, что требования к дьяконам (1 Тим. 3:8-13) практически идентичны с требованиями к старейшинам (пресвитерам), что указывает на важность их служения. Ничего удивительного в том, что дьякон может быть признан как старейшина или пресвитер.

Практические выводы

Позвольте мне сказать несколько слов в завершение и для практики. Во-первых, Павел хвалит тех, кто желает быть блюстителем, т.е. епископом: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3:1).

Я знаю, что многие из вас крайне нерешительны в этом вопросе. Вас поражает величие тех людей, которые являются руководителями в служении, но Павел одобряет желание быть пресвитером. Существует огромная нужда в служении старейшин, без которых нельзя обойтись, а также в установлении этого нового служения.

Во-вторых, те критерии, которые перечисляет Павел для пресвитеров и дьяконов, являются такими качествами, которых должен желать любой христианин в своей жизни, будь это мужчина, женщина или дитя. В конечном счете это является работой Бога Духа Святого. Пусть Господь сделает из нас таких мужей и жен, которые будут воплощать эти качества.

Бог никогда не требует от нас того, чем Он нас не обеспечил. Божье обеспечение содержится в Его Слове и в Его Духе. Пусть Господь принесет эти качества в вашу и мою жизнь.

И наконец, молитесь о всех нас, чтобы Бог поднял руководителей, – старейшин и дьяконов, – которые будут отвечать требованиям Его Слова.


Боб Деффинбо является учителем и старейшиной в Библейском Церковном Сообществе в г. Ричардсон, шт. Техас, США. Он посвятил серию своих Библейских учений делу основания и созидания Церкви.

www.communitybible.org

Вернуться к содержанию журнала № 28


На главную О нас: О «Рука об руку»
Партнёрство
Что для нас важно
Материалы: Журнал «Восстановление»
Библиотека
Статьи и учения
Медиа
Рекомендуем: Книги
Ссылки
Контакты: Обратная связь
E-mail


Hosted by uCoz