Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей «Восстановление» № 28

Валерий Гареев – духовный руководитель церкви в Воркуте

Руководство церковью

(Важно! Публикация этой статьи не означает согласия служения «Рука об руку» с остальными позициями автора)


Вопрос руководства церковью очень важный, поскольку от него зависит очень и очень многое в церкви. Но ключевой вопрос в традиционной пасторской структуре – это личность пастора, его характер, сила влияния страха Божьего на его жизнь. Ведет церковь инертный пастор, – церковь будет находиться под влиянием личности этого пастора. Ведет церковь глубоко посвященный пастор, – для церкви это благословение. Влияние характера всего одного человека будет значит многое для церкви. Правильно ли это?

И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут. (Исаия 9:16)

И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь. (Иеремия 23:4)

Как же должна руководиться церковь Нового Завета?

1. Схема, к которой мы привыкли и которая нам всем известна: епископ → пастор церкви → помощники пастора: лидеры, пресвитеры, братский совет и.т.д. То есть центральная фигура в церкви – это пастор, и вся остальная структура строится вокруг него.

До некоторого времени, особо не задумываясь об этом, я жил в этом, и у меня вроде бы нормально все получалось в руководстве церковью. Для того чтобы воспитывать других служителей, – лидеров церкви, – я ввел структуру под названием «пасторский совет». Они были моими советниками, но последнее слово все равно было за мной и ответственность за принятие решений.

Потом что-то чисто интуитивно начало переворачиваться в моей голове: из советчиков надо делать сопастырей, разделяя с ними ответственность и подчиняя себя совместному решению. Так я и сделал.

А потом пришла теология, которая на основании Писания показала, что представляет собой новозаветное руководство церковью. И уже Писанием я был утвержден в таком подходе к руководству церковью.

2. Вообще руководство церковью в Новом Завете называется тремя словами: пастырь (пастух), епископ (блюститель, надзиратель), пресвитер (старейшина). И традиционно эти служения выстраивались в определенную иерархию, о которой говорилось выше. Но повнимательней прочитаем следующие отрывки из Библии:

Пастырей (в оригинале: пресвитеров) ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия. (1 Петра 5:1-2)

Мы видим, что Писание призывает пресвитеров пасти и надзирать за церковью, т.е. быть пасторами и епископами.

Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им … Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. (Деяния 20:17-28)

Здесь мы также видим, что пресвитерам Павел говорит о том, что они – блюстители (надзиратели, епископы) для церкви, и они должны пасти (т.е. быть пастырями) церковь.

Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. (Деяния 15:5-6)

Здесь мы также видим, что для разрешения серьезного доктринального затруднения были собраны пресвитеры.

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать. (Титу 1:5-9)

Странно, что Павел, начиная говорить о том, какими должны быть пресвитеры, внезапно делает переход и начинает описывать требования к епископу. И сама постановка текста показывает, что пресвитеры и епископы – это одни и те же люди.

Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами. (Филиппийцам 1:1)

Опять же приветствие Павла обращено к епископам и диаконам одной церкви. И видно, что епископы в данном отрывке – это руководители церковью, а не руководители над церквями, как это понимается сейчас.

Есть множество других Библейских стихов, где показывается новозаветный принцип руководства: руководство церковью Нового Завета осуществляется группой людей, которых называют пастырями, епископами, пресвитерами (и это говорится не о разных классах служителей, а об одних и тех же людях, но – разными словами), которые отвечают требованиям, предъявляемым к ним Писанием, и которые обладают вложенным в них через Святого Духа желанием совместно заботиться о духовном благополучии поместной церкви.

3. Каковы Библейские требования к тем, кто руководит церковью:

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать. (Титу1:5-9)

Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не [должен быть] из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую. (1 Тимофею3:1-7)

… Очень часто совершается ошибка в церквях, когда на служение ставят человека, исходя из его способностей, ревности, талантов, даров. Довольно часто это приносит проблемы. Библия же, напротив, на 90% делает упор на характер!!!

Однажды Моисей сделал такую же ошибку и потом имел много проблем с лидерами своего народа. Ему было сказано, что, помимо способности, его лидеры должны были обладать и другими качествами. Он же выбрал только по способности:

Ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою [бремя]; если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и весь народ сей будет отходить в свое место с миром. И послушал Моисей слов тестя своего и сделал все, что он говорил; и выбрал Моисей из всего Израиля способных людей и поставил их начальниками народа, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. (Исход 18:21-25)

Главное понять, кого Христос обеспечил всем необходимым для этого служения. Лучше вообще не иметь пресвитеров, чем выбрать на их место недостойных. («Руководство церковью», стр. 107)

4. Должны ли быть пастыри?

Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями. (Деяния15:22)

Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место. (Деяния 12:17)

Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. (1 Тимофею 5:17)

Хотя пресвитеры должны действовать сообща, как один совет, и делить равную власть и ответственность за руководство церковью, все старейшины не являются равными по своей одаренности, библейским познаниям, руководящим качествам, опыту или посвящению. Поэтому те из старейшин, которые являются особо одаренными лидерами и/или учителями, естественным образом выделятся среди остальных как лидеры и учителя внутри группы руководителей. Это то, что римляне называли primus inter paresит «первый среди равных». Принцип «первый среди равных» наблюдается, прежде всего, в избрании нашим Господом двенадцати апостолов. Иисус дал им всем силу проповедовать и исцелять больных, но среди них особым образом Он выделил троих: Петра, Иакова и Иоанна («первые среди равных»). Из этих троих, как и из двенадцати, больше всех выделялся Петр. Являясь прирожденным лидером, главным спикером и человеком действия, Петр задавал тон, укреплял, вдохновлял и заряжал энтузиазмом всю группу. Без Петра эта группа была бы менее эффективной. Находясь в окружении одиннадцати других апостолов, которые были равными ему, Петр стал сильнее, более уравновешенным и защищенным от своего импульсивного характера и своих страхов. (Александр Строк «Библейское служение старейшин»)

5. Как должны строится отношения руководителей и общины?

а) Руководители.

Нам нужно понять, что даже в том случае, когда церковью управляет совет пресвитеров, такое руководство может совершенно не соответствовать библейским принципам. Пресвитеры могут несправедливо отделить себя от паствы и возвыситься над людьми, как это делали фарисеи и как делают сейчас мирские правители. Они могут служить исключительно ради удовлетворения собственного эго. Или же ими может руководить стремление господствовать над людьми. Но только пастыри, готовые служить в духе смирения, являются лидерами истинно библейского типа. Только они, уподобившись Иисусу Христу, могут своей жизнью явить настоящий пример всему собранию и внимательно наблюдающему за ними миру. (Александр Строк «Руководство церковью»)

Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. (1 Петра 5:1-4)

Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами. (2 Коринфянам 12:15)

б) Община. …

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр.13:17) – два сильных глагола (повинуйтесь, покорны) употреблены в данном отрывке.

Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. (1 Фессалоникийцам 5:12-13)

Уважение к пресвитеру исходит из его служения (за его дело), а не потому, что тебе нравится или не нравится личность этого лидера.

Есть две опасности во власти одного пастора и в руководстве советом пресвитеров!

В концепции суперпастора есть одна темная сторона, о которой редко кто говорит: во многих церквах руководство осуществляют исключительно независимые, властные и эгоистичные люди, которым отчаянно необходима подотчетность и сдержанная уравновешенность. Вариант суперзвезды – это неверная модель для церкви, которая проповедует и практикует смиренное служение и тесное взаимодействие даров и служений.

Если церковные руководители соперничают и враждуют друг с другом, как может пребывать в мире их стадо? Истинных слуг Божьих должно характеризовать смирение, взаимная любовь и уважение. Но до сих пор очень распространенной и серьезной проблемой в церквах являются конфликтующие руководители. Решение этой проблемы заключается не в обращении к единоличному руководству. На первый взгляд это легкий выход из сложного положения. Однако Бог желает, чтобы пресвитеры смиряли себя, «омывали друг другу ноги», каялись, молились, отвращались от гордыни, не проявляли нетерпения и любили ближнего так, как любил Христос. (Александр Строк «Руководство церковью»)

Кто-то может сказать: «А оно нам надо? Ведь шло же у нас в церкви и так все хорошо. Зачем нам надо что-то менять, тем более, что в этом типе руководства церковью есть свои подводные камни? Может быть, от добра не искать другого добра? Ведь как-то существовали же церкви без пресвитеров на Крите, пока Павел не послал туда Тита?»

Но все вопросы утихают, когда звучит это место из Библии:

Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины. (1 Тимофею 3:14-15)

«Должно» – т.е. нужно, обязательно, непременно. И это написано в конце главы, которая начинается с описания служения и качеств пресвитеров.



Вернуться к содержанию журнала № 28


На главную О нас: О «Рука об руку»
Партнёрство
Что для нас важно
Материалы: Журнал «Восстановление»
Библиотека
Статьи и учения
Медиа
Рекомендуем: Книги
Ссылки
Контакты: Обратная связь
E-mail


Hosted by uCoz