Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей «Восстановление» № 28

Майк Бикл

Исторический премиллениализм и победоносная Церковь

Ежегодная конференция «Только одно» 2011-2012 гг.: «Учебные конспекты»


Важно иметь библейское видение о последнем времени

Важно иметь библейский взгляд относительно последнего времени. То, во что мы верим относительно последнего времени, серьезно повлияет на наше отношение к делу Царства. Взгляды имеют последствия. Я никому не навязываю свои убеждения, более того, я призываю вас мыслить и думать самостоятельно. Истина не пострадает от тщательного изучения, даже напротив – получит еще большее подтверждение. Мы должны смело пересмотреть все свои убеждения, которым были научены или научились сами, и отказаться от всего того, что мы не можем найти в Писании.

Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. (Деяния 17:11)

Мы уважаем благочестие и мудрость многих из тех, кто придерживается иных взглядов на последнее время, но заблуждение в этом вопросе приведет к тому, что многие окажутся неготовы, а иные даже ожесточатся против Иисуса в давлениях последнего времени.

Наиболее спорный взгляд, который мы исповедуем, состоит в том, что Церковь будет восхищена в великой славе после того, как пройдет через великую скорбь. Этот взгляд отличается от учения о доскорбном восхищении, которое гласит, что Церковь будет восхищена в любой момент, не участвуя в пробуждении и кризисе последнего времени.

Сегодня существует несколько популярных учений о последнем времени. Одно учение слишком пессимистичное (диспенсационный премиллениализм) – восхищение до великой скорби. И совершенно противоположное учение слишком оптимистичное (постмиллениализм) – полная христианизация общества перед пришествием Христа. Оно гласит, что все идет к лучшему. Этот чересчур оптимистичный взгляд приведет к замешательству и разочарованию. Сила и обетования Бога будут высвобождены в полноте в период Миллениума, а сейчас они высвобождаются лишь частично в этом веке, и еще больше будут высвобождаться по мере нашего приближения к возвращению Иисуса. IHOP–KC (АйХОП КейСи – Международный Дом Молитвы в Канзас Сити) исповедует взгляд исторического премиллениализма, подчеркивающий послескорбное восхищение победоносной молящейся Церкви (Еф. 5:27; Откр. 19:7). Церковь будет победоносной в любви и силе в период наиболее драматического времени в истории человечества. Этот взгляд дает нам уверенность и указывает на необходимость нашего динамичного партнерства с Иисусом сейчас и в грядущем пробуждении.

Жатва праведности и жатва греха – каждая из них параллельно войдет в свою полноту в конце века и приведет как к величайшему излиянию Духа, так и к величайшему кризису в истории человечества – великой скорби.

Оставьте расти вместе то и другое (плевелы и пшеницу) до жатвы. (Матфея 13:30)

Ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его? (Иоиль 2:11)

Много чрезвычайных динамических событий произойдет во время исполнения плана Иисуса последнего времени, когда Он будет перемещать землю из нынешнего века в век грядущий и очищать землю от зла навсегда. У Господа есть план интервенции, чтобы противостать угнетению и развращению так, как Он не делал этого раньше (Откр. 19:2). Суды Божьи сметут все, что стоит на пути любви, чтобы многие люди спаслись и возросли в любви. Бог использует менее суровые меры для достижения большего количества людей на глубочайшем уровне любви.

Апостольское христианство: новозаветная жизнь Церкви

Господь придет за победоносной Церковью (Еф. 5:27; Откр. 19:7). Поскольку ключевую роль играет «победа», мы иногда называем наш взгляд исторического премиллениализма апостольским премиллениализмом. Мы используем термин «апостольский» для описания видения, ценностей и победы новозаветной Церкви.

… чтобы представить ее Себе славною Церковью… (Ефесянам 5:27)

… ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. (Откровение 19:7)

Апостольское христианство или новозаветное христианство, будет появляться в последнее время, по мере того как Дух Божий будет поднимать победоносную Церковь, которая будет действовать в беспрецедентном единстве, зрелости и близости с Богом (Матф. 16:18; 22:37; Иоан. 17:21-26; Деян. 2:17-21; Еф. 4:13; 5:27; Откр. 7:9; 12:11; 15:2; 19:7).

И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова… доколе все придем в единство веры (единство)… и познания Сына Божия (близость)…, в мужа совершенного (зрелость)… (Ефесянам 4:11-13)

Что такое апостольское христианство?

Оно сосредоточено на Христе – оно глубоко преданно Иисусу и провозглашает Его верховенство, славу и достоинство.

Оно сосредоточено на Церкви – Иисус созидает Свою Церковь поместно и глобально, которая открыто восторжествует над всеми силами ада (Матф. 16:18). Поместная церковь занимает центральное место в Божьем плане.

Оно ревностно в посвящении – это включает в себя святость и ученичество, в то время как Дух Святой будет восстанавливать первую заповедь на первом месте в Церкви в соответствии со стилем жизни Нагорной проповеди (Матф. 5-7).

Оно действует в сверхъестественной силе – исцеляет больных и движется во всех дарах Духа.

Оно возрастает через молитву и близость с Богом – его служения проистекают из основания близости с Богом (Матф. 25:1-13), с настойчивой верой и молитвой, высвобождающей силу Духа. Оно обладает миссионерским духом – фокусируется на провозглашении Евангелия Царства в каждом народе и во всех слоях общества (Матф. 24:14; 28:19). В этом состоит Великое Поручение или культурный мандат для нас. В Миллениуме будет продолжение некоторых наших сегодняшних трудов.

Оно включает в себя гонения – преследования являются частью духовной борьбы для благочестивых верующих (2 Тим. 3:10-12).

Оно вовлечено в Божий план для Израиля – спасение Израиля является важным моментом в Божьем плане последнего времени. Евреи и языческие верующие соединятся в спасении в одного нового человека (Еф. 2:15).

Оно избавлено от Божьего гнева – оно защищено от гнева Божьего через Иисуса Христа (Рим. 8:1). Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа … (1 Фессалоникийцам 5:9)

Миллениум – Тысячелетнее Царство

Миллениум – это буквальный 1000-летний период, когда Иисус будет править всем миром из Иерусалима в правде и праведности, в мире и процветании (Откр. 20:1-6). Христос будет управлять в партнерстве с воскресшими святыми, которые будут править с Ним и устанавливать общественный порядок, основанный на Библии (Мф. 19:28; 25:23; Лк. 19:17-19; 22:29-30; 1 Кор. 6:2-3; 2 Тим. 2:12; Рим. 8:17; Откр. 2:26-27; 3:21; 5:10; 20:4-6).

Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет … но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. (Откровение 20:4-6)

Царство Божье будет открыто явлено по всему миру, оказывая влияние на все сферы жизни (политику, экономику, образование, сельское хозяйство, СМИ, науку, окружающую среду, социальные институты, и т.д.). Этот период всемирного благословения начнется со второго пришествия Христа (Ис. 2:1-4; 9:6-9; 11:1-16; 65:17-25; Пс. 2; 109; Матф. 6:10; 17:11; 19:28; 28:19; Деян. 1:6; 3:21; Откр. 20:1-6).

Три ошибочных взгляда на последнее время

Слишком негативный – он гласит, что все человечество обречено попасть в руки антихриста. Этот взгляд ведет к самоустранению от изменения общества сейчас. Его сторонники говорят: «Зачем нам трудиться над изменением общества, если адская тьма все равно будет господствовать в мире во время великой скорби?»

Слишком позитивный – он гласит, что большая часть человечества будет преобразована перед возвращением Христа. Этот взгляд игнорирует то, что говорит Писание о грядущих давлениях в человеческом обществе и необходимости возвращения Иисуса, чтобы Он установил полноту Царства на земле. Исполненное надежды желание важно, но оно должно руководствоваться Писанием. Мы должны оставаться верными Божьему плану последнего времени и мудрости Писания и противостоять зашкаливающему гуманистическому оптимизму.

Слишком неопределенный – он гласит, что нельзя знать наверняка, что Писание говорит о последнем времени, – так зачем напрягаться? Этот взгляд игнорирует тему последнего времени, так как учит о том, что будущее само позаботится о себе, и по этой причине его сторонники не видят необходимости готовиться к нему.

Три распространенных взгляда на Миллениум

Премиллениализм – учит о том, что Иисус возвратится перед Своим 1000-летним правлением на земле. Это единственный взгляд, который толкует пророчество о последнем времени буквально или так, как есть.

Постмиллениализм – учит о том, что Иисус возвратится после Миллениума. Этот взгляд говорит о том, что Церковь установит Тысячелетнее Царство благодаря полной христианизации всего мира перед пришествием Христа.

Aмиллениализм – означает «нет Миллениума». Этот взгляд учит о том, что 1000-летнее царствование Иисуса не является буквальным земным правлением, но представляет собой духовную победу над грехом в сердцах верующих людей. Большинство сторонников амиллениализма исключает Царство на земле, так как оно, прежде всего, находится внутри самих верующих.

Амиллениальный взгляд на Царство Божье

Сильная сторона этого взгляда состоит в его фокусе на духовном триумфе Церкви над грехом и сатаной перед возвращением Господа на землю. Некоторые сторонники амиллениализма верят в победоносную Церковь последнего времени.

Слабая сторона данного взгляда состоит в толковании большинства пророчеств о последнем времени как символических или образных, а также в принятии заместительной теологии, которая учит о том, Церковь замещает Израиль в качестве наследницы пророческих обетований для Израиля. Некоторые сторонники амиллениализма верят в великую скорбь и приход антихриста, но большинство из них этот взгляд отвергают.

Большинство сторонников амиллениализма имеют претеристический взгляд на последнее время (preterit – глагол, выражающий прошедшее действие). Претеризм учит о том, что пророчества о последнем времени исполнились в прошлом. Некоторые из его сторонников являются теми, кого я называю «эсхатологическими стопорами», так как они не верят в то, что сила Божья будет проявлена в событиях, связанных с великой скорбью и установлением Тысячелетнего Царства.

Многие претеристы не верят в великую скорбь и приход антихриста. Они не толкуют книгу Откровения буквально. Претеризм смотрит на большинство пророчеств в книге Откровения (о великой скорби, антихристе и т.д.) как на то, что уже полностью исполнилось на земле, когда Израиль находился в состоянии войны с Римом (66-70 гг.н.э.), и/или рассматривает их как символические – в качестве иллюстрации духовного конфликта на протяжении всей истории Церкви.

Сторонники амиллениализма видят пророчества Матфея 24 и Луки 21 полностью исполнившимися в 70 г.н.э. Это правда, что события 70 г.н.э. явились частичным исполнением этих пророчеств. Но они также были предназначены для того, чтобы истолковываться в качестве важного пророческого предзнаменования событий последнего времени.

Постмиллениальный взгляд на Царство Божье

Сильная сторона данного взгляда заключается в приверженности «культурному мандату» – преобразованию всех сфер общества (власти, экономика, образование, масс-медиа, искусство, т.д.). Господь высвободит умножение продвижения Его Царства и силы во всех сферах общества перед Его возвращением. Некоторые из наших трудов в этом веке найдут свое продолжение в веке грядущем.

Слабая сторона этого взгляда схожа с амиллениальной: пророчества о последнем времени обычно толкуются как символические, а не буквальные, и принимается теология замещения.

Большинство сторонников постмиллениализма являются претеристами, которые считают большинство пророчеств о последнем времени исполнившимися в 70 г.н.э., вместо того чтобы считать их частично исполнившимися как пророческое предзнаменование событий последнего времени.

Постмиллениализм представляет собой слишком оптимистическую эсхатологию. Этот взгляд был наиболее популярен в викторианскую эпоху (приблизительно 1840-1900 гг.), когда Дух Святой восстанавливал в Церкви истины о социальной активности и правах человека. Многие верующие верили в те времена, что мир будет становиться все лучше и лучше, пока не возвратится Иисус. Но две мировые войны в XX веке довели несостоятельность теологии постмиллениализма. Например, Уитонский колледж был основан на постмиллениальных взглядах, но изменил свои убеждения в пользу премиллениализма, после того как две мировые войны выявили заблуждение постмиллениального оптимизма.

Премиллениальный взгляд на Царство Божье: две разные позиции

Премиллениалисты верят в то, что Иисус возвратится править землей в Миллениуме (1000 лет). Сильная сторона данного взгляда содержится в его буквальном толковании пророчества о последнем времени. Существует два разных взгляда на премиллениализм: исторический и диспенсационный (эпохальный).

Исторический премиллениализм: учит о послескорбном восхищении Церкви (Иисус возвратится «после» великой скорби), а также о буквальном толковании пророчества последнего времени и почитании Божьего плана для Израиля.

Диспенсационный (эпохальный) премиллениализм: учит о доскорбном восхищении Церкви (Иисус возвратится «перед» великой скорбью), а также о буквальном толковании пророчества последнего времени и почитании Божьего плана для Израиля. Большинство сторонников этого взгляда не верят, что Церковь будет использована для преобразования общества, действия в дарах Духа и участия в жатве последних дней. Это новая теология, которая была систематизирована в тридцатых годах ХІХ века Джоном Дарби. Она называется диспенсационной, потому что учит тому, что Бог по-разному обращался со Своим народом в семи диспенсациях (эпохах) истории. Она включает: два завета спасения (для Израиля и Церкви); буквальное толкование Писания; взгляды премиллениализма; доскорбное восхищение; неизбежность восхищения «в любой момент».

Сегодня некоторые сторонники диспенсационализма отвергают ранние убеждения своего движения. Классический диспенсационализм (1850–1950 гг.) рассматривает Церковь как промежуточный этап в истории спасения человечества. Новый диспенсационализм (1550–1980 гг.) отрицает взгляд о двух новых заветах (для Израиля и Церкви), но видит их различие в вечности. Прогрессивный диспенсационализм (1980 г. – сегодняшнее время) говорит о «прогрессивной» взаимосвязи между последовательными диспенсациями (эпохами).

Диспенсационный (эпохальный) премиллениализм

Сильная сторона этого взгляда заключается в его буквальном толковании пророчества последнего времени и в понимании Божьей цели для Израиля в последние времена.

Слабая сторона заключается в том, что большинство сторонников этого взгляда не верят в то, что Церковь будет использована в преобразовании всех сфер общества, или что она будет двигаться в дарах Духа, или что она будет на земле во время великой скорби, чтобы закончить жатву последних дней. Этот взгляд признает два новых завета относительно спасения: один для Израиля и один для Церкви. (Сторонники диспенсационализма исповедуют иной взгляд).

Одним из главных недостатков диспенсационного взгляда является учение о доскорбном вознесении Церкви. Диспенсационный (эпохальный) премиллениализм – слишком пессимистическая эсхатология. Это учение порождает эскапизм (бегство от реальности: зачем готовиться и ревностно трудиться, если мы в скором времени будем вознесены), а также фатализм (обреченность: зачем стараться, если общество все равно нельзя изменить). Учение о неизбежности (Иисус придет в любой момент) не видит необходимости как в долгосрочном плане, чтобы влиять на общество, так и в том, чтобы языческие верующие подвигли Израиль к ревности и спасению, в то время как будут стоять рядом с ним в гонениях во время великой скорби. Некоторые сторонники диспенсационализма смотрят на роль Церкви как на «спасательный круг», функция которого сводится к тому, чтобы не дать человеку утонуть (проповедь одного лишь спасения), и таким образом уходят от ответственности призывать человеческое общество из тьмы в Царство. Этот взгляд может привести к праздности и лени. Впрочем, некоторые церкви диспенсационного толка очень активны в завоевании душ.

Исторический премиллениализм: традиционный взгляд

Сильная сторона данного взгляда заключается в его буквальном толковании пророчества последнего времени, в подготовке Церкви к будущим гонениям, а также в нашей ответственности побудить Израиль к спасению.

Слабая сторона заключается в том, что некоторые его сторонники не верят в то, что Церковь будет возрастать и укрепляться в молитве, что приведет к великой жатве, а также к победе и силе последнего времени, в то время как она будет действовать в своем отождествлении Невесты (Откр. 22:17). Заметим: среди сторонников исторического премиллениализма есть и те, кто верит в победоносную молящуюся Церковь.

Исторический премиллениализм с победоносной Церковью

Сильная сторона этого взгляда заключается в соединении библейских сильных сторон постмиллениализма и амиллениализма с историческим премиллениализмом и призывом к победе и ревностному посвящению.

Победоносная Церковь достигнет единства, близости с Богом и зрелости, что приведет к величайшему пробуждению в истории человечества (Еф. 4:13). Эта пророческая молящаяся Церковь будет ходить в великой силе и будет употребляема в жатве душ последнего времени и преобразовании общества в различных местах.

Ревностная в посвящении Церковь будет ходить в «стиле жизни Нагорной проповеди» – в самоотречении и служении, даянии, благословении, в молитве и посте, как это видно на примере новозаветной Церкви (Матф. 5-7). Этот стиль жизни будет генерироваться переживанием Иисуса как Бога Жениха (Откр. 22:17).

Весомая Церковь видит продолжение своих трудов, направленных на преобразование общества сейчас (праведное устройство, образование и т.д.) вместе с работой Христа в Миллениуме. То, что не соответствует праведности и правде, будет убрано и восстановлено в праведности и правде во время Тысячелетнего Царства. Однако не будет необходимости менять праведные законы общества, действующие в этом веке. Труды и служения в обществе, созданные на благочестии, правде и праведности, устоят во время того потрясения, которое произведут суды великой скорби.

Два обычных возражения на исторический премиллениализм

Некоторые утверждают, что Дух Святой является тем «удерживающим», который будет убран после восхищения Церкви. Павел пророчествовал о том, что будет убран «некто» или «нечто», что сдерживает антихриста от его явления (2 Фес. 2:6-8). Павел описывает «удерживающего» от умножения греха и высвобождение антихриста как «что» (средний род в 2:6) и как «кто» (мужской род в 2:7). Павел учил, что государственные власти поставлены Богом для сдерживания зла (Рим. 13:1-4). Я верю, что удерживающая сила, которая будет убрана, – это комбинация из двух: «нечто», что, по моему мнению, представляет собой деятельность национальных правительств, сдерживающих приход мирового господства антихриста, и «некто», чем, как я верю, является Бог и Его суверенное решение привести союз десяти государств в единство с антихристом (Откр. 17:17).

Некоторые утверждают, что христиане не будут проходить через великую скорбь, так как «Бог определил нас не на гнев» (1 Фес. 5:9). Это правда, что Церковь не предназначена для гнева. Гнев Божий во время великой скорби будет высвобожден для того, чтобы разрушить империю антихриста, а не Церковь.


Майк Бикл руководит Миссионерской Базой Друзей Жениха и Международным Домом Молитвы в Канзас-Сити (ІНОР), которые c 19 сентября 1999 года продолжают непрекращающуюся молитву с поклонением и постящимися командами 24 часа в сутки, 365 дней в году. ІНОР имеет около полутора тысяч сотрудников полного времени, которые служат Господу в ходатайстве, поклонении и посте, готовясь к исполнению Великого Поручения в достижении людей через различные евангелизационные и внутригородские проекты, пророческое служение, исцеление больных, многочисленные инициативы по утверждению праведности, насаждение домов молитвы и обучение миссионеров.

В своем учении Майк делает ударение на развитии отношений с Иисусом через познание Божьей красоты. Его центральной темой является невеста Христова и служение предтечи в контексте воздержанного стиля жизни, где Иисус выступает в качестве Жениха, Царя и Судьи.

www.ihopkc.org

Вернуться к содержанию журнала № 28


На главную О нас: О «Рука об руку»
Партнёрство
Что для нас важно
Материалы: Журнал «Восстановление»
Библиотека
Статьи и учения
Медиа
Рекомендуем: Книги
Ссылки
Контакты: Обратная связь
E-mail


Hosted by uCoz