Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей «Восстановление» № 27

Штефан Фаттер

Критический анализ книги «Хижина» У. П. Янга


Предисловие к рецензии на книгу «Хижина»

Когда я озвучил свое мнение по поводу бестселлера «Хижина», то не рассчитывал на такую многочисленную и разностороннюю реакцию, которая варьировалась от большого и широкого согласия и поддержки вплоть до абсолютного несогласия и отвержения.

Моя позиция – это библейско-теологический анализ, написанный для христиан, а не миссионерский мессидж, обращенный к внешним. Этот библейско-теологический анализ нельзя смешивать с миссионерскими возможностями книги «Хижина».

В настоящее время существует много прекрасных возможностей для того, чтобы начать разговор о доверительном общении с Богом с нашими ближними. В этой связи «Хижина» является хорошим поводом, впрочем, как и другие книги из сегодняшнего рейтинга «Топ-10». Например, книга Андреа Налес «Женщина – верующая, представитель левого крыла: Что для меня важно?» является такой же замечательной возможностью. Автор открыто пишет о том, что в политике она, прежде всего, позиционирует себя как христианка и последовательница Христа. Будучи одним из ведущих политиков Германии, она прямо говорит об Иисусе Христе в своей политической деятельности. Благо той христианской церкви, которая может воспользоваться подобными возможностями… Многое из того, о чем пишет Налес, достойно внимания. Но это не значит, что с ней надо соглашаться во всех ее политических взглядах.

Я состою в пасторском руководстве Свободной церкви, которая за последние 16 лет удвоилась почти до 500 членов и не принадлежит к числу маленьких Свободных церквей Германии. И для меня очевидная общественная необходимость имеет значение не только с теоретической, но и с практической стороны в качестве конкретных шагов ее использования. Апостольская стратегическая мудрость и библейская теологическая ясность не должны противоречить друг другу.

Конкретно: что касается книги «Хижина», критический теологический анализ и определенный положительный резонанс в обществе являются вещами не противоположными, а взаимодополняющими. Эта книга входит в десятку лучших, и когда, например, я вижу ее на каждом вокзале в Германии, то думаю при этом: «Какая возможность! Используем ли мы ее?»

Тем не менее, я не сторонник соблюдения межконфессионального согласия, а также использования подходящих возможностей говорить обществу о вере без права на библейско-теологическое суждение. Ведь в этом случае мы теряем свою специфику. Именно поэтому мы пошли на диалог с некоторыми небезызвестными руководящими лицами нашего времени, так как открытость и специфику мы считаем не противоположностями, а оттачивающими друг друга и взаимодополняющими категориями. Любовь и истина – это не противоположности; напротив, они взаимосвязаны друг с другом.

По этой причине я обращаю внимание на то, что нижеизложенная позиция написана для христиан с точки зрения библейско-теологического анализа. Письменной рецензии по поводу апостольско-стратегической практичности книги «Хижина» я до сих пор не встречал, хотя был бы рад таковой.

Рецензия на бестселлер «Хижина» Уильяма Пола Янга:
Бог – мой слуга?

Едва ли какая-либо другая книга в последнее время вызывала такую острую полемику, как бестселлер Уильяма Пола Янга «Хижина». В романе ярко представлен новый образ Бога, что отражает духовно-религиозное мышление западной культуры. «Хижина» касается самых злободневных вопросов. В своей книге Янг описывает человека по имени Мак, который через 4 года после трагического убийства его шестилетней дочери приходит на место преступления, в заброшенную хижину, которая находится в глухой местности.

В этой лачуге Мак встречается с триединым Богом, но совсем не с таким, каким бы мы, возможно, Его себе представляли. Бог Отец (Элозия) является ему в образе полной, ласковой, темнокожей женщины, Сын Божий (Иисус) – в образе простого столяра с большим носом и Дух Святой (Сарайю) – в лице жизнерадостной и активной женщины азиатской внешности. Мак проводит с Троицей в хижине все выходные. В это время затрагиваются глубокие вопросы взаимоотношений между Богом и человеком: Где Бог во время всех человеческих страданий? Почему Он допускает их? Как возникают живые отношения с Богом? Какую роль в этом играет христианская церковь или Слово Божье?

Бог Отец, Сын и Дух Святой открывается Маку как Бог, Который понимает его, сочувствует ему и разделяет его страдание. Благодаря встрече с Богом Мак шаг за шагом получает исцеление и затем даже соглашается простить убийцу своей дочери. Его сердце освобождается от горечи, и он снова обретает доверие к Богу.

В книге прослеживаются две основные темы

Первая тема является ярким и трогательным описанием глубокой боли Мака, которая названа «великой скорбью». Процесс, во время которого он получает исцеление в хижине благодаря встречам с Богом, представляет собой волнующую картину, изображенную с художественным мастерством. Бог с любовью заботится о нуждах и проблемах Мака. Сюжетная линия книги увлекает читателя с головой. Янг улавливает дух времени и мастерски вовлекает читателя в эмоциональные переживания своего главного героя. При этом он раскрывает глубокие человеческие нужды в доверии, в ощущении защищенности и мира. Книга описывает человека, который на пути к Богу освобождается от своей «великой скорби» и благодаря связи с Ним вновь обретает способность доверять.

Наряду с этим во второй теме автор представляет новый образ Бога на основании встреч с Ним. Под именем Троицы автор дает свое понимание того, что, по его мнению, значит быть настоящим христианином.

Читатель попадает как бы в психологические тиски. С одной стороны, он видит глубокую боль, гложущую сердце Мака, что должно вызывать к нему сочувствие. С другой стороны, к Маку обращается Сам Бог в образе Отца, Сына и Святого Духа. Но именно здесь сюжетные линии становятся провокационными. То, что Бог внешне показан не так, как бы мы этого ожидали, по большому счету не является главной проблемой. Но проблема как раз в том, что эти три лица выдают в качестве житейской мудрости и веры. Здесь мы имеем дело со смесью основных библейских истин и вольных измышлений автора, подчас обольстительных. Автор ставит под сомнение и искажает фундаментальные библейские истины. Вот несколько примеров, которые наглядно показывают искажение библейского образа Бога:

1. Абстрагирование библейских утверждений

«Хижинный Иисус» говорит Маку: «Я – наилучший способ (путь), каким любой смертный может связаться с Папой или Сарайю». Но библейский Иисус не говорит, что Он «лучший путь», – Он заявляет: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6). Это существенная разница: говорит ли Иисус о Себе как о лучшем пути (наряду с другими, не столь хорошими путями), или как о единственном пути к Отцу. Если Иисус лучший путь к Богу, то какие еще существуют пути по другую сторону спасения? Такие абстрактные выражения часто встречаются в романе Янга, и они искажают библейские фундаментальные истины. Подобное абстрагирование не является чем-то случайным и безобидным, но представляет собой такое вероисповедание, которое противоречит тождеству Иисуса.

2. Сглаживание конфликтов за счет истины

На вопрос, существуют ли такие люди, которых Бог не особо жалует, «Бог» отвечает: «Нет, я таких не знаю. Очевидно, это потому, что я такая, какая есть… Мне нет необходимости наказывать людей за грехи. Грех уже сам по себе наказание…» Грех – это отвержение Бога и желание жить по своей воле. Отделение грешника от греха в данном случае компромиссно. Без искупления грех является гибелью для человека, что чрезвычайно важно понимать, ибо Божья святость не может терпеть в своем присутствии как грех, так и грешника. То, что Бог не наказывает людей, отвергающих Его и хотящих жить независимо от Него, не имеет под собой библейского основания. Что сделал Бог после грехопадения человека (Быт. 3)? Бог Сам произвел конфронтацию между Ним и Его творением. Из-за грехопадения мы потеряли свою родину у Небесного Отца. Мы трудимся тяжело, дети рождаются в муках, и к тому же мы должны умирать. О какой гармонии в наше время может идти речь?! Разве Бог сегодня не наказывает человека за его грех? Истины, противостоящие нам, сегодня непопулярны и зачастую отвергаются как лишенные любви. Руководствуюсь ли я любовью к истине или обольстительной потребностью в единстве и мире? (2 Фес. 2:8)

3. Умаление священного порядка

Согласно книге, счастливые отношения возможны без иерархии, без правил и без закона. Сама «Троица» лишена иерархии: «Иерархия насаждает законы и правила, и все кончается тем, что вы тоскуете по чуду тех взаимоотношений, которые мы и создали для вас». Слово «иерархия» происходит из греческого языка и в дословном переводе означает «священный порядок». Конечно, в истории человечества, а также, к сожалению, в истории Церкви полно примеров злоупотребления порядками, правилами и законами. Но организация отношений между людьми не обязательно ведет к злоупотреблению властью и к борьбе за лидерство. Совершенно очевидно, что предлагаемая автором во имя Бога анархия, которая свободна от всяких систем и институтов, является призрачной утопией. Это неправда, что человек, будучи венцом творения, свободен от систем и структур. Само слово «рай» первоначально означает «ограждение» и определяет первую систему, где человеку было поручено создавать структуры и порядки. Уже в раю Бог установил священный порядок. Внутри Троицы, вопреки рассуждениям автора, существует иерархия, священный порядок: Сын подчиняется и повинуется Отцу (1 Кор. 15:28).

4. Какой дух меня впечатляет?

О мосте доверия между Богом и человеком и о необходимости оставить разрушительный путь независимости, чтобы вступить во взаимоотношения с Богом, в книге сказано хорошо. Удачно раскрыта субъективность – личное восприятие человеком добра и зла. Затем Сарайю призывает Мака: «Ты должен отказаться от своего права решать, что добро и что зло … избирая жизнь только во мне. Чтобы сделать это, ты должен познать меня настолько, чтобы поверить…» Но вопрос, как все-таки узнать, где добро, а где зло, несмотря на свою правильную постановку, остается без ответа. Автор запутался, сам того не желая, попав в сеть своей субъективности. Как я узнаю, что полностью и всецело живу с Духом Святым? Как я могу знать Его? Какой дух меня впечатляет, когда я впечатлен? Сарайю говорит Маку: «Я всегда с тобой». Мак задает вопрос: «Что, если я приму твой голос за чужой?» Сарайю отвечает: «…ты начнешь лучше узнавать мой голос по мере того, как будут развиваться наши взаимоотношения». А если я послушаюсь чужого голоса (духа)? Как я узнаю, какой дух наполняет меня? Книга следует девизу: то, что я считаю хорошим и приятным для себя, это то, что мне нужно и правильно для меня. Например: «... Было прекрасно, хотя он еще не вполне понимал, что ощущает на самом деле» или «… учиться жить любимым». Режим эмоций и чувств исключает какие-либо ясные библейские призывы, которые здесь так необходимы: «Испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Иоан. 4:1). Видимо, автору этого не нужно.

5. Почти ни слова о Слове

Слово Божье как Руководство и Стандарт играет для автора довольно странную роль во всей книге. Янг пишет, что на ночном столике в хижине Мак увидел «Гедеонову» Библию. На сон грядущий он пытался почитать ее и сразу уснул. По всей видимости, у «хижинной Троицы» для Библии не отводится особого места. Библейская информация, такая как описание в Откровении улиц из золота, становится поводом для смеха. Что на самом деле представляет собой вечность, автору лучше известно. «Библия не учит тебя следовать правилам» – говорит «Дух Святой». Даже если главной целью Библии не является передача нам правил (заповедей), тем не менее, она дает нам заповеди и принципы, которые мы должны соблюдать. Разве Иисус не говорит: «Кто любит Меня, соблюдет слова Мои» (Иоан. 14:23)? Автор опускает всякую необходимость и важность правил и заповедей, а их освобождающее и защитное значение остается совершенно непонятным. Акцент на Библии как на средстве защиты от самообольщения в книге отсутствует. С таким успехом каждый человек может найти в хижине своей жизни своего «Бога» и своего «Духа». Но будет ли это Бог – Отец Иисуса Христа и Дух Святой? Отсутствие Стандарта и Критерия порождает безответственность и поощряет к тому, чтобы самим создавать своего «хижинного Бога», руководствуясь представлением собственного религиозно-духовного ума.

6. Церкви и общины как система угнетения

Христианские церкви и общины изображаются как что-то лишнее, если вообще ненужное. Создается впечатление, что у автора большие предрассудки насчет любой формы церквей и христианских общин. Церкви и общины описываются как человеческие системы в виде религиозной машины, которую надо преодолеть. Далее говорится, что без систем и программ мы будем воистину свободны.

Можно понять то, что для миллионов христиан Церковь Иисуса не стала раем на земле, но многим людям принесла страдания и проблемы. Христианская Церковь должна серьезно переосмыслить суть веры и избавиться от имитации, фальши и наигранности. Но имеем ли мы поэтому право отвергнуть Тело Христово – Его Церковь – как нечто ненужное? Миллионы семей терпят крах, – должны ли мы поэтому отказаться от института семьи и брака? Иисус по-прежнему говорит, что Он создаст Свою Церковь (Матф. 16:18). В качестве альтернативы Янг пишет: «Все это просто связано со взаимоотношениями…» Со взаимоотношениями? Просто? И каким образом? Да здравствует Церковь!

7. Кто же пойдет на небо?

Буддисты, мормоны, баптисты, мусульмане и т.д. описываются как равные системы, в которых Бог следует за людьми, и эти люди могут найти Его там. Подобного рода неопределенность порождает недоумение. Мысль о том, что в вечности люди могут быть отделенными от Бога, приписывается такому «Богу, у Которого нет никакой любви». Небесный Иерусалим описывается как город, который открыт для всех. Но Откровение Иоанна говорит совершенно противоположное. (Откр. 21:8)

Вывод

Чтение книги вызывает непонятное и странное ощущение: то ли это эзотерически-спиритический опыт, то ли духовное сочинение? «Хижина» представляет собой смесь библейского и абсолютно вымышленного образа Бога. Получается «кривое зеркало», которое в фундаментальных вопросах искажает библейский образ Бога. Осторожно! Автор хотел не просто рассказать сказку. Он претендует на то, чтобы показать истинное христианство. Сам автор говорит о том, что он хотел показать своим детям правдивый образ сущности и характера Бога. Книга представляет собой духовную аллегорию, т.е. попытку средствами художественной литературы представить основные истины. Эта история используется для того, чтобы популяризовать собственные ценности под именем Троицы, такие ценности, которые во многом вступают в вопиющее противоречие со Словом Божьим.

Книга пропагандирует такие отношения с Богом, которые свободны от всяких законов, правил и требований. Мак спрашивает: «Так ты утверждаешь, что не возлагаешь на меня никаких обязанностей?» На это «Бог» отвечает: «Милый, я никогда не возлагала никаких обязанностей ни на тебя, ни на кого другого». Тогда слова Иисуса становятся совершенно бесмысленными, когда Он говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф. 16:24).

Кем же в книге является Бог? В конце Мак делает поразительное заключение из своих хижинных переживаний того «Бога», «Который» явился ему в лачуге: «Бог, мой слуга». Я хотел бы поставить автору тот же вопрос, который он задает в своей книге: «Может быть, ваше понимание Бога ошибочно?»

В «Хижине» нарисован чрезвычайно сомнительный и противоречивый образ Бога. «Бог», «Который» заботится обо мне во всех моих нуждах, «Которого» я практически сам создал в хижине своей жизни, «Который» соответствует моему собственному пониманию, а не единственному фундаментальному откровению Библии, является совершенной бессмыслицей. Но Бог, Который любит и понимает меня, является таким Богом, Который (именно потому, что Он любит меня) говорит мне истину, а не абстрагирует ее так, как мы увидели это в семи пунктах. В Своем Сыне Иисусе Христе Бог призывает каждого человека: «Приди ко Мне и следуй за Мной». Любовь Божья зовет: «Приди ко Мне», а Его истина говорит нам: «Следуй за Мной». В книге «Хижина» любовь Божья много раз идет вразрез с истиной. Но каждый, кто любит, будет говорить истину и правду.


Штефан Фаттер, старший пастор, ЕСЦ-Кемптен

Stefan Vatter, Hauptpastor EFG-Kempten, Leitungskreis GGE im BEFG

2. Auflage Kempten, den 25.01.2010


Вернуться к содержанию журнала № 27


На главную О нас: О «Рука об руку»
Партнёрство
Что для нас важно
Материалы: Журнал «Восстановление»
Библиотека
Статьи и учения
Медиа
Рекомендуем: Книги
Ссылки
Контакты: Обратная связь
E-mail


Hosted by uCoz