Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей «Восстановление» № 27

Артур Кац

Дух пророчества


Введение

Есть два великих слова, которые Церковь должна хранить с радикальной ревностью, а именно: пророческое (служение) и апостольское (служение). Если эти два слова обесценятся или ими станут называть то, что не поддерживает Бог, это будет означать, что мы лишимся своего основания. Если наши апостолы и пророки сомнительны, то каким будет само строение, если оно будет возведено на таком основании? Строение не может превзойти основание, поэтому фундамент заслуживает самого пристального внимания. Это должно стать нашей страстью и ревностью, и мы должны следить за использованием этих слов, чтобы они не стали употребляться без разбора или легкомысленно, что, к сожалению, происходит в наше время.

По всему миру сегодня наблюдается феномен проявленного интереса к пророческому призванию. Любопытно отметить нынешнюю популярность этого служения, когда люди весело отправляются на конференции, чтобы послушать тех, кого называют «пророками» или «глашатаями». Нам сказано, что в последние дни появятся лжепророки, лжеапостолы и лжепомазания. В книге Откровения церковь в Ефесе получила похвалу от Господа за то, что распознала лжеапостолов, «которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы» (Откр. 2:2). Поэтому нам необходимо иметь критерии, чтобы понимать (или хотя бы быть способными интуитивно распознавать) то, что представляют собой апостольские и пророческие функции, и каково их настоящее значение.

Среди народа Божьего имеет место наивность и невежество в отношении пророческого служения. Невозможно сосчитать тех служителей, которые присваивают себе эти функции или позволяют себя так называть (или величать), хотя на самом деле не имеют этого служения или являются его имитацией. Дело дошло до того, что многие христиане даже не видят разницы между даром пророчества и служением пророка. Невозможно представить себе более вопиющего замешательства, которое разрушает основание Церкви, чем одно только это. Служение пророка очень свято. Эти люди подобны «святым ветхозаветным пророкам». Дар пророчества – это нечто другое, что может проявиться через любого верующего, как Дух Святой пожелает. Но это не делает людей пророками, и это различие должно быть обязательно сделано.

В последние дни самым изощренным способом обольщения будет не что-то настолько из ряда вон выходящее, что можно будет с легкостью определить как исходящее из ада. Напротив, это обольщение будет облачено в самый обычный, традиционный и библейский язык. По этой причине более трудно будет распознать добро, чем зло. Зло явно, а добро относительно. Во имя добра прилагаются многие усилия, и за него удостаиваются многих почестей, но если добро исходит не от Бога, а от некой альтруистической, гуманистической личности, это добро будет настолько же губительно для Божьих интересов, как и зло. То, что выглядит как добро, будет удерживать нас от конкретной и совершенной воли Божьей, поэтому оно более смертоносно, чем явное зло, так как не будет распознано как зло.

Итак, как же нам распознать эти вещи? Мы должны ненавидеть то добро, которое представляет собой фальшивое добро, – то, что выставляет себя как добро, что выглядит как добро, что апеллирует к нам как нечто приятное, благое или правильное. Нам необходимо ненавидеть добро в смысле сентиментальности, а также ненавидеть то, что вызывает одни приятные эмоции. Лжепророк – это тот, кто говорит «Мир, мир», когда нет мира. Он все «приукрашивает», а кто из нас не хочет, чтобы его приукрасили? Внутри нас есть нечто, что сильно желает этого, поэтому лжепророки имеют большой спрос, большие аудитории, широкий отклик и массу писем, так как всем хочется того, что приятно, хорошо и лестно для уха.

Лжепророки Ваала, с которыми у Илии был конфликт, действительно полагали, что существует такой бог, который отвечает. Они верили всем сердцем, что для них сойдет огонь с неба. Они не были циничными людьми в религиозной маске. Они сами были обмануты и обольщены. Вполне возможно, что лжепророки последних дней будут людьми с благими намерениями и искренними побуждениями, которые будут полностью убеждены в том, что они правы, и что другие люди заблуждаются. Что же отличает одного от другого? Вряд ли может быть более насущный вопрос для Церкви в настоящее время.

Итак, есть два параллельных пути: один представляет собой вымышленный, надуманный и наглый человеческий абсурд, который опозиционирует другому пути – настоящему и Божьему, который находится сегодня в процессе восстановления. Первый будет льстить вам, ублажая вашу плоть, а другой неизбежно поведет вас ко Кресту, и благодаря этому вы сможете узнать, кто является истинным пророком, а кто фальшивым. Вопрос истинности и фальши является чрезвычайно важным, и это относится к непосредственному принятию Креста, а не просто к его доктринальному исповеданию или формальному признанию! Простое удовлетворение доктринальным исповеданием или формальным признанием того, что истинно, является, по сути, обольщением и отступничеством. Пассивное признание того, что доктринально истинно, не является доказательством самой истинности. В данном случае отсутствует реальная действительность, которую преследует Бог. Если мы не добьемся в борьбе того, чтобы обрести подлинную реальность истины, мы не будем способны передать ее кому-либо другому. То, что мы видим в новом урожае «пророков», говорит о сомнительности того христианства, которое не добивается в борьбе познания истины, но удовлетворяется бойкими доктринальными уверениями, и является падким на «позитивные» духовные переживания. Возможно, этого достаточно для того, чтобы оставаться «на плаву», но недостаточно для славы Божьей! Все сводится к персональному реальному задействованию веры.

Кроме того, в людском одобрении и признании есть нечто, что несет в себе обольстительную силу, которая действует в нас подобно закваске, ведущей к катастрофе. Человек всеми силами ищет одобрения со стороны окружающих его людей, он хочет получить их признание и уважение. Быть безразличным к признанию и почету и говорить нужное слово, хотя оно и влечет за собой болезненное отвержение, может только тот, кто не считается со своей жизнью. Для такого человека все равно, будут его принимать или отвергать, одобрять или обвинять. И опять Крест в данном случае отделяет истинного пророка от фальшивого. Лесть – это прием антихриста для того, чтобы овладеть людьми, оказывая на них влияние. Лесть так притягательна, ведь кому не нравится, чтобы ему говорили приятные слова, его принимали и признавали?

Таким образом, нам необходимо возрасти в способности различать и чувствовать истину в целом, а также истину о данном призвании в частности. Вполне возможно, что некоторые деятели будут настолько артистичны, привлекательны и внешне так похожи на пророков, что толпы станут бегать за ними, в то время как истинного пророка, который не производит особого впечатления, будут игнорировать, но именно он будет истинным носителем Божьего слова!

Пророк исторический и нынешний

Что возникает в наших мыслях и нашем сердце, когда произносится слово «пророк»? Какой образ, какое ощущение всплывает в нашем сознании? Нам нужно помнить, что лжепророки специально носили грубую одежду, чтобы придать своей лжи вес. И единственная причина, почему им удавалось обманывать людей, состояла в том, что у людей сложился определенный стереотип или ошибочное понимание того, каким должен быть пророк. Должен ли пророк быть длинноволосым обитателем пустыни в грубой одежде, вести себя странно и необычно и все сканировать своим сверхпристальным взглядом? Какое бы вы дали определение пророку? Чем он отличается от апостола, учителя или евангелиста? Существуют ли еще пророки, или они являются сугубо ветхозаветным феноменом? Есть ли такое понятие, как новозаветный пророк? Отличается ли он от ветхозаветного пророка?

Бытует огромное количество различных мнений и взглядов по этому вопросу, что вызывает немало споров. Церковь действительно очень пострадала от подобной дихотомии между Ветхим и Новым Заветами, как будто Новый Завет заместил или упразднил Ветхий. Но Бог не так смотрит на это. Подобные понятия используют люди, но это не те понятия, которые дал Сам Бог, и мы из-за этого понесли ущерб. Евреи также пострадали от этого, ибо такая позиция придает чувство безопасности в пределах их собственного человеческого понимания: «У вас своя Книга, а у нас своя». Другими словами: «У вас свой Бог, а у нас свой». В Божьи замыслы ничего подобного не входило. Мы позволили своим еврейским собратьям преуспеть в этом ложном понимании и находить в нем безопасность. Вместо этого нам необходимо подвизаться за одну веру, одну неделимую, преемственную веру, данную от начала, которая в конце достигает кульминации, завершения и совершенства благодаря тому же Богу, Который дал ее в начале.

Судя по всему, мы падки на современных «пророков» несмотря на их поверхностность, которые сами потеряли всякий интерес к великим древнееврейским пророкам, через которых говорил Бог, не только обращаясь к Израилю нынешнего времени, но и к Израилю будущего. Это граничит с какой-то библейской шизофренией. Нам необходимо постоянно напоминать о том, что пророки представляют собой пророков Израиля, которые являлись Божьими голосами к этому народу. Ничто другое так не открывает Бога как Бога, как Его действия по отношению к Израилю и суды над ним. Поэтому отделять себя от Израиля и пророков Израиля означает полностью отделять себя от слышания Божьих пророков. Это, в свою очередь, повлияет на все наше понимание о пророках и о том, что вообще является пророческим, обрекая нас на поверхностность относительно тех самых вещей, жертвами которых мы уже стали.

Одним словом, нам необходимо выяснить, что является классическими, неизменными характеристиками, которые делали людей пророками в каждом поколении, будь то Илия, Исаия или Иеремия. Есть ли какая-либо существенная разница в их послании? Если мы сможем прийти к определенному пониманию данного вопроса, мы вплотную подойдем к истине о том, что такое пророческое призвание. Является ли это добрым и приятным ложным утешением, которого так ждут люди? Наши души жаждут этого, особенно во времена бедствия и ужаса. Однако истинный пророк часто сыпет соль на раны своих слушателей. Он углубляет дилемму и заостряет на ней еще больше внимания, говоря: «Вы не найдете мира, пока Богу есть за что судить вас». Он приносит неудобное послание, которое противостоит всему тому, что понимается религиозно и от чего плоть сжимается; и самым распространенным способом избавиться от этого послания является то, чтобы «убить» человека, несущего его, лишив его всего.

Как бы ни отличались пророки друг от друга, есть ли в них что-то общее, присущее им всем, что характеризует их как пророков? Что является сердцевиной, квинтэссенцией того, что относится к понятию пророка? Через речь и письмо человека проявляются его определенные качества, тем не менее, что делает его «пророком»? Мы попытаемся проникнуть в суть определения пророка, ибо если мы все еще не увидели этого в новозаветные времена, то как мы распознаем и отличим пророческое служение в грядущие дни? Совершенно определенно, что мы движемся к великому противостоянию – конфликту и столкновению последних дней между Царством Света и царством тьмы, к финальному сражению, которое закончится победой одной стороны и поражением другой. Поэтому можем ли мы представить себе, чтобы этот век завершился без прямого участия людей библейски пророческого типа.

Если мы посмотрим на то, как призывались все пророки и как они отвечали на эти призывы, то увидим, как часто эти люди восклицали: «Но я еще младенец, и не умею говорить». После всего нашего изучения мы получим определенную картину, и это будет собирательный образ пророческого характера. Именно это мы и хотим определить, так как существует огромнейшая нужда именно как раз в этом в эти последние дни. Этот вопрос довольно стремительно проник в сознание Церкви, и сейчас вокруг него мы наблюдаем внезапный ажиотаж. Создается такое впечатление, что мы готовы бежать куда угодно, чтобы услышать «пророков». Они завевали быструю популярность и славу, им воздают щедрую хвалу, их осыпают почестями, называя не просто пророками, а «глашатаями нашего времени». Поэтому нам необходимо проверить этот феномен на предмет его истинности: действительно ли он исходит от Господа, или это своего рода имитация. Нам следует достаточно хорошо знать Господа, чтобы понимать, что перед тем как прийти чему-то настоящему, обычно приходит нечто ложное или фальшивое. Мы должны относиться к нынешним пророческим (и апостольским) феноменам очень осторожно и в нашем духе сохранять острое чувство бодрствования – хотя бы в силу новизны и популярности данных феноменов – так как и с тем, и с другим мы еще не соприкасались. Истинный пророческий опыт совершенно противоположен, а именно: он сопровождается медленным ростом и большими гонениями.

Служение пророка и дар пророчества

Как мы уже сказали, важно определить разницу между даром пророчества и служением пророка. Кстати, наша неспособность отделить одно от другого, наверное, является самым серьезным недостатком на сегодняшний день. Мы склонны к тому, чтобы называть человека «пророком», который движется лишь в даре пророчества, но не призван к этому служению. Наша ошибка заключается в таком мышлении, что сегодня время Нового Завета, поэтому у пророка должно быть другое определение. Но если существует только одно определение, которое существовало все это время, хотя за последнее время мы не видели, чтобы оно часто проявлялось, нет никакой причины искать нового понимания этого служения. Дух Божий по-разному раздает Свои дары, и Он может сделать это в любой момент, когда пожелает. И все же это не является постоянным и главным отличием или действием. Дух Божий может сойти на любого из нас, и мы можем пророчествовать. С помощью Духа Святого мы будем действовать в даре пророчества. Дар – это то, что Дух Святой проявляет по Своей воле, и он может действовать и через мужчину, и через женщину. Это не имеет никакого отношения к их призванию, обучению, подготовке или пригодности. Это может быть информация, направление или слово ободрения, но служение пророка в одно и то же время и что-то еще, и что-то другое.

Служение пророка отличается от дара пророчества тем, что оно постоянно. Оно дается человеку навсегда. Это призвание, и вполне может быть, что человек, имеющий служение пророка, может прожить всю свою жизнь и ни разу не произнести ни слова под действием дара пророчества. Сегодняшняя Церковь страдает от невежества в вопросе разделения этих двух категорий. Мы называем людей пророками, которые имеют не это служение, но действуют в даре пророчества, а во многих случаях даже не в пророческом даре, а вообще в каком-то обольстительном прорицании.

Служение пророка является чем-то высоким и несет в себе огромную ответственность. Именно такое служение делает человека устами Бога. Он стоит за Самого Бога и говорит от имени Бога с властью Бога. Пророческие высказывания выражают намерения Божьего сердца по отношению к Его народу и связаны с Его целями в понимании нынешнего времени, не теряя из виду то, что относится к будущему и вечному. Пророк тот, кто сам предупрежден и предупреждает других.

Человек, называющий себя пророком и говорящий результативно (например, 70 или 80 процентов (пред)сказанной точности), не соответствует стилю, характеру и сути истинного пророка. Определение того, является ли пророк истинным или фальшивым, не должно обязательно зависеть от того, насколько верны его пророчества. Настоящие пророки познаются не по точности или верности (пред)сказанного. Сама верность или точность в этом вопросе дает нам ложное основание для различения истинных и фальшивых пророков. Лжепророки могут принести библейски правильное слово, но это такое слово, которое является шаблонным и заезженным, то есть таким, которое почти каждый может проговорить. В нем нет ничего, что было бы неправильным с точки зрения доктрины, но оно не будет пророческим. Это также не послание, которое несет в себе пророческий вес, силу или требование. Пророческое слово можно определить по тому, какое восприятие реальности и целей Бога оно в себе несет, – такое восприятие, какого не было до того, как пришло это слово. Это слово открывает вещи так, как Сам Бог видит их, что одновременно кардинально отличается от того, как мы их видим!

Если мы будем позволять, чтобы слово «пророк» приписывалось любому, кто произносит предсказательное пророчество или даже слово знания, которое скорее похоже на некое прорицание, и будем называть это пророческим словом, мы вступаем на путь обольщения! Такие люди произносят слова предвосхищения, но все это обычно является лишь прелюдией к тому, что затем последует именно «то», ради чего, собственно, мы и пришли, т.е. их предсказательные и личные пророчества, которые так сильно будоражат и ублажают нас как слушателей. Самый главный вопрос состоит не в том, насколько верны эти пророки, а в том, являются ли они вообще пророками! Утверждать Церковь в ее нынешнем состоянии легкомыслия своим собственным примером аналогично тому, что делали лжепророки ветхозаветного времени, которые утверждали Израиль в его грехах. Итак, мы должны задавать себе вопрос: «Что является их откровением? Насколько пророческим оно является? В чем оно превосходит или чем оно отличается от обычного проповедования других людей, которые не претендуют на звание пророков? Отличаются ли эти люди лишь тем, что производят сенсации или шоу с помощью своих даров, и их популярность и известность связаны с их высоким статусом, который поддерживается в основном за счет взаимного признания и подтверждения друг друга подобных людей?»

Функция пророка

Суть функции пророческого призвания была дана Иеремии в начале его служения:

И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать. (Иеремия 1:9-10)

В этом определении пророческое призвание прежде всего выражается в том, чтобы судить. Пока у нас не будет решимости к этому, мы не удостоимся привилегии получить такое слово, которое будет созидать и насаждать. Обратите внимание на порядок слов: самое сложное идет вначале. Сначала необходимо разобраться с тем, что является болезненным для плоти, и благодаря чему мы спровоцируем недовольство со стороны людей. Пророк призван искоренять и разрушать то, что дорого для людей. Это включает в себя их религиозные традиции, лживые вещи, которые они чествовали на протяжении многих поколений, а также такие вещи, с которыми они не захотят расставаться, так как это связано с отношением к их самоидентичности, с их нравом и с тему, в чем они даже видят себя. За это убивают, и все же пророк должен губить и разорять. И все лживое будет сопротивляться с яростью! Итак, слово пророка вначале разрушает, а затем созидает. Пока мы не будем готовы произносить сокрушительное слово, Бог никогда не будет использовать нас для созидания. Те пророки, которые оставались верными в том, чтобы говорить слова об изгнании и суде, были также теми, кто удостоился чести провозглашения созидательного слова о восстановлении и возвращении.

Пророк определяет фальшь и беспощадно разделывается с ней. Есть нечто в его слове, что подобно огню. Оно одолевает, искореняет и губит перед тем, как насаждает и восстанавливает. Кто захочет слушать таких людей? Пророки не только выявляют сомнительные вещи, но и на наших глазах разбивают их вдребезги. Для нас подобрать или собрать осколки означает то же самое, что прикоснуться к нечистому. Они дали этим вещам определение, и теперь нам некуда деваться от этого слова. Неудивительно, что таких мужей и жен Божьих не принимают в тех местах, где люди не собираются менять избранный ими стиль жизни и подвергать себя вызовам.

Пророк критикует и безжалостно обнажает (не страшась людей и не считаясь с их мнением) всякую ложь и даже «договорную» правду, что представляет собой надуманные, безрассудные, неоспоримые понятия, которые несут смерть тем, кто внимает этому. Он вскрывает ложь и полагает ей конец. За этой ложью вполне могут стоять лжепророки. Весь этот мир погряз во лжи, но как он об этом узнает, если не будет произнесено слово истины? И если этому слову должно прийти, оно придет от того, кто полностью лишен страха перед людьми. Мы все знаем, что боязнь людей является наиболее мощным и разрушительным фактором, влияющим на жизнь служителей Божьих. Свобода от страха перед людьми и провозглашение истины без оглядки на их мнение является истинным посланием, за которым стоит целая история Божьей работы над служителем. Мы все рождаемся с тем, что боимся людей. Мы живем, ожидая признания со стороны людей и их аплодисментов. Служители любят признание людей, в особенности авторитетных, но мы должны быть отучены от этой необходимости. Все это представляет собой определенный процесс, и он не происходит за один день. Каждый раз, когда Бог подводит нас к моменту отлучения от человеческой зависимости, мы должны этому подчиниться. Нам необходимо занять такое место, где мы будем оставаться равнодушными не только к человеческим аплодисментам, но и к их ядовитой критике и поношению. Таким образом, пророк должен обладать исключительной способностью различения, чтобы произносить конструктивную критику, а также аналитической способностью, отточенной Духом Святым.

Итак, стиль жизни самого пророка должен представлять собой отказ от лжи. Мы не можем изобличать лживые ценности, если сами подписываемся под них. Есть нечто в апостольской и пророческой бедности, что является отнюдь не случайностью или неудачей. Она уместна в настоящем союзе с Богом. Одежда из верблюжьего волоса и акриды на обед являются характерными символами пророческой жизни. Не даром Иоанн Креститель находился в пустыне, а не в Иерусалиме, хотя он был сыном священника. Он не мог находиться там, где был истеблишмент (правящие круги). Он не мог пользоваться его преимуществами и привилегиями и в то же самое время выявлять его фальшь и лживость. В нашей собственной жизни мы не можем позволить себе то, что сами осуждаем в других людях. Таким образом, стиль жизни представляет собой чрезвычайную важность для того слова, которое должно быть провозглашено, и, наверное, ничто другое так сильно не выдает истинного или лживого пророка, как это. Лжепророки питались со стола Иезавели. Илия должен был кормиться с помощью воронов и жить на берегу ручья. Дело не в том, чтобы стремиться носить одежду из верблюжьего волоса, потому что это духовно, или одеваться обязательно так, чтобы выделиться на общем фоне. Скорее в том, чтобы фальшивые ценности не имели в нас никакого места. Пророк призван обличать ложь, а также глубоко скрытые внутренние отношения, ценности, жизненные взгляды и цели, которые необходимо испытать в свете Божьем на предмет их истинности. Поэтому наш собственный стиль жизни должен представлять собой отказ от подобной лжи, даже притом, что общество и плотская церковь санкционируют ее. Пророческая речь не только выявляет ложь, но и осуждает и судит ее. Слово пророка, как и сама его жизнь, является Божьим разрушительным инструментом.

Когда Илия сказал: «В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17:1), он не намекал на то, что в погодных условиях будут ожидаться небольшие климатические изменения. Его слова означали, что у израильтян не будет урожая. У них нечего будет есть. Начнется голод. Это будет суд, производимый Богом, и он придет через слово Илии. Его слово не представляло собой лишь какую-то информацию или мнение, хотя могло быть и тем, и другим, – это слово представляло собой событие суда. Оно должно было повлиять на всю страну. Именно такое слово должно быть поднято и восстановлено.

Задача пророка состоит в том, чтобы установить апостольскую, небесную альтернативу, которая достаточно сильна и могущественна для того, чтобы полностью удалить ложь. Пророк демонстрирует такой взгляд на реальность, которого до сих пор не существовало, такой взгляд, который противоположен во всех отношениях и особенно тому, что до сих пор считалось «реальностью», чему не было прецедента или примера в жизни тех людей, к которым обращено его слово. Он высвобождает такую реальность, которая уничтожает мирское понимание согласия, единства и поддержки, овладевшее его слушателями до сего момента. Если бы он не пришел, они бы так и остались с мыслью о том, что то, что они чтили и исповедовали, является реальным. Когда приходит пророк, он не только истребляет все то, что фальшиво и лживо, он придает убедительность тому, что истинно и истинно вовеки. Он привносит ощущение самой вечности и вводит в нее своих слушателей. Своим словом он приводит в движение аудиторию и ведет ее в такое место, где то, что считалось «неверным», становится верным. Его слово обретает созидательную силу, и тогда начинает резонировать то, что до сих пор не было понято разумом, то, что является высшим и вечным. Нанесение сокрушительного удара по лжи и фальши и установление других стандартов в качестве основания жизни является провозглашением, обладающим сверхъестественной властью.

Вдобавок к этому, те люди, которые приняли ту перспективу, которую пророк выдвигает в качестве альтернативы лжи, обрекают себя на то, чтобы быть странниками и пришельцами на этой земле. Если они хотят принять пророческое слово, призывающее их к тому же небесному видению, в котором ходил Авраам, в их жизни наступят реальные, если не радикальные последствия. Таким образом, слово, достигающее слушателей, должно звучать с такой силой, властью и убедительностью, чтобы те, кто примут его, знали наверняка, что они тем самым подписывают себе смертный приговор. Никто так просто не пойдет на это, если только не будет полностью убежден этим словом, которое требует такого посвящения. Только пророк, только фундаментальный человек может принести подобное слово. Он призывает к полному посвящению своих слушателей – посвящению до самой смерти. Вот почему больше приглашают и больше слушают лжепророков, чем пророков истинных. Лжепророк утверждает своих слушателей в их теперешнем состоянии и убеждает их в том, что они «вполне угодны» в глазах Господа.

Пророк ревностно нацелен на одну волю Отца. Он восстанавливает утерянное видение и перспективу, которые заряжают Божий народ, особенно во времена кризиса, когда отчаяние должно смениться надеждой, при этом самому пророку необходимо сначала разрушить все обманчивые надежды. Он вынужден быть жестким, перед тем как он может стать добрым. Одним словом, пророк являет «момент истины». Стоя в совете Господнем, он способен распознать заблуждение и смело и ясно настоять на необходимой истине, хотя она может совершенно расходиться с общепринятым мнением, по которому существует «согласие и единство».

Пророческая задача состоит в том, чтобы восстановить человеку (который потерял или никогда не имел) библейское отношение и библейский взгляд на вещи, которые являются неизменными в Божьих глазах. Он выражает радикальный взгляд Бога, в особенности тем людям, которые не хотят этого слышать. Если пророческое слово крайне необходимо для того, чтобы привести Божий народ в согласие с Божьим взглядом, решающее значение имеет слово, проповедуемое пророками. Где есть настоящие пророки, готовые провозглашать непопулярное слово, там будет и множество популярных лжепророков, приносящих лживое слово назидания и говорящих «Мир, мир», когда мира нет.

Из своей всепоглощающей ревности по славе Божьей пророк устанавливает окончательные цели Божьи таким образом, чтобы подвинуть слушателей к необходимым жертвам для исполнения этих целей. Недостаточно просто сказать, в чем заключается Божий план, – необходимо так раскрыть его, чтобы завоевать готовность и желание слушателей быть участниками в достижении высших и вечных целей Бога – ценой жертвы! Пророческое слово передает вечные цели Бога таким образом, чтобы завоевать посвящение слушателей необходимой жертве для исполнения этих целей. Здесь требуется больше, чем простое объяснение. Сам пророк является воплощением тех страданий, которые производит подобная преданность. Другими словами, те, кто хотят принять взгляд, представляемый пророком, открывают себя для страданий. Поэтому пророк, который приглашает их к этому страданию, должен сам в определенном смысле являть личный пример и быть живым свидетельством того, что это и есть Божий путь, и что Крест является центральным для веры. Он дает совершенно ясно понять своим слушателям, что гонения, если не мученичество, являются неотъемлемой частью подобной веры, – и тем самым завоевывает их готовность. Завоевание посвящения своих слушателей такому призыву представляет собой сверхъестественное действие, которое требует власти и помазания у тех, кто несут Божье слово. Это призыв к высшим вещам, требующим жертвы, и именно поэтому подобное слово всегда будет встречать сопротивление.

Пророк объявляет и демонстрирует неминуемый конец этого мира в апокалиптической ярости суда. Это достаточно для того, чтобы возродить жажду по «новым небесам и новой земле, на которых обитает правда». Он не только доводит до сознания слушателей, что тот мир, который они прославляют и которому принадлежат их сердца, находится под судом и обречен на погибель, но он также рождает желание к тому, что сходит свыше и что заменит нынешний век.

Пророк – это человек Слова. Он ненавидит легкомысленность и глубоко уважает и хранит святость речи и ее значение от злоупотребления и обесценивания. Поэтому он не тот, кто всегда является желанным гостем или подходящим собеседником, поддерживающим непринужденные разговоры ни о чем. Он хранит свои уста, так как дорожит святостью слов, поэтому он не станет предаваться пустым разговорам, обесценивающим значение своих слов. История его жизни по большому счету связана с ожиданием и молчанием.

Пророк избегает знаков отличия и почета, которые жалуют люди. Эти вещи приносят с собой определенную ауру престижа и статуса, авторитета и веса, но пророк, чтобы оставаться верным Богу, часто является «пустынным» пророком. Пустыня не обязательно означает физическую изоляцию, но это сознательное и добровольное отделение от таких вещей, которые ведут к компромиссу. Он не создает никакого внешнего пророческого «вида» или «имиджа», чтобы показать свое служение. Он неброский с виду и не яркий по поведению; он презирает то, что является показным, ажиотажным или больным. Пророк стремится обратить людей к Богу, а не к самому себе.

Подобное призвание дается свыше и не является чем-то таким, что мы сами можем получить или присвоить. Но если у нас это есть, нам необходимо знать, что Бог будет работать с нами снова и снова, чтобы убедиться, что из нас исходит Его слово, а не наше собственное.

Анатомия лжепророков

Нам необходимо ревновать об истине пророческого призвания. Если Церковь строится на основании апостолов и пророков, важность этого вопроса невозможно переоценить. Говорят ли нынешние пророки из своего собственного сердца и духа? Перенимают ли они слова друг у друга, или они приходят к нам из тайного места Божьего? Из какой формации Тела Христова они к нам пришли? Получили ли они необходимую духовную пищу для возрастания, и не только в даре, но и в характере пророка, перед тем как начать служить Церкви? Как долго и правильно они служили в поместном сообществе? А знаем ли мы вообще, что значит истинное посланничество?

Лжепророки связаны круговой порукой, где один аплодирует другому, чествует и признает его служение. Они не поднялись из органической работы Самого Бога, как церковь в Антиохии. Вместо этого они хвалят и потакают друг другу, особенно, если их служения очень похожи. Что является источником их пророческого слова? Где пророк получает свое слово? Если оно не исходит из совета Божьего, из тайного места, то как оно может быть Божьим словом? Если люди заявляют, что они посланы, у нас есть право поискать основания того, что они действительно по праву находятся на этом месте.

В Иеремии 23 Бог делает серьезное заявление относительно истинных и фальшивых пророков. Одно дело выдвигать обвинение против израильского народа, но когда начинается обвинение пророков Израиля, – тех, кто должен быть самым лучшим, самым благородным и самым достойным, – это говорит о плачевном состоянии народа, ожидающего суда: «Ибо и пророк, и священник – лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь» (стих 11).

Просто поразительно, насколько повязаны между собой лидеры различных (апостольских и пророческих) движений или церквей и их пророки, и насколько комфортно им друг с другом, когда они солидарны друг с другом. Люди находятся в негласном сговоре со своими служителями: «Вы проповедуете нам библейское слово без каких-либо требований и претензий в наш адрес и не трогаете наши истинные интересы и ценности, а мы платим за это и проводим воскресное служение. Нам не нужно такое слово, которое бы бросало вызов состоянию наших сердец». Словом, каков учитель, таков и ученик. Каков поп, таков и приход. Мы должны подойти к этой ситуации пророчески, – и, скорее всего, нас побьют камнями!

«За то путь их будет для них, как скользкие места в темноте: их толкнут, и они упадут там; ибо Я наведу на них бедствие, год посещения их, говорит Господь». (Стих 12)

Из этих слов видно, что суд не будет немедленным, но скорее существует определенное назначенное время в будущем, когда Бог будет судить тех, кто оскверняет Его дом, – даже тех, кто первоначально имел настоящее священное призвание. Скорее всего, именно поэтому Господь позволяет продолжаться тому, что сегодня называют пророческим или апостольским, и что так популярно. Но для них, как и для ветхозаветных священников и пророков, настанет год посещения или такое время, когда Бог скажет: «Стоп!»

«И в пророках Самарии Я видел безумие; они пророчествовали именем Ваала, и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля». (Стих 13)

У ложных пророчеств есть свои последствия. Они оказывают влияние на народ, и по тому же принципу – на всю церковь.

«Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мною – как Содом, и жители его – как Гоморра». (Стих 14)

Их взгляд на истину и на Бога извращен их похотливым и нечестивым образом жизни. Хождение во лжи и прелюбодеяния (или частые разводы и повторные браки) идут рука об руку. Если кто-то совершает прелюбодеяние (блуд) духовно или физически, у него непременно будут на то свои причины, чтобы оправдать свою совесть, и сделать это возможно только за счет попрания Божьей истины. Мы видим еще одно следствие действия лжеслужителей: это укрепляет руки беззаконников. В провозглашениях лжепророков нет ничего, что призывало бы к покаянию и обращению, – напротив, они потворствуют тем, кто противится Богу, Который Сам ненавидит развод. Это похоже на то, как судьи сегодня не выносят справедливые приговоры преступникам. Они не судят виновных по всей строгости закона, так как в их собственной жизни имеет место беззаконие.

«Посему так говорит Господь Саваоф о пророках: вот, Я накормлю их полынью и напою их водою с желчью, ибо от пророков Иерусалимских нечестие распространилось на всю землю. Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам». (Стихи 15-16)

Обратите внимание на то, что Бог по-прежнему называет их пророками! Возможно, это происходит потому, что Божьи дары и призвания непреложны. Они все еще сохраняют за собой свое официальное положение, но то, что они делают под этим именем, в Божьих глазах является мерзостью. Нет большего бесчестия, чем то, когда святое не считается священным. Когда мы прибегаем к священной фразе «Так говорит Господь», и просто используем ее как средство для привлечения внимания наших слушателей, мы оскверняем святое. Если мы оскверняем святое, тогда на что можно надеяться? И если мы, как священнический народ, не демонстрируем различия между святым и нечистым, на что может надеяться мир?

«Они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «не придет на вас беда». (Стихи 16-17)

По всей видимости, это является сутью того, что представляет собой лжепророк, а именно: он дает ложную надежду и ложную уверенность в мире, что не соответствует истинному состоянию, с которым необходимо разобраться. Это нежелание нести острое слово. То, о чем пророчествуется, обычно льстит плоти и накачивает ее, а не бросает вызов или приводит в ужас. Лжепророки в истории пророчествовали мир, когда не было мира. «Не придет на вас беда» – к сожалению, это именно то пророческое слово, которое мы слышим даже сегодня, особенно в Израиле. Лжепророки лживо успокаивают тех, кто еще толком не примирился с Богом. С человеческой точки зрения, они не похожи на тех людей, которые презирают Бога. Тем не менее, Бог видит их презирающими Его, и нам нужно смотреть на них так, как смотрит на них Бог. Лжепророки фактически несут своего рода ободрение тем людям, которые на самом деле находятся вне правильных взаимоотношений с Богом, и уверяют их в том, что у них с Богом все в порядке.

«Ибо кто стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его? Кто внимал слову Его и услышал?» (Стих 18)

Здесь находится ключевая мысль. В конечном счете все в Боге сводится к вопросу взаимоотношений с Ним. Он никогда не даст чего-либо вне связи с Ним. Когда Бог позвал Моисея на гору, чтобы тот принял скрижали Закона и затем учил народ, Моисею, прежде всего, необходимо было взойти на гору и находиться там. Можем ли мы говорить «Так говорит Господь», если сами не стояли в совете Господнем и не слышали Его слова? Я думаю, что показной, претенциозный, ханжеский или амбициозный служитель вообще не может оказаться в этом месте. Чтобы попасть в совет Господа, требуется определенное смирение, определенное сокрушение, определенная зависимость от Бога, определенная способность ожидать и определенное отделение от личных интересов, славы, богатства и признания. Люди, движимые этими вещами, не могут находиться в совете Господа, и все же это первые люди, которые без колебаний готовы сказать: «Так говорит Господь!»

Характерно, что сегодняшним служениям присуще отделение служения от личных взаимоотношений с Богом. Мы превратили служение в отдельную и независимую вещь. Мы говорим о поклонении и о Господе, но каким-то образом умудряемся делать это, пользуясь какой-то независимой виртуозной способностью. Отношения с Богом – это ключ не только к получению дара или скрижалей Закона, но и к пребывающей способности правильно учить этому. Как только вы отделите личные отношения с Господом от своего служения, вы окажетесь на чрезвычайно опасном пути. Служение проистекает из жизни, а жизнь – из взаимоотношений с Духом Святым, и если мы разрываем эту связь и служим независимо от нее, это не будет таким служением, которое Бог признает, использует или почитает.

Ибо кто стоял в совете Господа...?

Эта фраза подразумевает близость с Богом. Как же так получилось, что эти пророки, изобиловавшие словом и влиявшие на весь народ не на добро, не были на том месте? Почему они не получили слово от Господа, находясь в Его совете и в Его присутствии? Здесь так просто без колебания не ответить на этот вопрос, так как ответ на самом деле будет говорить о нас! Они были прелюбодеями и ходили во лжи, поэтому как такие люди могут находиться в совете Божьем? Этот Бог свят, и мы не можем прийти в Его присутствие в таком состоянии. Нам даже не захочется прийти в это место в таком состоянии. Вот почему мы получаем свое слово от других людей или из своей собственной головы. Чтобы стоять перед Богом, требуется освящение. Необходимы какие-то изменения в нашем собственном состоянии, что позволит иметь подобные взаимоотношения, особенно, что касается их глубины и прочности. Слово может прийти во время пребывания в совете и присутствии Божьем. Но если мы делаем слово и его получение условием для вхождения в это присутствие, тогда мы сходим со святой земли. Мы приходим в духе практичности, а не в духе посвящения Богу ради Него Самого. Моисею было сказано взойти на гору и оставаться там, не ради получения преимущества, даже преимущества в служении, но просто потому, что Бог есть Бог! Он Творец, а мы – Его творение. Мы просто должны быть там, и если не приходит никакого слова, значит, так тому и быть. Если мы приходим, ища слова с позиции выгоды и практичности, то это уже не святая земля. Это дух мира, который делает целесообразность главным принципом жизни: чтобы что-то получить, для этого мы должны что-то сделать. Мы попросту не знаем, что означает как таковое «делать» или «быть». Если мы сначала не придем к пониманию этого с Богом, как мы придем к этому с людьми? Итак, существует очевидное отклонение во всем, что мы делаем и говорим, что не находится на своем месте вне присутствия Божьего, куда невозможно войти с потребительским духом.

Искать Господа чрезвычайно трудно, и не у многих находится такое побуждение. Это само по себе страдание, а если быть предельно честным, это умирание. Жить на земле, в плоти, в мире и во времени и вместе с тем иметь доверительные отношения с Богом и общаться с Ним, – это сверхъестественное и высшее достижение. Если вы достигли этого, тогда сохраните это, так как в противном случае придется все повторить сначала. Мы говорим о чем-то жизненно важном. Что же можно сказать о целой когорте популярных и востребованных пророков, которые поднялись в последние годы? Говорят ли они из совета Божьего? Суров Божий суд на тех, кто не способен получить Его слово в этом месте:

«Вот, идет буря Господня с яростью, буря грозная, и падет на главу нечестивых». (Стих 19)

Слово «нечестивые» практически всегда используется в описании тех людей, которые должны были иметь лучшие познания. Это те, кто имели все возможности знать Бога, и все же намеренно поступали неправильно. Это и есть нечестие.

«Гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и доколе не выполнит намерений сердца Своего; в последующие дни вы ясно уразумеете это». (Стих 20)

Заметьте, что суд откладывается. Он не является немедленным, но он придет позже на то, что сейчас представляет собой оскорбление Богу, а именно: на компромисс Его пророков и на то, как это влияет на весь народ.

«Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их». (Стихи 21-22)

Мы можем знать, когда слово исходит из совета Божьего, так как в этом случае оно будет производить спасительный и целительный эффект. Оно повлияет на народ или церковь, обращая людей к Богу, а не от Него, а также от злых путей и дел. Говоря в целом, когда подобные люди используют фразу «Так говорит Господь», это уже почти что свидетельство того, что Господь это не говорит. Если Он действительно говорит, нам вовсе не нужно украшать провозглашение неким правдоподобием. Само по себе слово будет звенеть Божьей истиной и ощущением Бога. Является ли это живым словом от Бога, которое нам необходимо услышать во время кризиса, в котором мы находимся, или это некая декорация, чтобы придать нашему собранию харизматического звучания? Если имеет место последнее, это произведет эффект удешевления той полноты, которая представляет собой пророческое служение, бессовестно превращая его в некую дешевую вещь, которую сможет предложить практически любой человек по своему желанию, и часто так и происходит!

Когда израильские пророки говорили «Так говорит Господь», все знали, что за этим последует суд, который будет настолько страшен, что Бог выбирает такие слова, которые несут в себе большой резонанс, ибо это слова высшего суда. Таким образом, должно быть понятно с самого начала, что пророк не говорит сам от себя. К нам дошли записанные пророчества, которые повлияли на историю всего Израиля. Но в современных произносимых пророчествах мы должны различать, действительно ли Господь говорит через этого человека, глядя на помазание и власть, которые несет его слово, или его просто назвали таковым для нас.

Призыв, звучащий к пророку, – это призыв ко Кресту. Это частая, если не постоянная форма страдания, совершенная и высшая. Можем ли мы обращаться с фразой «Так говорит Господь» таким образом, чтобы не делать на ней особого ударения или упоминания ее в нашем провозглашении, если только наше слово действительно не пришло через Крест? Это исходит из смерти. Это не наше собственное слово, но Его, которое может прийти лишь из того места, в центре которого находится Крест. Это относилось и к тем пророкам, которые жили до распятия Иисуса на кресте. Илия исторически жил до Креста, но он знал смерть, когда говорил: «… не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову». Иисус знал Крест до того, как был распят на нем. Крест лишь показал на примере и сделал видимым то, чему была подчинена вся Его жизнь до этого.

«Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь. Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось». (Стихи 24-25)

Сутью бесчестия Бога через лживость уст является то, что все это происходит так, как будто Он этого не видит и не понимает, и вообще не в курсе того, что делается. Это верх наглости, и Бог это замечает. Фактически это полное отсутствие страха Божьего или благоговения перед Богом как Богом. Поступающие так действительно верят в то, что они слышат от Бога и то, что они сообщают, и есть совет Божий! Они достигли такой точки обольщения, что уже сами убедили себя в этом, поэтому, когда они говорят «Так говорит Господь», для них это «действительно» говорит Господь. Мы можем прийти к подобному состоянию через постепенную и незаметную ежедневную духовную эрозию, и когда процесс завершится, человек оказывается не только лжепророком, но и тем, кто думает, что он все еще истинен. Поэтому необходимо ежедневно следить за своим сердцем, чтобы обольщение не достигло в нем своей цели, когда обманутый человек уверен, что он правдив, тогда как многих обрекает на суд. Вот почему Бог призывает нас ежедневно увещевать друг друга, пока это все еще сегодня, так как завтра уже будет слишком поздно.

«Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу…» (Стих 27)

Другими словами, эти люди приносят такое ощущение Бога, которое Богом не является, и позволяют слушающим их верить, что это Бог, так как они прикрепили к этому имя Иисуса. Лживые пророческие слова и обольстительные вещи влияют на то, как люди воспринимают и понимают Бога, особенно если все это утверждает их в поверхностности и бездумности, так как проповедуется фривольность. Это не может не бесчестить Бога. Они пророчествуют «во имя Господа», но поскольку это имитация, она «доводит народ до забвения имени Его», т.е. они теряют ощущение Бога как Бога в Его страшном и величественном могуществе.

Мы можем узнать Божье слово по тому, что оно будет похоже на то слово, которое выражено в стихе 29:

«Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?»

Другими словами, Его слово сокрушает бездны; оно уничтожает и сжигает. Если вы хотите отличить пророческое слово, которое является Божьим словом, от пророческого слова, инициированного человеком, источником которого является его разум и воображение, что уже является фальшью, вот в чем различие: Божье слово подобно огню. Его слово жжет подобно огню и как молот разбивает твердыню вдребезги. Оно разрушительно и содержит в себе такую власть и силу, которые сокрушают или сжигают. Это никогда не будет каким-то безобидным душевным словом, которое утверждает нас в том, кем мы уже являемся, особенно если наша жизнь беспорядочна и застойна. Его слово должно жечь наши сердца и выявлять их истинное состояние, а не то, как мы упорно себе внушали. Каждое истинное слово несет в себе требование, и если мы не откликаемся на него, это значит, что мы на самом деле его не услышали: «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» (Евр. 4:7). Если мы услышали слово, это должно пробудить в нас ответную реакцию. Не ответить означает ожесточиться. Не существует такого понятия, как нейтралитет. Слово Божье, когда это действительно слово Божье, должно иметь последствия либо на плохое, либо на доброе. Мы не можем игнорировать его или позволить ему пройти мимо, когда мы сами киваем головой и говорим: «Да, это было хорошее и интересное слово. Мне оно понравилось». Оно предъявляет требования, а мы ожесточаемся, – вот почему так много людей находится в ожесточенном состоянии, и когда последними воззваниями Бога будут пророческие слова, они должны быть подобными удару молота о камень, который будет разрушать этот камень до тех пор, пока не придет необходимое покаяние и освобождение.

«Посему, вот Я – на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга. Вот, Я – на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал». Вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь». (Стихи 30-32)

Существует некое легкомыслие, некая атмосфера несерьезности, которая, по всей видимости, преобладает на конференциях и семинарах, где людям, которые не были посланы Богом, дали возможность говорить так, как будто они посланы Им. К сожалению, огромное число христиан в мире никогда еще не слышало истинного пророческого слова, произнесенного с властью Бога, и все, что они слышат, они считают нормальным. Им просто не с чем сравнить. Но если мы хотя бы раз услышим такое истинное слово, мы навсегда будем потеряны для чего-либо другого. Итак, существует огромная нужда и необходимость в подобном слове и в подобной власти, чтобы это пришло на землю, и чтобы церковь могла быть правильным образом «разрушена» и произвела кандидатов на истину. Это то слово, которое становится «событием».

Лжепророки копируют Божьи слова друг у друга и часто говорят одно и то же. Если проанализировать ситуацию за последние 35 лет, разве мы не наблюдаем вереницу веяний, панацей, новшеств и таких вещей, которые уже просто к нам прилипли? Подняв указательный палец, мы можем определить, куда дует ветер: «Что сегодня популярно? Что пользуется спросом? Я знаю, что если я буду говорить о «преуспевании и вере», людям это понравится; или о церковном росте, или о силовом Евангелии». Создается такое впечатление, что мы проходим определенные периоды, когда некоторые темы становятся популярными, и тебе просто нужно лишь двигаться в этом, – ты подхватываешь то, что говорят другие, и сам начинаешь это говорить. Легче услышать слово от других людей и начать его имитировать и повторять, зная, что оно уже нашло признание и одобрение. Но мы отчаянно нуждаемся в слышании того, что выше всего этого, что находится прямо в Божьем сердце; и единственный, кто может передать это, – это тот человек, который стал близким Его сердцу через постоянное общение с Ним. Существуют врата умирания для своей репутации, имени и признания, чтобы найти путь в место тайного совета Божьего. И именно в этом месте, и только там, может быть услышано слово от Господа.


Артур (Аарон) Кац (1929 - 2007) – всемирно известный проповедник и писатель, основатель пророческой миссии в Минессоте (США) «Ben Israel Fellowship» («Сын Израилев»), одной из целей которой является осознанное стремление я к жизни, основанной на библейских истинах, и свидетельство о глубине и важности библейского послания своим современникам по всему миру.

Артур Кац является автором таких известных книг как «Дух Истины», «Реальность: упование славы», «Тайна священства – ключ к явлению славы Божьей», «Апостольские основания для подлинной христианской жизни», «Холокост – где был Бог?», «Пророческое призвание» и другие. Он также известен своим мощным пророческим особым посланием о спасении евреев в конце времен через истинную церковь преимущественно из язычников во всех народах.


Вернуться к содержанию журнала № 27


На главную О нас: О «Рука об руку»
Партнёрство
Что для нас важно
Материалы: Журнал «Восстановление»
Библиотека
Статьи и учения
Медиа
Рекомендуем: Книги
Ссылки
Контакты: Обратная связь
E-mail


Hosted by uCoz