Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей «Восстановление» № 26

Джон Пайпер

Что требует Иисус от мира

Главы из одноименной книги



ВЕРУЙТЕ В МЕНЯ

Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.

Иоанна 14:1

Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

Иоанна 14:11

Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света.

Иоанна12:36

Иисус потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

Иоанна 20:27

Почему Иисус требовал того, чтобы мы верили в Него? И что на самом деле означает верить в Него? Причина, по которой Иисус требует того, чтобы мы верили в Него, состоит в том, что все люди находятся в отчаянном положении, и только Иисус может спасти нас. Он требует того, чтобы мы верили в Него, потому что мы не можем спасти сами себя, но должны взывать о помощи только к Нему. Иисус – Единственный, Кто может спасти нас из этого критического положения. Ради нас самих Он требует того, чтобы мы уповали на Него. Это все равно, что пожарный находит вас в почти бессознательном состоянии в горящем доме, который вот-вот рухнет, набрасывает на вас специальный брезент, подхватывает на руки и говорит: «Не двигайся, пока я буду нести тебя. Даже не шевелись. Не пытайся мне помочь. Я вынесу тебя отсюда. Ты должен мне это позволить. Доверься мне».

Наше отчаянное положение

Конечно же, большинство людей не ощущает нужды в Божественном Пожарном, Который спас бы их. Так что же это за отчаянное положение, из которого нас может спасти только Иисус? Иисус описал это следующим образом. Обратите внимание на слова «погиб», «судить» и «гнев Божий»:

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия… Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем. (Иоанна 3:16-18, 36)

Наше отчаянное положение, по словам Иисуса, состоит в том, что мы находимся под гневом Божьим. Все это из-за нашего греха. Бог праведен, и Его гнев праведно возгорается против того человеческого отношения и поведения, которые умаляют Его достоинство и обращаются с Ним как с кем-то незначительным. Все мы делали это. На самом деле мы делаем это каждый день.

Бог послал Иисуса умереть вместо нас

Но поразительная правда состоит в том, что Бог послал в мир Своего Сына Иисуса не для того, чтобы дополнить меру осуждения, но чтобы спасти нас от него. Иисус спасает нас тем, что берет на Себя это осуждение, умирает вместо нас, а затем требует от нас не героических дел раскаяния, но того, чтобы мы уповали на Него. Иисус сказал: «Я есть пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоан. 10:11). Другими словами, смерть Иисуса была целенаправленной. Он намеренно положил за нас жизнь.

Иисус видел Себя в качестве исполнения потрясающего пророчества из Исаии 53 (сравни Луки 22:37; Ис. 53:12). За семьсот лет до прихода Христа Исаия пророчествовал о том, что придет Слуга Господень, чтобы умереть за Свой народ.

Мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. (Исаия 53:4-6)

Причина, по которой Иисус требует того, чтобы мы верили в Него, состоит в том, что мы ничего не можем добавить к этому спасению от гнева Божьего. Иисус стал нашей заменой. Те грехи, которые должны были принести нам осуждение, Бог возложил на Иисуса. Божья любовь запланировала удивительный обмен: Иисус претерпел то, что заслужили мы, чтобы мы могли насладиться тем, что заслужил Он, а именно: жизнью вечной. И насладиться этой жизнью мы можем только через веру в Иисуса. Вот что Он говорил: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Иоан. 6:47, ср. Луки 8:12).

Что значит верить в Иисуса?

Таким образом, не много вопросов являются более важными, чем этот: что на самом деле означает верить в Него? Во-первых, это прежде всего означает верить в истинность определенных исторических фактов. Когда Фома, ученик Иисуса, усомнился в том, что Иисус физически воскрес из мертвых, Господь лично пришел к нему и сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Иоан. 20:27). Поверить – это не значит прыгнуть в неизвестность. Вера имеет основания и содержание. Она основана на том, что на самом деле происходило в истории.

Но вера в Иисуса означает больше, чем знание истинных фактов о Нем. Она означает доверие Ему как живой Личности, Какой Он и является. Вот почему Иисус говорил о простой вере. Вот почему Иисус говорил о простой вере в Него: «Веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Иоан. 14:1; ср. Матф. 18:6). Верить в Иисуса означает больше, чем верить об Иисусе. Мы доверяем Ему.

Быть удовлетворенным всем тем, Кем Бог является для нас в Иисусе

Заметьте, что Иисус предлагает Себя нам не просто как Спасителя, на Которого нам следует уповать, но и как живую воду, которую мы должны пить, не говоря уже о том, что Он предложил нам Себя в качестве Пастыря (Матф. 26:31), Жениха (Матф. 9:15), Сокровища (Матф. 13:44), Царя (Иоан. 18:36) и т.д. Что же означает «веровать в» Иисуса как в воду, дающую жизнь?

Иисус говорил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Иоан. 7:37). «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоан. 4:14). В другом месте Иисус соединил это питье с верой в Него и приходом к Нему: «Я есть хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Иоан. 6:35). Другими словами, верить в Иисуса и пить воду, которая течет в жизнь вечную, – это одно и то же.

Верить в Иисуса, когда Он предлагает Себя нам в качестве живой воды, означает не просто верить в то, что эта вода дает жизнь. Вода дает жизнь, когда мы пьем ее. Иисус дает жизнь, когда Ему доверяют. Доверять Иисусу как воде означает пить эту воду. Это означает «принимать» Иисуса и всю жизнедающую благодать Бога, которая приходит к нам в Нем. «Кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (Матф. 10:40; ср. Иоан. 13:20). Вера в Иисуса включает в себя питье Иисуса как живую воду, утоляющую жажду души. Это означает вкушать и быть довольным всем тем, кем Бог является для нас в Иисусе.

Иллюстрация с пожарным является недостаточной

Итак, та иллюстрация, которая была приведена выше о доверии пожарному, является недостаточной. Она верна лишь до определенной степени. Иисус действительно является Спасителем. Мы должны лежать спокойно, не двигаться и позволить Ему вынести нас в безопасное место из горящего гнева Божьего. Но вполне возможно доверять пожарному, которым вы не восхищаетесь. Он может быть блудником и пьяницей в свободное от работы время. Он не просит вас верить в него во всем том, кем он является, или принимать его, или вкушать его жизнь. Но Иисус просит об этом. Он намного больше, чем Спаситель. Поэтому вера в Него означает гораздо больше, чем доверие Его умению спасать.

Иисус пришел не только для того, чтобы спасти нас от осуждения, но также для того, чтобы мы могли насладиться вечной жизнью, что означает переживание всего того, кем Бог является для нас в Нем: «Сия же есть жизнь вечная, – говорит Он, – да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3). Он знает, в чем мы нуждаемся, гораздо лучше, чем мы сами. Мы нуждаемся в спасении от гнева Божьего, а также в таких взаимоотношениях с Богом, которые бы удовлетворяли нашу душу. Это то, что Иисус пришел дать нам. И это приходит к нам только одним путем – через веру в Него. Итак, Он выдвигает Свое требование миру: «Веруйте в Меня».



ЛЮБИТЕ МЕНЯ

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня.

Матфея 10:37

Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел.

Иоанна 8:42

Иисус повелевает эмоциям

Я вспоминаю, как в колледже читал книгу, в которой утверждалось: «Любовь не может быть чувством, потому что нам повелевается любить, а чувствам не прикажешь». Другими словами, любовь должна быть простым актом воли или действием человека без вовлечения эмоций и чувств. Но проблема этого аргумента состоит в том, что сама мысль является неверной: Иисус повелевает-таки чувствам. Он требует того, чтобы наши эмоции были такими, а не другими. (Наиболее тщательным изучением «эмоций» в Новом Завете на данный момент является книга Мэтью Эллиота «Верные чувства: эмоции в Новом Завете» (2005 г.). Он пишет: «Частью сути христианина является то, как он себя чувствует. Мы должны вспомнить, что об этом говорили Джонатан Эдвардс, Кальвин, Августин и другие, справедливо подчеркивая роль эмоций в жизни верующего. Приложив немного усилий, мы можем обрести ясное понимание эмоциональных характеристик членов Царства Божьего. Они любят Бога и друг друга, радуются тому, что Иисус сделал в прошлом, и что Он будет делать в будущем. Они имеют твердую надежду на то, что Бог в конечном счете восторжествует. У них возникает гнев при виде греха и неправедности, и они ревностны по Богу. Они сопереживают в страданиях и сокрушаются о грехе. Но такая эмоциональная жизнь редко рассматривается в наших теологиях, где эмоции не выделяются как признак истинной веры. Христиане не только живут по морали Царства, но они также чувствуют и переживают эмоции Царства. Это является частью картины, которая ясно показана в Новом Завете. Подобные чувства являются результатом здравой теологии и представляют собой необходимый компонент веры»).

Он требует, например, чтобы мы радовались в определенных обстоятельствах (Матф. 5:12), чтобы мы боялись Того, Кого стоит бояться (Луки 12:5), чтобы мы не стыдились Его (Луки 9:26), чтобы мы прощали от всего сердца (Матф. 18:35) и т.д. Если в какой-либо ситуации требуется иметь необходимое чувство, то Иисус может потребовать его наличия. Тот факт, что я могу быть слишком испорченным (несостоятельным) для того, чтобы испытывать те эмоции, которые я должен иметь, не меняет моей обязанности иметь их. Если Иисус повелевает иметь определенные эмоции, то я должен иметь их. Моя моральная неспособность произвести их не снимает с меня вины, – это всего лишь выявляет мою испорченность (несостоятельность). Это заставляет меня отчаянно возжаждать нового сердца – того, которое пришел дать Иисус.

Любовь к Иисусу есть ни что меньшее, чем глубокое чувство

Требование Иисуса о том, чтобы мы любили Его, может включать в себя больше, чем глубокие чувства восхищения Его качествами, наслаждение от общения с Ним и влечение к Его присутствию, но оно никогда не включает в себя меньше этого. По крайней мере, две вещи, о которых Он сказал, говорят об этом. Например, Он сказал, что наша любовь к Нему должна превосходить нашу любовь к матери, отцу, сыну и дочери: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Матф. 10:37). Та любовь, которая привязывает нас к этим взаимоотношениям, не является просто плодом силы воли. Она глубока в ощущениях и чувствах. Иисус говорит, что та любовь, которую мы должны испытывать к Нему, должна быть не меньшей, а большей.

Другое доказательство того, что Иисус требует от нас любви, которая больше, чем добрые дела, содержится в Иоанна 14:15. Иисус сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Иногда люди используют эти слова, чтобы сказать: «Любовь к Иисусу и есть соблюдение Его заповедей». Но это не то, о чем говорит этот стих. Здесь сказано, что соблюдение заповедей Иисуса исходит из нашей любви к Нему. Здесь не отделяются дела от любви, но между ними проводится четкая грань. Сначала мы любим Его. А затем благодаря этому – изобилуя любовью – мы делаем то, что Он говорит. Любовь не является синонимом соблюдения заповедей, – это корень его. Итак, та любовь, которую Иисус повелевает нам иметь, является чем-то очень глубоким и сильным – как семейные узы любви между самыми близкими людьми, но больше и выше, чем эти узы.

Любовь к Иисусу исходит из новой природы

Требование Иисуса, чтобы Его любили подобным образом, подразумевает то, что мы должны иметь новую природу, новое сердце. Как еще мы можем любить Того, Кого мы никогда не видели, более сильно, чем мы любим наших дорогих детей? Подобной любви нет в нашей падшей человеческой природе. Иисус ясно выразился об этом, когда обратился к тем людям, которые Его не любили: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня» (Иоан. 8:42). Другими словами: «Вы не любите Меня потому, что не являетесь членами семьи Божьей. У вас нет природы семьи – семейного духа, семейного сердца, предпочтений, стремлений, привязанностей. Бог не является вашим Отцом».

Иисус пришел как уникальный Божественный Сын (Матф. 11:27), чтобы падшие грешники, подобные нам, могли стать не-божественными сыновьями Бога с сердцами и путями, подобными Иисусу: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, (Иисус) дал власть быть чадами Божьими» (Иоан. 1:12). Вот почему Иисус мог говорить: «Любите врагов ваших … и будете сынами Всевышнего» (Луки 6:35). Через новое рождение и веру Иисус дает нам права и способности детей Божьих. В центре этих способностей находится любовь к Иисусу, Сыну Божьему.

Тот, кому мало прощено, мало любит

То, как Бог наделяет силой любить Иисуса больше, чем мы любим наших ближайших друзей и родственников, не является полной загадкой. Дар нового рождения и покаяния – новая природа дитя Божьего – приходит через то, что мы взираем на славу любви Иисуса к нам. Иисус учил этому несколько провокационно на званом ужине. Строгий фарисей, у которого было мало любви к Иисусу, пригласил Его на пир. Пока они возлежали у низкого восточного стола, вошла какая-то блудница и вылила помазание – смешанное с ее слезами – на босые ноги Иисуса, и отерла их своими волосами. Фарисей был возмущен тем, что Иисус позволил этому произойти.

Итак, Иисус задал вопрос фарисею: «Если заимодавец простил двух должников, один из которых должен был ему 500 долларов, а другой 50, то который из них более возлюбит его?» Он ответил: «Думаю, тот, которому более простил». Иисус согласился, а затем сказал: «Видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги». Затем Иисус сделал заключение: «Она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Луки 7:36-48).

Это история о том, как к человеку приходит великая любовь к Иисусу. Она приходит к нам тогда, когда нам даются глаза, чтобы видеть красоту Иисуса в том, что Он возлюбил нас первым. Не мы сначала возлюбили Его. Он сначала возлюбил нас (Иоан. 15:16). Наша любовь к Иисусу пробуждается тогда, когда наше сердце сокрушается из-за нашего греха (в отличие от осуждающего фарисея) и когда мы вкушаем сладость прощающей любви Иисуса, которая предшествует нашей любви и пробуждает нашу любовь к Нему.

Требование того, чтобы мы любили Его, является актом любви

Нет никакого сомнения в том, что такая любовь произведет плод послушания и другим заповедям Иисуса (Иоан. 14:15), и что она побудит нас исполнять то служение, которое Он поручил нам (Иоан. 21:15-22), и что она произведет желание того, чтобы Иисус был прославлен и благословлен (Иоан. 14:28; 5:23). Но основанием всех этих плодов является фундаментальная реальность любви к Иисусу от всего сердца – в сильных чувствах восхищения Его качествами, пребывающей радости от общения с Ним, непрекращающемся влечении к Его присутствию, теплых чувствах к Нему за Его родство с нами и огромной благодарности за Его любовь к нам до того, как мы полюбили Его.

Эти эмоции и эти плоды являются тем, что имел в виду Иисус, когда говорил, чтобы мы были «достойны» Его: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Матф. 10:37). То, что мы любим Иисуса с такими сильными чувствами и такими явными плодами, делает нас «достойными» Иисуса. Это не означает, что мы заслуживаем Иисуса, как в следующей фразе: «Трудящийся достоин награды за труды свои» (Луки 10:7). Это означает, что Иисус заслуживает подобной любви. То, что мы становимся достойными, означает, что Он произвел в нас такие чувствования и поведение, которые соответствуют Его достоинству. Они полностью соответствуют Его ценностям. (Сравните использование слова «достойный» в таких словах: «Сотворите же достойные (т.е. соответствующие) плоды покаяния», Луки 3:8).

Иисус требует того, чтобы Его любил мир, так как Он бесконечно достоин быть любимым. И так как наша любовь к Нему является радостным переживанием славы, присутствия и заботы, требование Иисуса любить Его – это еще один путь, по которому Его любовь начинает изобиловать в нас.


Джон Пайпер является пастором-проповедником в баптистской церкви «Вифлеем», которая находится в Миннеаполисе, США. Джон является автором более 20 книг, а его проповеди и учения можно услышать в ежедневной радио-программе «Желание по Бо гу». Вместе со своими людьми Джон посвятил себя распространению стремления к превосходству Бога во всем для радости всех народов через Иисуса Христа. Джон и Ноэль имеют четырех сыновей, дочь и всевозрастающее число внуков.

www.desiringGod.org

Вернуться к содержанию журнала № 26


На главную О нас: О «Рука об руку»
Партнёрство
Что для нас важно
Материалы: Журнал «Восстановление»
Библиотека
Статьи и учения
Медиа
Рекомендуем: Книги
Ссылки
Контакты: Обратная связь
E-mail


Hosted by uCoz