Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей «Восстановление» № 25

Вильям Дж. Кнауб

Библейское руководство и новозаветное священство



Структура и функционирование поместной церкви – это такая тема, о которой мало задумывается большинство христиан. Стандарт в этом вопросе задают скорее человеческие традиции, чем окончательный авторитет Писания. Александр Страуч, автор книги «Библейское руководство», пишет:

«Для многих людей вопрос о церковном управлении (также называемом церковным правлением, церковной структурой, церковной организацией, церковным порядком или служением) является таким же несущественным, как цвет церковных скамеек. На самом деле, многих людей цвет церковных скамеек интересует гораздо больше! Для них организационная структура церкви фактически не имеет значения. Но это отсутствие интереса среди обычных членов церкви к тому, как осуществляется руководство церковью, должно подвергнуться пересмотру. Церковное управление является чрезвычайно важным практическим и теологическим вопросом» («Библейское руководство», Льюис и Рот, 1995, стр.101).

Нормальной практикой для большинства поместных собраний сегодня является структура с «одним пастором», где все вращается вокруг «служения» этого одного человека. «Пастор» рассматривается как профессионал («духовенство»), у которого есть некое особое «призвание» от Бога, благодаря которому он имеет святой и уникальный статус по сравнению с другими («прихожанами») в поместном теле. Как результат, поместная церковь становится «церковью-зрителем». При данном порядке «прихожане» только сидят, слушают, поют и молятся, тогда как «пастор» или другие оплачиваемые штатные сотрудники делают все остальное в поместном теле. Это не только не библейский порядок, но он отрицает саму суть служения каждого члена, являющегося священством Нового Завета (Еф. 4:16). Конечно же, не каждая структура с «одним пастором» функционирует так, как описано выше. Тем не менее, если исследовать факты Нового Завета по этому вопросу, то можно обнаружить, что библейский взгляд на структуру поместной церкви сегодня в Теле Христовом многими игнорируется.

Хотя я восхищаюсь рвением, любовью и посвящением, которые проявляют многие из этих «пасторов» в своем служении телу Христову, я убежден, что поместная церковь с подобной структурой может помешать или подавить правильное функционирование новозаветного священства. Ниже я привожу исследование, в котором делается попытка продемонстрировать, что истинное библейское руководство – это не система с «одним пастором», но оно состоит из множества старейшин. Такая структура совместного руководства наилучшим образом проявляет и защищает жизненность новозаветного священства. Прежде всего, мы исследуем библейское обоснование множественности старейшин и то, как подобная модель руководства функционирует в поместной церкви. Далее мы рассмотрим, как совместное руководство (множество старейшин) устанавливает священство всех верующих. Начнем же мы с краткого обзора новозаветного священства.

Священство Нового Завета

Так как Новый Завет полностью заместил Ветхий Завет (Евр. 8:6-13), структура и функционирование поместной церкви должны происходить от Нового Завета. К сожалению, священническая структура Ветхого Завета (Закона Моисея) является образцом для организации поместной церкви, которая используется многими сегодня, в эру Нового Завета. При Ветхом Завете лишь несколько человек служило в качестве посредников между Богом и людьми. Каждый человек при таком порядке не имел равного доступа к Богу. Центральное служение было отдано священникам, тогда как другие люди в ветхозаветном обществе зависели от этой горстки людей, которые должны были приближаться к Богу от их имени (Чис. 3:5-10).

В противовес этому, Новый Завет предусматривает общину всех истинных верующих, причем все являются членами святого священства: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, принадлежащие Богу, дабы возвещать достоинтсва Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9, NIV). Каждый верующий имеет одинаковую ценность перед Богом и тот же доступ к Нему через союз с Христом (Евр. 10:19-22). Иисус является совершенным Первосвященником, Который приводит каждого верующего к Богу. Далее, все верующие являются служителями перед Богом и приносят духовные жертвы. Бог дал дары каждому христианину для созидания тела Христова (Рим. 12:3-8), и все члены должны функционировать в этом теле (1 Кор. 12:12-27).

Таким образом, ни один человек не может обладать в церкви особым статусом «служителя». Новозаветная структура поместной церкви не сосредоточена на одной части тела Христова (пасторе), но на взаимном служении всех верующих. Джон Зенс так говорит о том, как должно функционировать новозаветное священство:

«В Новом Завете нигде нет упоминания о превосходстве даров одного человека. Но в Новом Завете есть 58 упоминаний важности взаимной заботы и множества даров: «Любите друг друга … увещевайте друг друга … назидайте друг друга … утешайте друг друга … прощайте друг друга … давайте друг другу … молитесь друг за друга». Почему в наших церквах делается очевидный акцент на «пасторе», но очень мало – если вообще таковое есть – уделяется внимания культивированию взаимоотношений? Мы превознесли то, о чем нет никаких упоминаний, и пренебрегли тем, о чем упоминается множество раз. Мы привыкли сваливать свою ответственность на кого-то другого. Мы хотим, чтобы церковь служила нам, но мы очень мало думаем о том, как мы можем послужить нуждам других людей» (Джон Зенс «Пастор», 1981, стр. 5).

Множественность руководства

Согласно Новому Завету руководство поместной церкви состоит из старейшин и дьяконов. Роли старейшины и дьякона – это единственные две позиции в поместной церкви, обозначенные в Новом Завете, которые еще остаются в силе. Например, первое послание к Тимофею было написано Павлом с целью дать указания относительно церковной организации. Когда Павел поднимает вопрос о руководстве (1 Тим. 3), он упоминает два положения – старейшины и дьяконы. Старейшины (также называемые пасторами, пресвитерами или блюстителями) призваны руководить делами церкви, а дьяконы являются помощниками старейшин, и их основной функцией является служение телу Христову. Требования к старейшинам и дьяконам перечислены в 1 Тимофею 3 и Титу 1.

Некоторые люди утверждают, что Библия не дает нам конкретного образца управления церковью, который являлся бы обязательным для поместной церкви всех времен и народов. Тем не менее, Писание дает нам только одну модель церковного управления. Этой структурой является совместное руководство множества старейшин. В новом Завете нет примера поместной церкви, руководимой одним старейшиной или пресвитером. Некоторые утверждают, что Павел, Тимофей или Иаков были пасторами, но нет таких мест Писания, которые бы подтверждали это. Каждая поместная церковь должна функционировать с множеством старейшин.

Новый Завет дает ясное свидетельство о множественном руководстве: Деян. 14:23; 20:17,28; Иак. 5:14; Филип. 1:1; Титу 1:5. Вы можете заметить, что там говорится о старейшинах или пресвитерах (множественное число) и церкви (единственное число). Таким образом, как минимум два или более соответствующих человек были старейшинами в каждой поместной церкви.

Функции старейшин в Библии

Как и во многих вопросах, старательное определение терминов решает все. Многие будут утверждать, что они приветствуют множественность руководящей структуры, но на самом деле они практикуют модель «одного руководителя». Новый Завет использует слова «блюститель или епископ», «старейшина или пресвитер» и «пастор или пастырь», говоря об одном и том же служении. Эти слова взаимозаменяемы. Различные функции служения старейшины описываются терминами «пресвитер», «епископ» и «пастор».

Деяния 20:17-36 говорят о прощании Павла с ефесскими пресвитерами и показывают взаимозаменяемость терминов для роли старейшины. В Деяниях 20:17 Павел посылает за «пресвитерами» церкви. Затем в стихе 28 говорит о той же группе пресвитеров как о «блюстителях» и «пастырях». «Термин «старейшина или пресвитер» говорит о зрелости; «епископ или блюститель» о присмотре и управлении, и «пастырь или пастор» о таких функциях пастуха, как кормление и защита» (Джон Зенс. «Главные концепции руководства в Новом Завете», Обзор Баптистской Реформации, лето 1978, стр. 29).

В общем, старейшины руководят поместной церковью или направляют ее дела (1 Пет. 5:2-3). Старейшины по Библии снаряжают верующих на дело служения (Еф. 4:11-12). Пасторы, т.е. старейшины или пресвитеры, призваны взращивать и готовить верующих через обучение, увещевание, направление, защиту, заботу и служение телу Христову. Представление о старейшинах, главной функцией которых является подготовка проповеди и ее произнесение, тогда как игнорируются другие аспекты пастушеского служения, чужды Новому Завету. Старейшины должны любить людей и призваны активно участвовать в их жизни.

Как уже отмечалось выше, новозаветное священство – это тело верующих/священников, которым даны дары Духа, чтобы служить друг другу (1 Пет. 4:10-11). При этом старейшины не берут на себя всю работу служения. Скорее, библейские старейшины или пресвитеры выступают в качестве играющих тренеров, чтобы развить и направить верующих в активное служение. Старейшины несут ответственность за обеспечение функционирования этого понимания взаимного служения.

Равноправие и разнообразие среди старейшин

Все старейшины имеют равную власть и несут равную ответственность за руководство поместным собранием. Единственным «Главным Пастырем» в церкви является Иисус Христос (1 Пет. 5:4). Так как все старейшины (пресвитеры) – это пастора, а все пастора – старейшины или пресвитеры, модель совета старейшин с «пастором» в качестве командира не имеет новозаветного подтверждения. Понимание равноправия старейшин не обозначает того, что все старейшины выполняют одни и те же функции. Все старейшины равны потому, что они находятся на одном уровне.

Истинная проверка множественности руководства состоит в подчинении старейшин друг другу в процессе принятия решений. Это означает, что все старейшины поместной церкви имеют решающий голос в вопросах, относящихся к вере и практике данной поместной церкви. Конечно же, все старейшины подчиняются окончательному авторитету Божьего Слова. При этом старейшины должны работать сообща в качестве совета равных, чтобы приходить к такому решению, с которым согласен каждый из них. Можно видеть, почему так важно наличие старейшин, отвечающих библейским требованиям.

Хотя старейшины равны по положению, у них не одинаковые дары и духовное влияние. Старейшины должны стимулировать дары и способности каждого человека и делать это таким образом, чтобы тело получало максимальное назидание. Каждый старейшина ответственен за то, чтобы вести стадо и заботиться о нем, но есть различие в том, как каждый человек функционирует в теле. Некоторые люди утверждают, что 1 Тимофею 5:17 делит пресвитеров на «начальствующих» и «учительствующих». Но данный текст попросту указывает нам на разнообразие даров среди старейшин, так как все старейшины должны управлять церковью и учить в ней (1 Тим. 3:2,5). Те пресвитеры, которые хорошо управляют церковью и трудятся в Слове, считаются достойными «сугубой (двойной) чести». Эта «двойная честь» может включать в себя соответствующее финансовое обеспечение старейшин, так как «трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:18). Таким образом, некоторые пресвитеры могут получать «двойную честь» от тела, но даже самый одаренный учитель среди старейшин все равно остается равным по власти наряду с другими старейшинами.

Развитие новозаветного священства

Заложив библейское основание множественности старейшин в руководстве церкви, теперь мы исследуем то, как эта модель способствует правильному функционированию священства всех верующих. Один из главных путей, с помощью которого библейское руководство в виде множества старейшин поддерживает истинную природу поместной церкви, состоит в отказе от разграничения собрания на «духовенство» и «мирян». В Новом Завете нет ни малейшего указания на подобное размежевание. Хотя каждая поместная церковь должна быть руководима старейшинами (Евр. 13:17), Новый Завет не выделяет подобное руководство в отдельный священнический класс «рукоположенных» лидеров. Напротив, Новый Завет делает каждого верующего царственным священником перед Богом (Откр. 1:6).

Таким образом, библейское руководство не имеет никаких особых религиозных титулов, рангов, санов или высоких положений. Нигде в Новом Завете вы не найдете таких титулов или чинов, как «преподобный», «служитель», «старший пастор», «помощник пастора» и т.д. К сожалению, подобная «профессиональная» система духовенства процветает в современной христианской культуре. Когда же sola scriptura (лат.: только Писание) будет восприниматься всерьез?

В противовес этому, библейское руководство в виде множества старейшин производит такой образец служения, при котором каждая часть тела трудится на созидание друг друга в теле Христовом (Гал. 6:2; 1 Кор. 12:12-27). Пресвитеры, как и все остальные члены Тела Христова, имеют различные дары для служения. Поэтому в центре служения находится не «пастор», а все тело верующих. В то время как существует библейский мандат для таких лидеров в поместной церкви, которые отвечают библейским критериям, тело Христово должно рассматриваться как единое целое, в котором существует «одинаковая забота» обо всех членах тела (1 Кор. 12:24-25). Все верующие являются одним целым во Христе Иисусе (Еф. 2:13-20), и выделение клерикального, т.е. духовного, класса не может существовать в священстве Нового Завета.

Эта модель совместного руководства также помогает передать семейный характер поместной церкви, где верующие являются братьями и сестрами во Христе, что создает близкие взаимоотношения между ними. Александр Страуч так говорит об этом:

«Реальность этого сильного семейного сообщества пронизывает весь Новый Завет. Авторы Нового Завета чаще всего говорят о верующих как о братьях. Петр говорит о всемирном христианском сообществе как о «братстве» (1 Петра 2:17; 5:9). Такие слова, как братья, брат или сестра, встречаются около 250 раз по всему Новому Завету. Эти термины особенно часто встречаются в посланиях Павла» («Библейское руководство», Льюис и Рот, 1995, стр.110).

Множественность старейшин больше всего соответствует этому семейному характеру церкви. Старейшины – это лидеры в семье. Они не поставлены «командовать» другими, но должны выступать в качестве лидеров-слуг, трудящихся для блага всех членов семьи (1 Пет. 5:2-3). С этой точки зрения структура библейского руководства в виде множества старейшин предохраняет от самоутверждения и самопревозношения, так как старейшины рассматриваются как часть священства всех верующих и делают свой вклад в семью верующих через руководящие функции и дары.

И, наконец, структура совместного руководства высвобождает новозаветное священство через проявление Христа в качестве истинного и единственного Главы церкви. Писание ясно говорит о том, что Христос является Главой Церкви (Кол. 1:18). Система с «одним пастором» может привести к злоупотреблению властью, при котором собрание становится зависимым от пастора, а не от Христа. Множественное руководство может помочь перевести фокуc с даров и влияния лидеров на абсолютное главенство Иисуса Христа. При совместном руководстве гораздо труднее превозносить и чествовать дары одного человека, так как каждый старейшина имеет различные дарования и свой набор сильных и слабых сторон. При этом старейшины являются частью новозаветного священства, а не самим священством. Только Христос является Главнокомандующим.

Заключительные мысли

Если серьезно воспринимать доктрину о sola scriptura, структура и функционирование поместной церкви должны быть библейскими. Человеческие традиции должны быть отложены в сторону в пользу Божьего порядка для поместной церкви. Структура с множеством пресвитеров является не только библейской, но она также высвобождает новозаветное священство. Хотя многие благочестивые верующие склоняются к церковной структуре с «одним пастором» и имеют очень плодотворные служения, прагматизм никогда не сможет заменить библейскую истину. Изменения будут даваться нелегко, но они необходимы, если мы хотим воздать честь нашему Господу.

Изучение темы библейского руководства и новозаветного священства ни в коем случае не предназначено для того, чтобы принести разделения в Тело Христово. Наоборот, если мы придерживаемся системы с «одним пастором», то мы просто обязаны изучить Писание по этой теме, а затем приложить усилия к тому, чтобы найти других людей, отвечающих библейским требованиям, из вашего собрания, которые смогут служить вместе с вами в качестве ваших соработников-старейшин/пасторов. В результате этого вы будете лучше служить новозаветному священству, при котором каждый верующий является служителем перед Богом, и Слава Христа будет видна во всей Его Церкви (Еф. 1:22-23).

Многие мысли, выраженные в этой статье, не родились в моей голове. Я должен выразить благодарность другим авторам, чьи труды на эту тему помогли мне лучше понять библейскую структуру и функционирование церкви.


Вильям Дж. Кнауб является старейшиной в Реформированной общине.


Вернуться к содержанию журнала № 25


На главную О нас: О «Рука об руку»
Партнёрство
Что для нас важно
Материалы: Журнал «Восстановление»
Библиотека
Статьи и учения
Медиа
Рекомендуем: Книги
Ссылки
Контакты: Обратная связь
E-mail


Hosted by uCoz