Статьи и учения

Хартвиг Хенкель

Только Писание! Sola Scriptura!




Библейский принцип или творение реформаторов?

Разве это не узкоспециализированный вопрос, который больше касается знатоков богословия или теологии? Отнюдь нет! Поскольку мы ведем духовную борьбу, то должны не только знать, во что верим, но и почему в это верим. Это вопрос истины или лжи. Что из них победит в нашем разуме?! Дело в том, что силы тьмы пытаются атаковать наш разум, чтобы разрушить, повредить и отвратить его от нашей простоты во Христе (2 Кор. 11:3). Враг наступает на нас, сея сомнения относительно Слова Божьего, и без твердых убеждений мы для него окажемся уязвимы. Чтобы так же как Иисус противостать дьяволу и победить его словами «Ибо написано», мы должны иметь полную уверенность в силе и авторитетности Священного Писания. Наше отношение к Священному Писанию как ничто другое формирует и влияет на нашу веру.

Откуда взялась Библия? Может, ее дала нам Церковь? И Церковь теперь стоит выше Писания? Является ли принцип «Sola Scriptura» простым продуктом реформаторов, который мешает единству верующих и требует корректив? Или Слово Божье стоит выше всего, и Церковь должна подчиняться ему? Можем ли мы быть вполне уверены в надежности и достоверности Библии?

Прежде чем ответить на эти вопросы, я хочу объяснить, что означает термин «Sola Scriptura». Он подразумевает, что в вопросах христианской веры авторитетным является только Писание, а не последующие дополнения и добавления к нему. «Sola Scriptura» выступает основополагающим принципом Реформации, на котором утверждаются остальные четыре «Sola»: «Только по благодати», «Только по вере», «Только во Христе», «Только во славу Божью».

Иисус и Писание

Если мы действительно верим, что Иисус, Который показан нам в Новом Завете, является Сыном Божьим, нашим Спасителем и Господом, то Его взгляд на Писания должен иметь для нас первостепенное значение. Впрочем, мы призваны следовать за Ним и подражать Ему. Господь спрашивает: «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» (Амос 3:3).

Если мы посмотрим на жизнь и дела Иисуса в Евангелиях, то заметим чрезвычайно глубокое уважение к Писаниям Ветхого Завета. Много раз Господь прямо ссылался на Писания, а также косвенно обращался к словам Ветхого Завета.

А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. (Матфея 22:31-32)

Этим Иисус говорит, что место Писания из 2-й книги Моисея (Исход) является речью Божьей. Он часто цитировал Писания Ветхого Завета, свидетельствуя об их происхождении, подлинности и авторитетности. Иисус молился Отцу: «Слово Твое есть истина» (Иоан. 17:17).

Вот еще один пример, который наглядно демонстрирует единство Писания, истины и Бога: «Ибо сам Давид сказал Духом Святым» (Марка 12:36).

Зная происхождение и авторитет Писаний, Иисус сказал: «И не может нарушиться Писание» (Иоан. 10:35).

Иисус упрекал религиозных иудеев: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божьей» (Матф. 22:29).

После воскресения Христа Его ученики получили сверхъестественную помощь, чтобы различать и понимать в Писаниях написанное об Иисусе.

И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. (Луки 24:27)

И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день. (Луки 24:44-46)

Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и по-верили Писанию и слову, которое сказал Иисус. (Иоанна 2:22)

Верить Писаниям означает то же самое, что верить словам Иисуса, потому что то и другое одинаково истинно и авторитетно: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Матф. 24:35). Точно так же описывает Себя Бог и в Ветхом Завете:

Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь. (Малахия 3:6)

Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих. (Псалом 88:35)

Апостолы и Писание

Несомненно, апостолы, будучи верными подражателями Господу, смотрели на Писания как на Богом данное Его истинное Слово. Примером этому служит как их отношение к Писанию, так и их прямые утверждения о природе Писания.

Перед проконсулом Феликсом Павел открыто заявил: «Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках» (Деян. 24:14). Почему он не говорит о каком-либо другом источнике, который питал его веру? Потому что иных источников для него не существовало! Его единственным источником было Sola Scriptura! Если бы Павел считал Петра первым папой, то обязательно написал бы, что верит всему, что папа говорит о догмах. По-чему Павел питал такое глубокое доверие к Священным Писаниям? Потому что он знал, что Божьи слова истинны, а значит, надежны и авторитетны.

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. (2 Тимофею 3:16-17)

Поскольку Писание происходит от Самого Бога (буквально: Богодухновенно), то является истинным, авторитетным и единственным источником вероучения. Смысл его учения состоит в том, что мы можем быть уверены, что Бог и сегодня мыслит так, как и тогда, когда произнес Свои слова. Невозможно верить Богу, Который меняет Свое мнение в зависимости от духа времени. Тогда получается, что Бог не стоит над людьми, а подвластен им и их желаниям. Бог не может противоречить Сам Себе, поэтому Он не давал другим апостолам послания, которое противоречило тому, чему учили первые апостолы, и тому Евангелию, которое проповедовал Павел ранним церквям. Слава Богу! У Бога нет конфузии или несоответствия! Он ясен, понятен и последователен!

Евангелие, которое провозглашал Павел, происходило не от людей, а от Самого Бога.

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. (Галатам 1:11-12)

Это сверхрадикальное заявление Павла бросает вызов всем нам, предоставляя лишь две возможности: либо мы верим Павлу, что это правда, и повинуемся его Евангелию, либо игнорируем его и его притязание, а стало быть, авторитет Самого Бога. Других вариантов Бог нам не оставляет. Либо так, либо никак!

Павлу доставляло боль осознание того, что в христианской среде имеются люди, которые обольщают верующих, проповедуя им извращенное и лживое Евангелие (Гал. 1:7). Он трудился ради зрелости верующих, «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4:14).

Как отвечает Павел на важные вопросы о том, как верующим защититься от опасности обольщения, что может им помочь обрести духовное различение и ориентир? Он указывал на надежное мерило Слова Божьего, возвещать которое поручил ему Господь.

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. (Галатам 1:8)

Поскольку Евангелие, которое проповедовал Павел, не было плодом его или чей-либо фантазии, а проистекало от Самого Господа, то согласие или несогласие с этим Евангелием служит безошибочным критерием, по которому должно проверяться любое христианское послание во все времена.

Поскольку Павел знал Божественное происхождение Евангелия, то был этим связан. Он понимал, что не имеет права устно или письменно менять свое благовестие. Слово Божье стоит выше всех слов ангелов и людей! Каждый верующий, независимо от того, кем и кто бы он ни был, обязан равняться на Евангелие Павла. Во все времена! Это и есть Sola Scriptura!

Именно в этом вопросе Лютера озарил свет истины, который положил конец так называемым темным векам Средневековья. Познание истины покончило с многовековым духовным рабством и ложью Рима, распахнуло двери темницы и показало путь к свободе. Благодаря пониманию Галатам 1:8-12 Лютер пришел к заключению, что авторитет папы и церкви стоит ниже Слова Божьего, а не выше его. Это была мощная духовная революция.

«Скандал с отрицанием иерархии духовенства тотчас заметили противники Лютера. Сильвестр Пририас, представитель Папской курии, в ответ на Тезисы Лютера писал: „Каждый, кто не держится учения Римской церкви и Папы как непогрешимого догмата веры, который и наделяет Священное Писание силой и авторитетом, является еретиком”». (Цитата из книги Йоганнеса Флаума «Растраченное наследие», стр. 79)

Однако Лютер понял, что свою силу и власть Церковь обретает в Священном Писании, а не наоборот. Он четко осознавал, что это означало для него смертный приговор, когда на заседании Вормсского рейхстага 1521 года он произнес следующие слова:

«Если я не буду убежден свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума – ибо я не признаю авторитета ни пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу, – совесть моя Словом Божьим связана. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, ибо нехорошо и небезопасно поступать против совести. Бог да поможет мне. Аминь!»

Вернемся еще раз к библейским временам. Иудеи принимали Писания за Слово Божье, которое служило им мерилом истины. (Что примечательно, они не считали апокрифы Богодухновенным Словом). Поэтому мы читаем, что иудеи из синагоги в Верии проверяли учение Павла на предмет его соответствия Слову Божьему:

Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. (Деяния 17:11)

Ни хорошая или плохая репутация спикера, ни его потрясающая риторика, ни его стильный костюм, ни его гламурные «Ролексы», ни новизна или чуждость послания, ни чудеса и знамения, ни что-либо другое не было для верийских верующих надежным критерием. Единственное, что их интересовало, согласуется ли Павлово учение с Писанием. Это и есть Sola Scriptura!

Ранняя церковь следовала Иисусу и апостолам в их взглядах на Писания. Первые христиане знали, что апостолы проповедовали не свои идеи, а были призваны Господом нести Его послание. Павел писал верующим в Фессалониках:

Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих. (1 Фессалоникийцам 2:13)

Вот почему ранние христиане пребывали в учении апостолов (Деян. 2:44). Апостолы, в свою очередь, очень внимательно следили за тем, чтобы евангельская весть, которую они получили от Господа, распространялась без искажений.

Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному. (1 Тимофею 1:3) Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся. (Титу 3:10)

Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. (Евреям 13:9)

Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учите-лей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. (2 Тимофею 4:2-4)

Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. (2 Петра 2:1)

Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. (2 Иоанна 9-10)

Все эти места Писания демонстрируют нам отношение первых христиан к лживым учениям, к учениям, которые противоречат учению Христову. Их основополагающим принципом было Sola Scriptura!

Позиция Католической церкви по отношению к Писанию

Самым основным и фундаментальным различием между католической верой и верой, которой учили апостолы, является не различное понимание причастия или папства, а католическое понимание Писания. Католическая церковь описывает свой догмат веры в Катехизисе Католической Церкви (ККЦ), который является обязательным вероучением католической веры, следующим образом:

«II. Отношение между Преданием и Священным Писанием.

Общий источник...

80. «Священное Предание и Священное Писание тесно и взаимно между со-бой связаны. Ибо оба берут начало в одном и том же Божественном источнике, составляют каким-то образом единое целое и стремятся к единой цели». (DV 9)

... два различных способа передачи

81. Священное Писание есть Слово Божие, поскольку по вдохновению Духа Святого оно запечатлено в письменной форме».

«Что до Священного Предания, то оно несет Слово Божие, доверенное Господом Иисусом Христом и Духом Святым апостолам, и передает его во всей полноте их преемникам, чтобы, вдохновленные Духом Истины, в своей проповеди они хранили Его, излагали и распространяли с верностью».

82. Отсюда следует, что Церковь, которой доверено распространение и толкование Откровения, «черпает свою уверенность о всем, что было открыто, не только из одного Священного Писания. Поэтому и Писание, и Предание должны приниматься и почитаться с одинаковым чувством благоговения и уважения». (DV 9)».

Эту традицию Католическая церковь описывает так:

«83. Предание, о котором мы говорим здесь, идет от апостолов и передает то, что они получили от учения и примера Иисуса, и то, чему они научились через Духа Святого. Ведь первое поколение христиан не имело еще письменного Нового Завета, а сам Новый Завет свидетельствует о процессе живого Предания».

Как видим, наряду со Священным Писанием у Католической церкви имеется другой источник, который якобы берет свое начало в Боге и имеет тот же вес и значение, что и Писание. Речь идет о традиции, которая должна быть предметом верования:

«182. «Мы веруем во все, что содержится в Слове Божием, в Писании или в Предании, и во что Церковь предлагает верить как в богооткровенное». («Sollemnis professio fidei»: Символ веры Народа Божия: Торжественное исповедание веры (SPF) 20)

«Кто не признает все Предание Церкви, как в письменной, так и в устной форме, подлежит отлучению». (II Никейский собор, Верование Церкви, № 85)

В католическом документе «Dei Verbum» (Догматическая конституция Второго Ватиканского собора) можно прочитать: «Учительство не превосходит Слова Божия...» Звучит здорово, но затем эта мысль в том же самом тезисе сводится на нет, если читать его дальше: «…а служит ему, уча только тому, что было передано, так как в силу Божественного поручения и при содействии Святого Духа оно благочестиво внимает слову, свято хранит, верно излагает его и черпает в этом едином залоге веры все то, чему оно предлагает верить как богооткровенному».

Таким образом, католического верующего учат не Слову Божьему, а авторитету его церкви. В статье 891 ККЦ мы читаем:

«Когда Церковь своим верховным учительством предлагает веровать в нечто «как богооткровенное» и как учение Христа (DV 10), этим «определениям надо подчиняться в послушании веры» (LG 25). Эта безошибочность простирается так же широко, как и сокровище Божественного Откровения (Ср. LG 25)».

Проблема заключается в том, что католическая традиция во многом противоречит Писанию. Поэтому не удивительно, что на практике следовать двойным стандартам невозможно.

Во времена Иисуса отмечалась одна интересная параллель последующих католических традиций. Иудеи придерживались древних преданий в качестве дополнения и пояснения Писаний. А поскольку они ставили их выше Писаний, то последние для них теряли значение.

Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры, хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря, приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. (Матфея 15:3-9)

Подоплека этого места Писания состоит в том, что взрослые дети обязаны были поддерживать материально своих престарелых родителей. Если же кто-то из них брал на себя обязательство жертвовать на храм, то он по преданию освобождался от ответственности заботиться о своих родителях.

То же самое можно сказать сегодня о Католической церкви. Хотя она и признает Священное Писание, в то же время следует своей традиции. Она говорит, что почитает то и другое, потому что оба они происходят из одного источника. Но если мы знаем Писание и сравним его с традицией, то обнаружим неразрешимые противоречия. Нельзя одновременно исповедовать ложь и истину! Практика веры говорит о том, что Католическая церковь отвергает Слово Божье ради своей традиции. ОДНОВРЕМЕННОЕ признание Писания и традиции неизбежно приведет в замешательство и заблуждение. Либо Писание, либо традиция! Нельзя объединить необъединимое. Каждый должен сделать выбор!

Пример духовного замешательства мы находим в книге «Католический язык как иностранный», автором которой является Йоганнес Хартл, духовный руководитель Дома молитвы в Аугсбурге:

«Если спросить католических христиан, где написано в Библии о чествовании Марии, в ответ можно услышать: «Это не обязательно должно быть в Библии. Святой Дух открывает это нам постоянно». (Стр. 53)

Это типически католическое мышление, которое отрицает принцип «Sola Scriptura». В цитированном выше ответе главные вопросы остаются без ответа: «Кому открыл Святой Дух, что надо молиться Деве Марии как Царице Небес или Богородице? На каком основании и кем было признано, что это откровение якобы истинное и получено от Святого Духа? Как это согласуется с тем фактом, что «новое откровение» противоречит Писанию, которое является Богодухновенным?»

Признание традиции вторым источником небесного откровения и непризнание того, что Бог связал Себя Своим Словом и после Посланий первых апостолов не давал никаких новых откровений, создает почву для всевозможных и невероятных новых лжеучений. История Католической церкви с ее новыми догмами служит ярким свидетельством этой дилеммы.

И поэтому со стороны Католической церкви кажется логичным и последовательным противопоставлять себя «Sola Scriptura». Католический священник Андреас Тойрер пишет в своей статье «Только Писание – протестантский принцип Sola Scriptura»: «Отход от этого стереотипа, по моему убеждению, является важнейшим шагом к преодолению разделений как для отдельных христиан, так и для Церкви в целом».

Общепринятое возражение на Sola Scriptura

А все-таки Библия говорит о предании!

Действительно, в Новом Завете мы находим некоторые стихи, в которых упоминается предание. Однако Писание проводит важное различие между преданиями Павла и вообще преданиями человеческими:

Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. (2 Фессалоникийцам 2:15) Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас. (2 Фессалоникийцам 3:6)

Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. (1 Коринфянам 11:2)

Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу. (Колоссянам 2:8)

Предания апостолов отличались одним существенным признаком: они соответствовали Христу, а не веяниям этого мира.

Католическая церковь утверждает, что устное предание, которое якобы принадлежит апостолам, содержит Божьи мысли о вере, которых нет в Писании, но являются весьма важными и общеобязательными. Естественно, апостолы учили намного больше того, что записано в их Посланиях. Никто с этим не спорит. Однако совершенно невероятно, чтобы они проповедовали такие вещи, которые противоречили учению, записанному в их Посланиях. Павел и другие апостолы с полной ответственностью отдавали себе отчет перед Господом за свое служение. Они проповедовали другим послание, которое получили от Господа. Павел знал Бога, испытующего сердца. Он умолял своего духовного сына Тимофея перед Богом, Христом и ангелами совершать свое служение в высшей степени добросовестно (1 Тим. 5:21). Если мы представляем себе апостолов такими, которые на словах говорят одно, а пишут в своих Посланиях другое, то ничего не понимаем о святости и страхе Божьем.

Абсолютно невообразимо, чтобы апостолы учили о духовном рождении с помощью совершения обряда над младенцами. Но правда такова, что они учили в своих Посланиях истинному обращению через покаяние, отвержение идолов и веру в Бога. Это просто из области фантастики, чтобы апостолы на словах учили верующих о том, что Петр является их па-пой, который, включая его преемников, выступает наместником Христа на земле и наделен властью Христовой издавать догмы, которые противоречат записанному Божьему Слову и которым все верующие должны повиноваться под угрозой самых ужасных наказаний. Почему это из области фантастики? Потому что нечто подобное идет вразрез с написанным Словом Божьим. Потому что Иисус учил, что Его наместником является Дух Святой, Который наставит нас на всякую истину. То, как Новый Завет характеризует Петра и как Петр характеризует сам себя, не содержит ни малейшего намека на то, что апостол Петр был папой и стоял выше других апостолов. Если бы в основании Церкви Христовой лежало папство, то разве об этом не было бы четко сказано в Евангелиях и Посланиях апостолов?! Упоминания о папской власти не только отсутствуют совершенно, а даже наоборот – Новый Завет рисует нам совсем другую картину ранней церкви, в которой не было места папе и его помпезному клиру. Единственной служительской властью, о которой говорит Писание, обладали пресвитеры (старейшины) и апостолы.

Это нонсенс, чтобы апостолы призывали верующих к личным отношениям с Марией, матерью Иисуса, а также молиться ей после ее смерти, восхвалять ее как Царицу Небес или Богоматерь и искать у нее помощи и защиты. Почему это нонсенс? Потому что Библия запрещает контакт с умершими строжайшим образом. Более того, Бог категорически запретил поклоняться другим богам и служить им. Петр решительно возразил против того, что Корнилий поклонился ему и пал к его ногам. Почему нечто подобное позволительно после его смерти, и кому он дал согласие на то, чтобы возвести его к лику святых, которым будут молиться и воздавать почести? И если по католическим канонам Мария пребывает с верующими во всем мире, знает всех по имени, слышит их молитвы и приносит их к Иисусу, то должна быть богиней. Даже дьявол не является всеведущим и вездесущим!

Вот еще одна цитата из книги Йоганнеса Хартла:

«Все-таки Священное Писание было и остается всеобщим стандартом: „Церковь всегда смотрела и смотрит на Священное Писание наряду со Священным Преданием как на наивысшее правило своей веры... Итак, нужно, чтобы всякая церковная проповедь, как и сама христианская религия, питалась и руководствовалась Священным Писанием.” (Догматическая конституция о Божественном Откровении, № 21). Отсюда следует, что Sola Scriptura во многом католическое». (Стр. 63)

««Sola Scriptura» во многом католическое? С каких пор? Йоганнес Хартл собственной персоной цитирует документ Католической церкви, которая открыто признает, что наивысшим правилом ее веры остаются Священное Писание и традиция, и при этом заявляет, что «Sola Scriptura» во многом католическое? Удивлению нет предела! Либо Йоганнес Хартл не знает, что значит «Sola Scriptura» (что для католического доктора богословия просто недопустимо), либо это является его неуклюжей попыткой сочетать непримиримые противоречия. В пользу последнего служит примечание в начале его книги, в котором он пишет, что католический верующий может удивиться тому, как по-библейски все объясняет Католический катехизис.

Передергивание Писания и подмена библейских понятий в целях оправдания папства и культа Марии не могут служить законным библейским обоснованием. Каждый, кто изучает Писание беспристрастно и без оглядки на особый статус религиозного объединения, может заметить разного рода фальсификации, при помощи которых обосновываются небиблейские учения и практики.

В качестве следующего примера духовной сумятицы, которую вносит отвержение принципа «Sola Scriptura», я хотел бы привести цитату из статьи «Sola Scriptura – Только Писание?» на вебпортале «Кем был Лютер?»:

«Ключевым при оценке церковного учения или практики благочестия является не его обоснование Священным Писанием, а его соответствие учению апостолов или хотя бы созвучность с ним. Церковь должна быть не библейской, но апостольской!»

Совершенно очевидно, что под словом «апостольский» автор подразумевает так называемое апостольское предание Католической церкви, которое выходит далеко за рамки содержания Библии. Представленная выше мысль является классическим примером порочного круга. Апостольское учение считается правильным учением. Католическая церковь считает свое учение апостольским. Поэтому оно правильное, потому что апостольское. С таким же успехом можно утверждать, что я всегда говорю правду только потому, что если что-то говорю, то говорю правду. По поводу этого феномена Павел пишет следующее: «Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно» (2Кор. 10:12).

Мормоны утверждают, что «Книга Мормона» дана ангелом и является дополнением и продолжением Библии. На основании чего мы можем опровергнуть их правоту? Достаточно ли сказать, что Бог говорил нам, а не вам? Нет. Необходимо объективное убедительное обоснование. Священное Писание служит единственным основанием, которое позволяет оспорить подобные абсурдные притязания. Это касается не только мормонов или любой другой секты, но равным образом и Католической церкви.

Веский аргумент в пользу принципа «Sola Scriptura» мы находим во 2 Тимофею 3:16, где Павел свидетельствует о Божественном происхождении Писания и описывает его функцию:

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. (2 Тимофею 3:16-17)

Обучение, обличение, исправление, наставление в праведности – одним словом, все, что необходимо для практической жизни веры, находится в Писании. Таким образом верующий становится совершенным, полностью способным жить богоугодной жизнью по воле Божьей. Напрашивается вывод, если цели Бога для людей достигаются посредством Писания, зачем тогда вообще нужна традиция Католической церкви или какие-либо другие дополнения к учению апостолов, которое мы находим в Писании?

Вера, которой мы должны славить Бога и служить Ему, передана нам апостолами на все времена и в никаких дополнениях не нуждается. Поскольку разные «дополнения» подвергают ее опасности выхолащивания и имитации, то мы призваны бороться за веру и ее неповрежденность.

Возлюбленные, имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым! (Иуда 1:3)

Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что «Sola Scriptura» является не творением реформаторов, а повторным открытием давнего библейского принципа, который установил Бог в качестве стандарта истинной веры в Него. Верить в Бога значит верить Его Слову.

Знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. (Откровение 3:8)

Верить тому, о чем Бог никогда не говорил, значит бесчестить и срамить Его.

В заключение этой статьи позвольте мне процитировать некоторые взгляды реформаторов, которые дают нам ясное представление об их позиции по отношению к Писанию и традиции:

Генрих Буллингер «Второе Гельветское исповедание» (Confessio Helvetica Posterior 1566):

Глава I. Священное Писание – истинное Слово Божие

Мы веруем и исповедуем, что канонические Писания святых пророков и апостолов обоих Заветов являются истинным Словом Божьим, и они по своей природе обладают самодостаточной силой и авторитетом и не нуждаются в человеческом удостоверении. Ибо Бог Сам говорил к отцам, пророкам и апостолам, и говорит к нам через Священные Писания. И в Священном Писании вся Церковь Христова имеет совершенное описание того, что относится к верному назиданию в благочестивой вере и богоугодной жизни. Поэтому Бог окончательно воспрещает что-либо от него убавлять или к нему добавлять (Втор. 4:2). Потому мы убеждаемся в том, что из этих Писаний можно получать все потребное для истинной мудрости и благочестия, улучшения церкви и управления ею, наставления на благочестивые дела, доказательств в пользу учения и доказательств противоположного или опровержения заблуждений, и всякого увещевания, согласно апостольскому слову, что все Писание богодухновенно, полезно для научения, обличения и т.д. (2 Тим. 3:16).

Глава II. Толкование священных Писаний, отцы Церкви, церковные соборы и предания

Апостол Петр объяснил, что толкование Священного Писания не может быть предоставлено каждому желающему (2 Пет. 1:20). Поэтому мы не принимаем всевозможные толкования. По этой причине мы решительно не признаем истинным и непогрешимым толкование Писаний, которое представляет позицию Католической церкви и бесцеремонно навязывают защитники Римско-католической церкви. Впрочем, мы признаем верным и подлинным только то толкование Писаний, которое приобретается из них самих путем исследования языка оригинала, на котором они написаны, с учетом контекста, с дальнейшим сравнением похожих и непохожих, а особенно последующих конкретных местописаний. Это сообразуется с правилом веры и любовью, да и к тому же содействует славе Божьей и спасению людей.

... Точно так же мы отвергаем человеческие предания. Они могут быть украшены красиво звучащими надписями, как бы подчеркивая свое божественное или апостольское происхождение, что должно говорить о передаче их Церкви от епископа к епископу через устное предание апостолов и письменное предание апостольских служителей. Но если эти предания сравнить с Писанием, то на поверку они расходятся с ними, а такие противоречия свидетельствуют о том, что они никогда не принадлежали апостолам. Как апостолы в своем учении не могли противоречить друг другу, так и апостольские отцы не могли учить тому, что противоречит апостолам. Было бы воистину безбожно утверждать, что апостолы проповедовали слово, оспаривающее их письменные Послания.

Вестминстерское исповедание 1647 года (до сих пор являющееся официальным вероисповеданием Пресвитерианской церкви):

Глава 1.4 Священное Писание основывается на свидетельстве Божиим

Достоверность Священного Писания, в соответствии с которой ему следует верить и подчиняться, связана не со свидетельством какого бы то ни было чело-века или церкви, а только с Автором Писания – Богом, Который есть сама истина. Следовательно, Библию дóлжно признавать потому, что она представляет собой запечатленное на письме Слово Божие.

Глава 1.5 Свидетельство Духа и помощь Церкви

Свидетельство Церкви может тронуть нас и побудить к глубокому и благоговейному почитанию Священного Писания. Божественная высота его содержания, действенная сила учения, великолепие стиля, согласие всех составных частей, единство цели (которая состоит в прославлении Бога), полнота откровения о единственном пути спасения человека, множество других несравненных достоинств и само его совершенство – все это более чем убедительно свидетельствует о том, что Писание есть Слово Божие. И все же наша полная убежденность и уверенность в непогрешимости и Божественном авторитете Писания происходит от внутреннего действия Святого Духа, Который свидетельствует в наших сердцах посредством Слова и в согласии со Словом.

Глава 1.10 Все должно проверяться Писанием

Дух Святой, говорящий в Писании, есть единственный высший Судия, к Которому должно обращаться за разрешением всех спорных вопросов, касающихся веры, Которым проверяются все постановления соборов, мнения писателей, учения человеческие и личные откровения, и на Чей приговор мы должны всецело полагаться.


Список использованных источников

Вернер Гитт «Ибо так написано»

Артур У. Пинк «Богодухновенность Библии» (Arthur W. Pink «The Divine Inspiration of the Bible») на английском языке: http://www.ccel.org/ccel/pink/inspiration.html

Ганс-Вернер Деппе «Верит Римско-католическая церковь в Библию?» (Hans-Werner Deppe «Glaubt die römisch-katholische Kirche an die Bibel?») на немецком языке: http://www.dasjahrderbibel.de/Wichtiges/Kath-Bibel.htm

Уильям МакДональд «Является Библия истиной?» (William MacDonald «Ist die Bibel Wahrheit?») на немецком языке

Серия проповедей Джона Пайпера «Почему мы верим Библии?» (John Piper «Why do we believe the bible?») на английском языке

Андреас Тойрер «Только Писание – протестантский принцип Sola Scriptura» (Andreas Theurer «Allein die Schrift – Das protestantische Sola-Scriptura-Prinzip») на немецком языке (Статья опубли-кована в журнале «Церковь сегодня» № 8/9 август/сентябрь 2016 г.)

Генрих Буллингер «Священное Писание – истинное Слово Божие» (Heinrich Bullinger «Die Heilige Schrift, das wahre Wort Gottes») на немецком языке: https://www.evangelischer-glaube.de/stimmen-der-v%C3%A4ter/bullinger-heilige-schrift/

«Вестминстерское исповедание»

Статья «Sola Scriptura – Только Писание?» на вебпортале «Кем был Лютер?» (Wer war Luther? Sola Scriptura. Allein die Schrift?) на немецком языке: http://werwarluther.de/sola-scriptura/

Ответ на книгу Йоганнеса Хартла «Католический язык как иностранный» (Eine Antwort auf das Buch «Katholisch als Fremdsprache» von Johannes Hartl) на немецком языке: http://www.hand-inhand.org/Hartwig_Henkel_Eine_Antwort_auf_das_Buch_Katholisch_als_Fremdsprache.pdf



Вернуться к оглавлению


На главную О нас: О «Рука об руку»
Партнёрство
Что для нас важно
Материалы: Журнал «Восстановление»
Библиотека
Статьи и учения
Медиа
Рекомендуем: Книги
Ссылки
Контакты: Обратная связь
E-mail


Hosted by uCoz