Рука об Руку - международное христианское служение учения и помощи.

Библиотека

К концу

Польза от Слова Божьего

Артур Уолкингтон Пинк

5. ПИСАНИЕ И ДОБРЫЕ ДЕЛА


Истину Божью можно сравнить с узким путем, по обе стороны которого находятся опасные крутые обрывы: другими словами, этот путь лежит между двумя пропастями заблуждения. Точность этого описания видна в том, что мы бросаемся из одной крайности в другую. Только Дух Святой может дать нам силу и способность сохранять баланс, так как несоблюдение баланса неизбежно приводит к впадению в заблуждение, ведь заблуждение – это не столько отрицание истины, как ее извращение, противопоставление одной ее части другой.

История богословия подтверждает этот факт убедительно и наглядно. Одно поколение людей справедливо и настойчиво завоевывало тот аспект истины, который был наиболее необходим в те дни. Следующее поколение, вместо того, чтобы ходить в этой истине и двигаться вперед, начинало отвоевывать ее умом, показывая отличие своей группы, и обычно в пылу защиты того, что подвергалось резкой критике, отказывалось от сбалансированной истины, на которой часто настаивали оппоненты. В результате терялось чувство перспективы и делалось ударение на том, во что они верили, но что выходило за рамки библейских пропорций. Как следствие, в следующем поколении истинный слуга Божий призван почти что игнорировать то, что было ценным в их глазах, и делать ударение на том, от чего они отказались, и что полностью упустили из виду.

«Лучи света, исходят ли они от солнца, звезды или свечи, двигаются по абсолютной прямой траектории; наши же дела для Бога таковы, что рука даже самого лучшего мастера не может провести совершенно прямую линию; при всем своем мастерстве человек не смог изобрести инструмент, способный произвести это, на первый взгляд, такое простое действие» (T. Гутри, 1867). Так это, или нет, определенно одно: человек, предоставленный самому себе, всегда находил невозможным сохранять прямую линию истины между двумя, казалось бы, конфликтующими доктринами, такими как суверенитет Бога и ответственность человека; избрание по благодати и всеобщее провозглашение Евангелия; оправдывающая вера Павла и оправдывающие дела Иакова. Только слишком часто там, где настаивается на абсолютном суверенитете Бога, это делается за счет игнорирования подотчетности человека; и там, где держатся за безусловное избрание, упускается из виду свободная проповедь Евангелия неспасенным. С другой стороны, там, где превозносится ответственность человека и поддерживается евангелизационное служение, обычно умаляется суверенитет Божий и практически полностью игнорируется истина об избрании.

Многие из наших читателей были свидетелями примеров, иллюстрирующих ту истину, о которой было сказано выше, но, по всей видимости, лишь немногие осознают, что точно такая же трудность возникает при попытках показать четкую взаимосвязь между верой и добрыми делами. Если, с одной стороны, одни делают ошибку в том, что приписывают добрым делам такое значение, которого нет в Писании, то, с другой стороны, другие вообще не придают никакого значения добрым делам, что также противоречит Писанию. Если, с одной стороны, серьезным заблуждением является приписывание нашего оправдания перед Богом какой бы то ни было заслуге с нашей стороны, то, с другой стороны, настолько же виновны те, кто отрицает, что добрые дела необходимы для того, чтобы нам достичь небес, и говорят, что это не более, чем признаки и плоды нашего оправдания. Мы хорошо понимаем, что мы сейчас (скажем так) становимся на зыбкую почву и подвергаемся серьезному риску быть обвиненными в ереси; тем не менее, мы считаем целесообразным искать Божьей помощи в том, чтобы разобраться с этой трудностью, а затем предать все это в руки Самого Бога.

В некоторых кругах требования веры, хотя и не полностью отрицаются, но значительно умаляются из-за рвения превознести добрые дела. В других кругах, имеющих репутацию ортодоксальных или традиционных (и именно их мы сейчас в основном имеем в виду), лишь изредка ставят добрые дела на их должное место, и еще реже христиан призывают с апостольской настойчивостью творить их в своей жизни. Вне всяких сомнений, это происходит иногда из страха недооценить веру и ввести грешников в фатальное заблуждение, чтобы они уповали на свои собственные дела, а не всецело полагались на праведность Христа. Но все эти страхи не должны помешать проповеднику провозглашать «весь совет Божий». Если его темой является вера во Христа как Спасителя погибающих, то пусть он полностью излагает эту истину без каких-либо изменений, давая этой благодати то место, которое ей отводил апостол в своем ответе филиппийскому темничному стражу (Деян. 16:31). Но если его предметом являются добрые дела, то пусть он будет не менее верным в том, чтобы ничего не удерживать из того, что об этом говорит Писание; и пусть он не забывает Божьего повеления: «Подтверждай постоянно, чтобы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам» (Титу 3:8).

Только что процитированное место Писания является самым уместным для нынешних дней безответственности и небрежности, ничего не стоящих заявлений и пустого хвастовства. Это выражение – «добрые дела» – встречается в Новом Завете в единственном или множественном числе не менее тридцати раз; но из-за того, что многие проповедники, которые считаются здравыми в вере, слишком редко делают акцент на добрых делах, многие из их слушателей делают вывод, что эти слова встречаются не более одного-двух раз во всей Библии. Говоря с иудеями на другую тему, Господь сказал: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Марк. 10:9). Здесь же, в Ефесянах 2:8-10, Бог соединил два важнейших и наиболее благословенных понятия, которые никогда не следует разделять в нашем сердце и разуме, хотя они наиболее часто разделяются за современными кафедрами. Как много проповедей прозвучало по двум первым стихам, которые ясно провозглашают, что спасение происходит по благодати через веру, а не от дел, и в то же время как редко нам напоминают о том, что предложение, которое начинается с благодати и веры, имеет свое завершение в стихе 10, где нам сказано: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».

Мы начали эту серию, указав, что Слово Божье может изучаться по разным причинам, но 2 Тимофею 3:16-17 четко определяет, для чего это Писание действительно «полезно», а именно: для обучения (научения), для обличения, для исправления и наставления в праведности, и все это для того, чтобы «Божий человек был совершен и ко всякому доброму делу приготовлен». Рассмотрев учение Писания о Боге и Христе, его обличение в грехе, его исправление, его наставление относительно молитвы, давайте теперь рассмотрим то, как оно снаряжает нас ко «всякому доброму делу». Ниже приводятся другие важные критерии, с помощь которых честная душа под водительством Духа Святого сможет определить, действительно ли она получает пользу от чтения и изучения Слова.


1. Мы получаем пользу от Слова, когда мы с его помощью узнаем истинную роль добрых дел. «Многие люди, в своей ревности поддержать ортодоксальность (традиционность) как систему, говорят о спасении по благодати и вере таким образом, который принижает святость и жизнь, посвященную Богу. Но для этого нет никакого основания в Священном Писании. То же Евангелие, которое провозглашает спасение через свободное принятие по благодати Бога через веру в кровь Христа и в самых сильных выражениях утверждает, что грешники оправдываются праведностью Спасителя, которая вменяется им по вере в Него, без принятия во внимание каких-либо дел закона, также убеждает нас в том, что без святости ни один человек не увидит Бога; что верующие очищены кровью искупления; что их сердца очищены верой, которая движима любовью и побеждает мир; и что благодать, которая приносит спасение всем людям, учит тех, кто ее принимает, что они должны отречься от нечистых мирских похотей и жить трезво, праведно и благочестиво в нынешнем мире. Любой страх относительно того, что учение о благодати пострадает от самого энергичного внедрения добрых дел на библейской основе, открывает неадекватное и во многом ущербное знакомство с Божественной истиной, и любое спекулирование Писанием с целью заглушить его свидетельство в пользу плодов праведности, как абсолютно необходимых в христианине, является извращением и подменой Слова Божьего» (Александр Карсон).

Но какую силу, спрашивают некоторые, имеет это повеление или заповедь Божья на исполнение добрых дел, когда, несмотря на то, что мы не отдаем себя полностью послушанию, мы все равно будем оправданы через праведность Христа, и поэтому можем быть спасены и без добрых дел? Подобное бессмысленное возражение происходит от полного невежества относительно нынешнего состояния верующего и его отношения к Богу. Предполагать, что сердце возрожденного человека не подверглось огромному влиянию власти и заповедям Бога к послушанию, как будто они были даны только для их оправдания, значит игнорировать то, чем является истинная вера и те аргументы и мотивы, посредством которых оказывается основное действие и влияние на понимание христианина. Более того, это значит потерять из виду ту неразрывную связь, которую Бог провел между нашим оправданием и нашим освящением: предполагать, что одно может существовать без другого, – значит сводить на нет все Евангелие. Апостол Павел говорит на эту тему в Римлянах 6:1-3.


2. Мы получаем пользу от Слова, когда мы с его помощью узнаем об абсолютной необходимости добрых дел. Если написано, что «без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22) и «без веры Богу угодить невозможно» (Евр. 11:6), то Слово Истины также провозглашает: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14). Жизнь святых на небесах – это ни что иное, как завершение той жизни, которой они жили здесь, на земле, после возрождения. Разница между этими двумя жизнями состоит не в том, что на небесах у них другая жизнь, а в том, что это та же жизнь, но с новым качеством. «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Пр. 4:18). Если на земле не было хождения с Богом, то на небе не будет пребывания с Ним. Если не было реального общения с Ним во времени, то его не будет и в вечности. Смерть не производит коренного изменения в сердце. Действительно, после смерти те, кто оставался в грехах, навсегда останутся позади святых и не приобретут никакого нового естества. Если человек не возненавидел грех и не полюбил святость перед смертью, то он не сделает этого и после нее.

Никто на самом деле не хочет идти в ад, тем не менее, только не многие готовы оставить эту широкую дорогу, которая неизбежно ведет туда. Всем хотелось бы пойти на небо, но все ли, кто называют себя христианами, действительно желают и полны решимости идти по тому узкому пути, который может привести туда? Именно в этой точке мы можем определить точное место, которое занимают добрые дела в связи со спасением. Добрые дела не добавляют чего-либо к спасению, тем не менее, они неотделимы от него. Они не обеспечивают пропуск на небеса, и все же они находятся в числе тех средств, которые Бог предназначил для того, чтобы Его народ попал туда. Ни в коем случае добрые дела не приобретают нам вечную жизнь, но они являются одним из средств (таких как труд Духа Святого в нас и покаяние, вера и наше послушание), которые, несомненно, способствуют этому. Бог наметил путь, по которому мы должны идти, чтобы войти в наследство, приобретенное для нас Христом. Жизнь ежедневного послушания Богу – это единственное, что дает реальный доступ к наслаждению тем, за что заплатил цену Христос за Свой народ, – доступ сейчас по вере и полный доступ после смерти или по Его возвращении.


3. Мы получаем пользу от Слова, когда мы учимся через него тому, для чего предназначены добрые дела. Об этом ясно сказано в Матфея 5:16: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Стоит заметить, что это выражение упоминается впервые, и, как правило, первоначальное упоминание чего-либо в Писании дает описание его дальнейшей цели и назначения. Здесь мы узнаем, что ученики Христа должны подтверждать свое христианское исповедание немногословным свидетельством своей жизни (так как «свет» не производит никакого шума при своем «свечении»), чтобы люди могли видеть (а не слышать хвастовство) их добрые дела, и все это для того, чтобы их Отец Небесный был прославлен. Итак, здесь мы находим основополагающее предназначение всех добрых дел: чтобы почтить и прославить Бога.

Так как содержание Матфея 5:16 так часто извращается и неправильно понимается, мы добавим к этому следующую мысль. Слишком часто «добрые дела» путают местами со «светом» как таковым, но эти два понятия совершенно отличны, хотя и безраздельно связаны. «Свет» – это наше свидетельство о Христе, но чего оно будет стоить, если сама жизнь не будет тому примером? «Добрые дела» предназначены не для того, чтобы обращать внимание на нас, а на Того, Кто произвел их в нас. Они должны иметь такой характер и обладать таким качеством, чтобы даже нечестивые могли узнать, что эти дела исходят из какого-то более высокого источника, чем падшее человеческая природа. Сверхъестественный плод требует сверхъестественного корня, и когда это признается, через это прославляется Виноградарь. Настолько же важным является и последнее упоминание «добрых дел» в Писании: «Провождайте добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1 Пет. 2:12). Таким образом, первая и последняя ссылки делают ударение на высшие цели добрых дел: прославить Бога за те дела, которые Он производит в Своем народе в нынешнем веке.


4. Мы получаем пользу от Слова, когда мы узнаем через него истинную природу добрых дел. Это то, относительно чего невозрожденные люди не имеют никакого понятия. Они судят только по внешности, оценивая все лишь по человеческим меркам, поэтому они некомпетентны в том, чтобы определить, какие дела являются добрыми в Божьих глазах, а какие нет. Предположим, что то, что люди считают добрыми делами, Бог также одобрит, тогда они останутся во тьме своего ослепленного грехом понимания; к тому же никто не сможет убедить их в том, что они заблуждаются, пока Дух Святой не оживотворит их к новой жизни, переведя их из тьмы в чудный Божий свет. Тогда станет ясно, что только те дела являются добрыми, которые сделаны в послушании воле Божьей (Рим. 6:16), из любви к Нему (Евр. 10:24), во имя Христа (Кол. 3:17) и во славу Бога через Него (1 Кор. 10:31).

Истинная природа «добрых дел» была прекрасно проиллюстрирована Господом Иисусом. Все, что Он делал, было произведено в послушании Его Отцу. Он «не Себе угождал» (Рим. 15:3), но всегда творил волю Пославшего Его (Иоан. 6:38). Он мог сказать: «Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Иоан. 8:29). Не было пределов подчинению Христа воле Его Отца: Он «был послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8). Поэтому все, что Он делал, происходило из любви к Отцу и из любви к Своему ближнему. Любовь есть исполнение Закона; без любви все попытки угодить Закону будут ничем иным, как раболепным подчинением. Это не может быть угодным Богу, Который есть Любовь. Доказательство того, что все послушание Христа проистекало из любви, содержится в словах: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой» (Пс. 39:9). Кроме того, все, что делал Христос, Он творил это с целью прославить Отца: «Отче! Прославь имя Твое» (Иоан. 12:28).


5. Мы получаем пользу от Слова, когда мы узнаем из него, что есть истинный источник добрых дел. Невозрожденные люди способны производить дела, которые в естественном и общественном смысле, но не в духовном, являются добрыми. Они могут делать такие вещи, которые внешне выглядят добрыми, такими как чтение Библии, посещение служения Слова, милостыня бедным; и все же главная движущая сила этих действий сводится к отсутствию воистину благочестивого мотива, делая их запачканными одеждами в глазах трижды святого Бога. Люди, не рожденные свыше, не имеют силу производить дела духовным образом, потому написано: «Нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:12). Они даже не способны на это, так как «закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7). Даже пахота нечестивых – грех (Притчи 21:4, King James Version). Но и верующие не способны помыслить что-либо доброе или произвести от себя какое-либо доброе дело (2 Кор. 3:5): именно Бог производит в них «и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:13).

Когда эфиоплянин сможет изменить цвет своей кожи, а барс – свои пятна, тогда и они смогут делать доброе, привыкнув делать злое (Иер. 13:23). С таким же успехом можно собирать виноград с терний или смоквы с колючек, как и добрые плоды – с невозрожденных людей. В начале мы должны быть «сотворены во Христе Иисусе» (Еф. 2:10), получить Его Духа внутрь себя (Гал. 4:6) и Его благодать – в свое сердце (Еф. 4:7; 1 Кор. 15:10) перед тем, как обрести какую-либо способность к добрым делам. Даже тогда мы ничего не можем делать в отрыве от Христа (Иоан. 15:5). Часто у нас есть желание сделать что-то доброе, хотя мы не знаем, как это сделать (Рим. 7:18). Это приводит нас на колени, и мы умоляем Бога сделать нас «совершенными на всякое доброе дело» и произвести в нас «благоугодное Ему через Иисуса Христа» (Евр. 13:21). Только так мы освобождаемся от самодостаточности и приходим к осознанию именно того, что все наши источники – в Боге (Пс. 86:7); и только так мы обнаруживаем, что можем все в укрепляющем нас Христе (Фил. 4:13).


6. Мы получаем пользу от Слова, когда мы познаем из него огромную важность добрых дел. Постараемся изложить это как можно более кратко: «добрые дела» имеют огромную важность, потому что с их помощью прославляется Бог (Матф. 5:16), с их помощью закрываются рты тех, кто говорит против нас (1 Пет. 2:12), а также они являются доказательствами истинности нашего исповедания веры (Иак. 2:13-17). Бог ожидает от нас, чтобы мы «во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога» (Титу 2:10). Ничто другое не приносит больше славы Христу, чем те, кто носит Его имя и постоянно живет (Его силой) в Духе Христовом. Неслучайно тот же Дух, Который побудил апостола Павла предварить его утверждение относительно пришествия Христа в этот мир, чтобы спасти грешников, так: «Слово это верно», также побудил его написать: «Слово это верно … дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам» (Титу 3:8). Да будем мы действительно «ревностными к добрым делам»! (Титу 2:14)


7. Мы получаем пользу от Слова, когда оно показывает нам истинный масштаб добрых дел. Этот спектр настолько широк, что включает в себя все наши обязанности и все наши взаимоотношения, в которые Бог нас помещает. Интересно и поучительно заметить, что первым «добрым делом» (которое названо как таковое) в Святом Писании было помазание Спасителя Марией из Вифании (Матф. 26:10; Maрка 14:6). Не обращая внимания ни на порицания, ни на похвалу людей, с глазами, устремленными лишь на Того, Кто «лучше десяти тысяч других», она обильно излила на Него свое драгоценное миро. Еще одна женщина, Тавифа (Деян. 9:36), также описывается как «исполненная добрых дел». Итак, после поклонения идет служение, прославляющее Бога среди людей и приносящее пользу им.

«Чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом» (Кол. 1:10). «Воспитала (а не «тащила»!) детей, принимала (духовных) странников, умывала ноги святым (служила их временным нуждам и обеспечивала комфорт), помогала бедствующим» (1 Тим. 5:10) – эти слова описывают «добрые дела». Если наше чтение и изучение Писания не делает нас лучшими воинами Иисуса Христа, лучшими гражданами той страны, в которой временно проживаем, лучшими членами наших земных семей, не делает нас добрее, мягче, менее эгоистичными, «ко всякому доброму делу приготовленными», то это будет лишь мало полезным, а то и вообще бесполезным.


Вернуться к содержанию

На главную О «Рука об руку» | Журнал "Восстановление" | Библиотека
Статьи и учения | MP3 | Рекомендуем | Ссылки
Партнёрство | Молитва | IHOP-KC | Обратная связь | E-mail
К началу
 
Hosted by uCoz