Рука об Руку - международное христианское служение учения и помощи.

Библиотека

К концу

Польза от Слова Божьего

Артур Уолкингтон Пинк

4. ПИСАНИЕ И МОЛИТВА


«Не молящийся христианин» – это выражение содержит противоречие в себе самом. Как ребенок, родившийся бездыханным, является мертвым, так и человек, который считает себя верующим, но не молится, не имеет в себе духовной жизни. Молитва – это дыхание новой природы в святом, а Слово Божье – это его пища. Когда Господь уверял дамасского ученика в том, что Савл из Тарса воистину обратился, Он сказал ему: «Он теперь молится» (Деян. 9:11). Много раз этот самоправедный фарисей преклонял свои колени перед Богом и совершал свои «религиозные ритуалы», но это был первый раз, когда он действительно молился. Это важное разграничение необходимо подчеркивать сегодня, в дни бессильных внешних форм (2 Тим. 3:5). Те, кто удовлетворяются формальными обращениями к Богу, не знают Его; так как «Дух благодати и моления» (Зах. 12:10, King James Version) никогда не разделяется. У Бога нет немых детей в Его возрожденной семье: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь» (Лук. 18:7). Да, «вопи» к Нему, а не просто «произноси» свои молитвы.

Удивится ли читатель, если автор этих слов заявит, что, по его глубокому убеждению, народ, принадлежащий Господу, возможно, грешит больше в своих усилиях молиться, чем в связи с любым другим делом, в которое он вовлечен? Сколько лицемерия есть там, где должна быть реальность! Какие самоуверенные требования звучат там, где должны быть смирение и послушание! Какая формальность есть там, где должно быть сокрушение сердца! Как мало мы действительно ощущаем исповедуемые нами грехи, и как мало мы чувствуем глубокую нужду в тех милостях, какие мы ищем! И даже там, где Бог гарантирует меру избавления от этих ужасных грехов, как много холода в сердце, как много неверия, как много самовольства и угождения самому себе имеем мы, чтобы сокрушаться! Те, кто не осознают этих вещей, являются чуждыми Духу святости.

Далее, Слово Божье должно быть нашим путеводителем в молитве. Увы, как часто мы позволяли своим плотским стремлениям руководить нашими прошениями. Святое Писание было дано нам для того, чтобы «был совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:17). Прежде всего, от нас требуется, чтобы мы «молились Духом Святым» (Иуды 20), а затем мы должны следить за тем, чтобы наши молитвы соответствовали Писанию, и Сам Бог был их Автором. Ведь до той степени, до которой Слово Божье пребывает в нас «обильно» (Кол. 3:16) или едва-едва, тем больше или меньше наши просьбы будут находиться в гармонии с помышлениями Духа, ибо «от избытка сердца говорят уста» (Матф. 12:34). Пропорционально тому, как мы сохраняем Слово в наших сердцах, и оно очищает, формирует и регулирует нашего внутреннего человека, наши молитвы будут угодными в Божьих глазах. Тогда мы сможем сказать вместе с Давидом: «Но от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе» (1 Пар. 29:14).

Итак, чистота и сила нашей молитвенной жизни являются еще одним показателем, по которому мы можем определить величину той пользы, которую мы получаем от нашего чтения и исследования Писаний. Если наше изучение Библии, под благословением Духа, не обличает нас в грехе отсутствия молитвенной жизни, открывая нам то место, какое молитва должна занимать в нашей ежедневной жизни, и не побуждает нас проводить больше времени в тайном месте Всевышнего; если оно не учит нас, как молиться более угодно Богу, как принимать Его обетования и повергать их в молении перед Ним, как принимать Его заповеди и обращать их в молитвы, тогда наше время, проведенное в Слове, не только принесло нам мало душевного обогащения или не принесло вообще, но само познание, приобретенное нами из его буквы, лишь добавит к нашему осуждению в последний День. «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак. 1:22), – эти слова относятся к библейским увещаниям о молитве так же, как и к любым другим увещаниям Библии. А сейчас давайте выделим семь критериев.


1. Мы получаем пользу от Писания, когда оно приводит нас к осознанию чрезвычайной важности молитвы. Воистину страшно, что многие сегодняшние читатели Библии (и даже библейские студенты) не имеют глубокого убеждения в том, что регулярная молитвенная жизнь совершенно необходима для ежедневного хождения и общения с Богом, а также для избавления от силы живущего в нас греха, соблазнов мира и атак сатаны. Если бы такое обличение воистину охватило их сердце, то не стали ли бы они проводить гораздо больше времени на своих лицах пред Богом? Ужасно звучат слова: «Множество обязанностей, которые необходимо выполнить, вытесняют молитву, хотя и против моего желания». Но факт остается фактом, что каждый из нас тратит время на то, что считает важным и необходимым. Кто еще жил более занятой жизнью, чем наш Спаситель? И все же, кто находил больше времени для молитвы? Если мы действительно будем жаждать того, чтобы быть молитвенниками и ходатаями перед Богом и использовать все время, которым мы располагаем сейчас, то Он так распорядится нашими обстоятельствами, что у нас появится больше времени.

Отсутствие глубокого убеждения в чрезвычайной важности молитвы явно прослеживается в коллективной жизни тех, кто называет себя христианами. Бог ясно сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Матф. 21:13). Заметьте: не «домом проповеди и пения», а молитвы. Даже в подавляющем большинстве так называемых общеизвестных церквей служение молитвы свелось к незначительному количеству. Все еще проводятся евангелизационные кампании, конференции по библейскому учению, но как редко можно услышать о двух неделях, отведенных для особой молитвы! И что хорошего в этих «библейских конференциях», если не крепнет молитвенная жизнь церквей? Но когда Дух Божий в силе проговаривает к нашим сердцам такие слова, как эти: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Марка 14:38), «всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Фил. 4:6), «будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2), тогда мы получаем пользу от Писания.


2. Мы получаем пользу от Писания, когда оно дает нам прочувствовать, что мы не знаем, как молиться. «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно» (Рим. 8:26). Как мало христиан действительно верит в это! Очень распространена мысль о том, что люди хорошо знают, о чем им следует молиться, но только они беспечны и грешны, поэтому не молятся о том, что полностью осознают как свою обязанность. Но подобное мнение находится в прямом противоречии с этим вдохновленным заявлением в Римлянах 8:26. Следует отметить, что это смиряющее плоть утверждение сделано не о людях вообще, но о святых Божьих в частности, к которым апостол приписывал и самого себя: «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно». Если это описывает состояние возрожденных людей, то в каком положении находятся невозрожденные! И все же одно дело читать и умственно анализировать то, о чем говорит этот стих, но совсем другое – пережить это на собственном опыте, чтобы сердце могло прочувствовать, что то, что Бог требует от нас, Он Сам должен произвести в нас и через нас.

Я говорю молитву,
Но правда ли молюсь?
И правда ли мои слова
Есть то, к чему стремлюсь?
Ведь точно так же я могу
Молиться идолу немому,
Как предлагать одни слова
В молитве Господу живому.

Много лет прошло с тех пор, как автор данной книги учил эти строки со своей матерью – ныне находящейся с Господом, – но эти слова и поныне с силой звучат в нем. Христианин может не более молиться без прямого наделения силой от Духа Святого, чем может сотворить мир. Это должно быть именно так, потому что настоящая молитва – это ощутимая потребность, пробужденная внутри нас Духом, когда мы ищем Бога во имя Христа для исполнения того, что находится в соответствии с Его святой волей. «Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Иоан. 5:14). Но просить чего-то, что не соответствует Божьей воле, – это не молитва, а самовольность. Воистину явленная Божья воля стала известной нам через Его Слово, но не так, как поваренная книга содержит рецепты для приготовления различных блюд. Писание часто перечисляет принципы, которые призваны побудить сердце упражняться в поиске Божественной помощи, чтобы показать нам их применение в различных случаях и обстоятельствах. Итак, мы получаем пользу от Писания, когда учимся из него тому, что нашей глубочайшей нуждой является следующее: «Господи, научи нас молиться» (Луки 11:1), и это побуждает умолять Его послать нам Духа молитвы.


3. Мы получаем пользу от Писания, когда оно помогает нам осознать нашу нужду в помощи Духа. Во-первых, что Он может сделать для нас известными наши реальные потребности. Возьмем, к примеру, наши временные нужды. Как часто мы оказываемся в некоторых внешних затруднениях; что-то извне начинает давить на нас, и мы мечтаем о том, чтобы поскорее избавиться от этих испытаний и трудностей. Разумеется, здесь мы «знаем» сами, о чем молиться. Но все как раз совсем не так! Истина состоит в том, что, несмотря на наше естественное желание избавиться от всего этого, мы не имеем ни малейшего понятия, так как имеем слишком скудное понимание ситуации, что (даже при том, что наше сознание натренировано) мы не знаем, какое подчинение может потребовать Бог, чтобы угодить Ему, или как Он может освятить эти скорби к нашему внутреннему благу. Поэтому Бог называет «нытьем» мольбы большинства из тех, кто ищет освобождения от внешних испытаний, а не взыванием к Нему всем сердцем (см. Осия 7:14). «Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни?» (Еккл. 6:12). Ах, как необходима небесная мудрость, чтобы научить нас использовать наши временные «нужды», чтобы делать их предметом молитвы в соответствии с мыслями Бога!

Возможно, необходимо добавить еще несколько слов к тому, о чем только что было сказано. За временные нужды можно молиться по Писанию (Матф. 6:11 и др.), но с тремя ограничениями. Во-первых, мы должны молиться об этом между делом, не придавая им первостепенной важности, так как это не то, о чем христиане должны заботиться прежде всего (Матф. 6:33). Только небесное и вечное (Кол. 3:1) – это то, чего нужно искать прежде всего, так как эти вещи обладают гораздо большей важностью и ценностью, чем временные. Во-вторых, эти молитвы должны быть второстепенными и служить в качестве средства достижения более высоких целей. Поиск материальных благословений от Бога не должен происходить с целью нашего удовлетворения, но он должен служить тому, чтобы угодить Ему лучше. В-третьих, мы должны молиться смиренно, а не диктовать свои условия, так как в этом случае это будет грехом самоволия. Более того, мы не знаем, действительно ли какая-либо временная милость послужит к нашему наивысшему благу (Пс. 105:18), поэтому мы должны оставлять это на усмотрение Бога.

У нас есть внутренние нужды, как и внешние. Некоторые из них можно распознать в свете нашей совести и сознания, как, например, чувство вины и осквернение грехом, грехом против света, характера и ясной буквы закона. Тем не менее, то познание, которое мы имеем в себе с помощью сознания и совести, настолько размыто и неясно в отрыве от Духа Святого, что мы оказываемся не в состоянии открыть истинный источник очищения. Те вещи, о которых верующие должны говорить прежде всего Богу в своих молитвах, являются внутренним настроем и духовным состоянием их души. Так, Давид не был удовлетворен исповеданием всех известных ему беззаконий и совершенных им грехов (Пс. 50:2-6), его не тешило и то, что никто не может усмотреть свои погрешности, поэтому он желал быть очищенным и от своих «тайных» грехов (Пс. 18:13); кроме этого он также умолял Бога произвести внутреннее исследование его сердца, чтобы выявить то, чего ему не доставало (Пс. 138:23-24), зная, что Бог прежде всего требует «истины в сердце» (Пс. 50:8). Итак, в виду 1 Коринфянам 2:10-12, мы непременно должны искать помощи Духа, чтобы мы могли молиться, угождая Богу.


4. Мы получаем пользу от Писания, когда Дух учит нас правильному соблюдению молитвы. Бог предназначил молитву для достижения, как минимум, трех целей. Во-первых, чтобы великий Триединый Бог был почтен, так как молитва является актом поклонения, отданием чести. Она обращена к Отцу-Даятелю, во имя Сына (так как только через Него мы можем приходить к Отцу), через побуждение и направление от Духа Святого. Во-вторых, чтобы смирить наши сердца, так как молитва предназначена для того, чтобы ставить нас в зависимое положение, развивать внутри нас чувство нашей собственной беспомощности, через осознание того, что без Господа мы не можем делать ничего, и что мы являемся просителями Его милости во всем, кем мы являемся и что имеем. Но как слабо мы это осознаем (если осознаем вообще), пока Дух Святой не возьмет нас в Свои руки, уберет от нас гордость и предоставит Богу только Ему принадлежащее место в наших сердцах и мыслях! В-третьих, чтобы мы могли получить для себя те добрые вещи, о которых мы просим.

Одной из главных причин, почему так много наших молитв остается без ответа, является то, что мы стремимся к неправильной и недостойной цели. Наш Спаситель говорил: «Просите, и дано будет вам». (Матф. 7:7); но Иаков утверждает о некоторых: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3). Молиться о чем бы то ни было и стремиться к тому, чего Бог не предусматривал, и означает молиться «не на добро». Какую бы уверенность мы ни имели в собственной мудрости и честности, если мы предоставлены самим себе, то наши цели никогда не совпадут с волей Божьей. Если Дух Святой не усмиряет плоть внутри нас, наши естественные, беспорядочные желания примешиваются к нашим молитвам, и поэтому мы не получаем ответа. «Иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31). И все же никто другой, кроме Духа Святого, не может дать нам силу подчинить все наши желания во славу Божью.


5. Мы получаем пользу от Писания, когда оно научает нас тому, как вымаливать Божьи обетования. Мы должны молиться с верой (Рим. 10:14), иначе Бог не услышит нас. Вера же является выражением нашего уважения к Божьим обетования (Евр. 4:1; Рим. 4:21); поэтому, если мы не понимаем того, что Бог обязался нам дать, мы вообще не можем молиться. Обетования Божьи содержат в себе предмет молитвы и определяют его объем. Мы должны молиться ни о чем ином, а только о том, что пообещал Бог. «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему» (Втор. 29:29), но провозглашение Его воли и откровение Его благодати принадлежат нам и являются правилом для нас. Все, в чем мы можем нуждаться, Бог обещал нам восполнить, но таким образом и в такой мере, что это будет хорошо и полезно для нас. Нет ничего, что Бог обещал бы нам, а мы бы все еще в этом нуждались, разве что в данной ситуации у Бога есть другие цели, или кто-то еще из невидимого тела Христова задействован в ней. Таким образом, чем больше мы знакомы с Божьими обетованиями и чем больше мы способны понять благость, милость и благодать, приготовленные и предложенные в них, тем более мы снаряжены для угодной Богу молитвы.

Некоторые из Божьих обетований более общие, а другие – более конкретные; некоторые имеют условия, а другие – безусловны; некоторые предназначены для исполнения в этой жизни, а другие – в веке грядущем. Сами по себе мы не способны определить, какое из обетований является более подходящим в нашем случае, в сложившейся ситуации и в данной нужде, мы также не способны принять его верой и правильно вымолить его перед Богом. Поэтому нам ясно сказано: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:11-12). Некоторые могут сказать: «Если так много требуется для угодной Богу молитвы, если мы не можем правильно молиться перед Богом и избежать всех тех проблем, которые вы описали, то лишь немногие смогут продолжать исполнять эту обязанность». Мы ответим таким людям, что они даже не знают, что значит молиться, и, скорее всего, не хотят этому учиться.


6. Мы получаем пользу от Писания, когда оно приводит нас в полное подчинение Богу. Как упоминалось выше, одна из причин того, для чего Бог предназначил молитву в качестве повеления, заключается в том, чтобы смирить нас. Внешне это проявляется в том, что мы склоняем свои колени перед Господом. Молитва – это признание нашей беспомощности и обращения к Тому, от Кого приходит вся наша помощь; это признание Его достаточности, восполняющей нашу любую нужду; это открытие своих желаний перед Богом (Фил. 4:6). Но желания и просьбы очень отличаются от требований. «Престол милости существует не для того, чтобы мы могли приходить и высказывать там свои страсти перед Богом» (В. Гурналл). Мы должны предоставить свое дело Богу, а затем отдать это дело на суд Его высшей мудрости, чтобы Он распорядился, как с этим поступить. Не должно быть никакого диктата, а также мы не можем «требовать» что-либо от Бога, ибо мы просители, зависящие только от Его милости. Во всех наших молитвах мы должны добавлять: «Но не моя воля, а Твоя да будет».

Но разве не может вера вымаливать Божьи обетования и ожидать ответ? Безусловно, только это должен быть Божий ответ. Павел умолял Господа трижды, чтобы Тот убрал жало из его плоти; но вместо этого Господь дал ему благодать, чтобы перенести это (2 Кор. 12). Многие из Божьих обетований носят, скорее, общий, чем личный характер. Он обещал Своей церкви пасторов, учителей и евангелистов, хотя многие поместные общины святых долгое время обходятся без них. Некоторые Божьи обетования являются неопределенными и общими, а не абсолютными и всеобщими; как, например, Ефесянам 6:2-3. Бог не обязал Себя дать нам в точности так и в точности то, о чем мы просим, даже если мы будем просить с верой. Более того, Он оставляет за Собой право определять подходящее время и час для явления нам Своей милости. «Взыщите Господа, все смиренные земли … может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (Соф. 2:3). Только потому, что это «может быть» Божьей волей – даровать мне определенную временную милость, моей обязанностью является обращаться к Нему и молить об этом, полностью подчиняясь Его доброму желанию явить мне ее.


7. Мы получаем пользу от Писания, когда молитва становится реальной и глубокой радостью. Просто «произносить наши молитвы» каждое утро и каждый вечер – довольно скучное занятие: обязанность, которая приносит вздох облегчения, когда выполнена. Но действительно прийти в осознанное присутствие Божье, узреть славный свет Его лица, общаться с Ним у престола милости, – все это является предвкушением вечного блаженства, ожидающего нас на небесах. Тот, кто благословлен подобным переживанием, говорит вместе с псалмопевцем: «А мне благо приближаться к Богу!» (Пс. 72:28). Да, это благо для сердца, так как оно успокаивается; благо для веры, так как она укрепляется; благо для души, так как она получает благословение. Именно это отсутствие подобного общения с Богом является основной причиной наших неотвеченных молитв: «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Пс. 36:4).

Что это, что при благословении Духа Святого производит и поддерживает эту радость в молитве? Прежде всего, это наслаждение сердца Богом как объектом молитвы, и в особенности, признания и осознания того, что Бог – наш Отец. Так, когда ученики просили Господа Иисуса научить их молиться, Он сказал: «Молитесь же так: Отче наш, Сущий на небесах». И еще: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва [«Папа» по-еврейски], Отче!» (Гал. 4:6), что включает в себя сыновнее, или дочернее, святое восхищение Богом, какое имеют дети по отношении к своим родителям, обращаясь к ним с полным выражением своей любви. Опять же, в Ефесянам 2:18 нам сказано для укрепления веры и утешения наших сердец: «Потому что через Него (Христа) и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе». Какой мир, какую уверенность, какую свободу это дает душе: знать, что мы приходим к своему Отцу!

Далее, радость в молитве продлевается тем, что наше сердце понимает, а душа видит Бога на престоле милости, – и это видение или перспектива не плотское воображение, но духовное просвещение, так как именно верой мы «видим Невидимого» (Евр. 11:27); вера – это «уверенность в невидимом» (Евр. 11:1), которая выявляет и делает видимым свой Объект для тех, кто верует. Такой образ Бога на таком «престоле» не может не будоражить душу. Поэтому нам сказано: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16).

И, наконец, то, что следует из только что приведенного места Писания, – это свобода и радость в молитве, которые стимулируются осознанием того, что Бог через Иисуса Христа желает и готов дать милость и благодать молящим грешникам. В Нем нет никакого нежелания, которое бы нам необходимо было преодолевать. Он более готов давать, чем мы принимать. Но в Исаии 30:18 Он представлен следующим образом: «И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас». Да, Он ожидает того, чтобы Его взыскали; ожидает такой веры, которая бы положилась на Его готовность благословлять. Его ухо всегда открыто к воплям праведников. Поэтому «да приступаем с искренним сердцем, с полною верою» (Евр. 10:22); «всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом», и мы найдем такой мир, который превзойдет всякое разумение и сохранит наши сердца и умы во Христе Иисусе (Фил. 4:6-7).


Вернуться к содержанию

На главную О «Рука об руку» | Журнал "Восстановление" | Библиотека
Статьи и учения | MP3 | Рекомендуем | Ссылки
Партнёрство | Молитва | IHOP-KC | Обратная связь | E-mail
К началу
 
Hosted by uCoz