Рука об Руку - международное христианское служение учения и помощи.

Библиотека

К концу

Польза от Слова Божьего

Артур Уолкингтон Пинк

1. ПИСАНИЕ И ГРЕХ


Есть все основания полагать, что многое из того, что называется чтением и изучением Библии, за последние несколько лет не дало никакой духовной пользы тем, кто занимался этим. Да, мы пойдем еще дальше: есть очень большие опасения, что во многих случаях это было скорее проклятием, чем благословением. Мы отдаем себе отчет в том, что это жесткие слова, но не жестче, чем того требует ситуация. Происходит злоупотребление Божественными дарами и осквернение Божественных милостей. То, что это так, явствует из тех плодов, которые производит нынешняя практика. Даже естественный человек может (и часто это происходит) увлечься изучением Писания с тем же энтузиазмом и удовольствием, как и любой другой наукой. Где наблюдается подобное, багаж знаний человека увеличивается, а вместе с ним и гордость. Подобно химику, проводящему интересные эксперименты, интеллектуальный исследователь Слова приходит в восторг каждый раз, когда делает в нем какое-то открытие; но радость последнего не более духовна, чем первого. Опять же, точно так же, как успехи химика усиливают его чувство собственной значимости и дают ему основание пренебрежительно смотреть сверху вниз на других, более невежественных, чем он сам, так и, увы, часто происходит с теми, кто исследовал библейскую нумерологию, типологию, пророчество и другие подобные предметы.

Слово Божье может стать объектом изучения по разным причинам. Некоторые люди читают Библию, чтобы удовлетворить свою литературную гордость. В определенных кругах считается культурным и популярным иметь общее представление о содержании Библии просто потому, что незнание этого расценивается как недостаток образованности. Другие читают Библию для того, чтобы удовлетворить свое любопытство, как бы они читали любую другую популярную книгу. Третьи читают ее для того, чтобы удовлетворить свою сектантскую гордость. Они считают своей обязанностью быть хорошо подкованными в доктринальных вопросах своего течения, поэтому тщательно выбирают из Писания только те отрывки, которые подтверждают и доказывают «их учение». А кто-то читает Библию для того, чтобы быть способным успешно спорить с теми, кто отличается от них. Но во всем этом нет ни помысла о Боге, ни стремления к духовному назиданию, а поэтому и никакой реальной пользы для души.

В чем же тогда заключается подлинная польза от Слова Божьего? Разве 2 Тимофею 3:16-17 не дает нам ясного ответа на наш вопрос? Там мы читаем: «Все Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Обратите внимание на то, чего здесь нет: Священное Писание дано нам не для интеллектуального удовлетворения и плотского умозаключения, а для приготовления нас «ко всякому доброму делу» через обучение, обличение, исправление. Давайте попробуем расширить это с помощью других мест Писания.


1. Человек получает духовную пользу тогда, когда Слово обличает его в грехе. В этом состоит первостепенное предназначение Слова: открывать нашу порочность, выявлять нашу развращенность, показывать всю нашу злую натуру. Моральная жизнь человека может казаться безупречной, а его отношения с окружающими людьми – идеальными; но когда Дух Святой обращает Слово к его сердцу и совести, открывая его ослепленные грехом глаза, чтобы он мог увидеть его положение и отношение к Богу, тогда этот человек восклицает: «Горе мне! Погиб я!» Именно так каждая воистину спасенная душа приводится к осознанию своей нужды во Христе. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Луки 5:31). И все же, пока Дух Святой не употребит Слово в Божественной силе, никто из людей не сможет почувствовать, что он болен, и болен смертельно.

Подобное обличение, показывающее человеческому сердцу те ужасные разрушения, которые произвел грех в человеческой природе, не следует ограничивать тем переживанием, которое мы ощущали непосредственно перед своим обращением. Каждый раз, когда Господь благословляет мое сердце Своим Словом, я начинаю чувствовать, насколько далеко я отпал от того стандарта, который Он установил для меня, а именно: «Будьте святы во всех поступках» (1 Пет. 1:15). Итак, здесь содержится первая проверка для нас: когда я читаю о печальных падениях различных героев Библии, осознаю ли я, насколько, к сожалению, я похож на них? А когда я читаю о благословенной и совершенной жизни Христа, приводит ли это меня к осознанию того, что я ужасно не похож на Него?


2. Человек получает духовную пользу, когда Слово приводит его к сожалению о грехе. О слушателе, который описывается как каменистая почва, сказано, что он «слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня» (Матф. 13:20-21); но о тех, кто был обличаем от проповеди Петра, написано, что они умилились сердцем, т.е. были пронзены в самое сердце (Деян. 2:37). Тот же контраст виден и сегодня. Многие люди будут слушать красноречивую проповедь или речь о «диспенсационной истине», которая демонстрирует ораторское искусство или интеллектуальные способности спикера, но которая обычно не содержит никакого глубокого обращения к совести человека. Подобное принимается с одобрением, но никто при этом не смиряется перед Богом и никого это не приводит к более близкому хождению с Ним. Но верный слуга Господа (кто по благодати не ищет репутации «блестящего» или «яркого» спикера) должен так преподносить учение Писания, чтобы оно влияло на характер и поведение людей, выявляя печальные примеры падений даже самых лучших из народа Божьего, и, хотя аудитория будет презирать такого посланника, воистину преображенные люди будут благодарны за то послание, которое побуждает их плакать перед Богом и восклицать: «Бедный я человек!» То же самое должно происходить и при личном чтении Слова. Только тогда, когда Дух Святой использует его, так что я начинаю видеть и ощущать свою внутреннюю никчемность, я действительно благословлен.

Какое слово мы имеем в Иеремии 31:19: «Когда я был вразумлен, я бил себя по бедрам; я был постыжен, я был смущен»! Знаете ли вы, мои читатели, что-либо о подобном переживании? Производит ли ваше изучение Слова сокрушение в сердце и ведет ли к смирению перед Богом? Обличает ли оно вас в ваших грехах так, чтобы вы каждый день были побуждаемы приходить к Нему с покаянием? Пасхального Агнца нужно было есть с «горькими травами» (Исх. 12:8); поэтому, когда мы действительно получаем пищу из Слова, Дух Святой делает его «горьким» для нас перед тем, как оно станет сладким для нашего вкуса. Обратите внимание на порядок в Откровении 10:9: «И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед». Подобный порядок наблюдается всегда: должен быть плач перед утешением (Матф. 5:4); смирение перед возвышением (1 Пет. 5:6).


3. Человек получает духовную пользу, когда Слово приводит его к исповеданию греха. Писание полезно для «обличения» (2 Тим. 3:16), и честная душа признает свою вину. О плотской же сказано: «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Иоан. 3:20). «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» – это вопль обновленного сердца, и каждый раз, когда мы обновляемся Словом (Пс. 118); к нам приходит свежее откровение и свежее осознание наших грехов перед Богом. «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Пр. 28:13). Не может быть никакого духовного преуспевания или плодовитости (Пс. 1:3), пока мы прячем внутри себя наши греховные и преступные тайны. И только тогда, когда они открыты перед Богом, причем во всех деталях, мы сможем насладиться Его милостью.

Не будет настоящего мира для совести и покоя для сердца, пока мы таим тяжесть неисповеданного греха. Облегчение приходит тогда, когда мы полностью изливаем его перед Богом. Обратите внимание на переживания Давида: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» (Пс. 31:3-4). Является ли этот образный, но сильный язык непонятным для тебя? Или твои личные духовные переживания объясняют его? Есть много мест Писания, которые не содержат никаких комментариев, и наш личный опыт не может помочь полностью понять их. Но в данном случае то, что следует далее, воистину благословляет сердце: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5).


4. Человек получает духовную пользу, когда Слово производит в нем глубокую ненависть к греху. «Любящие Господа, ненавидьте зло!» (Пс. 96:10). «Мы не можем любить Бога без того, чтобы ненавидеть то, что Он ненавидит. Мы должны не только избегать зла и отказываться пребывать в нем, но и быть во всеоружии против него и испытывать по отношению к нему явный гнев» (Ч. Сперджен). Одной из вернейших проверок на то, истинно ли обращение человека к Богу, является изменение отношения его сердца к греху. Где насажден принцип святости, там обязательно будет отвращение ко всему тому, что не свято. Если мы имеем неподдельную ненависть к злу, то мы будем благодарными Богу за то, что Его Слово обличает даже в том зле, о существовании которого мы и не подозревали.

Таким было переживание Давида: «Все повеления Твои – все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу» (Пс. 118:128). Обратите особое внимание на то, что здесь употреблено не просто «удерживаюсь от», но «ненавижу»; не только «какой-то» или «многие», но «всякий путь лжи»; и не только «всякое зло», но «всякий путь лжи». «Все повеления Твои – все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу». Но с нечестивыми все наоборот: «…а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя» (Пс. 49:17). В Притчах 8:13 читаем: «Страх Господень – ненавидеть зло», и этот благочестивый страх приходит от чтения Слова (см. Втор. 17:18-19). Было справедливо замечено: «Пока не будет ненависти к греху, его невозможно будет умертвить; ты никогда не будешь кричать против него, как иудеи кричали против Христа: «Распни, распни!», пока грех не будет ненавидим так, как был ненавидим Сын Божий» (Эдвард Рейнер, 1635 г.).


5. Человек получает духовную пользу, когда Слово побуждает его оставить грех. «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим. 2: 19). Чем больше мы будем читать Слово с определенной целью узнать то, что нравится и что не нравится Богу, тем больше Его воля будет известной; и если наше сердце находится в правильном положении перед Ним, тем больше наши пути будут сообразовываться с Его путями. Это будет «хождение в истине» (3 Иоан. 4). В конце 6 главы 2 Коринфянам дано несколько драгоценных обетований для тех, кто отделяет себя от неверующих. Обратите внимание на тот призыв, с которым Дух Святой обращается к ним. Он не говорит: «Итак, … имея такие обетования, утешьтесь и будьте этим довольны», но: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа» (2 Кор. 7:1).

«Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Иоан. 15:3). Здесь мы видим еще одно важное правило, с помощью которого мы должны часто испытывать себя: «Производит ли чтение и изучение Слова Божьего очищение моих путей?» С давних пор задавали вопрос: «Как юноше содержать в чистоте путь свой?» И Божественным ответом на это было: «Хранением себя по Слову Твоему». Да, не просто чтением, верованием или запоминанием его, но через личное применение Слова к нашему «пути»«бегайте блуда» (1 Кор. 6:18), «убегайте идолослужения» (1 Кор. 10:14), «убегай сего – сребролюбия» (1 Тим. 6:11), «юношеских похотей убегай» (2 Тим. 2:22), тогда он отделяет себя от зла практически; так как грех должен быть не только исповедан, но и «оставлен» (Пр. 28:13).


6. Человек получает духовную пользу, когда Слово укрепляет его против греха. Священное Писание дано нам не только с целью выявления нашей внутренней греховности, а также множества путей, на которых мы «лишены славы Божией» (Рим. 3:23), но и чтобы научить нас получать избавление от греха и хранить себя от того, что не угодно Богу. «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11). Это то, что каждому из нас необходимо делать: «Прими из уст Его закон и положи слова Его в сердце твое» (Иов 22:22). Мы в особенности должны стараться принять для себя заповеди, предупреждения и увещания из Слова Божьего как самую большую драгоценность; запоминать их, размышлять над ними, молиться о них и практиковать их в жизни. Единственный эффективный способ сохранить участок земли от зарастания сорняками состоит в том, чтобы посеять на нем добрые семена: «Побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Поэтому чем больше вселяется в нас Слово Христово «обильно» (Кол. 3:16), тем меньше места останется для практики греха в наших сердцах и жизнях.

Недостаточно просто соглашаться с правдивостью Писания, – оно требует того, чтобы быть принятым и возлюбленным. Чрезвычайно важно заметить, что Дух Святой определяет в качестве основания для отступления то, «что они не приняли любви истины» (2 Фес. 2:10). «Если это находится только на языке или в уме и является лишь предметом разговоров и рассуждений, то вскоре оно исчезнет. То семя, которое лежит на поверхности, будет съедено птицами. Поэтому спрячьте его глубоко; дайте ему попасть из уха в разум, из разума – в сердце; позвольте ему углубляться все дальше и дальше. Только тогда оно обретет превалирующую суверенность в сердце, и мы примем и полюбим его, – тогда оно станет нам дороже, чем наше любимое пристрастие, и тогда оно прилепится к нам» (Томас Мэнтон).

Ничто другое не сохранит нас от инфицирования этим миром, не избавит от искушений сатаны и не будет настолько эффективным противоядием греху, как Слово Божье, принятое в качестве предмета нашей любви: «Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его» (Пс. 36:31). До тех пор, пока истина будет действенной в нас, возгревая нашу совесть, и по-настоящему будет любима нами, мы будем сохранены от падения. Когда Иосиф был искушаем женой Потифара, он говорил: «Как же сделаю я это великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт. 39:9). Слово находилось в его сердце, поэтому и имело преобладающую силу над его похотями. Несказанная святость, могущественная сила Бога, Который способен как спасти, так и погубить! Никто из нас не знает, когда он может быть искушен, – поэтому необходимо быть всегда к этому готовым. «Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего (Ис. 42:23). Да, мы должны готовиться к будущему и укрепить себя, чтобы встретиться с ним лицом к лицу, накапливая в сердце Слово Божье для грядущих непредвиденных обстоятельств.


7. Человек получает духовную пользу, когда Слово побуждает его практиковать то, что противоположно греху. «Грех есть беззаконие» (1 Иоан. 3:4). Бог говорит: «Делай так», грех говорит: «Не буду»; Бог говорит: «Не делай так», грех говорит: «А я сделаю». Таким образом, грех – это бунт против Бога, решение поступать по-своему (Ис. 53:6). Можно сказать, что грех – это разновидность анархии в духовном мире, и его можно сравнить с красной тряпкой, которой люди машут перед лицом Бога. Противоположностью греха против Бога является повиновение Ему, как противоположностью беззакония является подчинение закону. Итак, практиковать противоположность греху – это ходить путем послушания. Это еще одна главная причина того, для чего было дано Писание: чтобы сделать известным тот путь, который угоден Богу, и чтобы мы по нему ходили. Слово Божье полезно не только для обличения и исправления, но и для «наставления в праведности».

Здесь содержится еще одно важное правило, с помощью которого мы должны часто себя проверять. Формируются ли мои мысли, контролируется ли мое сердце и направляются ли мои пути и дела Словом Божьим? Это то, чего требует Господь: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак. 1:22). Вот как должны выражаться наша благодарность и наша любовь к Христу: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан. 14:15). Для этого необходима Божественная помощь. Давид молился: «Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее» (Пс. 118:35). «Мы нуждаемся не только в свете, чтобы знать свой путь, но и в сердце, чтобы идти по нему. Необходимо указание из-за слепоты нашего разума; необходимы также мощные вливания благодати из-за слабости нашего сердца. Мы не выполним того, что должны, если будем иметь лишь голое понятие об истинах, мы должны постичь их и стремиться к ним» (Мэнтон). Обратите внимание, что это «стезя заповедей Твоих»: не выбранный наугад путь, а определенно обозначенная стезя; не общая «дорога», а личная «стезя».


Пусть и автор, и читатель честно и старательно исследуют себя, как в присутствии Божьем, с помощью вышеперечисленных семи критериев. Сделало ли тебя изучение Библии более смиренным, или более гордым – гордым от полученных знаний? Сделало ли оно тебя выше других в своей самооценке, или привело к тому, что ты занял более низкое место перед Богом? Произвело ли оно в тебе более глубокое неприятие себя и отвращение к себе, или сделало тебя более довольным собой? Привело ли это тех, кто общается с тобой, или, возможно, тех, кого ты учишь, к тому, чтобы сказать: «Я хотел бы иметь такое же знание Библии, как у тебя»; или это побудило их молиться: «Господь, дай мне такие же веру, благодать и святость, какие Ты даровал моему другу или учителю»? «Об этом заботься, в этом пребывай, дабы польза твоя для всех была очевидна» (1 Тим. 4:15, King James Version).


Вернуться к содержанию

На главную О «Рука об руку» | Журнал "Восстановление" | Библиотека
Статьи и учения | MP3 | Рекомендуем | Ссылки
Партнёрство | Молитва | IHOP-KC | Обратная связь | E-mail
К началу
 
Hosted by uCoz