Рука об Руку - международное христианское служение учения и помощи.

Библиотека

К концу

Служение ходатайства

Эндрю Мюррей

13. ПАВЕЛ КАК ПРИМЕР МОЛИТВЫ


«Встань и спроси Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится» (Деяния 9:11).

«Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» (1 Тимофею 1:16).


БОГ взял Своего Сына и сделал Его нашим примером и образцом. Иногда сила примера Христа теряется в мысли о том, что Он, в Котором нет греха, не является таким человеком, как мы. Наш Господь взял Павла, человека со страстями, подобными нашим, и сделал его примером того, что Он мог сделать для такого человека, который был первым из грешников. И Павел, человек, который больше, чем кто-либо другой, задавал стандарт для Церкви, всегда считался образцовым человеком. В его владении Божественной истиной и ее научении; в его преданности Господу и всепоглощающем рвении в служении Богу; в его глубоком переживании силы живущего в нем Христа и общении Его креста; в искренности его смирения и простоте его веры; в его миссионерском энтузиазме и выдержке, – во всем этом и в гораздо большем «благодать Господа нашего Иисуса Христа открылась в нем обильно». Христос дал его, и Церковь приняла его, как пример того, что бы Христос хотел иметь и что бы Христос хотел сделать. Павел семь раз говорит о том, чтобы верующие следовали за ним (1 Кор. 4:16), «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу»; (1 Кор. 11:1): «Будьте подражателями мне, как я Христу»; Филип. 3:17, 4:9; 1 Фес. 1:6; 2 Фес. 3:7,9.

И если Павел не рассматривается как образец молитвы так много, и здесь на него не ссылаются так часто, как в других его достоинствах, то это не потому, что он в этом не является таким же примечательным свидетельством того, что может сделать благодать, а, скорее, потому, что мы сами еще не нуждаемся так сильно в его примере. Изучение Павла как пример молитвы принесет богатое вознаграждение в виде наставления и ободрения. Слова нашего Господа, которые Он использовал, говоря о Павле при его обращении, звучат так: «он теперь молится», могут быть взяты в качестве красной нити всей его жизни. То небесное видение, которое поставило его на колени, с тех пор правило его жизнью. Христос по правую руку Бога, в Котором мы благословлены всеми духовными благословениями, был всем для него. Молиться и ожидать небесной силы в своем труде и на своем поприще, которое должно было прийти прямо с неба по молитве, было простым результатом его веры в Прославленного. В этом также Христос предназначил его быть примером для нас, чтобы мы могли научиться тому, что, как мы признаем и верим в абсолютную небесную сущность Христа и Его даров, а также сверхъестественную природу тех сил, которые трудятся для спасения, так и молитва должна стать естественным побуждением сердца по направлению к единственному источнику нашей жизни. Давайте посмотрим, что мы знаем о Павле.

Молитвенные привычки

Павел проявляет их почти неосознанно. Он пишет (Рим. 1:9-11): «Свидетель мне Бог, что я непрестанно воспоминаю о вас всегда в молитвах моих … ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему». Рим. 10:1; 9:2-3: «Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение», «великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих», 1 Кор. 1:4: «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе». 2 Кор. 6:4-5: «Во всем являем себя, как служители Божии, в бдениях, в постах». Гал. 4:19: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!». Ефес. 1:16: «Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих». Ефес. 3:14,16: «Преклоняю колени мои пред Отцем, да даст вам крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке». Филип. 1:3-4,8,9: «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою. Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; и молюсь …» Кол. 1:3,9: «Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас. Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить …» Кол. 2:1: «Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради всех, кто не видел лица моего в плоти». 1 Фес. 1:2: «Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших»; 3:9: «Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим, ночь и день все усердно молясь о том, чтобы дополнить, чего недоставало вере вашей». 2 Фес. 1:3,11: «Всегда мы должны благодарить Бога за вас. Для сего и молимся всегда за вас». 2 Тим. 1:3: «Благодарю Бога, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью». Филим. 1:4: «Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих».

Эти отрывки из Писания, взятые вместе, рисуют перед нами образ человека, чьи слова «молитесь непрестанно» были всего лишь выражением его повседневной жизни. У него было такое глубокое чувство недостаточности простого обращения, необходимости благодати и силы небес, приносимой к молодым новообращенным в молитве, нужды в большом количестве непрекращающихся молитв, день и ночь, и уверенности в том, что молитва принесет силу небес, что его жизнь была одной непрестанной молитвой. У него было такое обостренное чувство, что все должно приходить свыше, и такая вера, что это придет в ответ на молитву, что молитва для него не была ни обязаловкой, ни бременем, а естественным обращением сердца к единственному источнику, откуда можно было взять то, что было необходимо для поддержания веры других людей.

Содержание молитв Павла

Насколько важно знать, как часто и усердно молился Павел, настолько же важно знать и то, о чем он молился. Ходатайство – это духовный труд. Наша уверенность в нем будет во многом зависеть от того, просим ли мы согласно воле Божьей. Чем более четко мы будем просить небесных реалий, которые может дать нам только Бог, и в которых мы уверены, что Он их нам даст, тем более прямым и настойчивым будет наше воззвание к одному только Богу. Чем более невозможными являются те вещи, которых мы ищем, тем больше мы будем поворачиваться от всех человеческих дел к молитве и к одному только Богу.

В Посланиях в дополнение к тем выражениям, в которых Павел говорит о своих молитвах, содержатся и конкретные молитвы, в которых Павел высказывает желания своего сердца относительно тех, кому он пишет. В этих письмах мы видим, что его первым желанием всегда было то, чтобы его адресаты были «укреплены и укоренены» в христианской жизни. Насколько он славил Бога, когда слышал об обращении, настолько же он знал и о том, какими слабыми были эти новообращенные, и что для их укоренения не посодействует ничто, кроме благодати Духа Святого, вымоленной свыше. Если мы заметим некоторые принципы этих молитв, то мы увидим, о чем он просил и что получал.

Возьмем две молитвы в Ефесянах, одна из которых говорит о свете, а другая – о силе. В первой (1:15) он молится о том, чтобы Дух премудрости просветил их к познанию их призвания, наследия и той могущественной силы, которая трудится в них. Духовное просвещение и познание было их великой нуждой, которую необходимо было удовлетворить в них с помощью молитвы. Во второй (3:15) он просит, чтобы сила, которая привела их к Христу, и дальше трудилась в них, и они были бы укреплены Божьим могуществом. Таким образом, чтобы это являло живущего в них Иисуса Христа, а также любовь, превосходящую разумение, и полноту Божью. Это были такие реалии, которые могли прийти только непосредственно с неба; и это было именно тем, о чем он просил и чего ожидал. Если мы хотим научиться у Павла искусству ходатайства, то мы не должны просить ничего меньшего для верующих в наши дни.

Посмотрите на молитву в Филиппийцах (1:9-11). Здесь также прежде всего говорится о духовном познании. Затем идет безупречная жизнь, а затем и плодотворная жизнь во славу Божью. То же самое относится и к прекрасной молитве, записанной в Колоссянах (1:9-11). Вначале речь идет о духовном познании и разумении Божьей воли, а затем укрепление всяким могуществом ко всякому терпению и радости.

Или возьмите две молитвы в 1 Фессалоникийцам (3:12-13 и 5:23). В первой говорится: «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне». Во второй: «Бог да освятит вас во всей полноте, и да сохранит без порока». Сами слова настолько высоки, что мы с трудом их понимаем, еще меньше в них верим, и еще меньше переживаем то, о чем они говорят. Павел настолько реально жил в небесном мире, он настолько комфортно чувствовал себя в святости и всемогуществе Бога и Его любви, что такие молитвы были естественным выражением того, что, как он знал, Бог мог и хотел сделать. «Господь да утвердит сердца ваши непорочными во святыне», «Бог да освятит вас во всей полноте» – тот человек, который верит в это и желает этого, будет молиться о том, чтобы и другие люди это получили. Молитвы являются доказательством того, что он ищет для них самой жизни небес на земле. Неудивительно, что его не искушает упование на любые человеческие средства, но он ищет всего только на небесах. И снова скажу: чем больше мы берем молитвы Павла как пример для себя и делаем его желания своими собственными для тех верующих, за которых мы молимся, тем больше молитва к Богу небес будет становиться нашим ежедневным дыханием.

Просьбы Павла о молитве

Эти просьбы не менее назидательны, чем его собственные молитвы за святых. Они показывают, что он не считает молитву какой-то особой прерогативой апостола и призывает самых скромных и простых верующих востребовать свои права. Они показывают, что он не думает, что только новообращенные или слабые христиане нуждаются в молитве, – он сам, являясь членом тела, зависел от своих братьев и их молитв. После двадцати лет проповеди Евангелия он все еще просит о молитве, чтобы он мог проповедовать так, как должно. Не раз и навсегда, не на какое-то время, но день за днем и непрестанно должна быть взыскана благодать и принесена с неба на землю для его труда. Объединенное, продолжительное ожидание Бога для Павла представлялось единственной надеждой для Церкви. Вместе с Духом Святым в мир вошла небесная жизнь, жизнь Господа на небесах, и ничто кроме нерушимого общения с небом не сможет ее поддерживать.

Послушайте, как он просит о молитве, и с каким усердием он это делает (Рим. 15:30): «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу; чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам». И как замечательно были получены ответы на обе молитвы: Римлянам 15:5-6,13. Примечателен тот факт, что римская мирская власть, которая в лице Пилата выступала против Христа, в лице Ирода – против Петра, а также в Филиппах показала свою враждебность к Божьему царству, вдруг стала на защиту Павла и обеспечила ему безопасное прибытие в Рим. Все это могло произойти только благодаря тем молитвам.

2 Кор. 1:10-11: «Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит, при содействии и вашей молитвы за нас». Ефес. 6:18-19: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования». Филип. 1:19: «Ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа». Кол. 4:2-4: «Будьте постоянны в молитве также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать». 1 Фес. 5:25: «Братия! Молитесь о нас». Филим. 22: «Ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам».

Мы видели, как молился Христос и как Он учил молиться Своих учеников. Мы видим, как молился Павел и учил церкви молиться. Как Господин, так и Его слуга призывают нас верить и доказывать, что молитва является силой для служения и для жизни Церкви. О вере Павла говорят эти замечательные слова относительно того, что причиняло ему боль: «Это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа». Насколько он смотрел на своего Господа на небесах, настолько же он смотрел и на своих братьев на земле, чтобы получить содействие этого Духа по отношению к нему. Дух с небес и молитва на земле были для него, как и для двенадцати апостолов после Пятидесятницы, связаны безраздельно. Мы часто говорим об апостольской ревности, посвящении и силе, – да дарует нам Бог пробуждение апостольской молитвы.

Позвольте мне еще раз задать вам такой вопрос: занимает ли труд ходатайства в Церкви должное место? Является ли это повсеместно понимаемой реалией в деле Господа, что все зависит от получения от Бога этого «содействия Духа Христова» для нас и в нас, что может дать нашему труду реальную силу благословения? В этом и состоит Божественный порядок Христа для всякого труда – для Его собственного и для труда Его слуг. Это тот порядок, которому следовал Павел: вначале приходи каждый день как не имеющий ничего и получи от Бога «содействие Духа» в ходатайстве, а затем иди и передай другим то, что пришло к тебе с небес.

Во всех Своих повелениях наш Господь Иисус гораздо чаще говорил Своим ученикам о их молитве, чем об их проповедовании. В Своей прощальной речи Он мало говорил о проповеди, но много о Духе Святом и об их прошении обо всем во имя Его. Если мы хотим вернуться к такой жизни первых апостолов и Павла и на самом деле принимать эту истину ежедневно – моя первостепенная работа, моя единственная сила – это ходатайство, чтобы получать силу Божью для душ, вверенных мне – мы должны иметь смелость исповедовать прошлые грехи и верить в то, что есть избавление. Вначале не будет легко порвать со старыми привычками, противостоять давлению ежедневных обязанностей, которые занимают все наше время, и сделать так, чтобы любой другой призыв был подчинен этому, одобряют его другие или нет. Но те мужи и жены, которые пребудут верными, не только получат награду для себя, но и станут источником благословения для своих братьев. «И будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения».

Действительно ли это возможно? Может ли быть так, что те, кто никогда не могли смело посмотреть на трудности, не говоря уже о том, чтобы их преодолеть, станут могущественными в молитве? Скажите мне, было ли возможно Иакову стать Израилем – «начальником», который боролся и побеждал с Богом? Да, было. То, что невозможно людям, возможно Богу. Разве в каждом деле ты не получал от Отца как великий плод искупления Христова дух моления и дух ходатайства? Остановись на мгновение и подумай, что это значит. Будешь ли ты все еще сомневаться в том, сможет ли Бог сделать тебя тем «начальником», который будет побеждать с Богом? О, давайте оставим этот страх и в вере востребуем ту благодать, для которой мы имеем Духа Святого, живущего в нас, – благодать для ходатайства. Давайте тихо, но настойчиво верить в то, что Он живет в нас и сделает нас способными совершить наш труд. Давайте в вере, а не в страхе, примем великую истину о том, что ходатайство, являясь великим трудом Царя, сидящего на престоле, является великим трудом Его слуг на земле. Мы имеем Духа Святого, Который приносит жизнь Христа в наши сердца, чтобы сделать нас пригодными для этого труда. Давайте же начнем сразу и возгреем дар, находящийся внутри нас. Если мы будем каждый день уделять время для ходатайства и полагаться на силу Духа Святого, то в нас будет расти уверенность в том, что мы сможем, по мере нашей веры, следовать за Павлом так, как он следовал за Христом.


Вернуться к содержанию

На главную О «Рука об руку» | Журнал "Восстановление" | Библиотека
Статьи и учения | MP3 | Рекомендуем | Ссылки
Партнёрство | Молитва | IHOP-KC | Обратная связь | E-mail
К началу
 
Hosted by uCoz