Рука об Руку - международное христианское служение учения и помощи.

Библиотека

К концу

Власть в церкви

Мартин Дансфорд

ЧАСТЬ 2


Мы говорили о власти в церкви. Мы рассмотрели некоторые принципы использования власти и связанные с этим опасности и злоупотребления. Мы говорили о характерных признаках власти в Царстве Божьем, о различных уровнях власти, действующих в нем, а также о том, что в случае конфликта всегда надо повиноваться вышестоящей власти.

В конце мы рассмотрели два наглядных примера делегированной власти в Матфея 20:20-28 и Луки 22:24-30, где Иисус противопоставил два разных по назначению типа власти: с одной стороны – мирскую, а с другой – Царства Божьего. Мы увидели, что мирская власть отличается тем, что люди стремятся стать великими с помощью признания и определенного положения, обладая такими авторитарными качествами характера, как давление, ущемление, запугивание и манипуляция, что в свою очередь проявляется в форме постоянного соперничества, в стремлении к спорам и несогласию. И все это происходит в духе большого недовольства и напряженности.

Подобным явлениям не должно быть места среди нас в церкви. Власть в церкви очень тесно связана со служением друг другу, с тем, что мы полагаем жизнь за других людей, желаем благословения своему ближнему, уважаем его и почитаем один другого выше себя. Власть в Царстве Божьем дает любовь, поддержку, силу, водительство, руководство и исправление. Правильно употребленная власть несет помощь другим людям. Обладать властью не значит смотреть на людей сверху вниз, чтобы дать им почувствовать их беззащитность и зависимость. Люди не должны быть озабочены тем, что о них подумают, или что они услышат в свой адрес, или что им сделают. Обращаясь к вам, они должны знать, что услышат истину, притом в атмосфере любви. При правильном обращении с властью руководитель понимает право людей на их самостоятельность. Он уважает право каждого на личный выбор – что верно и что нет. Он признает человека как личность, т.е. его право и свободу быть самим собой. Духовный руководитель не будет никого подгонять под свои стандарты или стричь под одну гребенку. Он признает достоинство других людей, их право на уважительное отношение и понимание.

Это очень важные защитные и созидательные принципы власти. Чтобы сделать что-то в Царстве Божьем, требуется не давление, но мягкое обращение с людьми, о чем неустанно говорил Павел. Муж Божий, который полагается на Господа, может позволить себе быть спокойным и кротким. Он не обязан заставлять людей делать определенные вещи. Он обязан говорить людям Слово Божье и любить их, а от них уже зависит под водительством Духа Святого поступать соответственно или нет. Для нас очень важно понимать это.

В наши дни в церкви довольно часто происходят злоупотребления властью и применяются мирские методы. Значит ли это, что мы расписываемся в собственном бессилии, и люди в церкви могут делать все, что хотят? Как мы можем сохранить дисциплину и единство в церкви, если люди будут делать все, что им захочется? Эти вопросы мы рассмотрим в третьей части нашего семинара.

Кротость – плод Духа Святого

Кротость является плодом Духа. Это признак подлинной власти в Царстве Божьем. Неправильно кричать на людей, угрожать им или злиться на них.

Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников… (2 Тимофею 2:24-25)

Власть проявляется и действует тогда, когда людей учат, дают им советы, без споров, с кротостью и терпением делятся с ними, ожидая, что они духовно возрастут. Павел пишет фессалоникийцам, что он был мягок с ними, подобно тому, как кормилица нежно заботится о своих детях (1 Фес. 2:7). Затем в стихе 11 он сравнивает себя с отцом, который печется о своих детях, с отцом, который ободряет, утешает, укрепляет, пробуждает и созидает веру, подстегивает с любовью. Именно так должна проявляться наша власть. Неправильно давить на людей. Что может быть больше той нежности, с которой мать кормит своего ребенка. Что может быть больше того понимания, с которым отец в любви и мудрости воспитывает своих детей. Это признаки Божественной власти. Чтобы лучше понять, как через служителя проявляется духовная власть в церкви, давайте рассмотрим четыре ее составляющие:

1. Власть и компетентность

Компетентность делает власть естественной. Она проявляется в том, что человек разбирается в чем-то, имеет ясное представление об этом и действительно знает, что делать в определенной сфере. Такой человек заслуживает должного уважения, потому что он компетентен и знает, о чем говорит. Неразумно противоречить ему или спорить с ним, потому что обычно он видит вещи правильно. Как правило, люди слушают такого человека и повинуются ему. Очевидно, что пастору необходим опыт, чтобы руководить церковью. Когда он знает, что делает, людям легко соглашаться с ним и двигаться вперед.

Между тем надо признать, что один человек не в состоянии все знать и понимать. Один-единственный человек не может быть знатоком всего. Мудрый руководитель должен ограничивать свою власть теми сферами, в которых он действительно разбирается и компетентен. Поэтому в поместной церкви всегда должно быть несколько старейшин (руководителей), чтобы они взаимно дополняли друг друга своими дарами, дарованиями и способностями. Им нужно научиться работать вместе, прислушиваться друг к другу и подчиняться друг другу в дарах и преимуществах. Новый Завет не знает такого человека, который бы первенствовал во всем, и все бы «плясали под его дудку». В Писании речь всегда идет о старейшинах, а не о старейшине. Основанием для командного служения, как мы встречаем в Новом Завете, является искреннее, естественное подчинение друг другу в тех сферах, где другие имеют такие способности и дары, которых у нас нет. Мы должны научиться быть по-настоящему открытыми друг для друга, совместно трудиться, чтобы в церкви осуществлялось как можно более полноценное служение, чтобы оно не оказалось односторонним, основанным только на сильной стороне одного человека.

Это можно проиллюстрировать очень простым примером. Представим себе, что идет богослужение, и пастор проповедует, а в это время на улице, вблизи от церковного здания, происходит авария. Люди выбегают, чтобы посмотреть, что случилось. Среди них оказались полицейский, врач и автомеханик. Следовательно, полицейский выйдет на дорогу, чтобы направить транспортный поток по другому пути. Для этого он обладает необходимой властью. Врач позаботится о пострадавших, а механик убедится, не нужно ли извлекать кого-то из-под груды железа. Единственный, кто не обладает властью в данной ситуации, это пастор. Члены церкви часто думают, что их пастор является главным распорядителем в церкви. Но это абсолютно неправильно. Я не хочу сказать, что пастор – излишняя роскошь. Мы в дальнейшем поговорим о роли пастора. Сейчас речь идет о том, как справедливо и здраво использовать власть, чтобы людям было легче ее воспринимать.

У нас есть команда старейшин, каждый из которых обладает особыми знаниями и умениями. Эти старейшины имеют большие способности и достаточно сведущи в различных вещах. Не считаться с их взглядами и мнениями, не признавать их закономерный авторитет в определенных сферах было бы глупо с моей стороны.

Я сейчас сделаю небольшое отступление, потому что считаю важным понимать разницу между руководством (лидерством), администрированием и служением. Администрация или управление – это применение организаторских способностей для эффективной деятельности церкви. Сюда относятся, например: ведение финансов, выявление успешных служений, выполнение поставленных задач, управление материально-техническими ресурсами. Для всего этого требуются организаторские способности.

Способность служить является даром, Божественным умением служить, проповедовать, учить, евангелизировать, молиться за больных, служить детям, руководить прославлением и так далее. Это есть служение.

Что касается руководства или лидерства, то, чтобы быть руководителем, не требуется быть самым лучшим во всем. Пастор не обязан быть самым лучшим проповедником, самым лучшим служителем и вообще самым лучшим. Он не обязан быть самым помазанным пророком или молитвенником. В моей церкви есть люди, которые делают все это лучше меня. У нас есть брат, который является настоящим экспертом в финансовых вопросах. Я вообще не могу понять, как он оперирует цифрами и умеет убеждать банковский персонал. При встречах с представителями банка говорит он, а я помалкиваю. Это действительно правда, что в нашей церкви есть такие люди, которые во всех упомянутых сферах выше и лучше меня.

Руководитель должен быть способным побуждать остальных людей к совместным действиям, коллективному движению вперед, чтобы они действовали в полной гармонии как единая команда. Это достигается за счет его духовной власти, умения, веры, видения и характера. Другими словами, оставаясь тем, кто он есть, он должен быть способным повести за собой людей, которые осознают, что у него действительно есть видение от Бога, и Господь ведет его, и поэтому они готовы поддержать его.

Вот кем действительно является руководитель, и пастор должен быть превосходным руководителем. Люди объединяются вокруг видения, и в свете этого видения они готовы подчинить себя тому, что от них требуется. Когда люди объединяются вокруг человека, рано или поздно возникнут соответствующие проблемы. Но когда члены церкви объединяются вокруг видения, тогда каждый из них становится его участником. Оно как бы сплачивает их в единое целое и обязывает к совместному движению вперед. Для достижения видения люди будут готовы отдать свои деньги, свое время, свое сердце и свою жизнь. У руководителя не только должно быть видение от Бога, он не только должен быть способным слышать Его и видеть, что Он хочет делать, но и должен уметь разъяснить другим людям, как оно должно осуществиться в их жизни. В результате достигается ясное понимание будущих перспектив и долгосрочных целей. На этом пути могут быть промежуточные цели, ориентируясь на которые, руководитель шаг за шагом продолжает вести людей к конечной цели.

Вот кем является руководитель, и таким должен быть пастор. Мы видим, что пастор не обязан делать все подряд. Его главная задача – вдохновлять людей на достижение видения. Он должен быть таким человеком, который достаточно зрел для того, чтобы быть способным сплотить людей, чтобы они вместе как одно стадо двигались в единстве одним путем. Конечно, для этого ему требуется команда руководителей и сама церковь, т.е. люди, которые обладают другими способностями и дарами. Пастор испытает большое облегчение, если поймет, что он не обязан быть самым лучшим в церкви.

2. Власть и характер

Власть предполагает наличие определенного характера. Ваш авторитет среди людей зависит от вашего характера. Если для людей абсолютно очевидно, что вы человек надежный, на которого можно положиться, что вы человек чистоты, что вам присуща честность, открытость, верность, что вы заслуживаете доверия, то они будут уважать вас и согласятся пройти с вами длинный путь. Даже если вы совершите ошибки, они по-прежнему будут вам доверять и будут продолжать идти вместе с вами. Люди не будут судить о вас по вашим промахам, потому что большинство из них понимает, что все мы можем ошибаться. О вас будут судить по вашему стилю жизни: не отказываетесь ли вы от своих обещаний, постоянный ли вы человек. Если же вы одному человеку говорите одно, а другому – другое, если же вы не пользуетесь доверием у людей и не считаетесь с ними, то едва ли кто-либо захочет следовать за вами и делать то, что вы от них хотите. Если ваш характер не внушает людям доверия, вам будет трудно руководить ими.

3. Власть и личность

Чем больше вас кто-то любит, тем труднее тому человеку противоречить вам. Если вы относитесь к людям по-дружески и с вами приятно иметь дело, если вы можете положительно влиять на них и реально ободрять, людям не трудно будет признавать ваш авторитет, и они захотят двигаться вперед вместе с вами. Чем легче людям говорить с вами и открывать свое сердце, тем больше они будут убеждены в том, что вам действительно можно доверять: вам можно открыться и рассказать все, что лежит на сердце, не опасаясь встретить упрек. Так руководителю намного легче пользоваться своей властью. В этом плане в церкви происходит много отрицательных вещей. Часто возникают подводные течения, когда люди не могут открыто говорить и обращаться с возникающими проблемами к руководителю. Нередко среди людей можно услышать следующее: «С ним разговаривать невозможно. Он мнительный человек. Он во всем видит угрозу для себя. Он неуравновешен. Он не может контролировать свои эмоции».

Если вы уверены в том, что делаете, если вы излучаете спокойствие и вас нельзя вывести из себя, люди будут искать встречи с вами и делиться тем, что у них на сердце, даже если это нелегко. Если же у вас этого нет, если они видят, что у вас тяжелый и вспыльчивый характер, то это подточит и подорвет ваш авторитет. Вы наверняка понимаете, о каких людях я говорю. Бывают просто приятные люди. Вы радуетесь, когда видите их, вам хочется находиться вместе с ними, проводить с ними время. А при виде другого человека у вас возникает желание оказаться в другом месте. При встрече с таким человеком невольно мелькает мысль: «О нет, только не он(а)!» Хотелось бы вам, чтобы о вас думали так же? Если вы относитесь к последней категории, то вам ничего другого не остается, как давить на людей и прибегать к мирским методам использования власти, чтобы добиться своего. Какой человек у власти – это очень важный вопрос!

4. Власть и положение

Также, власть основана на том положении, которое занимает человек. Это может быть с одной стороны хорошо, а с другой – плохо. Некоторые злоупотребляют своим положением, преследуя свои интересы: «Я пастор. Я здесь главный. Я решаю, что другие должны делать». Это явное злоупотребление властью. Люди очень часто злоупотребляют властью, если она зиждется на их положении. Руководитель должен обретать уважение и авторитет не на основании занимаемого им положения, но на основании личных качеств. Правильно, если наша личность, наш характер и свойственная нам компетентность являются теми главными критериями, по которым люди либо признают в нас руководителя и добровольно следуют за нами, либо нет.

Власть, обретаемая на определенном положении, может приводить к злоупотреблениям. Но здесь есть также и положительная сторона, которая очень важна: именно руководитель на основании занимаемого им положения, прежде всего, несет ответственность за то, что происходит в церкви. Занимая такое особое положение, он также несет полную ответственность за осуществление видения и в своей личной жизни. Если что-то стоит на пути развития церкви, положение руководителя дает ему преимущество и обязывает его разобраться с тем, что в этом случае является проблемой. Он не имеет права прятать голову в песок в надежде, что проблема разрешится сама собой. Иногда мы оказываемся в неприятной и тяжелой ситуации, когда приходится противостоять негативно настроенным людям, разбираться с теми, кто сеют смуту и мешают делу Божьему. Но даже в таких трудных ситуациях мы должны знать, как трезво и прямо подходить к определенным вещам. В церкви много проблем возникает из-за того, что конфликтные ситуации разрешаются неправильно. «Озлобившийся брат неприступнее крепкого города», – говорится в Притче 18:20.

Даже если конфронтация неизбежна, мы вправе использовать власть только так, как это описано выше: с кротостью, уважением и т.д. Если в церкви преобладает атмосфера мира и доброй воли, то касаться острых вопросов сравнительно просто. Но если в ней чувствуется глухое недовольство, если в ней преобладают негативные настрои «при закрытых дверях», разрешение проблем становится очень сложным. Для руководителя может оказаться настоящим искушением прибегнуть к таким мирским методам, как давление и воздействие, чтобы добиться своего. Божий план для церкви состоит в том, чтобы создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия и подлинного мира. Если люди служат в церкви по принуждению, можно с уверенностью сказать, что рано или поздно возникнут соответствующие проблемы. Мы должны научиться вдохновлять и высвобождать людей, чтобы у них раскрывались и развивались дары и способности. Мотивация лучше распоряжения. Команды сверху ведут к застою и отбивают у людей желание.

Вот несколько пунктов, как вести себя, если конфронтация неизбежна, и этого действительно требуют обстоятельства:

1. Многие проблемы возникают из-за того, что человека обвиняют или резко обходятся с ним, в то время как он нуждается в простых объятиях и отцовском утешении. Для разрешения большинства проблем достаточно оказать немного любви и ободрения. Я обнаружил, что лишь в крайних случаях конфронтация действительно неизбежна. Но если мне приходится что-то высказать напрямик, то я это делаю с большой твердостью. Впрочем, этого почти никогда не требуется, так как в церкви царит атмосфера любви, принятия, защищенности и мира. Я мягок и кроток, и люди быстро замечают, что это отнюдь не слабость. (Быть кротким значит быть не только мягким, но также и смелым и мужественным). Нужно научиться быть гибким, если есть выбор, но и бескомпромиссным, если речь идет о том, что не может подлежать обсуждению. В этом нам необходимо развивать настоящее умение. Так, например, Иисусу пришлось взяться за бич и опрокинуть столы, чтобы очистить храм.

2. Проверьте ваши мотивы. Обращаетесь ли вы к человеку и противостоите ли вы ему потому, что вы или ваша гордость уязвлены, и поэтому вы несдержанны? Или вами действительно движет забота о доме Божьем? Во 2 Тимофею 2:24 говорится, что рабу Господа не должно ссориться. Если ситуация переходит в спорную дискуссию не без вашего участия, считайте себя побежденным. Даже если вы вынуждены идти на конфронтацию, то делать это вы должны с позиции силы и мира. Вы должны точно знать, что ваши слова соответствуют воле Божьей. В таком случае у вас есть власть, и вы можете быть прямым и решительным, так что никто не сможет противостоять вам. Даже если кто-то будет возражать вам или спорить с вами, то это уже не ваши проблемы, но того человека с Господом.

3. Сначала укажите на благодать Божью в жизни человека. В 1 послании к Коринфянам Павлу пришлось напомнить верующим о многом. Но он начинает свое письмо с того, что благодарит Бога за обилие данной коринфянам благодати и говорит, что у них нет недостатка ни в каком даровании. А завершает его он следующими словами: «… и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе» (16:24). Ни одно из его посланий не заканчивается подобным образом.

Часто люди пытаются противостоять человеку тем, что лишают его любви и внимания. Такие отношения становятся холодными. Для нас крайне важно и необходимо сохранять открытое, теплое отношение и любовь к людям. Именно так Павел относился к коринфянами. Однако в середине своего послания – между его хорошим началом и его хорошим концом – он вынужден был достаточно прямо сказать о таких вещах, как злоупотребление духовными дарами, пьянство во время вечери, прелюбодеяние, и даже пришлось кое-кого в молитве предать сатане. Но это он делал из подлинной любви и заботы к тем, кому писал. Во втором послании он уже просит коринфян принять того в церковь брата, который покаялся. Несмотря на то, что в первом послании Павлу пришлось говорить о некоторых вещах прямо и бескомпромиссно, он был предельно чутким человеком. Он был способен увидеть обращение человека. Его сердце было открыто к людям, и он хотел помочь тому человеку. Несмотря на все те проблемы, которые были в жизни коринфской церкви, он гордился ею. «Вы свидетельство, печать моего апостольства», – говорил он. Можно было подумать, что для таких заявлений ему следовало бы подыскать церковь получше, в которой все в порядке. Но он говорит, что он как отец для них, и это дает ему право на письмо подобного рода. Таким должно быть сердце человека, обладающего Божественной властью. Он лечит и оздоровляет тело Христово, не напрягает и не делит его.

Если необходимо указать на проблему и противостоять ей, то применяйте Слово Божье предельно четко и убедительно. Конфронтация требует большой мудрости и понимания. При разбирательстве следует опираться на очевидные факты, а не на подозрения. Вы должны ясно видеть, где человек перешагнул границу Слова Божьего в церкви, и знать, что оно говорит о решении данной проблемы. Слово «увещание» или «наставление» в Новом Завете означает не только прямое действие по отношению к человеку, но и донесение ему всей сути дела. Если предъявляемая истина вполне очевидна, то наставляемый человек либо возвратится к ней, либо будет побежден ею.

Писание говорит, например, что лжесловесников (лжеучителей) следует обличать: «… обличай их строго» (Титу 1:13). Это значит: со всей строгостью, применяя острый меч, чтобы искоренить зло. Такое обличение не допускает ни малейшей возможности расхождения во мнениях, оно вполне однозначно и ведет к конкретному результату. Для подобной конфронтации требуется умение, упование и вера. Необходима смелость, чтобы победить человеческий страх. Иногда нужно быть очень конкретным и прямым, проявить настойчивость, твердость и строгость, чтобы обратить внимание человека на проблему. При этом мы не должны отклоняться от своей линии, чтобы наше слово или совет не потеряли силу. Мне неоднократно встречались люди, которые начинали плакать и говорить: «Я слабый и несчастный человек. Я ничего не могу поделать. Это ведь не моя вина». На что я отвечал: «Нет, именно твоя». Некоторые начинают даже угрожать. У меня были случаи, когда женщины собирались ударить меня дамской сумочкой, а мужчины хотели меня поколотить. Меня пугали тем, что оставят церковь или подадут на меня в суд. Вам даже могут угрожать убийством. Все это может иметь место. В таких случаях просто откройте дверь. Сделав это, вы увидите, что эти люди не хотят уходить. Как правило, это пустые угрозы. Итак, не робейте, но укрепляйтесь в Господе, не позволяйте сбить себя с курса и говорите то, что должны сказать. Иногда именно так и требуется применить власть.

Я вспоминаю, как однажды ко мне пришли муж и жена и сказали, что они больше не будут приносить десятину в церковь. Я без единого слова открыл перед ними дверь и сказал: «До свиданья». Они ушли, но через десять минут раздался стук в дверь. Они вернулись и сказали: «Разве ты не хочешь, чтобы мы отдавали десятину в церковь?» Я ответил: «Это решать вам». Затем они окончательно смирились и спросили: «Почему ты так говоришь?» В ответ я сказал: «Если вы не можете доверить мне вашу десятину, то как вы доверите мне ваши души, то есть духовное? Ваша позиция просто не позволяет мне быть вашим пастором». В конечном итоге они покаялись, и все закончилось хорошо.

Тем не менее я должен сказать, что в моей практике встречались случаи попытки самоубийства. Но даже если бы это произошло, то моей бы вины в этом не было. Руководителю крайне важно не позволять людям сваливать на него вину и ответственность за их действия и жизнь, а также не поддаваться угрызениям совести, которые они пытаются вызвать у него. Не поступайтесь своим советом, если ему противостоят или возражают. Иногда вы можете только предостеречь, что у человека будут проблемы с Господом, если он будет настаивать на своем. Главное в исправлении и конфронтации не потерять из виду положительную цель.

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. (Евреям 12:11).

Каждый, кто дисциплинирует и исправляет, впоследствии будет пользоваться большим авторитетом и уважением, чем говорящий льстивые слова. После исправления мудрый полюбит вас. Это правда. Многие из моей церкви, которых я в прошлом наставлял и обличал, теперь стали служителями. Также некоторые из тех, кто меня раньше исправлял и наставлял, сейчас стали моими лучшими друзьями. Можно исправлять или обличать, но нельзя лишать любви. Рано или поздно она возвратится к вам.


Вернуться к содержанию

На главную О «Рука об руку» | Журнал "Восстановление" | Библиотека
Статьи и учения | MP3 | Рекомендуем | Ссылки
Партнёрство | Молитва | IHOP-KC | Обратная связь | E-mail
К началу
 
Hosted by uCoz