Рука об Руку - Международное христианское служение учения и помощи.

Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей "Восстановление"

Смирение ( главы из книги)

Эндрю Мюррей

СМИРЕНИЕ: СЕКРЕТ ИСКУПЛЕНИЯ

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он … уничижил Себя Самого, приняв образ раба, … смирил Себя, быв послушным даже до смерти. Посему и Бог превознес Его» (Фил. 2:5-9).

Никакое дерево не может расти иначе, как питаясь от корня, из которого оно выросло. Во время всего своего существования оно может жить только такой жизнью, какая содержалась в том семени, из которого оно произошло. Полное понимание этой истины в ее применении к первому и Второму Адаму поможет нам уяснить как необходимость искупления, так и его сущность, которая находится во Христе.

Необходимость. – Когда древний змей, который был сброшен с неба за свою гордость, чье естество как дьявола составляло лишь гордость, проговорил свои слова искушения в уши Евы, эти слова принесли с собой яд самого ада. И когда она послушала эти слова и обратила свое желание и свою волю к предложению быть как Бог, зная добро и зло, яд проник в ее душу, и кровь, и жизнь, навсегда разрушив то благословенное смирение и зависимость от Бога, которое было бы нашим вечным счастьем. Но вместо этого ее жизнь и жизнь человечества, которое произошло от нее, испортилось до самого корня, тем самым ужасным из всех грехов и проклятий, – ядом гордости самого сатаны. Вся та мерзость, которую произвел мир, все его войны и кровопролития во всех народах, весь его эгоизм и страдания, все его амбиции и зависть, все разбитые сердца и огорченные души со всякими ежедневными несчастьями берут свое начало в том, что принесла это проклятая адская гордость, либо наша собственная, либо со стороны других людей. Именно гордость принесла нужду в искуплении, именно от нашей гордости мы больше всего нуждаемся получить искупление. И наше понимание этой нужды в искуплении будет зависеть от нашего знания ужасной природы той силы, которая вошла в наше естество.

Никакое дерево не может расти иначе, как питаясь от корня, из которого оно выросло. Та сила, которую сатана принес из ада и внедрил в человеческую жизнь, действует ежедневно, ежечасно как огромная разрушительная сила по всему миру. Люди страдают от нее, они боятся ее, сражаются с ней и убегают от нее; и все же они не знают, откуда она приходит и откуда она черпает свое ужасное превосходство. Не удивительно и то, что они не знают, где и как ее победить. Гордость коренится и черпает свою силу в ужасном духовном источнике, который находится как вне нас, так и внутри нас. Поэтому необходимо исповедать и искоренить ее в самом себе, но также знать, что начало свое она берет от сатаны. Если это приводит нас к полному отчаянию когда-нибудь исправиться и низвергнуть ее вон, то это еще быстрее приведет нас к той сверхъестественной силе, в единственно которой может находиться наше избавление – искупление Агнца Божьего. Безнадежная борьба против дел собственного эгоизма и гордости, действующих в нас, может действительно стать еще более безнадежной, если мы будем думать только о той силе тьмы, которая нас окружает. Но вместе с тем полное отчаяние поможет нам лучше осознать и принять ту силу и жизнь, которая также находится вне нас самих, а именно: смирение небес, которое принес Агнец Божий, чтобы изгнать сатану и его гордость.

Никакое дерево не может расти иначе, как питаясь от корня, из которого оно выросло. Как мы нуждаемся в том, чтобы посмотреть на первого Адама и его падение, чтобы знать силу греха внутри нас, так мы нуждаемся еще больше в том, чтобы хорошо узнать Второго Адама и Его силу вложить в нас жизнь смирения, такую же реальную и пребывающую, и превосходящую все остальное, как и жизнь гордости. Мы имеем свою жизнь во Христе и черпаем ее от Него, и это является большей истиной, действительно большей истиной, чем мы имеем ее в Адаме и черпаем ее от него. Мы должны ходить «укоренившись в Нем», «твердо держась Главы, от Которого все тело получает приращение в Боге». Жизнь Божья, которая в результате воплощения вошла в человеческое естество, является тем корнем, на котором мы должны стоять и расти; это та же всемогущая сила, которая произвела воскресение Иисуса, трудится ежедневно в нас. Нашей единственной нуждой является изучать, знать, и уповать на ту жизнь, которая была явлена во Христе, как ту жизнь, которая теперь принадлежит нам, и ожидает того, чтобы мы с ее помощью осуществили захват всего нашего естества.

Именно поэтому очень важно, чтобы мы имели правильные мысли о том, кто есть Христос, и особенно о том, что может считаться Его главной характерной чертой, корнем и сутью всего Его характера как нашего Искупителя. На это существует лишь один ответ: это Его смирение. Что есть воплощение, как не Его небесное смирение, Его уничижение Себя в том, что Он пришел как человек? Что есть Его жизнь на земле, как не смирение: ведь Он принял на Себя образ раба? И что есть Его искупление, как не смирение? «Он смирил Себя и был послушен даже до смерти». И что есть Его вознесение и Его слава, как не смирение, превознесенное до царского трона и увенчанное славой? «Он смирил Себя, поэтому Бог превознес Его». На небесах, где Он находился с Отцом в Его рождении, в Его жизни, в Его смерти, в Его восседании на престоле, – во всем этом нет ничего другого, кроме смирения. Христос – это смирение Самого Бога, воплощенного в человеческой природе. Это Вечная Любовь, смирившая Себя, одевшись в накидку кротости и мягкости, чтобы победить, служить и спасти нас. Как любовь и сострадание Божье сделало Его заступником, помощником и слугой для всех, так Иисус по необходимости был Воплощенным Смирением. И поэтому Он и сейчас находится на престоле, кроткий и смиренный Агнец Божий.

Если это является корнем дерева, то его природа должна быть видна в каждой веточке, листике и плоде. Если смирение является самой важной составляющей, всепоглощающей благодатью жизни Иисуса, если смирение есть секрет Его искупления, – тогда здоровье и сила нашей духовной жизни будут всецело зависеть от того, поставим ли и мы также эту благодать на первое место, сделав смирение той главной характеристикой, которой мы восхищаемся в Нем, которую мы просим у Него и ради которой мы пожертвуем всем остальным (см. примечание в конце главы).

Удивительно ли, что христианская жизнь часто настолько слаба и бесплодна, если сам корень Христовой жизни не известен и потому пренебрегаем? Удивительно ли, что радость спасения так мало ощущается, если то, на чем коренится эта радость, взыскивается так слабо? Пока смирение, которое будет покоиться ни на чем ином, как на смерти для самого себя; которое отпускает всю славу людскую, как это сделал Иисус, чтобы взыскать ту славу, которая приходит от Самого Бога; которое считает себя за ничто, для того чтобы Бог мог быть всем и чтобы только Господь мог быть превознесен, – пока такое смирение не станет тем, что мы будем искать во Христе превыше самой большой нашей радости, и захотим иметь его любой ценой, до тех пор будет очень мало надежды для нашего христианства завоевать этот мир.

Чтобы быть честным, я не могу много требовать от моего читателя, если его внимание до этого никогда не было особенным образом направлено на желание иметь смирение внутри себя или вокруг себя, остановиться и задать себе вопрос, видел ли он много примеров духа кротости и смирения Агнца Божьего в тех, кто называются Его именем. Подумай, читатель, как всякое желание любви, всякое безразличие к нуждам, чувствам и слабостям других людей; всякие резкие и поспешные суждения и высказывания, так часто оправдываемые необходимостью быть прямым и честным; всякие проявления гнева и раздражительности; всякие ощущения горечи и отчуждения коренятся ни в чем ином, как в гордости, которая всегда ищет своего. Ее глаза всегда будут открыты, чтобы видеть, как темная, если не сказать дьявольская гордость, проникает почти во все, и собрание святых не является исключением. Пусть читатель задумается, каким будет результат, если в себе и вокруг себя, по отношению к святым и к миру верующие будут постоянно руководиться смирением Иисуса. Что произойдет, если день и ночь криком нашего сердца будет: «О, Боже, дай мне увидеть смирение Иисуса в себе самом и вокруг себя»? Давайте честно и от всего сердца признаемся в недостатке нашего собственного смирения, которое должно проявиться в подобии жизни Христа, а также во всем характере Его искупления, и мы начнем чувствовать себя так, как если бы мы никогда не знали, кто есть Христос и что есть Его спасение.

Верующий! Исследуй смирение Иисуса. В этом секрет, скрытый корень твоего искупления. Погружайся в него глубже день за днем. Веруй всем своим сердцем, что тот Христос, Которого Бог даровал тебе как Свое Божественное смирение, совершил эту работу за тебя. Он будет жить и совершать Свой труд в тебе, и сделает тебя таким, каким задумал тебя Отец.

Примечание:

«Нам необходимо знать две вещи: 1. Что наше спасение целиком состоит из того, чтобы быть спасенными от самих себя, какими мы являемся по природе. 2. Что во всей природе вещей ничего иное не может быть этим спасением или спасителем для нас, но само смирение Божье, которое превосходит всякие слова. Так как первое неизменное условие Спасителя к падшему человеку: кто не отречется от себя, тот не сможет быть Моим учеником; сам человек – это воплощение зла в падшем естестве, а самоотречение – это наша способность принять спасение: итак, смирение – это наш спаситель… Эгоизм является корнем, ветвями и деревом всякого зла нашего падшего состояния. Всякое зло падших ангелов и людей происходит от гордости за самих себя. С другой стороны, вся сила небесной жизни содержится в силе смирения. Именно смирение составляет ту бездонную пропасть, которая отделяет небо от ада. В чем же тогда состоит великая борьба за вечную жизнь? В борьбе между гордостью и смирением: гордость и смирение являются двумя управляющими силами: два царства воюют за вечное владение человеком. Никогда не было и никогда не будет другого смирения, отличного от смирения Христова. Гордость и эгоизм всецело обладают человеком до тех пор, пока человек не начнет черпать свои силы от Христа. И тогда он сражается добрым подвигом веры, и эта борьба состоит в том, чтобы унаследованную от Адама идолопоклонническую натуру умертвить посредством того, чтобы привести к жизни в себе сверхъестественное смирение Христа». – В.Ло «Обращение к священству», стр. 52.

СМИРЕНИЕ В УЧЕНИИ ИИСУСА

  «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29). «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий пришел, чтобы послужить» (Мф. 20:27-28).

Мы видели смирение в жизни Христа, как Он открыл Свое сердце для нас. А теперь давайте прислушаемся к Его учению. Здесь мы услышим, как Он говорит об этом, и насколько глубоко Он ожидает, чтобы люди, и особенно Его ученики, были смиренными, как Он. Давайте тщательно изучим приведенные ниже цитаты, чтобы получить полное впечатление того, как часто и как усердно Он учил об этом, и это поможет нам осознать, что Он ожидает от нас.

1. Посмотри на начало служения Иисуса. В «блаженствах», которыми начинается Нагорная Проповедь, Он говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Самые первые слова Его провозглашения Царства Небесного открывают те единственные врата, через которые мы можем войти туда. Нищие, которые ничего не имеют сами по себе, получают царство. Кроткие, которые ничего не ищут в самих себе, получают землю. Благословения неба и земли принадлежат смиренным. Для небесной и земной жизни смирение является секретом благословения.

2. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Иисус предлагает Себя в качестве Учителя. Он говорит о том, что мы найдем Его как Учителя, чтобы научиться от Него и получить покой для своих душ. Кротость и смирение – это единственное, что Он предлагает нам, в нем мы найдем совершенный покой для души. Смирение должно стать нашим спасением.

3. Ученики спорили о том, кто будет самым великим в царстве, и согласились на том, чтобы спросить об этом Учителя (Лк. 9:46; Мф. 18:3). Иисус поставил ребенка посреди них и сказал: «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». «Кто больше в царстве небесном?» Вопрос, несомненно, далеко идущий. Что будет явным отличием в небесном царстве? Ответ дает никто иной, как Сам Иисус. Самая большая слава небес, их истинная атмосфера и глава всякой благодати – это смирение. «Кто меньший среди вас, тот будет большим».

4. Сыны Зеведеевы просили Иисуса о том, чтобы сидеть возле Него по правую и по левую руку, на самом высоком месте в царстве. Иисус сказал, что это решает не Он, а Отец, Который даст это место тем, для кого оно приготовлено. Они не должны ни искать, ни просить этого места. Их мысли должны быть сосредоточены на чаше и крещении смирения. И затем Иисус добавил: «Кто хочет быть большим среди вас, да будет всем слугой. Как и Сын Человеческий пришел, чтобы послужить». Смирение, являющееся отличительной чертой небесного Христа, будет единым стандартом славы на небесах: самые смиренные находятся к Богу ближе всех. Первенство в церкви обещано самым смиренным.

5. Обращаясь к народу и к ученикам, Иисус говорил о фарисеях и о том, что они любят сидеть на первых местах. И опять Он повторил слова: «Больший из вас да будет вам слуга» (Мф. 23:11). Смирение является единственной лестницей успеха в царстве Божьем.

6. В другом случае, в доме одного фарисея, Иисус рассказал притчу о госте, которого попросили пересесть повыше (Лк. 14:1-11), и добавил: «Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». Это требование неизменно, – другого пути не существует. Только самоуничижение будет возвышено.

7. После притчи о фарисее и мытаре Христос снова говорит: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.18:14). В храме и присутствии, и поклонении Богу, все является бесполезным, если не идет от глубокого, истинного смирения по отношению к Богу и людям.

8. После того, как Иисус омыл ноги ученикам, Он сказал: «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин.13:14). Авторитетность повеления и сам пример, каждая мысль, будь то послушание или сообразование с образом Христа, делают смирение первым и самым важным элементом ученичества.

9. За столом Тайной Вечери ученики все еще спорили о том, кто из них больший (Лк. 22:26). Иисус сказал: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий». Тот путь, по которому шел Иисус, и который Он открыл для нас, та сила и тот дух, в котором Он совершил наше спасение, и все еще спасает нас, – это и есть смирение, которое делает меня слугой для всех.

Как мало об этом проповедуется. Как мало это практикуется. Как мало отсутствие этого ощущается или исповедуется. Я уже не говорю о том, как мало людей достигает этого, некой узнаваемой меры подобия Иисуса в Его смирении. Но как мало христиан хотя бы задумываются о том, чтобы сделать смирение конкретной целью своего постоянного желания и молитвы. Как мало мир видел это. Как мало можно увидеть это даже во внутренних кругах Церкви.

«Кто хочет быть большим среди вас, да будет всем слугой». Неужели Иисус действительно имел в виду то, о чем говорил?! Мы все знаем, что подразумевается под характером верного слуги или раба. Преданность интересам хозяина, старательное угождение и забота о том, чтобы доставить ему удовольствие, радость от того, что хозяин находится в преуспевании, чести и счастье. Существуют такие слуги на земле, в которых видны все эти черты, и для которых звание слуги не было ничем иным как славой. Как многим из нас не ведома эта новая радость в христианской жизни – знать, что мы можем посвятить себя полностью Богу в качестве Его слуг, Его рабов, чтобы найти, что служение Ему – это наша наивысшая свобода: свобода от греха и эгоизма?

А теперь нам нужно выучить еще один урок: Иисус призвал нас быть слугами друг другу, и если мы примем это всем сердцем, это служение также будет самым благословенным, новой и более полной свободой от греха и эгоизма. Поначалу это может казаться тяжелым; и все только из-за гордости, которая все еще считает себя чем-то. Если мы постигнем однажды, что быть ничем перед Богом является славой творения, Духом Иисуса и радостью неба, то мы примем всем своим сердцем такую дисциплину, которую мы можем иметь в служении даже тем, кто досаждают нам. Когда наше собственное сердце настроено на это истинное освящение, мы будем изучать каждое слово Иисуса о самоуничижении с новым рвением. Никакое место не будет для нас слишком низким, никакое смирение слишком тяжелым, а служение слишком жестким или слишком долго длящимся, если мы будем находиться в общении с Тем, Кто сказал: «Я среди вас как слуга».

Братья, существует путь к более высокой жизни. Она находится ниже, гораздо ниже! Именно это сказал Иисус Своим ученикам, которые выясняли, кто из них будет большим в царстве, и кто будет удостоен чести сидеть по правую и по левую руку от Него. Не ищи и не проси возвышения, – это работа Божья. Смотри за тем, чтобы смирять и уничижать себя, и не занимай никакого другого места перед Богом и перед людьми, кроме места слуги. Это твоя работа, пусть это будет твоей единственной целью и молитвой. Бог верен. Как вода всегда стремится заполнить более низкое место, так и Бог, найдя творение уничиженное и пустое, заполняет его Своей славой и силой, чтобы возвысить и благословить. Тот, кто смирит себя, – и это должно быть нашей единственной заботой, – будет возвышен. Это Божий труд. По Своей великой силе и бесконечной любви Он сделает это.

Люди иногда смотрят на смирение и кротость как на то, что лишает нас благородства, смелости и мужества. О, если бы все поверили в то, что смирить себя и стать слугой для всех, – это и есть благородство небес, царственный дух Самого Царя небес и само подобие Бога! Это путь к радости и славе вечного присутствия Христа и Его силы в нас.

Иисус, кроткий и смиренный Агнец, призывает нас научиться от Него путям Божьим. Давайте изучать те слова, которые мы прочитали, до тех пор, пока наши сердца не будут наполнены одной мыслью: моей единственной нуждой является смирение. Давайте верить в то, что Бог дает то, что показывает, и вкладывает в нас то, кем Сам является. Этот кроткий и смиренный Агнец войдет в жаждущее сердце и поселится там.

АПОСТОЛ ПРЕБЫВАЮЩЕЙ ЛЮБВИ

Эндрю Мюррей

краткая биография

«Однажды я разговаривал с миссионером, – пишет Эндрю Мюррей, – и он сказал мне: «Брат, помни: если Бог вкладывает желание в твое сердце, Он обязательно выполнит его». Это помогло мне. Я думал об этом сотни раз. Я хочу сказать то же самое и всем тем, кто попал в трясину и борется с безнадежностью и сомнениями. То желание, которое Бог вложил в твое сердце, Он обязательно исполнит.

Если кто-либо скажет, что у Бога нет никакого места для него, то пусть такой человек уповает на Бога и ждет, и Он поможет ему и покажет его место.

Я научился представать перед Богом каждый день, как сосуд, который должен быть наполнен Его Святым Духом. Он наполнил меня благословенной уверенностью в том, что Он, являясь вечным Богом, гарантирует Свой постоянный труд во мне. Если существует такой урок, которому я учусь день за днем, то он состоит в следующем: именно Бог производит все во всем. О, если бы я мог помочь какому-либо брату или сестре осознать это!»

Один из четырех детей, которые родились у Эндрю старшего и Марии Мюррей, Эндрю Мюррей рос в таком уголке мира, который считается самым отдаленным, – Граафф-Рейне (около Кейптауна), что в Южной Африке. После того, как он получил среднее образование в Шотландии и проучился три года в теологическом колледже в Голландии, Эндрю Мюррей опять вернулся сюда в качестве миссионера и служителя.

Первым назначением Мюррея был Блемфонтейн, отдаленная и непривлекательная местность, расположенная выше Оранжевой реки площадью около 50 000 квадратных миль и с населением 12 000 человек. Даже в эти ранние годы служения Эндрю уже проявлял признаки того, что станет известным писателем. «Глубокая христианская жизнь» была любимой темой Мюррея. Он говорил о том, насколько Бог желал открывать все больше Себя тем, кто будет искать Его.

Как проповедник он постоянно собирал большие толпы людей и многих приводил к упованию на Христа как на своего Спасителя. Но жизнь Мюррея не проходила без испытаний. Когда он был еще молодым человеком, продолжительная болезнь привела его к слабости и истощению. Позднее, в самом расцвете его служения, серьезная болезнь заставила его на два года уйти с кафедры. Но Бог использовал каждое испытание, чтобы убрать все, что мешало его посвящению Христу.

Мюррей писал: «В моем сердце царила ужасная гордость и самодовольство». Он вел ожесточенную борьбу с гордостью, и Бог одержал победу.

«Со всеми своими теологическими знаниями я никогда не знал того, что послушание было возможным, – пишет Мюррей. – Мое оправдание было ясным, как белый день. Я знал тот час, в который принял от Бога радость прощения. Я помню, как я сидел в своей маленькой комнатке в Блемфонтейне и думал: в чем дело? Вот я, знающий, что Бог оправдал меня в крови Христа, но у меня нет силы для служения. Мои мысли, мои слова, мои действия, моя неверность, – все это беспокоило меня».

Дочь Мюррея писала о своем отце: «Это случилось после «времени молчания» [во время болезни]. Бог очень близко подошел к отцу, и тот смог яснее увидеть значение жизни полной отдачи и простой веры. Во всех своих взаимоотношениях с другими людьми он начал проявлять постоянную нежность и любовь, а также лишенную эгоизма заботу о других, что все больше характеризовало его жизнь с этого момента. В то же самое время он ничего не потерял из своей силы и решимости».

Когда в Кейптаун пришло пробуждение, Эндрю Мюррей колебался. Он не хотел попасть в волну эмоций. Но очень скоро он осознал, что Бог производил Свою работу в Южной Африке, как и в Америке. Результатом этого было еще более глубокое познание дел Божьих.

В своей книге «Секрет поклонения» он пишет: «Удели время. Дай Богу время проявить Себя тебе. Удели время для себя, чтобы посидеть тихо и спокойно перед Ним, ожидая принять через Духа Святого уверенность в Его присутствии рядом с тобой и Его силы, действующей в тебе.

Удели время для того, чтобы читать Слово Божье в Его присутствии, чтобы из него узнать, чего Он хочет от тебя и что Он обещает тебе. Позволь Слову сотворить вокруг тебя и внутри тебя святую атмосферу, святой небесный свет, в котором твоя душа получит освежение и силу для труда повседневной жизни».

Друзья рассказывают, как дом Мюррея всегда находился в движении. Он и его жена Эмма имели девять детей и бесконечный поток посетителей и друзей. В 1873 году Эндрю помог основать гугенотскую семинарию, школу, в которой молодые женщины обучались преподавательскому труду. Туда съезжались девушки со всей страны. Когда начались занятия, здание было слишком маленьким для того, чтобы вместить всех желающих, поэтому пришлось достроить еще одно крыло.

Он также был первым президентом Христианского Общения Молодых Мужчин ( YMCA ). Он написал не только 240 книг, но и был мужем великой молитвы. Через свои личные молитвы и взаимоотношения со Спасителем он узнал, что смех и общение были двумя наиболее важными составляющими жизни.

Он часто молился: «Пусть ни единый момент моей жизни не будет проведен вне света, любви и радости Божьего присутствия, и да не будет ни единого момента без полной отдачи меня самого в качестве сосуда для Него, полного Его Духа и Его любви».

Пребывание во Христе было краеугольным камнем жизни и служения Эндрю Мюррея. Он пишет: «Пребывай в Иисусе: твоя жизнь в Нем приведет тебя к такому общению с Богом, в котором будет лишь истинное знание Бога. Его любовь, Его сила, Его бесконечная слава, когда ты будешь пребывать в Иисусе, явится настолько сильно, как никогда ранее ни к одному человеку до тебя».

Вернуться к оглавлению журнала

Вернуться на Главную страницу О «Рука об руку» | Журнал "Восстановление" | Библиотека
Статьи и учения | MP3 | Рекомендуем | Ссылки
Партнёрство | Молитва | IHOP-KC | Обратная связь | E-mail
 
Hosted by uCoz