Рука об Руку - международное христианское служение учения и помощи.

Библиотека

К концу

Возврат к реальности

Хартвиг Хенкель


Тренинг для борцов против духа этого мира

9. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОСТРЫХ МЕЧЕЙ


Повествования о войнах ветхозаветного народа Божьего являются для нас образами духовной битвы, в которую мы вовлечены сегодня. Эти истории полны практических примеров для нас. Читая Книги Моисея или Книгу Иисуса Навина, мы много раз наталкиваемся на очень интересную фразу. Приговор, вынесенный врагу Богом, Израиль приводил в исполнение «острием меча».

И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча.

- Исход 17:13

И когда Господь, Бог твой, предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча.

- Второзаконие 20:13

В Книге Иисуса Навина в описаниях военных сражений при завоевании обетованной земли это выражение «острием меча» встречается в общей сложности двенадцать раз. Также и мы, новозаветные верующие, имеем свою обетованную землю. Потрясающие уровни победы, свободы и владычества над делами тьмы обещаны нам. На этих уровнях нам и следует жить, а также с великой силой и ревностью вести за собой других.

Неудивительно, что враги народа Божьего боялись острых мечей воинов Господних. Поэтому мы можем хорошо понять стратегию противника. Когда враг однажды одержал победу над израильтянами (так как из-за непослушания они потеряли содействие своего Бога), он сделал все возможное, чтобы они не смогли снова вооружиться опасными для него мечами.

Кузнецов не было по всей земле Израильской, ибо Филистимляне опасались, чтобы Евреи не сделали меча или копья. И должны были ходить все Израильтяне к Филистимлянам оттачивать свои сошники, и свои заступы, и свои топоры, и свои кирки.

- 1 Царств 13:19-20

Спустя много лет мы видим подобную ситуацию вражеского превосходства благодаря таким же принятым ме­рам предосторожности.

И выселил весь Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско – десять тысяч было переселенных, – и всех плотников и кузнецов; никого не осталось, кроме бедного народа земли.

- 4 Царств 24:14

Противник знает, что его жертвам для освобождения нужны острые мечи. Не допуская кузнецов к народу Божьему, враг тем самым сохраняет свое господство над ним! Это довольно неброское утверждение имеет на сегодня огромное значение для нас!

Хотя в Новом Завете и нет точно такого же словосочетания как «острием меча», тем не менее без слов ясно, что первые христиане добивались побед именно острым мечом. В Послании к евреям действие Слова Божьего описывается так:

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет.

- Евреям 4:12-13

Завоевать людей для Царства Божьего можно только тогда, когда сумбур в их голове, возникший от искаженных взглядов на жизнь, ложных мыслей о Боге и эгоистичных мотивов, будет освещен ясностью и силой истины. Мнимый мир, основанный на собственной праведности, можно разрушить лишь в том случае, если мы глубоко разоблачим собственную неправоту перед Богом, неподкупным Судьей. Это обличение греха должно сочетаться с сильным проявлением любви и благости Божьей. Заместительными страданиями и смертью Своего Сына Бог доказывает нам как Свою строгость и праведность, так и Свою великую любовь и милосердие.

Это уникальное сочетание праведности и прощения присуще только нашему Богу. Без помощи Духа Святого наше благовествование породит или апатичную благость, которую вместо страха Божьего отличают панибратские, наигранные отношения с Богом, или осуждение, страх и религиозное давление достичь результатов во что бы то ни стало. Глубочайший труд разделения совершается в человеке посредством только живого Слова Божьего, как это описано в Евреям 4:12-13.

Вне всякого сомнения, первые христиане владели острым мечом, который мог оперировать сердца. Вот некоторые примеры того. Петр завершил свою проповедь в день Пятидесятницы следующими словами:

Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом этого Иисуса, Которого вы распяли.

- Деяния 2:36

Следствием этого слова был не интерес слушателей к представившейся возможности еще больше узнать что-то о новой вере, не готовность поднять руку, выйти вперед или проявить другие внешние признаки одобрения. Нет, острое слово возымело более глубокое действие. Оно привело этих людей к краху существовавших до сих пор ценностей и представлений о вере и к безусловной готовности позволить Господу учить себя через Его посланников.

Слыша это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братия?

- Деяния 2:36-37

Острое слово Божье, проповеданное Петром с любовью и горячим желанием праведности Божьей, отрезало их в один миг от всех ложных представлений о Боге и способах угождения Ему. Оказавшись на этом полном нуле своей жизни, они были теперь согласны принять помощь.

Также и в проповеди Стефана перед синедрионом мы видим, как острый меч пронзает сердца слушателей и выводит на свет все сокрытое: злые умыслы и кровавый отпор истине.

Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы: кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, вы, которые приняли закон при служении ангелов и не сохранили. Слушая это, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.

- Деяния 7:51-54

Конфронтация с живым острым словом привела религиозных лидеров к сложной дилемме. Вся сцена говорила в пользу Стефана. У него было сверхъестественное, подтвержденное с небес слово, ибо на него сошла слава Господня и его лицо было подобно лицу ангела. И когда он умирал под градом камней, у него вырвалось то же самое милосердие и та же благость, что и у Иисуса на кресте. Громким голосом он воскликнул: «Господи! Не вмени им греха сего». Его слова обнажили на глазах у народа фальшь и ненависть, которые были в сердцах религиозных лидеров, но их камни вынесли на свет милосердие и благость из тайников сердца Стефана. И сейчас народ стоял перед явными, неопровержимыми фактами, с помощью которых можно было установить, кто был прав: религиозный истеблишмент (правящие круги – Прим. перев.) или ученик этой темной новой секты. Как могут их лидеры, которые просто притворяются, что служат живому Богу, кипеть такой злобой? Как может этот Стефан ошибаться и якобы не знать Бога, если он выражает дружеское отношение таким внушительным образом? Это было понятно даже простому сельскому труженику, который, в общем-то, ничего не смыслил в толковании Писаний. Острый меч Божий обнажил сердца.

Таким было действие острого меча у первых христиан. Сегодня, в эпоху просвещения, когда люди думают, что лучше всего осведомлены о том, что абсолютной истины не бывает, наша потребность в подобном эффективном оружии не меньше, но намного больше. И поскольку его крайне не хватает в нашем служении, возникает так много проблем. В этом и состоит основная проблема нашей современной веры. Ее можно решить только тогда, когда мы увидим саму проблему?

Многие люди примкнули к нашим церквям, но они так и не капитулировали перед живым Богом. Многие пришли из-за того, что находят нас милыми или любят наше прославление, либо их привлекли заманчивые обещания в наших проповедях. Кто бы из нас не хотел жить счастливо и беззаботно и не иметь проблем со здоровьем? Не пройдя через сокрушение и по-прежнему уповая на мирские вещи, на свои знания и дарования, они пытаются прибрать к рукам церковь. Они претендуют на положение, соответствующее их врожденным способностям, и лишь на этом основании хотят иметь право голоса в организации цер­ковной жизни, а также влиять на содержания проповедей. Такие люди выступают за то, что поклонение не должно быть слишком долгим (ведь неверующие, которые присутствуют на собрании, не знают, что им делать); проповедь не должна быть слишком категоричной и бросать вызов; излишне и заострение внимания на том, что от тебя ожидают перемен. Имея такую претенциозность настрой и будучи полностью уверенными в себе, они неспособны учиться и изменяться. Именно поэтому многие не пребывают в учении апостолов, как было нормой в Деяниях 2:43, но сами ищут себе учителей, которые проповедуют то, что им нравится слышать.

Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

- 2 Тимофею 4:3-4

Через таких несокрушенных людей в церковь приходят мирские веяния и ценности. На сегодня ситуация такова, что церковь строится на многих хороших принципах, обла­дает захватывающими идеями и силами этого мира, полна всевозможных планов. Но ей не достает решающего, – того, что было у первых христиан: остроты меча, силы обличе­ния. Нам крайне не хватает способности приводить людей прямо к их Судье и Спасителю в одном лице. Этот недоста­ток не может быть восполнен ничем, кроме оригинала. За каждый состряпанный суррогат мы платим высокую цену, продолжая уменьшать свою эффективность.

Так важно, чтобы мы ясно увидели собственный недостаток, иначе мы будем не за то молиться! Мы должны прийти в согласие с Господом, чтобы идти в ногу с Ним.

Если же мы не осознаем нужду в острых мечах, то будем находиться в искушении работать с еще большей затратой сил, видя проблему в отсутствии или скудости результатов нашего труда.

Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; муд-рость умеет это исправить.

- Екклесиаст 10:10

Что делать с тупым топором? Придется напрягать собственные силы еще больше! Может, при рубке деревьев это еще и поможет, но от хирурга с тупым скальпелем вряд ли будет какая-то польза! Ведь здесь нужна не сила, но острота.

Мы напрягаем собственные силы, чтобы восполнить недостаток остроты своего слова. Некоторые стремятся достичь высокого совершенства, которое не уступало бы мирскому уровню, за счет напряженных тренировок, будь-то в музыке или в прочей творческой деятельности. Но даже когда это получается, а маленькие церкви обычно никогда в этой области не имеют никакого шанса, ожидаемого действия все же не происходит. Зрители могут восторгаться нашими служениями, но имеют ли они встречу с живым Богом? Ощущают ли они, насколько отвратительна была их прежняя жизнь? Отворачиваются ли они радикально от своего самозваного и независимого образа жизни и могут ли постигнуть затем ту благодать, что такие, как они, прощены?

Царство Божье созидается силой Божьей! Ибо «не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь». Ничто не может заменить силу истины, пронзающую сердца. Наши мечи должны стать снова острыми! Главный вопрос звучит так:

Как восстановить остроту наших мечей?

Решение стать борцом для Господа за истину, праведность и настоящую любовь является началом стиля жизни посвящения и духовной дисциплины. Мы должны видеть ясную цель и ради нее работать над самими собой. К этому ободрял и призывал Павел своего ученика Тимофея:

Старайся представить себя Богу испытанным, дела­телем, которого не в чем упрекнуть, режущим слово истины прямо в глаза.

- 2 Тимофею 2:15 (цитируется согласно немецкому переводу Библии – Прим. перев.)

Слово «испытанный» в греческом языке имеет отношение к проверке качества металла и монет и означает « опробован и в результате признан чистым и пригодным».

Здесь нам бросается вызов, который мы должны принять: работник Господень должен быть испытан и на поверку оказаться подлинным. Затем Господь наделит его способностью резать слово истины со всей прямотой, подобно тому, как в лесу прорубают просеку. Но если острое Слово Божье не совершило в нас свой труд, так как мы не хотели подвергать себя этому процессу, то оно и не сможет через нас совершить свою работу в других. Эта взаимосвязь объясняет низкие результаты наших проповедей. Мы очень часто хотим сказать истину другим, но так мало сами живем по ней. Нам необходимо внести коррективы. Истинный служитель Христа регулярно питается словами веры и добрыми учениями, которым он следует (1 Тим. 4:6).

Наше умение помогать людям идти вперед по пути истины возникает не в результате теологического образования или библейских знаний, но в результате такой жизни, когда мы сами равняемся по Слову Божьему. Мы не можем дать другим того, чего сами не получили от Господа. Мы всегда должны работать над тем, чтобы быть такими, кто держится

… истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

- Титу 1:9

Во втором Послании к Тимофею Павел говорит о возникновении конфликта в церкви последнего времени. При этом он не только дает очень важное описание его сути, но и указывает на необходимую позицию борцов, ведущих сражение на стороне Господа.

Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, небла-годарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

- 2 Тимофею 3:1-5

Тяжелые времена приходят через людей, которые называют себя верующими, но живут в перечисленных выше грехах и, к тому же, отвергают силу Божью, освобожда­ющую от власти греха. Другими словами, речь идет о ве­рующих, которые думают, что верить в Христа, не распиная свою плоть, – это нормально (Гал. 5:24). Жить в грехе для них считается естественным. Они производят впечатление тех, кто очень старается научиться, но Павел говорит, что они не могут дойти до познания истины (2 Тим. 3:7).

Они не могут! Почему? Потому что они противятся истине (стих 8). Времена станут трудными для истинных верующих из-за того, что эти люди будут бороться против истины и тем самым против вестников истины. Ум таких религиозных людей испорчен (стих 8), ибо они никогда не покорялись обязывающему авторитету воли Божьей, изложенной в Писании. Их представление о вере не содержит в себе понятия о послушании, как учили об этом Сын Божий и апостолы.

Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.

- Иоанна 3:36

Такие люди, которые слышат слово, но не посвящают себя тому, чтобы исполнять его и применять в своей жизни, живут в заблуждении и самообмане. Они не могут испытать целительную и освобождающую силу истины, потому что, крепко держась неправды, подавляют и заглушают истину (Рим.1:18). С такими людьми появится масса проблем, так как они хотят не только сами пребывать в непослушании, но и вести борьбу против настоящих проповедников освобождающей истины. Наша единственная возможность помочь им состоит в том, чтобы призвать их подчиниться господству Иисуса посредством практического принятия Слова Божьего. Но если они не хотят этого, тогда они не могут оставаться в общении с истинными верующими. Господь обещал заступаться за проповедуемую истину и очищать Свою церковь. Их безумие обнаружится перед всеми, говорится в 9 стихе. Это означает, что истинные верующие до такой степени возрастут в зрелости , что будет ясно видна разница между подлинными последователями Господа и попутчиками, устроившимися «на подножке», которые боятся истинного подчи­­нения Господу и крепко держатся за свои собственные представления. Нашим утешением в настоящий момент хаоса является то, что в конце церковь будет чистой и сильной, реально отражающей сущность Господа, Его красоту, любовь, милосердие и святость. Такой духовный взгляд наделяет борцов твердой надеждой в борьбе с духом этого мира.

И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.

- Малахия 3:18

Как служителями Божьи, мы посвящаем себя истине и позволяем ей править нашей жизнью. Истина происходит не от наших чувств или мнений, но от написанного Слова Божьего. Оно является неизменной основой нашей жизни и служения. Поскльку мы считаем, что Слово дано Богом, оно способно раскрыть в нас свою силу обличения, исправления и наставления.

Павел продолжает описывать конфликт в церкви последнего времени и указывает на слагаемые успеха. Успех в нашем служении Господу начинается с раскрытия силы Слова Божьего в нашем собственном сердце.

Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен; притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

- 2 Тимофею 3:13-17

Так как существует связь между верой в Божественный авторитет Слова и действием Слова в нас, враг особым образом пытается атаковать церковь в этом. Он хочет представить Писание как продукт человеческого труда, используя всевозможные псевдонаучные аргументы. Если мы противостанем этим искушениям и посмотрим на Пи­сание как на Слово Божье, каковым оно является в дейст­вительности, оно сможет действовать в нас.

Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас верующих.

- 1 Фессалоникийцам 2:13

Божье Слово совершает в верующих глубокое освобо­ждение, которого невозможно добиться никаким другим способом. Только Слово Божье разделяет душу и дух и выносит на свет сокрытые мотивы нашего сердца (Евр. 4:12-13). Из нашей жизни исчезают неискренность, фальшь, эгоистичное честолюбие и другие разрушительные мотивы поведения. В нас все больше будет света, и он все ярче будет светить через нас.

Благоговейная и постоянная преданность написанному Слову Божьему произведет в нас страх Господень, как об этом, например, описывается во Второзаконии.

Но когда он сядет на престол царства своего, должен списать для себя список закона этого с книги, находящейся у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления эти; чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля.

- Второзаконие 17:18-20

Дополнительная помощь в обращении со Словом Божьим находится в главе «Новое сердце». Но только одного изучения и применения Слова Божьего недостаточно. Нам нужно что-то еще. Иначе, как объяснить то, что существует так много людей, обладающих огромным запасом библейских знаний, и, тем не менее, не имеющих силы обличения? Поэтому обратимся к следующему очень важному моменту, чтобы ответить на вопрос: как наши мечи могут снова стать острыми?

Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего.

- Притчи 27:17

Главный фактор, возобновляющий остроту меча, может быть описан понятием «подлинное общение». Это будет центральной темой грядущей реформации церкви. Под «подлинным общением» подразумевается, что за теоретическую и практическую основу нашего общения мы берем Слово Божье. Общение Духа Святого очень сильно отличается от того, как его понимает мир.

Мы учимся обращаться друг с другом честно и открыто, подчиняясь друг другу, в смирении почитая другого выше себя, принимая на себя ответственность друг за друга. Мы учимся исправлять друг друга с любовью и улаживать обиды и недоразумения. Конфликты не будут замалчиваться, но к ним станут относиться должным образом и разрешать по правилам Писания. Уровень власти, определяющий, кто и что вправе решать, в подлинном общении не будет перепутан с уровнем отношений. Для ясности приведу пример: в труде или церкви кто-то выполняет функцию руководителя и тем самым обладает правом принимать решения в рамках своих полномочий и несет за это ответственность. Но если этот лидер своим поведением ранит других сотрудников, то от него ожидается то же, что и от любого другого человека, а именно, чтобы он пошел и попросил прощения за свой проступок и привел все в порядок. Согласно стандарту Писания руководители не имеют особых прав на уровне взаимоотношений, более того, являясь примером для подражания, они несут на себе большую ответственность за это. Посему Писание предусматривает такую структуру церкви, в которой лидеры различных уровней отчитываются за свои действия перед верующими, предстоятелями которых они являются, в команде друг перед другом и перед апостольскими служениями. Господь хочет ввести нас в реальность подлинности и подотчетности, потому что Он желает высвободить новую меру духовной силы. Все больше становится очевидным, что там, где противятся этим новым акцентам истины, возникают серьезные проблемы и происходят потрясения или отклонения.

В то время как немалая часть устоявшегося руководства с помощью несуразных предостережений все еще защищает себя от всякого рода критики, и по каким бы то ни было причинам отказывается провести в своих учениях четкую границу между неправомочным осуждением с одной стороны, и дозволенным и необходимым обличением – с другой, на более низких уровнях уже давно учатся открытости, прозрачности и конструктивной критике (библейский эквивалент этому: наставление, исправление и обличение). Когда эта молодая смена возьмет на себя задачи руководства в церквах и трудах, – это лишь вопрос времени.

Конечно же, путь таких домашних ячеек, домашних церквей или других групп, которые хотят находиться под водительством Святого Духа, пока намного труднее и медленнее. В конечном счете за тридцать лет харизматического движения тему взаимоотношений никогда не поднимали на должный уровень. Если определенная группа или церковь хочет постоянно жить и служить под помазанием Духа Святого, в таком случае должны быть решены такие серьезные проблемы, как доминирование, тщеславные притязания, душевная эксплуатация, зависимости и страхи. Когда такие верующие предоставляют Святому Духу свободу действий среди себя, их общение нередко начинает подвергаться бурным процессам, потому что за вышеперечисленными негативными чертами характера и проблемами стоят мощные эмоциональные силы. Истина часто причиняет боль, и не каждый, кто называет себя хри­стианином, в действительности хочет иметь ее в своей жиз­ни в качестве решающей силы, которая будет определять все его отношения и ценности. Все же стоит пойти трудным путем. Лишь тогда мы придем к глубочайшему преоб­разованию нашего характера, и сила Божественного исцеления начнет действовать. Божья благодать, в которой мы нуж­даемся как для себя, так и для других, снова станет реальной посреди нас. Вследствие ее высвобождения проявится многообразие имеющихся дарований, и мы научимся до­полнять друг друга. В поклонении разовьется новая сво­бо­да, и начнет литься пророческий дух. Существует прямая связь между открытостью, доверием, честностью и потоком пророческих проявлений Духа Святого. Эту связь может заметить каждый, кто с открытыми глазами и сердцем посетит разные церкви и общения верующих. В связи с этим я хочу сослаться на статью «Ходатайство за Германию», в которой говорится о восстановлении пророческого ходатайства в нашей стране, а также звучит призыв к покаянию за подавление пророческого служения и дефицит настоящей любви.

Такой учебный процесс, когда мы учимся друг у друга, в большинстве случаев подавляется традиционной схемой «духовная власть + повиновение», при этом конфликты «пресекаются в корне», и откровенного выяснения не происходит. В результате этого вместо доверия и открытости между людьми царят страх и запугивание.

Во избежание недоразумений хочу подчеркнуть, что я верю в необходимость духовной власти и послушания. И это является моим твердым убеждением. Без них не будет никакого Божественного порядка и силы в общении. Но этим понятиям необходимо дать очень четкие определения на основании Слова Божьего, и их границы должны быть ясно очерчены. В моей предыдущей книге «Верните Мне Мою Церковь!» и в статье о грядущем апостольском слу­жении («Апостолы придут: настоящие или фальшивые?» - учебный журнал для пасторов «Восстановление» № 13, 2001г.: www.hand-in-hand.narod.ru) я более подробно касаюсь этих вопросов.

Псевдообщение, при котором мы не даем отчета друг другу, не поправляем ошибки и скрываем конфликты, ко­нечно же, намного проще и спокойнее. Но эта поддельная форма общения никогда не сможет выполнять функцию кузницы, которая необходима для изготовления острых мечей. Мы не сможем достичь глубоких изменений своего характера, если атмосферу нашего общения определяют поверхностность и фальшь.

К настоящему времени, к сожалению, часто бывает так, что мир может разбирать тему взаимоотношений намного лучше и честнее, чем верующие. Наше право проповедовать миру и призывать его обратиться может исходить только из подлинной альтернативы показать это на примере своей жизни. Если мы не в состоянии справиться с эгоистичными стремлениями в нашем кругу, то у нас нет и полномочий обличать неверующих в их грехе.

Но чтобы, говоря истину в любви, мы во всем возрастали в Того, Который есть Глава, Христос;

- Ефесянам 4:15 (цитируется согласно немецкому переводу Библии – Прим. перев.)

Значение словосочетания, которое здесь переведено как «говорить истину», в библейском словаре Стронга переда-ется следующим образом:

– быть истинным или неподдельным, быть правдивым;

– быть правдивым (настоящим) по отношению к кому-л., вести себя честно и открыто;

– сказать или говорить кому-л. правду, давать правдивые сведения.

Так правдиво обходиться друг с другом и является ответом на лукавство в христианских кругах, о котором упоминается непосредственно в предыдущем стихе (Еф. 4:14), потому что благодаря правдивости проявляется подлинное смирение. Другими словами: властолюбивые люди, зло­употребляющие церковью только ради своих мелких инте­ресов, не смогут выдержать истинного общения. И только те верующие, которые сами не живут в обязывающих отно­шениях, могут по своей слепоте стать жертвами лжеслужителей, решающих свои задачи в собственном помазании. Со смутой, которая возникает в результате подобных псевдослужений и которая сеется в настоящее время все больше и больше, будет покончено посредством подлинного общения. Также и другие проявления грешного образа жизни, как нечестность, независимость, огорчения и непрощение, обвиняющая и разрушающая речь, в подлинном общении быстро всплывают на свет, так что с этим можно будет сразу разобраться. Вне тесного общения не произойдут прорывы, глубоко изменяющие характер.

Важность истинных отношений друг с другом в Новом Завете описывается предельно ясно. И, тем не менее, такой обязывающий стиль жизни со взаимным подчинением и отчетностью встречает чрезвычайное сопротивление. Такие предостережения как: «Нам нельзя судить! Любовь покрывает грехи, а не вскрывает! Кто без греха, первый брось камень! Не прикасайся к помазаннику Божьему!» используются для того, чтобы сохранить ни к чему не обязывающее мышление клуба, где каждый сам по себе и может делать все, что ему вздумается. Но любовь без истины не является Божественной любовью, а лишь опасной имитацией врага, которую я раскрою в следующей главе «Твердыня фальшивой любви».

Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.

- Ефесянам 4:15

Одиночество и изоляция являются самыми большими проблемами нашего общества. Это и есть та цена, которую приходится платить людям за неверно понятую свободу, где каждый сам себе закон. Вызволить людей из одиночества и изоляции – в этом будет состоять в будущем важная задача и шанс церкви. Но перед этим ей придется пройти переломный процесс, когда коренным образом изменится понимание церкви и того, что значит следовать за Христом. Вместо анонимных собраний, куда люди приходят с мышлением зрителей, появится такое общение верующих, в котором будет течь жизнь и где люди будут находиться под господством Христа. При таком общении верующие будут жить стандартами Царства Божьего, наслаждаться им и являть его неверующему миру. Ответственность друг за друга станет выдающимся элементом нового типа церкви, который готовится сейчас.

Изображая новозаветную церковь, Писание очень ясно подчеркивает, что мы несем ответственность друг за друга. Наша общая система ценностей и понимание того, что мы нуждаемся друг в друге, чтобы стать целостными, будут составлять основу этой взаимной ответственности. В качестве нескольких примеров я хочу привести только три места Писания из всего обилия стихов, описывающих суть общения, которое налагает обязательства.

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.

- Евреям 3:12-13

Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.

- Евреям 10:24

Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие.

- Евреям 12:15

Грех как раз не является чисто личным делом, но он касается всех и причиняет вред всему общению или прямым, или косвенным образом. Например, имея неулаженные отношения, кто-то из горечи и непрощения в сердце может распылять яд обвинений или сеять в сердца других не­доверие, чтобы скрыть и оправдать свой протест и бунт. Также и «личный» грех, который, как кажется, не вредит никому другому (например, сексуальная нечистота или алкогольная, наркотическая зависимость), тем не менее, воздействует на общение, мешая или вовсе препятствуя Божьему присутствию в собрании (2 Кор. 6:14-18). Стремление к возрастающему явлению присутствия Божьего будет главным стимулом для новой церкви.

В таком понимании церкви виден полный контраст с миром, где усиливаются индивидуализм и безответственность, а поэтому также умножаются страдания, болезни и демоническое заражение.

Ответственность друг за друга выходит далеко за рамки простого теоретического знания, которое должно каким-то образом придать нам чувство сплоченности и защиты. Она подразумевает то, что ободрение, исправление и даже обличение станут обычными составными нашего общения.

Такую открытость невозможно вынудить, но она изольется абсолютно естественно из подлинного доверия, которое мы развиваем друг к другу. Доверие к другому человеку возникает всегда, если мы видим его подлинность и послушание воле Божьей. К тому, кто не хочет жить в истине и отвечать за свои ошибки, но вместо этого обвиняет других и оправдывает себя, мы никогда не сможем питать доверия. Конечно, нам следует признавать и почитать таких христиан как наших братьев и сестер по вере, но это нереально и не по Писанию ожидать доверительных отношений. Некоторые последователи Господа, которые еще не разобрались в этих принципах, чувствуют себя виноватыми в том, что определенным верующим они не могут выразить доверия.

Отношения в свете и во взаимных обязательствах, как это описано в Новом Завете, могут развиваться только в маленьких, обозреваемых группах, где друг друга знают на протяжении долгого времени и учатся держать ответ друг перед другом. Следующие места Писания проясняют, что одно лишь присутствие в церкви без готовности занять позицию учащегося и принимать исправления не дает должной духовной защиты. А мы знаем, что принятие замечания идет нам на пользу.

И скажешь: «Зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим? Едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!»

- Притчи 5:12-14

Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми. Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

- Притчи 15:31-32

Если рассмотреть важность вопроса служения наставления в Новом Завете, то можно обнаружить разительную противоположность тому, что сегодня происходит в церквах. Главной причиной этому является, во-первых, большой пробел в учении на эту тему, а во-вторых, твердыня врага препятствует ясному пониманию.

В одних только посланиях Нового Завета слово «наставление» встречается в сорока трех стихах. К этому еще надо добавить двенадцать стихов с близкими по значению словами «обличать» и «исправлять». Служение наставления является выражением любви Божьей к нам и средством сохранения нас от духовной патологии. Павел объясняет своему сотруднику Титу, что цель обличения проблематичных христиан состоит в том, чтобы они были здравы в вере (Тит.1:13).

Практика служения наставления

И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга.

- Римлянам 15:14

Зная благость Божью, мы становимся способными наставлять друг друга правильным образом. В действительности же нам нужна подготовка для этого служения, и сначала нам необходимо научиться правильно наставлять друг друга. При этом страх перед ошибками не должен привести нас к тому, что мы исключим эту важную тему из повседневной жизни церкви. Избежание этого трудного вопроса не может являться его решением. Нам нужно ясное учение, помощь Святого Духа, много смирения и смелости.

Существуют две опасности или крайности, которых нам стоит остерегаться. К тем или иным действиям нас побуждают разные мотивы. Одна крайность состоит в том, что мы вообще ничего не говорим другим. Мотивом такого отношения является то, что мы боимся оказаться в конфликте или мы безразличны и бессердечны по отношению к нашим братьям и сестрам. Иногда есть неправильные представления о том, как Бог может помочь людям исправиться, и мы убегаем от своей ответственности, занимая позицию: «Мы доверяем Господу, что Он все устроит». Но истина Библии такова, что Господь часто употребляет человека и нуждается в том, чтобы он сказал слово, которое подействует на нас. Более того, руководители церкви ответственны перед Господом за то, чтобы в церкви соблюдался Его порядок. Господь устанавливает Свой порядок в церкви через тех людей, которые познают Его и реагируют подобно Ему на зло и несправедливость. А это значит, что они любят так, как Он: безусловно принимая грешных людей, но бросая им вызов искать и принимать истину.

Вторая крайность: мы слишком много или все сразу говорим другим людям, или делаем это без любви и мудрости и часто в неподходящий момент. За этим нередко скрываются такие мотивы, как слепая ревность, собственная праведность, властность и даже месть. Определение «недозволенного осуждения» можно сформулировать так: мы выискиваем чью-то ошибку и указываем на нее с целью унизить человека, а сами превозносимся и наслаждаемся этим. При этом в нашем сердце мы могли бы, конечно, молиться так, как и тот фарисей: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18:11).

Мы не избежим этих опасностей в области наставления, если будем просто помалкивать, чтобы не причинить кому-то вреда. Но мы правильно поступим, если будем добросовестно стараться найти библейскую середину. Нашим побуждением должна быть любовь: мы хотим помочь и достичь решения проблемы.

Внести в этот вопрос ясность нам помогут несколько простых основополагающих правил:

– Кто не ободряет и не поддерживает людей, тот не должен и исправлять!

– Кто не ищет наставления для самого себя и не принимает его от других, тот не может наставлять других.

– Мы следим за тем, чтобы никогда не исправлять спонтанно под влиянием негативных эмоций! Вместо этого мы молимся и ждем, когда у нас появится «зеленый свет» от Господа, чтобы что-то сказать. Иногда мы видим что-либо, но чувствуем, что нам следует лишь молиться за этого человека, а Господь Сам направит к нему тех, кто что-то скажет.

Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

- Галатам 6:1

Очень важно также понимать, что Божье обличение прогрессирует в прямоте, силе и серьезности. Исправление только тогда нужно, когда у человека наблюдается ожес­точение и ослабевает желание жить подлинно и свято. Затем уже больше не действует ни обычный способ исправления: прикосновение Святого Духа и Слова Божьего, ни косвен­ный: соприкосновение с примерами для подражания. Пока мы почитаем других выше себя, исправ­ления совершаются между делом во время разговоров и совместной молитвы. Мы учимся прислушиваться друг к другу и слышать голос Божий в другом человеке.

Другие важные моменты, касающиеся вопроса о наставлении, рассматриваются в следующей главе, в которой речь пойдет о фальшивой любви.

Посредством настоящего общения верующих согласно заповедям Писания снова будут воздвигнуты кузницы, в которых изготовят острые мечи. Божье обетование Своим посланникам исполнится, и вновь будет возвещаться мощное слово, и враги Бога – духи лжи и заблуждения – снова будут разбиты острием меча.

Божьи обетования для нас:

…Я сделаю тебя мечем ратоборца.

- Захария 9:13

Вот, я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину.

- Исаия 41:15

И соделал уста Мои как острый меч; тению руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня.

- Исаия 49:2

Когда изострю сверкающий меч Мой, и рука Моя приимет суд, то отмщу врагам Моим, и ненавидящим Меня воздам.

- Второзаконие 32:41

Сын человеческий! Изреки пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: скажи: меч, меч наострен и вычищен; наострен для того, чтобы больше закалать; вычищен, чтобы сверкал, как молния. Радоваться ли нам, что жезл сына Моего презирает всякое дерево?

- Иезекииль 21:9-10


Вернуться к содержанию

На главную О «Рука об руку» | Журнал "Восстановление" | Библиотека
Статьи и учения | MP3 | Рекомендуем | Ссылки
Партнёрство | Молитва | IHOP-KC | Обратная связь | E-mail
К началу
 
Hosted by uCoz