Рука об Руку - международное христианское служение учения и помощи.

Библиотека

К концу

Возврат к реальности

Хартвиг Хенкель


Тренинг для борцов против духа этого мира

3. ЕЩЕ БОЛЬШЕ ВРЕДА


Говоря об изменениях в церкви, важно установить ее нынешний диагноз и причины, вызвавшие его. Диагноз определяет лечение. Чем же мы будем измерять наше духовное состояние? Сравнением себя с теми, кто имеет еще меньше, чем мы? Или с теми, кто значительно более нас безразличен к истине?

Или мы будем измерять себя масштабом вечного и неизменного Слова Божьего? Последнее, конечно, разобьет нас, но это сокрушение даст Богу возможность исцелить и восстановить нас. Могущественному вмешательству Божьему предшествует сокрушенность. Ибо наше состояние слабости вызвано нашей независимостью от Бога, и мы самоуверенно предпочли собственную мудрость мудрости Божьей.

Бог определил для церкви высокое призвание, а вместе с ним и большую ответственность. Не принимая на себя ответственность, церковь тем самым причиняет себе вред.

Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

- Матфея 5:13

Соль теряет свою силу, впитывая воду извне. Церковь сегодня находится под сильным влиянием мира, и поэтому у нее почти нет силы, чтобы влиять на него. Потому и мир почти не воспринимает ее всерьез. Он больше уже не видит в ней источник вдохновения, откуда можно черпать ответы на насущные вопросы нашего времени, как, например, сосуществование субкультур в обществе, неспособность к взаимоотношениям, соблюдение этических норм при развитии новых технологий, возрастающая агрессивность среди детей и подростков и многое другое.

Церковная деятельность многих руководителей и членов церкви, зачастую больше напоминает мирскую активность, чем воплощение принципов Царства Божьего. Церковь должна быть столпом и утверждением истины (1 Тим. 3:15), но именно отсутствие истины в столь многих важных вопросах, возможно, и является нашим величайшим изъяном. Например, наше терпимое отношение к слухам, а также к сомнительным и заведомо ложным служениям, наносящим вред телу Христову, свидетельствует о вопиющем недостатке истины. Вечный и неизменный стандарт Священного Писания во многих случаях давно вытеснен ситуативной этикой, когда соответствующие обстоятельства решают, что теперь правильно, а что нет. Например, в вопросах развода больше не считаются с однозначным Словом Божьим, но придерживаются человеческих соображений. «Они просто не сошлись характерами», – так один знаменитый руководитель прокомментировал печальный случай, когда муж оставил свою жену, чтобы жениться на другой женщине. Когда член церкви не мог больше мириться с явно нездоровым и крайне опасным «служением освобождения» гостя-проповедника и обратился к своему руководству по этому поводу, в ответ он услышал: «Что делать, если это все-таки помогает людям?!» Почти нигде не учат о том, как отличать здоровое служение от ложного и вредного, и поэтому такие принципы на практике не применяются. Нередко целью служений в церкви является не слава Божья, а личная выгода. Вопрос «Что я буду от этого иметь», к сожалению, часто оказывается решающим. Во имя любви некоторые лидеры покрывают явные грехи, требуя терпимости, которая должна закрывать глаза на беззаконие. Если кто-то поднимает свой голос против такой терпимости, указывая на расхождение со Словом Божьим, его клеймят как бунтаря. «Ты можешь быть хорошим командиром под командованием плохого генерала. Но помогать генералу – не твое дело», – так признанный учитель Библии излагал свои взгляды на лидерство и послушание. Когда же мы поймем, что подобные мнения готовят путь для дальнейшего падения тщеславных руководителей, которые не хотят никого слушать и ни перед кем не желают отчитываться?

Согласны ли мы признать, что следующее слово Господа во многом касается нашей ситуации?

И было ко мне слово Господне: сын человеческий! Скажи ему: ты земля неочищенная, неорошаемая дождем в день гнева! Заговор пророков ее среди ее, как лев рыкающий, терзающий добычу; съедают души, обирают имущество и драгоценности, и умножают число вдов. Священники ее нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святого от несвятого и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я унижен у них. Князья у нее как волки, похищающие добычу; проливают кровь, губят души, чтобы приобрести корысть. А пророки ее все замазывают грязью, видят пустое и предсказывают им ложное, говоря: «так говорит Господь Бог», тогда как не говорил Господь. А в народе угнетают друг друга, грабят и притесняют бедного и нищего, и пришельца угнетают несправедливо. Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за эту землю, чтоб Я не погубил ее, но не нашел.

- Иезекииль 22:23-30

Желание и способность ясно судить стремительно утрачиваются в Божьем народе.

И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади и честность не может войти. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда.

- Исаия 59:14-15

Удаление от зла в эти дни может нам чего-то стоить. Возможно, мы подвергнемся подозрениям или клевете, нас могут выдворить, но, поскольку добро в конечном счете все равно победит, в Божьих глазах мы неизменно являемся благословенными людьми. Петр спрашивает: «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?» (1 Пет. 3:13).

Павел предостерегает о времени отпадения людей в церкви в последние дни. Если внимательно рассмотреть состояние церкви и, прежде всего, ее моральный уровень, то мы с ужасом должны будем отметить, что это слово исполняется у нас на глазах. Время, предвозвещенное Павлом, теперь наступило.

Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

- 2 Тимофею 4:3-4

Мы можем сказать: «Нет, басням у нас не учат. Наш проповедник по-прежнему пользуется Библией, а не «Книгой сказок» братьев Гримм. Поэтому нам незачем тщательно испытывать проповедь. Кроме того, наш проповедник годами посещал семинары для проповедников, и он, конечно, знает свое дело».

Многие христиане наивны и страшно легковерны, их слепое преклонение перед авторитетами вопиюще противоречит Писанию. В следующем месте Писания описывается, как слушающие реагировали на проповедь апостола:

Здешние были благомысленнее фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.

- Деяния 17:11

Они приняли слово, но не без его проверки. Как они определяли, что послание апостола было от Господа? Может быть, зажигательная атмосфера собрания была таким основным признаком, или мощное помазание, или чудеса и знамения, или впечатляющая личность и красноречие спикера?

Нет, их мерилом было Писание. Святой Дух не порицал их за «законническое, мелочное, бессердечное или недоверчивое» отношение, а похвалил их за это.

«Ибо настанет время, когда здравого учения принимать не будут...» В чем суть здравого учения? Это учение соответствует Писанию, излагает намерения и стандарты Божьи не в завуалированной или облегченной форме, но научает нас, как жить согласно Божьему масштабу. Здравое учение будет также взращивать и здравых последователей Христа. Здравое учение приведет людей к страху Божьему (1 Тим. 6:3). Слово «басни» в вышеупомянутом месте Писания (2 Тим. 4:4) можно перевести еще как «вымыслы; фикция». Можем ли мы быть уверены, что в наше время в церквах не проповедуются «вымыслы»?

Послание о благодати, которое не предостерегает от того, что ее можно получить тщетно (2 Кор. 6:1), – это человеческий вымысел. Любовь к Иисусу, которая не признает Его как Бога, любящего праведность и ненавидящего беззаконие и поэтому наказывающего зло (Евр.1:9), – это плод человеческого воображения. Такая любовь не бросает людям вызов следовать за Иисусом. У нее нет необходимого отличительного признака – ненависти к неправедности и беззаконию (Рим. 2:5). Следующий человеческий домысел в народе Божьем – это стремление к гармонии и единству там, где должно быть разделение. Если во имя любви грех умаляется и покрывается, мы, в лучшем случае, имеем дело с человеческой фантазией. Павел идет еще дальше и предостерегает, что в последнее время народ Божий будет обольщаем учениями, инспирированными бесами.

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ...

- 1 Тимофею 4:1

Существует ли нечто подобное сегодня? Если да, то как это распознать? Как нам реагировать на такие непорядки и отклонения в церкви?

Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.

- 2 Тимофею 4:2

Наша надежда не в том, что мы сможем разбираться во всех лжеучениях, но в том, чтобы Слово Божье стало нашей путеводной нитью в жизни и служении. Если мы не позволим себе отойти от него и останемся под дисциплиной Господа, мы сможем победить всякие заблуждения и обольщения, а также освободим и других. Что бы ни говорили люди, стой за истину и крепко подвизайся за нее в любви (Еф. 4:15), даже если они назовут тебя слишком жестким и бессердечным законником. Нам надо научиться говорить истину из любви к Богу и из любви к людям. Как бы кротко и ласково мы ни проповедовали абсолютные и не подлежащие пересмотру стандарты нашего Бога, всегда найдутся противники этому. Они не могут выдержать послание святого Бога, желающего произвести святость в нас и не терпящего грех ни в каком виде.

Наше Евангелие последнего десятилетия породило множество пассивных потребителей и духовных авантюристов, но едва ли учеников. Сегодня мы пожинаем ужасные плоды сеяния нашего водянистого Евангелия со всеми отвратительными последствиями. В наши дни во многих местах мы вынуждены наблюдать распри, неприятие истины, безответственность и лень. Наш моральный уровень в последние годы неуклонно падает. Наше посвящение Господу, которое должно выражаться в подлинных жертвах, еще никогда не было таким безучастным, как сегодня. Любой футбольный фан проявляет больше преданности своей команде, чем мы, служители Всевышнего. Если играет его команда, он без лишних слов занимает свое место, чтобы поддержать ее для достижения победы. Для него ничего не значат два часа на стадионе в холоде, под дождем и снегом. Нас же надо уговаривать месяцами, чтобы один-единственный раз в году отправиться в Берлин, где перед видимым и невидимым миром вместе, как народ Божий, ходатайствовать за страну в присутствии нашего Царя. И хотя эта акция специально назначена на самое лучшее время года, десятки тысяч христиан так и не могут отважиться на это. «Что мне оттого? Зачем все это? Столько затрат на один единственный день! И что от это изменится?» О Боже, спаси нас от нашей жалкой пассивности! В некоторых церквях царит невероятный хаос, почти отсутствует духовная дисциплина и многие делают то, что им заблагорассудится. При малейшей попытке исправления, как бы осторожно она ни предпринималась в любви, так называемые последователи Господа обижаются, агрессивно реагируют или даже покидают церковь. Будучи в другой церкви, они рассказывают, как мало любви было в предыдущей.

Путь назад в наше предназначение, полную волю Божью, мы найдем только тогда, когда, не жалея себя, будем измерять себя масштабом Божьего Слова. Дополнительную помощь в этом может оказать нам знакомство с пионерами прошлого, с их пониманием христианской веры и их христианским опытом. Еще будучи молодым христианином, один пожилой брат сказал мне: «Большая проблема харизматического движения в том, что оно лишено исторических корней». Сегодня я понимаю, что мы потеряли связь с духовными предками. Мы не знаем, как они жили и верили, чем жертвовали и какую цену заплатили, чтобы остаться верными.

Возьмем для примера события восемнадцатого века в местечке Гернгут, на самом юго-востоке Германии. Там, возможно, было единственное крупномасштабное излияние Духа Святого, которое когда-либо происходило в Германии и повлекло за собой такие глубокие последствия и перемены. Но что сегодня мы знаем об этом? Кто из харизматических христиан до недавнего времени знал о графе Зинзендорфе (и если это имя и становится сейчас более известным, то только благодаря некоторым американским христианам, которые обращают наше внимание на наше же духовное наследие). Как бы повлиял тот духовный порядок, который созидал их братство, на часто хаотичное состояние наших церквей? Где окажемся мы, если сравним себя с жертвенностью миссионеров из Гернгута? Сопоставление себя со стандартом Слова Божьего и с уровнем многих духовных предшественников привело бы нас к стыду. Тогда мы бы с отвращением отбросили прочь всякое высокомерие, как грязное тряпье.

Настало время нам смириться перед Господом в наших молитвах, личных и коллективных, и умолять Его помиловать нас, как Его отпадший народ. «Господи, пошли Духа истины! Пусть Твой суд начнется с дома Твоего, чтобы снова принести Твоему имени славу и честь! Боже, наведи порядок в Своем доме!» Настало время отложить в сторону эгоистичные мелочные молитвы и снова молиться молитвами Писания. Бог отвечал на них раньше, и сделает это снова сегодня. Бог неизменен, но изменились мы.

Господи! По всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас. И ныне услышь, Боже наш, молитву раба Твоего и моление его, и воззри светлым лицом Твоим на опустошенное святилище Твое, ради Тебя, Господи. Приклони, Боже мой, ухо Твое и услышь, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие. Господи, услышь! Господи, прости! Господи, внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем.

- Даниил 9:16-19

Нами утрачены удивительнейшие драгоценности про­шлого: Божье присутствие, благоговение пред Господом, обличающая сила Его слова, настоящая вера в вечность как нашу действительную родину и многое другое. Но намного хуже, чем потеря этих сокровищ, является то, что мы почти обходимся без них. Теперь настало время пробудиться и скорбеть о нашей страшной потере! Как пророк Иоиль призывал когда-то свой народ к обращению, так и мы сегодня должны взаимно будить друг друга и не смиряться с летаргическим состоянием церкви.

Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии.

- Иоиль 2:12-13

Все верующие призваны противостать грозящей опасности, но особенно это касается лидеров и священников.

Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «Пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: «Где Бог их?»

- Иоиль 2:17

Многочисленные места Писания говорят о скорби об утраченном, поношении Бога из-за Его отпадшего народа, а также о восстановлении былой славы и даже большей. Если мы сейчас, во время отпадения и слабости, не будем обращаться к этим местам Писания в своих молитвах и проповедях, то когда же еще обращаться к ним? Сейчас время скорбеть и отчаянно молиться.

Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: все разрушил враг во святилище. Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений наших; показывали себя подобно поднимающему вверх секиру на сплетшиеся ветви дерева; и ныне все резьбы в нем в один раз разрушили секирами и бердышами; предали огню святилище Твое; совсем осквернили жилище имени Твоего; сказали в сердце своем: «разорим их совсем», и сожгли все места собраний Божьих на земле. Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет. Доколе, Боже, будет поносить враг? Вечно ли будет хулить противник имя Твое? Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою? Из среды недра Твоего порази их.

- Псалом 73:3-11

Такие молитвы в наше время слышатся еще редко, потому что мы вовсе не видим плачевности нашего состояния в свете Божьем или же опасаемся негативного настроения в церкви. Но, во-первых, поддержка позитивного настроения в церкви не является нашей главной целью, и, во-вторых, на нашу честность и смирение Господь всегда ответит благословением радости. Святое отчаяние всегда приходит вместе с благодарением и уверенностью. Не будем бояться того, что Дух Святой поведет нас в эти измерения!

В последующих главах я хочу изложить ряд мыслей и соображений по поводу того, как народу Божьему не только выйти из нынешнего жалкого состояния слабости, но и сделаться сильным. Путь назад в реальность нелегок, и не всем он будет по душе. Крепость церкви зависит от жизни каждого в отдельности. Церковь изменится тогда, когда изменится каждый в частности.


Вернуться к содержанию

На главную О «Рука об руку» | Журнал "Восстановление" | Библиотека
Статьи и учения | MP3 | Рекомендуем | Ссылки
Партнёрство | Молитва | IHOP-KC | Обратная связь | E-mail
К началу
 
Hosted by uCoz