Рука об Руку - международное христианское служение учения и помощи.

Библиотека

К концу

Выживание под помазанием

Давид Равенхилл

Глава 1

Зависимость



Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние. … Ибо они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним. (Псалом 43:2,4)


БОГ ЖЕЛАЕТ, ЧТОБЫ МЫ ЗАВИСЕЛИ ОТ НЕГО

В христианской жизни нет лучшего примера для подражания, чем Господь Иисус Христос. Апостол Петр в своем послании говорит, что Иисус оставил нам «пример» и что мы должны идти «по следам Его» (см. 1 Пет. 2:21). Хотя контекст этого стиха непосредственно относится к страданию, Иисус является нашим наивысшим примером абсолютно во всем. Он, по большому счету, – образцовый Сын. Подразумевая это, Иисус сказал: «Сын ничего не может творить Сам от Себя» (Иоан. 5:19). Какое поразительное заявление! Иисус Христос, Сын Божий, Слово ставшее плотью, в Своей земной жизни говорит: «Я абсолютно ничего не могу делать Сам от Себя». Сын ничего не может делать отдельно от Отца.

Несколькими стихами ниже Иисус говорит: «Я ничего не могу творить Сам от Себя» (Иоан. 5:30), т.е. по собственной инициативе. Другими словами: «Я не являюсь инициатором никаких вещей». Иисус не практиковал так называемой «визуализации», суть которой сводится к следующему: если вы способны визуализировать что-то, оно может стать реальностью. Многие современные учителя скажут вам, что если вы способны увидеть в своем воображении собрание из тысячи человек, так оно и будет. (Бедный Иисус, по всей видимости, мог верить только в двенадцать). Нет, Он полностью зависел от Своего Отца. Он утверждал: «Я говорю лишь то, что слышу от Отца. Я делаю лишь то, что вижу, как делает Отец. Я не делаю ничего по Своей собственной воле» (см. Иоан. 5). По сути, Он говорил: «Я ничего не делаю самостоятельно. Я слушаюсь. Я полностью зависим от Отца».

В другой раз Иисус обратился к Своим ученикам и сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:5). Я верю, что один из главных ключей к долгоденствию и непрерывному благословению в христианской жизни – оставаться в состоянии абсолютной и полной зависимости от Бога. Мы должны быть совершенно убеждены в том, что:

1. «Не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе» (Рим. 7:18).

2. Отдельно от Божьей благодати у меня нет способности сделать хоть что-либо для Царства Божьего.

3. Я полностью и совершенно зависим от Господа во всем.

В 5-й главе Евангелия от Матфея написано, что Иисус взошел на гору, собрал вокруг Себя учеников и начал их учить. Его цель была в том, чтобы передать Своим двенадцати будущим апостолам понимание Царства. Он начал с ключа ко всем другим принципам Царства, провозгласив: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3). Слово «нищие» имеет интересное значение в греческом языке. Слова Иисуса буквально означают: «Блаженны попрошайки, ибо их есть Царство Небесное».


«БЛАЖЕННЫ ПОПРОШАЙКИ»

В 1987 году я впервые поехал в Индию, чтобы целую неделю учить в библейской школе неподалеку от города Хайдарабад. В один из дней мне предложили совершить экскурсию по городу. Это было мое первое настоящее знакомство с Индией (если не считать короткого приземления в бомбейский аэропорт), – я с нетерпением ожидал увидеть всю ее восхитительную культуру.

Если вам доводилось бывать в Индии, то вы знаете, что местные жители используют любое доступное средство передвижения. В ход идут повозки, запряженные лошадьми, повозки, которые толкают или тянут люди, велосипеды, самокаты, грузовики, автобусы… ну, просто все виды транспорта, которые только можно себе представить. Все эти средства передвижения в огромном количестве двигались по дороге, и казалось, что этот поток живет собственной жизнью, извиваясь по всем полосам пути. Я был полностью ошеломлен и поглощен всем происходящим вокруг меня.

Ожидая на перекрестке сигнала светофора, я услышал голос. Я повернулся, полагая, что это был водитель, но это был не он. Услышав голос во второй раз, я посмотрел вокруг, и прямо возле меня увидел сидящего на разделительной полосе дороги маленького мальчика лет восьми-двенадцати. (Было трудно определить его возраст из-за его физического состояния). Все его тело было перекручено, его руки были деформированы, ноги – переплетены под ним, и он попрошайничал.

Помню, как я посмотрел на этого мальчика и подумал: это именно то, о чем говорил Иисус: «Блаженны попрошайки, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3). Видите ли, этот маленький мальчик понимал, что у него нет ни силы, ни подвижности, ни ловкости для того, чтобы работать с техникой или выполнять какую-либо работу, – в общем, ничего, кроме попрошайничества. Следовательно, все в его жизни свелось к «выживанию», если хотите, благодаря чьей-либо щедрости и доброте. Другими словами, его жизнь поддерживалась средствами других людей: чьим-то подаянием и милостынею. Он был попрошайкой. Он знал, что не может позаботиться о своей жизни самостоятельно, поэтому он был ограничен состоянием полной зависимости. Если бы никто не помог ему, он бы не смог выжить или существовать, полагаясь только на себя и свои силы.

И это самый первый принцип, который провозгласил Иисус относительно Царства Божьего. Если мы хотим быть частью Божьего Царства, тогда мы должны усвоить принцип номер один: «Блаженны попрошайки». Мы должны быть полностью убеждены в том, что у нас нет абсолютно никаких способностей, и сами по себе мы ни к чему не пригодны, поэтому нам следует видеть себя в качестве просящих. Я говорил людям по всему миру, и я не стыжусь сказать вам, что я – духовный попрошайка. Не проходит и дня, чтобы я не падал на свое лицо перед Богом и не протягивал к Нему свою «жестяную банку» со словами: «Боже, прошу у Тебя Твоего изобилия, прошу у Тебя Твоей поддержки».

Обратите внимание на продолжение сказанного Иисусом: «Блаженны попрошайки, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3). Там не говорится: «ибо их будет Царство Небесное». Другими словами, попрошайки имеют доступ ко всем небесным ресурсам. Какое потрясающее утверждение! Библия говорит: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога» (Иак. 1:5). У нас такой Бог, Который хочет обеспечить нас всем, в чем у нас есть недостаток.

Даже апостол Павел спрашивал: «И кто способен к сему?» (2 Кор. 2:16). Можете ли вы представить себе, что Павел говорит это? Павел, один из самых выдающихся богословских умов, получивший образование у одного из величайших учителей своего времени: Гамалиила. Павел говорил о себе как о фарисее из фарисеев; его духовная «родословная», так сказать, была в милю длиной, и все же он говорил: «Я не способен. Я не подхожу для того, чтобы эффективно служить делу Евангелия Иисуса Христа, но моя способность в Самом Боге». Итак, если это истинно по отношению к Павлу, то насколько больше это относится к вам и ко мне? И поэтому Бог ищет того, чтобы привести нас в состояние зависимости от Него.


МОЛИТВА – НАШ ДОСТУП К БОГУ

В 11-й главе Евангелия от Луки мы видим, как ученики просят Иисуса научить их молиться. Мой отец обычно говорил: «Это единственный раз в Новом Завете, когда ученики чему-то просили их научить». Нет упоминаний о том, чтобы они просили: «Научи нас проповедовать». Мы нигде не встречаем, чтобы они просили: «Научи нас учить», или «научи нас ходить по воде», или даже «Научи нас изгонять бесов».

Однажды ученики столкнулись с проблемой, поэтому они подошли к Иисусу и сказали: «Ты знаешь, Господь, вчера у нас не было никаких проблем. Бесы просто выпрыгивали из людей направо и налево. Но сегодня они что-то чересчур упрямы». Иисус ответил им: «Ну, пропустите обед и попробуйте снова». Это моя интерпретация. Его точным ответом были следующие слова: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом».

Тем не менее, когда ученики попросили Иисуса научить их молиться, это был единственный раз, когда они буквально сказали: «Научи нас…» Заметьте, что в этом отрывке сказано: «Когда Иисус в одном месте молился, и перестал…» (Луки 11:1). Мой отец считает, и я думаю, он прав, что ученики обратили внимание на то, что ключом к жизни и служению Господа Иисуса Христа были Его взаимоотношения с Отцом. Они видели, что все, что делал Иисус, было непосредственно связано с Божьим престолом. Они видели, что в молитве Иисус, так сказать, врезался в ресурсы небес, подсоединяясь к Отцу. Фактически они сказали: «Если Ты научишь нас касаться престола Божьего, мы сможем делать то, что делаешь Ты, поэтому научи нас молиться».

Конечно же, Иисус преподал им то, что сегодня мы называем молитвой «Отче наш». В Луки 11:2-4 мы имеем сокращенный вариант молитвы «Отче наш», содержащийся в Матфея 6:9-13. Но в изложении Луки мы находим нечто, чего нет у Матфея. После того как Иисус явил им молитву, Он продолжил учить их, рассказав им историю:

Положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг, дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему. (Луки 11:5-6)

Совершенно очевидно, что уставший с дороги друг пришел поздно ночью, и не готовый к этому хозяин вынужден идти к своему другу в полночь. Итак, мы видим, что гость прибыл около полуночи. Это друг; человек ждал его, но он к этому не подготовился. Возможно, он не ожидал, что его друг появится до наступления утра. Возможно, он знал, что другу необходимо было проделать длинный путь, и он думал: «Ну, у меня будет время сходить поутру в булочную, купить хлеба и приготовиться к приему гостя». Вместо этого гость пришел раньше, и хозяин был озадачен, потому что в той культуре, как вы, наверное, знаете, оказать человеку гостеприимство было делом чести. Можно себе представить, как ему было стыдно оттого, что он не мог восполнить нужду своего друга. У него не было абсолютно ничего, что бы предложить ему.

Но затем хозяин вспоминает, что у него есть еще один друг, о котором он знает, что у того всегда изобилие всего. Поэтому, хотя уже была ночь, он отправляется к дому своего друга и начинает стучать в дверь. Мы можем представить, как его друг открывает окно и говорит: «Ш-ш, ты разбудишь ребенка! Ты что, не знаешь, который час? Вся семья в постели, так что не беспокой нас. И, вообще, что за дела? Я не собираюсь вставать. Прошу тебя, уходи».

Человек продолжает барабанить в дверь, пока его друг не понимает, что ему не будет никакого покоя до тех пор, пока он не откроет дверь. Иисус говорит, что его друг «даст ему, сколько просит» (Луки 11:8).

Не забывайте, что Иисус говорит о молитве. Видите ли, мы всегда будем окружены друзьями – друзьями, у которых есть нужды. Они придут к нам в какой-нибудь «ночной» час или кризис в их жизни с самыми разными нуждами: душевными, духовными, физическими, материальными и т.д. И чем скорее мы осознаем, что нам нечего им предложить, тем лучше. Это тот принцип, которому учит Иисус: «От Себя или Сам по Себе Я не могу делать ничего. Я не могу разрешить вашу проблему. Но у Меня есть Друг, у Которого есть ответ». И тогда поднимается молитва к нашему величайшему Другу от имени нашего меньшего друга, чтобы получить ответ. Наш Друг, Сущий на Небесах…

Вот ситуация: предположим, что брак одной семейной пары находится на грани распада, и эти люди приходили к вам два или три раза, чтобы получить совет. Вы бессильны. Вы не знаете, что делать дальше. Вы пытались. Вы исчерпали все свои возможности и силы, поэтому вы падаете на свое лицо перед Богом и говорите: «Боже, мне нужен ответ. Эта пара придет сегодня снова. У меня нет «хлеба». Я ничем не могу им помочь, но Ты можешь, Господь. Ты знаешь этих людей. Прошу Тебя, дай мне слово мудрости, дай мне слово знания, или какое-нибудь понимание, или какую-нибудь способность, с помощью которой я смогу эффективно послужить этой паре».

Библия говорит, что Он даст столько, сколько надо. Благодарение Богу, что Он у нас щедрый, что, научившись просить и умолять, мы никогда-никогда не исчерпаем до конца Его ресурсы. У Него всегда обилие обеспечения, обилие мудрости, обилие познания и обилие понимания. Что бы это ни было, – сила, власть и все, что нам необходимо в любое время, – у Бога это есть.


БОГ ИЗБИРАЕТ СЛАБЫХ ЛЮДЕЙ

Иисус учит нас необходимости зависеть от Него, осознавая, что мы ничего не способны делать сами от себя, самостоятельно. В своем письме к коринфянам Павел пишет:

Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. (1 Коринфянам 1:26-29)

Видите ли, Бог специализируется на том, что избирает слабых людей: ничего незначащее и немудрое в глазах этого мира. Бог намеренно избирает таких людей по следующей причине: они осознают свою слабость. Они признают свою неспособность, поэтому вынуждены всецело зависеть от Бога. Почему Он не избирает мудрых, «не многих мудрых» людей? Потому что их настолько распирает от собственной мудрости, собственной силы, собственных способностей, что Бог не получает славы. Бог редко избирает подобных людей, «чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1:29).

Вот почему Павел говорил: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10). Господь сказал, что Его «сила совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). Поэтому Бог будет обнажать нас. Он приведет нас в состояние немощи и слабости. Где-то в нашей жизни Бог обнажит нас точно так же, как Он сделал это с Моисеем. Библия говорит, что когда Бог впервые начал касаться сердца Моисея, тот понял призвание Божье. В Писании сказано: «Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли» (Деян. 7:25). Другими словами, он думал, что это было очевидно всем: «Посмотрите, я тот самый человек». По моему мнению, это было началом Божьего призвания на его жизнь.

Тем не менее, перед тем как Бог смог использовать Моисея, Ему пришлось вначале «сбить» с него всю его спесь. Для этого Бог находит способ отправить его на другой конец пустыни. Почему? Потому что Моисей полагался на свои собственные силы и способности. Библия говорит, что он был «силен в словах и делах»; он был крепким; он был красноречивым; он был сыном дочери фараона; он был принцем; у него были репетиторы; он учился в самой лучшей школе; он был одаренным и умным, наученным всем путям Египта, – и в этом состояла проблема, которую Бог имел с ним.

Видите ли, однажды Моисей увидел египтянина, избивающего одного из израильтян. Моисей вступается и убивает человека, а затем погребает его в песке. Только представьте себе, как много времени и сил понадобилось бы ему, чтобы избавить народ Израиля таким способом! Давайте посчитаем: каждый день по египтянину … наверное, Моисей до сих пор бы рыл могилы. У Бога была идея получше, но Ему пришлось на сорок лет отправить Моисея на другой конец пустыни. Затем Бог является ему, но на этот раз мы видим совершенно другого Моисея. Теперь перед нами предстает человек, лишенный собственной уверенности и свободный от горделивого и самонадеянного отношения: «Я могу».

Бог обращается к Моисею: «Моисей, Я хочу, чтобы ты пошел к фараону».

– Нет, только не это. Я больше не умею красиво говорить. Моя речь похожа на блеяние овец, которые окружали меня последние сорок лет. Ты знаешь, что я за-за-заикаюсь.

Бог говорит: «Теперь Я могу тебя использовать».

Наконец, Моисей был приведен в состояние полной зависимости. Обратите внимание на отношение его сердца: «Господь, как мне сказать, кто послал меня?» В этих словах звучит неуверенность в том, что его братья смогут понять, что Бог поднял его…

Бог отвечает Моисею: «Скажи: Сущий послал меня к вам». Слово, переведенное как «Сущий» или «Я Есмь», означает «Я становлюсь ___________» (согласно Уточняющему Переводу Ротергема). Другими словами, Бог говорит Моисею, что Он станет для него всем, что ему нужно: «Я есть твоя мудрость. Я есть твой мир. Я есть твое обеспечение. Я есть твоя сила. Я есть твоя праведность. Я есть ___________». Теперь вы сами можете заполнить этот прочерк. Я убежден, что рано или поздно Бог приведет каждого мужа и жену Божью к состоянию полной зависимости от Него.


ГЕРОИ – ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ ИЛИ ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ?

Одно из моих любимых мест Писания находится в 11-й главе Послания к Евреям:

И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча … были крепки на войне, прогоняли полки чужих. (Евреям 11:32-34)

Я думаю, вы согласитесь, что это довольно впечатляющий список. Ведь здесь перечислены те люди, которых мы называем «героями веры». Многие, многие годы я смотрел на этих людей снизу вверх и думал: «Это лучшие из лучших. Эти люди особенные, помазанные, таких один на миллион, если хотите. Это элитные воины Божьи сродни нашим „зеленым беретам” или „морским котикам”». Я возвел их на уровень, недосягаемый для обычных людей. Я думал: «Я никогда не смогу быть похожим на них, – так зачем и пытаться? Это те избранные, которые появляются раз в жизни. Да вы только посмотрите на них!» Когда вы в последний раз побеждали царства? Когда вы в последний раз заграждали уста львам, угашали силу огня, были крепки на войне и прогоняли полки чужих? Не многие из нас могут засвидетельствовать о подобных великих делах веры.

Если вам знакомо приведенное место Писания, вы, наверное, заметили, что я опустил одну маленькую деталь, которая меняет все. Это моя любимая фраза, я думаю, во всей Библии. Давайте же прочтем этот отрывок еще раз с этой фразой, целиком, и вы увидите, как она меняет весь смысл:

И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих.

Эта одна маленькая деталь – «укреплялись от немощи» – характеризует каждого из этих персонажей. Все они имели общий знаменатель: они были немощными, слабыми, обыкновенными людьми, точно такими, как вы и я. Видите ли, Бог сказал, что «не много из вас мудрых» (1 Кор. 1:26). Бог намеренно избирает слабых, немощных, незнатных и немудрых. Это были слабые личности. Давайте пройдемся по списку.


ГЕДЕОН

Первый в списке – Гедеон. Большинство из вас наверняка знает историю о Гедеоне. Мадианитяне вторглись в израильскую землю и разрушили все. Сыны Израилевы прятались в пещерах из страха перед мадианитянами. Мы знакомимся с Гедеоном в то время, когда он выколачивает пшеницу в точиле. Это не было время сбора винограда, – иначе виноград был бы сорван мадианитянами, – но здесь мы видим нашего героя, как он молотит зерно. Возможно, как и вдова, накормившая Илию, Гедеон собирался приготовить себе лепешку перед тем, как умереть, – я не знаю.

Вдруг Гедеону является ангел Господень и говорит: «Гедеон, муж сильный!» (см. Суд. 6:12). Я уверен, что если бы у нас был записан весь разговор, Гедеон бы сказал: «Послушай, не надо смеяться надо мной. Ты пришел не к тому Гедеону. Разве Ты не знаешь, что в Израиле двенадцать колен? Некоторые из них великие, такие как колено Иудино и колено Левия. Но я из колена Манассии, наименьшего из всех колен. И не только это, но дом отца моего – наименьший из всех семей нашего колена. И в своей семье я – наименьший, самый младший. Знаешь, Господь, Ты обратился к худшему из худших – ко мне» (см. Суд. 6:15).

Господь ответил: «Иди с этою силою твоею» (Суд. 6:14). Что было силой Гедеона? Понимание того, что он был никем, всего лишь земным сосудом: «Господи, я не подхожу для этой роли. Я не могу этого сделать».

Фактически, Бог говорит: «Вот и хорошо. Тогда ты именно тот человек, которого Я ищу».

Видите ли, самая большая проблема возникает с тем, чтобы Бог получил всю славу, а не мы, когда Он использует людей для исполнения Своей воли. Бог поделится с нами всем, кроме Своей славы. Его любовь, Его терпение, Его доброта, Его долготерпение, Его праведность, Его мир, Его радость, Его благодать, Его милость… Бог свободно дает нам все это, но Он говорит: «Моей славы не отдам никому» (см. Ис. 42:8; 48:11).

Когда люди считают себя самодостаточными, они ставят себе в заслугу свою мудрость, свою силу и свои способности. Они восхваляют свои дела, как Навуходоносор, который обходил стену Вавилона и говорил: «Посмотрите, что я сотворил: этот великий город… Посмотрите, ведь это я создал все эти невероятные здания, эти висячие сады (одно из семи чудес света). Это все я. Посмотрите, что я сделал!» Он был настолько без ума от самого себя, что Богу пришлось убрать его из его престижного дворца и поместить на ближайшее пастбище, где у него выросли волосы как у льва и где он жевал траву как вол. Б

ог сказал Навуходоносору, что он будет оставаться в этом животном состоянии, «…доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!» (Дан. 4:29). Бог ревнует о Своей славе, поэтому Он избирает слабых людей, которые переадресуют славу Самому Богу.


ВАРАК

Следующая личность в списке героев – это Варак. Если вы помните, Варак был командующим израильской армии. Он был Ариэлем Шароном своих дней, Норманном Шаврцкопфом или Арнольдом Шварценеггером своего времени, и все же этот могучий воин, командовавший всеми войсками Израиля, не хотел идти на войну до тех пор, пока женщина не пойдет с ним.

А сейчас, пожалуйста, не обвиняйте меня в женоненавистничестве. Я благодарю Бога за каждую женщину, – нас бы не было здесь без вас, и вы так много даете нашему миру, – но когда дело касается «драки», большинство мужчин не нуждаются в женской помощи. Представьте себе, что вы – парень, и кто-то тебя бьет на спортивной площадке. Вот ты, молодой человек, и все смотрят на тебя. Задета твоя мужская честь. И что же ты будешь делать? Побежишь к своей младшей сестренке и вцепишься в нее со словами: «Сестричка, помоги мне, помоги мне!» Думаю, что это было бы слишком унизительно, не так ли? Какое признание собственной слабости, что я не могу справиться с этим сам: мне нужна моя младшая сестра, чтобы помочь мне!

Варак фактически говорит: «Я не пойду на войну, пока женщина не пойдет со мной» (см. Суд. 4:8). Конечно же, мы знаем, что этой женщиной являлся никто иной, как Девора, пророчица и судья. Знаете, если быть честным, я не могу винить Варака в том, что он хотел иметь рядом с собой самого мудрого человека, которого он знал – Богом назначенного судью над Израилем, – чтобы этот человек был с ним, когда он пойдет против более сильного врага; даже если его желание не делало его «мужиком», каким, вероятно, должен был быть, по представлению многих из нас, военачальник. Но именно это осознание своей неспособности делает Варака тем человеком, на кого пал выбор Бога.


САМСОН

Следующим идет Самсон. Здесь некоторые из вас могут подумать: «Ну, здесь явная опечатка. Самсон – последний, кто должен был оказаться в подобном списке – списке слабых людей, которых использовал Бог». Ведь для большинства людей Самсон является самим олицетворением силы. Уж кого-кого, а Самсона мы точно не считали слабаком.

«Укреплялись от немощи» (Евр. 11:34). Да, даже Самсон. Видите ли, у нас очень искаженное представление об этом человеке. Позвольте мне объяснить, что я имею в виду.

Я рос в церкви, и, как у большинства детей в воскресной школе, у меня была маленькая детская Библия. В ней было много картинок, и я отчетливо помню одну иллюстрацию с изображением Самсона. Он был нарисован так, будто только что выиграл самый престижный турнир по бодибилдингу – самый сильный человек в мире, силач, сбивающий гигантские колонны; каждый мускул его тела имел совершенную форму и грань. Но на самом деле он был совсем не таким.

Я помню, как мой отец часто делился со мной своими мыслями по этому поводу. «Когда мы будем на небесах, – говорил он, – ты увидишь очереди, в которых стоят люди, желающие взять автограф. Увидев одну очередь, ты спросишь: «К кому эта очередь? … О, к Моисею?! Тогда я тоже хочу взять у него автограф! А эта очередь к кому? … К апостолу Павлу?! Вот это да! Я бы очень хотел встретиться с ним! А эта к кому? … К Иеремии?! О, я бы с удовольствием познакомился с этим мужем Божьим! А это что за очередь? … О, я тоже хочу познакомиться с Иоанном, – знаете, все эти откровения, которые у него были… А эта очередь к кому? … К Самсону?! Правда?! Это Самсон?! Вот это здорово!»

– Ты посмотришь туда, куда ведет эта очередь, и увидишь такого себе тощего коротышку, раздающего автографы, и скажешь: «Нет, вы ошиблись, это не может быть Самсон».

Видите ли, именно это так озадачивало Далиду: она не могла понять, в чем секрет его силы. А теперь представьте себе, если бы она клала свою голову на его полутораметровую грудь между полуметровыми бицепсами и спрашивала: «Почему ты такой сильный?» – вопрос был бы довольно глупый. Перед ней – богатырь с руками размером стволов деревьев и грудью величиной с бочку, а она говорит: «В чем твоя сила? Каков твой секрет?»

В том-то и дело, что Далида никак не могла раскрыть секрет этого человека. По виду он ничем не отличался от любого мужчины, которого она когда-либо встречала, – кроме его невероятной силы. И он сказал: «Если ты острижешь мои волосы, я стану таким же слабым, как другие люди». Его физическая сила не имела никакого отношения к его способности приводить в ужас филистимлян. Его сила исходила из его помазания и коренилась в его взаимоотношениях с Богом: он «укреплялся от немощи».


ИЕФФАЙ

За Самсоном следует Иеффай. Вы знаете, все в его жизни говорило против него. По моему мнению, Иеффай был одним из самых презираемых и отвергаемых людей в Библии, не считая Иисуса Христа, Который был, как мы знаем, «презрен и отвержен людьми» (Ис. 53:3). За Ним вторым следует Иеффай. Он был незаконнорожденным, внебрачным ребенком. Можете ли вы себе представить, что значит быть незаконнорожденным ребенком во времена Ветхого Завета? Я говорю о том темном пятне, которое лежало на жизни Иеффая, пятне позора, с которым он рос. Все в городе знали, что он был внебрачным ребенком. Библия говорит, что Иеффай был отвергнут своими братьями и всеми старейшинами Галаада. Другими словами, его город был настроен против него. Тем не менее, Бог возлагает Свое помазание на Иеффая и поднимает его, и тот становится одним из судей Израиля. Вот как в немощи совершается сила! Какая прекрасная и яркая иллюстрация Божьей благодати! Бог поднимает изгоя со дна и делает его Божьим вождем.


ДАВИД

Давид также числится в списке «слабаков». Мы думаем, что знаем Давида достаточно хорошо, но так ли это? Давайте посмотрим на его жизнь до того, как он обрел славу. Будучи юношей, Давид пас овец своего отца Иессея. Он не мог представить, что в то время как другие проходили мимо него, ни разу на него не взглянув, Бог наблюдал за каждым его движением, – и Ему нравилось то, что Он видел. В то время царем Израиля был Саул, но из-за его непослушания и бунта Бог решил заменить его человеком Своего выбора. Следуя Божьим наставлениям, пророк Самуил идет в Вифлеем, родной город Давида, чтобы избрать преемника царя Саула.

Самуил, боясь, что Саул узнает о его намерениях, говорит старейшинам Вифлеема, что он пришел принести жертвоприношение Господу. По этому случаю он приглашает отца Давида Иессея и велит ему привести с собой своих сыновей, которых было восемь. Иессей берет с собой только семерых, полагая, что для Самуила не будет представлять никакого интереса встреча с его самым младшим сыном Давидом. Только представьте себе, как бы вы себя чувствовали, если бы великий муж Божий пригласил всю вашу семью на особое событие, – один из тех дней, который вы запомните на всю свою жизнь, – а вам даже не говорят об этом, оставив одного неприглашенным.

Я могу представить себе, как вся семья была занята приготовлениями, решая, какую одежду одеть и как себя вести в присутствии «национального героя». Сразу после жертвоприношения Иессей представляет своих сыновей Самуилу. Внимание Самуила быстро привлек Елиав, и он тут же решил, что это и есть тот самый избранник. Бог говорит Самуилу, что Его впечатляет не внешний вид человека, а состояние его сердца (см. 1 Цар. 16:7). Вскоре никто из всех семи сыновей не подошел.

Затем Самуил с растерянным видом поворачивается к Иессею и говорит: «Неужели я ошибся? Это все твои сыновья? Правильно ли я понимаю, что здесь собрана вся твоя семья?»

Мы можем видеть, как голова Иессея смущенно опускается, когда он отвечает: «Есть еще один». Или точными словами из Библии: «Есть еще меньший» (1 Цар. 16:11). Слово «меньший» означает «самый последний» не только по счету, но и во всех смыслах этого слова. По сути, Иессей говорит: «Неужели на нем одном свет клином сошелся? На Давиде?»

Некоторые ортодоксальные иудеи считают, что Давид был внебрачным ребенком, потому что в Псалме 50:7, авторство которого приписывается ему, сказано: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Независимо от того, так ли это на самом деле, в Давиде было что-то такое, что держало его особняком от остальной семьи. Он был неким изгоем. И теперь мы знаем окончание всей этой истории. Он «укреплялся от немощи».

Я верю, что ключ к жизни Давида скрывается в следующей фразе: «И вопросил Давид Господа… И вопросил Давид Господа… И вопросил Давид Господа». Каждый раз мы видим: Давид не знает, какое действие предпринять, поэтому он отдает себя в руки Господа, чтобы получить Его совет и направление. ЗАВИСИМОСТЬ – вот почему Давид был настолько велик. Он не полагался на свою мудрость, он не полагался на свой личный опыт, на свои способности и свою харизму. Вместо этого Давид искал совета у Господа: «Стоит ли мне это делать? Следует ли мне идти войной против филистимлян? Должен ли я…»


САМУИЛ

И, наконец, мы подходим к Самуилу. Когда-то Самуил был маленьким мальчиком, прислуживающим в храме. Библия говорит: «Слово Господне было редко в те дни» (1 Цар. 3:1). Не было ни послания, ни пророка; никто ничего не слышал от Господа. Был голод по слышанию слова Божьего. И тогда Бог протянул Свою руку и коснулся жизни маленького мальчика, пройдя мимо Илия и его сыновей, Офни и Финееса, духовных лидеров тех дней, которые не жили праведно перед Богом, – и Он склоняется и шепчет в ухо маленькому мальчику. Внезапно у всех людей в Израиле зазвенело в ушах, и все услышали новость о том, что Бог явился и говорил с мальчиком Самуилом. Какая чудесная картина обращения слабости в силу!


ТЕПЕРЬ НАША ОЧЕРЕДЬ

Я делюсь с вами этими познаниями о слабых «героях», потому что знаю, что некоторые из вас списали себя со счетов. Вы поверили лжи врага о том, что Бог никогда не сможет использовать такого, как вы. У вас есть оправдание: «У меня нет хорошего образования», «Я недостаточно сильная личность», «У меня несколько скелетов в шкафу», «Если бы люди только знали о моем прошлом…» Вы купились на мысль о том, что Бог никогда не сможет вас использовать. Но я хочу сказать вам, что Бог специализируется на том, чтобы брать слабые личности, очищать их, приводить в место зависимости, а затем изливать на их жизнь Свое помазание и Свою власть.

Я учился в небольшой библейской школе (в нашем классе было около сорока студентов), и через каждые несколько недель студенты уезжали в миссионерские поездки. Во время практики они выходили на улицы, свидетельствовали, пели или проповедовали. За три года моей учебы в школе мне ни разу не предлагали поехать на практику. Сегодня я понимаю, почему меня никогда не просили петь. Это было очевидно каждому, кто слышал меня. И, оглядываясь назад, я могу понять, почему меня никогда не задействовали в служении. Я был невероятно стеснителен, невероятно нерешителен и невероятно замкнут. Я никогда не говорил публично. Моя голова дрожала всякий раз, когда меня просили что-то сказать. Одно дело, когда у тебя дрожат колени, но у меня бесконтрольно дрожала голова, чем больше я смущался. Это был сплошной кошмар в течение многих лет, о чем я взывал к Господу, чтобы Он даровал мне победу. Я знаю не понаслышке, что значит укрепляться в слабости.

Сотни раз я падал на свое лицо перед Богом во время своих уединенных молитв к Господу, плакал как дитя и говорил: «Боже, я не могу поверить, что я делаю то, что делаю, оглядываясь на то, кем я был раньше». Я говорю это для того, чтобы ободрить вас. Три года в библейской школе, – и ни разу выбор не пал на меня. Почему? Потому что человек смотрит на внешность. Сегодня смотрят на харизму, на личность, на человеческую силу или интеллект. Однако Бог не обращает на это никакого внимания. Бог избирает слабое, немудрое, никчемное и презираемое.


«УКРЕПЛЯЙТЕСЬ ГОСПОДОМ»

Божье Слово призывает нас: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Еф. 6:10).

Когда я был маленьким мальчиком, наша семья жила в Англии. В то время я ходил в школу, которая находилась в миле от нашего дома. Возвращаясь домой с уроков, я часто встречал учеников, которые шли домой из другой школы. Некоторые из них окружали меня на улице и начинали меня бить: такого вот маленького английского мальчика, одетого в серые фланелевые шорты с ранцем или с кожаной сумкой на плече. Я всегда содрогался при виде этих мальчишек, потому что они постоянно были в взвинченном состоянии. Завидев меня, они начинали гнаться за мной, бросали в меня камни, а также все, что попадалось под руку, и если они могли меня поймать и поколотить, они никогда не упускали такой возможности. Обычно я был начеку, не появятся ли они на моем пути, и если я их замечал, сразу же убегал и шел домой другой дорогой.

Как-то раз мой отец зашел за мной в школу, и мы отправились домой вместе. Когда мы шли, я мог видеть тех же мальчишек и при этом задирать нос, словом, делать все, что хочу без всякого страха, хотя я ничем не отличался от того, каким был еще день назад. Я не был сильнее, я не тренировался приемам самозащиты и не «качался» всю ночь напролет. Я был таким же щуплым и слабым, как день накануне. Но, видите ли, я укрепился силой своего отца. «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его». Моя физическая сила не изменилась, но теперь меня «спасали» отношения – со мной кто-то был.

Мы должны научиться приходить в состояние зависимости, в котором мы можем сказать: «Боже, я полностью и всецело завишу от Тебя». Библия говорит, что «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2 Кор. 4:7). Мы должны признавать, что мы находимся в земных глиняных сосудах; сами по себе они ничто, но мы имеем благодать и силу Божью, которые доступны нам.


БОГУ НУЖНЫ ПУСТЫЕ СОСУДЫ

Позвольте мне перенести вас в еще одну историю из 4-й книги Царств. Здесь мы читаем о трагической истории одной женщины, чей муж умер. Библия говорит, что ее муж считался «сыном пророческим» (4 Цар. 4:1). В том же стихе сказано, что эта жена приходит к другому пророку, Елисею, и говорит: «Раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе».

Очевидно, что из-за смерти мужа эта женщина оказалась в больших долгах, оплатить которые у нее не было никакой возможности. Поэтому к ней пришел кредитор, чтобы забрать у нее ее двоих детей. Мы не знаем, сколько лет было детям, но, по всей видимости, они были достаточно взрослыми, чтобы их можно было продать в качестве рабов.

Эта бедная женщина не только пережила боль утраты своего мужа, но столкнулась с еще одной болью возможности лишиться своих детей. Вероятно, она уже рисовала в своих мыслях, как их продают на торгах, увозят в дальнюю страну и т.д. Она прекрасно понимала, что может больше их никогда не увидеть, поэтому обращается к пророку за помощью.

Пророк говорит ей: «Хорошо, а что у тебя есть в доме?» Возможно, он уже не раз бывал у них дома, когда ее муж-пророк был еще жив, и с ним могла завязаться дружба. Может быть, он вспоминает последний раз, когда посещал их дом, и ему на память приходят те вещи, которые он там видел. Если бы мы адаптировали эту историю под наши дни, она бы звучала примерно так:

– Последний раз, когда я был у вас в доме, я видел прекрасный рояль. Почему бы тебе не продать его? Это помогло бы вам продержаться какое-то время и оплатить некоторые долги».

– О, рояль мы продали несколько месяцев назад.

– Ну, я не знаю. У вас был еще трактор для газонов. А как насчет него?

– Мы избавились от него тоже.

– А что ты скажешь насчет красивой антикварной мебели в вашей спальне?

– Мы уже ее продали.

– А ваш большой двухдверный холодильник?

– Его тоже нет.

– Тогда что у тебя осталось в доме? Есть ли у тебя хоть что-нибудь, что ты можешь продать?

– Послушай, я тебе уже говорила: мы продали все. У нас больше ничего не осталось ценного, кроме бутылочки с маслом. «Я скажу тебе, что делать, – говорит пророк. – Пойди и одолжи столько пустых емкостей, сколько сможешь. Как т

олько ты это сделаешь, зайди в дом и запри за собой дверь. Затем возьми эту бутылочку с маслом и начинай наполнять все пустые емкости».

Здесь мы видим одну из ярчайших иллюстраций зависимости. Я слышал, как один муж Божий однажды сказал: «Чем больше пустоты ты сможешь представить Богу, тем больше Его полноты ты сможешь принять». Видите ли, самая большая наша проблема в том, что мы пресыщены – пресыщены собственной силой, собственной способностью, собственной мудростью, собственным пониманием, собственной одаренностью. Это значит, что для Бога у нас почти не осталось места. Удивительно ли тогда, что Бог избирает слабые, примитивные и пустые сосуды, в которые Он может влить Свою жизнь. Вот почему, если мы считаем себя подходящими для Божьего дела, Бог, так сказать, оголит и опустошит нас, чтобы лишить нас собственных ресурсов. Это может произойти не сразу. Мы можем еще какое-то время «импровизировать», но где-то на пути, если мы действительно следуем за Богом, Он приведет нас в такое место, где «снимет» с нас целиком и полностью каждую нашу человеческую способность, чтобы Он мог наполнить нас всеми ресурсами небес. «Блаженны попрошайки, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3).

Вы можете подумать, что я слишком заостряю внимание на «зависимости», но очень важно, чтобы мы постигли ее как принцип, на котором необходимо строить свою жизнь. Иисус сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь» (Иоан. 10:10). Другими словами, мы должны постоянно осознавать нашу полную зависимость от Него одного.

Д-р Мартин-Ллойд Джонс в своем описании Нагорной Проповеди пишет о том, что значит быть «нищим духом»:

Это фундаментальная черта христианина и гражданина Царства Небесного, и все остальные качества в каком-то смысле являются ее результатом. Если посмотреть на эту черту глубже, мы увидим, что она на самом деле означает опустошение, тогда как другие качества являются проявлением полноты. Мы не можем наполниться, пока не станем пустыми.

Он продолжает:

Это значит полное отсутствие гордости, полное отсутствие самонадеянности и самоуверенности. Это означает понимание того, что мы ничто в присутствии Божьем: мы ничего не можем произвести, мы ничего не можем делать сами от себя. Именно такое страшное осознание нашей полной никчемности должно охватывать нас, когда мы предстаем лицом к лицу с Богом. Это и означает быть «нищим духом». Позвольте мне высказать это с полной серьезностью на основании учения Библии. Это значит, что если мы действительно христиане, мы не будем полагаться на наше физическое рождение; мы не будем полагаться на тот факт, что принадлежим определенной семье; мы не будем хвалиться тем, что принадлежим определенной стране или народу; мы не будем строить на своем врожденном характере; мы не будем основывать свою веру на нашем статусе в обществе и полагаться на наше социальное положение или любые рычаги власти, которые могут быть в нашем распоряжении; мы не будем уповать на деньги или средства, которыми располагаем. То, чем мы можем хвалиться, – это не образование и не какая-нибудь школа или колледж, в котором учились. Нет. Все это Павел называл «сором» и помехой великому делу, потому что это пыталось контролировать его и управлять им. Мы не должны полагаться ни на какие дары и таланты нашей человеческой «персоны», ни на ум, ни на общие или уникальные способности. Мы не должны опираться на нашу мораль, наш этикет и хорошее поведение. Мы никогда не должны основываться на той жизни, которой жили или стараемся жить. Нет. Нам следует считать все это так, как Павел считал. Это и есть «нищета духа» … Я повторюсь снова: это означает ощущать, что мы никто, и что у нас ничего нет, и что мы смотрим на Бога в полном подчинении Ему и в полной зависимости от Него и Его благодати и милости.

Освальд Чемберс пишет в своей книге «Размышления о Нагорной проповеди»:

Нагорная проповедь приводит сердце любого человека в отчаяние; и именно к этому стремился Иисус, ибо мы неизбежно приходим в отчаяние, когда готовы прийти к Иисусу как просители и принимать от Него. «Блаженны нищие духом» – это первый принцип Царства. Пока мы будем иметь самоуверенные и самоправедные помыслы о том, что мы что-то можем делать, если Бог поможет нам, Бог будет вынужден позволять нам продолжать в том же духе до тех пор, пока мы не сломаем шею своего невежества о какую-то преграду, и тогда мы будем готовы прийти к Нему и принимать от Него. Главной особенностью Царства Иисуса Христа является не обладание, а неимение; не принятие решений за Иисуса Христа, а ощущение полной неспособности, которая признает: «Я не могу начать это делать. Это мне не под силу». Тогда говорит Иисус: «Блаженны вы».

В Песне песней Соломона мы видим, как невеста восходит от пустыни, опустошенного места, опираясь на своего возлюбленного. Бог хочет, чтобы именно так было с Церковью: чтобы она опиралась на Него. Много лет назад мы пели гимн, в котором есть такие слова: «Наклонившись, наклонившись, опираясь на вечные руки…» Это состояние зависимости. Мы больше не самодостаточны и не самонадеянны, мы больше не полагаемся на себя, но полагаемся на Него: мы полностью и всецело зависим от Господа Иисуса Христа во всем.

Мы уделили первому принципу достаточно внимания, так как жизненно важно, чтобы мы поняли его значение. Он является самым главным, – все остальное зависит от него. Глядя на свою жизнь и жизнь других людей, я убедился, что он является ключом к долгоденствию в служении. Как только мы начнем прибегать к своим собственным силам, к своим собственным ресурсам, к своим собственным возможностям, мы тем самым дадим Богу четкий сигнал о том, что Он больше не нужен, что мы можем со всем справиться сами.

Царь Озия в Ветхом Завете является ярким примером этого принципа. «В те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог» (2 Пар. 26:5). Здесь мы видим человека, который знал, что значит искать Божьего лица во всем. Его времяпровождение с Богом было очевидно для всех: Бог споспешествовал ему и давал процветание. Но затем Библия говорит: «Когда он сделался силен», Бог оставил его (см. 2 Пар. 26:16). Нет ничего более трагичного, когда Бог забирает Свою руку благословения от нашей жизни.

Бог желает излить Свой Дух внутрь нас, но мы должны быть пустыми. Мы должны осознать свою нужду. «Господи, у меня этого нет, но есть у Тебя … Господь, вот моя чаша, – наполни ее» – это должно стать нашей молитвой. Если ты один из тех, кто использует свои силы и способности, то скажи: «Господь, опустоши меня. Господь, я устал пытаться делать все по-своему. Я хочу научиться делать все по-Твоему. Я хочу быть подобным образцовому Сыну, Господу Иисусу Христу, Который ничего не мог делать Сам от Себя и не инициировал ни одной вещи. И, Господь, я хочу смиренно принять и исповедать слова Иисуса: „Без Меня не можете делать (абсолютно) ничего”» (Иоан. 15:5).

Пожалуйста, помолитесь со мной: «Отец, я благодарю Тебя за то, что Тебе нравится избирать слабые и пустые сосуды, чтобы Ты мог влить в них Свою жизнь, Свою силу, Свою мудрость и Свое помазание. Помоги нам осознать, Господи, что у нас нет никакой силы, что у нас нет никаких способностей и возможностей отдельно от Твоей благодати. Господь, храни нас в состоянии зависимости. Никогда не позволяй нам дойти до того, что мы станем независимыми от Тебя. Отец, разрушь ту независимость, которая находится в каждом из нас. Сохрани нас на коленях перед Тобой. Во имя Иисуса. Аминь».


Вернуться к содержанию

На главную О «Рука об руку» | Журнал "Восстановление" | Библиотека
Статьи и учения | MP3 | Рекомендуем | Ссылки
Партнёрство | Молитва | IHOP-KC | Обратная связь | E-mail
К началу
 
Hosted by uCoz