Рука об Руку - международное христианское служение учения и помощи.

Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей «Восстановление» № 24

К концу

Почитание Духа Святого

Артур Уолкингтон Пинк

Глава из книги «Дух Святой»


На мой взгляд, кажется совершенно уместным завершить эту долгую дискуссию о Личности, служении и действии Духа Святого размышлением о том, что принадлежит Ему по праву со стороны тех, в ком Он так славно потрудился. Ведь совершенно очевидно, что мы обязаны Ему признанием и ответным действием. Существует еще большая нужда в том, чтобы писать на эту тему, так как есть множество людей, принадлежащих к такой группе, которая воздерживается от всякого прямого поклонения Третьей Личности Божественной Троицы, считая это небиблейским и несообразным действием. Кажется странным, что именно те, кто заявляют о том, что дают Духу Святому больше места и свободы на своих собраниях, чем любая другая ветвь христианства, не осмеливаются в своих молитвах напрямую обращаться к Нему. И все же это так: некоторые из них отказываются петь гимн славословия, потому что он заканчивается фразой: «Славим Отца, Сына и Святого Духа!»

Время от времени тот или иной читатель пишет нам, цитируя отрывочные высказывания, сделанные нами, такие как: «Какой хвалы заслуживает Дух Святой за Его благость и милость к нам!», и требует показать какое-либо место Писания, в котором бы говорилось, что мы должны поклоняться или молиться напрямую Духу Святому. Во-первых, давайте помнить о том, что в Писании многое совершенно ясно подразумевается, хотя формально об этом напрямую ничего не сказано. Утверждать, что по этой причине мы должны все это отвергнуть, – это полный абсурд. Некоторые люди отказываются признавать каноничность книги Есфирь только потому, что в ней ни разу не упоминается имя Бога. Но ведь Его высшее Провидение, Его верховная власть, Его верность и благость сияют в каждой главе! Мы строим нашу веру не на отдельных текстах, но на всем Слове Божьем, истолкованном правильно и духовно.

Мы начали говорить об этом не потому, что не можем найти никаких определенных утверждений в Слове, которые совершенно очевидно защищают выбранную нами позицию, но потому, что мы считаем необходимым опровергнуть ошибочный принцип. Даже если бы не было записанных ясных примеров молитвы и хвалы, направленных непосредственно Духу Святому, нам следует потребовать веского, прямого доказательства того, что мы не должны обращать свои молитвы Духу Святому. Но где, позвольте узнать, написано в Святом Писании, что одна Личность Троицы должна быть исключена из хвалы, которую мы воздаем Господу? Здесь мы вменяем возражающему нам его же позицию: если то, что хотим сказать мы, не убеждает его, он должен, по крайней мере, признать, что он сам не знает ни одного места Писания, которое бы опровергло или осудило наше утверждение, ни одного стиха, который предупреждал бы нас не воздавать благословенному Духу Святому то признание и честь, которые, на наш взгляд, принадлежат Ему по праву.

Поклонение Духу Святому как Члену Троицы

«Господа, Бога твоего, бойся [поклоняйся – Матфея 4:10], и Ему одному служи» (Второзаконие 6:13). Итак, наш Господь Бог представляет Собой Единство в Троице, т.е. Он существует в трех Лицах, Которые имеют одну и ту же сущность и славу. Таким образом, Дух Святой наравне с Отцом и Сыном вправе и должен принять наше благоговейное почтение, ибо здесь нам повелевается относиться к Нему именно так. Это подтверждается тройным «свят, свят, свят» в Исаии 6:3, где мы встречаем серафима, который признает отдельно каждого Члена Вечной Троицы и поклоняется каждому из Них особо. Слова, которые следуют за этим в стихе 8 «Кто пойдет для Нас совершенно ясно показывают то, что троекратное «свят» относилось к Благословенной Троице. Следующее подтверждение находится в Деяниях 28:25-26, где апостол предваряет свою цитату из Исаии 6:9 словами: «Хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию». Итак, если ангелы воздают славу и поклоняются Духу Святому, то должны ли мы, возрожденные Им, делать меньше этого?!

«Придите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего» (Псалом 94:6). Кто есть наш «Творец»? Возможно, вы ответите: «Христос, вечное Слово, о Котором сказано: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоанна 1:3, а также Колоссянам 1:16)». Это правда, и все же Христос не является нашим «Творцом» (ни в естественном смысле, ни в духовном) до такой степени, чтобы исключать Духа Святого. Третья Личность Троицы наравне с Отцом и Сыном является «Творцом нашим». В доказательство этого утверждения мы процитируем: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов 33:4). Пусть читатель тщательно сравнит Иова 26:13 с Псалмом 32:6. Необходимо отметить также, что этот 94 Псалом (ст. 7-11) цитируется в Евреям 3:7-11 и предваряется словами: «Почему, как говорит Дух Святой». Таким образом, мы не только можем поклоняться благословенному Духу, но здесь, в Псалме 94:6, нам повелевается делать это.

Действительно, кажется странным, что кто-либо, называющий себя христианином, подвергает сомнению уместность поклонения Духу Святому и выдвигает против этого возражения. Не должны ли мы признавать свою зависимость от Духа Святого и свою признательность Ему? Несомненно! Несомненно! Он настолько же является Объектом веры, как и Отец с Сыном: Он является таковым в Своем Естестве и совершенстве, в Своей Божественности и Личности, в Своем положении и действиях. Более того, мы должны проявлять к Нему определенные акты доверия и упования. Так как Дух Святой является Богом, Ему необходимо поклоняться, и это невозможно сделать правильно без веры. Мы должны полагаться на Его помощь в молитве и в исполнении каждой обязанности! Мы должны взращивать в себе уверенность в том, что Он завершит то доброе дело, какое Он начал в нас. Служителям Слова особенно следует обращаться к Нему за помощью и благословением на свой труд.

«Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут» (Иезекииль 37:9). Мы искренне надеемся на то, что ни один из наших читателей не сделает такого предположения, что Господь повелевает Своему слуге совершить какой-то идолопоклоннический акт посредством вызывания некого «духа от четырех ветров». Конечно же, нет. Сравнение стихов 9 и 10 со стихом 14 ясно показывает то, что эти слова относились непосредственно к Самому Духу Святому (см. Иоанна 3:8). Кроме того, этот отрывок не является единичным во всей Библии. В Песне Песней Соломона 4:16 мы находим Невесту, молящуюся Духу об обновлении и пробуждении: «Поднимись, ветер, с севера и принесись с юга, повей на сад мой, – и польются ароматы его!» Она выражает свое желание метафорически. Конечно же, именно к Духу жизни мы должны всегда обращаться за обновлением, за пробуждением и за тем, чтобы Он возгрел в нас Свои милости.

Поклонение Духу напрямую

Эта тема (увы) нова для многих. По всей видимости, немало христиан было введено в заблуждение через неправильное понимание тех слов, которые были сказаны о Духе в Иоанна 16:13, как будто фраза «не от Себя говорить будет» означала то, что Дух Святой никогда не будет занимать святых Своей собственной Персоной и делами, но всегда будет указывать им на Христа. Это правда, что Дух Святой находится здесь, чтобы прославлять Христа, но это никоим образом не исчерпывает Его миссию. Его первым делом является направление внимания грешников на Бога как на Бога, обличая их в бунте против их Создателя, Правителя и Судьи. Затем Он также занимает святых мыслями об Отце: о Его любви, благодати и бережной заботе. Но Иоанна 16:13 не более означает, что Дух не возвеличивает Себя, чем слова Христа «Я говорил не от Себя» (Иоанна 12:49) означали, что Он никогда не обращал внимания людей на Свою собственную Личность – Его слова «Придите ко Мне» (Матфея 11:28, Иоанна 7:37) доказывают обратное.

Другие усложняют это тем фактом, что в деле искупления Дух Святой занимает теперь место Слуги в Божественной Троице, поэтому поклоняться Ему излишне. Такой ход мысли вряд ли заслуживает особого внимания. Но для того, чтобы некоторые из наших читателей не были введены в заблуждение этой казуистикой, следует отметить, что во дни Своей плоти Христос занимал место «Слуги», Того, Кто пришел сюда не для того, чтобы Ему служили, но послужить, – тем не менее, даже в это время Его уничижения мы читаем: «И вот подошел прокаженный и кланялся Ему» (Матфея 8:2). И разве мы не читаем о том, что, когда мудрецы с Востока вошли в дом, где Он находился, они, «войдя в дом … пав, поклонились Ему» (Матфея 2:11)? Таким образом, тот факт, что Дух Святой является Исполнителем Троицы, никоим образом не лишает Его права на нашу любовь и почитание. Некоторые говорят, что из-за того, что Дух Святой находится в нас, Он не является удобным Объектом поклонения, как Отец и Сын, находящиеся вне нас. Но является ли пребывание Духа внутри нас единственным Его нахождением по отношению к нам? Разве Он не Вездесущий, Тот, Кто бесконечно выше нас, а раз так, то и достойный Объект поклонения?

То, что Духа Святого необходимо открыто признавать и почитать наравне с Отцом и Сыном, ясно видно в великом поручении: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матфея 28:19). Креститься во имя Святого Духа является либо реальным актом поклонения, либо это была бы пустая формальность – что из этого является истиной, определить нетрудно. В свете этого стиха ни у кого не должно возникать ни малейшего сомнения в том, чтобы поклоняться Духу Святому наравне с Отцом и Сыном. Это не является предметом полемики с нашей стороны или нашим логическим заключением, но это часть Божественного откровения истины. Если мы прославляем и почитаем Сына за то, что Он сделал для нас, то не следует ли делать то же самое по отношению к Духу за то, что Он сделал в нас?! Сам Дух любит нас (Римлянам 15:30), то чьей властью тогда можно остановить нашу любовь к Нему?!

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2 Коринфянам 13:13). Здесь опять Дух Святой почитается наравне с Отцом и Сыном, – совершенно очевидно, что апостолы не приуменьшали Его значения, как это делают некоторые наши современники. Следует отметить, что «общение» – это двустороннее действие, это и даяние, и принятие. В нашем общении с Отцом мы принимаем от Него, а затем возвращаем Ему свою любовь и послушание. От Сына мы принимаем жизнь и признаем это в своей хвале и прославлении. От Духа мы получаем обновление и освящение, то не должны ли мы ничего воздать Ему взамен? На наш взгляд этот стих означает: «О, Господь Иисус Христос, пусть Твоя благодать будет с нами; о, Бог Отец, пусть Твоя любовь явится на нас; о, Дух Святой, пусть Твои святые наслаждаются Твоим общением». Эта благословляющая молитва открывает желание сердца Павла по отношению к коринфским святым, и это желание побудило его просить таким образом за них.

«Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпеливое ожидание Христа» (2 Фессалоникийцам 3:5 – согласно английскому переводу Библии King James Version). Что может быть яснее? Здесь разграничены все три Божественные Личности, и апостол Павел молится напрямую Господу Духу Святому! Совершенно очевидно, что «Господь» в данном случае не может относиться к Сыну, так как в этом случае данная фраза означала бы: «Господь [Иисус] же да управит сердца ваши … в терпеливое ожидание Христа». Так как в ведение Духа входит «наставлять нас на всякую истину» (Иоанна 16:13), «направлять нас на стези правды» (Псалом 22:3), то и «управлять» наши сердца в любовь Божью и в терпеливое ожидание Христа также является работой Духа Святого. Он есть Тот, Кто передает нам любовь Божью (Римлянам 5:5), и Он есть Тот, Кто возгревает нас к исполнению нашего служения, воспламеняя наши сердца пониманием Божьей нежности к нам, – именно поэтому мы должны молиться Ему! Другими словами, апостол Павел говорил: «О, Господь Дух Святой, согрей наши холодные сердца обновленным ощущением Божьей нежности к нам, утверди наши боязливые души в терпеливом ожидании Христа».

«Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный» (Откровение 1:4-5). Это настолько же является молитвой – благословляющей молитвой, – как и то, что записано в Числах 6:24-26. Апостол Иоанн взывает с мольбой к Богу Отцу («Тому, Который есть…»), Богу Духу Святому во множестве Его силы («семи духам») и Богу Сыну, чтобы семь церквей в Азии могли насладиться Их благодатью и миром. Когда я говорю: «Господь да благословит тебя, дорогой брат», я произношу пустые слова, если также не помолюсь Господу, чтобы Он благословил его. Слова «благодать и мир вам» были чем-то большим, чем вежливым пожеланием или любезностью: Иоанн дал знать тем святым о своем глубоком желании по отношении к ним, которое нашло свое выражение в горячем молении именно об этих благословениях, чтобы они сошли на этих святых. В завершение позвольте сказать о том, что каждый стих в Библии, который повелевает нам «хвалить Господа» или «поклоняться Богу» имеет отношение к каждой Личности Вечной Троицы.

«Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Матфея 9:38). Здесь находится нечто очень выразительное и экспрессивное, единственное, что необходимо определить, – это Кто есть «Господин жатвы»? Во дни Своего земного служения Таковым являлся Сам Христос, что ясно видно из того, что Он призывал и посылал двенадцать учеников; но после Его вознесения Дух Святой стал «Господином жатвы». Доказательством тому является следующее место Писания: «Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. … Эти, быв посланы Духом Святым … отправились» (Деяния 13:2,4)! И снова мы читаем: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями» (Деяния 20:28). Именно Дух Святой назначает сейчас работников, снаряжает их, направляет их труд и благословляет их усилия. В 1 Коринфянам 12:5 и 2 Коринфянам 3:17 Дух Святой выразительно называется «Господом».

«Славьте Бога, от Которого проистекают все благословения! Славьте Его, все сотворенные существа земли! Славьте Его, все небесные воинства! Славьте Отца, Сына и Духа Святого!» Аминь!


Грег Виоли

Широкое распространение трудов Пинка сделало его одним из самых влиятельных евангелических авторов второй половины XX века. Его письменные труды воспламенили пробуждение в толковательном проповедовании и нацелили сердца читателей на библейский образ жизни.
Каждый, кто когда-либо читал написанное Пинком, не мог не увидеть глубину и основательность понимания Слова Божьего, характерных для пуританской христианской литературы.
Жизнь и служение этого служителя продолжают изумлять, так как его писательское служение значительно выросло в своем влиянии после его смерти в 1952 г.
Наше поколение находится перед ним в долгу за тот пребывающий свет, который он пролил по Божьей благодати на Истину Святой Библии.

http://www.pbministries.org/books/pink/pinks_archive.htm

Вернуться к оглавлению журнала

На главную О «Рука об руку» | Журнал "Восстановление" | Библиотека
Статьи и учения | MP3 | Рекомендуем | Ссылки
Партнёрство | Молитва | IHOP-KC | Обратная связь | E-mail
К началу
 
Hosted by uCoz