Рука об Руку - международное христианское служение учения и помощи.

Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей «Восстановление» № 23

К концу

Цена истины

Хартвиг Хенкель


Так как эта статья изначально была написана для немецкоязычного читателя, в ней встречаются некоторые специфические ссылки на духовную ситуацию в данном регионе. Надеемся, что это не затруднит чтение нашим уважаемым русскоязычным читателям, так как затронутые здесь вопросы и духовные процессы могут касаться и церкви на постсоветском пространстве.

Около 450 лет назад верующие-реформаторы Европы заплатили высокую цену за жизнь веры, чтобы она больше не была в порабощении у Рима, но была неотделима от Слова Божьего. Многие из-за своей преданности истине Священного Писания подвергались гонениям и даже были сожжены на кострах инквизиции. Английская королева Мария I, известная как Кровавая Мери, пыталась насадить в стране католицизм в качестве государственной религии. Во время своего правления она повелела сжечь почти триста верующих, так как они отвергали вероучение Рима. «Книга мучеников» Джона Фокса описывает посвящение и преданность английских священников, которые противостояли попытке насильственного подчинения Англии лжеучениям католической церкви. Мы, верующие, являемся сегодня наследниками этих мужественных борцов. Мы имеем ту свободу, которую они выстрадали для нас.

Однако в последнее время наблюдается возрастающая тенденция среди протестантских верующих к поиску общения с теми религиозными институтами, которые когда-то предали смерти много верующих и чье вероучение сегодня остается определенно прежним. Всем тем, кто движим своим чрезмерным стремлением к единству, следовало бы познакомиться с современным Католическим катехизисом, который знакомит с обязательным учением католической церкви. Будь то чистилище, отпущение грехов, поклонение деве Марии или непогрешимость Римского папы, якобы непорочное зачатие самой Марии или равенство между традициями и Священным Писанием, бесконечное жертвоприношение Христа в евхаристии, против чего выступали протестанты во времена Реформации, – все это еще остается обязательными символами веры католической церкви. Подобные человеческие домыслы не только размывают освобождающее Евангелие, но и полностью искажают его и лишают силы.

Знаем ли мы сегодня вообще, что тогда в Англии, в эпоху правления Марии I, многие священнослужители были сожжены на кострах инквизиции потому, что отказались согласиться с учением Рима о том, что во время причащения духовный сан священника буквально превращает вино и хлеб в тело и кровь Христа? Можем ли мы сегодня понять, почему это учение является таким роковым, что христиане лучше соглашались быть сожженными, чем принять его? Реформаторы знали: если жертвы Христа не достаточно раз и навсегда, то вера превратится в нескончаемые попытки достигнуть Божьей благодати своими делами . Тогда Евангелие перестает быть радостной вестью. Как же высоко ценили истину эти мужественные люди!

Знают ли наши евангелические (лютеранские – Примечание переводчика) или харизматические лидеры, которые встречаются с католиками на разных уровнях, что их собеседники совершенно не признают их право на служение Словом? В сотом параграфе Католического катехизиса дословно говорится: «Обязанность подлинно толковать Слово Божие вверена одному только учительству церкви – папе и епископам в общении с ним». Что в таком случае могут дать подобные встречи? Не сведет ли любое настоящее общение на нет соблюдение этого абсолютного канона? В чем тогда смысл всяческих поисков сходства взглядов на Пятидесятницу? Католические представители достаточно умны, чтобы не раскрывать свои истинные взгляды преждевременно. А протестантские представители или не знают об этих обязательных исповеданиях веры, или не хотят их замечать. Впрочем, против встреч с католиками нет никаких возражений. Павел встречался с философами в Афинах. Например, можно встречаться также и с мусульманами, и это скорее будет содействовать развеянию опасений и предрассудков, что все мусульмане являются исламистами, прибегающими к насилию. Но кто ставит перед собой цель объединить религии или искать единства с католиками, чтобы добиться настоящего свидетельства веры для достижения всего мира, не понимает одного крайне важного факта. Нельзя совместить несовместимое. Каким есть последователь Господа; какие требования предъявляет к нему Сам Господь – все это не второстепенные вопросы личного понимания благочестия, но вопросы, от которых зависит само верование.

Если бы такие встречи с католиками помогали предостеречь заблуждающихся верующих и показать, что их учения не соответствуют меркам апостольского учения, тогда бы они имели смысл независимо от их реакции. Но приносят ли им наши протестантские братья и сестры действительно то благовестие, какое нес Павел, когда дело касалось искажения Евангелия?

«Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое [впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое...» (Галатам 1:6-11).

«Конечно, такого слова предостережения католическим верующим никто не будет высказывать!» – такие возмущенные голоса я могу почувствовать в своем духе. Такое слово, какое говорил Павел, сегодня будет звучать оскорбительно. И в этом вся разница. Сегодня считается совершенно естественным всячески избегать противоположных взглядов и позиций. «Так можно осудить и оскорбить, тем более, намеренно! А мы ведь должны любить друг друга!» Тогда, следуя логике таких слов, можно прийти к выводу, что приведенные стихи Павел написал не от Духа Святого, и в этом мы не должны ему подражать. Отвержение Павловых слов проклятия означает ничто меньшее, чем притязание на то, что у нас сегодня любви больше, чем у апостола Павла или даже у Самого Господа. И это значит, что их позиция и поведение неправильны, без любви, а потому греховны!

Но если мы верим в то, что наш Господь действительно безгрешен, был и остается совершенным подобием Отца и воплощением истинной любви, тогда эта вера требует от нас соответствующих решений. Тогда взгляды о любви, противоположной Божьей любви, являются опасными человеческими измышлениями, которых мы должны остерегаться. Любовь без истины – это не Божья любовь! Если Павел был прав, а его благовествование не было человеческим, то мы не можем молчать, когда извращается Евангелие.

Мы с удивлением слышим, что некоторые авторитетные духовные руководители евангелического, а также исполненного Духом христианства вместо того, чтобы предостерегать католическое духовенство об опасных искажениях Евангелия, вступают с ними в союзы взаимной любви. Чтобы склонить нас на свою сторону, Божьему народу бросают заманчивые призывы к любви, которые при внимательном рассмотрении оказываются вовсе не таковыми. «Разностороннее примирение» – это один из таких обольщающих лозунгов. Кому же не понравится жить в мире со своими братьями и сестрами по вере?! Но понятие «примирение», которое всегда подразумевает личные отношения, привязывается теперь к слову «разносторонность». За этим скрывается мысль о том, что есть различные виды благочестия, и все они тождественны между собой. Каждый, кто принимает это, больше не касается ни других, ни своих убеждений, но живет в такой разносторонней дружбе, теряя всякое желание твердо держаться своего взгляда на истину. Так достигается мир и единство.

Но это единство приводит к смешению понятий, которое сводит на нет все усилия в совместной евангелизации, которая якобы должна свидетельствовать о единстве. Если мы будем жить именно в таком единстве, невзирая на взгляды других, может случиться, что мы вдруг окажемся рука об руку с людьми, вовсе не рожденными свыше. Они как раз верят в то, что кропление младенцев делает их детьми Божьими, или, что еще хуже, – все равно все люди по своей природе дети Божьи. Так стираются всякие грани между этим миром и Божьим Царством. Если новообращенные христиане всяческими убеждениями и многообещающими словами соблазнятся посвятить свою жизнь духу по имени Мария, мы в бессилье будем стоять рядом, потому что находимся со своими католическими братьями в мирном сосуществовании, дав обещание друг другу уважать наши исповедания веры и не трогать их.

Вопросы о рождении свыше, о том, как стать дитем Божьим, можно ли призывать или посвящать свою жизнь другому имени кроме Иисуса, – все это как раз не маловажные вопросы личного вкуса или свободы выбора благочестия, так как они занимают центральное место в учении Евангелия. И это Божье благовестие человечеству не имеет права изменять никто – никакой человек и никакая церковь. Бог любви грозит страшным наказанием тому, кто дерзнет сделать это. (Смотрите цитированные выше слова Павла, нашего примера для подражания!)

В одном христианском журнале было следующее заглавие: «Образы врагов и недоверие отступают перед взаимоуважением». Здесь сразу же хочется воскликнуть: «Аллилуйя!» Ведь всегда хорошо, когда рассеиваются опасения и недоверие, ибо мира не может быть до тех пор, покуда не будет восприятия друг друга. Но если вдуматься как следует, то мы снова увидим умелую подмену понятий. «Взаимоуважение» говорит об уровне личных взаимоотношений. Довольно незаметно насаждается следующее: тот, кто ставит под сомнение католиков из-за их искаженного учения, показывает этим свою непримиримость по отношению к ним и считает их своими врагами. За такой мыслью следует вывод, что истинная любовь и уважение не критикуют учения других, а признают их такими же верными и приемлемыми, как и свои собственные взгляды.

Мы должны всегда помнить, что подобным образом апостолы не думали и не поступали. Павел говорил о лжеучениях, а иногда их представителей даже называл по имени и предостерегал от них. В новозаветные времена существовало различие между подлинными и фальшивыми апостолами. И, по меньшей мере, одна церковь была в состоянии видеть эту разницу. Она была не согласна «во имя единства» признать этих лжеапостолов.

Павел предостерегал от благовествования другого Иисуса и другого Евангелия, так как считал, что каждый, принимающий такое «служение», примет иного, а не Святого Духа (2 Кор. 11:3-4). Смотрим ли мы на это сегодня так же?

Возможно, некоторые последователи Господа думают, что все это их не касается, и что там делают их руководители – это, мол, не их дело. Эта описанная тенденция к смешиванию всего воедино будет дальше возрастать и приводить к отделению и гонению тех, кто хотят стоять на истине и не могут идти совместным путем фальшивого единства. Поэтому этого противостояния не сможет избежать ни один последователь Христа. Мы должны готовиться сегодня. Предостережение серьезно: обольщение антихриста постигнет того, кто не принял любви к истине.

«И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фессалоникийцам 2:8-12).

Мне хотелось бы предложить несколько немаловажных вопросов, на которые мы должны ответить на основании Священного Писания, чтобы противостать наступающему религиозному замешательству:

1) Остаются ли еще в силе приобретенные дорогой ценой символы Реформации (Ничего кроме Писания! Никакой повторной жертвы Христа во время причастия!)?

2) Каким описывает Писание Христа?

3) Что такое любовь? Единство?

Господь призывает теплых лаодикийских христиан купить глазную мазь, чтобы увидеть свое истинное состояние. Изменение может начаться только тогда, когда мы признаем неправильным наше настоящее состояние. Способность видеть, которую дарует нам Иисус, имеет свою цену. Она не дается даром. Тот, кто ищет выхода из религиозного сообразования и слепого следования, скоро столкнется со страданием. Каждый, кто называет истину истиной, не будет одобрять и ее антипод – ложь. Вскоре такой человек услышит в свой адрес осуждение за нелюбовь и нетерпимость, а также подвергнется страданию отлучения во имя «любви и единства».

Иисус показал совершенно ясно, что истинная вера невозможна до тех пор, пока мы ищем славы у людей (Иоан. 5:44). Если мы не ищем освобождения от угождения людям, что есть ничто иное как боязнь людей, мы автоматически обрекаем себя на путь компромисса. О духовных руководителях во времена Иисуса говорится:

«Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги» (Иоанна 12:42).

Эти люди веровали во Христа, но по-своему, не так, как учил Иисус. Каждый, кто хотел следовать за Ним, должен был оставить все свое. «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Луки 14:33). Каждый, кто в то время говорил, что согласен веровать в Иисуса, но категорически не хотел быть исключенным из синагоги, избирал путь компромисса. Он должен был довольствоваться жизнью веры, лишенной соли и силы. Сегодня все остается по-прежнему. Тот, кто решился непременно заслужить признание у тех, кто пренебрегают Словом и попирают его ногами, обрекает себя на компромиссный путь выживания. Таким ярким примером служат теологические заведения, предлагающие своим студентам дипломы, признанные государством. Требуемая цена за это – отказ от определенности учения, которое изобличает этот мир в его вражде против Бога.

Истинные служители Господни человекоугодничество считают своим врагом и ищут помощи у Избавителя, спасающего нас от наших врагов. Сейчас время приготовления! Сейчас то время, когда надо искать на Голгофе искупления в этой немаловажной стороне жизни нашего сердца. Сердце, не боящееся людей, но боящееся Бога, является важной частью нашего искупления.

«И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня» (Иеремия 32:40).

Мы должны признать, уверовать и возжелать многогранности своего искупления. Поэтому Господь хочет ободрить нас искать это великое благословение для плодоносной жизни христианина, чтобы затем повести в нее других.

Пункты для молитвы:
1) Открытые глаза для тех, кто считают, что вышеописанная тенденция к единству является Божьим благословением;
2) Умножение любви и мужества к истине;
3) Очищение народа Божьего от всяких примесей.


Вернуться к оглавлению журнала

На главную О «Рука об руку» | Журнал "Восстановление" | Библиотека
Статьи и учения | MP3 | Рекомендуем | Ссылки
Партнёрство | Молитва | IHOP-KC | Обратная связь | E-mail
К началу
 
Hosted by uCoz