Рука об Руку - международное христианское служение учения и помощи.

Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей «Восстановление» № 23

К концу

Власть в церкви

Мартин Дансфорд

Часть 4


Я пытаюсь представить вам не современные методы управления, но такую новую модель служения и руководства, которая больше соответствует тому, что мы действительно находим в Новом Завете. Как я упоминал, ее суть скорее состоит в том, чтобы пастырь полагал свою жизнь за вверенных ему людей. От качества взаимоотношений зависит, прежде всего, то, насколько братья и сестры будут наставлены и направлены на путь Христов. Это возможно при том условии, если выстраивается такая структура церкви, где практикуется принцип ученичества. Это является важнейшим аспектом созидания церкви вообще. Это лучший способ взрастить такую церковь, в которой сердца соединены воедино. Богу нужны не лучшие методы, а лучшие мужи и жены. Это самое важное.

В последней части семинара я хотел бы поговорить на тему ученичества и о том, как осуществлять его на практике. Мы рассмотрели общую структуру церкви, т.е. ячеечную систему. При этом мы не углублялись в детали.

Нам важно знать, что ячейки существуют для того, чтобы каждый человек в церкви мог действительно что-то получить, чтобы это коснулось каждого, и чтобы все могли участвовать в ученическом процессе. Мы сознательно избегаем такой модели церкви, при которой лидеры и пастор лезут из кожи вон, пытаясь делать все сами. В этом процессе должен участвовать абсолютно каждый член церкви.

Так поступал Сам Иисус. Он с самого начала избрал двенадцать учеников и вложил в них всю Свою жизнь. Таким образом Он хотел достигнуть краев земли. Он начал с двенадцати человек. Можно удивляться этой странной стратегии. Как можно достигнуть миллионов людей, имея всего лишь двенадцать человек? В Марка 3:15 мы читаем, что Он в первую очередь избрал их для того, чтобы они были с Ним. Начиная с этой исходной позиции, Он учил их проповедовать, изгонять бесов и делать все остальное. Он прежде всего стремился воспроизвести Себя в них. В долгосрочной перспективе это означало, что каждая сфера их жизни должна была измениться: их характер, их образ жизни, их цели в жизни. И это означало, что они должны были овладеть новыми духовными способностями, чтобы больше походить на своего Учителя и быть способными совершать Его дело.

Мы видим прерогативу ученичества: ученик – это тот, кто учится быть учеником и учится уподобляться тому, кто его обучает. Чтобы реально достичь этого, Иисус должен был посвятить Себя ученикам. Он развивал с ними отношения, полные любви и искреннего доверия. Я убежден, что если уделять достаточно времени взращиванию взаимоотношений именно такого характера, тогда можно будет избежать многих проблем на нашем пути.

Иисус Сам был воплощением истины, которую Он хотел вложить в Своих учеников. Он не только обучал их, но и Своей жизнью подавал пример. Он ободрял их, исправлял и обличал, отвечал на вопросы, всячески реагировал на побуждения и действия Своих учеников. Он учил их на Своем практическом примере, и они становились соучастниками совершаемых Им чудес. Он разделял с ними повседневную жизнь, так что даже готовил им еду.

Можно сказать, что ученичество предполагает такие тесные взаимоотношения, при которых мы разделяем друг с другом жизнь. Эти отношения глубоко проникают в личные сферы жизни. Это то, чего так жаждут сердца людей в церкви. Они стремятся иметь подлинные, близкие отношения с людьми, которые интересуются ими, проводят с ними время, выслушивают их проблемы и желания сердца.

Это является началом ученичества. Каждый, кто пытается строить церковь, пренебрегая этими требованиями и необходимостью реальных, глубоких отношений, столкнется со многими трудностями на своем пути. Но кто уделяет должное внимание взаимоотношениям и начинает созидать их подобным образом, выстраивает мосты личного доверия, с помощью которых может происходить обучение или исправление и увещевание, если возникают проблемы. В такой атмосфере люди готовы охотно принимать исправление, так как они понимают, что являются частью общего дела, несоизмеримого с ними, являются одной командой, которая движется в определенном направлении. Каждый из них осознает, что все происходящее в церкви неотделимо от него самого, и он имеет прямое отношение ко всей церковной жизни.

Проведя три года со Своими учениками, Иисус перед уходом на небо к Отцу сказал им, чтобы они шли по всему миру и все народы обращали в учеников. Его первые двенадцать учеников смогли повлиять на других людей так, как на них повлиял Иисус. Это значит, что они взращивали учеников Христа, а не своих собственных. Мы не можем быть учениками какого-то движения или какой-то знаменитости, но мы являемся и остаемся учениками Иисуса.

Почему существуют большие проблемы со всяческими сектами, которые занимаются злой, тайной и оккультной практикой, или совершают коллективное самоубийство и разного рода мерзости: потому что человека делают идолом.

Нашей главной целью должно быть взращивание учеников на основании качественных отношений ученичества. Собственно говоря, мы на то и поставлены. Это относится к любой церкви в любое время и в любой стране. Настолько это важно.

Говоря о церкви, мы в первую очередь должны заботиться о взращивании учеников. Подлинный смысл служения заключается в том, чтобы взрастить как можно больше учеников, через которых умножится жизнь Христа. В церквях бывают разные приоритеты, но этот должен стоять выше всех остальных.

Ученик – означает учащийся, последователь. Ученик ставит Иисуса выше всего остального. Это то, как Иисус учил об ученичестве. Ученик приносит плод и завоевывает других людей. Мы видим, что в ранней церкви соблюдался принцип ученичества. И мы можем понять, как он действовал.

Например, Варнава был тем, кто учил Павла и развивал с ним ученические отношения. Следует сказать, что Варнава сам был превосходным учеником. Мы знакомимся с ним, когда читаем о том, что он продал свою землю и вырученные деньги положил к ногам апостолов. Его имя значит «сын ободрения». Он был человеком большого ободрения и большой щедрости. Вспомним ситуацию, в которой оказался Павел после встречи с Господом, когда он намеревался преследовать христиан: никто не хотел подходить к Савлу близко, так как его сильно боялись. Затем в Деяниях 9 говорится, что Варнава взял его под свое покровительство и привел к апостолам в Иерусалим. Когда Варнава был послан на служение в Антиохию (Деян. 11), мы читаем, что он отправился на поиски Павла, чтобы взять его с собой. Варнава строил отношения с Павлом. Он верил, что на Павле была рука Божья, что Господь был с ним, и что он был призван к служению.

Это должно служить примером для нас, чтобы мы имели веру в наших людей, взращивая их в процессе обучения. Затем мы видим, что Варнава и Павел сотрудничали как одна команда. Сначала имя Варнавы упоминается в Деяниях первым в порядке очередности (например, Деян. 13). Очевидно, что в начале Варнава был лидером команды. Позже, в Деяниях 14, мы наблюдаем изменение этой последовательности, так что мы читаем: «Павел и Варнава» . Теперь Павел становится руководителем команды. Впрочем, Павел руководил даже своей командой. Итак, мы узнаем, что Варнава с самого начала имел взаимоотношения с Савлом, а затем с Павлом, пока тот не был высвобожден для апостольского служения. Варнава отдавал Павлу свою жизнь и свое служение.

Затем мы обнаруживаем, что такими же принципами было проникнуто сердце Павла, например, по отношению к Тимофею. Первый раз мы читаем о Тимофее в Деяниях 16. Павел взял его с собой, потому что у того была хорошая репутация. Павел взял его в ученики, чтобы помочь ему возрасти духовно (Филип. 2:22). Тимофей, как сын с отцом, служил вместе с ним в благовествовании. Так он проявил свою способность к служению. В Римлянах 16:21 Тимофей упоминается как сотрудник. В 1 Коринфянам 4:17 говорится, что Павел отправил его в качестве своего посланника. Павел свидетельствует о Тимофее, что тот совершает такое же служение, что и он (1 Кор. 16:10).

Мы видим, что Павел вкладывал в Тимофея то, что имел, и воспроизводил через него то, что делал сам. Наконец, Павел пишет Тимофею: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2). Это место Писания говорит о процессе воспроизведения учеников до четвертого поколения: от Павла – к Тимофею, от Тимофея – к верным людям, от верных людей – ко всем остальным. Во всем этом процессе воспроизводится жизнь Христова.

Очень часто люди хотят чего-то великого, например, принадлежать к большой церкви. Они хотят чего-то яркого, зрелищного, чтобы это было привлекательным для мира. Все это абсолютно не важно в свете Божьих приоритетов. Важным есть ученичество, т.е. то, чтобы приобретать учеников, которые других сделают учениками, чтобы все это росло и развивалось.

Давайте представим такой процесс умножения, когда каждый человек в течение года приобретет хотя бы одного ученика. Если в первый год мы начинали с двадцати человек, то в следующем году будет сорок, а через год – восемьдесят. На примере этой геометрической прогрессии можно увидеть то, как функционировала ранняя церковь.

Зачастую мы хотим быстрых результатов. Но что в результате мы имеем? Стремительное начало, закончившееся большой внутренней опустошенностью. Эту картину можно наблюдать во многих церквях: церковь достигает «практического потолка», на чем все и останавливается. Строя церковь на харизме или сильных сторонах одного руководителя или нескольких лидеров, наше влияние определенным образом и определенное время будет положительным на многих людей. Но затем рано или поздно будет достигнута «заданная планка», после чего неизбежен застой. То же самое происходит и тогда, когда церковь сфокусирована на активности определенного служения, например, на динамизме служения учителя или прославления. В основе этого лежит то же стремление достигнуть определенного уровня, после чего наступает скука и утомленность.

Но когда церковь зиждется на первоначальном принципе ученичества, тогда все мы вовлекаемся в процесс роста, который нельзя остановить. Если в ячейке есть десять членов, которые в течение года станут настоящими учениками, и затем достигнут еще десять человек, которых сделают также учениками, то в следующем году у нас будет уже двадцать человек. И мы увидим, что этот процесс непрерывный.

Поэтому нам требуется такая ячеечная система, в которой каждый мог бы возрастать в ученическом процессе. Необходимо очень старательно изучить принципы роста домашних ячеек, так как это происходит и совершается не автоматически. Как я уже говорил, если я, например, могу обратить в учеников десять человек, то они должны уметь обратить еще десять, и так далее. Мы учим людей так: «То, что я дал тебе, то, как я вкладывал в тебя свою жизнь, ты должен передать другому, т.е. поступать с ним так, как ты научен».

Просто, правда? Просто, но нелегко. Павел стремился сделать учеником каждого, с кем у него были отношения. Он постоянно призывал людей подражать ему, как он подражал Христу. И он умел делать это без гордости в своем сердце.

Будучи пастором, я должен демонстрировать пример моей жизнью, чтобы люди видели во мне образец того, как они могут управлять своей жизнью. Это не значит, что мы превозносимся над ними, но значит, что мы просто наглядно обучаем их собственной жизнью. Павел говорит филиппийцам: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Филип. 3:17). Затем он говорит: «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами» (Филип. 4:9).

Павел был мастером своего дела по взращиванию учеников. Мы видим в нем человека, который везде, где бы он ни был, являл и передавал жизнь Христа. Каждый христианин должен быть не только учеником, но и обращать других в учеников. Каждый христианин должен поддерживать такие отношения, которые строятся на любви и уважении, при которых он будет равняться на того, у кого он может учиться и что-то получать. И такое же качество отношений, строящихся на любви и доверии, он должен развивать и с теми, кого он будет обучать.

Так должна функционировать церковь. Ученичество призвано содействовать каждому христианину в его настоящем духовном росте.

В Посланиях христиане описываются как «младенцы» или «духовные». Павел писал коринфянам, что он не мог говорить с ними как с духовными, т.е. со зрелыми, потому что между ними были зависть и споры. Он говорил им, что они еще младенцы, что они еще плотские, мирские (1 Кор. 3). Это он говорил тем коринфянам, о которых констатировал, что они обогатились всяким познанием (1 Кор. 1). Духовная зрелость определяется не накопленными знаниями, но практическим применением этих знаний.

Когда мы предстанем перед нашим Создателем в Судный день, Господь не спросит нас, какой церкви мы принадлежали, какие книги прочитали или сколько кассет прослушали. Он также не будет экзаменовать нас на предмет знания Библии. Он скорее даст нам оценку на основании того, как мы распорядились своей жизнью, как мы поступали на практике.

Ученики – это такие люди, которые видят необходимость в духовном росте, которые, не желая оставаться незрелыми, стремятся к духовной зрелости и совершеннолетию. Главным условием для этого является смирение. Многие христиане ведут себя так, как будто они уже достигли духовных высот и знают все необходимое. Но в реальности все мы находимся еще в процессе обучения. Наш духовный уровень говорит о том, что нам еще многому нужно научиться, что путь духовного роста и познания ведет все выше и выше, и ему нет конца. Всегда будет что-то, что нам потребуется узнать и затем применить на практике.

Автор послания к Евреям говорит верующим, что они еще младенцы, которые могут питаться только молоком, хотя, судя по времени, им уже надлежало питаться твердой пищей (Евр. 5). Если бы эти верующие применяли Слово в своей жизни, они бы к тому времени достигли духовной зрелости и уже стали учителями других.

В нашей христианской жизни существуют разные стадии зрелости: переход от незрелости к зрелости и вхождение в служение. В Ефесянах 4 говорится о таком духовном росте. Павел говорит о младенцах, «колеблющихся и увлекающихся всяким ветром учения» . Колебание, непостоянство и неуверенность характерны для незрелого верующего. Поэтому Павел говорит, что мы должны возрасти к зрелости, к полному возрасту Христову, Который есть Глава, к полному познанию Сына Божьего.

В процессе духовного роста достигается и такой уровень, о котором говорится, что Бог дал церкви различные служения. Речь идет о пятигранном служении апостолов, пророков, учителей, евангелистов, пастырей. Цель назначения этих пяти даров служения – это ввести святых в служение. Поэтому пятигранное служение выполняет типичную функцию ученичества: ввести других в их непосредственное призвание, чтобы они смогли повести остальных в их служение. Эти различные стадии духовного роста описаны в 1 Иоанна 2:12-14. Мы читаем о детях, начинающих свою христианскую жизнь и еще не повзрослевших в ней. Они познали только прощение грехов и обрели отношения любви с Отцом. С этого младенческого возраста начинается наша христианская жизнь. Затем следует вторая возрастная группа – это юноши, которые сильны, ибо в них мощно пребывает Слово Божье, которые победили лукавого. Они стали зрелыми и представляют угрозу для царства дьявола. Потом следуют отцы. О них сказано, что они познали Сущего от начала. Они понимают намерения Бога, Его сердце и Его естество, характер. Они могут нести ответственность в Царстве Божьем. Отцы – это такие мужи и жены, которые обучены Богом для того, чтобы печься об учениках и помогать их духовному становлению на Божьих путях.

Итак, мы видим стадии младенчества, юношества и отцовства. Ученичество помогает возрасти к зрелости.

Почему в церкви так много незрелых христиан? Возможно, из-за того, что им никто по-настоящему не уделял должного внимания и не помог практиковать услышанное в жизни, несмотря на то, что у них было лучшее учение в церкви. Поэтому церкви наполнены одинокими, огорченными победителями в теории.

Именно процесс ученичества вводит нас в настоящее обучение. Каждый член церкви должен быть частью этого ученического процесса. Мне очень нравятся места Писания о перспективах, которые хочет совершить в нас и через нас Дух Святой. Это то, что я хочу видеть в людях в моей церкви. Мы находим это в Колоссянах 1:9-12. Павел видел перспективы для колоссян: «Поэтому и мы с того дня, как об этом услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете» . В хорошей церкви люди будут стремиться к этому. Часто мы молимся за людей только о том, чтобы Бог помог им разрешить те или иные проблемы. Такие перспективы очень краткосрочны и занижены. Мы должны вести наших людей к высоким целям достижения подлинной духовной зрелости. Нам нужно стремиться к тому, чтобы люди обретали определенные духовные качества и характеристики, о которых мы читали в Колоссянах 1.

Зрелая церковь – это не такая церковь, которая состоит из одних зрелых верующих. Зрелая церковь может состоять из незрелых христиан. Если в церкви много новообращенных, то, фактически, она состоит из младенцев в вере. Но зрелая церковь является такой церковью, в которой каждый несет свою ответственность, практикуя ее в стиле жизни ученичества.

Вам понятно, что я подразумеваю под зрелостью? Мы говорим о том, что каждый человек когда-нибудь должен подключиться к процессу обучения и развивать такой стиль жизни, который помогает другим обучиться тому, чему он научился сам. Зрелая церковь – это такая церковь, в которой каждый является ее активным участником.

В церкви не должно быть так называемых старожилов, которые только и делают, что пристально наблюдают за всем происходящим. Это такие люди, которые всегда чем-то недовольны: они могут высказать свои замечания по поводу лидера группы прославления, который пел неподходящую песню в неподходящее время; или могут сказать, что пастор проповедовал неверно или некрасиво. В церкви не должно быть любопытствующих зрителей, которые постоянно все анализируют и разбирают. Если у людей в церкви один дух, тогда любая критика будет касаться их самих, и они будут критиковать то, в чем сами участвуют, так как являются частью церкви.

Я не могу не коснуться еще некоторых качеств того, кто обучает учеников. Что требуется для взращивания учеников? Это можно сформулировать очень просто: мы взращиваем учеников, помогая другим возрастать во Христе.

Здесь есть две стороны: первая – это учение, и затем вторая важная сторона – взаимоотношения, выстраивающие мост, по которому передается услышанное.

Без взаимоотношений нет ученичества. Люди не реагируют просто на одно учение, которое им только проповедуется. Люди реагируют на других людей. Поэтому Иисус вкладывал Себя и Свою жизнь в Своих учеников. Должен быть кто-то, кто уделит внимание другому человеку, разъяснит ему и обсудит с ним определенные вещи, чтобы он смог практически применить истину в своей жизни. В отношениях также важна подотчетность в успехах, которые делает ученик. Мы говорим о частных, личных вопросах. Мы говорим о характере и поведении, о реакциях и семейных проблемах, об активности в церкви и о том, что значит действительно служить Богу. Все это связано с личными ожиданиями и огорчениями. Собственно, человеку невозможно помочь, если сначала не сложатся отношения, основанные на любви и доверии. Тот, кто хочет взращивать учеников, должен сам служить примером в жизни и духовном росте, чтобы иметь власть других обращать в учеников. Только так можно строить взаимоотношения.

Взращивание учеников – это активный и живой процесс. Он подразумевает что-то личное и сокровенное. Он накладывает совершенно индивидуальный отпечаток в зависимости от тех сильных качеств и способностей (или неспособностей), которыми обладает личность, обучающая ученика. Поэтому здесь речь не может идти об определенной программе обучения, как, например, в школе, которую можно вызубрить и сдать. Однако некоторые важные вещи нам надо знать и соблюдать.

Как правило, все мы очень занятые люди и должны хорошенько подумать, сколько времени мы можем выделить друг для друга и уделить друг другу. Возможно, с некоторыми людьми вы можете встречаться раз в неделю, с другими – раз в месяц, а с некоторыми – раз в два месяца. Главное здесь выстраивать подлинные отношения любви и доверия. Мы всегда ободряем к совместным действиям: вместе есть, вместе ездить, вместе работать. Я обычно беру кого-нибудь в поездку, чтобы за это время больше сблизиться с человеком и углубить наши взаимоотношения. Я всегда рад, когда кто-то меня сопровождает. Как хорошо вместе смеяться или плакать в случае неудачи. Нам нужно привыкать трудиться вместе, а не в одиночку. С некоторыми людьми я встречаюсь каждую неделю, со своими старейшинами – примерно каждые два месяца.

Ученичество наиболее эффективно действует в смешанной среде. Впрочем, должны быть и встречи наедине. Но они должны происходить только между представителями одного пола. Также, ученичество может развиваться среди супружеских пар, которые имеют ученические отношения между собой. Малые группы тоже служат местом ученичества. Это можно увидеть на примере Иисуса и Его двенадцати учеников. Нельзя сказать, что одна форма лучше другой. Они бывают самыми разными.

Если уделять слишком много времени только одному человеку, то вполне возможно оказаться в чрезмерной зависимости друг от друга. С другой стороны, можно замкнуться в себе и не быть открытым даже в небольшой группе. Такие люди согласны посещать любую группу, но только чтобы их не спрашивали об их личной жизни.

В любом случае должны быть задействованы разные подходы, идущие рука об руку. Я встречаюсь как с командой руководителей, так и с отдельными людьми; супружеские пары встречаются с супружескими парами, а также все вместе.

Каждый, кто обучает ученика, должен понимать его и знакомиться с ним поближе. Только затем можно обсуждать с ним разные вещи: говорить о его слабостях или о его целях; касаться таких вопросов, как его жизнь, его личные отношения с Господом, его понимание своего служения или призвания Божьего на свою жизнь; выявлять возможные твердыни врага в его жизни, от чего ему нужно освободиться.

Нельзя касаться всех этих сфер, если сначала не сложились подлинные отношения. Поэтому кто берет другого в ученики, должен знать, как строить глубокие и уважительные взаимоотношения с ним. Нужно вырабатывать умение чувствовать, что и как надо говорить. При этом необходимо учиться хорошо слушать.

Немаловажную роль играет язык жестов, который без слов выражает мир и расположение. Сюда относится свободное и непринужденное поведение, а также визуальный контакт. Недопустимо, чтобы слушающий с отсутствующим видом блуждал глазами, так что у другого возникал вопрос: слушает ли он меня вообще? Это сильно смущает собеседника. Во время разговора я все время пытаюсь смотреть в лицо. Я не могу позволить, чтобы собеседник разговаривал со мной, не глядя в глаза.

Необходимо развивать способность чувствовать и понимать собеседника, видеть вещи со стороны ученика. Это значит, что нужно самому быть открытым и откровенным, делиться даже своими слабостями или чем-то личным. Тогда ученик будет знать вас таким, каким вы есть в действительности.

Все эти вещи крайне важны. Для многих служений, принципы, которые мы только что рассмотрели, абсолютно чужды или странны. Их ничто не заботит кроме проповеди и организации деловой активности. Так функционируют многие служения. Они лишены живых отношений, которые бы глубоко проникали в личную жизнь человека и что-то в ней производили.

Каждый, кто взращивает учеников, должен стремиться поделиться с ними тем плодом, который имеет в своей жизни. Живой плод является лучшим примером.

Кто поднимает учеников, должен молиться за них. Он должен как учить, так и обучать их. Здесь следует особо подчеркнуть, что учить и обучать – это не одно и то же. Обучение предполагает упражнение, тренировку, а значит, оказание помощи. Здесь требуется не столько передать знания, сколько уделить внимание тому, как они применяются в жизни.

Иисус демонстрирует нам то, как нужно это делать. Он показал на собственном примере, что Он не только учил, но и поступал на основании Своего учения. Можно сказать, что это является образцом демонстрации и передачи знаний. Иисус, к примеру, Сам молился. У Него была глубокая молитвенная жизнь. Поэтому Он мог научить Своих учеников тому, как нужно молиться. Он давал Своим ученикам возможность участвовать в Его делах, чтобы совершать их вместе с ними. Он накормил пятитысячную толпу людей пятью хлебами с помощью Своих учеников. Он преломил хлеб, передал его Своим ученикам, а они раздали его и в конце собрали остатки. Они были реальными сопричастниками чуда, совершенного вместе с Иисусом. Так Он передавал им определенные вещи. Но Он также говорил им, что они должны отчитываться перед ним в своих действиях. Например, Он послал двенадцать учеников (Лук. 9), поручив им проповедовать Евангелие, исцелять больных и изгонять бесов. Исполнив Его поручение, они поведали Ему о совершенных делах. Позже Он послал семьдесят учеников, которые сделали то же самое.

Таким образом, передача задания приводит в действие процесс ученичества. Необходимо делегировать не только ответственность, но и власть исполнить порученное. Передача ответственности подразумевает передачу власти для последующих действий.

Мы можем возложить ответственность на человека, но при этом не делегировать необходимой власти. Это часто случается в церквях и порождает многие проблемы. Мы поручаем кому-то руководить группой прославления, мы возлагаем на человека ответственность вести прославление, но затем ожидаем от членов этой группы прославления, чтобы они «сообщали» нам, как старшим руководителям, об успехах своего лидера. Из этого следует, что, несмотря на возложенную ответственность, вся церковная система взаимоотношений строится на недоверии.

Делегируя ответственность, мы тем самым выражаем человеку свою поддержку, свое признание и свое доверие. Люди нуждаются в этом. Делегируя определенную власть, мы этим подтверждаем доверие и способствуем развитию у человека здоровой уверенности в себе. Разумеется, он должен быть всегда готовым дать отчет в своих действиях.

В нашей команде старейшин все несут ответственность и подотчетны в том, что делают. Если, например, один из моих старейшин руководит собранием, и по какой-то причине у него не все получается, после служения я говорю ему: «Знаешь, ты неплохо постарался…» Если я так говорю, то он уже понимает, что что-то было не так. Или, например, я говорю: «Ну, на четыре балла из десяти ты можешь претендовать».

Все мы поддерживаем своеобразные отношения, которые не лишены юмора и шуток. Но мы можем абсолютно открыто сказать друг другу, что и как кому удалось или не удалось. Во взаимоотношениях со своими старейшинами я всегда стремлюсь развивать в них чувство подотчетности, а не страха. На наших встречах руководителей мы много смеемся и шутим. Но мы остаемся подотчетными друг другу. Мои старейшины ожидают подотчетности также и от меня. Каждый из нас обязал себя отчитываться друг перед другом, и каждый из нас настроен на это. Это создает здоровую атмосферу правдивости. У нас есть специальный опросный лист с 17 вопросами, которые мы задаем друг другу каждые несколько месяцев. Например: «Что ты можешь сказать о твоих личных отношениях с Господом? Молишься ли ты каждый день? Читаешь ли ты Библию каждый день? Не ослабела ли у тебя эта дисциплина? Являешься ли ты добрым руководителем и главой твоей семьи? Может ли это подтвердить твоя жена? Как дела на работе? Доволен ли тобой твой начальник? С какими искушениями тебе приходится постоянно бороться; в чем тебе трудно устоять?»

Мы сами поддерживаем отношения подотчетности и заботимся о том, чтобы они оставались живыми среди нас. Не будь мы хорошими друзьями, наши отношения превратились бы в сплошной стресс. Иногда на наших встречах старейшин бывали гости, на которых подобные вопросы наводили настоящую панику. Но мы предъявляем друг другу эти довольно высокие требования. Последний вопрос в нашем вопроснике звучит так: «Ты действительно сказал всю правду?»

Конечная цель всего этого обучения состоит в том, чтобы высвободить других для самостоятельного труда. Но даже тогда отношения подотчетности и обратная связь не должны прекращаться. В конечном счете люди должны возрасти до такого уровня, когда мы уверены, что они поступят в данной ситуации точно так же как мы. Например, находясь в поездке, я нисколько не переживаю за состояние церкви. В мое отсутствие она функционирует точно так же, как это было бы при мне, – потому что старейшины подражают мне в следовании за Господом. Так это действует у нас. Они готовы войти в свое служение.

Перед пасторами встает еще один вопрос: какие возможности ученических отношений существуют для них лично? Да, я подотчетен моим старейшинам. Но я нуждаюсь и в других мужьях Божьих, на которых мог бы равняться и которые могли бы быть вдохновением для меня. Я нуждаюсь в таких людях, которые поведут меня вперед в вере. Я твердо убежден, что каждой церкви необходимы отношения с другими национальными и международными служениями, строящиеся на подотчетности.

Церкви нужны апостолы. Это не значит, что кто-то откуда-то приедет для проведения семинара в конце недели. Речь идет о таких ценных мужах и женах, с которыми можно иметь такие же тесные отношения, как со старейшинами в церкви, так чтобы между этими служителями и пастором с его церковью была настоящая связь. Эти люди должны быть способны привнести в церковь то, чего нет у нас. Поэтому Господь дал эти служения Телу Христову. Обычно эти служения выполняют свою непосредственную функцию в первую очередь через отношения. Они связывают между собой различные служения, высвобождая творческий потенциал и создавая возможности для достижения новых стран или народностей и для насаждения новых церквей.

Мы говорим не просто о некой межцерковной организации, объединяющей церкви, но мы говорим о возрастании в отношениях с апостольскими служениями. Так различные служения могут соединяться, а значит, Царство Божье будет распространяться. Таким образом представляется возможность для совместных действий. Такие отношения будут по-настоящему прочными.

Я благодарен Богу за тех людей, которые поставлены над нами. Я благодарен за апостольские служения, которые помогают нам и являют нашей церкви и нашему служению отцовскую заботу, которая придает нам уверенность. Мы открыты к тому, чтобы принимать помощь от различных частей Тела Христова. Но с некоторыми мы поддерживаем особо тесные отношения, с кем мы можем по-настоящему сотрудничать. Мы являемся частью апостольской команды церквей. Я верю, что это то, чего ожидает мир, что необходимо любой стране.

Мартин Дансфорд

Мартин Дансфорд является пастором церкви «Община Царя» в Хэдж Энд (Великобритания), которая входит в семью церквей «Новые рубежи». Мартин объехал множество стран в Центральной и Восточной Европе, а также стран СНГ, включая Кавказ и Центральную Азию, проповедуя в церквах и на конференциях, как в небольших группах, так и перед многотысячными аудиториями.
Он женат, имеет троих детей.


Вернуться к оглавлению журнала

На главную О «Рука об руку» | Журнал "Восстановление" | Библиотека
Статьи и учения | MP3 | Рекомендуем | Ссылки
Партнёрство | Молитва | IHOP-KC | Обратная связь | E-mail
К началу
 
Hosted by uCoz