Рука об Руку - международное христианское служение учения и помощи.

Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей «Восстановление» № 23

К концу

Близость со Святым Духом

Джон Бивер


Глава из книги «Приближение к Богу»


Теперь мы подошли к теме, которую я давно хотел рассмотреть: каким образом Господь приближает нас к Себе. Прежде всего, позвольте мне повторить еще раз: Он гораздо больше хочет иметь с вами близкое общение, чем вы с Ним. Вспомните слова Моисея: «Он Бог ревнитель» (Исх. 34:14). Он ревностно относится к Своим взаимоотношениям с тобой.

Недавно я погрузился в молитвенные размышления и не успел я опомниться, как воскликнул: «Господи, если я не смогу иметь тесные отношения с Тобой здесь, на земле, то прошу: забери меня к Себе на небеса!» Когда я произнес эти слова, меня немного охватила дрожь. Я понимал, что сказал эти слова от всего сердца, но почти сразу же мой разум встревожился: «Что ты говоришь такое?» Мой рассудок стал задаваться вопросом: «А имею ли я право просить о таких вещах?»

Несколько часов спустя я сел на самолет, занял свое место и взял из сумки Библию. Первый же стих, который бросился мне в глаза, был следующим:

«К Тебе, Господи, взываю: Твердыня моя! Не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу» (Псалом 27:1).

Я чуть не подскочил на месте. Неужели Библия открылась на этой странице случайно? Этот стих говорил как раз о том, о чем я всего несколько часов назад вопиял к Господу. Я понял, что это было слово ко мне от Него.

Давид говорит: если Бог не обращается к нам, то мы не лучше грешника, нисходящего в преисподнюю. У меня всегда при себе имеется современный перевод Библии, поэтому я заглянул в него и увидел полное соответствие тому, о чем я молился в то утро. Там было написано: «Ибо если Ты молчишь, мне лучше сдаться и умереть». Именно об этом я кричал в то утро к Господу. Я столько раз читал этот стих, но никогда не видел его в этом свете.

Я понял, что молился согласно воле Божьей под водительством Духа Святого. Это также стало подтверждением того, что Бог хочет общаться с нами, лучше сказать, Он хочет иметь с нами очень близкие взаимоотношения. Вот один из моих любимых библейских стихов, написанных Давидом:

«Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи» (Псалом 26:80).

Вы слышите томление Божьего сердца? Он приглашает каждого из нас, говоря: «Приблизьтесь ко Мне. Я хочу общаться с вами. Я хочу поделиться с вами сокровенным Моего сердца и показать вам великое и недоступное, чего вы не знаете!» Это должно произойти в жизни каждого верующего. Приблизьтесь к Господу, и если вы будете приближаться, Он гарантирует, что и Сам к вам приблизится. Мы, а не Он, мы сами определяем уровень нашей близости с Ним. Он ждет, Он зовет нас к Себе. От нас зависит, ответим ли мы, и чем ближе мы будем приближаться к Нему, тем больше Он откроет нам Себя и Свои желания. Но давайте еще раз посмотрим на слова Иакова, сказанные им немного раньше этого великого приглашения:

«Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: „до ревности любит Дух, живущий в нас?”» (Иакова 4:5).

Господь ищет близости с нами страстно, ревностно. В предыдущих главах мы увидели, что Он не станет делить нас с похотливыми желаниями этого мира. По этой причине Иаков говорит: «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). Это можно проиллюстрировать на примере жены, которая заявляет своему неверному мужу: «Ты не можешь жить со мной и со своей любовницей, поэтому выбирай! Если ты выберешь ее, значит, ты отказываешься от меня, и тогда я уйду!» То же самое касается Господа, Он не будет делить нас с миром. Он хочет стать единственной любовью в нашем сердце, иначе Он не станет раскрывать Себя нам.

Дух, Который любит до ревности

Ранее мы рассматривали лишь Его чувства по отношению к нам. Но теперь нам нужно сосредоточиться на слове Дух. Интересно, что в Писании говорится: «До ревности любит Дух, живущий в нас». Обратите внимание: там не сказано, что «до ревности любит Иисус, живущий в нас». Иисуса здесь, на земле, нет. Он восседает одесную престола величия на небесах и находится в таком пложении фактически две тысячи лет. В день вознесения Христа ангелы обратились к Его ученикам со словами: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Он был физически поднят в небо на облаке, и нам обещано, что Он возвратится к нам таким же путем.

Пожалуйста, поймите меня правильно. Наш Спаситель Иисус Христос действительно любит нас до ревности, но с нами пребывает Тот, Кто сошел к нам вскоре после Его вознесения. Это Дух Святой, и Он есть конкретная Божественная Личность. Однако люди, призывающие имя Иисуса, во многом игнорируют Его. Вообще-то, я думаю, что Святой Дух - это одна из самых пренебрегаемых Личностей в Церкви. Сами подумайте: можно ли ехать в машине с человеком в течение двадцати минут и не сказать ему ни слова за все время пути? Но как часто мы поступаем со Святым Духом именно таким образом! Мы планируем свой день, слушаем христианскую музыку или радио в дороге и часто даже не задумываемся о том, что Он находится рядом с нами. Мы не думаем о Его присутствии с нами дома, на работе и в других местах, где мы бываем. Но если нас спросить о Нем, мы обязательно признаем факт Его существования и Его пребывания в нашем сердце.

Наше представление о Духе Святом

Одной из причин того, почему мы пренебрегаем Его присутствием и общением с нами, является наше представлении о Святом Духе. Его Личность для нас покрыта тайной неизвестности только оттого, что мы читали и слышали в проповедях о Нем. Сегодня так много говорят о Святом Духе как о неком загадочном образе, что я мог бы очень быстро разбогатеть, если бы за это давали хотя бы по доллару. К сожалению, многие воспринимают Его как «святое существо», а не как Того, Кто является Ликом Божьим, Божественной Личностью. Он хочет стать вашим самым близким другом. Изучая Писание, мы увидим, что у Него есть разум (см. Рим. 8:27), воля (см. 1 Кор. 12:11), чувства, в частности, любовь к нам (см. Рим. 15:30); Он говорит (см. Евр. 3:7), причем ясно (см. 1 Тим. 4:1); Он учит (см. 1 Кор. 2:13); Его можно огорчить (см. Еф. 4:30) и даже оскорбить (см. Евр. 10:29); Ему можно солгать, как людям.

При мысли о Нем в нашем воображении часто возникает образ голубя. Но почему Его представляют в виде голубя? Он никогда не являл Себя подобным образом! Во всех четырех Евангелиях повествуется о том, как Иоанн Креститель видел Духа Божьего, сходящего на Иисуса «как голубя» (см. Матф. 3:16; Марк. 1:10; Лук. 3:22; Иоан. 1:32). Но это сравнение никоим образом не делает Его голубем. Я слышал некоторые сравнения людей с животными или природными силами: «она мчится как вихрь», «он здоров как бык». Но это не значит, что женщина становится циклоном, а мужчина – четвероногим животным. Они остаются человеческими существами.

Мне могут возразить: «Да, но апостол Иоанн, когда он смотрел на престол Божий, видел Духа Святого в виде светильников». Да, это действительно так, потому что он писал: «И семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4:5). Но тот же Иоанн писал: «И я взглянул, и вот … посреди старцев стоял Агнец как бы закланный … тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем … и поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровью Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (см. Откр. 5:6-9). Совершенно определенно, что он говорит об Иисусе, но мы не воспринимаем это описание буквально! Мы точно знаем, что Иисус, - по образу и подобию Которого мы сотворены, - это Личность, и мы не сотворены по образу и подобию животного!

Святой Дух - это Личность, и мы сотворены по образу и подобию Его. Да, да, именно по Его образу и подобию! В книге Бытие мы читаем: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему» (Быт. 1:26) Здесь не говорится: «Сотворю человека по образу Моему и подобию Моему». Нет, человек был сотворен единым усилием Отца, Сына и Святого Духа. Мы прекрасно осознаем роль Отца и Сына при сотворении, но Библия ясно говорит: «Дух Божий создал меня» (Иов. 33:4), и в другом месте: «Пошлешь дух Твой - созидаются» (Пс. 103:30). Поэтому, когда Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему», то, конечно, к Творцам Он причислял и Духа Святого. Мы сотворены по образу и подобию Отца, Сына и Святого Духа. Дух есть Личность, третье Лицо Божье, а не мистический ветер или парящая птица.

Как могла бы Мария зачать от Духа Святого, если бы мы не были сотворены по Его образу и подобию? В Писании говорится: «Прежде нежели сочетались они, оказалось, что она [Мария] имеет во чреве от Духа Святого» (Матф. 1:18). Позже Ангел Господень сказал Иосифу: «Ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Матф. 1:20). Если бы Дух Святой был некой непонятной сущностью, а не Личностью, то как во чреве девы Марии мог бы образоваться Человек? Она зачала от Духа Божьего. Для появления естественного потомства необходимы две особи одного и того же образа и подобия.

Надеюсь, теперь вы будете относиться к Духу Святому как к Личности, и даже более того, как к самой чудесной Личности. По этой причине Павел говорит верующим:

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2 Коринфянам 13:13).

Обратите внимание, он говорит: «… и общение Святого Духа со всеми вами». Я изучал слово «общение» в течение нескольких лет, так как, прежде всего, стремлюсь близко познать Бога. Я изучал значение этого слова в самых разных греческих словарях. Вот некоторые выражения, которые могут помочь нам лучше понять значение слова «общение»:
- дружеское и тесное общение;
- взаимосвязь и общительность;
- партнерство и сотрудничество;
- близкие взаимоотношения;
- близость и хорошее знание друг друга.

Есть и другие формулировки, используемые для описания сути общения, но все они тождественны по смыслу с перечисленными выше описаниями, поэтому я их и выбрал. Давайте рассмотрим каждое из них в отдельности и поразмышляем над этим.

Дружеское и тесное общение

Дружеские взаимоотношения - это, прежде всего, товарищеские взаимоотношения. Это состояние взаимного доверия между людьми. Вы никогда не встретите друзей, которые избегали бы контактов друг с другом; напротив, они всегда делятся своими делами и планами на будущее. Они друзья, поэтому постоянно общаются друг с другом. В Деяниях мы находим много примеров подобных взаимоотношений между Святым Духом и Его служителями. Вот лишь одно из многих свидетельств апостола Павла:

«И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня» (Деяния 20:22-23).

Слова Павла говорят о постоянном, непрекращающемся общении между ним и Святым Духом. Они были товарищами в жизни, путешествиях и служении.

То же самое можно сказать о любом другом служителе Господнем в Новом Завете. Дух Святой был с таким человеком везде, куда бы он ни пошел, и общался с ним, когда бы он ни обратился к Нему. Он был его Собратом: Филипп, один из учеников, покинул город, отправившись в пустыню. Но он не чувствовал себя одиноким и знал, что ему делать дальше, так как «Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице» (Деян. 8:29).

Чтобы понять значение сложного видения, Петру не нужно было полагаться на свое знание Писания, ибо он услышал, как Дух сказал ему: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Затем Петр получил дальнейшее повеление: «…Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их» (Деян. 10:19-20).

Мы видим постоянные дружеские отношения Духа Святого со всем окружением Павла. Вот что пишет Лука: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифиниию; но Дух не допустил их» (Деян. 16:6-7).

Я мог бы привести и другие примеры. Но я хочу подчеркнуть, что новозаветные служители вполне осознавали помощь и водительство со стороны Духа Божьего. Дух никогда не был для них ни мистикой, ни сверхъестественным явлением, поэтому общение с Ним было для них обыкновенным занятием. Его участие в их жизни было для них естественным. Точно так же можно ожидать соучастия в нашей жизни любого человека, кто живет с нами давно и постоянно.

Люди спрашивают меня, не устаю ли я от гостиничных номеров. Честно говоря, я никогда от этого не устаю. Даже когда я бываю в самых красивых городах мира, я не отправляюсь на экскурсии по городу, потому что получаю огромное удовольствие от общения с Ним. Я не хочу упустить эту драгоценную возможность. В прошлом, когда я недостаточно понимал и ощущал общение с Духом Святым, я тяжело переживал часы одиночества. Мне всегда нужно было иметь рядом кого-то из друзей. Теперь же я с нетерпением ожидаю того времени, когда останусь один на один с Ним, чтобы иметь возможность свободно пообщаться с Ним и послушать Его.

Он страстно желает общения также с вами! Остановитесь на минуту, закройте глаза и подумайте о том, что Сам Святой Дух ? это ваш Товарищ, ваш Друг и Собрат в делах. Ибо Слово Божье гласит: «… общение Святого Духа со всеми вами». Пусть эти слова наполнят ваше сердце и откроют дверь близости между вами и вашим Творцом.

Взаимосвязь и общительность

Второе описание понятия «общение» - это взаимосвязь и общительность, что предполагает обмен мыслями или чувствами. Самый приятный момент встречи с близкими друзьями наступает тогда, когда мы начинаем беседовать и делиться друг с другом самыми глубокими, сокровенными проблемами нашего сердца. В это время мы становимся уязвимыми, так как делимся тем, что другие люди, которые не знают нас, не поняли бы и стали бы над нами насмехаться. Но мы знаем, что в данном случае подобного не случится, потому что общаемся с друзьями. Они знают наше сердце и правильно поймут все то, чем мы с ними делимся. Павел говорит именно об этом общении с Духом Святым в следующем стихе: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом» (Рим. 9:1). Дух Святой знал сердце Павла, и Павел знал Его сердце. Между ними была близость, возникшая в результате доверия. Доверие же выражалось в том, что они делились своими сокровенными мыслями и чувствами.

Именно поэтому страх Господень так важен. Господь не станет делиться Своими потаенными мыслями с теми, кто не ценит их; Он не будет метать бисер перед людьми, которые извратят и исказят его. Попросту говоря, мы никогда не поделимся сокровенными мыслями с теми, кто не близок нам по духу, – и наш Бог такой же.

Ветхозаветные святые взывали: «Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» (Иов 11:7). Впрочем, теперь, когда Новый Завет открыл дверь близким взаимоотношениям со Святым Духом, Павел восторженно заявляет: «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божьи» (1 Кор. 2:10). Обратите внимание: Бог делает это Своим Духом. Дух - это Божественная Личность, и Он делится с нами сокровенными, глубинными Божьими помыслами! Понимаете? Разве это не здорово!?

Итак, еще раз подумайте над тем, что Дух Святой желает установить именно такие очень близкие отношения с вами. Он сильно хочет открыть вам Свои потаенные мысли и чувства, а также услышать ваши. Ибо Слово Божье говорит: «Да пребудет обмен мыслями и чувствами в общении Святого Духа со всеми вами».

Партнерство и сотрудничество

Примером третьего определения понятия «общение», или партнерства и общего участия Духа Святого в действиях Своих служителей, является свидетельство руководителей ранней Церкви. Они писали в своих посланиях:

«Ибо угодно Святому Духу и нам…» (Деяния 15:28).

Отсюда видно, что они ясно представляли намерение Святого Духа так же, как и свое собственное. Они сотрудничали в принятии решений. В правлении Царством они были партнерами. Нечто подобное мы можем встретить в Ветхом Завете, когда Бог пришел к Аврааму, чтобы обсудить Свои планы относительно Содома. Аврааму было позволено высказать свое мнение, и Бог принял окончательное решение после того, как выслушал предложение Авраама.

То же самое мы видим неоднократно на примере Моисея. Господь в Своем гневе готов был погубить израильский народ, и так и сделал бы, если бы не вмешался Моисей. Он напомнил Богу о Его обетованиях и о том ущербе, который мог быть причинен Божьей славе. О том, что произошло в результате вмешательства Моисея, мы читаем: «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исх. 32:14). Моисей и Авраам были партнерами и соработниками у Бога. Но даже у них не было возможности постоянно общаться с Богом; у нас же такая возможность есть благодаря условиям Нового Завета. Если мы задумаемся над этим, то будем поражаться нашим привилегиям. В словах Павла, которые обращены к церковным руководителям в Ефесе, мы ясно видим подтверждение той роли, которую играет Дух Святой в качестве нашего старшего Партнера.

«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деяния 20:28).

В этом стихе можно четко выделить различные Лица Божьи в их совершенном единстве. Святой Дух упоминается первым, и именно Он ставит в Церкви блюстителей. Затем в словах Церковь Бога говорится об Отце и, наконец, мы встречаем упоминание роли Сына в Церкви Господа, приобретенной ценой Его Крови. Три различные Личности, но один Бог. Это трудно понять, но в окружающей среде мы находим наглядный пример, демонстрирующий это. Мы знаем, что вода может находиться в трех состояниях: твёрдом, жидком и газообразном, причем ее молекулярная структура всегда будет одинаковой. Так и Божественное естество имеет три аспекта, три Лица, но являет Собой совершенное единство, так как Бог един.

Интересно отметить, что Святой Дух - это та самая Божественная Личность, которая ставит в Церкви духовных лидеров. Это видно из того, когда старейшины антиохийской церкви искали Господа. Во время их молитвы «Дух Святой сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Затем они помолились и возложили на них руки, и далее мы читаем: «Сии, быв посланы Духом Святым…» (Деян. 13:2-4). Дух сотрудничал со служителями Божьими, чтобы прославить Иисуса.

На этих примерах мы можем видеть партнерские отношения, при которых Дух Святой выполняет руководящую функцию или функцию старшего Партнера. Хочу подчеркнуть это еще раз: Он Сам страстно желает того, чтобы вы и я стали Его соработниками, Его партнерами! Об этом ясно говорится в послании Павла к Коринфянам, в котором он пишет: «Ибо мы соработники у Бога, а вы Божья нива, Божье строение» (1 Кор. 3:9). Слово «соработники» означает людей, которые работают вместе, у которых товарищеские, партнерские взаимоотношения. В английском Переводе Короля Иакова это звучит более отчетливо: «Ибо мы трудимся вместе с Богом». Понимаете? В связи с этим я опять задаю свой прежний вопрос: могут ли партнеры не взаимодействовать и не общаться между собой тесным образом?

Подумайте о желании Святого Духа быть вашим старшим Товарищем, старшим Партнером. Потому что Слово Божье говорит: «Да пребудет совместное общение и п артнерство Святого Духа со всеми вами».

Близкие взаимоотношения

Следующее определение понятия «общение» - это близкие взаимоотношения. Лучше всего об этом наглядно свидетельствуют великие мужи и жены Божьи, с которыми я общался долгие годы. Вспоминаю, как я впервые встретился с доктором Йонгги Чо, пастором одной из самых больших церквей в мире, находящейся в Сеуле (Корея). Он впервые приехал к нам в церковь. В то время я был одним из помощников пастора, и должен был сопровождать его во время пребывания в нашем городе. Я выполнял эти обязанности многие годы, и до приезда доктора Чо я сопровождал сотни разных служителей, которые часто приезжали к нам в церковь. Однако на этот раз все было по-другому, потому что как только он сел в мою машину, она тут же наполнилась Божьим присутствием. Я не мог не заплакать, и по лицу у меня неудержимо потекли слезы. Я сидел молча, так как не хотел беспокоить его перед служением. Потом я решил заговорить с ним. Я сказал тихо и очень мягко: «Доктор Чо, в нашей машине Бог». Он улыбнулся и кивнул.

Позже я думал о том, как много этот человек писал и проповедовал о том общении, которое он имеет со Святым Духом. Тогда я вспомнил других людей, которых сопровождал в течение многих лет и которые также жили в общении с Духом Святым и подчеркивали важность таких взаимоотношений. И хотя я сопровождал сотни служителей, я запомнил всего нескольких из них, потому что в первые же секунды встречи с ними я чувствовал присутствие Господа. Одним из таких служителей была Дженни Уилкерсон, которая провела много лет в ходатайственной молитве и теперь уже давно пребывает с Господом на небесах. Когда она впервые села в машину, я всю дорогу ехал, испытывая полнейшее благоговение. Я понял, что нахожусь в присутствии женщины, которая не только знала о Боге, но и знала Его Самого очень близко. Она много говорила о Святом Духе, и Его присутствие было очевидным каждый раз, когда я с ней встречался.

Недавно я проповедовал перед членами большой церкви, насчитывающей четыре тысячи человек. Это было на Среднем Западе, в США. Я проповедовал о Святом Духе на утреннем воскресном богослужении, и в тот же вечер я должен был еще служить на вечернем примерно час. Но я не мог проповедовать в тот вечер на протяжении двух часов после начала собрания, потому что у Духа Святого были Свои планы. В тот день Он послужил многим людям, и это было просто чудесно! Наконец, перед моим выходом за кафедру, пастор, которого нельзя сказать, что он человек мягкий или сентиментальный, подошел ко мне со слезами на глазах и сказал: «Джон, за восемь лет служения пастором в этой церкви я еще никогда не чувствовал такого сильного присутствия Божьего!» Я ответил ему: «Тому есть объяснение. Сегодня утром мы говорили о Святом Духе, и каждый раз, когда мы говорим о Нем, Он обязательно Себя проявит».

Примером тесных взаимоотношений являются брачные союзы. Некоторые мужья-служители часто говорят о своих женах. Они упоминают о них в своих проповедях или вспоминают в разговорах, даже если их нет рядом. Они являют со своими женами единое целое, и это очевидно не только им самим, но и посторонним. И когда вы думаете о служителе, вы невольно думаете и о его жене (или если жена – служитель церкви, то – о ее муже). Меня часто спрашивают о Лизе, когда ее нет рядом со мной; и я постоянно говорю или пишу о ней в своих книгах. Но есть и другие служители, которые редко говорят о своих женах, изредка упоминают о них, и их редко можно видеть вместе. Когда речь заходит о таких служителях, мы даже не думаем об их женах. То же самое можно сказать и о Духе Святом. У Него есть дети, которые очень тесно общаются с Ним. Когда вы говорите о них, вы сразу думаете и о Духе Святом, так как эти люди действительно двигаются вместе с Ним как Его младшие партнеры, постоянно почитая Его. Поэтому Он проявляет Себя в их служении. В результате Иисус прославляется еще больше, так как Дух Божий прославляет Его.

Дух Святой хочет пребывать в близких отношениях с вами. Если вы почитаете Его, Он будет Себя проявлять. В противном случае вы будете ничуть не лучше, чем тот служитель, у которого нет явной близости с женой, с которой он прожил многие годы. Такие люди не только отдалены друг от друга, но и не являются единым целым в глазах других людей. Поэтому задумайтесь над такими словами: «Да пребудут близкие и тесные взаимоотношения Святого Духа со всеми вами».

Близость и хорошее знание друг друга

Последнее определение в нашем списке предполагает близость, хорошее знание друг друга. Это слово очень удачно описывает общение, так как оно обобщает все предыдущие четыре значения, которые мы с вами рассмотрели. Кстати, одно из определений общения в словаре Вебстера сводится к близким взаимоотношениям и согласию. Близости можно достичь только при помощи общения, а оно, в свою очередь, приводит к возникновению крепкой дружбы. Один из вариантов прочтения нашего стиха звучит так: «Да пребудет тесная дружба Святого Духа со всеми вами».

И опять мы с вами вернулись к дружбе, ибо она и есть конечная цель общения. Дух Божий хочет быть вашим Другом. Он страстно хочет иметь общение с вами. Он желает учить вас тому, что знает Сам, а Его ведение бесконечно! Он есть Бог, и для Него нет ничего сокрытого или тайного. Нет таких знаний, которыми бы Он не обладал. Исаия сказал:

«Кто уразумел Дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?» (Исаия 40:13-14).

Дух Божий есть Бог!

Повторюсь снова: Он есть Бог! Его мудрость, знание и понимание безграничны, и Он жаждет учить вас тому, что знает Сам. Подумайте: когда вы обладаете какой-то ценной информацией, вы сильно хотите поделиться этим с теми, кто вам близок и дорог. То же можно сказать и о Духе. Он очень хочет поделиться с вами тем, что знает! Вы понимаете, какие глубины становятся вам доступны? Может быть, вы этого еще не имеете, потому что не искали этой Божественной Личности, Которая пребывает с вами постоянно? Вы когда-нибудь пытались строить свои взаимоотношения с Иисусом, минуя Святого Духа?

Слишком многие в церкви пытаются приблизиться к Иисусу, избегая близких взаимоотношений со Святым Духом. Я недавно размышлял об этом, и меня озарила мысль, что в дни земного служения Иисуса иудеи хотели иметь взаимоотношения с Богом, минуя Иисуса Христа. Они утверждали следующее: «Мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога» (Иоан. 8:41), или так: «Мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог» (Иоан. 9:28-29). Они были убеждены, что имеют связь с Богом. На самом же деле Бога в сердце у них не было. Их уверенность была в том, что они знали Его Слово (Писание), данное народу через Моисея. Но знали ли? Они отказывались принять это же Слово, Которое явилось им во плоти и пребывало посреди них.

Так и сегодня многие верующие хотят иметь взаимоотношения с Иисусом, минуя Святого Духа. Но именно Он пребывает среди нас сегодня, и никто не сможет познать близко Иисуса без Него. И опасность состоит в том, что нам по сравнению с иудеями, которые не принимали Иисуса во плоти, легче сегодня не принимать Духа Божьего, не имеющего плоти и крови.

Иисус сказал: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (Иоан. 14:7). Другими словами, Иисус говорит: «Отец не здесь, Он на небе, но если вы будете знать Меня, то вы будете знать и Отца, потому что Он и Я одно». Впрочем, то же самое можно сказать и о Святом Духе. Иисуса на земле больше нет, Он на небесах, но если вы познаете Святого Духа, вы познаете Иисуса, потому что Они едины! Вот почему о Нем говорится как о «Духе Христовом» (1 Пет. 1:11; Рим. 8:9).

Другой, подобный Мне

Перед Своим вознесением Иисус сказал ученикам:

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Иоанна 14:15-18).

В этом провозглашении содержится много важной информации. Прежде всего, обратите внимание на то, что Иисус говорит о послушании: «Соблюдите Мои заповеди». Затем следуют слова: «И Я умолю Отца, и даст вам…» близкое общение со Святым Духом. Он напрямую связывает получение учениками Святого Духа с послушанием Своему Слову, что значит страх Божий. Петр подтверждает это, говоря: «Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян. 5:32). (И снова обратите внимание на тесные взаимоотношения между Духом Святым и учениками, о которых говорится как о двух свидетелях). Петр говорит, что Бог дает Святого Духа повинующимся Ему. И здесь опять мы видим, что основанием близости является страх Господень. Почему мы так мало проповедуем об этом в наших церквях?

Возвращаясь к Евангелию от Иоанна, главе 14, мы читаем слова Иисуса, Который говорит, что Отец даст «другого Утешителя» тем, кто повинуются Ему. В греческом языке есть два слова, которые переводятся в Новом Завете, как «другой». Рассмотрение этих слов поможет нам узнать многое о Духе Святом. Первое из этих греческих слов - это allos, что значит «другой такого же рода». Следующее слово heteros, что значит «другой иного рода».

Приведу пример, чтобы показать разницу в значении этих слов. Предположим, вы попросили у меня фрукт, и я даю вам грушу. Съев ее, вы просите еще, и тогда я даю вам яблоко. Я действительно дал вам фрукт, но иной. Если бы я дал вам еще одну грушу, это был бы другой, но тот же фрукт, то есть это была бы та же груша. В этом и заключается разница между «другим такого же рода» (allos) и «другим иного рода» (heteros).

Иисус в нашем стихе использует слово allos – другой такого же рода. Он фактически говорит: «Отец даст вам другого Утешителя, точно такого же как Я». Греческое слово, которое передает значение Утешитель - это parakletos. Это слово происходит из двух разных корней: para, которое означает «на свою сторону», и kaleoo – «призывать». Отсюда значение слова parakletos - «призванный на помощь». Это слово первоначально использовалось в судебной практике в значении заступника, защитника, адвоката. Оно подразумевает того, кто ходатайствует о чьем-либо деле, т.е. ходатая, адвоката. Интересно отметить, что это слово встречается в Посланиях один раз, причем для описания Иисуса (см. 1 Иоан. 2:1). Потому как Иисус постоянно выполняет функцию нашего Ходатая, Заступника, точно так же Дух Святой является нашим Заступником. Он призван на нашу сторону, чтобы помогать нам.

Иисус говорит Своим ученикам: «Как Я пребывал с вами, так и Он пребудет с вами». Я часто слышу, как люди говорят: «О, если бы я встретился с Иисусом, я бы столько вопросов задал Ему». Да неужели? То, что говорят подобное, показывает, что у них нет близости с Духом Святым. Если они не имеют общения с Духом Святым, то почему они считают, что с Иисусом у них все будет по-другому? Ведь Сам Иисус особо подчеркнул:

«Но Я истину говорю вам…» (Иоанна 16:7).

Прежде чем я продолжу Его высказывание, позвольте мне заметить, что это вводное слово всегда меня поражало. Он ходил со Своими учениками на протяжении трех с половиной лет. Он ни разу никому из них не солгал и никого не обманул. Все, что Он говорил им в те годы, всегда исполнялось. Но то, чем Он собирался поделиться с ними, было настолько ошеломляющим, что Он посчитал необходимым предварительно предупредить: «Друзья, Я говорю вам абсолютную истину, не лгу!» Давайте теперь посмотрим, что это за изумительные слова:

«… лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Иоанна 16:7).

Вы понимаете? Послушайте и вдумайтесь в эти слова. Он говорит, что для них будет лучше, если Он уйдет. Теперь понимаете, почему Ему нужно было предупредительно подчеркнуть исключительную важность той истины, которую Он собирался объявить? Все то время, что Он был с ними, Он учил их самым важным и глубоким вещам относительно Царства. Он исцелял больных, воскрешал мертвых, изгонял злых духов, мучивших людей, платил за учеников налоги и рассчитывался по счетам, и это было только начало! Но как тогда Он может говорить, что им будет лучше, если Он уйдет? Почему? Он объясняет это тем, что если Он уйдет, то пошлет им Утешителя.

Подумайте только: если бы Иисус остался на земле, а мы захотели бы пообщаться с Ним или задать Ему вопрос, нам нужно было бы сесть на самолет рейсом в Тель-Авив, в аэропорту взять такси, поехать в Галилею, и там найти Его. Найти Иисуса было бы не трудно, потому что Он всегда был окружен тысячами людей. Но вам пришлось бы ждать, пока эти тысячи, стоящие перед вами, не уйдут, и только тогда бы вы смогли протиснуться к Нему поближе. Но и потом вам пришлось бы ждать, потому что Петр говорит много, а потому первенствует в общении. Кроме него там стоят еще Иоанн и Иаков, сыновья Зеведеевы, - это тоже не самые молчаливые люди. Кроме них есть и другие ученики, которые ждут возможности задать свои животрепещущие вопросы. Кроме всего этого, Иисусу нужно поспать шесть-восемь часов, немного заняться Собой и время от времени что-то поесть.

Но прелесть пребывания внутри нас Святого Духа заключается в том, что Ему спать не нужно. Вы можете поговорить с Ним в любое время дня и ночи, и вам не нужно ждать, когда остальные закончат общаться с Ним. Все Его внимание полностью и безраздельно только на вас в любое время суток. Именно так: десятки тысяч человек одновременно могут иметь с Ним очень тесное, близкое общение! Он обладает способностью лично общаться со всеми теми, кто испытывают жажду близости с Ним. Но и это еще не все. Нам уготовано еще нечто, о чем говорит Иисус дальше:

«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоанна 16:12-15).

Когда Дух Святой разговаривает с нами, тогда с нами разговаривает Иисус, Который есть Слово Отца для нас. Да, хотя это и три разные Личности, каждая со Своими мыслями, волей и чувствами, но они представляют собой единое и неразрывное целое. Они никогда не могут иметь разные взгляды или мнения и всегда едины в целях, намерениях и воле. Вспомните ясное провозглашение в Писании: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4).

Три уровня взаимоотношений

В вышеприведенных местах Писания Иисус сказал ученикам, что Он хочет открыть им многое, но они не могут вместить. Они были не в состоянии понять и усвоить глубокое Божье разумение своим естественным умом.

Вспомните: после того как Христос воскрес из мертвых, Он явился десяти ученикам, но Фомы в тот момент среди них не было. Услышав от других свидетельство о явлении живого Иисуса, Фома сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Иоан. 20:25). Затем Христос явился им всем. Он попросил Фому вложить пальцы в руки Его и руки в ребра Его и поверить. Тогда Фома вскричал: «Господь мой и Бог мой!» И после этого Иисус сказал Фоме нечто, чего я долгое время не мог понять.

«Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Иоанна 20:29).

Мне казалось, что Иисус обошелся довольно жестко с Фомой, потому что не дал ему никакой надежды, несмотря на то, что Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Но я рассуждал неправильно из-за своего невежества и ошибочного взгляда. Позже Дух Святой ясно показал то, что сказал Иисус. Он не был суров с Фомой, скорее, Он просто констатировал некоторые факты. Иисус хотел сказать, что люди, знающие Его благодаря физическому осязанию, не смогут глубоко познать Его, в отличие от тех, кто познают Его своим духом. Именно поэтому Он назвал последних блаженными.

Посмотрите на апостола Павла. Он никогда не ходил с Иисусом так, как Петр или остальные ученики. Он познал Иисуса по откровению Духа Святого. Павел писал:

«Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск» (Галатам 1:11-17).

Со временем Павел смог достичь таких глубин в своих взаимоотношениях с Господом, каких не достигли другие апостолы. Петр в своих посланиях даже упоминает это:

«И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Петра 3:15-16).

Вот так! Петр ходил с Самим Учителем в течении трех с половиной лет, а Павел Его не знал во время Его земного служения. Однако Павел делится таким проницательным пониманием характера Христа и Его путей, что даже Петру все это кажется трудным для понимания. Почему? Потому что Петр скорее жил своими воспоминаниями о том, что делал и говорил Иисус, и это мешало ему перейти на более глубокий уровень близости с Ним. Вот почему Иисус сказал: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину».

Вот еще один пример, который в некоторой степени может внести ясность. Прошу понять меня правильно: этот пример нельзя брать за основу, так как мы используем его только для пояснения. Представьте себе людей, которые познакомились и влюбились друг в друга через Интернет, но реально ни разу так и не встретились. Такое происходит часто, и это взаимное влечение может перерасти в любовь более крепкую, чем даже отношения людей, которые познакомились традиционным способом.

Эта любовь через компьютерную сеть может быть настолько сильной, что способна разрушить даже брак. Вспоминаю один случаю, когда после богослужения я увидел молодого человека с двумя маленькими детьми. Мне показалось, что ему тяжело на сердце. Я подошел к нему и спросил, все ли у него в порядке. Он сказал, что нет: его жена ушла от него к другому человеку, с которым она познакомилась через Интернет.

Затем он рассказал, что она оставила не только его как мужа, но и шестерых детей от их брака, ради человека, которого никогда в глаза не видела. Они влюбились друг в друга в чате через Интернет, и ее чувство оказалось таким сильным, что она оставила даже своих собственных детей.

Но вернемся к положительному. В результате долгих наблюдений я заметил, что люди, влюбившиеся через переписку или на расстоянии, иногда достигают намного более глубокого уровня близости, чем те, которые встречались лично. Причина этого заключается в том, что они получают возможность перейти границы физического и коснуться души друг друга. Очень часто, когда люди встречаются лично, они отвлекаются на внешние факторы, и красота или другие внешние проявления ослепляют их и не позволяют увидеть подлинную природу другого человека.

Как я говорил в предыдущей главе, общение бывает трех уровней: вербальное, деловое и духовное. Во взаимоотношениях, в познании друг друга есть также три уровня. Низший уровень - это физический, естественный. К сожалению, именно этот уровень часто толкает многих к заключению брака, и когда физическая сторона теряет свою привлекательность, людей уже ничто не связывает друг с другом. Мужчина чаще всего предается своим увлечениям, например, спорту, служению и т.д., а женщина увлекается покупками, общением с подругами, служением и прочими вещами. Все это очень печально.

Далее следует душевный, личный уровень. Это тот уровень, который тесно связывал Давида с Ионафаном. Мы читаем: «…душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 Цар. 18:1). Давид сокрушался, оплакивая своего друга: «Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской» (2 Цар. 1:26). В отношениях с Ионафаном у Давида не было никаких извращений, между ними также не было никакого физического влечения, но они достигли наиболее глубокого уровня душевной привязанности, а это сильнее, чем физическая привязанность. Давид подтвердил это, заявив, что любовь Ионафана значила для него больше, чем любовь женщины. Их познание друг друга проходило на более высоком уровне: на уровне души. Понимание того, что этот уровень душевных отношений выше, чем физический, объясняет тот факт, почему люди могут оставить семью ради тех, с кем познакомились по телефону, через переписку или Интернет.

Но наивысший уровень познания друг друга – это духовный. Вот что говорит об этом Павел:

«Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Коринфянам 2:11-12).

Именно на духовном уровне Павел познал Христа. И хотя Петр тоже знал Его на этом же уровне, он, видимо, часто возвращался к воспоминаниям того времени, когда они ходили вместе с Иисусом во плоти. Поэтому Павел очень ясно возвещает:

«Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Коринфянам 5:16).

Если мы хотим познать Бога близко и по-настоящему, нам следует понять, что Он дал нам величайшее благословение, которое заключается в Его откровении для нас не по плоти, но по Духу.

Именно так! Надеюсь, вы чувствуете такой же трепет, что и я: какому восхитительному Господу мы служим! Он страстно желает открыться нам самым глубоким образом. Именно Он первым возжелал этой близости с нами. Рвется ли теперь ваше сердце испытать жажду познания Господа?

Джон Бивер

Джон Бивер, автор многих книг, в том числе известных бестселлеров «Страх Господень», «Приманка сатаны», «Сокрушая робость», «Сердце в огне». Он призван провозглашать истину, обращающую к Богу сердца людей, чтобы каждый верующий развивал близкие, горячие отношения с Господом. Джон и его жена Лиза основали служение Джона Бивера с 1990 года. С этого времени служение выросло в международном масштабе, оно также включает телевизионную передачу и журнал «Посланник». Они со своими четырьмя сыновьями живут в Орландо, шт. Флорида, США.

  www.johnbevere.org

Вернуться к оглавлению журнала

На главную О «Рука об руку» | Журнал "Восстановление" | Библиотека
Статьи и учения | MP3 | Рекомендуем | Ссылки
Партнёрство | Молитва | IHOP-KC | Обратная связь | E-mail
К началу
 
Hosted by uCoz