Рука об Руку - Международное христианское служение учения и помощи.

Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей "Восстановление"

Власть в церкви
Мартин Дансфорд

Часть 3


Естественно, Иисус является Руководителем над всеми руководителями. Он наш Господь и Учитель. Он наш Пастырь, а мы Его овцы. В 10 главе Иоанна Он назван «Д обрым Пастырем». Он знает нас и заботится о каждом из нас. Он называет нас по имени, и мы слышим Его голос. Каждый христианин должен иметь прямую связь с Господом, и ему не надо обращаться к руководителю за тем, чтобы слышать голос Божий.

В Евреях 13:20 Иисус назван « Великим Пастырем». У Него есть сила и власть, чтобы править и повелевать. В пророчестве из Матфея 2:6 Он назван «Вождем», Который будет «Пастырем» Своему народу. В 1 Петра 5:4 Он назван «Пастыреначальником» – над всеми «подпастырями» в народе Божьем.

Подпастыри – это такие люди, которых взращивает Господь, которые проходят процесс духовного становления и затем ставятся пастырями для определенной группы верующих. Эти руководители не являются посредниками или промежуточной инстанцией между Господом и людьми. Они не должны заменять отношения, которые должен иметь с Господом каждый христианин. Это скорее те люди, которые не только понимают сердце Божье, но и захвачены им, и могут это передать другим. Они обладают двусторонней властью: властью управлять и руководить в церкви и, разумеется, властью заботиться о людях. Смотря на своего пастора, люди должны видеть в нем образ «Пастыреначальника». Позже мы поговорим об этом.

В Новом Завете руководители иногда называются «пастырями» или «пасторами». Оба эти слова происходят от одного и того же греческого корня « поймен». Это слово означает заботливое отношение, с которым пастух, пастырь, служит своему стаду. Оно говорит о пасторстве, если можно так выразиться.

Руководители называются также «старейшинами» или «пресвитерами», что соответствует греческому слову « пресбитерос». Оно означает духовное преимущество, духовную зрелость. Это не обязательно связано с возрастом человека. Определенный возраст не является решающим для того, чтобы стать старейшиной или пресвитером. Даже «возраст в Господе» не имеет особого значения. Речь идет о духовной зрелости.

Следующее греческое слово, которое применимо к руководителю, – это « епископос», что значит «блюститель», «смотритель». Иногда слово «епископос » в более поздних рукописях переводится как «епископ». Оно говорит о функции руководителя в смысле «присмотра» или «наблюдения за происходящим в церкви».

Оба эти слова означают одно и то же служение в церкви. Речь идет об одном и том же положении руководителя. Епископ имеет то же значение, что и пастырь или пастор. Все это одно и то же. Различные слова демонстрируют всего лишь различные грани этого служения. Но они подразумевают одно и то же духовное служение. В Новом Завете они взаимодополняют друг друга.

Например, Петр пишет старейшинам, чтобы они были пастырями и служили смотрителями (1 Петра 5:1-2). Это место Писания говорит о том, что эти слова взаимозаменяемы и подразумевают одно и то же. Призвав пресвитеров из Ефеса, Павел говорит им, что они являются блюстителями, пасущими народ Божий (Деян. 20:17, 28). Итак, блюститель или смотритель, это никто иной, как пастырь, т.е. пастух, а также пастор.

Во времена Нового Завета не было церковной иерархии власти. Тогда не было четкого разделения между священством и остальным Телом Христовым. В харизматических церквах мы должны быть особенно осторожны в том, чтобы не поставить руководителей на пьедестал и не сказать, что они являются какими-то особыми людьми, а остальные – обычные простолюдины. Мы должны постоянно делать ударение на том, что все мы равны между собой, но выполняем только различные функции и имеем различные служения, призванные для здорового развития церкви.

В нашей церкви руководители называются просто старейшинами. На нас лежит пасторская ответственность смотреть за происходящим в церкви. Меня знают как пастора, т.е. как руководящего старейшину или старшего руководителя. Это вполне нормально, когда в церкви есть группа старейшин (пресвитеров) во главе с руководителем, естественно выполняющим эту функцию.

Эту модель мы находим в Новом Завете. Мы видим ее на примере Иакова, брата Господа Иисуса, который возглавлял церковь в Иерусалиме. Итак, в Новом Завете мы встречаем функцию старшего руководителя (руководящего старейшины или руководящего пресвитера). Поэтому руководителя старейшин мы называем «пастором». Однако каждый старейшина или пресвитер разделяет общую ответственность в пасторском служении. Пастор не обладает особой властью. Вся наша команда несет общую ответственность за все происходящее в церкви. Решения принимаются в ходе обмена мнениями.

Нельзя забывать, что служение пастора или руководителя команды старейшин выходит за рамки церкви и требует более широкого раскрытия.

Никто в церкви не называет меня «пастор Мартин» или что-то в этом роде. Ко мне обращаются по-разному, но только не «пастор». Мы не акцентируем внимание на положении человека.

Есть один анекдот: «Чем отличается пастор от террориста? С последним можно вести переговоры…»

Старейшины (руководители) не избираются по человеческим симпатиям. Их взращивает Дух Святой. Люди должны понимать и признавать это Божественное действие. Особенно это должны понимать руководители, обладающие в церкви властью, возросшей естественным образом. Мы видим в Новом Завете, что апостолы, такие как Павел, Варнава и Тит, ставили пресвитеров в поместных церквах. Определенно, что это не имеет ничего общего с демократическими выборами, когда решающим фактором при избрании того или другого человека являются предпочтения и симпатии избирателей. Необходимо ясно видеть и признавать того, кто призван Богом на служение.

Назначению руководителя и старейшины часто предшествует пост и молитва. Очень важно, чтобы руководителя не ставали поспешно или легкомысленно.

Возникает вопрос: как же узнать, кого Бог призвал на руководящее служение? В Писании мы встречаем очень четкие критерии, чтобы определить, может ли человек быть поставлен руководителем или старейшиной, или нет. Я хочу кратко перечислить некоторые такие характеристики. Тому, кто соответствует этим критериям, меньше угрожает опасность злоупотребить своим служением или положением. Давайте вкратце рассмотрим церковное руководство в свете Библии. Затем мы поговорим о практических вещах.

1. У руководителя должна быть хорошая репутация.
Кто-то может сказать о вас плохое, но это не должно оказаться правдой. Это не должно создать человеку дурную славу. Рано или поздно вас как руководителя обвинят в каком-то неправильном действии. Но не должно найтись оснований, в чем можно было бы уличить старейшину .

2. Старейшина должен быть мужем одной жены.
Это необязательно, но данный критерий выделен в Писании . Другими словами: если он женат, то должен быть мужем одной жены. Я бывал в некоторых местах, где старейшины имеют по несколько жен. Это часть их культуры. Например, африканцы в некоторых племенах нередко имеют помногу жен. Если муж получил спасение, то что ему теперь делать? Я не представляю, как можно справиться с несколькими женами. Для этого нужна особая благодать от Бога…

3. Он должен быть сдержанным, не вспыльчивым и не гневливым.
Он должен владеть собой, не должен реагировать импульсивно или эмоционально, терять самообладание. Кроме того, он не должен поддаваться искушениям.

4. Его стиль жизни должен быть достойным уважения, отличаться дисциплиной и порядком .

5. Старейшина должен быть открытым и гостеприимным.

6. Он не должен быть пьющим, раздражительным или своевольным, не должен ссориться или спорить.

7. Он должен быть кротким и уступчивым.

8. Он должен быть терпеливым.

9. Он не должен любить деньги.

10. Он должен хорошо управлять своей семьей.

11. Он не должен быть из новообращенных.
Старейшиной может быть только тот, кто находится в церкви не один год и ведет здравый образ жизни.

12. Он должен пользоваться доброй славой среди неверующих.

13. Он должен служить доброхотно, а не с кислым видом.

14. Его стиль руководства должен строиться не на принуждении, а на личном примере.

15. Пастырь должен идти впереди стада.
Сзади находится тот, кто гонит стадо на убой…

16. Он должен быть податливым к обучению.
Это единственная характеристика, имеющая отношение к духовным дарам. Другие стороны относятся к нашему характеру. Мы видим таким образом, что Бог смотрит не на дары, а на характер. Многие руководители имеют дары и призвания, но обладают очень неустойчивым характером. Рано или поздно они будут источником проблем в Т еле Христовом.

17. Он отдает себя молитве и служению Слова Божьего.

18. Он заботится о стаде.
Это значит, что он питает его Словом Божьим. Он следит за стадом и обеспечивает его здоровой духовной пищей.

19. Старейшина должен направлять потребности церкви.
Он должен смотреть за происходящим в церкви, не упуская из виду и ее финансовую сторону.

20. Он несет ответственность за здоровое развитие церкви.
Церковь должна руководствоваться здравыми приоритетами в таких вопросах, как молитва, даяние, миссионерство и так далее. Он должен стоять на страже того, чтобы все это двигалось хорошо в согласии с Богом.

21. Старейшина должен использовать власть, а также, если необходимо, наставлять, предостерегать, ободрять, исправлять.

22. Он должен молиться за больных и помазывать их елеем.

Это функции старейшины. Мы должны иметь ясное понимание роли руководителя, чтобы видеть, что действительно важно для нас. Это то, что Писание говорит о старейшине. Кто захочет стать руководителем, если это внимательно изучит? Писание предъявляет высокие требования к тому, чтобы стать старейшиной.

Ответной реакцией церкви на здоровое использование власти старейшин должно быть следующее:

1. Члены церкви должны повиноваться старейшинам и заботиться о том, чтобы труд руководителя был в радость, а не в тягость (Евр. 13:17).

2. Они должны осмысленно взирать на жизнь старейшин и подражать их вере.

3. Они должны молиться за старейшин, уважать их и почитать.

4. Они должны понимать, как вести себя в Доме Божьем.

Если мы будем соблюдать Божий порядок в церкви, здраво следуя этим основным критериям, если каждый будет понимать свою роль и задачу, тогда церковь будет функционировать хорошо.

Некоторые церкви, чтобы добиться успеха, используют всевозможные принципы менеджмента (управления) или различного рода руководящие структуры, должности и посты. Но что нам на самом деле необходимо, так это обращение к простой и ясной модели Писания. Зачастую в церквах положение руководителя или старейшины занимают люди, обладающие определенными природными дарованиями и способностями, но не теми необходимыми качествами характера, на которые ясно указывает Писание.

В Новом Завете мы находим, что в руководстве церкви также должны быть и дьяконы. Это мы видим, например, в Филиппийцах 1:1 или в 1 Тимофея 3. В новозаветной поместной церкви дьяконы считаются руководителями наряду со старейшинами. «Дьякон» означает «слуга», «служитель». Конечно, все христиане призваны служить. Но есть служение дьякона, которому отведена определенная служительская роль в церкви.

Дьяконы помогают старейшинам освободиться от всех лишних дел, чтобы те делали то, что обязаны делать, т.е. молиться и совершать служение Слова. Дьяконы занимаются самыми различными задачами и вопросами по управлению церковью, но только под руководством старейшины. Очень часто старейшины львиную долю своего времени тратят на административную работу, вместо того чтобы уделять время молитве и служению Слова. Когда собираются руководители, что они делают? Они занимаются организационными вопросами; у них деловая встреча. Но это не то, что должны делать старейшины, когда собираются вместе. В это время они должны вместе молиться, заботиться о благополучии людей в церкви. Они должны быть открыты для пророческого слова, которое Господь имеет для церкви. Нам надо иметь очень четкое понимание роли и функции старейшин и дьяконов.

Многие церкви переживают застой и не растут, потому что их руководство слишком занято решением разных дел и вопросов. Они носятся с тем, что имеют. Они сохраняют статус-кво и не способны двигаться вперед. У них не остается времени на вопрос: что Господь говорит им делать?

Хочу упомянуть, что по характеристикам дьяконы в Писании не отличаются от старейшин. Главное различие между ними в том, что старейшины имеют дополнительную функцию: они отвечают за учение в церкви и, соответственно, питают народ Божий. Это не значит, что дьяконы вообще не могут учить. Но основная пасторская задача заключается в том, чтобы кормить стадо и народ Божий. Главная же функция дьяконов – это разгрузить старейшин, чтобы они могли заняться своими непосредственными обязанностями.

Дьяконы должны выполнять конкретные задачи, иметь конкретное поле деятельности. Это должны быть действительно зрелые люди, проявившие себя в церкви.

Как руководители могут повести свою церковь вперед и подвигнуть ее к тому, чтобы она вошла в предназначенное для нее Господом ? Как теоретическая модель руководства выглядит на практике? Я хотел бы рассмотреть некоторые практические аспекты на примере нашей церкви, которые являются очень важными и существенными для нас.

Прежде всего, мы уделяем много времени подробному обсуждению и промаливанию определенного вопроса. Сначала – среди старейшин, а затем – в широком кругу лидеров. Мы хотим узнать, к чему конкретно призывает нас как церковь Господь . Где наше место? Если кто-нибудь придет к нам и спросит: «Что ваша церковь собой представляет? В чем отличие или призвание вашей церкви?», то мы должны уметь наглядно показать особенности нашей церкви и разъяснить, к чему именно призвал нас Господь.

Мы издаем разного рода материалы, в которых освещаются основные стороны деятельности нашей церкви. Из года в год они постоянно обновляю тся.

Самое основное и наивысшее видение нашей церкви – это во всем прославить нашего Господа Иисуса Христа. Для этого у нас поставлены ясные цели, как, например, превозносить Бога, ставить Его на первое место и являть Его славу в поклонении и молитве. Поклонение и молитва являются важнейшими элементами в нашей церкви.

Возможно, вы подумаете: «Ну да! Конечно! Что здесь особенного?» Тогда задайте себе вопрос, который задают люди, приходящие в вашу церковь: «Что самое основное в вашей церкви?» Что бы вы ответили?

Мы хотим, чтобы каждый член нашей церкви имел здоровые личные отношения с Господом, чтобы он вел здравую жизнь веры. Мы хотим выстраивать такое общение, при котором каждый осознает свое участие и свою ответственность; при котором каждый видит не только свои права, но и ответственность друг за друга. Мы стремимся ободрять каждого члена церкви пробуждать и развивать данные Богом ему дарования, дремлющие в его сердце. Люди должны знать, что, приходя в нашу церковь, они будут не пассивными наблюдателями, но активными участниками, которые отдают себя служению.

У нас есть и другие приоритеты, одним из которых является евангелизация. Мы должны знать, на какое евангелизационное поле посылает нас Господь, чтобы исполнить призвание Божье.

Так люди, приходящие в церковь, получают ясное представление о ней. Это избавляет нас от многих проблем в будущем, когда они обнаруживают, что церковь не соответствует их представлению.

Хорошо, если с самого начала видна четкая специфика церкви, чтобы люди с первых дней могли понять, могут ли они быть ее частью или нет. Если они не могут отождествить себя с ней, то лучше им не задерживаться и подыскать себе такую церковь, которая устроила бы их больше.

Мы хотим, чтобы церковь росла, чтобы она росла в глубину через поклонение и молитву, в силе через Слово Божье, в любви через взаимную заботу и общение, в ширину через служения каждого члена, в численности через евангелизацию, в масштабе через международные миссионерские служения. Это главные приоритеты нашей церкви. Приходя к нам, люди должны видеть, чем живет наша церковь.

У нас есть напечатанные исповедания нашей веры с четкими формулировками наших целей. Точно так же мы знакомим с ценностями и моральными взглядами, которые исповедует наше руководство. Важную информацию о нашей церкви мы сообщаем в информационных листах. У нас есть 14 особых духовных ценностей. В качестве примера приведу некоторые из них.

Мы ценим общее Т ело Христово. Мы уважаем всех, кто принадлежит Христу, независимо от конфессии. Мы почитаем дело Божье во многих различных проявлениях церковной жизни, стремимся уважительно относиться к другим церквам и содействовать единству в Т еле Христовом. Например, мы любим англиканцев так же, как и баптистов. Мы уважаем их, говорим о них доброе, по возможности поддерживаем с ними общение, хотя прямо и не принадлежим к ним. Такую позицию мы занимаем по отношению и к другим деноминациям.

Надеюсь, теперь вы понимаете важность изложения и донесения подобных вещей?! Это поможет нам при насаждении церкви.

Вот следующие наши приоритеты и ценности: семейная жизнь, прилежное управление домом, старательное ученичество, благодать, молитва, чистота, власть служителя. Эти ценности определяют лицо нашей церкви.

Еще один наш принцип: мы уважаем достоинство человека. Мы высоко ценим каждого человека как Божье творение – мужчину или женщину, молодого или старого, женатого (замужнюю) или холостого (незамужнюю) – независимо от цвета кожи или социального положения. Мы ценим человеческую жизнь: благополучную или неблагополучную, рожденную или не рожденную. Наши люди четко знают нашу позицию по отношению к абортам, если они сталкивают ся с этим. Для нас важно здоровье человека и его взаимоотношений. При малейшей возможности мы стараемся избегать несправедливости. Это видно из того, насколько широко наше служение бедным.

У нас есть другие важные исповедания нашей веры, нашей церкви, а также наших ценностей. Например, одним из них является ученичество – взращивание учеников. Ученичество – это один из ключей к тому, чтобы правильно использовать власть. Воспроизведение учеников будет определять дальнейшее развитие церкви. Ученичество крайне важно, если мы хотим иметь такую церковь, в которой есть четкая цель и ясная линия; в которой каждый двигается в атмосфере гармонии и мира. Неправильно просто говорить людям, что им нужно делать, не объясняя, как это делать, и не показывая это на своем личном примере. Все это происходит в процессе ученичества. Люди будут возрастать в нужном нам направлении, если они вовлечены в ученичество. Ученичество мы рассматриваем как средство, если хотите, с помощью которого действительно можно все это практиковать и достигать.

Однако есть нечто такое, что требует простой проработки и организации. Это касается устройства церкви. Вся ее структура должна способствовать реальному развитию ученичества. Многие церкви, в том числе и харизматические, функционируют так, что в них все делают руководители, выполняя всю работу, а членам церкви остается только наблюдать за тем, как они справляются с этим. Некоторые церкви организованы так, что пастор является центральной фигурой, которая выше всех остальных на целых три головы. Такая церковь полна зрителей вместо делателей. 90% всей церковной деятельности осуществляется за счет 5% ее членов. Рано или поздно эти бедные 5 % не выдержат и сгорят, потому что делают то, к чему не были призваны.

Церковь можно сравнить с армией, в которой каждый точно знает и занимает свое место, на котором он утверждается; в которой он является частью общего дела. Церковь также можно сравнить с одной большой семьей, в которой у каждого есть конкретное задание, каждый пользуется уважением и разделяет общую ответственность. Церковь также подобна живому организму, телу, каждая часть которого выполняет свою определенную функцию.

Вся структура церкви должна служить подъему активности, чтобы отдельные наблюдатели становились участниками, чтобы все то, что важно в христианской жизни, находило свое реальное отражение. Сюда относится, например, молитва, общение, молитва за больных и достижение неспасенных. Это должна быть не жестко регулируемая, но гармоничная и гибкая структура.

Церковь должна быть местом практического обучения, чтобы каждый мог легко войти в ученичество и практиковать его. Все христиане призваны стать учениками. Можно сказать, что ученик – это последователь или ученик Христа. Мы призваны не только к тому, чтобы призывать людей к покаянию, но и чтобы из них делать учеников. В основе ученичества лежит то, что человек приходит к пониманию, что ему нужно постоянно учиться, чтобы стать таким, как Учитель. Затем мы можем тренировать других делать то же самое. Мы все должны быть учениками, которые и других делают учениками.

Ученичество включает две стороны – теоретическую и практическую, т.е. непосредственное обучение и подлинные прозрачные отношения, при которых услышанное ученик воплощает в жизнь.

Становится очевидно, что функция старейшин заключается в том, чтобы создать такие условия, при которых каждый имел бы возможность раскрыться в процессе ученичества, что является предпосылкой для подлинного служения. Руководители должны быть прямо вовлечены в процесс ученичества. Они должны не только стоять за кафедрой и говорить людям, что им делать, но и должны каждого хорошо подготовить и четко обучить тому, чтобы разделять общую ответственность за церковь и служить ей.

В церкви мы развиваем так называемую «систему обучения». Сначала молодые христиане проходят обучение основам веры. Им предлагается курс основ христианского библейского образа жизни. Затем они обучаются основам церковной жизни, чтобы они были хорошими членами Т ела Христова. После этого они знакомятся с принципами христианского служения. Так они возрастают в течение года; личные основания их веры раскрываются и развиваются. В течение одного года они осваивают основы служения и уже через год могут руководить домашней группой или нести другие служения.

Существует хорошо разработанная стратегия, с помощью которой люди могут найти свое место служения в церкви. Такой необходимой и эффективной структурой является ячеечная система.

Мы говорим, что наша церковь не настолько большая, чтобы не заниматься текущими делами, но и не настолько маленькая, чтобы заботиться о каждом в отдельности.

Мы изучали вопрос о том, почему определенные церкви вообще стали большими, и как им это удалось. Дело в том, что все они практикуют ячеечную систему. Мы видим, что по этому образцу следовал Сам Иисус. Иисус совершал публичное служение перед толпами людей, но Он часто заходил в дома, чтобы евангелизировать и учить. То же самое можно сказать об апостоле Павле, который писал о своем служении: «Я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам» (Деян. 20:20). В его служении мы встречаем оба эти аспекта. Это наглядно видно также на примере ранней церкви в Иерусалиме. Ее члены встречались в храме и собирались по домам для преломления хлеба. Это четкий принцип церковной жизни в Новом Завете. Очень часто мы читаем в Новом Завете, что церковь собиралась у кого-нибудь дома.

Если мы хотим иметь эффективную структуру в церкви, то нам нужна ячеечная система. Нам требуется ясное понимание того, как функционируют ячейки, чтобы ученичество действительно работало.

При разработке структуры нашей церкви, мы составили 22 пункты, где расписано кто, что, как и когда должен делать, т.е. как церковь должна функционировать.

Нередко, не подумав как следует, мы избирали определенный путь и начинали действовать. Затем через полгода, когда все угасало, остана вливалось и оказывалось мало эффективным, мы часто спрашива ли себя: почему наше начало было столь успешным?

Мы хотим развивать такую структуру, в которой каждый может найти свое место; которая умножается за счет деления ячеек; в которой каждому помогают развиваться и подниматься; в которой каждый находится в процессе ученичества. Мы не заинтересованы в такой церковной системе, где бы один человек стоял над всеми домашними группами и брал на себя непосильную ношу. Иисус избрал 12 учеников, потому что понимал, что Он мог позаботиться только о такой группе людей. Лично я еще не настолько силен, как Господь, поэтому для меня достаточно и десяти человек.

Мы должны разработать такую структуру церкви, в которой одни других делали бы учениками, по принципу цепной реакции. Мне нравится отражать на бумаге то, что касается ответственности и структуры, чтобы иметь это перед глазами.
С самого начала все восемь наших домашних групп не были под моим руководством. У меня было четыре человека, которы х я обучал . Каждый из них имел свою домашнюю ячейку. Прошло немного более года, и из 8 ячеек образовалось 15, и многие стали лидерами.

Многое получилось потому, что мы все хорошо продумали и организовали. У нас есть конкретный план того, как все должно функционировать в церкви. Каждый знает круг своих обязанностей, которые у него есть.

Я делегирую разные вещи, например, полномочия: что должен делать лидер ячейки или региональный лидер, поставленный над лидерами домашних групп. Больше ничего. Я возложил на себя наименьшие обязанности. Умно, правда?! Искусство делегирования заключается в том, чтобы всех остальных обеспечить работой. Мы не должны выполнять работу за десятерых, но должны найти десятерых, которым можно было ее поручить.

Имея такую модель, мы освободимся от проблем и стрессов, связанных с борьбой за посты и титулы, с церковной иерархией и подобными вещами. Ибо мы хотим выстраивать такую структуру, в которой каждый поощряется к активному участию, а также найти свое место. Тогда вся церковь будет ориентирована на одни и те же цели, на одни и те же ценности.


Мартин Дансфорд является пастором церкви «Община Царя» в Хэдж Энд (Великобритания), которая входит в семью церквей «Новые рубежи». Мартин объехал множество стран в Центральной и Восточной Европе, а также стран СНГ, включая Кавказ и Центральную Азию, проповедуя в церквах и на конференциях, как в небольших группах, так и перед многотысячными аудиториями. Мартин женат, имеет троих детей.


Вернуться к оглавлению журнала

О Рука об Руку | Журнал "Восстановление" | Молитвенные нужды
Статьи и библейские учения | Материалы Рука об Руку | Рекомендуем
Миссионерство | Связи | IHOP-KC | E-mail
 
Hosted by uCoz