Рука об Руку - Международное христианское служение учения и помощи.

Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей "Восстановление"

ВЛАСТЬ В ЦЕРКВИ
Мартин Дансфорд

Копия аудиозаписи семинара. Берлин. Октябрь 1998 г. Часть 1


У нас замечательная и превосходная тема семинара: власть в церкви. Я не очень удивлен тем, что сегодня здесь не собрались тысячи людей. И все-таки это весьма важная тема, которую нам необходимо хорошо понимать.

Этой темы не стоит бояться. Как только произносится слово «власть», у христиан и нехристиан возникает определенная защитная реакция. Возможно, это происходит из-за того, что в прошлом к ним неправильно применили власть; или они имеют печальный опыт в этом; или они обладают сильной бунтарской натурой и не могут вынести даже самой мысли о том, что кто-то может быть над ними. По многим разным причинам слово «власть» вызывает отрицательную реакцию, негативную ассоциацию.

Но если мы поймем, насколько благословенной и поистине хорошей во всех отношениях является Божья власть, то мы воспользуемся ею и больше не будем избегать этой темы. Правильное понимание власти делает нас, народ Божий, действительно свободными. Собственно, оно дает нам и то, и другое: с одной стороны – уверенность, а с другой – свободу.

Я буду учить о власти Божьей и формах ее проявления, а также о том, как она используется в церкви.

Власть – это законное право употреблять силу в установленных пределах. Сила – это способность делать что-то и справляться с этим. Власть является законным правом использовать эту силу.

Проблема возникает тогда, когда сила или власть применяется не по назначению. Поэтому каждому христианину нужно понимать, что власть применима только в определенных границах. Следующая проблема заключается в том, что многие христиане вообще не знают пределов своей власти. Обо всем этом мы поговорим с вами в ходе нашего семинара. Только Бог имеет неограниченную власть. Он Глава вселенной, Он владычествует над всем, и Он Владыка всего.

Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как владычествующий. И богатство, и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей и сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все.
- 1 Паралипоменон 29:11-12

Иисус сказал, что Ему дана всякая власть. Он восседает на престоле вселенной и обладает бесконечной властью над всем сущим. И все Его намерения по отношению к Своему творению исполнятся. Сатана, если посмотреть на его конец, не имеет власти ни остановить, ни изменить это. Конечно, он может воздействовать на жизнь того или другого человека, или на обстоятельства, но в конце все будет так, как предопределил Бог.

Христианину, которого Бог любит и которого Он призвал, который ищет Его царства, все будет содействовать к лучшему. Это добрая весть. Бог имеет власть над нашей жизнью, и даже то ужасное, что может случиться с нами: самая страшная катастрофа или что бы то ни было – в конечном счете Бог обратит во благо.

И у Бога есть власть совершить это. Слава Господу! Нет другой власти, кроме Богом установленной. В Римлянах 13:1 говорится, что вся власть от Бога. Бог установил принципы власти, которые распространяются на все творение. Проблема же вселенной заключается в восстании против власти.

Конечно, мы знаем, что первоначальный бунт исходил от самого дьявола, когда в его сердце закралась гордость. Он хотел стать подобным Богу и затем был сброшен с неба. Обо всем этом мы читаем в Иезекииля 28, где и описываются данные события.

Когда был сотворен человек, ему была дана власть владычествовать над всем живым и существующим. Но он получил такую власть, которая находилась под высшей юрисдикцией Бога. Можно сказать, что человек был распорядителем власти Божьей. Когда Адам и Ева ослушались Бога, тем самым они отдали это право дьяволу. Поэтому, когда сатана пришел искушать Иисуса в пустыне, он сказал, что имеет власть над всеми царствами земными, ибо она была передана ему.

Так дьявол заполучил власть, законно отданную ему. Она перешла к нему из-за непослушания и греха людей. Поэтому он мог спокойно создавать целую систему власти и овладевать миром с помощью начальств, властей и мироправителей тьмы. Мы читаем об этих иерархических структурах царства тьмы в Ефесянах 6. В 1 Иоанна 5:19 сказано, что таким образом он контролирует весь мир. В пределах своей системы тьмы он имеет законное право держать людей в зависимости и доводить их до того, чтобы они максимально подвергались страданиям и болезням, грехам и катастрофам – всему, что только возможно.

Цель сатаны – разрушить жизни людей. Благая же весть Евангелия состоит в том, что Иисус пришел разрушить дела, власть дьявола. Иисус мог сказать: «Дьявол не имеет во Мне ничего. С Моей жизнью он не может сделать абсолютно ничего. Я полностью вне его влияния». Иисус был единственной Личностью, на Которую сатана не мог повлиять. Он постоянно демонстрировал, что Он превосходит дьявола, например, когда победил его в пустыне во время искушения.

Иисус каждый раз освобождал людей от болезни и греха, страдания и даже смерти. Он прощал грехи и освобождал от греховных привычек и зависимостей. Какая другая личность способна простить грех? И Свой триумф над структурами демонической власти Он явил совершенно необычным образом: Своей смертью и Своим воскресением. Так Своей жизнью Иисус восторжествовал над властью дьявола, показав, что Он поставлен над ним, и Своей смертью Он заложил законное основание. Поэтому Иисус может спасать людей от царства тьмы дьявола и вводить их в Свое царство любви и света.

И наша христианская жизнь может расцветать под другой властью. До нашего спасения мы находились под властью дьявола, который мог делать с нами все, что хотел. Он мог бросать нашу жизнь в разные стороны и сделать ее несчастной. Но сейчас мы находимся под Божьей властью, полной благословений и любви.

В Новом Завете встречаются различные слова, близкие по значению слову «власть». Владычество Бога, Царство Божье, держава Бога – все это, собственно, одно и то же. Все это имеет отношение к власти. В Римлянах 8:2 мы читаем, что наша жизнь уже не под законом греха и смерти, но она движется по закону духа во Христе Иисусе.

Наша жизнь выстраивается под другим законом. Мы уже не под господством греха и смерти, но под законом Духа, освобождающим законом Духа. И под Его властью мы можем расцветать в Божьем Царстве любви, праведности, радости.

В Римлянах 14:17 Слово говорит нам, что Царство Божье – это не пища и питие, но праведность, мир и радость в Духе Святом. Вот характерные признаки Царства Божьего: праведность, мир и радость. Аллилуйя! Поэтому мы можем полностью отдать себя власти Божьей и позволить ей влиять на нас, ибо все то, что Он хочет дать нам, является благом.

Что было неправильно и разрушено в нашей жизни, теперь приводится в надлежащий порядок и восстанавливается. Исцеляя больных и изгоняя бесов, Иисус часто говорил: «Ныне приблизилось к вам Царство Божье». Власть Божья оказывает благотворное влияние на нашу жизнь, и все, что было расстроено, стало приходить в порядок. Мы видим признаки Божьей власти сегодня. Конечно, когда мы в чем-то даем место дьяволу, он снова может заполучить власть в нашей жизни.

Но мы причастны к власти Божьей, чтобы противостоять дьяволу и разрушить его дела. Когда мы реально находимся под властью Божьей, у нас есть законное право использовать эту власть в дальнейшем. В Луки 10:19 Иисус провозгласил: «Вот, даю вам власть над всей силой вражьей». Однако реальное использование этой власти зависит от нас самих. Мы не навсегда и не на все времена автоматически избавлены от атак дьявола и его козней. Власть, данную Богом, мы должны проявлять в нашей жизни во всей полноте и оставаться в ее пределах. В противном случае дьявол будет иметь доступ к нам и попытается привнести некую свою силу и власть, так как он в точности знает наши слабые места и то, где мы можем упасть.

Власть мы можем использовать только тогда, когда сами находимся под властью. Это очень наглядно показано нам на примере римского сотника. Вспомним, что его слуга, которого он любил, был болен. И вот он говорит Иисусу: «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой». Этот римский сотник совершенно ясно увидел, что Иисус находился под властью. Он понял, что Иисус так же, как и он, сотник римской армии, был подвластным. В армии сотник имел власть над сотней людей. Он получил эту власть потому, что вышестоящий военачальник наделил его ею. Он сказал Иисусу: «Имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает». Он понял, что Иисус имел власть исцелить его слугу, потому что Тот был под властью.

И мы знаем об Иисусе, что на земле Он делал только то, что показывал Ему Отец, только то, что Он ясно видел у Отца, что Ему делать. Иисус не просто ходил и поступал по-Своему, но Он провозглашал: «Я говорю то, что слышу от Отца. Что творит Отец, то и Я творю также». Именно поэтому Иисус обладал такой огромной властью.

Возможно, Иисус молился утром и видел видение, как Отец исцелил слугу сотника. Затем Он просто ожидал подходящей возможности. Он уже был готов к этому, и Он знал, что стоило Ему сказать всего лишь слово, и слуга будет исцелен. Не в этом ли проявляется власть, когда вы говорите всего одно слово, и оно исполняется. Что касается нас, то мы очень часто кричим, приказываем или пытаемся произвести эффект. Но чем больше мы действительно обладаем властью, тем более спокойными и менее многословными мы можем оставаться. Это не значит, что в присутствии Божьем мы должны быть молчаливыми и как можно меньше делать шума. Но когда мы покидаем присутствие Божье, и Господь действительно с нами, стоит нам сказать только слово, и оно исполняется. Во всяком случае, теоретически это так. Лично я еще не достиг подобного уровня духовной власти. Но, изгоняя бесов, я стал менее многословным, чем раньше.

Дьявол реально боялся Иисуса, потому что Иисус не дал ни единой маломальской возможности проявиться ни его методам, ни его средствам, ни его характеру. Потому Иисус имел власть над ним. У Него не было ни малейшего страха, и Его нельзя было запугать. Иисус не был завистлив. Дьяволу не удалось искусить Его в этом. Иисус был воплощением праведности, и сатана не мог инфицировать Его злом. Он жил в истине. Он говорил, что Он есть истина. Поэтому враг не мог обольстить Его.

Если мы живем праведно, честно и правдиво, без зависти и страха, то у нас будет власть над дьяволом. И тогда мы будем обладать властью, имеющей такую духовную силу, которую боится сатана. Бог реально будет подтверждать нашу силу, и дьявол убежит от нас. Дьявол по-прежнему боится власти Божьей, каковая является духовной и моральной силой. С такой властью мы будем представлять реальную опасность для царства сатаны. В этом и состоит подлинная цель власти Божьей, если задуматься о ней: Бог хочет, чтобы мы жили во власти и имели ее, чтобы разрушали власть дьявола и освобождали людей.

И для нас важно, чтобы мы сами реально подчинялись власти Божьей, затем чтобы наслаждаться и пользоваться ею, точно так же, как тот сотник. Вот признаки этой власти:

1. Любовь

Сотник любил своего слугу.

2. Смирение

Он сказал: «Я недостоин войти под кров Твой».

3. Вера

Иисус сказал сотнику: «Во всем Израиле не нашел Я такой веры!» Если вы находитесь под властью Божьей, то у вас будет вера, что ваша молитва достигнет Бога, и то, что вы провозгласите, действительно произойдет.

Это было вступление к теме. Я просто хотел коснуться этой части учения о власти в церкви, чтобы показать ее в свете того, что говорит Слово Божье о власти вообще. Слово «власть» у многих людей ассоциируется по-разному.

Например, жена может подумать о муже; член церкви – о пасторе; а ребенок – о своем отце. Но что мы в действительности должны понимать под словом «власть», так это вера, любовь и смирение, чтобы мы могли прогнать дьявола.

Итак, моя тема: как вполне практически подчинить себя власти Божьей, чтобы затем самим использовать власть. Акцент очевиден для всех нас: мы как народ Божий не ищем того, чтобы оставаться внизу, под колпаком власти, прочно укрепив эту позицию; мы не ищем того, чтобы оставаться слабыми, бедными и незначительными. Но мы призваны обрести достоинство, силу и власть, чтобы использовать ее. Нам нужно иметь правильное понимание власти Божьей, если мы впоследствии хотим применять ее и использовать. И для правильного понимания нам необходимо увидеть те различные уровни власти, которые Бог установил во вселенной.

Наивысшей властью во вселенной является Сам Иисус Христос. Это не ваш муж, не ваш пастор, а также и не апостол; это не ваш начальник на работе. Наивысшая власть во вселенной – Иисус Христос. У христиан эта власть не ставится под сомнение. Если Иисус говорит нам: «Прыгай», то мы отвечаем: «Куда и как далеко?» Мы не спрашиваем: «Зачем?» Мы делаем то, что говорит Иисус. В этом и состоит определение христианина: последователь Христа. Все просто, правда? Не так просто все исполнить, но сама истина очень проста.

Как проявляется власть Иисуса Христа по отношению к нам?

Главным образом Его власть проявлена к нам через написанное Слово Божье. В нем очень ясно изложена, выражена и четко описана воля Божья для нас. Поэтому Слово Божье является окончательным авторитетом для христиан и не подлежит никакому сомнению. Библия обладает могущественной властью над жизнью христианина. Она передает нам слова Божьи, потому Писание также называется «Слово Божье». Можно сказать, что Библия находится на одном уровне с властью самого Христа. Власть Слова Божьего неотделима от власти Самого Иисуса.

Наше отношение к Библии должно быть следующим: принятие и послушание. Библия всегда имеет преимущество перед любым человеческим учением и мнением, а также перед всеми мыслями, религиями, философиями. Библия является наивысшим приоритетом и стоит выше любых высказываний человека, даже внутри церкви. Давайте обратимся к Деяниям 17: Павел отправился к верующим в Верию. Затем говорится, что верийцы исследовали Писание, чтобы узнать, является ли истиной то, что проповедовал апостол Павел. Они говорили: «Мы сами хотим убедиться, можно ли верить великому апостолу. Мы хотим проверить это на основании Писания». За такой настрой сердца они удостоились похвалы. Это значит, что их действие было вполне приемлемым. В этом они встретили полное одобрение.

Павел предельно ясно сказал о Евангелии, которое проповедовал, что если кто-нибудь из людей станет проповедовать не то, что он благовествовал, да будет тот проклят. Это написано в Галатах 1:8.

Даже Павел полностью отдавал себе отчет в том, что лишь из-за того, что он являлся апостолом, это не давало ему права говорить все, что вздумается.

Итак, мы видим три момента, о которых мы только что говорили и которые нам нужно хорошо усвоить. Пусть это отложится у вас в памяти:

Первое: все, что противоречит Писанию, не может быть истиной.

Второе: мы не обязаны делать то, чего не сказано в Писании. Хотя что-то может и быть правдой или не являться чем-то плохим, но никто из христиан не вправе навязывать это другому или давить, «наезжать» на другого. Даже если это пастор, требующий от члена церкви того, о чем ясно не говорит Писание, но добавляет что-то свое, то у него нет никакого права так поступать. Вообще-то все должно быть так, как это делали верующие в Верии: все взвесить и сопоставить. Поэтому каждому христианину необходима свобода, чтобы получить ясное понимание на основании того, что говорит Писание. Если Писание говорит о чем-то абсолютно ясно, то нашей реакцией должно быть: «Хорошо, я послушен Писанию». Но мы не обязаны повиноваться тому, что находится вне Слова, или тому, о чем оно говорит неопределенно.

Третье: каждый в отдельности ответственен за то, чтобы лично исследовать Писание и самому убедиться, действительно ли так то, что ему советовали во время консультирования или чему его учили. Иисус говорил, что если слепой ведет слепого, то они оба упадут в яму. Итак, если вы не видите со всей ясностью и следуете за тем, кто сам слеп, и соглашаетесь с ним в том, что он говорит, вы окажетесь вместе с ним в яме. Вы должны понимать это!

Следующей более низкой ступенью власти по сравнению с Библией является совесть. У каждого человека есть совесть. Наша совесть выступает тем критерием, по которому ориентируется христианин тогда, когда Писание о чем-то умалчивает или говорит неоднозначно. Когда мы ищем пути Божьего, когда мы хотим быть послушными, когда мы не знаем, что делать, тогда мы руководствуемся своей совестью. Это тот следующий шаг, который мы предпринимаем, прежде чем начнем делать то, о чем нам говорит другой человек. Давайте еще немного остановимся на этом!

Наша совесть дает нам интуитивное знание того, что правильно и что нет. Например, мы читаем об этом в Римлянах 2:15. Однако в 1 Тимофея 4:2 говорится, что совесть может быть сожжена или ввести нас в заблуждение. В Тите 1:15 сказано также, что совесть может быть даже осквернена. Поэтому совесть автоматически не является барометром того, что правильно и что нет. Совесть всегда должна быть в подчинении Слову Божьему. Если Слово Божье говорит: «Не делай этого», то мы не можем сказать: «Совесть позволяет мне сделать или пойти на это». Мы не вправе использовать нашу совесть против Слова Божьего. Иначе это будет явным признаком того, что совесть испорчена, нечиста. У смиренного и чувствительного христианина, который действительно желает исполнить волю Божью, совесть является очень хорошим советчиком и ориентиром, когда речь заходит о тех вещах, о которых ясно не говорится в Писании.

Я приведу вам несколько примеров. Каждый должен поступать по своей совести, будучи твердо убежденным в том, что он делает. И затем, что бы мы ни делали, мы должны делать это по вере. Итак, если вы едите определенное мясо, не имея при этом проблем с совестью, то можете это делать по вере. Здесь нет ничего предосудительного для вас. Но если ваша совесть угрызает вас и говорит, что вам не стоит этого есть, возможно, вы имеете еврейское происхождение или ваша совесть не дает вам ясности в этом вопросе, тогда вам и не следует вкушать это.

Таким образом, в вопросе пищи вы поступаете по своей совести, по той вере, которую имеете по совести. В данном случае мы видим, что то, что для одного человека считается верным, для другого – неверным. Ни пастор, ни руководитель, ни апостол, никто другой не может запретить и сказать: «Нельзя есть это мясо». Это неправильно, здесь каждый сам решает по своей совести, как, например, мы решаем, как нам провести воскресенье. Одни христиане считают, что воскресенье – это день отдыха. Они посещают церковное собрание и больше ничего в этот день не делают. Если они поступают по своей совести и если это то, чего они хотят, то все в порядке. Но если я хочу сделать покупки или что-то посмотреть по телевизору, и моя совесть при этом спокойна, то и это для меня вполне приемлемо. Ибо Писание не говорит нам достаточно ясно о том, что следует делать в воскресенье. И большинство вещей, которые касаются нашего образа жизни, попадают под эту категорию, так как Писание не говорит определенно о том, что делать в том или другом случае, например, на что тратить деньги. Кто-то жертвует все деньги, а другой покупает себе новый автомобиль. Мы не должны судить и говорить: «Тот, кто жертвует все, поступает правильно, а кто купил себе машину, – неправильно». Если человек в состоянии купить себе семисотый БМВ, то пусть Господь благословит его в этом. Если вам по вере это купить и благодарить Бога за это, то нет проблем. Одно место Писания гласит, что Бог дает «нам все обильно для наслаждения» (1 Тим. 6:17). В то же время Библия говорит, чтобы мы щедро делились с бедными и уделяли нуждающимся! Итак, вам самим надо определиться, когда вам давать бедным, а когда радоваться Божьему изобилию.

Например, употреблять вам алкогольные напитки или нет, или с кем вам надо быть вместе, зависит от вашей личной веры и совести. У многих во времена Иисуса возникали проблемы, потому что Он проводил время с грешниками, мытарями и блудницами. Он искал встречи с ними. Он хотел спасти их. И если это и ваше служение и Бог призвал вас для этого, то совершайте его всем своим сердцем.

Имейте веру в Господе на определенные вещи, например, длину волос, или, если вы женщина, количество сережек. Это предоставлено исключительно на ваше усмотрение. Даже если вы покрываете свою голову, то вы имеете полную свободу действий, если ваша совесть говорит, что вам это нужно. Если вы так понимаете Писание и считаете, что вам следует поступать именно так, поступайте, как считаете нужным перед Богом. Если же 1 Коринфянам 11 вы понимаете иначе, что покрытие головы не имеет никакого значения, то и не покрывайте голову шляпой, платком или чем-либо подобным. Просто имейте свободу выбора. В этом случае большинство бы согласилось друг с другом, что Писание не совсем ясно и конкретно говорит по этому поводу. Возможно, вы скажете: «Но из Писания видно, что голову не обязательно покрывать». Но тогда бы я мог возразить, что голову надо покрывать. Но, в конце концов, я бы сказал: «Ну, хорошо, можно доказать как одно, так и другое, или опровергнуть как одно, так и другое. Здесь нет абсолютной ясности. Поэтому люди свободны поступать по своей совести». Не спешите навесить на других ярлык законничества, когда видите кого-то с покрытой головой. Возможно, этот человек делает это с совершенно чистой совестью перед Господом. Это его вера перед Богом.

Поймите меня правильно, я не защищаю определенные вещи. Но нам нельзя судить друг друга по внешним признакам. Вы видите, как легко можно угодить в ловушку осуждения. Законничество выражается не в том, что вы делаете, или, наоборот, не делаете, но законничество выражается в настрое сердца, в отношении, с которым вы что-то делаете. Вы можете говорить, что не покрываете голову, но при этом быть настоящим законником. Но что я хотел бы еще раз подчеркнуть: ни у кого нет права навязывать другому человеку противоположное мнение, в чем тот убежден по совести, что это для него правильно.

Люди в церкви должны иметь право выбора в пределах «серой зоны» Писания (о чем Слово Божье говорит неопределенно), кроме «черно-белой зоны» (о чем Слово Божье говорит четко и ясно), когда Писание выступает наивысшим авторитетом. Пастор – это не полицейский и не милиционер. Я не пытаюсь находить ошибки у людей в церкви. Мне это совсем не надо, не говоря уже о том, что у меня даже нет на это времени. Я не отношусь к своим людям в церкви с подозрительностью. Я доверяю им, что они поступят по совести. Когда я вижу чье-либо шикарное авто, и мы собираем пожертвования для чего-то, то я мысленно говорю: «Господи, благослови этих людей». Вот такая моя позиция. И я свободен в этом. Я пастор, а не полицейский. Я люблю своих людей и доверяю им, я ободряю их двигаться вперед и принимать решения по своей совести. Моя ответственность заключается в том, чтобы донести до них принципы из Слова Божьего. Это не моя задача – расхаживать и говорить им, что делать. У меня у самого достаточно трудностей держаться верной стези, не говоря уже о том, чтобы указывать всем остальным. С меня достаточно жены и моих детей, чтобы к тому же еще заниматься и церковью в этом смысле.

Итак, мы видим, что после власти Слова Божьего следует власть совести.

Следующим уровнем власти Божьей является делегированная власть: Бог делегирует Свою власть определенным людям в определенных случаях. И Слово говорит, что нам надо им подчиняться. Например, в Ефесянах сказано, чтобы жены повиновались своим мужьям, или дети – своим родителям, рабы – господам (возможная интерпретация: работники – своим работодателям). В 1 Петра 5:5 говорится, чтобы младшие повиновались старшим.

Ужасно, когда духовный младенец ведет себя упрямо и глупо и не слушает мудрого совета старших. Младшим, к которым я все еще отношу и себя, следует с уважением относиться к старшим. Я хорошо помню, как мне исполнилось 27 лет и я стал пастором церкви. Я был очень доволен самим собой. В церкви был один брат намного старше меня. Ему было около 80 лет. Он подошел ко мне после богослужения и сказал: «Дорогой мой, тебе еще многому нужно научиться. Послушай меня, я гожусь тебе в пасторы». Проблема была в том, что он был прав. Этот муж молился за меня каждый день до дня своей смерти. Он был седым стариком, которого, в конечном счете, я полюбил. Я по-прежнему внимателен к тем, кто старше меня, на кого я мог бы равняться и с кем мог бы молиться. У них есть многое, чем они могут поделиться и чему могут научить. Каждый четверг я молюсь с одним человеком из нашей церкви, ему 81 год. Этот брат и его жена молятся за меня. Они оба полны сил и энергии, потому что всю свою жизнь жили и живут для Господа.

Нам важно научиться практиковать 1 Петра 5:5 в жизни, научиться послушанию старшим. Тем самым мы будем благословлены. Нам нужны отцы в Теле Христовом. Нам они действительно нужны. Я знаю, что в церкви много натянутых отношений, расколов и проблем, – всего того, что разделяет. И я знаю по своему опыту, что, возможно, все было бы иначе, если бы у нас в то время были отцы, которые усадили бы нас и сказали: «Ну, мой дорогой, успокойся, подумай хорошенько, не торопись!» Тогда, вероятно, не было бы столько разделений. Поэтому тем, кто моложе нас, необходимо возрастать в духовных отцов для того поколения, которое последует за нами. Я мог бы много говорить о том, что младшим надо слушаться старших.

Это не значит, что старшие всегда правы. Например, в Римлянах 13 говорится, чтобы все христиане покорялись мирской власти. В Евреях 13:17 сказано, чтобы все христиане повиновались своим руководителям в церкви. Что значит повиновение или подчинение? Повиновение – это отнюдь не слепое послушание во всех случаях. Ведь можно быть непослушным, оставаясь в подчинении. Также возможно и обратное: внешне быть послушным, но внутренне противиться. Например, старший сын в притче о блудном сыне выглядел послушным. Он работал у своего отца, но в сердце не был предан ему. Блудный же сын после всего того, что натворил в своей беспорядочной жизни, сделал над собой усилие, стал послушным и смог радоваться благословениям своего отца.

Моя мысль такова: при возникновении конфликта всегда следует сохранять послушание к высшей власти. Помните, что приказали начальствующие в Деяниях 4? «Не говорить и не учить об имени Иисуса». Это было сказано Петру и Иоанну. Нужно ли было им повиноваться властям того времени? Они сказали в ответ: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» Они были послушны высшей власти, так как низшая была не права. Иногда нечто подобное случается и в церкви. Перед тем как следовать словам человека, сначала нужно прислушаться к своей совести и получить ясность. Понимаете, что я хочу сказать?! Власть нашей совести выше, чем уполномоченная власть над нашей жизнью. Готовность повиноваться должна превалировать в нас. Сохраняя желание к подчинению, мы можем быть послушными в вере. Тогда Бог благоволит к нам.

Иногда Бог ведет нас трудным путем, и люди считают, что мы непослушны, упрямы или бунтуем. Но на протяжении всего времени мы в своем сердце знаем, что исполнили волю Божью, а люди наговаривают на нас. Наверное, каждый из нас испытал нечто подобное в своей жизни, когда вас оклеветали, подвергли нападкам, негативно отзывались о вас, потому что кто-то не понимал того, что вы делаете. Нередко мы судим друг о друге по плоти. В таких случаях у нас появляется прекрасная возможность благословлять проклинающих нас и молиться за обижающих нас; просто любить их и не быть против них, оставаясь при этом спокойными и смиренными. Уверяю вас, что такой опыт помогает нам духовно возрастать. В Иакова 3:17 послушание встречается наряду с другими качествами. Оно упоминается в связи с небесной мудростью, которая чиста и миролюбива. Благословенны миротворцы, помышляющие о благе других, исполненные милосердия и добрых плодов, беспристрастные и нелицемерные.

Разве это не чудесные качества? Это значит быть такими, как Иисус. Когда мы станем такими, тогда мы получим власть. Аллилуйя!

Эти качества намного важнее громких криков или громких повелений бесам, или непревзойденного прославления. Намного важнее в своем характере развивать подобные качества, чем свое положение в Теле Христовом. Положение Бог может дать вам за один день. Все может радикально измениться в течение суток. Но для развития этих качеств характера требуются годы. Что важно для Бога, не всегда важно для нас. Самое большое не всегда самое лучшее. Если кто-нибудь выделяется в Теле Христовом, то это еще вовсе не значит, что он самый важный. Поверьте, это действительно правда! Мы здесь на земле для того, чтобы жить богоугодной жизнью, быть послушными Богу, жить верой и доброхотно подчиняться на любом уровне.

Служители, которым делегирована власть, как, например, старейшины или руководители церкви, не имеют ни малейшего права настаивать на том, о чем ясно не говорит Писание. Я могу применить всю свою власть, сказав человеку: «Прекрати изменять жене, или мужу». При этом я знаю, что власть на моей стороне, потому что об этом абсолютно четко сказано в Слове. Но у меня нет права говорить: «Тебе нельзя туда, или сюда ходить; носить то, или это; или тебе нельзя смотреть телевизор».

Если ваш работодатель явно требует от вас чего-то не того, то скажите ему: «Нет». Будьте непослушны! Верою будьте ему непослушны! Я вспоминаю о своей работе, когда я был студентом. Я находился в том же офисе, что и мой работодатель. Кто-то позвонил по телефону и спросил: «Шеф на месте?» На что шеф сказал: «Скажи, что меня нет». Я посмотрел ему в глаза и сказал: «Вы хотите, чтобы у вас работал обманщик?» «Ладно, подай мне трубку», – был его ответ. Итак, нам необходимо понять, что власть ограничивается сферой ответственности того или другого человека. Власть может использоваться только в определенной сфере ответственности, и она не должна выходить за эти пределы. Являясь пастором церкви, я имею определенную власть говорить людям, что им делать. Это очевидно. Однако некоторые переходят эту границу. Применяя власть вообще, мы всегда должны отдавать себе отчет в своих действиях перед Богом. Однажды мы дадим Ему отчет. Он призовет нас к ответу. И это должно приводить нас к страху Божьему.

Нам надо быть осторожными в том, что мы говорим людям. Нам надо быть осторожными в том, как мы молимся с ними и используем по отношению к ним власть. Три вещи неотделимы друг от друга: ответственность, власть и подотчетность.

Если старейшина или руководитель не возрастает в Господе и не подает своим стилем руководства пример, то он пренебрегает своей ответственностью, и у него нет права ожидать послушания от своей паствы. Муж, который не любит свою семью, не обеспечивает ее, не управляет хорошо своим домом, у которого просто нет любви к родным, – это безответственный муж, и он, фактически, лишен авторитета в своей семье. Это не бунт, если жена отказывается слушаться мужа в чем-то для нее неприемлемом, или удовлетворять его чрезмерные требования. В своем поведении и в своих действиях она должна руководствоваться своей совестью, которая подчинена Слову Божьему. Если муж говорит: «Ты не пойдешь в церковь. Я хочу, чтобы в 12:00 обед был на столе», то она с любовью и уважением может сказать: «Хорошо, дорогой, тогда приготовь себе что-нибудь сам. Я пошла в церковь. Пока!» Все жены да скажут на это: аллилуйя!

Если к вам приедет пророк, и если он будет пророчествовать вам о том, что вы должны делать, то он вышел за пределы своей власти. Ответственность пророчествующего или истолковывающего состоит в том, чтобы донести слово Божье. Но затем только от вас зависит, что вам делать или не делать в свете этого слова. Вы должны испытывать пророчество. Вы должны знать, от Бога оно или нет. Если оно плотское, то не «гложите эту кость». Власть пророка служит не для того, чтобы принудить вас к чему-то. Его обязанность состоит в том, чтобы правильно и без примеси донести слово Божье. Читая, к примеру, о пророке Ахаве в Деяниях 13, мы видим, что он дважды пророчествовал в главах 11 и 22. Оба раза он предоставляет другим право обдумать, что им делать в свете этого предсказания. Если вы чувствуете любое давление в ту или иную сторону, то, скорее всего, это не от Бога. Главная ответственность за услышанное лежит на вас самих, и только вам определять по своей совести, что вам делать.

Давайте обратимся к Луки 22, где мы находим одно из двух типичных описаний власти в Слове Божьем. Другой пример мы встречаем в Матфея 20. Помните, когда мать Иакова и Иоанна пришла к Иисусу просить: «Позволь одному из этих двух моих сыновей сесть от Тебя по правую руку, а другому по левую в Твоем Царстве», услышанное не привело остальных учеников в восторг. Затем говорится, что они рассердились на двух братьев и начали спорить между собой, кто из них больший. Иисус противопоставляет Свою власть той власти, которую практикует мир. Мирская власть зиждется на спорах и соперничестве, когда используются нужные слова в нужное время, чтобы занять лидирующее положение. Позвольте мне дать вам совет. Как только вы оказываетесь в ситуации, где вам нужно доказывать или спорить, что верно и что нет, обе стороны встают на ложный путь. Так действует мирская власть, когда один человек пытается превознестись над другим. Тем самым вы говорите, что вы правы, а другой нет. В таком случае я просто предлагаю вам держать язык за зубами и придти с этим к Господу, смиряясь перед Ним. Не ввязывайтесь в споры. Если кто-то хочет затеять спор, то просто противостаньте этой плотской возможности и отступите. Мирская модель власти связана с превозношением и доминирующими сторонами личности, такими как манипуляция, переманивание на свою сторону, запугивание и давление.

Если кто-то применяет к вам такие действия, то это не проявление Божьей власти. Вы просто можете выйти из-под этого влияния, но вам нужно быть осторожным в том, чтобы самому не поступать подобным образом по отношению к другим. Давайте посмотрим на 27 стих, на то, что говорит Иисус. Он пришел, чтобы послужить другим. Это и является признаком Божественной власти. Он пришел, чтобы отдать Свою жизнь ради искупления многих. В этом заключается истинная власть.

Когда вы последний раз полагали свою жизнь за кого-то другого? Если вы не отдаете свое сердце и свое время людям, не молитесь за них и не посвящаете себя им, то вы никогда не сможете обрести в своей жизни Божественную власть.

Иисус сказал Своим ученикам: «Но вы пребыли со Мною в напастях (дословно: в испытаниях) Моих». Ученики Иисуса предпочитали людям. Затем Иисус провозгласил: «И как Отец Мой даровал Мне царскую власть, так и Я передаю ее вам» (цитируется согласно Современному переводу Библии – Прим. переводчика).

Давайте находиться рядом с Иисусом и делать то, что Он говорит нам делать, если мы хотим иметь власть.

Кротость, а не главенство, приносит нам благословение в Царстве Божьем. Эту мысль мы разовьем с вами в следующей части семинара.


Мартин Дансфорд является пастором церкви «Община Царя» в Хэдж Энд (Великобритания), которая входит в семью церквей «Новые рубежи». Мартин объехал множество стран в Центральной и Восточной Европе, а также стран СНГ, включая Кавказ и Центральную Азию, проповедуя в церквах и на конференциях, как в небольших группах, так и перед многотысячными аудиториями. Мартин женат, имеет троих детей.


Вернуться к оглавлению журнала

О Рука об Руку | Журнал "Восстановление" | Молитвенные нужды
Статьи и библейские учения | Материалы Рука об Руку | Рекомендуем
Миссионерство | Связи | IHOP-KC | E-mail
 
Hosted by uCoz