Рука об Руку - Международное христианское служение учения и помощи.

Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей "Восстановление"

Выпуск № 16, 2003г.

Из книги

Начало становления лидера

Бобби Клинтон и Ричард Ливенворт

Стратегия оптимального начала

Написание этой книги было для меня удивительным занятием. Мне (Ричарду) пришлось много размышлять о первых десяти годах служения, и я пришел к определенным выводам. Работая над каждой главой и вникая в то, что сделал для меня Господь, я не переставал удивляться верности и любви Бога! Он будет верен также и вам!

В этой последней главе позвольте мне показать основную стратегию, которая поможет вам, начинающим лидерам, быть эффективными с самого начала. Вначале мы рассмотрели, что значит, "начатую добрую жизнь сохранить до конца". Мы увидели, что руководителю стоит задаться такой целью, и оставить после себя пребывающее наследие. Это является результатом жизни, посвященной Богу. Согласно Бобби Клинтону, "закончить добром" значит вести целеустремленную жизнь.

Целеустремленную жизнь он определяет как "жизнь, исключительно посвященную исполнению особых намерений Божьих". Особые намерения Бога могут проявляться по-разному. Бобби Клинтон называет их "центральными сферами" (фокусом жизни). Чем глубже служитель постигнет цель своей жизни и служения, тем более осознанно он будет стремиться к ней. Он будет принимать решения в пользу того, что связано с Божьим планом. Целенаправленная жизнь будет насыщенной абсолютно во всех отношениях.

"Цель" для каждого из нас может выглядеть немного по-разному. Однако, существует нечто такое, что ко всем нам относится в равной степени. Например, мы знаем из Писания, что Бог преобразует наше естество и наш характер в подобие Христа. Каждый из нас должен достигать характера Христа, и этот процесс преобразования Бог осуществляет во всех нас. Но когда этот процесс касается предназначенных нам дел и поведения, возникают сложности, ибо каждый человек уникален. Каждого из нас Бог создает и формирует как отдельную личность. Он наделяет нас совершенно особой индивидуальностью, специфическими способностями и дарованиями, характерным жизненным опытом, уникальными возможностями и окружением. Все это мотивирует наши действия. Точное откровение воли Божьей о нашей жизни - это процесс, включающий все перечисленные выше факторы. Познание желаний Бога является ключом к пониманию, как функционирует наша личность. Каждому из нас Он непременно хочет открыть наше особое предназначение.

Теперь вы понимаете, что я не могу показать вам ту стратегию, которая рассчитана специально для вас. Вместо этого, я определю основные стратегические аспекты, которые помогут вам возрасти в такую зрелую личность или такого зрелого лидера, каким вас видит Бог. Мои советы базируются на ценном опыте, обретенном мною в течение первых десяти лет служения. Я буду комментировать их один за другим, не сводя все это к общей схеме. Сначала я хочу подчеркнуть три важных урока. Они включают в себя основные мысли этой книги.

Три философских основания

Во-первых: независимо от того, рассматриваете ли вы себя в качестве будущего руководителя или нет, у Бога есть для вас особый план. Он любит вас и поэтому поможет вам быть вместе с Ним. Он хочет иметь взаимоотношения с вами. Вы будете участвовать в Его "драме спасения". Он отвел вам роль в Своем царстве. Он наделил вас уникальной индивидуальностью, специфическим дарованием и по определенным причинам поместил вас в особое окружение. В течение всей жизни вы будете открывать Божье предназначение для вас и попытаетесь его исполнить. Если вы сотрудничаете с Богом, познавая Его волю, ваша жизнь будет значимой и полной удовлетворения.

Во-вторых: наше становление - как личности и как руководителя - продолжается в течение всей жизни. В процессе преобразования инициатива принадлежит Богу, поэтому Он использует людей и обстоятельства для нашего всестороннего развития. Он хочет так сформировать наш характер, чтобы мы стали похожими на Христа. Он хочет выработать в нас такие способности, которые понадобятся нам для служения в его Царстве. Он желает изменить нас настолько, чтобы мы понимали Его, Его принципы и жили в соответствии с ними.

В-третьих: мы должны отреагировать на этот преобразовательный процесс. От того, как мы реагируем, будут зависеть наше развитие и наша зрелость. Мы должны занять позицию ученика. Нам следует больше узнать о Боге и Его путях. Нам надо больше знать о самих себе и нашей уникальной личности. Мы должны строить наши отношения с ближними по заповедям Божьим. Если мы сохраним здравую позицию ученика, Бог обучит и взрастит нас. Нашим учителем станет сама жизнь. Нашим учителем станет опыт. Нас будут учить люди. Мы познаем истину.

Эти три урока являются философским основанием всего, что написано в этой книге. В основании каждого следующего стратегического аспекта лежат эти три главных философских урока.

Ключевые аспекты стратегии развития

Развитие библейского образа Бога

А.В. Тозер пишет: "То, что приходит нам на ум при размышлении о Боге, отражает наше самое главное представление о себе". Я обнаружил, что мои мысли о Боге - мой образ Бога - влияет на все, о чем я думаю и что делаю. Это касается, прежде всего, моих отношений с Богом и моего служения другим людям.

Попытаюсь объяснить, что я имею в виду. То, что вы думаете о Боге, отражается на стиле и качестве вашего служения. Несколько лет тому назад я испытал "сокрушение", или, как некоторые это называют, процесс очищения. Подобного кризиса никогда не бывало в моей жизни. Я чувствовал себя таким одиноким с Богом, как никогда раньше.

Казалось, мне было не на что опереться. Впервые в жизни я осознал свою нищету пред Богом. Не было источника, к которому я мог бы обратиться, чтобы почерпнуть силы. Я сделал все возможное, чтобы привести свою жизнь в порядок. Мне больше ничего не оставалось делать, и я был готов сдаться. Вспоминаю одну ночь, когда я находился в глубочайшем отчаянии. В это время внутренней пустоты и ужасного одиночества Бог обратился ко мне. Он знает, что такое боль. Он предложил мне общение. Он ничего не объяснял. Он просто предложил мне идти вместе с Ним. Мне понадобились годы совместного хождения с Господом, прежде чем во мне начался процесс восстановления.

Думаю, что самым важным переживанием моей жизни было вскрытие устоявшегося в моем сознании (ложного) образа Бога. С тех пор я пытаюсь постичь, кем Бог является и каков Он. До этого я представлял себе Бога в образе Того, Кто ожидает от меня идеального совершенства, прежде чем я смогу приблизиться к Нему. Он казался мне Кем-то далеким и недосягаемым. Он был Богом, Который слышал молитвы только "чистых" людей. Поэтому моя цель состояла в достижении чистоты и праведности. Я мог перечислить все качества Бога наизусть. Но между моими теологическими знаниями и моими истинными взглядами была большая разница.

До того, как я испытал глубокую боль и свое банкротство пред Богом, я обращался с людьми, которым служил, так, как Бог должен был, по моему представлению, обращаться со мной. Правда, я знал, что Он принял меня, потому что Он милостивый и милосердный Бог. Но после этого начального принятия Богом я взял инициативу в свои руки и начал совершенствовать себя сам. Мой образ Бога влиял на понимание служения и накладывал отпечаток на мои взаимоотношения с людьми. Когда мое представление о Боге начало изменяться, я заметил, что изменилось и мое представление о человеке. Мир не казался мне больше черно-белым. Я обнаружил, что у меня появилось больше милосердия, великодушия и любви.

Последние семь лет я изучал Библию на предмет сущности и характера Бога. Более всего мне нравятся образы, которые открывает нам Писание. Исследование их помогает нам понять сущность Бога. В течение последнего месяца я уделял время чтению Евангелия от Иоанна, размышляя о словах "Я есмь".

Существует много способов, как вы можете развивать библейское представление о Боге. Например, можно начать с чтения Псалмов, размышляя о различных образах Бога, упоминаемых там. Можно изучать имена Бога, которые встречаются в Библии. Какой бы метод вы ни избрали, я хочу посоветовать работать над этим серьезно. Ваши взаимоотношения с Богом будут зависеть от вашего представления о Боге. Это повлияет на стиль вашего служения людям. С этого начинаются истинные отношения.

Развитие отношений с Богом

Развитие библейского образа Бога является основанием для созидания нашей связи с Ним. Для поддержания отношений требуются силы и время. Но затраты стоят того.

Взаимоотношения с Богом изменяют нас и делают способными служить людям. Этот созидательный процесс нельзя ни сократить, ни заменить. В созидании отношений с Богом очень полезны духовные упражнения и дисциплина. Цель этих взаимоотношений - это достижение близости. Насколько мы приблизимся к Богу, настолько Он приблизится к нам. Мы общаемся с Ним, основываясь на доверии. Он дает нам силу, открывает наше будущее и все то, что Он совершает в нас и через нас. На эту тему написано много книг, и существует много методов, пропагандируемых различными конфессиями. Но основанием наших взаимоотношений с Богом должно быть Слово Божье и время, которое мы проводим в общении с Ним. Люди различного темперамента приходят к Богу совершенно разными путями, - и это хорошо. Однако для лидеров нет ничего, что могло бы заменить знание Слова Божьего. Мы, руководители, должны погрузиться в Его Слово. Библия ясно показывает нам Бога. Нам необходимо понимать то, что Бог говорит о Себе Самом. Руководители, ответственные за учение и проповедь, призваны, прежде всего, основательно знать Писание.

Важно развивать близость в нашей связи с Богом. Взаимоотношения с Богом влияют на все, что мы собой представляем и делаем. Вложение сил и времени в эти взаимоотношения является решающим фактором развития лидера в первые десять лет служения. Большинство руководителей на ранней стадии своего служения не уделяют этому должного внимания. Они по горло заняты работой и делами. Время, предназначенное для развития и подпитки отношений с Богом, экономят для отдыха и досуга, которого всегда не хватает. Мы должны быть начеку и хранить себя от этого влияния.

Взять на себя ответственность за формирование своего характера

Вы увидите, что этот стратегический аспект также касается взаимоотношений с Богом. Жизнь и служение вытекают из связи с Ним. Целостность (нравственная чистота личности - прим. перев.) - это не результат случайности. Она вырабатывается в процессе учебы. Она развивается посредством принимаемых нами решений. То же самое надо сказать о послушании, смирении, вере и верности.

Бог поможет вам в вашем стремлении измениться, чтобы вы жили и служили, обладая Божественным характером. Он ответствен за этот процесс. И Он позаботится и о вашей ответственности. Он будет поддерживать тех людей, которые положительно реагируют на Него.

Реагируйте активно. Будьте восприимчивы к Духу Святому, когда Он проводит вас через самые различные ситуации. Сразу примите решение реагировать так, как это угодно Господу.

Осознание важности наставников

Мы написали целую главу о необходимости наставничества. Поэтому сейчас я не буду останавливаться на этом. Разумно найти себе таких наставников, которые будут ожидать от вас отчета в вашем росте, делах и отношениях.

Несколько лет назад во время учебы я узнал интересную статистику. Доктор Арчибальд Харт, один из моих профессоров, говорил о личном развитии пасторов. Он рассматривал синдром "сгорания" в служении, опираясь на исследования в этой области. Он привел некоторые первичные данные. Эти данные еще продолжают исследоваться и документироваться, но первые результаты потрясают до глубины души.

Он упомянул, что из четырех человек, окончивших учебу и вошедших в пасторское служение, в течение первых пяти лет только один не "сгорел". Другими словами, три из четырех пасторов за первые пять лет выдохлись. Большая часть из пасторов оставили служение. Затем доктор Харт добавил, что из числа тех пасторов, которые не исчерпали себя за первые пять лет, только половина достигла десятилетнего рубежа без "сгорания". Большинство выпускников оставили служение через десять лет после окончания теологического колледжа. Далее он перечислил различные причины, почему, по его мнению, процент потерпевших крушение пасторов так высок. Незадолго до окончания лекции он сделал замечание, которое привлекло мое внимание: каждый из пасторов, которые не сдались за первые десять лет служения, констатировал, что у него был наставник, помогавший ему все это время.

Мы нуждаемся в опыте и мудрости наставников, опережающих нас в своем развитии. Мы нуждаемся в их помощи, чтобы устоять в тех тяжелых обстоятельствах служения, когда мы можем сгореть. Мы нуждаемся в наставниках, которые находились в таких же обстоятельствах, как и мы. Эти люди могут ободрить нас, с ними мы можем разделить свое отчаяние, свои успехи и переживания. Причем, самое важное здесь то, что равные нам братья помогут бороться с одиночеством в служении. Мы нуждаемся также в подопечных, людях, которые хотят учиться у нас. Они бросают нам вызов своей приверженностью и вдохновением. Они побуждают нас делиться с ними своими знаниями, что, в свою очередь, помогает нам лучше понять самих себя.

Быть подотчетным

У многих начинающих руководителей "подотчетность" ассоциируется с чем-то отрицательным. Я слышал, как некоторые бросают подобную фразу: "Я отвечаю только перед Богом. Я не должен ни перед кем отчитываться". Если я слышу такие высказывания, то мне становится ясно, что этот молодой руководитель не понимает, что подразумевается под отчетностью и насколько она важна. Подотчетность - это взаимоотношения с человеком, который достаточно хорошо вас знает и ободряет в духовном росте. Подотчетность связана с человеком, который может проверить, исполняете ли вы обещанное. Это могут быть обещания Богу, себе самому, своему супругу, друзьям, обещания в отношении служения или чего-либо другого.

Существование человека, перед которым необходимо отчитываться означает, что вы поставили перед собой определенные цели или дали конкретные обещания.

Я хочу поговорить с вами о целях духовного роста. Некоторые люди любят ставить перед собой цели, другие боятся этого до смерти. Лично я испытал и то и другое. Уже приблизительно в течение шести лет я ставлю перед собой ежегодные цели духовного роста. Сначала меня пугала связанная с этим дисциплина. Я спрашивал себя, что я буду делать в случае неудачи? Мой (старший) наставник был для меня реальной помощью в этом процессе. Он побуждал меня ставить цели, направленные на взаимоотношения и достижение поставленных задач. Он советовал рассматривать цели как руководство, а не как воздействие. С годами эти цели оказались чрезвычайно ценными для моего духовного роста.

Свое молитвенное время я начинаю с того, что спрашиваю Бога, на чем Он желает сконцентрировать мое внимание в сфере роста, семейных взаимоотношений или служения. В прошедшие годы в зависимости от обстоятельств Бог указывал мне направление, необходимое для моего духовного роста и развития. Например, в прошлом году Бог говорил мне о важности пророческого ходатайства и пророческого служения.

Мне потребовалось применить определенные усилия, направленные на развитие в молитве чувствительности к Духу Святому. Я должен был приучать себя к одиночеству и тишине, чтобы научиться слушать то, что говорит Бог. Я трудился над тем, чтобы выработать осознание близости с Богом в молитве. Я также должен был работать над послушанием в исполнении того, что, как я верил, поручал мне Бог. В этом году Бог говорил мне о вере и созидании веры. И я пытался разобраться в значении этих понятий в каждом конкретном случае. В своей личной жизни я открыл те стороны, которые препятствовали мне отвечать на Божьи призывы с верой. С Божьей помощью я пытался узнать все необходимое для преодоления этих проблем.

Я позволял себе вычеркнуть из своего списка цели, которые в течение года оказывались неподходящими, а вместо них добавлял другие, ставшие более уместными. Отрадно оглянуться на прожитые годы и посмотреть, над чем я работал и каких успехов достиг.

Если бы я не ставил перед собой ежегодных целей духовного роста, то, очевидно, уже не смог бы сейчас вспомнить цели двухлетней давности. Постановка и запись целей, действительно помогли мне концентрироваться на том, что Бог совершал в моей жизни. Я бы хотел продолжить объяснение того, как я включаю в этот процесс подотчетность.

Я увидел, что если человек намеренно не отчитывается перед другими, то изменения не произойдут. Ничто не происходит само по себе. Обычно я поступаю так: я записываю свои цели во второй половине декабря или в первой половине января. Одну копию я отдаю моему старшему наставнику и разрешаю ему спрашивать меня в любое время, как обстоят дела с этим планом. Обычно раз в месяц он спрашивает о том, чем я занимаюсь в данный момент. Одну копию этого документа я даю своей жене. Уж она-то действительно потребует от меня отчета! Мы стараемся дважды в год выделять себе совместные выходные (одни весной, а другие осенью), чтобы поставить перед собой цели и помочь друг другу оценить, насколько мы продвинулись вперед. У нас обоих есть как личные, так и семейные цели, над которыми мы трудимся совместно.

Например, в течение последнего года мы изучали, что значит для нас "партнерство в служении". Мы предприняли значительные шаги для понимания наших индивидуальных дарований и образа совместного сотрудничества. В этом году одной из наших целей является осуществление того, чему мы научились в отношении самих себя в прошлом году. Кроме того, я даю копию списка моих целей некоторым из моих коллег-наставников, которым разрешается задавать мне "неприятные" вопросы. Своими целями я делюсь также с некоторыми из моих подопечных. С одной стороны, чтобы показать им важность постановки конкретных целей для духовного роста, а с другой, чтобы они могли потребовать от меня отчета.

Копию списка моих целей я всегда ношу с собой в записной книжке. Приблизительно каждые три-четыре месяца я их перечитываю. Я пытаюсь определить и оценить свои успехи. Во время выходных, которые мы проводим вместе с женой, я серьезно взвешиваю свое духовное состояние.

В конце года я всегда размышляю о своих целях. А в прошлом году я подвел уже письменный итог своих успехов. За прошедшие годы я отчитывался перед моими наставниками и женой устно. В этом году я попытался все записать. Процесс фиксирования мне понравился. Теперь отчет записан у меня "черным по белому" и хранится в специальном журнале.

Кстати, я склонен считать себя оптимистом в постановке целей. Мне еще никогда не удавалось достигнуть всех моих целей... во всяком случае, до сих пор. Я исправляюсь, и каждый год ставлю все более реалистичные цели. В прошлом году, по моей оценке, я выполнил 75% намеченного. От этого я почувствовал себя очень счастливым. Кажется, мне никогда не достигнуть намеченных целей, но в одном я совершенно уверен: я добьюсь намного больше в сравнении с тем, если бы у меня не было цели.

Уверен, что для некоторых из вас вся эта история о подотчетности и постановке целей звучит довольно странно. Но я хочу ободрить вас, чтобы вы испробовали это когда-нибудь на себе. Экспериментируйте и попытайтесь определить, что будет работать в вашей жизни. Постановка ежегодных целей помогает не каждому. Существуют также и другие эффективные способы. Некоторые из моих знакомых ведут дневник, чтобы делать выводы, размышлять и учиться. Один из моих учеников состоит в церкви, где ее членам на новогоднем служении советуют написать письмо Богу. В этом письме они должны изложить все, что ожидают от Бога в наступающем году. Конечно, это не совсем то же самое, что цели духовного роста, но, читая письмо моего ученика, я вижу, что, собственно, здесь нет особой разницы. Он просил Бога помочь ему возрастать в некоторых областях.

Методы могут быть самые разнообразные, но мы должны отчитываться в своем духовном росте. Иначе мы будем приходить к застою в своем развитии. Возможно, мы даже начнем совершать старые ошибки. Бог верит в подотчетность. Каждого из нас Он привлечет к ответу за то, как мы возросли и что мы сделали.

Последнее ободрение

Было бы намного лучше, если бы мы с Павлом могли сесть рядом с вами и ободрить каждого лично. Бог любит Вас! Он всегда с вами. Он хочет, чтобы вы росли и развивались, пока не достигнете максимальной реализации того потенциала, который Он заложил в вас. К вашему процессу развития Он относится серьезно. Он любящий Бог, и Он верный Бог. Он милосерд и сострадателен. Его милосердие не замедлит.

Я закончу на образе Бога, который описан Моисеем: "Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего. Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога" (Второзаконие 32:10-12).

А вот другой перевод: "Он нашел их беспомощных в пустыне, хранил и защищал от диких зверей, там Он взял их под Свое покровительство, оберегал их со всей заботливостью, как человек оберегает свой глаз. Орел прогоняет птенцов из гнезда, чтобы они сами научились летать. Но он бдительно парит над ними, и, если птенец устанет и падает, тогда он расправляет под ним свои крылья, подхватывает и уносит" (Благая весть, Библия 1997).

Моисей пел свою последнюю песнь об израильском народе, он передал народу свои последние слова о лидерстве. Говоря о Боге, он употребил образ орла, который учит летать своих птенцов. Очевидно, он наблюдал эту сцену во время уединения на горе. Но давайте вдумаемся в тот образ, который он использовал. Представьте себе, что вы смотрите на утес. Орлица парит над гнездом. Чтобы взлететь над гнездом, орлу надо сильно взмахнуть крыльями. Поэтому образуется мощный порыв ветра, который выбрасывает орлят на край гнезда. Маленький орленок изо всех сил машет своими слабенькими крылышками, пытаясь удержаться на краешке. Но ему это не удается, и он падает вниз. Он продолжает махать слабыми крылышками, но у него мало сил, чтобы взлететь. Пока орленок не разбился о скалу, орлица устремляется к нему, расправляет под ним свои крылья, ловит его и несет обратно в гнездо, в безопасное место.

Этот пример использовал Моисей для описания Бога и того, как Он обращался с израильским народом. Господь защищал его и заботился о нем. Конечно, он должен был расти и становиться зрелым. Поэтому Бог позволял бурным ветрам бушевать вокруг Своего народа. Он должен был учиться "летать".

Становление руководителя в Царстве Божьем подразумевает ту же динамику. Вы уже испытывали бури с Богом? Испытывали вы когда-нибудь чувство, будто вас столкнули с края гнезда? Падали ли вы когда-нибудь? Пытались ли вы когда-нибудь летать со всем, что у вас есть, при этом убеждаясь, что вы слишком слабы? Бог хочет, чтобы вы научились "летать". Он хочет, чтобы вы росли и становились зрелыми. Этот процесс может ужасно испугать некоторых. Но не забудьте, чем завершается сцена!

Бог "бросится вниз", чтобы в последний момент подхватить вас на Свою сильную спину и унести обратно в безопасное место. Завтра этот процесс повторится, пока вы, наконец, достаточно окрепнете и научитесь парить в воздухе. Можете ли вы представить себе, как на высоте, в порывах ветра орлы парят вместе со своими птенцами?

Полагайтесь полностью на Бога. Во время кризисов в вашей жизни и служении изо всех сил стремитесь ловко сблизиться с Ним. Учебный процесс воспринимайте с радостью. Бог не разочарует вас.

Вернуться к оглавлению журнала

Вернуться на Главную страницу О «Рука об руку» | Журнал "Восстановление" | Библиотека
Статьи и учения | MP3 | Рекомендуем | Ссылки
Партнёрство | Молитва | IHOP-KC | Обратная связь | E-mail
 
Hosted by uCoz