Рука об Руку - Международное христианское служение учения и помощи.

Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей "Восстановление"

Выпуск № 15, 2002г.

Молитва и пробуждение

Дж. Эдвин Орр

 

Эта статья, основанная на одном из посланий Эдвина Орра, является сокращенным вариантом статьи, напечатанной в информационном бюллетене "Народное братство за пробуждение" в Новой Зеландии и Австралии.

 

Ни одно духовное пробуждение ни в одной стране или районе не начиналось без общей молитвы.

Доктор А.Т. Тирсон однажды сказал: "Просто невероятно то, что Бог сделал через непрерывную молитву согласия".

Не многие осознают, что во время американской революции (1776 - 1781) в стране происходило моральное падение. Пьянство приобрело характер эпидемии. 300 тысяч человек из 5 миллионов были хроническими алкоголиками, и 15 тысяч из них умирало каждый год. Богохульство было самым шокирующим проявлением этого падения. В первый раз в истории становления Америки женщины боялись выходить ночью из-за страха нападения. Ограбления банков происходили ежедневно.

А как же церкви? Методисты теряли прихожан больше, чем приобретали. Баптисты заявляли о временах похолодания в их церквах. Пресвитериане на собраниях общин сожалели о национальном безбожии. В типичной Конгрегационной церкви пастор Самуэль из Массачусетса в течение 16 лет не привел ни одного молодого человека в свою общину. Лютеране слабели и начали обсуждать возможность объединения с англиканцами, положение которых было еще хуже. Епископ протестантского англиканства в Нью-Йорке Самуэль Провост приостановил свою деятельность. В течение длительного времени он не совершал таинства конфирмации из-за того, что не было желающих, и он решил, что у него нет работы и нашел себе новое занятие.

Главный судья США Джон Маршалл написал епископу штата Виргинии Джеймсу Мэдисону о том, что Церковь "слишком далека от спасения". Вольтер утверждал, а Том Пэйл вторил ему, говоря, что "христианство будет забыто через 30 лет".

Взглянем на гуманитарные науки, преподаваемые в колледжах того времени. Опрос общественного мнения в Гарварде не выявил ни одного верующего среди всех студентов. Подобный опрос был проведен в Принстоне, где всегда было много христиан, и оказалось, что только двое были верующими из всего числа студентов и всего лишь пятеро студентов этого колледжа не принадлежали к таким массовым движениям того времени, в среде которых свободно употреблялись непристойные выражения. Студенты Вильямского колледжа бесчинствовали и глумились, изобретая пародии на святое причастие.

 

1792 - 1800

 

Это движение началось в Британии с Уильяма Карея, Эндрю Фаллера, Джона Саткииффа и других лидеров, которые основали в Британии Молитвенный Союз. Через год после смерти Джона Веслея (он скончался в 1791 году) началось второе великое пробуждение и охватило всю Великобританию.

В Новой Англии в 1794 году баптистский пастор-молитвенник Исаак Бакас, видя, что духовное состояние нации значительно ухудшилось, отправил пасторам каждой христианской деноминации в США послание с настоятельным призывом молиться за пробуждение. Церкви осознавали, что находились в безвыходном положении. Они откликнулись на этот призыв после того, как увидели, что вся Америка и Британия уже охвачены сетью молитвенных групп. Каждый первый понедельник месяца стал днем молитвы. И вскоре пришло пробуждение.

Когда пробуждение достигло границ Кентукки, оно столкнулось с дикой распоясавшейся нацией. Конгресс обнаружил, что в Кентукки за 5 лет был совершен всего лишь один судебный процесс. Оставшиеся порядочные люди Кентукки организовали группу бдительности для борьбы за закон и порядок, а затем совершали заранее подготовленные акции с целью наведения порядка в своей местности. В Дартмаусе принимались антихристианские постановления. Президент Гарвардского университета из-за этого был вынужден подать в отставку. Взяв Библию из местной пресвитерианской церкви, экстремисты сожгли ее на костре на глазах у общественности. Христиан в университете было настолько мало в 1790 году, что они встречались подпольно коммунистическими ячейками и кодировали свой протокол, чтобы никто не узнал.

Как же изменилась ситуация? Это произошло благодаря молитве согласия. Шотландский Пресвитерианский священнослужитель в Эдинбурге Джон Эрскайл опубликовал Поминовение (как он назвал свое обращение), в котором умолял народ Шотландии и всей Великобритании объединится в молитве за христианское возрождение нации. Он выслал копию этой маленькой книги Джонатану Эдвардсу в Новую Англию. Выдающийся теолог был настолько тронут, что написал ответ, который по своей значимости вышел за рамки письма. В итоге была опубликована книга под названием "Смиренная попытка поддержать явное согласие и видимый союз всех Божьих людей в необычной молитве за возрождение веры и приближения Царства Христова на земле согласно обетованиям в Писании и пророчествах".

Согласие, союз, необыкновенная молитва ... Не этого ли нам так не хватает в наших попытках евангелизировать мир?

В сентябре 1857 года Джеремая Лафьер начал молитвенные встречи для бизнесменов в верхней Палате в Манхеттене. В ответ на приглашение пришло лишь 6 человек из миллионного населения. На следующей неделе их было 14, затем 23, и тогда было решено встречаться каждый день на молитву. К концу зимы церковь наполнилась, затем методистская церковь на Джон Стрит, затем Троицкая епископальная церковь на Бродвее на Уолл-Стрит. В феврале и марте 1858 года все церкви и места собраний в центре Нью-Йорка были заполнены людьми.

Хорейс Грили, известный издатель газеты, послал репортера объехать все молитвенные собрания и подсчитать количество молящихся. За один час он смог посетить только 12 собраний, где насчитал 6 тысяч 100 человек.

И тогда началось стремительное движение молитвы, которое подобно оползню заполнило церкви по вечерам. Люди обращались в веру по десять тысяч в неделю только в одном Нью-Йорк Сити! Движение распространилось на Новую Англию, церковные колокола призывали народ к молитве в 8 утра, в полдень и в 6 вечера.

Пробуждение достигло Гудзона и пошло вниз к Бикону, где баптисты, например, для совершения обряда крещения спускались к реке, вырубали большую прорубь во льду и крестили людей в холодной воде. Когда баптисты поступают таким образом, они, должно быть, действительно горят для Господа.

Служитель Шотландско-Ирландской Пресвитерианской церкви Джеймс Мак Греади обосновался в округе Хоган и был пастором трех маленьких церквей. В своем журнале он записал, что зима 1799 года была в основном плачущей и печальной для людей Божьих. Беззакония господствовали повсеместно.

Мак Греади был ревностным молитвенником, который не только поддерживал молитву согласия каждый первый понедельник месяца, но также побудил своих людей молиться за пробуждение на закате солнца в субботу и на восходе воскресным утром. И вот летом 1800 в Кентукки пришло великое пробуждение. 11 тысяч людей пришло для участия в святом причасти. Мак Греади стал проводить служения для всех людей, не обращая внимания на их деноминационную принадлежность.

Из этого второго великого пробуждения вышло современное миссионерское движение, упразднение рабства, всеобщее образование, библейские сообщества, воскресные школы и многие другие социальные преимущества, сопутствующие евангелизационной работе.

 

1858 - 1860

 

За вторым великим пробуждением, которое началось в 1792 году после смерти Джона Уэсли и продолжалось до конца столетия, положение дел снова ухудшилось. И это видно на примере США.

Когда пробуждение достигло Чикаго, молодой торговец обувью пришел к руководителю конгрегационной церкви в Плимаус и попросил разрешения преподавать в воскресной школе. Управляющий ответил: "Мне жаль, молодой человек. У меня 16 лишних учителей.

Но я поставлю вас на очередь". Юноша настаивал: "Я хочу делать что-нибудь прямо сейчас". "Хорошо, начинайте занятия", - последовал ответ. "Но с чего начать?" "Найдите несколько мальчишек на улице, но не приводите их сюда. Отведите их за город и через месяц, когда у вас будет полный контроль над ними, приводите их сюда. Они и составят ваш класс".

Молодой человек водил детей на озеро Мичиган, учил с ними стихи из Библии и играл в библейские игры. Затем он привел их в церковь. Звали этого человека Дуайт Лимал Муди. Таково было начало служения, которое длилось 40 лет.

Троицкая Епископальная церковь в Чикаго в 1857 году насчитывала 121 член, а 1860 году - 1400 человек. Таким было типичное развитие церквей. Но затем более миллиона человек были обращены к Богу за один год из 30 млн. общего населения.

Это пробуждение пересекло Атлантику и появилось в Англии, Ирландии, Уэльсе и Шотландии, перекинулось в другие части Европы, в Южную Африку и Южную Индию. Во многие страны направлялись миссионеры-новаторы. Эффективность такого движения была ощутима на протяжении 40 лет. Начавшись от молитвенного движения, процесс евангелизации также поддерживался этим молитвенным движением.

 

1904 - 1905

 

Это движение длилось столетие, но на переломе XX века вновь возникла необходимость в пробуждении. Всеобщее движение молитвы началось с особых молитвенных собраний в Библейском институте Муди в Англии и распространилось дальше до таких отдаленных мест как Мельбурн, Вопсал (Корея), Нимири Хиллз (Индия). Таким образом, по всему миру верующие начали молиться за следующее великое пробуждение XX столетия

Говоря о пробуждении 1905 года, нельзя не вспомнить молодого человека, ставшего впоследствии известным профессором по имени Кеннет Скот Латурет. Он подсчитал, что в Йельском университете в 1905 году 25% студентов были захвачены молитвенными собраниями и вовлечены в группы по изучению Библии.

Служители церквей в Атлантик-Сити отмечали, что из 50 тысяч населения только 50 остались необращенными.

Возьмем Портланд, штат Орегон, где 240 ведущих торговых центров закрывались с 11 до 14 часов каждый день, давая возможность людям посещать молитвенные собрания. Было даже подписано соглашение о том, чтобы ни один магазин не оставался открытым в это время.

Пастор Первой баптистской церкви в Падьюке (штат Кентукки), пожилой человек, доктор Дж. Дж. Чик, обратил в веру 1000 человек за два месяца и умер от переутомления. Как говорят южные баптисты: "Славный конец увлекательной миссии".

Вот что происходило в США в 1905 году. Но как же это все началось? Многие слышали о Веми Ривайвал, пробуждении, начавшемся в 1904 году. Началом послужило молитвенное движение.

Сет Джошуа, евангелист-пресвитерианец, приехал в Эмелин Колледж города Ньюкасл (Северная Ирландия), где к миссии готовился бывший шахтер по имени Эван Робертс, которому в то время было 26 лет. Студенты были настолько тронуты, что попросили разрешения посетить следующее выступление Джошуа. Они отменили занятия и отправились в церковь, где Сет Джошуа молился публично: "Господь, сокруши нас".

Эван Робертс пошел дальше в молитве, сказав: "О, Господь, сокруши меня". По возвращении с собрания он не мог сконцентрироваться на занятиях. Тогда он пошел к директору колледжа и сказал: "Я все время слышу голос, который говорит мне, что я должен отправиться домой и говорить слово к молодежи в моей родной церкви. Это голос дьявола или Духа?" Директор Филлипс ответил со всей мудростью: "Дьявол никогда не дает таких указаний. Можете взять недельный отпуск".

Итак, он поехал домой в Лауфор и заявил пастору: "Я приехал, чтобы проповедовать". Эти слова не убедили пастора, и он спросил: "Что вы думаете насчет выступления на молитвенном собрании в понедельник?" Он даже не позволил Эвану самому обратиться к молитвенному собранию, но сказал тем, кто собрался для молитвы: "Наш молодой брат Эван Робертс полагает, что имеет слово для вас, если вы не против подождать".

17 человек, дождавшись выступления, были впечатлены прямотой слов молодого человека. Эван Робертс сказал членам собрания: "У меня есть слово от Бога. Во-первых, вы должны раскаяться во всех содеянных вами грехах. Во-вторых, отложите всякую сомнительную привычку. В-третьих, вы должны точно повиноваться Духу Святому. И, наконец, вы должны исповедовать свою веру в Христа публично". К 10 часам все 17 приняли решение. Пастор был настолько удовлетворен, что спросил: "Не смог бы ты выступить завтра вечером перед миссией? А затем - на служении в среду вечером?" Он проповедовал всю неделю и был приглашен остаться еще на одну неделю. И тут произошел перелом. Внезапно скучные церковные столбцы в газетах изменились и прямо кричали: "Огромные толпы людей притянуты в Лауфор!"

Главная дорога между Лланелли и Суонси, где располагалась церковь, была забита людьми, которые пытались попасть в церковь. Владельцы магазинов закрывали свои торговые точки пораньше для того, чтобы найти место в большой церкви. Этими событиями заинтересовалась пресса. Репортер, отправленный в Лауфор, ярко описал то, что он там увидел: "Я попал на странное собрание, которое закончилось в 4.25 утра, и даже тогда никто не хотел расходиться". В конце шло заключение в Британском стиле: "Я почувствовал, что это было необычное собрание".

На следующий день ни в одном продуктовом магазине этого индустриального района не было покупателей, зато все церкви были переполнены.

Это движение прошло по Уэльсу, словно взрывная волна. За пять месяцев 100 тысяч человек по всей стране было обращено к Богу. Пятью годами позже доктор Дж.В. Морган написал книгу с целью разоблачить обман пробуждения. Его главным коньком было то, что из 100 тысяч присоединившихся к церкви за 5 месяцев волнения, после 5 лет в церквах осталось только 75 тысяч.

Социальное влияние было поразительным. Например, судьи сидели на собраниях "в белых перчатках": ни одного дела, никаких воров, взломщиков, насильников, убийц и хищений, - ничего. Районные консультанты собирались на срочные собрания для обсуждения проблемы: что делать с полицейскими сейчас, когда они безработные

Одного сержанта полиции спросили: "Что ты делаешь со своим временем?" Он ответил: "Перед пробуждением у нас было два основных занятия: предупреждать преступления и контролировать толпу, скажем, на футбольных матчах. Но когда началось пробуждение, преступления практически прекратились. Таким образом, мы сливаемся с толпой".

Консультант спросил: "Что это значит?" На что сержант ответил: "Вы же знаете, где толпа заполняет церкви". "Но как это влияет на полицию?" "Нас 17 на участке, и у нас 3 квартета. Поэтому, если какой-нибудь церкви необходим квартет для песнопений, нам просто звонят в участок".

После того как пробуждение охватило Уэльс, пьянство сократилось наполовину. Шла волна банкротств среди торгующих спиртными напитками, таверны повсюду закрывались. Шахты приостановили работу, так как большинство Уэльсских шахтеров были обращены в веру и перестали выражаться нецензурно, из-за чего лошади, тянувшие повозки с углем на шахтах, не могли понять, что от них требуют.

Это пробуждение также повлияло на сексуально-моральные стандарты. Изучая цифры, предоставленные экспертами Британского правительства, я обнаружил, что в Райадере и Мертир-Тидвиле процент незаконнорожденных снизился на 44% через год от начала пробуждения.

Это пробуждение охватило Британию, Скандинавию, Германию, Северную Америку, Австралию, Африку, Бразилию, Мексику и Чили. И, как обычно, все началось с движения молитвы.

Что значит "необыкновенная молитва"? Мы произносим обычную молитву на регулярных собраниях, перед едой и т.д. Но когда люди встают в 6 часов утра для молитвы или жертвуют своим обеденным часом для полуденных молитвенных встреч, - вот это и есть необыкновенная молитва. Она должна быть молитвой единства и согласия.

Об авторе:

 

Доктор Дж. Эдвин Орр является исследователем духовного пробуждения, который опубликовал подробные книги, рассказывающие о христианском возрождении. Его исследования пролили свет на самые мощные духовные пробуждения, происходившие примерно через каждые 50 лет, начиная с великого пробуждения середины XVIII столетия, во время которого Джон и Чарльз Весли, Джордж Уайтфилд и Джонатан Эдвардс оставили свой выдающийся след.

Вернуться к оглавлению журнала

Вернуться на Главную страницу О «Рука об руку» | Журнал "Восстановление" | Библиотека
Статьи и учения | MP3 | Рекомендуем | Ссылки
Партнёрство | Молитва | IHOP-KC | Обратная связь | E-mail
 
Hosted by uCoz