Рука об Руку - Международное христианское служение учения и помощи.

Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей "Восстановление"

Выпуск №15, 2002г.

Устраните всякое препятствие с пути моего народа!

Хартвиг Хенкель

глава из книги "Верните Мне Мою Церковь!"

Здесь я хотел бы коснуться четырех проблем, за которые, на мой взгляд, взялся Господь, чтобы очистить церковь и сделать ее более эффективной. Препятствие номер один:

угнетательский, грабительский стиль руководства, применяющий мирские методы, как недоступность, недостаток прозрачности, замалчивание вопросов, запугивание, обвинения, манипуляция, нечестность, лицемерие.

Конечно, можно возразить, что говорить о подобных вещах во всеуслышание перед народом Божьим опасно, так как это может вызвать недовольство. Об этом надо бы говорить только одним служителям. Но критерии библейского руководства ясно изложены в Слове Божьем и написаны для каждого: руководителей и тех, кто служит вместе с ними и под их началом. Каждый должен знать, на что лидер имеет право, а на что нет. В этом падшем мире власть постоянно подвергается опасности, и Царство Божье тому не исключение. Поэтому для ее защиты нужны четкие правила и гарантии.

То обстоятельство, что некоторые христиане с духом независимости обвиняют руководителей в злоупотреблении властью, не должно служить оправданием для замалчивания этой темы. Причина недисциплинированности и неподчинения лидерам тех, кто прячется за упреками и отговорками о "злоупотреблении властью", заключается в их неправильном поведении, а не в обсуждении данной темы. Похоронить животрепещущую тему единственно ради всеобщего спокойствия - не соответствует ни правде Божьей, ни человеческой практике. Мы же не отказываемся от автомобиля только потому, что ездить на нем опасно, но создаем правила уличного движения, чтобы избежать опасных ситуаций.

Злоупотребление властью - это реальная опасность, поэтому тем серьезнее надо искать решение этой проблемы в Слове Божьем.

Если мы поразмыслим, какую роль играет вопрос стиля руководства во время кризиса или неурядиц в церкви, то мы удивимся, как ничтожно мало внимания до сих пор уделяли вопросу лидерства мы, харизматические христиане, призванные изучать Слово Божье. Мы, лидеры, обязаны учить о пределах библейской власти и о злоупотреблении служением, а также быть открытыми и доступными для исправления. Открытый лидер не будет бояться, что люди неправильно поймут такое учение, перестанут доверять ему и в конце концов оставят его. Он знает, что рассуждающие так ищут не правды, но оправдания своей независимости.

Часто складывается впечатление, что все познания христиан по этой теме сводятся к следующему: "Повинуйся своему пастору!" или "Не прикасайся к помазаннику Божьему!" Бытует мнение, что если ты не согласен с чем-либо, то смиряйся и делай вид, что все в порядке. Но загнанное внутрь несогласие порождает гложущее чувство вины. Согласно Слову Божьему, руководители не являются неприкосновенными в вопросе их поведения (здесь я не касаюсь их положения как лидеров!). В определенном смысле они подотчетны, как и прочие люди.

Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.

- 1 Тимофею 5:19

Мысль о том, что это место Писания может возыметь свое действие, у каждого доминирующего и самовластного руководителя вызывает сильный страх и сопротивление. Но Господь дал его Своим детям в качестве защиты от тех лидеров, которые не желают быть подотчетными. Он ценит нашу свободу. Дух Святой может свободно действовать только там, где один-единственный Царь, Иисус, - Господь Церкви. Все до одного служат Ему и друг другу. Иисус предельно ясно подчеркнул фундаментальную разницу между мирскими и духовными руководителями:

Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;

но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;

и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;

так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

- Матфея 20:25-28

До тех пор, пока в некоторых церквах терпят духовное рабство, мы никогда не придем к настоящему единству тела Христова, и народ Божий не сможет исполнить свое предназначение. В связи с этой столь важной темой я особенно хочу порекомендовать статью Рика Джойнера "Гражданская война в Церкви", которая до сих пор мало привлекала наше внимание к себе.

Признаки наличия злоупотребления у руководства

1. Члены церкви боятся высказывать свое мнение или задавать правомерные вопросы. Руководители не интересуются тем, что они на самом деле думают. Следствием будет дистанция, недостаток искренности, формальные отношения и лицемерие.

2. Замалчивание острых вопросов и нетерпимость со стороны руководства. Расспросы подавляются. Инакомыслящие или те, кто ушли, "впадают в немилость" либо "их называют больными".

3. Выдохнувшиеся, сгоревшие служители, которые настолько отдают себя служению, что от этого страдают их семья и брак.

Если мнение или поведение христианина не устраивает руководителей, то его тотчас клеймят как бунтаря. Но бунт - это сознательное, умышленное отвержение воли Божьей и порядка Божьего. Конструктивная критика лидера не нарушает Божьего порядка. Мне кажется, что в харизматических церквах существует широко распространенное злоупотребление словом "бунт", благодаря чему неуверенные в себе или удобно устроившиеся руководители защищают свое несправедливое господство. Нигде в Слове Божьем мы не находим, что лидер всегда прав и что мы должны отказываться от собственных взглядов и подавлять в себе вопросы.

Разумеется, в случае возникновения несогласия с руководством надо вести себя очень благоразумно. Здесь довольно велика поступить по плоти ради личного самоутверждения. Но отказываться от правомерной критики, лишь бы не повредить себе, - это, конечно, не путь любви. Это было бы нечестно и не принесло бы пользы никому.

Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

- Галатам 6:1

Совершенно очевидно, что право на исправление, пожалуй, даже ответственность за это, предоставлено каждому христианину, а не односторонне - только лидерам по отношению к своей церкви. Впрочем, в этом стихе мы слышим и предостережение тому, кто исправляет. Но даже чрезмерно резкий ответ "диссидента" (человек, не согласный с господствующей идеологией, инакомыслящий - прим. пер.) достойный руководитель может выслушать спокойно и с любовью, так как его безопасность не зиждется на его положении. Я полагаю, что слово к отцам семейства: "не раздражать своих детей" - в переносном смысле относится и к лидерам.

Если несмотря на очевидную ошибку руководитель ведет себя опрометчиво, заносчиво и резко, оправдывая таким образом свое поведение, то это может вызвать у его духовных детей не только разочарование, но также и досаду и гнев. Хотя такую реакцию нельзя одобрить, но такова действительность.

Итак больше ответственности лежит на духовных отцах. Как бы мы ни относились к книге "Духовное злоупотребление", стремительный сбыт этого сочинения показывает то, как велика потребность у многих вырваться из темницы порабощения и обвинений.

Разговор о критике очень важен, потому что здесь решается, на каком основании зиждется авторитет лидера: на искреннем, добровольном доверии или требовании только послушания и уважения своего положения.

Невозможно доверять в приказном порядке. Руководитель должен постоянно обретать доверие у своих людей личным примером, открытостью, доступностью и смирением. Только в атмосфере доверия возможна истинная свобода, поскольку лишь в таком климате Дух Святой может проявляться среди нас. В атмосфере страха и контроля не могут действовать дары Духа и гаснет всякая творческая инициатива. Этот важный аспект руководства подробно рассматривается в замечательной книге Тома Маршалла "Библейское понимание лидерства" в главе "Отношение к критике".

Если мы боимся вопросов о нашем поведении и занимаемся самозащитой, то нередко станем прибегать к запугиванию и обвинениям. Тому, кто нас спрашивает или критикует, мы даем понять, что уже сам факт наличия подобных вопросов доказывает то, что он находится в духовном обольщении и "должен покаяться в своем бунте". В результате этих людей ожидает замешательство, чувство вины и самоосуждение. Конечно, нам нельзя и не следует безоговорочно соглашаться с каждым критиком, но зрелый духовный руководитель будет сносить вопросы и лучше примет их всерьез и проверит, не создавая проблем у спрашивающего. Если из принципа мы отмахиваемся от вопросов вышеописанными способами, то нам еще далеко до Самуила, который, являясь заслуженным руководителем, мог встать перед всем народом и сказать:

Вот я; свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его: у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в деле его глаза мои, - и я возвращу вам.

- 1 Царств 12:3

Такую образцовую открытость и доступность я вижу и у Павла. Свой взгляд на собственную праведность он был готов проверить мнением тех, кто его знал. Мы все бываем убеждены в своих духовных успехах, но что по-настоящему имеет вес, так это то, что ближние видят в нас и что они чувствуют вместе с нами. Найдется ли у нас мужество дать оценку своему поведению и своему характеру по принципу обратной связи, то есть считаться с мнением окружающих нас людей? Это может быть тяжело и неприятно, но удивительно стимулирует наш духовный рост. Я решил стремиться к такой открытости и прозрачности. Каким фарсом была бы моя духовная жизнь, если бы мои недостатки видели все, кроме меня, или я даже не хотел бы узнать о них? Павел считался с мнением окружающих. Это жизнь в свете, истинное смирение. Не будь данной гармонии, он никогда не сказал бы следующее:

Ибо никогда не было у нас (пред вами) ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!

Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы пред вами, верующими.

- 1 Фессалоникийцам 2:5,10

К теме обратной связи еще хочу добавить: для служителей было бы очень полезно и поучительно побеседовать с людьми, уходящими из церкви, о причинах их ухода. Справедливо, что даже неверующим или случайным гостям наших церквей часто бросаются в глаза существенные вещи, которые могут помочь нам в будущем. Даже если в их критике слышится нотка горечи или разочарования, тем не менее суть дела может оказаться для нас поучительной. Мы не должны обманываться некрасивой упаковкой, чтобы вместе с ней не выбросить полезное содержимое. Разве Господь обещал посылать Свое благословение только в привлекательной для нас упаковке?

Не это ли оказалось проблемой фарисеев, что они не признали Иисуса, потому что Он не был одним из них и пришел не так, как они ожидали? Да, наша духовная проницательность может помочь нам увидеть то, что говорящим движет горечь или разочарование. Но можно ли найти извинение той беспечности, что мы не занимались его жалобой и критикой? А что если на самом деле обнаружится доля правды? Возможно, даже мы сами оказались виновниками огорчения или разочарования. Разве это не является крайним пренебрежением его чувствами и человеческим достоинством, если оттолкнем человека под предлогом, что его жалоба звучит неприятно?

Может, мы хотим требовать от раненых выражаться корректно и пристойно, чтобы нам было удобнее прятаться за нашими формальностями?

За время моего многолетнего пасторского служения я убедился на личном опыте, как легко можно оказаться в подобном состоянии слепоты и заносчивости, бессовестно утверждая: "Уходящий из церкви вредит в первую очередь сам себе. Иначе, как вообще могло прийти ему в голову оставить такую хорошую церковь?" Ослепление - это не просто результат ложного взгляда на ситуацию, но это еще и свидетельство нашего легкомыслия, когда мы закрываем глаза на собственные ошибки и напрочь отказываемся тщательно исследовать положение дела. "Проверка" же происходит только на уровне наших субъективных ощущений, непроверенных умозаключений и сомнительных знаний: "С этим диссидентом мне не о чем разговаривать. Я в духе вижу его насквозь".

Человек, ставший жертвой своей гордости, живет в замкнутом мире собственных мыслей и убеждений, и, не имея настоящего контакта с окружающими, фактически лишен возможности учиться и исправляться, сколько бы он ни говорил о смирении.

Единственную возможность избежать такого самообмана я вижу в том, чтобы мы, руководители любого уровня (старейшины, лидеры домашних групп, служений или несущие определенную ответственность в церкви), серьезно возжелали обратной связи с нашими помощниками и теми, кого мы ведем. Отказ от "конструктивной критики" и от постоянного поиска возможностей для совершенствования парализует наше служение и в конечном счете приведет к духовной смерти. Неуверенные в себе лидеры боятся критики и исправления, поэтому они теряют способность учиться и изменяться.

Дальнейшие признаки духовного рабства

Верующим не помогают найти свое призвание. Незаинтересованность руководителя в этом вопросе служит важной уликой против него. Часто помощники замечают даже то, что им препятствуют и мешают войти в свое призвание.

Я должен с ужасом признать, как сам в состоянии самоправедности мешал и не доверял другим, когда те, будучи зрелыми христианами, следуя призыву Божьему, хотели начать новую церковь в другом городе, а я говорил: "Если Бог ничего не открыл мне об их плане, значит, все это отсебятина и признак нетерпения". В позиции самоправедности мы готовы поспешно судить других. В своем служении мы можем оказаться в таком положении, что забудем о том, что церковь существует для людей. Мы ведем себя так, как будто люди существуют для церкви. Слепота к нуждам людей может зайти так далеко, что люди в наших церквах станут служить нуждам наших программ, а не программы - нуждам людей.

Руководитель обязан помогать своим сотрудникам, поддерживающих его видение в это время, найти и войти в их призвание. Если мы довольны только тем, что они исполняют наши сиюминутные поручения, то мы злоупотребляем их служением, так как больше не признаем, что прежде всего в своем служении они принадлежат Богу и Его воле, а не нам, лидерам. Многих одаренных и способных людей по рукам и ногам связали мелочи рутинной работы, которую легко могли бы исполнять другие. Потеряв из виду интересы Царства Божьего, мы часто тормозим его расширение тем, что не высвобождаем и не ободряем этих людей найти и исполнить определенное Богом поручение и призвание. Часто из страха, неуверенности в себе или удобного положения мы стоим на пути духовного роста и появления новых служений. На сердце у Бога так много новых служений и инициатив, которые Он хочет взрастить, чтобы удовлетворить постоянно растущие нужды. Нужды все время растут, и Он больше не потерпит препятствий, помех и ограничений со стороны своевольных лидеров.

Творческие силы и смелая инициатива освободятся из темницы несовершеннолетия. Руководство существует не для того, чтобы бить верующего по рукам и заставлять его ходить по своей указке. Лидер должен ободрять каждого человека слушать Господа и идти Его путем. Умные лидеры всегда должны осознавать, что Божий план для отдельного верующего не обязательно согласуется с их планами. У людей, которые помогали нам в нашем служении определенное время, есть и свое призвание. Наше притязание на них не должно соперничать с Божьим никогда.

Мы должны задаться вопросами: какую цель преследуем в нашем труде? Хотим ли мы воспитывать слушателей проповедей и посетителей мероприятий или учеников Иисуса, послушно учащихся у Него, и приводить их к зрелости, чтобы они самостоятельно обретали водительство Божье в своей жизни?

Часто нами поощрялась зависимость от людей и от церкви вместо настоящей, зрелой зависимости от Бога. Зачастую наша высшая цель состояла в том, чтобы все верно посещали церковные мероприятия. За это они получат награду в виде похвалы, что они - "самые духовные и посвященные". Большая часть нашего христианского времяпрепровождения проходит в церковных помещениях и мероприятиях. Предлагается так много всего, что совсем не остается времени для осуществления услышанного. В нашем проповедовании мы перепрыгиваем от одной темы к другой, и складывается впечатление, что важнее всего - как можно больше узнать, а не исполнить. Будучи пастором церкви, ориентированной на программы, я не мог допустить даже мысли о том, чтобы во время собрания благочестивый член церкви, следуя водительству Святого Духа, мог кому-то служить в другом месте или просто отдыхать. Так дети Божьи не могут быть ведомы Духом Святым!

Мы нуждаемся в новом стиле руководства, который будет раскрепощать и приводить к зрелости. Верующих необходимо поощрять сначала искать личное водительство у Господа в малых служениях, как, например, посещение людей и оказание помощи им или контакты с неверующими. Почему мы до сих пор держимся понимания такой церкви, которая производит много усталости, в избытке скуку и мало настоящих результатов? Ответ прост: такая церковная жизнь отвечает нашим плотским потребностям в комфорте и сервисе и отражает наш страх перед мыслю о страданиях! Исполнение формальной обязанности посещения собраний помогает нам уклоняться от нашей личной ответственности. Пастор же радуется каждому, кто посещает наши прекрасные служения. Едва встретятся два пастора, как сразу спрашивают друг у друга: "Сколько человек было у тебя в воскресенье утром?" Почему? Разве мы уже мыслим числовыми категориями? Почему мы не спрашиваем, сколько человек у нас было на ночной молитве или сколько регулярно постятся и посещают неверующих? Ведь два часа в воскресенье утром - это наименьшая жертва, которую можно принести Господу.

Нам необходимо освобождающее руководство, которое радуется личной инициативе и успехам своих учеников и не боится того, что они могут превзойти своих учителей. Кто-то заметил однажды, что истинное качество руководителей можно определить по тем лидерам, которых они взрастили.

Речь идет о высвобождении зрелых христиан, которые не побоятся плыть против течения и пойти новыми путями. Вместо приспособленчества и обыденности, образующие наше статус-кво, мы нуждаемся в большей зависимости от Господа, чем от церкви и от ее руководителей. Когда Анания, простой ученик Иисуса, услышал голос Господа, что он должен идти в определенный дом и там молиться за Савла, отъявленного гонителя церкви, его жизнь зависела от истинности этого повеления. Не будь это голос Божий, он поплатился бы за это жизнью. Однако мы не находим, чтобы он сначала пошел спрашивать церковное руководство о том, что ему делать с этим откровением. Наш Бог - Бог многообразия и роста, и Он хочет взрастить много новых служений и инициатив. Это станет возможным только тогда, когда мы свергнем человеческий контроль и снова позволим Богу быть Господом Своей Церкви.

Нам нужны такие строители, у которых есть план того, что хочет строить Бог! Где взять этих мастеров? Как редко в церквах можно услышать призыв пасторов молиться о появлении пророков. Также ничтожно мала потребность и в настоящих апостолах. Но Писание говорит однозначно, что церковь созидается на основании апостолов и пророков. Существующий хаос в Теле Христовом не прекратится, но в ближайшее время даже усилится, пока термин "апостольский" будет применяться к служениям, которые всеми силами держатся старого и противятся грядущему Божьему порядку и истинному апостольскому служению. С одной стороны, мы должны покаяться за нашу гордость и надменность, что хотим обходиться без апостолов и пророков. Но, с другой стороны, мы не должны сейчас слепо и с наивной эйфорией доверять всему тому, что называет себя "апостольский".

Нам нужно изучить критерии апостольского служения по Писанию, чтобы восстановить новозаветную ясность и удостоиться похвалы Иисуса, как ефесская церковь:

Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы.

- Откровение 2:2

Истинные апостолы поставлены для созидания и подготовки тела Христова, чтобы церковь осознала себя невестой Иисуса. Движимые ревностью Божьей, они ведут невесту навстречу Жениху и не хотят притязать на нее. Божья ревность по чистоте невесты также является личной потребностью самой невесты.

Ибо я ревную о вас ревностью Божьею, потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.

Но боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.

- 2 Коринфянам 11:2-3

Пройдя процесс подготовки, настоящие апостолы очищены Господом от превратных взглядов и мотивов и трудятся не для своего собственного царства. Они не отделяют свой труд от других апостолов. Стиль их руководства свободен от надменности и требовательности.

Предостережение: "Остерегайтесь производящих разделение" приобретает большое значение. Признаком лжеапостолов всегда остается стремление изолировать "своих" верующих от других служений, которые, хотя и признаны и благословлены, но с ними не заодно. В Галатам 4:17 Павел пишет об этом:

Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.

Такое территориальное властолюбие проявляется в том, когда лжеапостолы любыми средствами, вплоть до подозрения или клеветы, пытаются вытеснить из своей "сферы влияния" других служителей Божьих, которые не едины с ними или выявили их порок. Когда же мы поднимем вопросы: "За что ответственны наши руководители? Кто привлечет к ответственности тех духовных лидеров, которые своим стилем руководства вредят другим и Царству Божьему, тем самым бесчестя имя Господне?"

Человек без Божьих мотивов преследует не Божьи цели и использует не Божьи методы. Чтобы проверить служение, надо смотреть не на внешнее - чудеса и проявление силы, - будто это является признаком полного Божьего одобрения служения. Пора наконец извлечь урок из колоссального движения исцеления пятидесятых годов. Мощные проявления силы, не подкрепленные личной чистотой, привели тогда к тому, что большая часть служений потерпела кораблекрушение. Божьих служителей, которые давно погрязли в таких грехах, как прелюбодеяние и пьянство (это библейское слово, а не причесанная фраза "болезнь алкоголизма"), чествовали и продолжали поддерживать их сотрудники, так как оставались еще чудеса и помазание.

Они выталкивали пьяного евангелиста из-за занавеса прямо за кафедру. Чем объяснить подобный образ действий? Они верили, что Дух Святой могущественно сойдет на проповедника, как только тот прикоснется к кафедре. Разве они не знали, что говорит Слово Божье о таком стиле жизни? Разумеется, знали, но просто они оценивали служение по-своему. Они, видимо, считали, что пока Бог совершает чудеса и знамения, значит, Он терпит этот грех. Мы не должны обманываться мыслью, что если жатва не сразу наступает после посева, то наше поведение не имеет последствий. Павел предостерегает об этом нас очень убедительно (Гал. 6:7).

Если бы народ Божий пользовался библейскими критериями сегодня, то он давно привлек бы к ответственности многих служителей, производящих соблазны против Писания, а некоторые служения просто вымерли бы из-за недостатка посещающих. Как полагают, в США из-за того, что в Царстве Божьем не нашлось духовных судей, Богу пришлось использовать светских журналистов для обличения греха в некоторых больших церквах. Где сегодня Нафаны, которые могут сказать: "Ты тот человек!" - и так придет покаяние, а за ним исцеление? Где пророки, которые после наших милых, дружелюбных харизматических выступлений обличат нас за нашу скрытую подозрительность, суды и клевету и снимут маску лицемерия с нас?

Действительно ли мы хотим, чтобы Бог вернул пророков нам? По-моему, их служение, выражаясь духовно, прольет немало крови.

Некоторые пастора любят, когда приезжий пророк говорит волнующие слова братьям и сестрам на собрании. Но что будет, если он коснется руководителей и выявит их грехи? Настоящий пророк не претендует на решение судьбы церкви. Но не почувствует ли он себя марионеткой, которую используют для развлечения толпы, если не выслушать его в таких важных вопросах, как грехи среди лидеров?

Наши церкви не будут полноценно возрастать до тех пор, пока мы будем пытаться строить их на основании пасторов. Согласно Писанию церковь строится на основании апостолов и пророков. Не потому ли у нас еще нет апостолов и пророков в полноте и зрелости, потому что существующие структуры вовсе не заинтересованы в их возрастании и чинят им препятствия? Во всяком случае, у многих пасторов желание иметь апостольское и пророческое служения выражено очень слабо. Видимо, с появлением этих служений возникнет немало волнений. Но тело болеет, и мы не можем спрашивать, горьким ли будет лекарство.

Если доступность и желание исправляться не станут сознательной частью нашей духовной жизни, если для нас не важно, что о нас думают и как воспринимают нас те, кто повседневно окружают нас и сотрудничают с нами, если мы отвергаем даже попытки исправлять и предостерегать нас, то мы окончательно вступили на путь лицемерия. Сколько бы мы ни говорили о смирении, дела нашей жизни будут свидетельствовать о том, что мы идем путем гордости. Если мы все еще держимся ложного понимания власти, на которое больше влияет мир, чем Царство Божье, Царство истины и смирения, Бог охотно уберет эту пелену, чтобы дальше двигаться в течении Духа. Иначе мы потеряем свежесть, искренность и естественность.

Тот, кто осознал опасность власти и славы, позаботится о "мерах предосторожности" извне, потому что он понял, что только на добрые намерения и желания своего сердца полагаться нельзя. Перед его глазами отрезвляющий пример падения других, которые с большой чистотой и смирением начинали до него. Таким примером является царь Озия:

И пронеслось имя его далеко; потому что он дивно оградил себя, и сделался силен.

Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом, Богом своим;

ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном.

- 2 Паралипоменон 26:15-16

Его высокомерное сердце больше не хотело признавать пределы своей власти, и он вторгся в чужое служение, чего ему делать не подобало. Если бы он обсудил свои намерения с приближенными советниками, то, по крайней мере, выслушал бы серьезнейшие предостережения из Слова Божьего, что должно было образумить его. Испорченное руководство постоянно нарушает границы своей компетенции, пытаясь вторгнуться в сферу чужой власти. И поскольку границы личной ответственности членов церкви становятся все менее ясными, начинают происходить перегибы. "Если пастор искренне не благословит мой предстоящий брак, то я не буду вступать в него" - такое высказывание является типичным симптомом закабаления, нездоровой зависимости от человека, а не от Бога. Если двое любят друг друга и с точки зрения Библии возражений против их брака нет, то они могут последовать влечению своего сердца. Другой пример нарушения границ, когда некоторые в своем надмении претендуют говорить за целый регион, страну или христианскую деноминацию. Если мы хотим издавать духовные директивы для всех, не будучи уполномоченными на то и не считаясь с тем, что другие преданные Господу служения по каким-либо вопросам имеют другие взгляды, то мы должны быть очень осторожными и не выдавать свои взгляды как обязательные для всех. Прекрасный пример настоящего уважения и послушания показали священники со своими людьми. Они не успокоились на том, что царь Озия может делать все, что захочет, и воспротивились его произволу. Законы Божьи они чтили выше воли царя, и понимали, что даже царь должен находиться в повиновении Господу.

И пошел за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных, и воспротивились они царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу;

это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения;

выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не будет это тебе в честь у Господа Бога.

- 2 Паралипоменон 26:17-18

Если бы у великих телеевангелистов Джима Бейкера и Джимми Свагерта были такие же сотрудники, то, вероятно, тяжелый позор их падения не лег бы на имя Господне. Но подчиненные молчали даже до самого конца. Хотя, может быть, некоторые из них мучились от угрызений совести, исполняя распоряжения, заставлявшие их терпеть неправду.

В начале столетия, воспламененные пробуждением в Уэльсе, Джонатан Пауль и многие другие искали новую волну пробуждения для Германии.

Когда Дух Святой реально сошел на Мюльхайм в Руре, независимо от этого через двух сестер из Норвегии произошло движение Духа Божьего в Касселе.

Честолюбие одного руководителя в Касселе привело тогда к хаотической неразберихе. Собрания сначала указывали на все истинные признаки движения Духа Божьего, но когда этим служителем было дано место религиозному духу, пришло отречение, несмотря на предостережения норвежских сестер. Когда же их предостережения отвергли, они уехали

Вместо исправления и покаяния в том, что дали место религиозному духу, появились подозрения против помазанниц Божьих, безукоризненных сестер из Норвегии, и даже лицемерное раскаяние, что поддались их обольщению.

Не разобравшись с обманом ответственных лиц в Касселе и не осудив их трусливое бегство от ответственности, лидеры подхватили обвинения данного руководителя и осудили за эти события служение ни в чем неповинного Джонатана Пауля из Мюльхайма. Те движения Духа не имели никакой связи с Касселем вообще. Они ни дела Пауля не разбирали, ни его самого не спросили и даже не дали ему никакой возможности высказать свое мнение. Собственно, причиной этой трагедии было не отсутствие способности различения духов, но рационализм и неспособность разобраться в конфликте. Движение Духа отвергли потому, что оно не соответствовало соображениям человеческого рассудка. (Не является ли эта склонность к рассудочному анализу и постоянным оценкам типично немецкой проблемой?

Но Библейский Бог не ожидает от нас того, чтобы мы понимали или знали все, но ожидает того, чтобы послушно учились.) Неспособность руководства разобраться в конфликте состояла в нежелании применить библейские принципы для его разрешения, а также преклонение перед авторитетами членов церкви делало невозможным слушание дела пастора Пауля. Где были зрелые члены церкви, когда их руководители берлинской декларацией заклеймили движение Духа Святого в Мюльхайме как "идущие снизу"? Кто встал и поставил им на вид, что обвиняемого пастора Джонатана Пауля даже не выслушали или факты пробуждения не проверили? Читая сообщения и письма, относящиеся к этому деликатному делу нашей духовной истории, собранные в книге "И штопали сети", становится совершенно ясно - идол страха перед людьми и разъяренной толпой в этой критической ситуации закрыл уста многим лидерам. Может быть, руководители объяснили своему собранию, что процесс различения духов слишком сложен, чтобы "простому христианину" выявить обман сатаны? Но пути разрешения конфликтов просты. Поэтому каждый, имеющий Библию в то время, мог понять, что лидеры допустили серьезную ошибку. Вероятно, расстояние между овцами и их пасторами было слишком велико, чтобы кто-то мог указать на этот проступок. Ценой данного промаха руководителей было почти полное отступление Духа Святого от Германии на несколько десятилетий. Более того, это открыло путь духу, вознамерившемуся дать миру собственного вождя и спасителя. "Немецкий порядок весь мир спасет!" - для нас, немцев, это был обольстительный лозунг того разрушительного и злого духа.

Страшно, что тогда в рядах духовных руководителей Германии не нашлось почти ни одного пророческого голоса, кто бы предостерег от этого зла.

Если наше понимание лидерства не изменится и если мы не отбросим ложное понимание послушания власти, то можем снова оказаться в опасности, что когда Дух Святой посетит нашу страну, современные фарисеи не узнают Его и оттолкнут вновь.

"Мерой предосторожности" против злоупотребления духовной властью является общение в свете между лидерами поместной церкви или миссии, когда мы учимся жить в открытых дружеских отношениях и ясно обязываем ближних к тому, чтобы они обращали наше внимание на недостатки в нашем характере и в нашем служении. Кто не любит меня настолько, чтобы указать мне на мою ошибку, тот не любит меня по-настоящему. Второй "мерой предосторожности" являются отношения вне церкви между лидерами различных церквей и миссий/трудов. Для этого не обязательно иметь организацию, которая стоит выше поместной церкви. Да и она таит в себе много опасностей. Мы еще станем свидетелями того, как люди под прикрытием апостольского покровительства строят не Царство Божье, а свое собственное, производя разделения и причиняя таким образом огромнейший вред телу Христову.

Человек, увидевший губительную силу господствующего и контролирующего духа, удивится, насколько широкое распространение и даже терпимость нашел он среди народа Божьего. Сейчас новое время, и Господь ниспровергнет эту сатанинскую твердыню в церкви. Божий труд разрушения одновременно устранит и другую силу тьмы - дух гуманизма, призывающий верующих к единству, исключающему истину. Единство, которое не противостоит нечестию властолюбия и насилия и не устраняет его, - это не духовное единство от Господа, а человеческое дело, фактически, дьявольское. Господь очень ясно открывает в Своем Слове, что Он против любых форм угнетения и насилия, и нам дано поручение разрушать эти дела тьмы (Ис. 58:6). Многие видят зло насильственного доминирования и унизительную для человеческого достоинства манипуляцию со стороны некоторых духовных лидеров, но закрывают глаза, чтобы не быть втянутыми в конфликт. Я предвижу, что многое из того, что сегодня еще называется "мудростью, миролюбием и стремлением к единству", в скором будущем в более ярком свете Духа истины будет разоблачено как компромисс, лицемерие и малодушие.

В библейские времена не было подобного понимания единства и такой терпимости к религиозному духу в народе Божьем. Пророки или, точнее говоря, Сам Господь через них выступали прямо и открыто против господствующего стиля руководства пастырей:

Сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?

Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли.

Слабых не укрепляли и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью.

И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищей всякому зверю полевому. Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их.

Посему, пастыри, выслушайте слово Господне.

Живу Я! Говорит Господь Бог; за то, что овцы мои оставлены были на расхищение и без пастырей сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, -

за то, пастыри, выслушайте слово Господне.

Так говорит Господь Бог: вот, Я - на пастырей, и взыщу овец Моих из руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюсти их, и не будут они пищею их.

- Иезекииль 34:2-10

Иисус достаточно точно описал псевдослужение фарисеев и очень вразумительно предостерегал людей от них. Павел публично противостал коллеге по апостольству Петру и тем самым дал пример церкви, что лицемерие руководителей не должно быть терпимо. Этим он оберег церковь как от проникновения религиозного духа законничества, так и от подчинения ему. В том же послании он ясно указывает на то, что галатийские церкви впали в такого рода обольщение, что потеряли центр своей веры, распятого Христа, и поэтому совратились в законничество. Павел предостерегал от тех, кто вместо новозаветного обрезания сердца проповедовали ложное обрезание по закону, и называл их "псами", что по тем временам являлось чудовищным ругательством. В Ефесянам 4:14 Павел говорит об опасности для тела Христова, которую представляют лжеслужители с их обманом. И в следующем стихе он не говорит: "Оставайтесь в повиновении и молчите!" или "Закройте глаза, это вас не касается!", напротив, мы должны …говорить истину в любви.

Что есть истина? Истина - это, например, то, что мы призваны к свободе и спасены. Истина - то, чтобы мы исполнили свое призвание, как каждый в отдельности, так и церковь в целом, в послушании Тому, Кто искупил нас, несмотря на присутствие человеческой зависимости. Когда тело Христово на земле полностью освободится от мирского духа, оно сможет верно исполнять свое поручение: разрушать дела тьмы.

Еще одна важная истина, которую мы не замечали, проходя азбуку духовной войны десять лет тому назад, - нельзя по-настоящему господствовать над тем духом, которому еще служишь! Церковь должна придти к такому уровню, когда она сможет сказать, как Иисус: "Ибо идет князь мира этого, и во Мне не имеет ничего" (Иоан. 16:30). Истина в том, что вследствие ложного понимания власти фарисейский дух все еще продолжает действовать в церкви и тормозить откровение славы Божьей. Этот религиозный дух укрепляет свои позиции методами запугивания и обвинения, а также и человеческим стремлением достигнуть цели без истины.

По моему мнению, такую библейскую реальность нельзя больше не замечать. История церкви содержит предостаточно доказательств, насколько права Библия, когда предостерегает от фарисейского духа. Настало время заново проверить наши ценности и стандарты. Слово Божье - наш неизменный масштаб. Если Сам Господь осуждал господство человека над человеком в церкви, то нам следует делать то же самое. Мы должны провозглашать Божественные принципы доступно и убедительно каждому верующему и называть грехом и неправедностью то, что Господь в Своем Слове ясно называет это. Здесь у нас выбора нет. Я убежден, что каждый из нас должен принять решение, на какие ценности он будет ориентироваться.

От истины, за которую мы не готовы пожертвовать всем, что нам принадлежит, и даже самими собой, будет мало пользы, потому что она не даст нам своей освобождающей силы. Иисус учил, что кто не отрешится от всего, не может быть Его учеником. За истину надо платить! Если для нас почет, влияние и занимаемое положение дороже истины, то мы неизбежно изменим ей и будем тормозить духовный прогресс. Если в этом критическом состоянии мы не остережемся, Господь отвергнет наше служение как в случае с Саулом. Печально, когда Божий помазанник оскверняет свое помазание или, вовсе потеряв его, заменяет его душевностью, делая вид, что ничего страшного не произошло. Однажды на большой конференции я был свидетелем того, как знаменитый муж Божий из-за рубежа увлек своих слушателей психологическими приемами и имел большой успех. В моем духе я был настолько огорчен, что больше не мог посещать служения этого брата. Прискорбно, когда незрелый народ, неискушенный в различении добра и зла, не замечает такого обмана. Мы смотрим на внешние вещи, такие как слава, здание, количество посещаемых или даже дары и проявления Святого Духа, будто это признаки Божьего подтверждения здорового служения. Павел не хвалит коринфян за их терпимое отношение к превратному стилю руководства:

Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.

- 2 Коринфянам 11:20

Обличая злоупотребления среди лидерства, мы никоим образом не должны перегибать палку. Во многих случаях речь идет о неосознанном поведении, которого служитель не желает и у других не одобряет, но за самим собой просто не замечает. Питающей почвой, на которой развивается такой стиль руководства, являются незажившие раны, страхи, самозащита и недоверие. Если мы поймем это и будем помнить, что перед нами одинокий и поэтому человек с нуждами, то мы научимся обращаться с ним милостиво и с состраданием, вместо того чтобы возмущаться и осуждать. Тогда наше ходатайство не будет исходить из осуждающего сердца.

Разумеется, ради истины и ради нашего духовного здоровья мы должны освободиться от таких угнетающих отношений. Господь решительно не хочет видеть на наших плечах никакого другого ига, кроме Его собственного. Но при этом мы должны быть очень внимательными к нашему собственному состоянию. Возмущение, обвинение и негодование могут казаться оправданными с человеческой точки зрения, но с духовной - они никогда не принесут с собой настоящей свободы. Кроме того, в мире злоупотребления мы, пожалуй, редко бываем только жертвами. Возможно, страдая от несправедливости вышестоящих, мы сами были несправедливыми по отношению к другим. Увидев себя втянутыми в круговорот несправедливости, который мог отложить свой отпечаток даже на семейные и дружеские отношения, мы не должны смотреть на себя как на "жертвы сатаны". В конце концов, туда привел нас Господь, Который по Своей великой мудрости может использовать грехи и несправедливость других для нашего исправления. Главное - хранить себя от горечи, как Иосиф. Это должно стать нашей непременной целью. Он мог сказать:

Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей.

- Бытие 50:20

Позиция тех, кто говорит: "Видя несправедливость, я не могу больше доверять лидерам", хотя и понятна, но, рассуждая духовно, неправильная, и может ввести нас в заблуждение. Лидеров ставит Бог, и они крайне необходимы для нашего роста. Телецеркви и виртуальные домашние ячейки в интернете не могут служить альтернативой. Кто хочет избежать злоупотребления руководства, так как не понимает или не желает понять данной проблемы и думает обойтись без тесного, обязывающего к чему-то общения и без лидерства, должен знать, что он идет ложным путем, где в долгосрочной перспективе не будет никакого роста. Также нельзя толковать ясные действия руководства как свидетельство злоупотребления.

Поднимаемые мной вопросы касаются лишь темы межчеловеческих отношений, а не водительства и выбора пути для церкви или миссии. Здесь служитель без откровения ничего настоящего построить не сможет. Служение мужам (а также и женам) Божьим, о чем написано в моей брошюре "Верность - путь наверх", все еще остается моим твердым убеждением.

Упрек, что мысли, высказанные в этой книге, вызовут недовольство и недоверие к руководству вообще, неуместен и несостоятелен. Речь не идет об отмене руководства в пользу "демократии". Кто считает, что цель этой дискуссии - отнять у служителей их право принимать решения, тот совсем не понял меня. Разговор идет не о решениях лидера, но об уважении руководителя к его сотрудникам. Уважение сохраняет нас от опасности рассматривать каждого только как объект. Лидерам и не только им надо и полезно знать признаки злоупотребления на основании ясных критериев Слова Божьего. Каждому, кто ищет достойного доверия руководства, это даст необходимые ориентиры. Сегодня крайне необходимо четко выделить признаки здорового духовного лидерства. Причиной некоторых неустройств является не учение о духовном злоупотреблении, а само злоупотребление.

Эта тяжелая тема должна быть взвешена и как можно более ясно изучена. Нельзя винить учение за сверхчувствительные реакции людей, которые из-за причиненной боли избирают "независимость" или неадекватно защищаются.

Не станем же мы упрекать Иезекииля за его предостережения против лукавых пастырей, так как для некоторых это послужит поводом не подчиняться пастырям вообще? Не станем же мы утверждать, что Иисус должен был молчать о провале фарисейского руководства и их корыстолюбии? Уча подробно о фарисеях, намеревался ли Он опозорить и оскорбить их или хотел предостеречь Своих последователей от пути неискренности и лицемерия? Иисус наверняка знал, что такое точное описание отношения фарисеев к Богу и к людям, возбудит у них гнев, и они не только перестанут Его любить, но и будут искать Его смерти. Но несмотря на это Он не ушел от этой важной темы. Он - Свет миру, дающий нам во всех вопросах помощь и направление. Кто хочет восстановить в церквах мир и спокойствие без учения об опасности злоупотребления властью и не заботится о прозрачном, подотчетном стиле руководства, делает себя недостойным доверия. Кризисы в церквах нашей страны сегодня выявляют это. Но скорые потрясения вскроют саму проблему намного ярче. То, что Господь попускал Своему народу в прошлом, особенно руководителям, Он больше не намерен терпеть сегодня. Боюсь, что вскоре мы должны будем испытать потрясения и даже крушение тех служений, которые медлят возвратиться к истине и вместо этого предпочитают руководить мирскими методами. Если мы, например, не хотим слушать предостерегающий голос Рика Джойнера или даже противимся этому, то мы уже сражаемся по ту сторону и потеряли связь с актуальными речами Господа.

Вернуться к оглавлению журнала

Вернуться на Главную страницу О «Рука об руку» | Журнал "Восстановление" | Библиотека
Статьи и учения | MP3 | Рекомендуем | Ссылки
Партнёрство | Молитва | IHOP-KC | Обратная связь | E-mail
 
Hosted by uCoz