Рука об Руку - Международное христианское служение учения и помощи.

Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей "Восстановление"

Выпуск №11, 2000 г.

К славе надо готовиться! Или: Илия, где ты?

Глава из книги "Верните Мне Мою Церковь!"
Хартвиг Хенкель

То, насколько тщательно готовятся к официальному визиту президента или короля, говорит о том, что и к пришествию Господа к Своему народу необходимо прилежно готовиться. В этом состояла задача пророческого служения Иоанна Крестителя. Его вестью было не только ясное провозглашение пришествия Господа, но и призыв к необходимой подготовки:

Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими.

Исаия 40:3-4

Период подготовки - это время изменений и преобразований. В эту пору необходимы гибкость, предвидение и освобождение. Божий народ сам должен равнять путь.

Конечно, Господь будет содействовать в этом труде подготовки, но только по мере нашего сотрудничества. Все высокое понизится! Илия бросил вызов вааловым пророкам, совратившим народ на путь идолопоклонства, и сокрушил их власть. Иоанн Креститель делал то же самое в отношении искавших человеческой славы фарисеев, обличая их публично: "Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния, и не думайте говорить в себе: Отец у нас Авраам ..." (Мтф. 3:7-9). Показную ревность по Богу, которая была всего лишь фарисейской гордостью, Иоанн осудил как нечто совершенно несостоятельное. Иисус также недвусмысленно упрекал их за лицемерие и духовное невежество.

Даже после стольких многих лет учения в харизматическом движении мне кажется, что образ Иисуса Христа и Божьей любви все еще остается слишком искаженным нашим собственным человеческим пониманием с примесью сентиментальной любви, безобидности и оправданной боязни конфликтов. Если бы кто-нибудь сегодня подобрал, хотя бы только слегка, такие же выразительные слова против форм злоупотребления руководством, какие Иисус применял против фарисеев или как это делал Павел, он неизменно подвергся бы всеобщему осуждению. Сегодня во многих харизматических церквах нет места для таких голосов. Пророчествам с предостерегающим содержанием не дают хода под предлогом, что они "не назидают", а значит "не от Бога". Я знаю некоторых ходатаев, которые молятся со слезами и умоляют Бога за свою церковь. Они постоянно получают от Духа будоражащие слова предостережения, но вынуждены молчать, потому что их заклеймили как смутьянов, нарушителей мира и бунтарей. В настоящее время во многих местах еще слишком мало места для Господа, и Он не может говорить в Своей собственной Церкви. Религиозное самодовольство расцветает махровым цветом и во многих местах приносит свои смертоносные плоды недостатка честности, искренности и опустошительной скуки.

Поэтому, несмотря на все неудобства, нам необходимо служение Илии, который разоблачил бы всю неразбериху наших компромиссов и нашего положения и призвал бы нас к исправлению, чтобы ускорить духовный прогресс. Пора избавиться от превратного понимания прошлого, преувеличений и разительной однобокости.

Например, мы так много раньше изучали имена Бога, и узнали, что Он является нашим Попечителем, Целителем и многим другим. Но разве это не свойственно для нашего склонного к эгоизму взгляда на Евангелие, что до сих пор мы не замечали одно чрезвычайно важное имя? Имя Бога - Ревнитель.

Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - "Ревнитель"; Он - Бог ревнитель.
Исход 34:14

Первой причиной, почему мы должны перейти от поражения к победе, должна стать наша забота о Божьей чести. В Исаии 52:5 Бог сетует на то, что из-за поражения Его народа неистовствуют властители и Его имя постоянно бесславится. Сегодня, в отличие от новозаветного времени первых христиан, такая мысль не играет заметной роли. Но Господь вновь возвратит нас к той страстной ревности по Его имени, какая была у Давида. В 1 кн. Царств 17:45 мы читаем:

А Давид отвечал филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил.

Кто не ощущает Божью боль при поношении и пренебрежении Его святого имени, у того холодное, черствое и духовно мертвое сердце. Дух животворящий - это наша единственная надежда. Мы так нищи! Исполнившись ревности по Богу, мы станем подвизаться за славу Его имени, чтобы победить дух Голиафа нашего времени. Божий ответ на хулу Его имени звучит так:

Поэтому народ Мой узнает имя Мое; поэтому узнает в тот день, что Я тот же, Который сказал: Вот Я!
Исаия 52:6

Очищение, обращение и обновленный страх Божий - все это связано с именем Бога-Ревнителя. Пророки понесут служение откровения именно этого имени. Они призваны восстановить потерянный страх Божий. Но пока в наших собраниях мы слышим не много призывов молиться о возврате этого столь важного для последнего времени служения. Илия, кажется, остается невостребованным. Но Писание совершенно ясно открывает истину, что без такого, готовящего путь, служения Господь не может прийти (Мал. 4:5). Перед пришествием Иисуса Иоанн Креститель исполнил служение Илии для своего народа (Мтф.11:4). Перед вторым пришествием произойдет то же самое. Своим призывом к обращению Иоанн Креститель сокрушил власть религиозного руководства и освободил народ для принятия служения Христа.

Серьезнейшее препятствие на пути духовного роста народа Божьего состоит в том, что пастыри пасут не овец, а самих себя. Заносчиво вступая на путь честолюбия, властолюбия и обмана, они автоматически становятся пленниками нечестия. В этом трагизм и опасность власти. Затем приходится злоупотреблять своим положением, чтобы противостоять всякой разоблачающей истине. Жизнь во лжи автоматически ведет к борьбе против правды других. Мы будем вынуждены бороться против света, чтобы он не разоблачил наш собственный обман. Служители, вступившие на этот путь, неосознанно держат народ в зависимости и младенческом возрасте. Кто позволил себе вкусить сладкого яда власти и связанной с ней славы, тот вскоре, лишенный правды и покаяния, как наркоман, попадает в зависимость от этой отравы. Верующие в таком случае соединяются не с Христом, как Главой Церкви, но с людьми, которые пытаются занять Его место. Благословение реформации, - личное общение каждого верующего напрямую с Господом без посредничества священника, - спустя почти пятьсот лет после своего распространения окончательно так и не утвердилось, да еще и яростно оспаривается. Тем не менее, Божьему плану соответствует зрелый народ, который больше не будет впадать в обман человеческой зависимости.

Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения ...
Ефесянам 4:14

Вот почему в проповедях этих лидеров отсутствуют такие темы, которые могут сделать нас чувствительными к деликатным формам духовного давления. Такие понятия как "манипуляция", "пределы духовной власти", разницы между "осуждением" и "предостережением или исправлением" у них не существует, ведь это может ограничить их власть библейски допустимыми рамками. Они не только не учат об этих важных библейских истинах, но, более того, с помощью влияния, которое соответствует их положению, категорично выступают против подобных тем в учении. Об этом часто красноречиво свидетельствует выбор "желательных" проповедников или перечень "разрешенной" литературы на книжных столах. Печально, но факт, что сегодня дух Иезавели со всей своей яростью обрушился на возрождающееся радикальное пророческое служение, чтобы красивыми и даже духовно звучащими словами с некоторых кафедр и на многих "духовных советах" задушить освобождающую истину. Нашим ответом на это должно быть:

Но чтобы, говоря истину в любви, мы во всем возрастали в Того, Который есть Глава, Христос (взято из Нового Перевода с греческого подлинника "The New Amarican Standard Bible").
Ефесянам 4:15

Служение пророков принесет освобождение Божьему народу от рабства и порабощения. Давайте молиться, чтобы Господь как можно быстрее подарил такие служения для устранения препятствий на пути духовного роста. Назрела необходимость в служении пророков, которые откроют нам сердце Бога, сегодня принесут Его слово для Его народа, будут содействовать нашему истинному обращению и заставят наши сердца снова биться в такт с Его сердцем. В прошлом у нас было много учения и учителей, но теперь мы ищем таких, как сыны Иссахаровы, "которые знали, что когда надлежало делать Израилю" (1 Пар. 12:32).

Бог Сам борется за восстановление свободы Своего народа. Его народ создан для того, чтобы жить в похвалу Его славы. Он должен быть и будет совершенно свободным! Дух Святой призывает нас громким голосом:

Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион, облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! Ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый.
Отряси с себя прах, встань, пленный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона!

Исаия 52:1-2

Пробуждение означает то, что пробудимся мы, верующие. Пора нам проснуться, потому что настало особое время - переломный и переходной период. Нельзя упустить возможность подготовки. Каждый день на счету! Пора стряхнуть с себя сонные грезы собственных представлений, пора понять и осознать нашу ответственность перед Богом и друг другом. Надо открыть глаза на действительность, признать собственную ответственность за состояние нынешней духовной засухи. Без обращения не будет пробуждения.

Необходимо стряхнуть с себя пыль поражения и проклятия, которой запачкал свои одежды Божий народ, падая перед врагом (Ис. 51:23). Вместо руководства заповедями Слова Божьего для управления нашей жизнью и нашими церквами, мы увлеклись мирскими принципами, которые привели нас в западню и рабство врага. Но невозможно господствовать над тем врагом, которому ты служишь. В будущем, когда пророческое служение займет свое место, нам придется многое переосмыслить.

Иеремия был мужественным пророком. Он увещевал и предостерегал своих современников, но не дожил до того духовного пробуждения, которое началось при Ездре и Неемии. Его призвание в высшей степени интересно:

Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтоб искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать.
Иеремия 1:10

Если это перечисление принять дословно, то значит, что две трети его служения имели негативный характер, и только одна треть была позитивной. Прежде чем построить что-либо новое, часто нужно разрушить и убрать старое как ненужное и бесполезное.

И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего.
Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно живущий, - Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.

Исаия 57:14-15

Всякое препятствие с пути надо убрать! В Ветхом Завете каждый духовный прорыв и всякое новое начало начиналось ниспровержением языческих алтарей в Божьем народе. Гедеон был призван Господом стать освободителем своего народа. В первую очередь от него требовалось разрушить жертвенник Ваала, и только после этого произошла битва с внешними врагами. Слишком долго мы пытались трудиться и сеять, но снова и снова приходил враг, как во времена Гедеона, и расхищал урожай. Слово Божье говорит нам, что враг получал эту власть из-за непослушания и идолопоклонства народа Божьего (Суд. 6:1). Если мы ищем препятствия на пути успешной евангелизации вне церкви, тогда налицо признак нашей самоправедности. С каким удовольствием Господь дал бы Своему народу свободу и власть!

О, если бы народ Мой слушал Меня, и Израиль ходил Моими путями!
Я скоро смирил бы врагов их и обратил руку Мою на притеснителей их ...

Псалом 80:14-15

Чарльз Финней сказал однажды: "Пробуждение - это не что иное, как возврат к послушанию Богу". Мы, жаждущие пришествия Господа, сами мешаем Ему определенными вещами в своей жизни. Мы, принадлежащие Господу, а не мир или дьявол, являемся Его величайшей проблемой. Признание препятствий в нашей жизни производит смиренный и сокрушенный дух, а также здоровое недоверие к нашей человеческой предприимчивости. Такое понимание было и остается началом каждого настоящего пробуждения. Сокрушенное сердце - обитель Бога. Бог гордым противится и только смиренным дает благодать. Лишь тогда, когда мы займемся духовным состоянием своего сердца, начнется подготовка к пробуждению.

Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
Псалом 50:19

Близок Господь к сокрушенным сердцем, и смиренных духом спасет.
Псалом 33:19

Все высокое понизится, долины же наполнятся. Вот почему Господь дает нам благоприятные возможности для унижения. Иисус пообещал, что тот, кто унизит себя, возвысится. Во время пробуждения в Уэльсе Эван Робертс молился одной удивительной молитвой: "Господи! Смири Церковь и спаси мир". Понимаем и ценим ли мы такую молитву сегодня? Где еще так молятся? Неужели мы на самом деле думаем, что обладаем сейчас лучшим познанием путей Божьих, чем "старомодные отцы пробуждений", и уже не нуждаемся в их опыте как несоответствующем нашему времени? Еще никогда и нигде в этом мире пробуждение не было желанным гостем. Любое настоящее пробуждение - это вторжение неба в богопротивное царство этого мира. Поэтому оно не обходится без противников, особенно среди религиозных людей. У этих издавна имеются хитроумные аргументы против пылающей ревности по святости Божьей, на которую они вешают ярлык опасного фанатизма. Как только огонь Духа начнет сильнее разгораться в наших странах, мы тотчас снова услышим эти голоса. Они будут говорить о пределах допустимого и опасности давления, станут выдавать себя за заботливых защитников слабых от чрезмерных требований.

Очевидно, что для достижения новых успехов и обновления в народе Божьем потребуется не дополнительное учение, но поиски и обретение таких качеств сердца как честность, смирение, святая страстность и сострадание. Драматическое Божье посещение в Хьюстоне осенью 1996 года подчеркивает, казалось, давно забытое, во всяком случае у нас, харизматов, если даже не высмеянное, место Писания, которое можно слышать сейчас в разных местах Царства Божьего. Сила Божья, сойдя, расколола кафедру в Хьюстоне, когда был прочитан следующий текст:

И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их.
2 Паралипоменон 7:14

Надо признать, что в прошлом, делая акцент на Слове, вере и духовной войне (что до сих пор считаю важнейшими элементами библейского учения), я упустил из виду другие важные моменты. Книги, относящиеся к первым шагам моего верования, например, Чарльза Финнея, или Освальда Смитта "Без покаяния нет пробуждения", или "Покаяние - блаженная жизнь" Базилии Шлинк, были сосланы мною на самую нижнюю книжную полку, т.е. с глаз долой, или забракованы как совсем "устаревшие". Только когда Господь глубоко потряс мою жизнь, я обнаружил, что зашел слишком далеко.

Защищаясь от явной или мнимой религиозности, не впадаем ли мы сами в противоположную крайность или даже худшую религиозность? Из страха перед осуждением или угнетением не потеряли ли мы из виду крест? Во всяком случае, это факт, что в проповедях времен пробуждения такие понятия, как "обращение от греха", "очищение", "жертвенная любовь" подчеркивались совсем иначе, чем среди нас сегодня.

К моему стыду я должен признаться, что раньше часто насмехался над религиозной неискренностью традиционных христиан. Сегодня я вижу много признаком того, что мы, харизматические христиане, сами стали традиционными. Когда-то у баптистов мы пели песню, в которой приглашали Духа Святого разоблачать грех и обличать его:

Дух Истины скорее -
Твой чудный труд начни,
Помажь любви елеем,
Неправду изгони.
Зажги святое пламя,
Дай в сердце благодать,
Чтоб каждый вместе с нами
Мог Бога прославлять!

Наша проповедь часто становится легковесной и поверхностной. В любом случае следующие места Писания не относятся к стандартному репертуару "общепринятого" харизматического благовестия:

Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать.
Но беззакония ваши произвели разделения между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать.

Исаия 59:1-2

И сказал Иисус народу: освятитесь (к утру), ибо завтра сотворит Господь среди вас чудеса.
Иисус Навин 3:5

Бесспорно, что у нас больше нет того, что было во времена апостолов, и встречается позже в истории Церкви, - благовестия, которое сокрушает сердца и заставляет людей падать ниц (Деян. 2:37; 7:54). Среди нас много пророчества, но оно вовсе не обладает пробивной новозаветной силой:

Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится,
И таким образом тайны сердца его обнаруживаются; и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.

1 Коринфянам 14:24-25

Не зависит ли это от того, что Слово совсем еще не сокрушило наше сердце, не совершило свою проникающую работу до разделения души и духа и не осудило наши помышления и сердечные намерения (Евр. 4:12)? Как можно ожидать, что Дух Святой сделает что-то с миром, если Он еще не разобрался с нами? Библия ясно учит, что Он может изливаться и воздействовать на других, сначала пройдя через нас. Не слишком ли быстро мы удовлетворились знанием учения о праведности, вместо того чтобы самим преуспевать в ней?

Грешники на Сионе устрашатся, пожалуй, тогда (Ис. 33:14), когда мы, верующие, научимся искать такого состояния сердца, какое описано в Исаии 66:2:

А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.

Разве не наше чувство сытости и самодовольства, наше упование на собственные знания и возможности мешает нам обогатиться состоянием беспомощности и сокрушенного духа? Божий народ слишком беден, и у него почти нечего предложить этому миру. Но хуже всего, что этот недостаток и банкротство нас так мало волнует! Не подобна ли Церковь тому прогулочному кораблю, который однажды был показан в пророческом видении? На корабле были яркие огни и праздничное веселье. Но на нем не было прожектора, чтобы освещать берег. Там, в темноте, у причала, собралось множество народа, ожидая, когда его возьмут. Но корабль не мог освещать берег и поэтому проплыл мимо.

Настало время прогулочный корабль переоснастить в спасательное судно. Мы должны спросить себя: что означают эти светильники, которые помогут нам заметить ожидающих в темноте людей? Где их можно купить? Какова их цена? Можем ли мы обойтись без них? В чем состоит наша задача? Подобные размышления, которые особенно должны всколыхнуть наше руководство, определенно приведут к коренному изменению понимания церкви. А изменения всегда неудобны и болезненны. Но у нас нет другого выбора! Во многих странах третьего мира тщательно пересмотрено понимание следования за Христом и, если события будут развиваться так и дальше, то Германия и Центральная Европа могут оказаться в числе отстающих, если мы уже не в нем.

Если посмотреть на посвящение, готовность жертвовать и страдать наших братьев и сестер по вере в Восточной Европе, Азии или где-то в Эфиопии, то возникает подозрение, что наше Евангелие здесь, на Западе, смешано с духом этого мира, который личную независимость и удобства ценит превыше всего. Наше понимание свободы часто соответствует скорее мирским стандартам, чем Слову Божьему. По-моему, давно пора разумно и самокритично пересмотреть наши ценности и мотивы поведения, задавшись многими вопросами. Тот, кто сегодня не пойдет дальше и не будет готов "убить священных коров", останется за бортом духовных событий. Мы стоим на пороге новых измерений, и придется многое изменить в себе, чтобы войти в них. Как служители мы не должны заниматься только управлением или в первую очередь сиюминутными нуждами. Будучи лидерами, нам необходимо смотреть всегда вперед и постоянно спрашивать: "Куда мы идем, и к чему это приведет? Что Дух сегодня говорит церквам? Что принесет будущее? Как нам подготовиться?" Перестав делать это, мы больше не сможем вести, и через какое-то время за нами никто не последует.

Для меня не подлежит никакому сомнению то, что теперь особое время перелома и подготовки. В этот период Господь подводит нас к черте принятия решения. Нам всем предстоит выбор: будем ли мы искать истину или собственную выгоду? Истина же всегда действует в исцелении и освобождении. Но сейчас речь идет о наших мотивах. Ищем ли мы благословения в служении лично для себя или действительно хотим, чтобы был видим и прославляем Господь?

С самого начала вхождения в Царство Божье нам следует расставить для себя верные приоритеты в новой жизни и постоянно проверять себя, держимся ли мы их. Это образ жизни в покаянии. Наше следование за Иисусом начинается только тогда, когда мы отказываемся от всего, что имеем и чем являемся. Правда, смерть неизбежна, но огромная разница заключается в том, как она придет. Умрешь ли ты в истине или во лжи? Разница в том, что смерть в истине принесет нам воскресение. Когда мы делаем вид, что служим Богу, но на самом деле ищем собственной выгоды и любим свою плотскую жизнь, компромисс и ложь разрушат нашу духовную целостность и убьют нас. Мы сами себя осудили на это, если боремся против правды и чистоты. В этом состоит трагизм Исава, который за мимолетное наслаждение и плотское удовольствие продал право первородства. Он пренебрег благословением, и Бог возненавидел это. Мы все проходим школу испытания у Бога, так как Он ищет не продажных, но таких, кому здоровая духовная жизнь и чистая совесть важнее успеха, положения или влияния.

Господь желает творить нечто новое и ищет таких людей, которые не станут преклонять свои колени перед идолом человеческого признания или людской прихоти.

Три юноши во времена Даниила были готовы лучше пойти в огненную печь, чем преклониться перед истуканом. Они не были уверены, что Бог спасет их, но говорили: "Все равно, спасет Он нас или нет, но у нас нет другого пути". Такой настрой Господь ищет и у нас. Кто готов вместе с Господом нести позор тернового венца, того Он удостоит венца славы.

Какое решение примешь ты? Истинное Евангелие означает то, что Бог подарил тебе все необходимое для жизни и служения. Но чтобы обрести это, надо отдать все свое: свой уют и удобства, свое доброе имя, свои планы - совершенно все. Расставь приоритеты сейчас, потому что, когда наступит теснота и зной искушений, будет очень трудно привести в порядок стандарты и ценности своей жизни. Иисус призывает нас перед началом следования за Ним вычислить издержки. Когда-то многие из нас дорого заплатили за свое решение, вступив на путь крещения Духом Святым. Но сегодня в харизматических церквах существует довольно много людей, которым мысль о страданиях и гонениях кажется совершенно чуждой. Чтобы не оказывать давления, мы не призывали их вычислить издержки и приготовиться к борьбе.

Каждое пробуждение или духовная реформация в Ветхом Завете начинались ниспровержением истуканов и языческих алтарей. Сегодня повтор неизбежен! Если мы молимся: "Господь! Открой нам глаза, чтобы видеть идолов нашего времени!", то Он начнет показывать нам все в новом свете. И как тогда, так и в наши дни, ниспровержение этих идолов будет чего-то стоить, потому что их приспешники не станут сидеть сложа руки.

Вернуться к оглавлению журнала

Вернуться на Главную страницу О «Рука об руку» | Журнал "Восстановление" | Библиотека
Статьи и учения | MP3 | Рекомендуем | Ссылки
Партнёрство | Молитва | IHOP-KC | Обратная связь | E-mail
 
Hosted by uCoz