Рука об Руку - Международное христианское служение учения и помощи.

Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей "Восстановление"

Выпуск №11, 2000 г.

Библейские принципы христианского лидерства

Из семинара Давида Э. Девениша (Великобритания)

в г. Армавире (май 1999 г.)

В понимании того, что такое лидерство, часто существуют проблемы и к тому же очень серьезные. В мире имеются свои принципы руководства. Мирское лидерство пытается контролировать (контролирующее) и устанавливать порядки (конституционное). К сожалению, церковь часто подвергается влиянию этих образцов мирского правления.

Но Библия говорит, что христианское лидерство строится на тех принципах, которые абсолютно противоположны принципам этого мира. К сожалению, на практике это встречается крайне редко. Поэтому церковь нуждается в таких лидерах, которые будут в корне отличаться от лидеров этого мира, ибо Иисус, будучи Начальником, совершенно отличался от всех мирских правителей.

"…Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих..."
(Матфея 23:5).

Здесь Иисус говорит о религиозных лидерах того времени. Они носили особую одежду, демонстрируя, таким образом, свою религиозность. Христос велел не делать этого, и Церковь должна следовать этому повелению. Он говорил, что фарисеи одеваются напоказ, чтобы все видели, насколько они религиозны. Подобного никоим образом не должно происходить в Церкви.

"…Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится"
(Матфея 23:6-12).

В этом суть Библейского лидерства. Мне хотелось бы разобрать несколько принципов, раскрывающих основы Библейского лидерства согласно тому, чему учит Писание.

Во-первых, Библейское лидерство поставлено и помазано Богом.

Иными словами, единственный, кто может избирать лидеров, - это Сам Бог и никто больше! Бог помазывает, Бог поставляет, а мы должны распознать назначенное Им. Это противоположно тому, что происходит в мире, где люди захватывают власть, получают ее в наследство или приходят к ней через выборы. Так функционирует мир. Но в христианстве, в Церкви, - Бог помазывает, Бог назначает и решает, кого избрать. Бог не выбирает так, как выбрали бы мы. Он может избрать очень скромного и смиренного человека.

Обычно Он так и поступает. Если вы обнаружите, что у вас не хватает смирения, то вам придется смирить себя, чтобы Бог мог помазать вас на лидерство. Поэтому не надо по-мирски смотреть на наиболее успешного человека как на потенциального лидера. Нужно искать и признавать того, на ком пребывает Божье помазание. Исполнение Божьих целей невозможно без помазанного лидерства! Во всем Писании видно, что ни один Божий план не осуществлялся без четкого руководства. Когда израильский народ находился в египетской земле, он взывал к Богу: "О, Господи, освободи нас!" И как Бог освободил их? Сказал ли Он: "Ну, давайте выходите"? Или они созвали консилиум и проголосовали за выход из Египта? Они вопияли к Богу о своей беде: "Господь, нам тяжко!" Что же произошло? Бог дал им лидера. Он обучил его. Причем для этого понадобилось сорок лет. Если Бог берется за обучение, то Он делает это наверняка. Он избавил Моисея от его гордости, пока не сказал о нем, что Моисей - кротчайший человек на земле. Поначалу он не был таким. Это был очень гордый человек. Он хотел делать все по-своему.

Поэтому Бог сказал: "Моисей, иди-ка сюда! Я упрячу тебя в скрытое место на сорок лет. Ни слуха, ни духа не будет о тебе, пока не будешь готов вести Мой народ".

Для руководства требуется лидер! Ни одна церковь не может двигаться без лидерства, и ей нужны не просто лидеры, но лидеры, помазанные Богом. Как распознать такого лидера? Он должен быть официально назначен? Нет. Он должен быть избран голосованием? Нет. Это тот, кто проводит свою линию в церкви? Нет. Но это тот, на ком почивает Дух Божий, тот, за которым следуют люди, признавая его помазание лидера. И если помазание иссякает, то такому лидеру лучше уйти с дороги, даже если у него официальные звания. Только помазанные могут вести за собой.

Духовная власть дается Богом, тем не менее, она должна быть явно распознаваема людьми. Лидер не может быть лидером, если за ним не следуют люди. Иногда некоторые говорят мне: "Я - лидер. Я учился в Библейской школе. Я изучил всю Библию". Спрашиваю: "А кто следует за тобой?" "О, я как раз ищу церковь!", - слышу в ответ. Нет. Если никто не следует за тобой, ты - не лидер. С другой стороны, справедливо и то, что следование людей за кем-либо не является признаком Божьей власти у этого человека. Испытания лидера выявляют это. В 20 главе Деяний Павел обращается к пресвитерам церкви, говоря, что "... Дух Святой поставил вас блюстителями ..."

Итак, первый принцип: Библейское лидерство - это то, которое помазано Богом.

Второй принцип: Библейское лидерство - это служение, а не карьера.

В вышеупомянутом отрывке Иисус говорит, что у вас не должно быть иерархической лестницы. Именно так поступают земные народы, не правда ли? В мире есть начальники, затем его заместители, затем замы заместителей, за ними еще кто-нибудь, за теми - другие, и, наконец, вы. Если вы успешны в работе, то, возможно, вас повысят в должности, потом выше, потом еще выше и еще выше. Вы как бы продвигаетесь по служебной лестнице. Это есть иерархия. И чем выше вы становитесь, тем больше важности и чести вам полагается. "Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою", - говорит Иисус. Никакой иерархии! Никаких званий! Знаете, наша плоть любит регалии. Иисус же велел не называть никого по званиям: "А вы не называйтесь учителями ..."

Не знаю, как у вас в церквах, но у нас в Англии большое количество титулов у церковных лидеров: преподобный, отче и т.д. Христос сказал, что так не должно быть в Церкви. Иногда люди подходят ко мне и говорят: "Здравствуй, пастор!" А я отвечаю: "Вы с кем, собственно, здороваетесь? Меня зовут Давид, а не пастор". Иисус велел нам никого не называть наставниками.

Пастор - это моя функция, моя должность. Одни несут апостольское служение, другие исполняют пророческий труд, третьи являются пасторами церквей. Но это не повод для того, чтобы обращаться к ним по названию их должности. Мое имя - Давид. Иногда меня представляют перед проповедью:

"Пастор Давид будет сейчас проповедовать". И я сразу начинаю оглядываться. Где же он?!

Вы можете возразить и сказать, что это не важно. Но я скажу вам, что это важно. Ибо Иисус подчеркнул, что управление церковью должно коренным образом отличаться от мирского правления. Поэтому, если я буду выставлять свое звание, то у меня будет некая власть, но она не будет помазана Богом. Я мог бы подходить к людям и говорить: "Вы должны делать так, как я сказал, ведь я пастор Давид". Но это неверно! Из всего сказанного мною люди выполнят только то, что помазано Богом. Понимаете меня? Об этом говорит Библия. Об этом говорит прочитанный нами отрывок: "А вы не называйтесь учителями, ... все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле ..." В нашей церкви мы никого не называем "отче". Так говорят в других деноминациях. Но у нас, правда, есть другие названия. Иисус сказал на это - НЕТ. Почему? Ибо, кто возвышает себя, тот присваивает себе звание, и Библия говорит, что Бог унизит такого человека. Но кто унижает себя тем, что просто служит, не требуя ничего большего, того Бог возвысит.

В мире понимание власти перевернуто с ног на голову. И, к сожалению, в церкви существует опасная тенденция копировать мирской механизм власти. Мы не можем познать истинную власть, если будем подражать миру в неповиновении. Избежать этого мы можем только в том случае, если будем следовать примеру Христа. Им были отняты вся сила и власть. Как? В Послании к Филиппийцам 2 сказано, что Иисус уничижил Себя Самого, принял образ раба, сделался подобным людям, смирил себя настолько, что стал послушным даже до смерти. Итак, Иисус поступил противоположно мирскому представлению:

бунт был побежден повиновением;

гордость - смирением;

господство - служением.

Он стал слугой. Это образец христианского служения. Как сказано в Писании:

"Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени ..."
(Филиппийцам 2:9).

Имя Иисуса выше всякого имени. Перед Ним преклонится всякое колено. В этом состоит суть истинной власти. Как Он обрел ее? Став рабом. Как отмечал Сам Иисус, лидерство состоит в том, чтобы стать слугой. Однажды ученики собрались вместе, но среди них не оказалось слуги, чтобы по традиции омыть им ноги. В то время только прислуга делала это. А ее как раз не было! А что же ученики? Они не могли унизиться до такой степени. "Ведь мы апостолы!", - вероятно, говорили они. И тут завязался спор, кто из них больше. Только представьте себе! Что же произошло потом? Ни один из учеников не хотел омывать ноги другому. Тогда встал Иисус, снял с Себя одежду и препоясался. Он Сам омыл ноги Своим ученикам. Тем самым Христос говорил: "Вот в чем суть христианского лидерства".

Вы думаете, что христианское лидерство заключается в том, чтобы хорошо говорить со сцены? Конечно же, сцена нужна, но только для того, чтобы люди с последних рядов могли нас увидеть. Это единственное, для чего необходим помост. И все же, как вы представляете себе христианского лидера? Как человека на помосте, вокруг которого собраны все остальные, или как слугу, который желает быть среди людей? Для слуги сцена нужна только для того, чтобы его могли видеть. Это очень важно понять! Если не наблюдать за собой, то в любой деноминации на смену служению может прийти иерархия. Но Иисус сказал на это: нет, нет и нет!

Принцип третий: истинную духовную власть характеризует взаимное подчинение.

В Послании к Ефесянам 5:21 читаем о том, что мы должны повиноваться друг другу. Повиноваться друг другу! Божьего лидера характеризует повиновение. Если лидеру не достает повиновения, то он еще не готов вести за собой. Тот, кто не хочет подчиняться другим, ни на секунду не может быть христианским лидером, даже если у него огромные дарования! У него может быть первое качество - помазание от Бога, но если он не находится под властью других, то Библия говорит, что такой человек не может быть лидером, как бы он ни был помазан! Если мы никому не подчиняемся, то и нам никто не будет подчиняться. Я также нахожусь под властью. Вы знаете, почему я здесь? Во-первых, вы пригласили меня. И я очень благодарен вам за это. Во-вторых, я связан с теми, кому подвластен. Они попросили меня поехать в Россию. Я здесь потому, что нахожусь под их властью. Кроме того, я подчиняюсь власти этой церкви, потому что мои лидеры послали меня именно к вам. Я всегда отказываюсь действовать независимо от власти. Люди говорят мне: "Почему бы тебе ни организовать огромное служение? Ты можешь созвать тысячи людей на конференциях". Да, могу, но надо мной есть власть. Размах моего служения никогда не станет поводом к тому, чтобы я вышел из-под власти. Будьте всегда осторожны с теми, кто приходят к вам от своего имени и не находятся ни под какой властью. Повсюду в мире сейчас возникает множество независимых служений, и над ними нет никакой власти. Это не Библейское лидерство!

Иисус, когда был на земле, повстречал римского сотника. Этот сотник сказал Ему: "Ибо и я подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит ..." (Луки 7:8).

Почему он может говорить: пойди? Потому что сам находится в подчинении. Вот почему его слушаются. Иисус сказал: "В Израиле не нашел Я такой веры". Иисус всегда говорил: "Я пришел не Сам от Себя, но что творит Отец, и Сын творит также". Сотник увидел, что Сам Иисус был под властью. Итак, каждый лидер должен находиться под властью кого-либо, чтобы иметь власть самому. Это очень важно! К сожалению, не все в Церкви Иисуса Христа следуют этому принципу.

Принцип четвертый: духовная власть - это отношения, а не структура или организация.

Что это значит? Ваша власть будет действовать лишь там, где у вас будут отношения с другими людьми. У вас нет власти там, где вы просто назначены организацией на лидерскую должность. Это проблема многих деноминаций. Они говорят: "У нас есть вакансии на должность пастора, мы подыскиваем подходящую кандидатуру. Мы должны найти кого-либо". Потом назначают кого-то и говорят: "Теперь у тебя есть власть". Но у церкви до этого не было никаких отношений с этим человеком. Она даже не знает, кто он и какой он. Она не может отважиться доверять ему. Но деноминация говорит: "Это ваш лидер". Возникает вопрос, почему он является нашим лидером? Потому что организация назначила его пастором. Но это абсолютно противоречит Новому Завету! Власть Павла всегда проявлялась через взаимоотношения, не иначе.

Он говорил: "Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов ..." (1 Кор.4:15). Отцы имеют взаимоотношения со своими детьми. Такие отношения были у Павла с Тимофеем. Вы замечали, как Павел обращался к нему? Писал ли он: "Я, Павел, епископ, пишу поместному пастору Тимофею соблюдать следующее ..."? Ничего подобного! Он писал: "Тимофею, возлюбленному сыну ..." Я понимаю, почему он так обращался: они проводили вместе время. Он пишет, что знает его мать и бабушку. Значит, у них была дружба. Он был знаком даже с его бабушкой! Скорее всего, он лично общался с ней. Еще Павел пишет: "Знаю о твоих недугах, Тимофей. У тебя больной желудок". Он знал это. И об этом написано в Библии?! В Послании Апостола говорится о желудке?! Почему? Потому что Павел и Тимофей были друзьями. У них были личные отношения. Дружба с теми, кто находится в твоем подчинении, это также забота об их желудках! В этом заключаются взаимоотношения.

К примеру, если я стану чаще приезжать к вам и служить, то меня будет побуждать к этому желание подружиться с вами и вашими лидерами. Я не хочу быть просто "конференционным проповедником", но быть другом. В этом суть Библейской власти. В 20 главе Деяний читаем о том, что когда пресвитеры церкви в Ефесе узнали, что больше не увидят Павла, то все стали плакать и обнимать Павла (Деяния 20:37-38). Должно быть, они были большими друзьями. Павел писал к церкви в Фессалониках (1Фес.2:8): "Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны". Павел говорит, что разделил с ними свою жизнь. Он делился своей жизнью!

Я занимаюсь обучением лидеров. Часто во время обучения я приглашаю их пожить в моем доме. Я хочу разделить с ними свою жизнь, чтобы они видели меня не только за кафедрой, но и тогда, когда я просыпаюсь или ложусь спать. Они видят мою семейную жизнь. Они видят, что происходит, когда я теряю ключи от машины, что случается трижды в день, и когда не нахожу их, опаздывая на встречу! Или когда я деваю куда-то свой бумажник. Я часто кладу вещи не на свое место, а потом не знаю, где положил их. Многие мужчины делают то же самое. Существует поговорка: женщины ищут все глазами, а мужчины - устами. "Куда я положил?! Куда положил?!", - кричат мужчины. Приходит жена и находит своими глазами. Я еще раз хочу подчеркнуть, что впускать людей в свою жизнь является принципом Библейского лидерства.

У меня будет власть говорить что-либо людям только в том случае, если между нами существуют взаимоотношения и они согласны подчиняться моей власти. Библия фокусирует на этом наше внимание.

Принцип пятый: характер, а не только духовные дары.

Библия говорит, что если кто-то желает стать лидером, у него должен быть Божий характер. Да, он должен иметь духовные дары и помазание, но не только это. Когда я обучаю людей, во-первых, первое, что я стараюсь не только дать им Библейские знания и обучить мастерству (что тоже важно), но и развить в них характер Христа. Я иногда говорю им: "То, что вы сейчас делаете, - не от Бога. В этой ситуации вы не были дружелюбны, не были достаточно внимательны". Важно развивать характер! Служитель не должен быть гневливым, так как он - слуга. Поэтому я учу будущих лидеров тому, как прежде всего быть слугами.

Однажды ко мне обратился молодой человек. Он был пастором соседней церкви. Он попросил меня, чтобы я немного обучил его лидерству. Я сказал ему, что он может приезжать ко мне два раза в неделю и я буду работать с ним. Однажды, когда он был у нас, моя жена позвонила мне в офис и сказала, что у нашей собаки завелись блохи. Тогда я попросил своего стажера: "Не мог бы ты помочь мне вывести блох у моей собаки?" Хорошая подготовка для христианского служения! Почему? Он должен был научиться служить. Это развивает характер. Итак, наряду с помазанием должен развиваться Божий характер.

Принцип шестой: духовная власть освобождает, а не контролирует.

Мирская власть контролирует. Это не верно. Все, к чему она стремится, - контролировать жизнь людей. Ее источник - демонический. Мы должны помнить, что сущность колдовства - это контроль. Занятие колдовством против кого-либо - это попытка контролировать и управлять обстоятельствами или человеком. Манипуляция и контроль действуют в одном духе. Этого не должно быть в Церкви! Ибо цель лидерства в Церкви - снарядить ее к тому, к чему она призвана (Еф.4:12): "... К совершению святых, на дело служения ..." Если у вас есть дар Божий, то лидеры в Церкви служат для того, чтобы сделать вас способным использовать этот дар. Таким образом, вы будете безопасны в использовании Божественной власти. Это никак не ограничивает вас в проявлении духовных даров, но дает вам возможность свободно двигаться в этом. Контролирующее лидерство ведет к застою, зависти и нежеланию позволять людям развиваться выше самих себя. Причиной этому часто служит чувство незащищенности. Оно - как пробка, которую наглухо вгоняют в бутылку, чтобы не выливалось содержимое. Лидер не должен быть пробкой в бутылке, преграждающей путь содержимому! Он должен быть совершенно не таким!

С некоторыми людьми, я работаю многие годы. Они как бы часть моей апостольской команды. И я открыт к тому, чтобы их служения были гораздо больше моего, так как я обучал их и они не обязаны повторять мои ошибки. Я говорю им о своих неудачах и обучаю тому, чтобы они учились на них. Они задумываются, а я высвобождаю их к Божьему призванию в их жизни. Я не хочу держать их под своим контролем. Христианское лидерство всегда обучается и делегирует власть.

Павел представляет совести каждого человека себя и свое служение (2 Кор.4:2). В этом суть лидерства: оно никого не принуждает идти вопреки своей совести.

Духовная власть всегда освобождает, а не контролирует.

Принцип седьмой: лидерство всегда связано с командой

Библия постоянно говорит о взаимодействии команды и никогда о служении одного человека! Никогда! Даже когда Иисус посылал Своих учеников, Он посылал их по двое. Церковь нуждается в командном руководстве.

Апостольское служение должно состоять из лидерской команды, пророческое служение должно состоять из команды лидеров. Важно наличие команды! Павел отказывался предпринимать что-либо без команды. Потрясает место из Писания, где Павел говорит: "Пришедши в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом, я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита ..." (2 Кор.2:12-13).

Павел не проповедовал, хотя для этого была открыта дверь, так как у него не было команды! Удивительно, не так ли?! Его беспокоило отсутствие Тита! Павел всегда действовал в команде. Когда Филипп пришел в самарийский город проповедовать Христа, народ слышал и видел, какие он творил чудеса (Деян.8:5-7). Образовалась целая церковь. Тогда Петр и Иоанн пришли к нему из Иерусалима. И здесь мы видим взаимодействие команды! Так понимает Библия духовную власть.

Обратите внимание, старейшины или пресвитеры церкви в Библии всегда написаны во множественном числе.

Почему нужно сотрудничать командой?

Во-первых, команда - это признание того, что мы не обладаем всеми дарами. У меня есть свой дар, но как я могу один вести церковь с помощью этого дара? Для этого нужны другие дары. Мне необходима команда.

Во-вторых, команда обеспечивает подотчетность. Лидер обязан быть подотчетным! Поэтому он должен быть готов по совести дать отчет перед:

  • Богом (Евр.13:17). Если вы, как лидер, однажды должны будете отчитываться Богу, то будет хорошо сейчас учиться быть подотчетным. Поэтому вы должны упражняться в этом. Однажды мы предстанем перед Богом, и Он скажет: "Я поставил тебя лидером. Как ты справился с этим?" Действует отрезвляюще, не правда ли? Итак, во-первых, подотчетность Богу.
  • своей женой. Почему? Потому что она знает мои проблемы. Она знает, что я не идеален. Поэтому нам следует быть в ответе друг перед другом, как мужу и жене. Вы согласны, мужья?
  • командой. В нашей церкви есть команда лидеров. Некогда я руководил ею. Несколько лет тому назад Бог призвал меня к другому служению, поэтому я делегировал свое прежнее руководство. И это хорошо! Но я все же остаюсь частью этой команды. Для меня нет проблем в этом. И мы подотчетны друг другу. Например, если один из нас проповедует, то остальные члены команды могут сказать: "Ты говорил очень хорошо, но в жизни не делаешь этого в полной мере. Постарайся исправить это". Именно так мы и поступае
    Почему? Потому что хотим быть испытанными проповедниками. Раз в месяц у нас бывает совместный завтрак в 6:30 утра. Мы как бы держим ответ друг перед другом - задаем вопросы друг другу: "Как твои взаимоотношения с Богом? Проводишь ли ты время с Господом? Какова твоя молитвенная жизнь?" Или: "Как твой брак? Есть ли у тебя проблемы?" Я знаю, когда у нас нет каких-либо проблем, все из команды видят, насколько моя жена свободна в общении с ними. Если же я не очень хороший муж, от меня ожидают, что я расскажу им об этом. Конечно, иногда это не очень приятно. Но я знаю, что это полезно для меня. Поэтому мы задаем вопросы на счет брака:
    "Проводишь ли ты выходные со своей семьей, как должно? Или ты слишком занят для этого?" Еще спрашиваем: "Есть ли финансовые трудности? Есть ли у тебя долги?" Мы хотим делать все как можно лучше для Бога. Поэтому мы не желаем, чтобы что-либо ускользало из нашей жизни. В этом смысл команды. Я подотчетен своей команде.
  • своим руководителем или тем, под властью которого находишься. Как я говорил, мой приезд в Россию связан с предложением тех, под чьей властью я нахожусь.
  • людьми в церкви, которым ты служишь. Когда люди говорят: "Ты наш пастор!", это значит, что я служу им. Тогда я несу ответственность перед ними. И если кто-либо в моей церкви чувствует, что что-то в моей жизни не в порядке, он свободно может сказать мне об этом. Я учу их этому, и они поступают так. Я - не для сцены, чтобы возвышаться над ними. Я - слуга, я подотчетный человек. В этом состоит Библейское лидерство.

В-третьих, команда открывает много источников мудрости (Пр.15:22): "Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся". У меня нет всей мудрости. Я сам не могу вести церковь.

В-четвертых, что очень важно, в команде отражается образ и подобие Божье. Почему? Бог пребывает в едином союзе: Отец, Сын и Дух Святой. Можно сказать - это святая команда. Бог создал нас по Своему образу и подобию. Поэтому и мы устрояемся в команды. Но множество церквей не верят в это. Однажды я даже слышал, как некто учил: "Один Бог, одна вера и один пастор!" Да, внутри команды кому-то необходимо вести ее. Иначе у нас получится комитет или "совет". Но комитеты ("советы") - не для церкви! Нет места комитетам ("советам") в церкви! Команда - это не комитет или консилиум. Комитет ("совет") останавливает всякие действия в церкви: у каждого свое мнение, каждый прав по-своему. Это не команда. Команда - это совместное сотрудничество для достижения одной общей цели.

Вернуться к оглавлению журнала

Вернуться на Главную страницу О «Рука об руку» | Журнал "Восстановление" | Библиотека
Статьи и учения | MP3 | Рекомендуем | Ссылки
Партнёрство | Молитва | IHOP-KC | Обратная связь | E-mail
 
Hosted by uCoz