Рука об Руку - Международное христианское служение учения и помощи.

Учебный журнал для пасторов и духовных руководителей "Восстановление"

Выпуск № 7, 1997 г.

Библейское понимание лидерства

Том Маршалл

Опасность: Власть в действии

Все лидеры обладают властью. В некотором смысле власть и работа нераздельно связаны между собой. Лидеры наделены властью для того, чтобы определять, что и как должно быть сделано. Они решают, когда и кто должен это сделать.
К тому же лидеры находятся в центре коммуникационной сети организации, поэтому они всегда имеют больше информации, чем все остальные, и лучше других осведомлены в том, что происходит вокруг. Здесь, как и везде, присутствует принцип: знание - это сила, информация - это власть.
Власть всегда желанна для обладания ею даже на маленьком уровне, что способствует росту эгоизма. Капитан спортивной команды решает, где будет находится на поле тот или иной игрок, и дюжина взрослых людей послушно исполняют его приказания. Премьер-министр или президент страны принимают какое-то решение и миллионы людей, включая и самых могущественных, обязаны подчиняться независимо от того, нравиться им это или нет.
То же самое происходит и со знанием. Как говорит апостол Павел, знание надмевает (1 Коринфянам 8,1). Знания подпитывают наше чувство собственной значимости: ведь мы знаем то, чего не знают другие люди, и способны принимать решения на основании своих внутренних знаний.
Власть содержит в себе такую же опасность, какую имеет нестабильный динамит, и не только для тех, к кому она применяется, но и для тех, кто ее применяет. Лорд Актон, британский государственный деятель, известен благодаря своему знаменитому изречению: “Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно”. История переполнена печальными подтверждениями истинности этого изречения. Мы знаем о множестве прекрасных мужчин и женщин, которые начинали с наилучшими намерениями, но были развращены и разрушены той властью, которой обладали. Внутри церкви это происходит настолько же часто и настолько же болезненно, как и в мире.

Развратна ли сама власть?

Почему же это происходит так часто? Некоторые скажут, что власть сама по себе развратна и связана с падением, начиная с первого греха Люцифера. Сущность же восстания Люцифера заключалась в незаконной попытке достигнуть той власти и силы, которая ему не принадлежала.

    А говорил в сердце своем: “взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”.
    Исаия 14, 13-14

Итак, если это произошло тогда, то нет ничего удивительного в том, что падение человечества принесло с собой борьбу за власть во взаимоотношения людей друг с другом. Сотворенное вначале равенство между мужчиной и женщиной впоследствии было заменено на господство мужчины с одной стороны и на зависимость от него женщины с другой (Бытие 3,16), а первые конфронтации между людьми заканчивались насилием и убийствами.

    И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
    Бытие 4,8

    И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне.
    Бытие 4,23

Как видите, с самого начала власть ясно показывает, что она не очень-то хорошо уживается с противниками или конкурентами.
Дальше, когда люди начали строить города, город сам по себе становился сосредоточением власти, притягивая к себе “сильных мира сего”, военное могущество, деньги и оккультизм. Начиная с Вавилона, города становятся непреходящим символом общего стремления всех людей к власти. Бог говорит:

    Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Исаия 46,9

Вавилон, первый образец города и падшей власти, говорит так:

    ... я, и другой подобной мне нет; не буду сидеть вдовою, и не буду знать потери детей.
    Исаия 47,8

И в духовном сфере демонические силы господствуют над мировой системой и угнетают всю человеческую расу. (Ефесянам 6,12)
Если власть сама по себе является падшей и развратной, тогда не удивительно, что ее использование приводит к таким разрушительным последствиям. Печальным фактом истории является то, что власть, используемая в церкви, часто была такой же развратной, такой же злой и такой же постыдно тиранической в своем действии, какой она является в руках любого диктатора.

Является ли власть морально нейтральной?

С другой стороны, есть и такие, кто скажут, что не сама власть как таковая является развратной, а те, кто пользуются ею. Власть, подобно богатству или ядерной энергии или печатному станку, морально нейтральна. Плохим или хорошим является только то, что мы делаем с нею. Бог, как было сказано, имеет всю полноту власти, но Он никогда не подвергается опасности развратиться от Своего всемогущества. И даже в падшем мире, в руках падших мужчин и женщин власть может принести как благословение, так и проклятие, она может как спасать жизни, так и подвергать их опасности и даже уничтожать. И, конечно же, мы не можем поставить все с ног на голову и прославлять безвластие, потому что оно также приносит проклятие для тех, кто в него попадает.

Разрушительное действие власти

Но даже если власть морально нейтральна, мы все же должны задать себе вопрос: что же содержится в падшей человеческой природе, что приводит к таким ужасающим последствиям при долгом нахождении у власти? Когда мы задаемся таким вопросом то обнаруживаем, что Библия, которая знает несравненно больше лорда Актона об опасности власти, дает нам вразумительные анализы тех отрицательных явлений, которые отражаются на характере людей, облаченных властью. Каждый лидер должен очень внимательно изучить этот параграф, как это делал я, когда писал его, потому что разрушительная сила власти проявляется постепенно и незаметно, так что ранние симптомы выглядят совершенно безобидными. В действительности даже нежелание признать то, что мы сами можем быть подвержены разрушительному действию преданной нам власти, означает, что мы уже подверглись этому воздействию.
Здесь представлены классические симптомы, показывающие, что характер человека начал подвергаться разрушительному эффекту имеющейся у него власти.

1. Гордость

Зло гордости состоит в том, что она дает нам преувеличенное чувство собственной важности и значительности по сравнению с другими людьми. Гордость - это не обязательно состояние сердца человека, который находится на виду или на которого смотрят другие; это отношение человека к другим людям, который невзирая на положение, занимаемое другими, смотрит на них сверху вниз, уверенный в своем превосходстве.

    Слыхали мы о гордости Моава, гордости чрезмерной, об его высокомерии и его надменности, и кичливости его и превозношении сердца его.
    Иеремия 48, 29

Лидеры в особенности подвержены греху гордости во-первых из-за пьянящего чувства власти над другими людьми. Собственное тщеславие питается от способности делать то, что большинство людей делать не может.
Во-вторых, лидеры постоянно рискуют заболеть гордостью от того уважения и почтения, которое оказывают им другие люди. Вся терминология, используемая лидерами, неуловимо и тонко подталкивает их к этому. Лидеры “над”, остальные “под”; лидеры - “начальники”, остальные - “подчиненные”. Лидеров “повышают” на должность с большим объемом власти, поэтому они “продвигаются вверх” по служебной лестнице.
В-третьих, гордость - это искаженная форма уверенности, а уверенность, включая и уверенность в себе, является необходимым атрибутом лидерства. Нетвердый и нерешительный лидер, которому недостает уверенности, опасен для всей организации. Однако нелегко предотвратить то, чтобы необходимая уверенность в себе не превратилась в гордость. Вот несколько тревожных признаков начала такого превращения.
(а) Теневой стороной гордости является то влияние, которое она оказывает на наше отношение к другим людям. Гордость говорит: если я лучше, тогда другие должны быть хуже, если я ценен, другие ничего не стоят, если я высший, то другие низшие.
(б) Гордость отличается от стремления победить в соревновании и даже от желания взойти на вершину и быть лучше всех. Успех на соревновании предполагает, что мои оппоненты являются достойными соперниками, иначе победа над ними не имеет никакой цены. Гордость же презирает соперников как недостойных внимания.
(в) Гордость - это один из грехов, исходящих из падшего человеческого сердца. От презрения к другим людям она переходит в презрение к Богу и становится тем, что греки называют “спесь” - нечестивая гордость.

    Начало гордости - удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его.
    Книга премудрости Иисуса сына Сирахова 10, 14 (Апокриф)

Поэтому гордость всегда подвергается строжайшему Божьему суду.

    Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем.
    Погибели предшествует гордость.
    Притчи 16, 5,18

2. Высокомерие

Власть неминуемо приводит к высокомерию. В притчах гордость и высокомерие объединены в одно: “гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста” (Притчи 8,13). Высокомерие часто проявляется в лидерах в виде нежелания отчитываться, когда их действия ставятся под сомнение или критикуются. Это называется “неправота тех, кто думают, что они всегда правы”.
Даже наш успех в качестве лидеров, когда мы принимали верные решения, и особенно в те времена, когда мы оказывались правы перед лицом оппозиции или противоположного мнения, может незаметно подтолкнуть нас к тому, чтобы мы стали высокомерно пренебрегать точкой зрения других людей, проявлять нетерпение при ответах на вопросы или обижаться на любое несогласие с нашей волей. Мы считаем, что знаем все лучше других и не нуждаемся в советах и тем более в чьем-то альтернативном мнении по данному вопросу.
Необходимо внимательно наблюдать за появлением любой сверхчувствительности или неприступности при возникновении вопросов или критики и любого раздражения из-за оппозиции, так как это может быть либо интерпретировано как высокомерие, либо на самом деле быть признаком того, что высокомерие пускает корень в наше сердце.
Но самая большая опасность высокомерия заключается не столько в том вреде, которое оно наносит нашим взаимоотношениям, как в том обмане, к которому оно с легкостью может привести.

    Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал на возвышенном месте и говоришь в сердце твоем: “кто низринет меня на землю?”
    Авдий 3

Без испытания объективными вопросами, которые держат нас в соприкосновении с реальностью, нас могут сбить с пути искаженное восприятие вещей, грандиозные заблуждения, неправильные суждения или ошибочные представления. Но это такие критические испытания, на которые высокомерие реагирует наиболее негодующе и отвергает с   наибольшим возмущением.
Чем более успешны мы как лидеры, тем более мы нуждаемся в критиках, даже если они ошибаются, потому что по крайней мере они помогают нам не заболеть высокомерием. Мы также отчаянно нуждаемся в тех, кто будут достаточно заботливыми, чтобы “опускать нас на землю”, когда увидят, что мы в опасности возгордиться своим успехом и раздуться тщеславием и чувством собственной значимости.

3. Использование служебного положения

Еще один соблазн, которому могут легко поддаться люди со властью, такие как лидеры, - это использование власти или тех преимуществ, которые она дает, для удовлетворения своих личных запросов. Рано или поздно это приведет и к использованию людей для достижения тех же эгоистичных целей. Это может принять форму погони за денежным или материальным благосостоянием, и как свидетельство тому вы можете видеть вызывающее изобилие и богатство некоторых лидеров в доведенных до нищеты странах. Целью может также являться достижение определенного положения или статуса, а также лесть и престиж, которые дает это положение. Цели могут быть разными, но их объединяет одно: все они направлены на удовлетворение личных запросов лидеров.

    Так говорит Господь Бог: горе пастырям, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?
    Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли.
    Так говорит Господь Бог: вот Я - на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их ...
    Иезекииль 34, 2-3,10

Использование служебного положения лидерами особенно заслуживает порицания, так как они используют в личных целях определенные преимущества, которые обеспечивает им их положение, и таким образом обманывают доверие людей. Существует также скрытая опасность начать относиться к людям с презрением и смотреть на них как на простой эксплуатационный материал, который можно использовать в любых целях, которые лидеры сочтут для себя полезными.

4. Черствость

Ради достижения определенной цели лидерам часто приходится требовать от людей выполнения той работы, которая им не нравится, или же им не нравится способ ее выполнения, а иногда их просто не устраивает время. Но эта власть может также сделать лидеров черствыми и невнимательными к тем людям, которыми они руководят. Такие лидеры во всю пользуются своими правами и мало думают о том, что это ранит людей. То, что лидеры поглощены своими целями и успехами при достижений этих целей иногда делает этих лидеров забывчивыми и невнимательными к тем людям, которые помогают им добиться цели. Они затрудняют других людей, требуют от них пожертвовать своим временем, с легкостью заменяют их другими и в основном действуют по своему произволу или применяют “крепкую руку”.
Классическим примером подобной бесчувственности является история, случившаяся сразу же после того, как Ровоам воцарился над Израилем после своего отца Соломона. В самом начале его царствования к нему пришла делегация из северных областей Израиля с просьбой уменьшить непосильные налоги. Старцы, которые служили еще Соломону, посоветовали молодому царю:

    ... если ты на сей день будешь слугою народу сему, и услужишь ему, и удовлетворишь им, и будешь говорить им ласково, то они будут твоими рабами на все дни.
    3 Царств 12, 7

Но Ровоам вместо этого послушался совета молодых людей, выросших вместе с ним, которые входили в элиту того общества и жаждали власти. Его ответом на просьбу народа были такие слова:

    ... отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами.
    3 Царств 12, 14

Эта вопиющая бесчувственность стоила Ровоаму поддержки десяти северных колен и навеки разрушила единство Израильского царства.
Подобной разрушительной силой обладают неблагодарность, невнимательность, а также отношение к людям как к чему-то само собой разумеющемуся. Из-за этого лидеры могут потерять привязанность сердец своих людей. Люди могут все также признавать правильность выбранных целей, но не будут относиться к ним с полной отдачей и посвящением так как в глубине своего сердца будут чувствовать, что их “использовали”.

5. Господство

Когда лидеры обнаруживают, что их положение под угрозой, они с легкостью могут впасть в искушение сохранить его любой ценой и любыми средствами. Этот шаг не трудно аргументировать, то есть найти оправдывающие причины, которые на самом деле не являются истинными, но выглядят более уважительными. Можно услышать, например, такие слова: “Мы делаем это в интересах организации, и этот шаг жизненно необходим для ее выживания”, или “мотивы тех людей, которые пытаются контролировать нас, очень подозрительны и глубоко порочны”, или “мы с радостью уйдем со сцены и уступим место более молодым служителям, но сейчас очень неподходящее время для этого шага” и т.д.
Опять же, это то искушение, к которому особенно склонны лидеры как из-за своего темперамента, так и из-за своего руководящего положения. Очень часто лидерам приходится стоять на своем, отвергать любую робость и пробиваться вперед перед лицом оппозиции и враждебности. От них требуется побеждать трудности и преодолевать действия тех сил, которые противостоят организации или ее миссии.
Но когда все это применяется лидерами для того, чтобы сохранить существующее руководящее положение, к которому они привыкли и с которым не хотят расставаться несмотря на права других людей, это оборачивается злом. Чтобы овладеть ситуацией и подавить оппозицию, в мире применяют армию, полицию, различные формы политического и экономического давления, а также пропаганду. В церквах подобное давление является более психологическим и эмоциональным. Хуже того, иногда это провозглашается как Божественное вмешательство в сложившуюся ситуацию. Лидеры являются “помазанниками Господними” или “Богом назначенными пастырями”, поэтому любая оппозиция рассматривается как бунт против поставленной Богом власти.
Господство может начаться с простого политиканства на церковных собраниях, выявления сторонников для принятия какого-либо проекта или для оказания влияния на ход выборов. Дальше это может прогрессировать в более изощренную тактику манипулирования ходом событий, которая проявляется в том, что оппозиции отказывается в возможности быть выслушанной, а слово предоставляется тем, кто зарекомендовал себя в качестве сторонников выдвинутых предложений. Когда дело принимает крутой оборот и уже не до церемоний, начинается открытая атака или прямое дискредитирование всех несогласных, и все это “во имя единства”. Но за всеми этими методами стоит все та же горделивая, безжалостная жажда власти господствовать над другими и проводить свою линию любой ценой.

6. Тирания

Это последняя ступень в превратном использовании власти, при которой руководство никак не контролируется и построено на принуждении. Здесь уже нет никакой маскировки благими намерениями отдаваемых приказов: им должно повиноваться просто потому, что приказ отдан, несмотря на то, что он вызван причудой или безрассудством лидера.
Совершенно очевидно, что в этом случае людьми не руководят - их попросту угнетают. В конце концов люди перестают быть даже средством в достижении цели, а превращаются в добычу. Они являются теми пленниками, которых необходимо избавить, и теми заключенными, которых необходимо освободить.

    Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен?
    Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими, и сыновей твоих спасу.
    Исаия 49, 24-25

Избавление руководства

В процессе избавления Иисус не только приводит в действие новый тип власти, но творит и моделирует новый тип лидеров, которые будут наделены этой властью. И то, и другое необходимо, так как невозможно соединить новое творение со старым, как невозможно без ущерба влить новое вино в ветхие мехи. Другими словами, старый тип лидеров не может понять и принять новый вид власти, а также новый тип власти не может осуществлять то, что хочет делать старый тип лидеров.
Когда Иисус сказал: Но между вами да не будет так ... (Матфея 20,26), Он упразднил законность всех существовавших концепций руководства. И там же Он представил единственный тип лидеров, который может быть наделен властью без того, чтобы эта власть его испортила. Таким лидером является тот, кто:
1) по природе своей является слугой и
2) стоит выше синдрома “мое положение”.
То, что подразумевает такая модель руководства, просто ошеломляет. Можете ли вы себе представить, какое бы мы могли создать общество, если бы во главе каждого института власти и каждой организации стояли такие мужчины и женщины, которым можно было бы доверить власть зная, что она не испортит их?

Лидеры-слуги

В 20 главе Евангелия от Матфея Иисус рассматривает этот чрезвычайно важный аспект вопроса о руководстве. Описанная ситуация напоминает хорошо известную борьбу, которая вызвана стремлением к власти. Двое из учеников, Иаков и Иоанн, решились выдвинуть свои кандидатуры на самые престижные позиции в Царстве Небесном: один - по правую руку, а другой - по левую руку Царя. Чтобы представить свою просьбу, они позвали самого лучшего, полного энтузиазма адвоката, которого только можно было найти, - свою мать. Амбиции человека, особенно где дело касается власти, подвигнут его к использованию любых методов и средств для достижения цели.
Не является неожиданностью и то, что сразу же произошел взрыв негодования со стороны других искателей власти, которые вдруг увидели, что их личные амбиции в опасности, так как кто-то мог их “обскакать”.
Тогда Иисус подозвал Своих учеников и сказал:

    ... вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
    Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
    И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
    Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
    Матфея 20, 25-28

Большинство лидеров, если будут честны, признаются, как это делаю я, что их озадачивают и вместе с тем раздражают приведенные выше слова, так как кажется, что Иисус старается соединить не только две различные роли, но два взаимно исключающих положения. В конце концов, лидеры руководят, а слуги служат. Если лидеры будут слугами, то что будут делать слуги и кто тогда будет руководить? Возможно, мы больше симпатизируем той точке зрения, которая выражена в следующих стихах, так как она больше, казалось бы, согласуется с общепринятой мудростью.

    Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: “пойди скорее, садись за стол”?
    Напротив не скажет ли ему: “приготовь мне поужинать, и подпоясавшись служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам”?
    Лука 17, 7-8

Как же мы должны понимать это радикальное противопоставление идей, представленное Иисусом: лидер, являющийся к тому же (и даже в первую очередь) слугой? Нельзя спорить с тем, что Иисус хотел, чтобы это воспринималось всерьез, так как Он не только учил этому, но и указывал на Себя как на пример для подражания.
Роберт Гринлиф в своей книге “Servant Leadership” приводит некоторые комментарии, которые являются прекрасным введением к рассмотрению данного предмета, а также первоклассный комментарий к этим словам Иисуса. Он пишет, что существует два вида лидеров. Во-первых, есть сильные лидеры, являющиеся таковыми по своей природе. В любой ситуации они проявляют себя как те, кто совершенно естественно берутся за выполнение различных дел, принимают решения и отдают приказания. В основном ими движут самоуверенность, жадность или чувство превосходства. И во-вторых, существуют сильные слуги, также по своей природе. Они принимают на себя руководство просто потому, что смотрят на него лишь как на способ, с помощью которого они могут служить другим. Гринлиф пишет далее, что, если в нашем обществе и должны произойти перемены к лучшему, то это случится лишь тогда, когда руководить нами будут слуги от природы, и нам не следует позволять руководить собой таким людям, которые по своей природе слугами не являются. Более того, самым большим препятствием для изменений в обществе являются слуги от природы, которые имеют способность руководить, но не руководят.

Природа, а не действия

Первым делом мы должны уяснить то, что мы рассматриваем характер или природу, а не функции. Лидер-слуга является слугой прежде всего по своей природе. Это то, кем он является, а не то, что он делает. Человек может исполнять все обязанности и функции слуги или делать ту работу, какую должен делать слуга, но делать это неохотно, с чувством обиды или только ради денег. И тот человек, которому служат, вскоре почувствует это.
Часто люди служат искренне и охотно, но смотрят на служение как на средство достижения цели, которая является такой позицией, где им больше не придется служить другим людям, но где другие будут служить им. Таким образом, они служат всем сердцем все то время, пока взбираются вверх, но когда достигнут вершины, превращаются в тиранов. Они считают, что отработали свое служа другим людям, и теперь их очередь откинуться в кресле и отдавать приказания.
Лидеры также могут участвовать в различных видах деятельности, направленной на служение людям, и в то же время не являться лидерами с сердцем слуги. Некоторые берут на себя выполнение всевозможных заданий и обязанностей, но это является для них бременем. Они отказываются передавать свою власть другим людям, так как по их мнению они не могут найти таких людей, которым можно было бы доверить выполнение той или иной работы, и в то же время постоянно жалуются на то, что они слишком загружены тяжелой работой. В конце концов они становятся такими занятыми, делая все в одиночку, что у них больше не хватает ни времени, ни сил на то, чтобы руководить, и чувствуют себя неудачниками несмотря на то, что выполняют всю тяжелую работу.
Другие лидеры включаются во всякого рода деятельность не потому, что хотят служить, но потому, что хотят сделать себя незаменимыми, так как когда они незаменимы, тогда у них в руках сосредоточена вся власть. Угроза, или даже намек на то, чтобы кто-то другой выполнял их служение, сразу же воспринимается ими как оппозиция, так как все знают, что без них вся организация развалится на куски. Возможен даже такой вариант: они наслаждаются властью, будучи “незаменимыми”, и в то же время плачутся, что работают сверх всякой нормы ради тех, кто не ценят их самоотверженности.

Природа, не стиль руководства

Также следует подчеркнуть, что качества слуги имеют отношение к характеру лидера, а не к стилю его руководства. Есть лидеры, которые ориентируются лишь на выполнение задач, и лидеры, для которых люди занимают центральное место. Есть лидеры с директивным стилем руководства, лидеры, которые предпочитают сотрудничество и лидеры, которые демократичны в принятии решений.
Совершенно очевидно, что тот способ, который мы выбираем для взаимодействия с другими людьми, зависит от наших врожденных способностей. Мы всегда будем стараться придерживаться этого способа и именно таким образом будем руководить наиболее эффективно. С другой стороны, выбор наиболее эффективного стиля руководства в конкретной ситуации зависит от характера самой ситуации. Например, когда все идет превосходно, людей удовлетворяет высоко централизованное директивное руководство. Когда же все разваливается и идет из рук вон плохо, тогда тот же директивный стиль руководства является самым предпочтительным для того, чтобы взять в руки безнадежную ситуацию и повернуть ее вспять. Но в промежутке между этими двумя экстремальными ситуациями самые лучшие результаты дает более демократичный, консультативный стиль руководства.
Лидеров-слуг можно найти во всем спектре стилей руководства. Наличие или отсутствие слуг среди лидеров не зависит от выбранного стиля руководства. Качества, присущие лидеру-слуге, составляют саму сущность такого руководителя, определяя его характер и мотивации.

Природа, а не роль

Наконец, так как природа слуги имеет отношение к характеру лидера, его внутренним характеристикам, на нее не оказывает влияние та роль, какую этот человек выполняет. Будет ли такой человек занимать руководящее положение или нет, - он все равно останется слугой. Его могут поставить на руководящий пост, могут сместить, -его природа, его сущность не изменится. Его внутренней, “встроенной” мотивацией является то, чтобы служить. Если такой человек увидит, что может лучше всего служить тем, чтобы руководить, - он станет руководить. Если он обнаружит кого-либо другого, кто может сделать это лучше него, - он передаст бразды правления без какого бы то ни было внутреннего дискомфорта и с радостью вновь станет ведомым. И в том и в другом случае он может успешно действовать в соответствии со своей природной потребностью, которая заключается в том, чтобы служить.

Сущность характера слуги

Одним из основных Библейских образов лидера является образ пастыря, так как пастырь находится на своем месте ради стада, а не стадо - ради пастыря. Именно пастырь полагает жизнь свою за овец (Иоанн 10, 11), и суд Божий грядет на лжепастырей Израиля за то, что они пасли самих себя, в то время как должны были пасти стадо (Иезекииль 34, 2).
Итак, руководство, которое обладает природой истинного слуги, проявит себя в следующих характеристиках.

1. Первостепенная цель лидеров-слуг заключается в том, чтобы отстаивать интересы тех, кем они руководят.
Это означает, что лидеры воистину должны знать и понимать своих людей, а также то, что для этих людей является самым лучшим. В свою очередь это подразумевает, что, когда известны интересы народа, это становится высшим приоритетом над интересами лидеров. Это и означает полагать свою жизнь за овец.

2. Высшее удовлетворение слуг-лидеров заключается в росте и развитии тех, кем они руководят.
Часто личный рост и взросление людей препятствуется тем, что лидеры удерживают и берегут для себя ключевые принципы и секреты успешного служения, как если бы это были профессиональные секреты, гарантирующие их устойчивость на руководящей должности. Сравните этот подход с искренним восторгом апостола Павла от прогресса и успехов его церквей.

    Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами.
    Так-что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою ...
    2 Фессалоникийцам 1, 3-4

3. Готовность принимать на себя обязанности.
Обычно лидеры не любят быть обязанными делать что-либо. Они любят свободу в принятии решений, и в то же время налагают обязанности на других людей. Именно поэтому так трудно руководить лидерами. Они часто говорят о том, что нужно выполнять обязательства, но в основном подразумевают, что это другие должны преданно относиться к ним или к их целям.
У слуг не возникает проблем в вопросе об обязанностях или обязательствах. Они привыкли выполнять поручения не потому, что им просто нравится это делать, но потому, что это является частью их службы. Готовность принимать на себя обязанности является одной из самых важных характеристик слуги. У апостола Павла было это качество.

    Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам ...
    Римлянам 1, 14

4. Лидер-слуга охотно берет на себя ответственность.
Есть разница между тем, чтобы брать на себя ответственность, и тем, чтобы искать ее. Слугам нравится быть подотчетными, они привыкли держать ответ за свою работу, так как они хотят знать, выполняют ли они должным образом требования тех, кому служат.
У лидеров обычно нет внутреннего желания быть подотчетными. Их внутренняя тенденция больше направлена в сторону независимости и свободы действий. Таким образом, желание лидеров нести на себе ответственность и отвечать за свои дела является хорошим показателем в сторону того, что они действительно имеют сердце слуги.

5. Лидер-слуга заботливо и с любовью относится к тем, кто следуют за ним.
Забота - это любовь, выраженная не эмоциями, но волей. Она выражается в действии и направлена на нужды людей, их интересы и благополучие. Именно здесь Библейский образ лидера-пастыря объединяется с образом лидера-отца. Отец является высшим источником заботливой любви, он знает нужду еще до того, как его об этом попросят (Матфея 6, 8), он дает своим детям то, что хорошо для них (Матфея 7, 11) и ценит намерение больше, чем результаты (Матфея 6, 4).

6. Лидер-слуга готов слушать.
Слуги слушают для того, чтобы знать, что от них требуется. Лидеры не слушают, - они говорят, а другие их слушают. Но Слуга Господень, Кто также является Царем-Мессией, говорит:

    ... каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо мое, чтоб Я слушал, подобно учащимся.
    Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился ...
    Исаия 50, 4-5

Лидер-слуга всегда слушает, так как тоже хочет знать, что он должен делать. Он слушает Бога, но он также познал, что Бог говорит не только непосредственно, напрямую, но и через людей. Поэтому лидер-слуга открыт к тому, чтобы принимать критику и совет. Слуга с радостью примет все то, что вы скажете ему, если это поможет ему лучше выполнить свою работу, так как в конце дня будут рассматриваться результаты, и слугу будут скорее хвалить, чем бранить.
Лидеры часто воспринимают в штыки любое замечание о том, что их работа могла быть выполнена лучше, если бы они сделали то-то и то-то. Но лидер-слуга скажет так: “Если вы можете показать, что поможет мне принять лучшее решение сейчас или в следующий раз, я с удовольствием вас выслушаю”.

7. Лидеры-слуги имеют воистину смиренное сердце, и поэтому реально и здраво судят о своих способностях и недостатках, о том, что они могут выполнить и что не могут.

8. Наконец, лидеры-слуги охотно делятся своей властью с другими людьми с тем, чтобы те пользовались большей властью, а значит, становились свободнее, автономнее, способнее и сильнее.
Лидер-слуга познал, возможно интуитивно, а затем и из опыта, что чем больше становится людей, облаченных властью, тем больше становится власти, и наступает такая ситуация, что ни один человек (или какая-то группка людей) не обладает абсолютной властью, а также нет таких, кто остался бы вообще без власти.

Как стать лидером-слугой

 Мы постарались дать ответ на первый важный вопрос, касающийся лидеров-слуг, а именно: “Что это означает?”
Теперь мы подошли ко второму и столь же важному вопросу: “Как это сделать?”, или, чтобы быть более точным, так как мы говорим о природе или характере: “Как это получить?” Пока мы не сможем удовлетворительно ответить на этот вопрос, мы либо впадем в полное отчаяние, имея перед собой идеал, который кажется недосягаемым, либо попадем в заблуждение, полагая, что если мы только поймем данную концепцию, то сможем ее выполнить или стать ею.

Истоки характера слуги

Чтобы получить что-либо, вам необходимо обратиться к правильному источнику, и так как мы рассматриваем характер лидера-слуги, его истоком будет Сам Иисус Христос. Иисус очень ясно говорил об этом.

    Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
    Матфея 20, 28
    Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
    Лука 22, 27

Возможно, самую поразительную картину можно найти в Евангелии от Иоанна гл.21. Там мы находим воскресшего Христа, победившего грех, смерть и сатану и принявшего всю власть на небе и на земле, Который стоит на берегу и готовит рыбу ученикам на завтрак.
Иисус сделал так, что эта природа слуги стала доступной и нам. Апостол Павел объясняет этот процесс шаг за шагом в Послании к Филиппийцам гл.2 и делает ударение на том, что это должно быть нашим внутренним переживанием.

    Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе.
    Филиппийцам 2, 5

Чувствования или внутренние отношения - это то, что определяет наш характер, наши действия и реакции. Эти чувствования являются чем-то большим, чем верования, так как последние - это чисто интеллектуальные взгляды, которых мы придерживаемся, но которые редко влияют на стиль нашей жизни. Чувствования или внутренние отношения состоят из:
1) познавательного элемента, каким являются умственные верования или убеждения;
2) эмоционального элемента, то есть тех чувств, какие мы имеем по отношению к этим убеждениям;
3) волевого элемента, то есть ответных действий и нашего поведения в целом исходя из наших убеждений.

Слуга в Божьем понимании

Это место Писания в послании к Филиппийцам следует очень тщательно исследовать. Вот что в нем сказано:

    Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек ...
     Филиппийцам 2, 6-7

Итак, налицо следующие факты:
1) Иисус был “образом Божиим”, что значит, Он был совершенным Богом и Божественность была Его природой и естеством.
2) Он уничижил Себя, буквально: “опустошил Себя”. Это было добровольным и сознательным актом Христа. Он опустошил Себя от некоторых вещей, чтобы взять на Себя другие.
3) Он принял образ раба, его природу и сущность, что означает: Он был полностью и окончательно слугой по Своей природе так же, как и был Богом по Свое природе. Он не просто поступал как слуга или выполнял обязанности слуги, - быть слугой стало Его сущностью. Вот почему все Его служение было естественным для Него, в Его делах не было ничего искусственного или вынужденного, они проистекали из Него совершенно естественным образом, из самой Его сущности.
4) Эта природа слуги была человеческой природой, введенной в кровеносную систему человечества с тем, чтобы она могла стать доступной нам во Христе.
5) Затем Иисус принял природу слуги и показал ее применение во всех стрессах и обстоятельствах человеческой жизни. Он заложил в нее всякие возможности, которые нам когда-либо понадобятся, и испытал ее во всяких трудностях, с которыми нам когда-либо придется столкнуться. И затем:

    Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
    Филиппийцам 2, 8

Одним из условий существования человека является то, что смерть запечатлевает это существование в том состоянии, в каком оно в тот момент находится. После смерти невозможны никакие радикальные изменения. Возможны единственные изменения, которые заключаются в том, что мы становимся все больше и больше такими, какие мы есть.

    Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.
    Откровение 22, 11

Смерть Иисуса запечатлила Его человеческую жизнь в ее бессмертии, как об этом говорит Павел в Послании к Римлянам:

    ... Зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
    Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога.
    Римлянам 6, 9-10

Так как владычество смерти заключается в грехе, то грех уже не имеет власти над воскресшей человеческой жизнью Иисуса. Смерть запечатлила Его человеческую природу в ее непогрешимости. Таким же образом она запечатлила Его природу слуги, поэтому Он, хотя и является превознесенным Царем Славы, все еще Сын Человеческий, Который находится среди нас как Тот, Кто служит.

Внутреннее переживание природы Христа как слуги

Доступ к жизни Христа мы получаем через рождение свыше, и это есть внутреннее возрождение. Далее, через освящение мы переживаем на себе силу этой жизни. Освящение приводит нас к:
1) всевозрастающему пониманию и высокой оценке того, что было совершено для нас:
а) на кресте;
б) в действии Духа Святого с применением того, что было совершено на кресте;
2) всевозрастающему и постоянному применению реальности этого действия в нашей жизни;
3) мы научаемся морально и духовно принимать решения, которые гармонируют с этой реальностью.

Понимание

Первой ступенью является понимание. Надеюсь, что мы по крайней мере находимся на пути к постижению истины того, что в своем воплощении Иисус сотворил природу слуги и Сам стал слугой и что через наше соприкосновение с Ним, Его смертью и воскресением мы можем стать частью этой природы и войти в единство с ней. Но нам необходимо размышлять и глубоко погружаться в эту истину до тех пор, пока она не станет откровением для нашего сердца.

Применение

Второй ступенью является применение. На этой ступени в нашем сердце происходят глубокие изменения, поэтому эту ступень нельзя проходить быстро. Ее и нельзя пройти быстро, так как в этом случае ничего не произойдет. Нам придется пройти те же ступени и сделать те же шаги, которые делал Иисус, так как

    Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:
    Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его.
    Матфея 10, 24-25

С одной стороны, это очень личное путешествие и переживание, поэтому никто не повторяет путь другого и не повстречается с теми обстоятельствами, в которых окажется другой человек. Филиппийцам 2 глава, однако, дает нам некоторые положения, которые будут путеводителем и помогут нам увидеть, как далеко мы зашли в своем путешествии.

1. “Не почитал хищением” (стих 6).
Как только мы откроем свое сердце прожектору Духа Святого, мы несомненно увидим некоторые сокровенные взлелеянные цели и амбиции, которые стали для нас лично тем, что необходимо “восхитить”. Мы не можем позволить, чтобы другие люди определили для нас эти категории, а также нам запрещено применять их и к другим людям, но мы непременно придем к неизбежной, иногда разбивающей наше сердце ясности о конкретных вещах, на которые неумолимо указывает нам Дух Святой.
Первая ступень заключается в том, чтобы отпустить все то, что мы стараемся похитить, за что мы держимся двумя руками, и начать смотреть на них как на те вещи, которые мы больше не имеем права искать, за которые не имеем права бороться, рассматривая их как законную цель на своем пути.

2. “Уничижил Себя” или опустошил Себя.
Затем мы подойдем к такому моменту, если до этого не отступим, когда наступает наше опустошение, когда мы позволяем также уйти всем нашим амбициям, планам, видениям, мечтам, отпускаем то положение, которое занимаем или желаем занимать по мнению других. Другими словами, мы отпускаем весь аппарат волевой власти. Это означает, что мы избавляемся от всех наших вложений или опор, таких как успех, статус, положение, ранг или репутация.
Но существует нечто больше этого: мы должны опустошить себя. Это означает оставить свои силы и способности, даже если они даны Самим Богом, уверенность в себе и свой “послужной список”, свои знания и опыт, взгляды и позитивную самооценку, словом все то, что подпитывает наше падшее тщеславие и уверяет нас, что мы что-то из себя представляем. Мы можем думать, что тем самым отрекаемся от своей личности, но все это является ничем иным, как тем, что может соблазниться властью или обольститься занимаемым положением.
Будьте уверены: самоопустошение Сына Божьего не имеет ничего общего с нашим. Он оставил все совершенство и благость, а мы - те силы, которые запятнаны и сомнительны, и те потенциалы, которые порочны и низки.

3. “Принял образ раба” или взял на Себя природу слуги.
Когда мы становимся готовыми принять природу слуги Христа? Только тогда, когда процесс самоопустошения завершен, тогда как до этого момента понятие “слуга” - всего лишь какая-то концепция для нас, а мы имеем дело не с концепциями, а с реальной жизнью. Только Дух Святой знает, когда этот уровень становится пройденным для нас, и Он один может привести нас к осознанию, что, наконец, все старое прошло и теперь может прийти все новое.
В этот момент становится предельно ясно, как осуществлять это принятие. Мы начинаем понимать, что значит “принять” или “взять на себя” природу слуги, становится просто “почитать себя мертвым” и “ходить по Духу”, теперь это становится тем понятием, которое мы можем понимать и по которому можем действовать. Я подозреваю, что одна из главных причин того, почему нам кажется так нереально “принять на себя”, состоит в том, что мы еще не разобрались с тем, как “снять с себя”, и поэтому еще не достигли того уровня веры, где возможно применение природы слуги в своей жизни.

4. “Смирил Себя, быв послушным даже до смерти”.
Принятие природы слуги - переживание не из легких. Хождение в этом - это такой процесс, сердцевиной которого является Божественное повеление:

    ... только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу.
    Ибо весь закон в одном слове заключается: “люби ближнего твоего, как самого себя”.
    Галатам 5, 13-14

Продолжение

Очень важно понять то, как действует Бог в нашей жизни, чтобы произвести изменения в нашем характере. Прежде всего Его интересуют внутренние изменения: не то, что я делаю, но то, каким человеком я становлюсь. Например, Он не хочет, чтобы я просто делал все время добрые дела, Он хочет, чтобы я стал добрым человеком. Если я добрый человек, то все, что я делаю, будет добрым, даже если это обличение или акт дисциплины. Бог не хочет, чтобы я просто изрекал истину по каждому случаю, Он хочет, чтобы я стал истинным человеком, тогда честность будет характеризовать все то, что я делаю или говорю. Таким образом, Он заинтересован не в том, чтобы я совершал дела слуги, но чтобы имел сердце слуги.
Во-вторых, в Библии Бог не дал нам детальной, конкретной инструкции о том, как разрешать каждую ситуацию или сложившиеся обстоятельства. Там нет списка правил или какой-то установленной системы, которая автоматически подскажет нам, как поступать в каждой ситуации. Слабая сторона такого списка правил содержится в том, что, имея его, мы, подобно фарисеям, всегда сможем найти способ удобно устроиться и жить по букве закона, не имея нужды изменять свое сердце и проверять свои мотивы.
Вместо этого Бог сделал следующее:
1. Установил Свои повеления в виде принципов, чтобы направлять наше поведение;
2. Дал несколько конкретных примеров применения этих принципов;
3. Предоставил нам возможность применять эти принципы в реальной жизни настолько творчески и так честно, как мы можем в возникающих ситуациях.
Это значит, что мы живем не по установленному списку законов, но в гармонии с нашей природой слуги, спрашивая в каждой ситуации: “Какое решение в этих обстоятельствах лучше всего будет соответствовать интересам тех людей, которыми я руковожу?”
Не существует безопасного метода, с помощью которого можно было бы каждый раз действовать безошибочно. Часто наш выбор будет сомнительным, и мы совершим множество ошибок, на которых будем учиться. Но мы можем быть уверенными в одном: живя по принципам Божьим, мы в конце концов достигнем Его цели для нас. Натура слуги, а если мы руководим, то лидера-слуги, становится нашей второй природой. Другими словами, мы делаем это естественно и непринужденно, поэтому что бы мы ни делали: будь то принятие решений или выполнение решений другого человека, отдание приказаний или их выполнение, новое начинание или поддержание видения кого-либо другого, - мы будем делать это для того, чтобы служить.

Как обращаться с критикой

Одной из проблем, с которой часто встречаются лидеры и с которой, по их словам, трудно справиться, является критика. Она расстраивает их, сбивает с толку, иногда ранит и несет большие огорчения. Лидерское служение редко обходится без критики. Лидеры неожиданно обнаруживают ее прилепленной к их работе подобно ярлыку на товаре, о чем их никто не предупреждал заранее. Поэтому есть смысл рассмотреть этот предмет с особой тщательностью.
Критика может исходить от оппонентов или противников, от лидеров других церквей или христианских организаций, а также она может возникнуть среди тех людей, которым мы стараемся служить и которыми руководим.
Легче всего иметь дело с критикой извне. В конце концов, говорим мы сами себе, у наших противников должен быть свой молот, чтобы молотить, и сводим все их нападки к предрассудкам, невежеству, духовной слепоте или преднамеренному противостоянию истине. В этом есть даже что-то бодрящее, ощущение того, что мы находимся на огненном рубеже духовной войны.
Критика, исходящая от христианских лидеров, с которыми мы поддерживаем дружественные отношения, переносится тяжелее, так как предполагается, что мы находимся с ними на одной стороне несмотря на различие деноминационных ярлыков, доктрин или стилей поклонения. Но мы всегда можем объяснить это ограниченностью, незащищенностью или даже завистью со стороны этих людей.
Критика из собственных рядов является самой неприятной, так как в этом случае мы действительно находимся по одну сторону с теми, кто нас критикует, и такая критика сильно попахивает вероломством или бунтарством. Очень сильно ранит критика от тех людей, которые всего лишь пару лет назад призвали нас на это руководящее место и умоляли нас взяться за эту работу. Неожиданно наши самые горячие сторонники становятся нашими обвинителями. Чувствуя себя преданными, мы решаем, что теперь никому не сможем полностью доверять, и подумываем о том, не следует ли и нам пойти тем же путем и ответить огнем на огонь.

Почему возникает критика?

Мы сможем более объективно относиться к критике, если сразу же осознаем то, что это неизбежная часть атмосферы, окружающей лидеров. Как говорится в пословице: не можешь выдерживать жару - выйди из кухни. От лидеров требуется настойчивость в том, чтобы пробиваться вперед и выполнять все, что задумано, даже перед лицом негативных обстоятельств. Если это качество отсутствует, лидеры в конце концов перестанут вести, а сами станут следовать за сиюминутным настроением толпы.
Но нам нужно пойти еще дальше и понять, что критика - это не только неприятность, с которой всегда приходится сталкиваться лидерам. Она объяснима и имеет законное право на свое существование, даже когда со стороны лидеров нет явных ошибок. Давайте рассмотрим, почему это так.

  1. Если лидеры правильно выполняют свою работу, то время от времени они сталкиваются с необходимостью в изменениях. Большинство людей при этом чувствует себя неуютно, и мысль об изменении их пугает, даже если это изменение к лучшему. Таким образом, всегда найдутся люди, которые будут яростно защищать свой статус кво и противиться изменениям лишь по той причине, что это изменения, и которые будут видеть в лидерах источник своего дискомфорта.
  2. Лидеры устремлены в будущее и работают на те цели и перспективы, которые исполнятся в будущем, поэтому в настоящем их работа не завершена и планы реализованы лишь частично. Итак, всегда существует повод для критики, которая может выявить существующие недостатки и отклонения. Даже в том случае, когда текущие цели достигнуты и это сделано наилучшим образом, лидеры, дальше выполняя свою работу, уже находятся на пути к следующим целям и вновь будут иметь просчеты и недостатки, которые подвергнутся критике.
  3. Критика и сомнения часто возникают просто потому, что люди не могут видеть будущее так же отчетливо и в таком же привлекательном свете, как это видно лидерам. От людей и не следует этого ожидать, так как в этом случае они не нуждались бы в лидерах или сами бы были таковыми. Задача лидеров состоит в том, чтобы четко разъяснить людям свое видение и продолжать указывать направление движения. Существование вопросов и сомнений в этом случае может означать лишь то, что это не было сделано должным образом.
  4. Критика может возникнуть еще и потому, что люди не имеют доступа к полной информации, которой располагают лидеры, поэтому делают заключения, руководствуясь недостаточными данными. Это часто происходит потому, что лидеры нечетко или неполно освещают ход событий, а иногда и намеренно удерживают информацию как средство установления и поддержания своей власти.
  5. В трудные времена видение оскудевает. Когда события принимают неожиданный оборот, препятствия и помехи начинают казаться весьма серьезными и угрожающими, затмевая собой поставленные цели. Проблемы реальны и насущны, тогда как цели все еще далеко в будущем. Сомнения и ропот, основанные на страхе, - не новость. Историю исхода израильтян из Египта должны внимательно прочитать все лидеры без исключения, так как эта история может много рассказать нам о динамике критиканства. Путешествие к любой значительной цели всегда лежит через пустыню. Но это именно то место, где нужны лидеры. Когда все идет прекрасно, каждый может руководить и лидеры могут чувствовать себя не у дел. Но когда становится туго и любой другой скажет, что это пора кончать и следует повернуть обратно в Египет, - именно тогда вступают в силу и начинают действовать лидеры.
  6. Иногда критика возникает из-за того, что люди видят реальную опасность и те ошибки, которых не заметил лидер. Истина заключается в том, что приверженность лидеров к долгосрочным проектам и погруженность в них с головой затуманивает их зрение, так что они не замечают ловушки прямо под своими ногами. Внезапные опасности, имеющие небольшую сферу влияния, иногда точнее распознаются теми людьми, которые не входят в лидерский состав.
  7. Сомнения возникают от того, что восприятие одной и той же ситуации различными людьми сильно отличается. Это в свою очередь происходит потому, что мы руководствуемся различными мотивами. Так человек, который требует ясного и точного определения задачи, всегда будет обращаться за новыми подробностями, человек, который легко разрешает любые проблемы, станет искать потенциальные проблемы в любом деле, а человек, которому необходимо время для подготовки к чему-то новому, всегда будет сопротивляться в том, чтобы принять немедленное решение.
  8. Лидеры наделены властью, и когда эта власть используется легкомысленно, она может искалечить других людей. Легко впасть в отчаяние, когда твои чувства глубоко задеты, и многие христиане носят на своем сердце шрамы, оставленные авторитарными, бесчувственными, а зачастую и просто небрежными лидерами. Многие из таких людей не могут довериться вновь никакому руководству именно потому, что им была причинена сильная боль в прошлом. Необходимо научиться распознавать и мудро обращаться с критикой тех людей, которые некогда перенесли эту боль.
  9. Власть, которой наделены лидеры, выглядит такой очаровательной и захватывающей, что это может возбудить зависть среди тех, кто хотели бы быть лидерами, но таковыми не являются, или кто были кандидатами на руководящую должность, но не прошли по конкурсу. Ревность или зависть могут выйти наружу в виде критики или личных нападок, как это было в случае с Моисеем.

    • И позавидовали в стане Моисею и Аарону, святому Господню.
      Псалом 105, 16

  10. Наконец, мы часто критикуем просто потому, что гораздо легче найти просчеты, чем творить самому. Начинать и строить что-либо нелегко и требует затрат времени и энергии, а также готовности идти на риск. К тому же многое ставится на карту, даже если это только репутация самого начинателя. Но, как говорит Джин Эдвардс: “Умение видеть недостатки - дар дешевый и заурядный”.

Есть еще одна причина, почему людям так нравится критиковать. Критика несет в себе не произнесенный вслух намек, что мы бы сделали гораздо лучше то, что уже сделано. Кроме того, критика даже не обязывает нас продемонстрировать, действительно ли мы могли это, или нет.

Что делать с критикой

Если лидеры осознали, что критика - вещь вполне естественная, не всегда несущая в себе разрушение и что в любом случае им придется научиться мириться с ней, то встает вопрос: как поступить с ней наиболее благоразумно. Ниже следуют некоторые основные правила обращения с критикой.

1. Не отвергайте ее немедленно
Мы уже говорили о том, что лидеры должны иметь смелость, целеустремленность и настойчивость в том, чтобы продолжать идти вперед даже перед лицом негативных обстоятельств. Это легче дается тому лидеру, который в силу своего характера предпочитает игнорировать противостояние и идти дальше несмотря ни на что. Но такое автоматическое отношение к критике или сомнениям со стороны оппонентов нельзя рекомендовать как самое лучшее по той простой причине, что оно легко приводит к высокомерию или властному стилю руководства. Высокомерие и вытекающие из него последствия настолько губительны, что лидерам следует с благодарностью относиться к любого рода критике, даже самой беспочвенной, так как по крайней мере она является защитой от этих злейших опасностей.

2. Не падайте духом
Критика может легко подточить смелость лидеров, особенно если она исходит от своего же окружения или от тех людей, которые их обычно поддерживали и чье доброе мнение ими высоко ценится. Со временем появятся другие люди и лидеры такого же ранга, к которым они впоследствии смогут обратиться за ободрением, но непосредственно в момент критики им придется глубоко копать внутри себя, чтобы найти там источник силы и дерзновения для достойного разрешения возникшей ситуации. Это значит, что мы должны находить силу во Христе и иметь уверенность в Его присутствии. Когда в Секелаге произошла беда, Давида чуть было свои же не побили камнями.

    Но Давид укрепился надеждою на Господа, Бога своего ...
    1 Царств 30, 7

3. Не выходите из себя
Недостойная реакция на критику - это следующий шаг после упадка духа. Она проявляется тогда, когда лидеры, окруженные оппозицией и осложнениями, соблазняются на то, чтобы сделать неэтичный или беспринципный шаг так как он дает кажущуюся возможность отделаться от возникшей ситуации. Это может произойти и в том случае, когда внешнее давление критики и оппозиции становится слишком сильным, и тогда сила, смелость и воля лидера противостоять этому внезапно иссякают. В такие моменты нам нужно то, о чем молился апостол Павел.

    ... Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке ...
    Ефесянам 3, 16

4. Не позволяйте критике манипулировать вами
Иногда лидеры уступают критике и меняют планы или стратегию ради мира и спокойствия. В церкви это часто происходит “во имя единства”. Но на самом деле получается так, что перемены влекут за собой появление новых оппонентов из среды тех, кто являлся приверженцем предыдущей политики и теперь недоволен происшедшими изменениями. В этом случае лидеры пытаются идти по среднему пути, чтобы удовлетворить обе стороны, но обнаруживают, что ни одна из сторон не довольна компромиссом. Более того, молчавшее до этого большинство разочаровывается в лидере, так как видит, что он “играет на публику” и склоняется на ту сторону, которая громче протестует.
Это ни в коем случае не означает, что подход к критике должен быть однозначно неуступчивым. Сказанное выше указывает лишь на то, что промежуточные корректировки с целью угодить критике могут увести нас в сторону от установленных долгосрочных целей.

5. Не переходите на личности
Это, возможно, самое важное “не” из всех остальных, но и самое сложное в выполнении. Лидеры могут ошибаться здесь двумя способами. Во-первых, они могут принять критику их политики или планов как критику личности, и поэтому отнестись к ней как к атаке на целостность своего характера или способностей. Во-вторых, они могут переносить критику на личность и отвергнуть как человека, от которого исходила критика, так и его личные взгляды и мнения.
Всегда находите в критике достоинства и то, что является в ней конструктивным. Отношение к ней лидеров всегда должно быть таким: “Если вы можете помочь нам принять более правильное решение, то мы открыты к вашей помощи и благодарны за нее.”
Даже если человека побуждают к критике неправильные мотивы, это не является достаточным основанием к тому, чтобы автоматически ее отвергать. Справедливости ради следует признать, что бывали такие случаи, когда совершенно неподходящий для того человек в совершенно неподходящее время и с совершенно неправильными мотивами говорил абсолютно правильные вещи, соответствовавшие действительности.

6. Ищи причины критики
Часто критика или то, как она произносится, не выражает собой реальную проблему, но является лишь результатом или проявлением действительной причины. Обнаружение основания для критики или сомнений часто обуславливают ответную реакцию, приемлемую в сложившейся ситуации. На одно и то же замечание, высказанное разными людьми, часто следует реагировать по-разному. Например, причины, лежащие в основе критики, могут быть следующими:
а) Страх перемен или будущего. В этом случае человек взывает к тому, чтобы его успокоили.
б) Ошибка, недоразумение или недопонимание. Такая критика взывает к прояснению ситуации или к более детальной информации.
в) Потеря мужества перед лицом трудностей или сложных обстоятельств. Таких людей следует ободрить и успокоить.
г) Допущенная ошибка или надвигающаяся опасность. К такой критике следует внимательно прислушаться и принять меры к исправлению ошибки или избежания нависшей опасности.
д) Критика ради забавы или бесполезные споры, которые не имеют никакого результата. Такую критику следует опровергнуть, в противном случае она приведет к бесполезной трате энергии и будет препятствовать продвижению вперед.
е) Выражение обиды или боли, нанесенной человеку лидером в настоящем или прошлом. В некоторых случаях лидерам необходимо будет признать лежащую на них ответственность за разрешение ситуации, попросить прощения и “залечить” раны на сердце. Иногда исцеление будет необходимо и в таких случаях, когда на лидерах не будет вины за сердечную боль человека, например, когда кто-либо не прошел на вакантную должность и это причинило ему боль, хотя со стороны лидеров все было сделано правильно.
ж) Неправильные мотивы или неправильный дух, как например, зависть, ревность, ссоры или дух разделения. Такой критике необходимо решительно противостать. В то же время самим лидерам следует быть осторожными в определении характера критики. Может казаться, что она произносится с неправильными мотивами, тогда как реакцией на нее может быть их собственная гордость или чувство незащищенности.

Самый лучший совет в определении мотивов критики таков: делайте выводы только после тщательного и честного исследования ситуации. Никогда не принимайте решение по определению мотивов, руководствуясь первым предположением, так как мы редко можем быть уверенными даже в отношении своих собственных мотивов, поэтому судить о других еще более сложно.

Личные нападки

Что происходит в том случае, когда критика становится атакой на личность? Иногда критика лидеров может перейти на личности, и тогда становится ясно, что уже не политика лидеров, а они сами стали целью нападок. В таких случаях следует помнить следующее:

1. Не платите тем же.
Когда за критикой стоит неправильный дух, его можно победить только в том случае, если ответить на критику противоположным духом:

      Если критика вызвана ссорой - отвечайте миролюбием.
      Если критика вызвана злобой - отвечайте любовью.
      Если критика вызвана жадностью - отвечайте щедростью.
      Если критика вызвана гордостью - отвечайте смирением.
      Если критика вызвана высокомерием - отвечайте в духе ученичества.
      Если критика вызвана обманом - отвечайте истиной.
      Если критика вызвана недоверием - отвечайте верой.

2. Не позволяйте своим эмоциям диктовать вашу реакцию, чтобы вы не отвечали от обиды или злости.
Не позволяйте отвержению и горечи проникать в ваше сердце, а также не впадайте в грех жалости к самому себе - синдром “бедный я, бедный”. Помните, что, возможно, есть и другие, более уязвимые к нападкам, чем вы, например, ваш супруг/супруга и семья.

3. Не придавайте разделениям личностный характер.
Разделение редко (если вообще когда-либо) является успешным разрешением проблемы. Но если все же разделение необходимо, оно должно происходить мирно и на основании того, что в данной группе возникшая ситуация не может быть разрешена другим путем из-за несоответствия взглядов. Никогда не должно быть разделений из-за личностей.

4. Не позволяйте, чтобы такие нападки шли через вас, и не отстраняйтесь от тех, кому вы были верны до того, как на них обрушились атаки.
Верность означает: “Я за тебя, даже если все остальные будут против, и я буду защищать тебя, даже ценой риска для самого себя”.

Представленные главы переведены и напечатаны из книги
"Understanding Leadership" (Библейское понимание лидерства)

Вернуться к оглавлению журнала

Вернуться на Главную страницу О «Рука об руку» | Журнал "Восстановление" | Библиотека
Статьи и учения | MP3 | Рекомендуем | Ссылки
Партнёрство | Молитва | IHOP-KC | Обратная связь | E-mail
 
Hosted by uCoz